Научная статья на тему 'Транспортная доступность и традиционализм в таежных островных сообществах'

Транспортная доступность и традиционализм в таежных островных сообществах Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
132
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТАЕЖНЫЕ ОСТРОВНЫЕ СООБЩЕСТВА / TAIGA "ISLAND" COMMUNITIES / ТРАНСПОРТНАЯ ДОСТУПНОСТЬ / TRANSPORTATION ACCESSIBILITY / ТРАДИЦИОНАЛИЗМ / TRADITIONALISM / ПЕРИФЕРИЯ / PERIPHERY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Куклина Вера Владимировна, Черенев Алексей Анатольевич

Труднодоступные районы могут являться мерилом для определения пределов глобализации и сопровождаемого ею сжатия социальноэкономического пространства. При помощи анализа статистических данных, опросов и интервью во время полевых исследований в Тоджинском кожууне Республики Тыва, Нижнеудинском и Катангском районах Иркутской области авторы изучили стратегии местных сообществ и отдельных индивидуумов на вызовы, связанные с ограниченной транспортной доступностью в таежных районах Сибири. Одна из таких стратегий феномен развития традиционализма, будет рассмотрена подробнее в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transportation accessibility and traditionalism in taiga insular communities

Out-of-the way regions can be considered as tests for assessment the limits of globalization and accompanied with it compression of social-economic space. Using analysis of statistics, surveys and interviews during field studies in Todzhinskii kozhuun of Republic of Tyva, and Nizhneudinskii and Katangskii counties in Irkutskaia oblast the authors examined strategies of local communities and individuals in response on challenges related with limited transportation accessibility in Siberia’s taiga. One of such strategies the phenomenon of development of traditionalism, will be discussed in the article.

Текст научной работы на тему «Транспортная доступность и традиционализм в таежных островных сообществах»

ной преференции по доставке грузов в населенные пункты Тофала-рии.

13. Программа социально-экономического развития Мамского городского поселения на период с 2008 по 2012 г. - С. 24.

14. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений . http://www.gks.ru/free doc/new site/perepis2010/croc/perepis itogi1612.htm

УДК 911.3

© В.В. Куклина, А.С. Черенев

Транспортная доступность и традиционализм в таежных островных сообществах*

Труднодоступные районы могут являться мерилом для определения пределов глобализации и сопровождаемого ею сжатия социально-экономического пространства. При помощи анализа статистических данных, опросов и интервью во время полевых исследований в Тоджинском кожууне Республики Тыва, Нижнеудинском и Катангском районах Иркутской области авторы изучили стратегии местных сообществ и отдельных индивидуумов на вызовы, связанные с ограниченной транспортной доступностью в таежных районах Сибири. Одна из таких стратегий - феномен развития традиционализма, будет рассмотрена подробнее в данной статье. Ключевые слова: Таежные островные сообщества, транспортная доступность, традиционализм, периферия.

V.V. Kuklina, A.S. Tchereneuv

Transportation accessibility and traditionalism in taiga insular communities

Out-of-the way regions can be considered as tests for assessment the limits of globalization and accompanied with it compression of social-economic space. Using analysis of statistics, surveys and interviews during field studies in Todz-hinskii kozhuun of Republic of Tyva, and Nizhneudinskii and Katangskii counties in Irkutskaia oblast the authors examined strategies of local communities and individuals in response on challenges related with limited transportation accessibility in Siberia's taiga. One of such strategies - the phenomenon of development of traditionalism, will be discussed in the article.

Key words: taiga "island" communities, transportation accessibility, traditionalism, periphery.

* Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ в рамках проекта «Полевые исследования в труднодоступных районах севера Байкальского региона», проект №13-03-18017.

Таежными островными сообществами А. Пилясов называет «сообщества таежной зоны, расположенные в глубине континента, вне постоянной наземной транспортной сети». Однако в фокусе его внимания - северные сообщества, такие как Эвенкия, внутренние районы Якутии и Ханты-Мансийского автономного округа. Континентальные горные районы характеризуются не меньшей дискомфортностью климата и ограниченной транспортной доступностью, а также специфическим этническим составом. Признавая их специфику, специалисты выделили Тоджинский и Монгун-Тайгинский кожууны Республики Тыва в качестве районов Крайнего Севера. Такой же статус был у Тофаларии в Иркутской области, но был утрачен еще в 1950 г., а Тофалария была присоединена к Нижнеудинскому району. Но и сейчас в районной администрации обязанностью одного из заместителей мэра является курирование работы по Тофаларии, а глава Тофаларской администрации участвует во всех обсуждениях проблем труднодоступных районов в Иркутске наравне с другими главами районов. Единственный район в Иркутской области, имеющий статус района Крайнего Севера - Ка-тангский.

В данной статье будет рассмотрено, каким образом институциональные условия и сложившаяся система расселения с ограниченной транспортной доступностью отдельных поселений создают предпосылки для развития традиционализма в данных районах с одной стороны, и каким образом сложившаяся система традиционных отношений влияет на восприятие удаленности сообщества. Исследовательская гипотеза: в отличие от мегаполисов и прочих крупных городских центров активно вовлекающихся в процессы глобализации, в удаленных труднодоступных районах актуализация традиционных ценностей или традиционализм становятся основным ресурсом обеспечения устойчивости поселений. В качестве маркеров традиционализма мы выделяем как институционально обусловленные программы поддержки традиционной культуры коренных малочисленных народов, так и стихийное подчеркивание этнических различий, усиление клановости, формирование пространственной сегрегации по этническому признаку.

Статья состоит из следующих разделов: обзор формирования и современного состояния системы расселения и этнического состава модельных сообществ, особенности ресурсов административных образований в поддержке традиционализма, влияние новых акторов (добывающих компаний) на транспортную доступность и традиционализм, восприятие транспортной удаленности различными группами местных жителей.

Методология исследования

Полевые исследования проводились в населенных пунктах Тора-Хем, Ырбан и Саддам Тоджинского кужууна Республики Тыва, г. Нижне-удинск и сс. Ук, Алзамай, Порог, Широково, Катарма, Атагай, Алыгджер Нижнеудинского района, с. Кушун, Ербогачен и Токма Катангского района Иркутской области в 2013 г.

Программа нашего исследования заключалась в: 1) сборе статистических данных и знакомстве с местными программами социально-экономического развития на уровне муниципальных образований первого и второго уровней, 2) сборе фокусированных и экспертных интервью, 3) анкетировании местного населения, 4) картографирования.

Всего было проинтервьюировано 23 человека «под диктофон» и 17 человек - устно, в связи с их нежеланием говорить «под диктофон» либо неблагоприятными для интервью условиями (при постороннем шуме, во время ужина, во время конных переходов). В том числе, в Тоджинском кожууне было проинтервьюировано 14 человек, в Нижнеудинском районе

- 16 человек, в Катангском - 16 человек. Анкетным опросом охвачено 23 человек. В том числе: 13 человек в д. Ырбан и 10 человек и в с. Тора-Хем

- 10 человек.

Система расселения

Общим для всех рассматриваемых районов является дисперсное расселение с сезонным или полностью отсутствующим сухопутным сообщением. Дл Тоджинского кожууна и Тофаларии это связано с положением в районах горной системы Саян, для Катангского района - с положением в тайге и лесотундре Крайнего Севера. Строительство дорог в эти районы связанны с огромными финансовыми затратами и геоэкологическими рисками: частые в горных районах наводнения и паводки будут регулярно смывать дорожное полотно, а в Катангском районе необходимость постоянного ремонта дорог будет связана с таянием многолетней мерзлоты.

Зачастую действуют схемы бартерного обмена или дарения. Хлебопекарни существуют только в районных центрах, в остальных же поселениях труднодоступных районов, хлеб пекут себе сами. Электричество обеспечивается при помощи дизельных электростанций, доставка топлива для которых составляет существенную часть местных бюджетов. В частности, в Катангском районе расходы на ГСМ сопоставимы с расходами на субсидируемый завоз продовольственных товаров (16,2 и 16,7 млн р. соответственно за 2012 г.)72. Общим для рассматриваемых сообществ явля-

72 Отчет о целевом использовании субсидии по состоянию на 1 января 2013 г. по муниципальному образованию «Катангский район» / Приложение 4 к «Порядку представления из областного бюджета местным бюджетам субсидий в целях софинансирования расходных обязательств по созданию условий для обеспечения поселений Иркутской области, входящих в состав муниципального района

80

ется также высокий уровень безработицы - добывающие предприятия на три четверти в Тодже и полностью в Тофаларии обслуживаются неместными работниками. Также из-за того, что налоги за добычу недр выплачиваются в основном в федеральный бюджет, местные бюджеты являются глубоко дотационными73.

Тоджинский кожуун. Республика Тыва является субъектом РФ, непосредственно граничащим с Иркутской областью (Тоджинский кожуун). Актуальность исследования данного региона определяется тем, что в Республике Тыва: а) высокий уровень безработицы (19,2%. На 2008 г.); б) высокий показатель естественного прироста населения (15,3% на 2011 г.); в) высокий показатель преобладающей этнической группы (82,0% тувинцы); г) отмечаются факты роста национального самосознания тувинцев, доходящие до русофобии74; д) низкий уровень социально-экономического развития. Республика Тыва является самой «молодой» территорией вошедшей в состав СССР (11 октября 19944 года) и одной из самых неблагополучных в социально-экономическом и криминогенном отношении.

Тоджинский кожуун занимает северо-восточную часть Республики Тыва и граничит с Кызылским, Пий-Хемскими и Каа-Хемским районами, Республикой Бурятия, Иркутской областью и Красноярским краем. Административный центр - сумон (сум.) Тоора-Хем. Специфика преобладающего тувиноязычного населения особенно ярко проявляется при рассмотрении села Ырбан - единственного поселения с преобладающим русским населением в Республике Тыва. Поселение было создано в советское время на базе леспромхоза, заготавливавшего лиственницу и кедр. После распада СССР прекратил функционировать и леспромхоз. Население, приехавшее на заработки и осевшее в сумоне Ырбан, осталось без средств существования, без работы и перспектив улучшения своего благосостояния. Почти все молодое поколение предпочитает уезжать из Ырбана в другие населенные пункты, за пределы Тывы в Республику Хакассию и Красноярский край. При проведении анкетирования местного населения мы узнали, что за последние 10 лет только один молодой человек (34 года) вернулся обратно в Ырбан. Единственным средством его сообщения с внешним миром является сплав по Бий-Хему до Тора-Хема. Чтобы совершить сплав местные жители кооперируются по 10-14 человек и нанимают лодку билет «туда-обратно» стоит 500 рублей с человека. Сам сплав занимает в общей сложности 4-5 часов (имеется ввиду туда и обратно) при наличии хорошего и мощного лодочного мотора. Далеко не все могут

Иркутской области, услугами торговли»; О реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической энергоэффективности на 2012 год.

73 Комплексная программа социально-экономического развития Тоджинского кожууна Республики Тыва до 2015 года. - С. 18.

74 Хертек С.С. «Этапы формирования национального самосознания у тувинцев» // Теели. - 2010. - С. 12.

себе позволить съездить в Тора-Хем в районную больницу, аптеку или к родственникам.

Нижнеудинский район. 9-го октября 2004 г. был принят законопроект о наделении г. Нижнеудинска статусом городского поселения. Он вызвал большой резонанс у местного населения и в прессе, так как в состав МО «Нижнеудинский район» были включены города Нижнеудинск и Ал-замай. По закону №131-ФЗ (Ст. 2 п. 1, Ст. 11 п. 1 п. 5, п. 2) в состав одного муниципального образования (МО) не могут входить два города. В случае если г. Нижнеудинск наделяется статусом городского округа, Нижнеудинский район приобретает статус муниципального района и, согласно закону №131-ФЗ (Ст. 11 п. 2), должен иметь всю необходимую инфраструктуру для осуществления функций района. По данным, предоставленным Главным управлением здравоохранения, Департаментом транспорта и связи администрации Иркутской области, Комитетом экономического анализа, главным финансовым управлением, в Нижнеудин-ском районе необходимой инфраструктуры для самостоятельного решения органами местного самоуправления прилегающего муниципального района вопросов местного значения нет. На этот случай Федеральный закон содержит условие (,№131-ФЗ Ст. 2 п. 7), по которому г. Нижнеудинск необходимо ввести в состав района и наделить статусом городского поселения.

Катангский район расположен на краю Иркутской области, является крупнейшим в области и занимает 17% всей ее территории (139 тыс. км2), но содержит только 0,2% населения (3 779 человек по переписи 2010 г.75). Он причислен к территориям Крайнего Севера, один из индикаторов которого - сумма температур за вегетационный период (со среднесуточной температурой выше 5 °) ниже 1600-1800 что является границей для безопасного роста сельскохозяйственных культур (Агранат, 1992). Зима длится с октября по май, и температура в декабре достигают минус 57-59 °С.

Район имеет на западе и севере границы с бывшим Эвенкийским автономным округом, теперь - Эвенкийским муниципальным районом Красноярского края. Река Нижняя Тунгуска служила основным способом коммуникации между двумя районами: в советский период более высокий статус Эвенкийского округа притягивал эвенкийскую национальную интеллигенцию, которая на территории округа могла более полно реализовать собственное культурное наследие. С восточной стороны район граничит с Республикой Саха (Якутия), соседство с которой выражается

75 Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений .

http://www.gks.ru/free doc/new site/perepis2010/croc/perepis itogi1612.htm

82

также в смешанном якутско-эвенкийско-русском составе северных населенных пунктов района. С юга район граничит с Усть-Илимским, Усть-Кутским и Киренским районами. Речные артерии использовались в качестве путей для казаков, прибывших в Сибирь в поисках меха. В 1930-х гг. Нижняя Тунгуска использовалась для сплава пиломатериалов для Северного морского пути. После завершения строительства портов на берегах Северного ледовитого океана сплав прекратился, а использование водного транспорта было ограничено, обосновываясь короткими периодами навигации (100-150 дней), мелководьями, порогами, удаленностью от основных промышленных объектов и других водных путей.

Районный центр Ербогачен, где по переписи 2010 г. проживало 1965 чел.76 (52 % населения района), удален от областного центра Иркутска на 1815 км, и связан с ним только авиатранспортным сообщением. Аэропорт Ербогачена имеет грунтовую взлетно-посадочную полосу, способную принимать только самолеты Ан-2, Ан-24 и Ан-26. Во время сильных дождей полоса размывается и аэропорт закрывается. Другие поселения района сохранили только вертолетные площадки, хотя в советский период все имели взлетно-посадочные полосы для малой авиации:

«С Киренска АН-2 летал тоже также - 5 раз в неделю, кроме этого, с Киренска 3 раза в неделю летал самолет АН-2, начиная Киренск, Токма, Бур, Ика, Нэпа, Преображенка, Ерема, Оськино, Ербогачен, Ха-макар, Наканы, даже иногда до Инаригды летал. Теперь если в этих населенных пунктах раз в квартал пролетит вертолет, то они очень счастливы» (бывший глава района).

Административные ресурсы

Азасский, Ийский, Сыстыг-Хемский и Чазыларский сумоны (сельские поселения) муниципального района (кужууна) Тоджинского кожууна Республики Тыва, муниципальные образования Верхнегутарское, Нер-хинское и Тофаларское муниципального образования Нижнеудинский район и Катангский район Иркутской области включены в Перечень мест традиционного проживания и традиционной хозяйственной деятельности коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской Федерации. Поскольку единый механизм обеспечения прав коренных малочисленных народов на региональном и муниципальном уровнях отсутствует, каждый регион самостоятельно формирует программы и исполнение федеральных законов.

В Иркутской области ранее действовала федеральная программа «Экономическое и социальное развитие коренных малочисленных народов Севера до 2011 года» и аналогичная региональная программа для То-

76 Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений

http://www.gks.ru/free doc/new site/perepis2010/croc/perepis itogi1612.htm

83

фаларии и эвенкийских поселений других районов области, в рамках которой готовились национальные кадры и проводились мероприятия по охране здоровья, поддержке этнической культуры, традиционных видов хозяйствования и т.д. В настоящее время в рамках долгосрочной программы поддержки коренных малочисленных народов на территории То-фаларии обеспечиваются строительство жилья для малоимущих (которые с большей вероятностью являются тофаларами), круглогодичные авиаперевозки пассажиров и товаров первой необходимости, работа дизельных электростанций и топливо для них, участие в этнокультурных фестивалях, приезд врачей-специалистов77. Также в рамках поддержки тоджинцев осуществляется завоз продуктов и топлива и работа дизельных электростанций в Тодже.

Представители коренных малочисленных народов имеют право на ограниченное количество бесплатных лицензий для охоты и рыболовства и создание соседско-территориальных и семейно-клановых общин. Однако и в Тодже, и в Тофаларии зарегистрированы общины, главы или представители которых проживают в региональных центрах. Таким образом, традиционное природопользование общины осуществляется через город, где ведется документация, сдаются налоговые и прочие отчеты, есть возможность участвовать в переговорах с представителями власти, принимающими решения по удаленным районам, а также покупать необходимую технику, оружие, лекарства и прочие материалы для осуществления охотничьей или оленеводческой деятельности.

Таким образом, они могут воспользоваться программами поддержки коренных народов, принимаемыми на региональном уровне, федеральными законами по защите прав коренных малочисленных народов и федеральной целевой программой поддержки оленеводства, а также международными соглашениями по защите коренных народов, которыми руководствуются представители добывающих компаний при работе на территориях коренных народов.

Несмотря на исчезновение графы «национальность» из паспорта принадлежность к представителям коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока сохраняет свое значение. Благодаря этому они выходят на пенсию в 50 лет - женщины, и 55 - мужчины. В Тофаларии данное их право было обеспечено лишь в 2004 г. Для обоснования собственной этнической принадлежности представители старших поколений могут использовать свидетельство о рождении, а родившиеся после 2000 г. - свидетельства о рождении родителей. Причем уже не-

77 Долгосрочная целевая программа «Организация и обеспечение защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов в Иркутской области на 2013-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2013 года № 106-пп. http://irkobl.ru/sites/economv/targeted/organam-ispolnitelnov-vlasti/index.php/indigenous-peoples/ (доступ 21 августа 2013 г.)

84

сколько поколений записывались тофаларами, если хотя один из родителей был тофаларом.

В сфере воспроизводства традиционализма наиболее ярким примером является программа поддержки оленеводства как основной направленной на непосредственное развитие традиционного образа жизни. В Республике Тыва программа уже принята, и для ее реализации действует Республиканский фонд поддержки оленеводства, в Иркутской области она находится на стадии доработки.

Спецификой рассматриваемых таежных сообществ является то, что олень применяется как вьючное животное и для верховой езды, в отличие от тундрового оленя который используется преимущественно для упряж-ки78. В Тофаларии оленьи стада сохранились после развала леспромхозов, и в настоящее время существует два стада - около 200 голов в Алыгджере и столько же - в Верхней Гутаре. Наибольшее поголовье оленей сохранилось в Тоджинском кожууне, где по оценкам администрации их общее число достигает 2000, и поддерживается членами четырех родовых общин и МУП «Удэген». По наблюдениям Б. Донахью, около 30 семей в Тодже ведут кочевой образ жизни79. В рамках обмена поголовьем около 100 быков-производителей было отправлено в Эвенкию и столько же привезли оттуда.

В Тофаларии для передвижения используются олени зимой. Для езды «верхом» выбирают взрослых, 4-5 летних быков, которые свободно выдерживают человека до 70 кг веса. Таким образом крупные, чаще всего русскоязычные охотники не имеют возможности использовать оленей для верховой езды, но используют для вьючной. Особенностью Алыгджера является содержание всего стада совместно. Это обосновывается тем, что олени - стадные животные. В период охоты каждый забирает своих оле-

78 «Среди многочисленных народов, населяющих Сибирь, имеется два небольших племени, представляющих как бы реликтовую культуру - это карагасы и окинские сойоты. Окруженные скотоводческими и земледельческими народами под 52-53° с.ш., на уровне Киева, Варшавы, Берлина и Лондона, они со своими полярными прирученными оленями кажутся такими же отпрысками культуры приполярных областей, как и окружающий их ландшафт: высокогорная тундра с характерной полярной флорой и фауной, приютившая на самых вершинах Саян, выше линии снега под вечными снегами - их летние кочевья; горная тайга, с черными кедровниками, с угнетенным лесом замшенным деревьев, с каменистыми россыпями и болотистыми долинами горных речек - их зимние и летние кочевья. Оленеводы по способу передвижения, охотники по форме хозяйства...» (Петри Б.Э. Сойотская экспедиция, организованная Иркутским Местным Комитетом Севера // Этнографические исследования среди малых народов в Восточных Саянах (Предварительные данные). - Иркутск, 1927. с. 3) Цит. по: Иванов А.А., Ка-лихман А.Д., Калихман Т.П. Б.Э. Петри в истории Саянского перекрестка. - Иркутск: Оттиск, 2008. - 260 с.

79 Donahoe, B. Who Owns the Taiga? Inclusive vs. Exclusive Senses of Property among the Tozhu and Tofa of Southern Siberia // Sibirica, Vol. 5, 2006. - Р. 87-116.

85

ней, в остальное время - присматривают за ними поочередно или по разным необходимым нуждам. По словам местного старожила, около 48 охотников до прошлого года периодически заняты в уходе за поголовьем оленей: привозя продукты, соль, присматривая во время отела, ограничивая поголовье хищников вокруг оленьих пастбищ. В этом году, по словам главы администрации, было выделено специальное финансирование для поддержки оленеводства, по которому у них есть возможность выплачивать заработную плату пастухам, и таким образом нанимая их на постоянной основе. Подобная ситуация не вызывает каких-либо возражений со стороны других охотников, потому что оленеводство воспринимается тяжелой работой, от которой они будут рады освободиться.

В доставке продовольствия в настоящее время конкурируют между собой олени и снегоходы, пока олени выигрывают, потому что не зависят от топлива, которое требуется в большом количестве для заправки снегоходов: по оценкам местных жителей, на расстояние более 100 км до охотничьих угодий ехать на буране не имеет смысла, так как доходы от сбыта пушнины не оправдают затраты на топливо. Однако в конкуренции между деревянными избушками, палатками и чумами последние сдают свои позиции. Лишь в осеннее время, когда уже холодно спать в палатках, в Тофаларии используются получумы80, которые защищают от дождя и ветра и позволяют согреваться от костра без риска сгореть в палатке. Обычно же каждый охотник строит свою охотничью избушку, а иногда и несколько. Во время нашей экспедиции в сентябре 2013 г., когда зимовье оказалось непригодным для ночлега, охотниками был натянут полиэтиленовый тент, который защищал от дождя, снега и ветра, но был расположен вдали от костра, чтобы предотвратить попадание искр на тент. Строительство избушек, обустройство угодий являются способами закрепления охотничьих угодий за конкретным охотником:

«И.: А вообще как вы выделяли эти охотугодья? Ну вот вы говорите у кого-то столько-то. Р.: А они сложились исторически эти угодья. // Как вам объяснить-то.// Ну, одним словом сложились исторически. Вот охотился один охотник, рядом второй, третий, четвертый. Где-то там у них какие-то перемещения были по границам, в эволюции, так сказать. Ну а в целом значит, сейчас в данное время как они сложились, это сложилось исторически и все. Так они и есть. Их никто не трогает. Мы их не уменьшаем, не увеличиваем. Ну, немножко бывает чуть-чуть, если сами между собой люди договариваются. Это связано с тем, что у нас охотничьи участки они уже обу-

80 Рассадин И.В. Материальная и духовная культура тофаларов / Культурное наследие народов Центральной Азии. Полевые исследования-2008: сб. ст. -Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. - 112 с.

86

строены, там зимовья, избушки определенные есть, у каждого человека стойбища, там обустроены ловушки и... кроить их кромсать допустим, там ежегодно - это просто не допустимо даже» (интервью с охотпользователем).

Кроме того, следует отметить поколенческие различия в освоении охотничьих угодий: по словам главы администрации Тофаларского МО, в 1990-е годы выросло поколение, не приспособленное к дисциплине. Часто они бросали учебу в школе и уходили охотиться, но хороших охотников из них так и не получилось, потому что для этого также необходимо рано просыпаться и тратить много усилий на добычу. Последнее включает в себя воспитание и заботу о хорошей охотничьей собаке, охоту с ней, а не «просто ставить капканы», на незначительном радиусе. Кроме них промышляют одной установкой капканов старики, не способные передвигаться на значительные расстояния. Таким образом, более успешные охотники, способные передвигаться на большие расстояния, это 40-50-летние и охотники младше 30 (с 16 лет строят собственные избушки и охотятся самостоятельно). Помимо охоты на соболя с собакой нередко они занимаются промыслом на изюбря в летнее время и рыбной ловлей.

Охотничий промысел также претерпевает трансформации: в настоящее время успешность охоты связывается не столько с количеством добытого зверя, сколько с мировыми ценами на мех и возможностью выхода на рынок. Если охотник может реализовать добытые 30 соболей с минимумом посредников, возможно, он получит за них столько же, сколько за 60 соболей при максимуме посредников.

Ырбан. В настоящее время в населенном пункте проживает 250 человек, из которых 4 ассимилированных тувинца. Основным родом занятия и ресурсом жизнеобеспечения является заготовка пушнины (соболь, колонок, белка), мяса (марал, косуля), рыбы (хариус, ленок, таймень), а также заготовка известных лечебных препаратов (мумие, каменное масло, травяные сборы) и настоек (пантокрин). Из всего заготавливаемого на продажу идет главным образом только пушнина, а остальное на собственные нужды.

В беседах с местными жителями отмечается отсутствие взаимопонимания между местными жителями и представителями региональных органов власти. В частности местные жители обеспокоены обсуждением в республиканском Хурале закона о введении запрета охоты для местных жителей (ырбанцев) на левом берегу Бий-Хема (Большого Енисея), а именно там находятся самые богатые охотничьи угодья в той местности. Так же ырбанцы с трудом отстояли свое право на пользование личными скважинами под воду (тувинские власти пытались поставить счетчики расхода воды, несмотря на то, что жители Ырбана бурили скважины за свой счет и на своих участках). Обращения в органы районной и (или) республиканской власти ырбанцы считают бес-

полезным занятием, так как считают, что даже самые серьезные преступления, направленные против русского населения, тувинской полицией не доводятся до окончания расследования. Про такие правонарушения как конокрадство и воровство ырбанцы давно уже не пишут обращений в полицию: «На сегодняшний день в селе нет ни одной лошади, так как стоит только завести жеребенка и немного его вырастить, как его тут же украдут тувинцы» (муж., 60 лет).

Несмотря на трудное социально-экономическое положение жители Ырбана хорошо ориентируются в системе прав и обязанностей местного самоуправления. В отличие от многих других труднодоступных поселений Иркутской области (Мамско-Чуйского, Бодайбинского и Нижнеудинского районов, где жители отождествляют полномочия и возможности органов местного самоуправления с областными и федеральными) ырбанцы четко знают, что могут сделать местные власти, а что нет. По результатам проведенного анкетирования 95% респондентов оценили работу администрации на хорошо и отлично. Так же наблюдается и высокий интерес у жителей к процессам формирования органов местного самоуправления.

В районном центре Тоора-Хеме также существует некоторая напряженность в отношениях русскоязычного и тувиноязычного населения, которая материализовывается в постепенной сегрегации пространства поселка, выделении поселка Салдам в качестве вернакуляр-ного района:

«В: А получается, Салдан, это в основном русское население да? О: Половина на половину. Ну, много русских по сравнению, допустим в тех поселках вообще русских нету. В: Ну, вообще, сейчас Салдан, часть Тоора-Хема пишется да? О: Да, да, нету Салдана! Какой то, извините, не знаю кто, я бы его убила! В: А чем вы считаете Салдан должен отличаться? Ну, в смысле, что должен быть обязательно отдельным? О: Ну, все таки поселок Салдан, это историческое. Первым был, а не Тоора-Хем был первый» (интервью с руководителем Салдамского сельского клуба).

По ее словам, в Салдаме раньше жили купцы Бяковы, Сафьяновы, женились на тувинках. Уже в 1887 г. были Ий и Салдам, по Енисею шли дороги к золотым приискам. Староверы отсюда выехали в Сизим -поселок староверов в Каа-хемском кожууне. В настоящее время активисты клуба создали мини-музей, в котором собраны артефакты русской культуры. В перспективе в их планах - создание центра славянской культуры.

Новые акторы

Как и большинство труднодоступных районов, рассматриваемые сообщества расположены вблизи крупных месторождений полезных

ископаемых. Нередко районы, подобные рассматриваемым, относят к территориям «нового освоения», подразумевая под этим новый всплеск добывающей промышленности, и таким образом относя их к периферии, из которой предполагается извлечение ресурсов81. И в самом деле, в Тофаларии на этапе геологоразведки находится Зашихинское месторождение, Кызыл-Таштыгское - строительства комбината.

Прииск Покровский в Тофаларии существует уже с 1780 г. Около 5000 человек работали здесь в годы второй мировой войны вручную. Сейчас такой потребности в людях нет - их заменили бульдозеры, причем среди рабочих довольно редко можно встретить местных. Дороги, проложенные тяжелой техникой, стали основой, по которой до Покровского могут добраться грузовые автомобили и автомобили высокой проходимости. В Тодже прииски существовали в верховьях реки Бедый, даже сейчас там находили найти деревянные бои, кайла и лопаты с царскими вензелями.

В Тоджинском кожууне на Кызыл-Таштыгском месторождении полиметаллических руд строится горно-обогатительный комбинат китайской компании «Лунсин». Кроме того, добывающие компании обязуются обеспечивать занятость местных жителей и социальную под-держку82. С районной больницей заключен договор на 91 000 р., половина суммы которого идет на зарплату, половина - на топливо: врачи понедельно ездят туда. Деньги, выделяемые компанией администрации кожууна, идут на содержание зимника и паромную переправу автомобилей через Енисей.

Зашихинское месторождение редкоземельных металлов (тантал и ниобий) расположено в Тофаларии в 60-65 км от Алыгджера по конным тропам. Геологические обследования проводились здесь с 1970-х годов, по проложенным геологическими партиями дорогам стало работать и ныне действующее ЗАО «Техноинвест Альянс». Однако в настоящее время завоз техники в летнее время осуществляется со стороны Тулунского района, а от ближайшего населенного пункта - села

81 В данном случае используется различение между понятиями «периферия» и «провинция», данные В. Каганским: периферия - это «совокупность отдельных несамодостаточных мест, связанных исключительно с центром; в пространстве периферии решают свои задачи, не соотнесенные со спецификой мест, иные внешние территории; периферия живет не для себя» (Каганский, 2006).

82 По материалам местной прессы: «Численность работающих в ООО «Лунсин» на 1 июня 2013 года составила 1412 человек. Среди них российских граждан, жителей Тувы - 677, в том числе 75 человек - жители Тоджи <...> с начала получения компанией прибыли (то есть с момента выхода ГОКа на проектную мощность) компания «Лунсин» будет участвовать в долевом строительстве на территории Тоджинского района моста через реки Тора-Хем и Енисей, детского сада в райцентре на 250 мест и начальной образовательной школы, а так же в оснащении районной больнице новейшим медицинским оборудованием.» (Будущее создается сегодня, 2013. С. А16).

Алыгджер, месторождение отрезано двумя горными реками и горным перевалом, затрудняющим проезд даже вездеходной техники. В зимнее время они используют часть пути по зимнику Нижнеудинск-Алыгджер по реке Уда, однако обеспечивают содержание только пути от данного зимника в месте впадения реки Джуктыр в Уду до месторождения. Для содержания зимника пользуются услугами предпринимателя из Ниж-неудинска. В качестве разнорабочих нанимаются жители соседних деревень Тулунского района (Икей, Ишидей, Аршан), которых проще доставить во время завоза техники из Тулуна. Специалисты же в основном приезжают из других городов:

«В основном они привлекают специалистов с Иркутской области, с Ангарска, Иркутска, Усолья, Шелехова, Саянска, Свирска, люди есть. В: А с Нижнеудинского района? О: С Нижнеудинского я пока не могу сказать, с Тулунского есть. Хотя у нас есть договоренность, что мы в этом году и в том году готовы были брать местных жителей на работу, в качестве рабочих, и разных дел вот. С Владимиром Александровичем у нас был разговор, мы не отказываемся от своих намерений.... Вот мы геологи, мы можем брать по рабочим профессиям на канавы, копать лопатой, кайлой, мы геологи свое обещание держим, будем брать на геологоразведочные работы. На технику тоже конечно если есть аттестованные специалисты, с опытом работы, могут и умеют, с удовольствием! В: А это получается у вас тулунские, которые с кайлом, с лопатой? О: Ну, да. Рабочие с деревни, там есть Икей, Ишидей, Аршан, вот оттуда у нас работали, вот их привлекаем» (интервью с геологом).

Единственное место пересечения интересов местных и геологов -охотничьи угодья: «Здесь угодья Николая охотника... Наши руководители знают его около 30-ти лет. Когда открывали это месторождение геологи, Владимир Васильевич Перфильев один из первых, его Николай очень хорошо знает, помогает транспортом, и всем чем сможет, это его земля, и мы с ним поддерживаем нормальные дружеские отношения... Человек выезжает с охоты домой, охота закончилась в марте да, мы ему машину. Он грузит свой груз на машину, и мы его везем в Алыгджер. Ну, например. По зимнику. Он нам помогал и 20 лет назад помогал, когда они тут работали. Он давал лошадей, работал тут каюром, коней давал возил геологов, пробы вывозил с дальних участков. Вот есть у нас участки дальние, куда машина не подходит. Там лежат геологические пробы, он на лошадях своих ходил, грузил эти пробы, вывозил на дорогу» (интервью с геологом).

Другая промышленность, которая развивается рядом - лесная. Охотникам Тофаларии, чьи тайги расположены на границе с Тулун-ским районом или в бывших лесопромысловых частях Нижнеудинско-го района проще выехать из Тофаларии и заехать на охотничьи угодья

по бывшим лесовозным дорогам. Кроме того, с таких угодий удобнее заниматься сбором кедровых орехов, которые они могут вывезти на «Уралах» и ЗИЛах». Благодаря удаленности районов, лесные ресурсы пока не привлекают внимание лесорубов, но используются для строительства домов здесь же. Поскольку здесь нет внешних строительных бригад, то строят себе сами дома - администрация им выделяет лес на строительство, разрешает пользоваться пилорамой, функционирующей при администрации - можно самим делать доски и брус.

Заключение

Несмотря на специфику каждого локального сообщества, в условиях транспортной удаленности каждое из них по-своему воспроизводит традиционалистские дискурсы и практики. Преимущества традиционализма перед иными стратегиями - в возможности опереться на внутренние ресурсы в условиях, когда внешние ресурсы недоступны. Причем, как показано на примере Ырбана и Салдама, стратегии традиционализма востребованы не только представителями коренных малочисленных народов, но и русскоязычными, в случае их проживания с иноэтничной среде. Однако, в отличие от русскоязычного населения, у представителей коренных малочисленных народов меньше социальных связей с другими регионами, а следовательно, меньше возможностей покинуть эту территорию в случае экологических катастроф.

Если в случае с русскоязычным населением, опора идет на русскоязычное большинство и православную культуру страны, то представители малочисленных народов используют более активно семейно-родственные и клановые связи, а также объединяются друг с другом для отстаивания интересов сообщества, как в случае эвенков и тофала-ров Иркутской области. Кроме того, программы по поддержке коренных малочисленных народов оказываются единственной лазейкой в федеральных и региональных законах, позволяющей поддерживать жизнеобеспечение подобных труднодоступных районов.

Литература

1. Donahoe, B. Who Owns the Taiga? Inclusive vs. Exclusive Senses of Property among the Tozhu and Tofa of Southern Siberia // Sibirica, Vol. 5. 2006. - Р.. 87-116.

2. Долгосрочная целевая программа «Организация и обеспечение защиты исконной среды обитания и традиционного образа жизни коренных малочисленных народов в Иркутской области на 2013-2015 годы», утвержденная постановлением Правительства Иркутской области от 1 апреля 2013 года № 106-пп. http://irkobl.ru/sites/economy/targeted/organam-ispolnitelnoy-vlasti/index.php/indigenous-peoples/(доступ 21 августа 2013 г.).

3. Иванов А.А., Калихман А.Д., Калихман Т.П. Б.Э. Петри в истории Саянского перекрестка. - Иркутск: Оттиск, 2008. - С. 260.

4. Комплексная программа социально-экономического развития Тоджин-ского кожууна Республики Тыва до 2015 года. 18 с.

5. Отчет о целевом использовании субсидии по состоянию на 1 января 2013 г. по муниципальному образованию «Катангский район» / Приложение 4 к «Порядку представления из областного бюджета местным бюджетам субсидий в целях софинансирования расходных обязательств по созданию условий для обеспечения поселений Иркутской области, входящих в состав муниципального района Иркутской области, услугами торговли»; О реализации мероприятий по энергосбережению и повышению энергетической энергоэффективности на 2012 год.

6. Рассадин И.В. Материальная и духовная культура тофаларов / Культурное наследие народов Центральной Азии. Полевые исследования-2008: сб. ст. - Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2009. - 112 с.

7. Хертек С.С. Этапы формирования национального самосознания у тувинцев // Теели. - 2010, с. 12

8. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

http://www.gks.ru/free doc/new site/perepis2010/croc/perepis itogi1612.htm

9. Численность населения России, федеральных округов, субъектов Российской Федерации, городских округов, муниципальных районов, городских и сельских поселений

http://www.gks.ru/free doc/new site/perepis2010/croc/perepis itogi1612.htm

УДК 314 © Dean Carson, Deanne Bird

Lauren Bell, Pawinee Yuhun

Migration as an Adaptation to Climate Change for Remote Indigenous Communities: What might we expect?

Migration is well recognised as an option for adapting to the impacts of climate change. However, there is no general model to provide an understanding of who might migrate and to where and when. In reference to remote Indigenous communities in northern Australia, this study identifies thirteen dimensions that should be considered when modelling climate induced migration. It also highlights the importance of acknowledging the diversity and dynamism between communities and within communities. Migration is likely to present challenges for the people who are migrating, for the places they migrate to, and the communities they migrate from. Therefore, place-based adaptive strategies should be developed with individual communities to ensure that Indigenous people have appropriate migration options, and the skills and resources to exercise control over their migration decisions.

Keywords: Migration; mobility; climate change adaptation; Indigenous people; Australia

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.