агропромышленного комплекса Орловской области // Экономические и гуманитарные науки. 2013. № 7 (258). С. 101-107.
Мамутова А.Т.
ТРАНСПОРТИРОВКА, ХРАНЕНИЕ МОЛОКА И МОЛОЧНЫХ ПРОДУКТОВ В КЫРГЫЗСКОЙ РЕСПУБЛИКЕ
Кыргызский научно-исследовательский институт инновационной
экономики
Аннотация: Охлаждение свежевыдоенного молока и доставка его в охлажденном виде на перерабатывающие предприятия и другим потребителям является первоочередной задачей при его заготовке.
Abstract: The cooling of freshly squeezed milk and its delivery in a cooled form to processing plants and other consumers is a priority task for its procurement.
Ключевые слова: транспортировка, фляга, автоцистерна, переработка, авторефрижератор, охлаждение, сертификат, сырое молоко, бактерии.
Keywords: transportation, water bottle, tank truck, processing, refrigerator, cooling, certificate, raw milk, bacteria.
Транспортировка продуктов питания в целом в Кыргызстане и перевозка молока, в частности, на сегодняшний день является одной из наиболее динамично развивающихся областей грузоперевозок. Обусловлено это в первую очередь тем, что продовольствие относится к товарам ежедневного потребления. А потому транспортировка продуктов питания представляет собой важнейший промежуточный этап между производителем и конечными потребителями, к которому предъявляются особые требования и правила, гарантирующие безопасность доставленного товара для здоровья потребителя. Все молочные продукты относятся к группе скоропортящихся грузов, перевозимым в соответствии с множеством нормативных документов.
По сути, перевозка молока и молочной продукции является достаточно сложной задачей, справиться с которой могут лишь профессиональные компании-перевозчики, гарантирующие полную сохранность перевозимого груза.
Стоит отметить, что перевозка молока и молочной продукции требует четкой организации процесса транспортировки, что обусловлено относительно небольшим сроком хранения данного товара. Если говорить о промышленных масштабах, то
транспортировка молочной продукции осуществляется беспрерывно в соответствии с ранее оговоренным графиком.
Таблица 1 - Производство молока и молочных продуктов в Кыргызской Республике
2011 2012 2013 2014 2015
Молоко 1358,1 1382,4 1408,2 1445,5 1481,1
сырое,
тыс.тонн
в том числе:
коровье 1321,7 1350,0 1374,1 1410,6 1450,7
кобылье 32,4 28,7 30,7 31,6 28,1
козье 4,0 3,7 3,4 3,3 2,3
Источник: Национальный статистический комитет Кыргызской Республики.
В республике на дальние расстояния молоко перевозят во флягах и различных емкостях, называемых транспортными цистернами. Хранение молока на фермах перед его отправкой на перерабатывающее предприятие, а также молока и молочных продуктов на самом предприятии осуществляется в емкостях специального назначения.
Для перемещения молока и продуктов его переработки внутри цехов применяются такие простейшие средства механизации, как ручные и самоходные тележки, короткие молокопроводы и различные конвейеры.
При транспортировании молока с ферм на перерабатывающие предприятия используют фляги и автоцистерны. В больших объемах молоко перевозят в цистернах с помощью автомобильного транспорта, в основном российского производства. При этом способе велики затраты труда на погрузочно-разгрузочные операции и потери молока, а условия перевозки не отвечают санитарно-гигиеническим требованиям к пищевым продуктам. Вместе с тем, его широко применяют для транспортирования жидких продуктов (сметана, сгущенное молоко и др.) в торговую сеть.
Автоцистерна состоит из одной или нескольких секций эллиптической формы со сферическими днищами. Снаружи секции покрыты термоизоляцией, деревянной обшивкой и пергаментом, поверх которых установлен защитный кожух из тонколистовой углеродистой стали. Деревянная обшивка предохраняет термоизоляционный материал от механических повреждений, а кожух — от проникновения влаги. Благодаря слою термоизоляции, покрывающему секции, предотвращаются нагрев и замораживание молока при транспортировании. Наполнение секции молоком
осуществляется за счет вакуума, создаваемого автономной системой наполнения автомобиля, или насосом, установленным на месте сбора молока. Из цистерны молоко сливается самотеком или перекачивается насосом молочного завода.
Особый интерес представляет применение молокопроводной системы транспортирования молока на перерабатывающие предприятия малой и средней мощности в том случае, когда они незначительно удалены от молочных ферм. Опыт показал целый ряд преимуществ такой доставки перед всеми другими способами: высокий коэффициент эксплуатационной надежности, простота и удобство обслуживания, возможность использования в условиях бездорожья, сокращение длительности транспортировки молока.
Молокоперерабатывающие предприятия малой и средней мощности имеют относительно небольшой грузопоток. Поэтому перемещение готовой продукции чаще всего осуществляется с помощью ручных тележек различного типа. Для перемещения фляг, например со сметаной, можно применять роликовый или цепной горизонтальный конвейер.
Для доставки готовой продукции с молочных заводов в торговую сеть служат автомашины с изотермическими кузовами или авторефрижераторы. Авторефрижераторы отличаются от них наличием холодильной установки.
Перевозка молока может производиться как тарным, так и бестарным способом. Второй вариант подразумевает собой применение специализированных машин - цистерн марки ГАЗ - 53 АЦПТ-3,3. Доставку всей остальной молочной продукции осуществляют только тарным способом. Размещение молочной продукции в кузове транспортного средства должно осуществляться таким образом, чтобы полностью исключить возможное перемещение поддонов по автомобилю во время осуществления движения.
Несомненно, для транспортировки молочной продукции следует использовать лишь специализированный транспорт, обладающий маркировкой, соответствующей перевозимому грузу. Каждый автомобиль, предназначенный для транспортировки такого рода, должен быть вымыт и продезинфицирован. В летнее время погрузка и последующая доставка скоропортящейся молочной продукции в рефрижераторе не должна превышать 6 часов.
Современные рыночные отношения диктуют всегда одно главное условие для развития субъектов предпринимательства - постоянное движение, а потому предприниматели, имеющие узкую специализацию, пусть и в таком виде деятельности, как доставка
грузов, всегда рискуют оказаться аутсайдерами. Поэтому те фирмы, которые умеют быстро реагировать на меняющуюся конъюнктуру, сумели завоевать «транспортный» рынок.
Как правило, «извозчики» сегодняшнего дня стараются предложить не одну услугу, а целый их комплекс:
1. Перевозки специализированным транспортом таких грузов, как замороженная и охлажденная продукция, в контейнерах, навалом, сельскохозяйственные животные и т.д.;
2. Аренда грузового автомобиля с водителем;
3. Аренда грузового автомобиля без водителя;
4. Курьерские услуги;
5. Развоз грузов по заказчикам, потребителям;
6. Погрузочно-разгрузочные работы по адресу доставки грузов;
7. Экспедиторские услуги - это, прежде всего, услуги, связанные с организацией грузоперевозки, с заключением договоров грузоперевозки, а также с обеспечением отправки груза и его получением,
На осуществление любой из услуг в обязательном порядке должен заключаться отдельный договор, в частности, на оказание экспедиторских услуг - договор транспортной экспедиции, на аренду транспортного средства - договор аренды и т.д. Причем, в каждом из них в обязательном порядке необходимо прописать все обязанности Исполнителя при оказании им услуг и перечень самих услуг.
Главными «перевозочными» документами являются товарно-транспортная накладная (формы № 1-Т) и транспортная накладная. Эти оба документа служат основанием для списания расходов у перевозчика, связанных с доставкой грузов, с эксплуатацией транспортного средства и иное. Молоко и молочная продукция, как всем известно, являются полезными, но скоропортящимися продуктами, поэтому особенно важна их правильная транспортировка. При транспортировке молока и молочных продуктов обычно используются грузовые перевозки и осуществляются они по городским путям, а также по междугородным сообщениям.
Для правильного хранения молока и молочных продуктов по междугородным путям во время грузовых перевозок используются общие требования и нормы перевозки быстро портящихся грузов по дальним путям следования.
Для улучшения грузовых перевозок молока и молочных продуктов по территории города и его окраинах используются два различных вида транспортировки. Первый - бестарный. Второй - тарный способ обычными автотранспортными средствами.
Обычно при грузовых перевозках заключаются договора с грузополучателями о постоянном завозе молочных продуктов и молока.
Для облегчения транспортировки молока и молочных продуктов с помощью грузовых перевозок в пригород, грузоотправитель заранее подготавливает товар надлежащего вида к отправлению и погружает его на общей эстакаде таким образом, чтобы вся продукция приходила к грузополучателям в порядке заключенного с ними договора.
Молочные продукты охлаждаются в процессе их изготовления. Это относится к пастеризованному молоку, сметане, кефиру, творогу, мороженому, твёрдому сыру, майонезу, сгущенному молоку, комбинированному и лёгкому маслу, плавленому сыру. Прежде чем охладить молоко, его очищают. Молоко является отличной средой для развития молочнокислых и маслянокислых бактерий. Бактерии в молоко попадают с вымени животного, из воздуха, с рук человека, с посуды и т.д.
Молочнокислые бактерии, которые вызывают сквашивание молока, приостанавливают свой рост при температуре примерно 10 °С, а при температуре 2-4 °С их развитие полностью прекращается. Заморозка также помогает приостановить развитие бактерий в молоке, но в дальнейшем, при размораживании, многие бактерии возобновляют свою активность.
Молоко может охлаждаться как открытым, так и закрытым способом с применением технологического оборудования: ёмкости различной вместимости; пластинчатые и оросительные аппараты. Основным параметром при охлаждении молочных продуктов служит продолжительность данного процесса. Для охлаждения молока в закрытом потоке используют пластинчатый охладитель, где в качестве хладоносителя применяется ледяная вода.
Охлаждение молока ниже 0 °С приводит к разрыву оболочек жировых шариков и к потере части молочного жира. Поэтому температура охлаждения любого молока не должна быть ниже 6 °С, а процесс его охлаждения должен происходить не позднее трёх часов с момента доения.
Используются понятия и их определения, установленные техническим регламентом Таможенного союза "О безопасности пищевой продукции" (ТР ТС 021/2011):
- "айран" - кисломолочный продукт, произведенный путем смешанного брожения с использованием заквасочных микроорганизмов и дрожжей с добавлением воды, поваренной соли или без их добавления;
- "кефир" - кисломолочный продукт, произведенный путем смешанного брожения с использованием закваски, приготовленной на кефирных грибках, без добавления чистых культур молочнокислых микроорганизмов и дрожжей;
- "кумыс" - кисломолочный продукт, произведенный путем смешанного брожения кобыльего молока с использованием заквасочных микроорганизмов и дрожжей;
- "молоко" - продукт нормальной физиологической секреции молочных желез сельскохозяйственных животных, полученный от одного или нескольких животных в период лактации при одном и более доении, без каких-либо добавлений к этому продукту или извлечений каких-либо веществ из него;
- "сметана" - кисломолочный продукт, произведенный путем сквашивания сливок с добавлением или без добавления молочных продуктов с использованием заквасочных микроорганизмов, в котором массовая доля молочного жира составляет не менее 10 процентов;
- "сыр" - молочный продукт или молочный составной продукт, произведенный из молока, молочных продуктов и побочных продуктов переработки молока с использованием или без использования специальных заквасок, технологий, обеспечивающих коагуляцию молочного белка с помощью молокосвертывающих ферментов;
- "творог" - кисломолочный продукт, произведенный с использованием заквасочных микроорганизмов и методов кислотной или кислотно-сычужной коагуляции молочного белка с последующим удалением сыворотки путем самопрессования или прессования.
Перемещаемая между государствами-членами ЕАЭС молочная продукция, подконтрольная ветеринарному контролю, ввезенная из третьих стран или произведенная на таможенной территории Таможенного союза, сопровождается ветеринарным сертификатом, выдаваемым уполномоченными органами государств-членов ЕАЭС без проведения ветеринарно-санитарной экспертизы, которая подтверждает эпизоотическое благополучие.
Процессы, применяемые при производстве сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок, включая условия содержания, кормления, доения сельскохозяйственных животных, условия сбора, охлаждения и хранения сырого молока, сырого обезжиренного молока, сырых сливок, должны обеспечивать их соответствие требованиям настоящего технического регламента, а также требованиям других технических регламентов Таможенного союза, действие которых на них распространяется.
В новых условиях хозяйствования, в нашей республике необходимо внедрение прогрессивных форм и методов организации перевозок молока и молочных продуктов в стране
Список литературы
1. Бондаренко Л.В. Формирования конкурентных преимуществ отраслей сферы услуг региона (на примере Ростовской области). -Шахты, 2012. - 105 с.
2. Бондаренко Л.В. Теоретические аспекты формирования конкурентной среды в сфере услуг // Инженерный вестник Дона. 2011. Т. 15. № 1. С. 473-485.
3. Голубцов С.А., Голубцова О.П. Государственное управление устойчивым развитием территорий Российской Федерации // В сборнике: Институциональные и инфраструктурные аспекты развития различных экономических систем Сборник статей Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Сукиасян Асатур Альбертович. 2015. С. 111-116.
4. Мазлоев В.З., Аджиева А.Ю. Формирование конкурентоспособной институциональной среды на региональном рынке АПК // Экономические науки. 2010. № 63. С. 173-177.
5. Мирзабекова М.Ю. Концептуальный подход к анализу устойчивости экономического роста в промышленности // В сборнике: Научные исследования и разработки 2016 Сборник материалов IX Международной научно-практической конференции. 2016. С. 767-774.
6. Сизова Т.В. Рентабельность в кондитерской промышленности // Справочник экономиста. 2008. № 10.