Научная статья на тему 'Транспортировка и хранение радиоактивных материалов в условиях угрозы ядерного терроризма'

Транспортировка и хранение радиоактивных материалов в условиях угрозы ядерного терроризма Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
552
65
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БЕЗОПАСНОСТЬ / РАДИОАКТИВНЫЕ МАТЕРИАЛЫ / ЯДЕРНЫЙ ТЕРРОРИЗМ / ТРАНСПОРТИРОВКА / ХРАНЕНИЕ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Калашникова П.Д.

Рассматриваются логистические процессы, связанные с транспортировкой и хранением радиоактивных материалов, которые требуют принятия и соблюдения специальных отдельных мероприятий безопасности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспортировка и хранение радиоактивных материалов в условиях угрозы ядерного терроризма»

МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070

Список использованной литературы:

1. Федеральный закон от 30.12.2008 N 307-Ф3 "Об аудиторской деятельности" // СПС КонсультантПлюс.

2. Гусаков Н.П. Проблемы развития интеграционных процессов в рамках Единого экономического пространства и новые угрозы экономической безопасности России / Н.П.Гусаков, И.В.Андронова // Нац. интересы: приоритеты и безопасность. - М.: МГУ, 2014.

3. Корнева Г.В. Организация внутреннего контроля: цели, задачи и принципы построения. Интернет-журнал Института Государственного управления, права и инновационных технологий (ИГУПИТ) «НАУКОВЕДЕНИЕ» №4. - 2013.

4. Маслова Я.Ю. Оценка персонала как инструмент повышения конкурентоспособности вуза // Вестник Поволжского института управления. -№ 2. - 2015.

© Казанцева Е.Э., 2016

УДК 656.073

П.Д. Калашникова

Студент 2 курса ИОМ, кафедра логистики, Государственный Университет Управления, г. Москва

ТРАНСПОРТИРОВКА И ХРАНЕНИЕ РАДИОАКТИВНЫХ МАТЕРИАЛОВ В УСЛОВИЯХ

УГРОЗЫ ЯДЕРНОГО ТЕРРОРИЗМА

Аннотация

Рассматриваются логистические процессы, связанные с транспортировкой и хранением радиоактивных материалов, которые требуют принятия и соблюдения специальных отдельных мероприятий безопасности.

Ключевые слова

Безопасность, радиоактивные материалы, ядерный терроризм, транспортировка, хранение.

В наше время распространение ядерных технологий, вкупе с обострением экстремистских движений, создает серьезную угрозу ядерного терроризма и ставит перед мировым сообществом вопросы разработки комплексов эффективных мер по обеспечению безопасности всех процессов, связанных с радиоактивными материалами, выявлению и нейтрализации террористических групп, стремящихся завладеть ядерными ресурсами.

В региональной [1-3, с.4], национальной [4-5, с. 4], трансграничной [6-7, с. 4], международной [8-10, с. 4] логистике важное значение придается качеству используемых транспортных средств, грузовых единиц, таре и тарным материалам, упаковке и упаковочным комплектам, соблюдению требований и правил, условий способов транспортировки для особо для опасных грузов, в том числе и при перевозке радиоактивных материалов. Данное исследование выполнено в научной школе кафедры логистики ГУУ [11-13, с. 5] в продолжении выполнения планов учебной и научно-исследовательской деятельности [14, с. 5].

За прошедшие 70 лет мировое сообщество сделало гигантский шаг вперед в развитии атомной отрасли, в частности, в развитии безопасных и эффективных способов транспортировки радиоактивных веществ и ядерных материалов [12,18, с. 5]

На сегодняшний момент число транспортировок радиоактивных грузов растет, только в США ежегодно осуществляется около 2,8 млн. перевозок упаковок радиоактивных материалов, (из них 5,5 тыс. грузов в рамках работ Министерства энергетики (DOE)). Всего же опасные грузы составляют около 300 млн. перевозок в год (или же 3,1 млрд. тонн в год). В Великобритании перевозится около 600 тыс. упаковок

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_

радиоактивных материалов в год (из них автотранспорт - 500 тыс., ж/д - 4 тыс., море - 30 тыс. упаковок и 1 тыс. рейсов, авиаперевозки - 75 тыс. упаковок и 6 тыс. рейсов). Во Франции перевозится 940 тыс. упаковок радиоактивных материалов в год, где около 85 % - перевозки для отраслей промышленности: медицины, сельского хозяйства и т.д., что составляет примерно 3% от перевозок других опасных грузов [14, с. 5].

В России ежегодно в режиме специальных перевозок осуществляется около 2 тысяч межобъектовых перевозок РМ как автомобильным, так и железнодорожным транспортом (касается ядерного топливного цикла, в день число составов с подобными материалами может достигать 7). Суммарно перевозки всех опасных грузов составляют 800 млн. тонн в год [14; 17 с. 5].

Однако, несмотря на существующий ныне высокий уровень обеспечения безопасности перевозки РМ и ЯМ в отношении как общества, так и окружающей среды, в условиях резкого обострения экстремистской противообщественной деятельности многочисленных террористических группировок (среди них и запрещенные в РФ группировка «Аль-Каида» и «Исламское государство») все большую актуальность приобретает проблема угрозы применения и активного распространения ядерного терроризма.

На сегодняшний момент ядерный терроризм представляет собой реальную грозу обществу, которая требует тесного содружества стран и международных организаций, таких как МАГАТЭ, Генеральная Ассамблея и Совет Безопасности ООН и другие. В частности, угроза ядерного терроризма послужила предпосылкой создания автоматизированной системы безопасности транспортирования (АСБТ), представляющую собой комплекс средств автоматизации и физической защиты при перевозке радиоактивных материалов. АСБТ направлен на физическую защиту специальных грузов при транспортировке от несанкционированных ситуаций, мониторинг местоположения транспортного средства и контроль параметров безопасности транспортировки с оповещением и организацией работы аварийно-спасательных формирований и сил реагирования о наличии и совершении несанкционированных действий и возникновении чрезвычайных ситуаций, а также на обеспечение сохранности и защиты информационного потока, сопутствующего транспортировке радиоактивных грузов [15-16, с.5].

Структура АСБТ состоит из сети диспетчерских пунктов: центрального диспетчерского пункта Госкорпорации «Росатом», и диспетчерских пунктов, расположенных на предприятиях «Росатом», перевозчиках ЯМ и РВ, диспетчерского пункта Главного штаба внутренних войск МВД России и технического диспетчерского пункта на ФГУП «СНПО «Элерон». Все перечисленные компоненты оснащены комплексами автоматизации, связи и приема сигналов тревоги, а также средствами обмена информацией о транспортных средствах между другими диспетчерскими пунктами. Помимо этого, технические комплексы АСБТ установлены на транспортных средствах. Для обнаружения транспортного средства, транспортирующего радиоактивные вещества или ядерные материалы [15, с.5].

Для определения местонахождения транспортного средства используется специально разработанный для АСБТ и учитывающий важнейшие требования безопасности навигационный приемник спутниковых навигационных систем «ГЛОНАСС/GPS» («ГАЛС-П-АСБТ») [15, с.5].

На данное время активно внедряется новое поколение комплексов АСБТ, предназначенных для оборудования вагонов, ибо, как известно, железнодорожные перевозки радиоактивных веществ и ядерных материалов в Российской Федерации является приоритетным способом, как и транспортировка международного уровня. Новое поколение комплексов направлено на расширение функционала системы АСБТ, обеспечение большего централизованного контроля работоспособности АСБТ как в целом. Так и ее отдельных составляющих, но и упрощение системы в обслуживании, увеличение задействованных в ней абонентов и обеспечение информационного обмена «каждый с каждым». В частности, речь идет о комплексах «Лотос», и комплексе АСБТ-М.

АСБТ-М предназначен для всех типов вагонов и имеет два режима работы: горячий (во время рейса вагон используется в качестве головного или автономного, в нем находятся люди) и холодный (в вагоне отключены отопление и система энергоснабжения).

«Лотос» устанавливается для обеспечения контроля безопасности в вагонах, которые не оборудованы АБСТ. Комплекс устанавливается быстро, отличается компактностью конструкции и передачей информации как по радиоканалу, так и по сотовой связи и Интернету [16, с.5].

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_

На сегодняшний день разработанная в нашей стране система защиты радиоактивных веществ и ядерных материалов сводит возможность хищения РМ и ЯМ и осуществления террористических актов. Однако угроза ядерного терроризма не только существует, она по-прежнему является одной из самых актуальных проблем, стоящих перед обществом. Далеко не все страны могут продемонстрировать высокий уровень защиты хранения и транспортировки радиоактивных материалов (к примеру, Пакистан, Индия). Эта проблема является лишь частью комплекса сложных задач, решение которых должно стать приоритетом в политике ведущих стран в сотрудничестве с МАГАТЭ. Список использованной литературы:

1. Логистика и управление цепями поставок. Теория и практика. Основы логистики. Аникин Б.А.; Родкина Т.А.; Волочиенко В.А.; Заичкин Н.И.; Межевов А.Д.; Федоров Л.С.; Вайн В.М.; Воронов В.И.; Водянова В.В.; Гапонова М.А.; Ермаков И.А.; Ефимова В.В.; Кравченко М.В.; Серова С.Ю.; Серышев Р.В.; Филиппов Е.Е.; Пузанова И.А.; Учирова М.Ю.; Рудая И.Л. Учебное пособие / Москва, 2014.

2. Логистика: тренинг и практикум. Аникин Б.А., Вайн В.М., Водянова В.В., Воронов В.И., Гапонова М.А., Ермаков И.А., Ефимова В.В., Заичкин Н.И., Кравченко М.В., Пузанова И.А., Родкина Т.А., Серова С.Ю., Серышев Р.В., Федоров Л.С. Учебное пособие / Москва, 2014.

3. Воронов В.И. Методологические основы формирования и развития региональной логистики: Монография. - Владивосток: Изд-во Дальневосточного Университета, 2003. - 316 с.

4. Ермаков И., Петухов Д. Постановка проблемы развития национальной логистической системы. Логистика. 2014. № 11 (96). С. 56-59.

5. Абдулабекова Э. М. Развитие логистики в России. Гуманитарные науки: новые технологии образования. Материалы 10-й Региональной научно-практической конференции 19-20 мая 2005 г. Махачкала: ИПЦ ДГУ, 2005.

6. Воронов В.И., Воронов А.В. Международная логистика пространств и границ: основные аспекты формирования понятия, миссии, целей задач, функций, интегральной логики, принципов и методов. Управление. 2015. Т.3 № 2. С. 27-36

7. Лазарев В.А., Воронов В.И. Трансграничная логистика в евразийском таможенном [текст]: монография: / Государственный университет управления, Институт управления на транспорте, в индустрии туризма и международного бизнеса ГУУ. - М. : ГУУ. 2014. -158 с.

8. Воронов В.И., Воронов А.В. Международные товаропроводящие сети. Маркетинг. 2013. № 6 (133). С. 2028.

9. Воронов В.И. Международная логистика. Вестник университета (Государственный университет управления). 2004. Т.700.с.700.

10.Воронов В.И., Воронов А.В. Основные элементы эволюции элементов цепей поставок в международной логистике ЛОГИСТИКА. Проблемы и решения. Международный научно-практический Украинский Журнал. 2013 №, 2. Украина. Харьков.

11.Райков С. В. 70 лет атомной отрасли. 70 лет безопасных перевозок радиоактивных материалов. Презентация. М. - СПб, 2015.

12.5. Ершов В. Н. Перевозка радиоактивных материалов. Обзорная лекция-доклад. Презентация. СПб, 2015. 13. Обеспечение радиационной безопасности при транспортировании РМ. Презентация. СПб, 2015.

13.Козин О. И._ 70 лет атомной отрасли Развитие надежной и безопасной логистики основа глобального присутствия АО «Техснабэкспорт» на мировом урановом рынке. Презентация. М.- СПб, 2015.

14.http://bellona.ru/2015/11/18/1447854495-86/

15. http://www.eleron.ru/company/50years/ssi/articles/01 -asbt

16. http://www.ndexpo.ru/mediafiles/u/files/materials_2016/7/3Davydov.pdf

17. Калашникова П.Д. Исследование логистических процессов для опасных грузов на примере радиоактивных материалов. Научно-издательский центр Аэтерна. НК 150 Современный взгляд на будущее науки, Пермь 2016 г. С. 68-72.

_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-1/2016 ISSN 2410-6070_

18. Калашникова П.Д. Анализ используемых при транспортировке радиоактивных материалов упаковок и транспортировочных упаковочных комплектов. Научно-издательский центр Аэтерна. НК 150 Современный взгляд на будущее науки, Казань 2016 г. С. 62-66.

© Калашникова П.Д., 2016

УДК 332.1

С.М. Каюгина, старший преподаватель ФГБОУ ВО «ГАУ Северного Зауралья» г. Тюмень, Российская Федерация

МОЛОЧНОЕ СКОТОВОДСТВО ЮГА ТЮМЕНСКОЙ ОБЛАСТИ: СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ

Аннотация

В статье рассмотрены основные показатели молочного скотоводства юга Тюменской области, а также направления государственной поддержки отрасли.

Ключевые слова Молочное скотоводство, личные подсобные хозяйства, инвестиции, государственная поддержка, Тюменская область.

Сохранение и развитие молочного скотоводства и, на его основе, сельских территорий и сельского социума - приоритетное направление государственной политики на федеральном и на региональном уровне

[3].

В последние годы на юге Тюменской области прослеживается отрицательная динамика показателей молочного скотоводства. По данным Росстата поголовье коров в хозяйствах всех категорий на конец 2015 года составило 98,3 тыс., что на 16% меньше уровня 2010 года. Объемы производства молока за 2010-2015 годы сократились на 48,3 тыс. тонн [4]. Уменьшается число сельскохозяйственных предприятий, которые занимаются молочным животноводством, сокращается поголовье скота в личных подсобных хозяйствах населения. Причинами такого положения дел в отрасли являются рост расходов на производство, нехватка квалифицированных кадров, низкие закупочные цены на молоко.

Преодолеть негативные тенденции в молочном скотоводстве возможно при помощи государственной поддержки. В регионе реализуется государственная программа Тюменской области «Основные направления развития агропромышленного комплекса» на 2013-2020 годы, в рамках которой за 2016-2018 годы на развитие отрасли молочного скотоводства планируется направить 4 млрд. рублей. С целью комплектования животноводческих комплексов, построенных при государственной поддержке, 227 млн. рублей планируется направить на субсидирование расходов на приобретение племенных животных. На техническое перевооружение животноводства и развитие материальной базы планируется направить 736 млн. рублей, из них в 2016 - 245 млн. рублей. Сохранятся существующие виды субсидирования, преимущественно субсидии на молоко [2].

Региональные власти уделяют внимание как крупным производителям молока, так и малым формам хозяйствования. В области реализуется уникальная для России программа поддержки личных подсобных хозяйств, получившая название «Пять плюс». Проект организован по инициативе департамента АПК Тюменской области совместно с компанией «Золотые луга» - одним из крупнейших переработчиков молока в регионе. Он дает возможность фермерам нарастить поголовье и получать прибыть от сдачи молока в кооператив. Название программы складывается из условий участия в ней. Владельцам личных подсобных хозяйств нужно иметь пять коров и больше, причем надои каждой фуражной коровы должны составлять не

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.