ТРАНСПОРТНАЯ И ДОРОЖНАЯ ИНФРАСТРУКТУРЫ - СТРАТЕГИЧЕСКАЯ РОЛЬ В РАЗВИТИИ СТРАНЫ
Губарев Д.Ю., магистр, аспирант кафедры Менеджмента инвестиций и инноваций Факультета менеджмента ФГБОУ ВПО «Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова»
Статья посвящена вопросу роли транспортной и дорожной инфраструктуры в процессе развития страны. Проводится анализ текущего состояния и перспектив развития транспортной и дорожной инфраструктуры Российской Федерации.
Ключевые слова: транспортная инфраструктура; дорожная инфраструктура; несоответствие состояния и развития.
TRANSPORT AND ROAD INFRASTRUCTURE - STRATEGIC ROLE IN DEVELOPING COUNTRIES
Gubarev D., master, the post-graduate student, Management of Investment and Innovations chair, FGBOU VPO Plekhanov Russian
University of Economics
The paper covers question of role of transport and road infrastructure in the process of developing of the country. The analysis of current status and future prospect of transport and road infrastructure of the Russian Federation is carried out.
Keywords: transport infrastructure; road infrastructure; incompatibility of condition and development.
Стратегию развития страны на период до 2020 года и последующие годы невозможно представить без улучшения действующей и создания новой транспортной инфраструктуры. Успешное осуществление планов модернизации российской экономики напрямую связано с реформированием ее транспортной инфраструктуры.
И представители бизнеса, и руководители регионов многократно возвращаются к одной и той же наболевшей российской теме -состоянию инфраструктуры, в данном случае дорог.
Автомобильные дороги имеют стратегическое значение для Российской Федерации. От уровня развития сети автомобильных дорог зависит решение задач достижения устойчивого экономического роста, повышения конкурентоспособности отечественных производителей и улучшения качества жизни населения, укрепления национальной безопасности государства и интеграции транспортного комплекса России в международную транспортную систему.
Совершенно очевидно, что плохое состояние дорог является объективным ограничителем роста экономики России, отражается негативным образом на безопасности, экологии. Безусловно, мы не стоим на месте, изменения есть. Даже несмотря на трудности кризисного периода, в дорожном строительстве удалось набрать неплохой темп. На строительство, реконструкцию и содержание дорог были направлены серьезные ресурсы. Начиная с 2002 по 2010 год на эти цели было выделено, ни много ни мало 2,7 трлн рублей. В текущем 2011 году за счет федеральных и региональных средств на дорожные работы будет направлено еще 700 млрд рублей - это на 40% больше, чем в 2010 году [7].
За последний период благодаря мерам, принимаемым Правительством Российской Федерации по развитию дорожного хозяйства, достигнуты положительные результаты во многих сферах дорожной деятельности. Введены в эксплуатацию [7, 8]:
• Санкт-Петербургская кольцевая дорога;
• четырехполосное движение на автомобильной дороге М-7 «Волга» от Москвы до Нижнего Новгорода;
• транспортные обходы вокруг Новосибирска, Красноярска, Иркутска, других крупнейших населенных пунктов России;
• активизировано строительство обходов Сочи, Иркутска, Нижнего Новгорода, Ярославля, Владикавказа, Екатеринбурга, Перми и других городов;
• 12 внеклассных мостов;
• завершена прокладка трассы Чита-Хабаровск, что по своей сути является историческим событием для России - впервые за всю историю вся территория страны - от Дальнего Востока до Калининграда - связана единой дорожной сетью. Это является огромным импульсом для качественного развития дальневосточных и сибирских территорий;
• приводятся в порядок городские дороги административных центров страны;
• особое внимание уделяется комплексному развитию транспортных узлов крупных городов;
• большое дорожное строительство развернуто в рамках подготовки к проведению Универсиады в Казани, форума АТЭС во Владивостоке, Олимпийских игр в Сочи;
• в текущем году завершено и подготовлено к вводу в эксп-
луатацию пять крупнейших мостовых переходов, в том числе мосты через реки Обь у Новосибирска и Енисей у Красноярска, вторые очереди мостовых переходов через р. Каму у Перми и через р. Оку в Калуге, мост через р. Урал на обходе г. Орска в Оренбургской области.
И это далеко не все примеры.
С 2000 г. количество автомобилей в России выросло на 70% - с 25 млн до 43 млн. К 2020 г., по экспертным оценкам, количество автомобилей в стране достигнет 60 млн, притом что 80% перевозки грузов обеспечивается автомобильным транспортом. Дорожная сеть страны составляет примерно 1 млн км автомобильных дорог. Почти 50% всех грузов в РФ перевозится по федеральным дорогам, но только 38% из них соответствуют предъявленным требованиям. В связи с изменением структуры транспортного потока, за последние 10 лет доля тяжеловесных автомобилей увеличилась в 5 раз. Например, на автодороге М-10 в Тверской области тяжелые грузовики составляют примерно 60-70%, потому что из морских портов Санкт-Петербурга, из Прибалтики автомобильный поток идет в Москву. Наиболее опасная ситуация сложилась на тех федеральных трассах, которые проходят по территории населенных пунктов
[9].
Вместе с тем в стране нарастает несоответствие между состоянием и развитием дорожной инфраструктуры и спросом на автомобильные перевозки. Согласно имеющимся оценкам, в настоящее время более половины сети федеральных дорог страны, а в Московском регионе более 60 процентов, функционирует на пределе пропускной возможности и в режиме перегрузки. Суммарные дополнительные издержки, связанные с перегрузкой дорожной сети, достигают в России 1,5-2 процентов ВВП в год. В результате, отмечаемый за последние годы ускоренный процесс автомобилизации страны сопровождается нарастающими негативными последствиями. Угрожающая ситуация сложилась в области безопасности дорожного движения: ежегодно в стране в ДТП гибнут более 33 тысяч человек и получают ранения до 220 тысяч человек. В суммарных выбросах загрязняющих веществ в атмосферу всеми техногенными источниками доля автомобильного транспорта составляет 42 процента (в крупных городах - до 90 процентов) [12].
В современных условиях развитие сети автомобильных дорог определяет скорость и интенсивность обмена товарами и услугами, возможности освоения новых территорий и ресурсов, способствует повышению инвестиционного потенциала регионов. Нам действительно нужен здесь настоящий, качественный прорыв: не просто отдельные крупные проекты, а планомерное развитие и кардинальное обновление дорожной сети страны, причем по всей территории. При этом нужно расширять географию новых строек (особенно это касается Дальнего Востока и Сибири), модернизировать автодорожные подходы к западным и южным границам России, в том числе в рамках трансконтинентальных транспортных коридоров.
Слабая дорожная сеть - это неразвитый рынок труда. Большие транспортные издержки на перемещения являются одним из серьёзных препятствий для маятниковой миграции.
Низкая пространственная мобильность накладывается на низ-
Таблица 1 [1, 2, 3, 4, 10].
ПРОТЯЖЕННОСТЬ ПУТЕЙ СООБЩЕНИЯ (на конец года; тысяч километров)
2005 2006 2007 2008 2009
Автомобильные дороги - всего 858 932 963 940 983
из них:
дороги с твердым покрытием - всего 724 754 771 754 776
Удельный вес дорог с твердым покрытием в общей протяженности автомобильных дорог, процентов 84,38 80,90 80,06 80,21 78,94
Таблица 2 [5, 18].
ВВОД В ДЕЙСТВИЕ АВТОМОБИЛЬНЫХ ДОРОГ С ТВЕРДЫМ ПОКРЫТИЕМ ПО СУБЪЕКТАМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (включая автомобильные дороги необщего пользования; километров)
2000 2005 2006 2007 2008 2009 2010 январь- июнь 2011
Российская Федерация - всего 7924,1 2551,5 2542,9 2819,3 3721,6 2686,6 3070,8 153,9
из них:
Центральный ФО 936,4 376,4 337,2 386,8 510,2 323,4 - -
Северо-Западный ФО 650,1 69,6 207,4 179,7 261,2 164,2 - -
Южный ФО 1074,6 293,3 312,6 365,0 436,0 439,0 - -
Приволжский ФО 2617,1 681,3 632,8 747,0 1095,1 461,9 - -
Уральский ФО 1200,0 560,4 372,6 289,0 449,4 318,6 - -
Сибирский ФО 865,8 366,3 359,3 441,8 626,1 688,2 - -
Дальневосточный ФО 580,2 204,1 321,0 410,0 343,6 291,3 - -
Таблица 3 [1, 3, 10].
НАЛИЧИЕ ТРАНСПОРТНЫХ СРЕДСТВ (на конец года; тысяч штук)
1995 2000 2005 2006 2007 2008 2009
Грузовые транспортные средства:
грузовые автомобили (включая пикапы и легковые фургоны) - всего 2937 4401 4848 4929 5168 5349 5323
Пассажирские транспортные средства:
автобусы - всего 513 624 792 824 882 894 -
легковые автомобили - всего 14195 20353 25570 26794 29405 32021 33084
троллейбусы - всего 13,2 12,2 11,4 11,3 11,2 11,2 11,0
Таблица 4 [1, 2, 3, 4, 6, 10, 11].
ПЕРЕВОЗКИ ГРУЗОВ ТРАНСПОРТОМ (млн.тонн)
Всеми видами транспорта -всего из них: автомобильным в % к предыдущему периоду
2000 7907 5878 -
2001 8200 6125 103,64
2002 8488 6348 101,90
2003 8756,1 6468,1 101,90
2004 8976,2 6567,8 101,54
2005 9165,0 6684,6 101,78
2006 9292,5 6753,3 101,03
2007 9446,2 6861,5 101,06
2008 9431,9 6875,1 100,20
2009 7468,5 5240,5 76,22
2010 7644 5235,3 99,90
Январь -Июнь 2011 3673,7 2429,4 106,40
Таблица 5 [3].
ВОЗРАСТНАЯ СТРУКТУРА ПАРКА АВТОМОБИЛЬНОГО ТРАНСПОРТА
кую квалификационную мобильность населения. Если человек не может перемещаться в пространстве, следуя за рыночными предложениями в своей профессиональной нише, то он подстраивается под предложения в месте проживания. Но система профессионального образования, развернутая под советские территориально-производственные комплексы, уже не существует. В силу этого, складывается ситуация массового морального устаревания профессиональных знаний и навыков населения.
Слабая дорожная сеть приводит к ситуации снижения рождаемости: стоимость жилья в городах не позволяет купить квартиру, чтобы родить ребёнка, а отсутствие работы в провинции не позволяет его «прокормить» в соответствии с социальными стандартами.
Низкая пространственная мобильность населения создает на территории РФ анклавы безработицы и экономической стагнации, границы которых совпадают с границами расселения определенных этнических и конфессиональных групп. Данные региональные различия имеют потенциал политической конфликтности и, при определенных условиях, способны создавать угрозу стабильности общественного порядка в стране.
Нет дорог - значит:
■ нет рынка труда;
■ нет роста квалификации населения;
■ нет роста зарплаты;
■ нет роста рождаемости;
■ нет регионального развития;
■ есть рост этнической (или конфессиональной) инкапсуляции и сопутствующих рисков.
Очень важным является рост транзитной привлекательности России. Реализация мероприятий для развития этого направления включает увеличение протяженности федеральных трасс, создание качественной инфраструктуры в транзитных коридорах и сдерживание роста транспортных тарифов. К тенденциям, тормозящим развитие транспортной отрасли России, следует отнести прежде
всего сохраняющуюся нестабильность мировой экономики. В нашей стране это приводит к дефициту бюджета, что сказывается и на финансировании государственных программ, в том числе в области строительства дорог и логистических центров. Результат -замедление реализации крупных инвестиционных проектов, успешность которых во многом определяется транспортной инфраструктурой. Колебания цен на рынках ключевых сырьевых ресурсов также снижают спрос, а значит, и потребность в транспорте. Отрицательно сказывается на отрасли и неравномерное развитие регионов России, из-за которого в одних из них все чаще имеет место перегруженность дорог и логистических центров, а в других транспортная доступность территорий недостаточна.
Но нельзя забывать, что соответствие современным стандартам качества строительства и содержания дорог возможно только при наличии соответствующей техники. Ни для кого не секрет, что качество строительства, ремонта и содержания автодорожного полотна во многом зависит от качества используемой техники.
Литература:
1. Российский статистический ежегодник. 2010: Статистический сборник / Росстат. - М., 2010. - 813 с.
2. Россия в цифрах. 2011: Краткий статистический сборник / Росстат. - М., 2011. - 581 с.
3. Транспорт в России. 2009: Статистический сборник / Росстат. - М., 2009. - 215 с.
4. Основные показатели транспортной деятельности в России. 2010: Статистический сборник / Росстат. - М., 2010. - 88 с.
5. Строительство в России. 2010: Статистический сборник / Росстат. - М., 2010. - 220 с.
6. Социально-экономическое положение России. 2010: Статистический сборник / Росстат. - М., 2010. - 531 с.
7. Доклад Председателя Правительства РФ Владимира Путина на совещании по вопросу повышения эффективности строитель-
ства и эксплуатации автомобильных дорог. 30 мая 2011 года, г. Тверь. Режим доступа: http://premier.gov.ru/events/news/15415/
8. Доклад Министра транспорта Российской Федерации
И.Е. ЛЕВИТИНА на «правительственном часе» в Государственной Думе Федерального Собрания Российской Федерации по вопросу «О мерах, принимаемых Правительством Российской Федерации по развитию дорожного хозяйства и проекте программы развития дорожной сети до 2015 года». 10 декабря 2008 года, г. Москва. Режим доступа: http://www.mintrans.ru/news/ detail.php?
ELEMENT_ID=4934
9. Доклад Министра транспорта Российской Федерации И.Е.Левитина на совещании по вопросу повышения эффективнос-
ти строительства и эксплуатации автомобильных дорог. 30 мая 2011 года, г. Тверь. Режим доступа: http://premier.gov.ru/events/news/15415/
10. Социально-экономические показатели Российской Федерации в 1991 - 2009гг. (приложение к статистическому сборнику «Российский статистический ежегодник. 2010»). Режим доступа: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat/ rosstatsite/main/publishing/ catalog/statisticCollections/doc_1270707126016
11. Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики Российской Федерации. Режим доступа: http:// www.gks.ru/
12. «Лизинговое финансирование дорожного хозяйства». В.П. Добровольский. Красная линия №53, май 2011 г. - Стр. 33-35.
УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МЕТОДОЛОГИИ ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА УСЛУГ НА ПРИМЕРЕ ОМСКОГО РЕГИОНА
Соловьева О.И., к.т.н., профессор, член-корреспондент Академии проблем качества, заместитель заведующего кафедрой экономики Омского института водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО «НГАВТ»
Соловьева Е.А., Омский институт водного транспорта (филиал) ФБОУ ВПО «НГАВТ»
Главной целью экономических реформ является создание экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения. Именно поэтому вопросы потребительской оценки качества товаров и услуг приобретают особое значение и обеспечивают актуальность научного исследования. Авторами разработана методика, позволяющая выявить проблемы в обеспечении удовлетворенности потребителей и ранжировать предприятия по признаку «ориентация на потребителя».
Ключевые слова: оценка качества услуг, методология оценки качества, показатели качества, обеспечение удовлетворенности потребителей, ранжирование предприятий.
ADMINISTRATIVE ASPECTS OF METHODOLOGY OF AN ESTIMATION OF QUALITY OF SERVICES ON AN EXAMPLE OF OMSK REGION
Solovyeva O., Ph. D., professor, vice-chief of economics chair, Omsk Institute of water transport Solovyeva E., Omsk Institute of water transport
The main objective of economic reforms is creation of the economy providing high level and quality of life of the population. For this reason questions of a consumer estimation of quality of the goods and services take on special significance and provide an urgency of scientific research. Authors develop a technique, allowing to reveal problems in maintenance of satisfaction of consumers and to range the enterprises by sign «orientation to the consumer».
Keywords: estimation of quality of services, methodology of an estimation of quality, quality indicators, maintenance of satisfaction of consumers, ranging of the enterprises
Переход к инновационным моделям организационного устройства, характерный для современной парадигмы управления, обусловливает переход к росту влияния взаимосвязей с динамично изменяющимся внешним окружением, Закрытые модели построения организации заменяются открытыми, в которых результативность функционирования зависит от взаимодействия внутренних структур между собой и внешним миром. Моноцентрический подход успешно сменяется полицентрическим, масштабы которого позволяют организации лучше ориентироваться в рыночном пространстве. Замена жестких связей бюрократического типа гибкими формами организации работы, переход к партисипативным моделям с развитыми инициативой и самоконтролем, отход от признания приоритетности материально-вещественных компонентов производства к нематериальным ценностям организации (в особенности, поведенческих факторов), учет социальных сетей - такие трансформации наблюдаются в динамике содержания приемов и моделей организационного строительства [2].
Современная ситуация в России предполагает создание условий для формирования и развития высокоэффективного рыночного хозяйства. Главной целью экономических реформ является создание экономики, обеспечивающей высокий уровень и качество жизни населения. Именно поэтому вопросы потребительской оценки качества товаров и услуг приобретают особое значение и обеспечивают актуальность научного исследования.
Оценка качества изделий и услуг несколько отличается по методологии и определяемым показателям. Если в изделии оцениваются безопасность, долговечность, функциональные характеристики, надежность, ремонтопригодность, экологическая безопасность, эстетические свойства, то в услугах: доступность, гарантии, взаимосвязь, отзывчивость и вежливость, симпатии, ощутимость, надежность.
Управление качеством представляет собой деятельность, цель которой - при минимальных затратах добиться значительного, но вместе с тем экономически целесообразного качества продукции. Актуальность формулирования, определения, исследования связи и единства проблем совершенствования и управления качеством однозначно определяется требованиями семейства стандартов ИСО 9000, одним из основных положений которых является осуществление миссии и политики в области качества, ориентированных на удовлетворение потребителя и обеспечение конкурентоспособности предприятия [5].
В большинстве отраслей экономики ценовая конкуренция уже уступает место конкуренции по качеству. Качество - понятие многогранное, и его обеспечение требует объединения научных сил, творческого потенциала и практического опыта многих специалистов. Показательно, что приоритеты обеспечения качества продукции для разных стран разные: для США - это прибыль, для Японии - качество продукции (получение заданных характеристик), для государств - членов Европейского Союза (ЕС) - безопасность [1].
От качества управленческих решений во многом зависит эффективность функционирования этих объектов. Управление есть сознательное воздействие человека на объекты, процессы и на участвующих в них людей, осуществляемое с целью придать определенную направленность экономической деятельности и получить желаемые результаты. Методы управления характеризуют способы, посредством которых субъект управления оказывает воздействие на объект управления.
В рамках зарегистрированной НИР «Экономические аспекты управления качеством продукции в Западно-Сибирском регионе» было проведено исследование рынка услуг в Омском регионе в аспекте обеспечения удовлетворенности потребителей. Были охвачены следую-