Научная статья на тему 'Transportation of grain cargoes in ukraine'

Transportation of grain cargoes in ukraine Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
210
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЗЕРНО / ТРАНСПОРТ / ПЕРЕВОЗКА / ИНВЕСТИЦИИ / GRAIN / TRANSPORT / DEMAND / INVESTMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Popova O. S.

This article examines the Ukraine as a maritime power, released its potential in the development of the agricultural sector, especially its location. Ukraine being the world's fourth largest exporter of grain, has not its own fleet for transportation. Analyzes the position of the Ukrainian state on the matter, as well as improvement of Ukrainian legislation in this sector. The characteristic features of Ukraine in the transportation of grain cargoes, interoperability of different transport modes for carrying out the domestic transportation of goods, as well as the development of the industry. Distinguished company "Nibulon " as a leader in the field of grain transportation of goods, which has its own fleet, as well as increase it. The possibilities and prospects of cooperation of public-private cooperation in the sphere of cargo transportation by river and rail.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Transportation of grain cargoes in ukraine»

удк 33.012.42/.43:633.1(045)

транспортировка зерновых грузов на территории украины

Попова О. С., аспирант (ОНМА)

В данной статье рассматриваются характерные особенности Украины в вопросе транспортировки зерновых грузов, возможности взаимодействия различных видов транспорта при осуществлении внутренней перевозки грузов, а также пути развития отрасли.

Анализируются возможности и перспективы взаимодействия государственно-частного сотрудничества в сфере транспортирования грузов речным и железнодорожным транспортом.

Ключевые слова: зерно, транспорт, перевозка, инвестиции.

транспортування зернових вантаж1в на територп укра1ни

Попова О.С., асшрант (ОНМА)

У данш статтi розглядаються характеры особливостi Украши в питант транспортування зернових вантажiв, можливостi взаемоди рiзних видiв транспорту при здтсненю внутршньог перевезення вантажiв, а також шляхи розвитку галузi. Аналiзуються можливостi i перспективи взаемодп державно-приватного ствробтництва у сферi транспортування вантажiв рiчковим i залiзничним транспортом.

Ключов1 слова: зерно, транспорт, перевезення, твестицШ

transportation of grain cargoes in ukraine

Popova O. S., post-graduate student (ONMA)

This article examines the Ukraine as a maritime power, released its potential in the development of the agricultural sector, especially its location. Ukraine being the world's fourth largest exporter of grain, has not its own fleet for transportation. Analyzes the position of the Ukrainian state on the matter, as well as improvement of Ukrainian legislation in this sector. The characteristic features of Ukraine in the transportation of grain cargoes, interoperability of different transport modes for carrying out the domestic transportation of goods, as well as the development of the industry. Distinguished company "Nibulon " as a leader in the field of grain transportation of goods , which has its own fleet, as well as increase it. The possibilities and prospects of cooperation of public-private cooperation in the sphere of cargo transportation by river and rail.

Keywords: grain, transport, demand, investment.

Постановка проблемы и ее связи с научными или практическими заданиями. Мировая экономика находится в состоянии кризиса, в связи с чем ученые всего мира решают глобальные вопросы, связанные с причинами данного явления. Несмотря на это население Земли с каждым годом растет, потребляя все больше продовольственных товаров. Зерновые культуры пользуются спросом среди всех слоев населения, а значит, его перевозка осуществляется по всему миру. В мировом масштабе перевозка зерна осуществляется морским транспортом с помощью балкеров.

Рассмотрим возможность перевозки зерна с помощью национального флота. С помощью выделения развивающихся компаний в данной отрасли, охарактеризуем выгоды Украины при перевозки собственным тоннажем.

Привлечение частных инвестиций поможет четко распределить роль государства, а также выделить плюсы частного владения терминалами для государства.

Обзор последних исследований и публикаций. Растущий спрос на перевозку грузов на территории Украины и в мире в целом является основным показателем к увеличению транспортной индустрии. Характерной особенностью Украины в данном вопросе, является при относительно высоком количестве добываемой (выращиваемой) продукции, значительная нехватка транспортных средств [4].

Данный вопрос в 2013 году был рассмотрен при введении в силу Закона Украины «О портах Украины», который разрешил государственно-частное партнерство на территории портов [1].

Для транспортировки зерна необходимо качественное взаимодействие железнодорожного, речного и морского транспорта[2]. Транспортный коллапс в Украине необходимо решать с помощью коммерческих организаций в связи с недостаточностью бюджетных средств для данных целей [3]. Ведущей компанией в данной отрасли является компания «Нибулон», которая характеризуется стабильно растущим флотом.

© Попова ОС.

Вкиик економпки транспорту i промисловост1 № 45, 2014

Выделение нерешенных частей общей проблемы. Заинтересованность государства в развитии транспортной системы является недостаточной для достижения полноценного результата. Не смотря на усилия, существует ряд проблем, связанных с недостаточностью финансирования, несовершенством

законодательной базы.

Формирование целей статьи

(постановка заданий). Особенность

месторасположения Украины, ее

позиционирование на международной рынке труда, характеризует ее как морскую державу. Предложение видов транспорта в стране не соответствует спросу. Поэтому необходимы экономические реформы по улучшению ситуации в транспортном секторе экономики.

Целью статьи является выделение особенностей украинской транспортной системы через призму аграрного сектора экономики, а в частности перевозки зерновых грузов.

Основной материал исследований. Характерной особенностью Украины, является ее месторасположение в Центре Европы, а также богатые природные ресурсы, включающие в себя большое количество земельных ископаемых, плодородие почв, а также омывание Черным и Азовским морями.

Многие годы Украина была частью Советского Союза, после распада которого в 1991 году, потеряла свои позиции на мировой арене. Независимость была достигнута каждой стороной Союза, однако единая и продуманная цепь

Анализируя таблицу 1, хочется отметить, что позиция Украины на рынке экспорта зерна растет и в 2013/2014 маркетинговом году составляет 28,8 млн. тонн, что на 6,8 млн тонн больше, чем в прошлом году. И это несмотря на то, что посевные площади в Украине (как и во многих других странах мира) под пшеницу уменьшаются. Связано это со многими факторами, такими как: использование территории полей в частных нуждах, увеличение засева рапса и других быстро растущих культур, не требующих особого ухода и

доставки грузов была нарушена. Все богатство СССР было разделено в неравных долях между странами-членами. Транспортной инфраструктуре уделялось огромное значение в Союзе, особенно торговому судоходству и военному флоту. Украина получила в «наследство» 138 кораблей и судов, которые, в большинстве своем, были распроданы государством в иностранные компании или были разобраны на металлолом. Характерны данные действия и для сегодняшних украинских судовладельцев, которые сдают на металлолом суда, так как их эксплуатационные характеристики не соответствуют международным нормам, особенно после вступления в силу международной конвенции МЬС 2006 в августе 2013 года. Ярким примером является судоходная компания ALMAR, на основе которой также действует крюинговая компания.

Несмотря на критическую ситуацию в области транспортировки груза морем, Украина оставляет за собой статус морской державы. Богатство Украины не только в географическом положении, но и в том, что продукты сельского хозяйства пользуются спросом за рубежом. В связи с рекордным сбором урожая зерновых и государственной программой «Зерно Украины 2008-2015», возникает закономерный вопрос о необходимости экспорта зерна собственным флотом, а также вопрос развития всех видов транспорта, задействованных в данной отрасли.

По прогнозным данным USDA Украина по экспорту зерна за 2013/2014 маркетинговый год займет 4 место в мире.

трат со стороны государственного бюджета. Тема транспортировки и хранения зерна является актуальной долгое время и в связи с ее капиталоемкостью до сих пор не решена в Украине.

Осуществлять перевозку зерновых можно несколькими способами. В Украине разветвленная сеть железнодорожных путей, которые проходят вблизи полей, колеи проведены к морским и речным портам. Соответственно данный вид транспорта является неотъемлемой частью

Экспорт зерновых по странам и регионам, млн. т

Таблица 1

Страны и 05/06 06/07 07/08 08/09 09/10 10/11 11/12 12/13 13/14*

регионы

Аргентина 20,1 26,2 26,9 22,3 20,0 26,1 31,5 31,6 30,4

Австралия 20,3 14,0 11,3 18,4 18,0 23,2 30,2 25,2 25,0

Канада 19,6 23,0 22,6 22,2 21,4 21,0 21,7 23,0 23,9

ЕС 17,9 17,2 15,6 30,0 23,6 28,1 21,9 26,4 29,3

США 83,9 85,0 104,6 77,7 79,2 87,7 72,6 52,0 61,3

Украина 13,1 9,6 3,9 24,9 21,0 12,2 21,5 22,0 28,8

Другие 40,4 46,7 54,5 54,0 57,2 44,4 70,2 80,7 72,0

Всего 215 222 239 250 240 243 270 261 271

Вкиик економпки транспорту 1 промисловост1 № 45, 2014

транспортировки, однако, существует проблема: средний возраст вагонного парка в стране составляет 27 лет. Срок эксплуатации вагонов в среднем составляет 30-35 лет, из чего можно сделать вывод о физическом износе большей части вагонов через 3-8 лет. Отдельным вопросом является нехватка вагонов-зерновозов, которые используют не только как средство перевозки груза, но и как контейнера для хранения. Этим вопросом в последнее время заинтересовались как государство, так и частный бизнес. Связано это с введением нового закона «О Портах Украины», вступившего в силу в 2013 году. Закон позволяет взаимодействовать частному инвестору и государству на взаимовыгодных условиях. Вопрос перевозки зерновых грузов будет решаться путем постройки новых зерновых элеваторов, зерноперегрузочных комплексов, примером является открытие первой очереди строительства зернового терминала в Одесском порту, мощностью 4 млн тонн.

Анализируя внедрение частных инвестиций в портовый комплекс Украины, можно заметить на сегодняшний момент позитивные тенденции, перечисленные раннее. Соответственно, возникает вопрос о необходимости взаимодействия с инвесторами и в железнодорожном транспорте. Известно, что «Укрзализныця» предприятие государственное. По данным за 2012 год 82% товарооборота перевозилось железнодорожным транспортом. Сегодня этот показатель уменьшается в связи с окончанием эксплуатационного периода вагонов и за 6 месяцев 2013 года составил более 60%.

За последние несколько лет на территории Украины значительно увеличилось количество экспедиторских компаний, занимающихся перевозкой грузов, как собственным транспортом, так и арендованным или используя договор лизинга. В 2007 году 31,7% грузов на территории Украины перевозились с помощью государственно-частного партнерства, в 2013 году данный показатель составил более 50%. На сегодняшний момент в Украине более 100 компаний являются собственниками выгонов, наиболее крупные из них ООО »Лемтранс», которое занимает 39% рынка. Анализируя вливание частных инвестиций в железнодорожный транспорт, необходимо отметить позитивную реакцию, связанную с возникновением конкуренции в отрасли, что ведет к качественному улучшению отрасли.

«Укзализныця» является монопольным игроком в сфере перевозки пассажиров, в связи с чем, риски, связанные с незапланированным прибытием нескольких поездов к одному перрону, сводится к минимуму. Развитие частного партнерства не может гарантировать своевременную доставку груза, в связи с

невозможностью определить месторасположение того или иного вагона по логистическим причинам. Данный аспект может привести к материальным затратам как со стороны «Укрзализныци», так и со стороны частного предприятия.

Для решения описанных проблем необходимо создать систему работы на основе государственно-частного партнерства с единой базой данных о нахождении вагонов. Расширение вагонного парка частными инвесторами несет за собой вливание инвестиций в бюджет, а также решение проблем, связанных с перевозкой зерновых грузов на территории страны.

Украина - морская держава, омывается кроме Черного и Азовского морями, крупнейшими реками Европы: Днестром и Дунаем. В таких странах как Германия, Франция и другие, речная магистраль используется в полном объеме, в связи с ее экономичностью и экологической безопасностью, что является актуальной темой. Посчитано, что выброс вредных веществ в атмосферу используя водный транспорт сокращается в 6 раз по сравнению с автомобильным и в 1,5 раза меньше железнодорожного транспорта.

На территории Украины находятся 18 речных портов и терминалов, которые способны по своим мощностям переработать и перевести более 50 млн тонн груза. Глубина Днепра составляет 3,65 метра от Киева до Херсона, Днестра - 3-4 м. Существует несколько значимых компаний, использующих речной транспорт для перевозки грузов. Наиболее известные из них:

-«Укрречфлот», имеющая в своем составе 7 судов типа река-море, 3 самоходных и 5 несамоходных барж, а также 7 буксиров. Использует в своей работе Днепропетровский, Запорожский, Херсонский, Николаевский, Никопольский речной порт и Киевский портопункт.

-«Нибулон» - стремительно развивающаяся компания, работающая на основе частных инвестиций. Название компании состоит из городов, предприниматели которых внесли свой вклад в создание корпорации: Николаев, Будапешт, Лондон. «Нибулон» активно укрепляет свои позиции, в составе флота компании на сегодняшний момент 28 несамоходных барж, 7 буксиров. Работа компании ориентирована на хранение и перевозку зерновых грузов.

Государственная программа «Зерно Украины 2008-2015» нацелена на увеличение урожая зерновых до 70-80 млн тонн. Соответственно государство планирует увеличение экспорта зерна до 40-50 млн, так как годовое потребление зерна в Украине составляет 25-26 млн тонн. Перевозка зерновых речным транспортом, может существенно снизить нагрузку на

Вкник економжи транспорту 1 промисловост1 № 45, 2014

автомобильный и железнодорожный транспорт. Опыт «Нибулона», который ежегодно увеличивает количество транспортных средств для перевозки зерновых речным транспортом, доказывает эффективность и прибыльность данной программы.

В 2012 году Днепром были перевезены 1 млн тонн зерна, за 9 месяцев 2013 года показатель составил 926,5 млн тонн, что дает возможность предполагать увеличения показателя в 2013 году. Однако, существуют и проблемы транспортировки грузов по реке, связанные с нехваткой зерновых элеваторов, прилегающих к речным портам. На Днепре построены 9 таких элеваторов, все они частные: 7 из них принадлежат компании «Нибулон», 1 - «Укрречфлоту» и 1 - «Гермес Трейдинг».

Характерной для рек проблемой является финансирование гидротехнических сооружений. Нехватка бюджетных денег приводит к замедлению развития водной магистрали. В связи с этим, компания «Нибулон» разрабатывает собственные стратегии по устранению данной проблемы. Сотрудничая с ГП «Укрводпуть», компания «Нибулон» планирует заняться дноуглубительными работами на территории портов Днепра. Данный вопрос находится в состоянии рассмотрения.

Выводы данного исследования и перспективы дальнейших работ в этом направлении. Прогнозируемое увеличение урожая зерновых культур несет за собой ряд вопросов, основными из которых являются: хранение и его транспортировка. Украина в 2013/2014 маркетинговом году по прогнозам USDA займет 4 место по экспорту зерна в мире (28,8 млн тонн). Железнодорожный и автомобильный транспорт используют при перевозке зерна в морские порты наиболее часто. В данной статье рассмотрена возможность использования речного транспорта для данных

целей. Являясь менее затратным и более экологически чистым, данный транспорт способен конкурировать на рынке перевозок.

Анализируя состояние государственного вагонного парка, делается вывод о необходимости введения частных инвестиций в транспортную индустрию страны. Закон «О морских портах» также предполагает работу порта на основе государственно-частного партнерства.

Развитие морского транспорта путем покупки новых балкеров или балкеров Second Hand может существенно повысить вливания в бюджет Украины. Характеризуется флот компании «Нибулон», которая успешно функционирует на территории Украины.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. О морских портах Украины: закон Украины от 04.07.2013 № 406-VII // Собрание законодательства. - 2013 (ст. 65).

2. Головко С. Конкурентоспособность грузоперевозок речным транспортом Украины / С. Головко // Порты Украины. - 2013. - №9 (131). -С.34-36.

3. Мезенцев В. На путях государственно-частного партнерства / В. Мезенцев // Порты Украины. - 2013. - №9 (131). - С.40-41.

4. Предпринимательство в торговом судоходстве: [учебник для курсантов морских вузов] / Н. Т. Примачев, Н. Н. Примачева, О. Ю. Вовк, Ксендзова Н. О. - Одесса: ОНМА, 2008. - 340 с.

5. Secretary-General of UNCTAD. United Nations Conference on Trade and Development [Электронный ресурс]] : Review of Maritime Transport, 2012. -С. 196. - Режим доступа к отчету : http://unctad.org/en/pages/Public

Рецензент д.э.н., профессор ОНМА Примачев Н.Т. Эксперт редакционной коллегии к.э.н., доцент УкрГАЖТ Елагин Ю.В.

удк 343.979(100)

проблемн1 питання детективно! (розшуково!) д1яльност1 в украш1, 1стор1я розвитку, св1товий досв1д, ринок приватно!

детективно1 (розшуково!) д1яльност1

Чередниченко О. Ю., к.е.н., доцент (УкрДАЗТ), Чередниченко А. О., асшрант (ХНУМГ ¡м. О.М. Бекетова)

В статтi розглядаеться суттсть, роль, мкце та поняття детективноI (розшуковоI) дiяльностi, iсторiя розвитку, свтовий досвiд, ринок приватноI детективноI дiяльностi в УкраЫ. Пропонуються можливi варiанти и легалiзацií та законодавчого закртення дiяльностi детективноI (розшуковоI) дiяльностi в державi.

Ключов1 слова детективна (розшукова) д1яьшсть, безпека, суб'екти детективной д1яльност1, законодавче закр1плення детективной д1яльност1.

© Чередшченко О.Ю., . . .„.

. _ В1сник економ1ки транспорту 1 промисловост № 45, 2014

Чередшченко А.О. -- ---

272

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.