Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТ СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ: ДИНАМИКА В УСЛОВИЯХ ШОКОВ'

ТРАНСПОРТ СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ: ДИНАМИКА В УСЛОВИЯХ ШОКОВ Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
134
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДАЛЬНИЙ ВОСТОК / РЕСПУБЛИКА САХА (ЯКУТИЯ) / РЕГИОНАЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТНЫЙ КОМПЛЕКС / ПАНДЕМИЯ COVID-19 / САНКЦИИ / СЕВЕРНЫЙ ЗАВОЗ / ЭЛЬГА - ЧУМИКАН

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бардаль Анна Борисовна

Цель исследования - анализ динамики транспортного комплекса северных районов Дальнего Востока России в период действия негативных внеэкономических шоков 2020-2022 гг. В качестве объекта исследования была принята Республика Саха (Якутия), работа транспорта которой рассматривалась на фоне общих показателей ДФО и РФ. Показана специфика пассажирского сегмента региона, проявившаяся в меньших темпах падения перевозок в 2020 г. и более высоких темпах их восстановления в 2021 г. по сравнению с РФ и ДФО. Эта динамика подтверждает важность и безальтернативность транспорта общего пользования в обеспечении мобильности населения республики. Выявлены различия в темпах прироста (снижения) перевозок в грузовом сегменте транспорта Республики Саха (Якутия) и ДФО, которые определяются неучастием северных районов Дальнего Востока в обслуживании ежегодно возрастающих потоков внешнеэкономических грузов, оказывающих ключевое влияние на формирование общерегиональных трендов. Рост объёма работы транспорта макрорегиона связан с переориентацией внешней торговли РФ на страны Азии и изменением логистических цепочек внешнеэкономических взаимодействий в обход недружественных стран. Изменения условий функционирования транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) косвенно проявляются в формировании новых проектов развития транспортной инфраструктуры, создающих альтернативные маршруты выхода на внешний рынок для производителей региона (железная дорога Эльга - Чумикан), и в повышении значимости инфраструктурных проектов, позволяющих минимизировать использование перегруженных объектов транспортного комплекса ДФО для внутрирегиональных перевозок (железнодорожный мост через р. Лену, железная дорога Якутск - Магадан).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT IN THE NORTHERN REGIONS OF THE RUSSIAN FAR EAST: DYNAMICS IN THE CONDITIONS OF SHOCKS

The purpose of the study is to analyze the dynamics of the transport complex of the northern regions of the Russian Far East during the period of negative non-economic shocks of 2020-2022. The Republic of Sakha (Yakutia) was adopted as the object of the study, the work of transport of which was considered against the background of the general indicators of the Far Eastern Federal District and the Russian Federation. The specifics of the passenger segment of the region are shown, manifested in a smaller rate of decline in traffic in 2020 and higher rates of their recovery in 2021 compared to the Russian Federation and the Far Eastern Federal District. This dynamics confirms the importance and lack of alternatives to public transport in ensuring the mobility of the population of the republic. Differences in the growth (decrease) rates of transportation in the cargo segment of transport of the Republic of Sakha (Yakutia) and the Far Eastern Federal District are revealed, which are determined by the non-participation of the northern regions of the Far East in servicing the annually increasing flows of foreign economic cargo, which have a key impact on the formation of region-wide trends. The growth in the volume of work of the microregion's transport is associated with the reorientation of Russia's foreign trade to Asian countries and a change in the logistics chains of foreign economic interactions bypassing unfriendly countries. Changes in the conditions for the functioning of the transport complex of the Republic of Sakha (Yakutia) are indirectly manifested in the formation of new projects for the development of transport infrastructure, creating alternative routes for entering the foreign market for manufacturers in the region (Elga - Chumikan railway), and in increasing the importance of infrastructure projects that minimize the use of overloaded facilities of the transport complex of the Far Eastern Federal District for intraregional transportation (railway bridge across the Lena River, Yakutsk - Magadan railway).

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТ СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ: ДИНАМИКА В УСЛОВИЯХ ШОКОВ»

БАРДАЛЬ Анна

Борисовна

Кандидат экономических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Институт экономических исследований ДВО РАН, ул. Тихоокеанская, 153, Хабаровск, Россия, 680042

Bardal@ecrin.ru

ORCID: 0000-0002-9944-4714

© Бардаль А.Б., 2023

УДК 332.1+338.47

ТРАНСПОРТ СЕВЕРНЫХ РАЙОНОВ ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА РОССИИ: ДИНАМИКА В УСЛОВИЯХ ШОКОВ

Цель исследования - анализ динамики транспортного комплекса северных районов Дальнего Востока России в период действия негативных внеэкономических шоков 2020-2022 гг. В качестве объекта исследования была принята Республика Саха (Якутия), работа транспорта которой рассматривалась на фоне общих показателей ДФО и РФ. Показана специфика пассажирского сегмента региона, проявившаяся в меньших темпах падения перевозок в 2020 г. и более высоких темпах их восстановления в 2021 г. по сравнению с РФ и ДФО. Эта динамика подтверждает важность и безальтернативность транспорта общего пользования в обеспечении мобильности населения республики. Выявлены различия в темпах прироста (снижения) перевозок в грузовом сегменте транспорта Республики Саха (Якутия) и ДФО, которые определяются неучастием северных районов Дальнего Востока в обслуживании ежегодно возрастающих потоков внешнеэкономических грузов, оказывающих ключевое влияние на формирование общерегиональных трендов. Рост объёма работы транспорта макрорегиона связан с переориентацией внешней торговли РФ на страны Азии и изменением логистических цепочек внешнеэкономических взаимодействий в обход недружественных стран. Изменения условий функционирования транспортного комплекса Республики Саха (Якутия) косвенно проявляются в формировании новых проектов развития транспортной инфраструктуры, создающих альтернативные маршруты выхода на внешний рынок для производителей региона (железная дорога Эльга - Чумикан), и в повышении значимости инфраструктурных проектов, позволяющих минимизировать использование перегруженных объектов транспортного комплекса ДФО для внутрирегиональных перевозок (железнодорожный мост через р. Лену, железная дорога Якутск - Магадан).

Дальний Восток, Республика Саха (Якутия), региональный транспортный комплекс, пандемия COVID-19, санкции, северный

завоз, Эльга - Чумикан ■ ■ ■

BARDAL Anna Borisovna

Candidate of sciences (economics), assistant professor, leading research fellow

Economic Research Institute FEB RAS,

153, Tikhookeanskaya Street, Khabarovsk, Russia, 680042

Bardal@ecrin.ru

ORCID: 0000-0002-9944-4714

TRANSPORT IN THE NORTHERN REGIONS OF THE RUSSIAN FAR EAST: DYNAMICS IN THE CONDITIONS OF SHOCKS

The purpose of the study is to analyze the dynamics of the transport complex of the northern regions of the Russian Far East during the period of negative non-economic shocks of 2020-2022. The Republic of Sakha (Yakutia) was adopted as the object of the study, the work of transport of which was considered against the background of the general indicators of the Far Eastern Federal District and the Russian Federation. The specifics of the passenger segment of the region are shown, manifested in a smaller rate of decline in traffic in 2020 and higher rates of their recovery in 2021 compared to the Russian Federation and the Far Eastern Federal District. This dynamics confirms the importance and lack of alternatives to public transport in ensuring the mobility of the population of the republic. Differences in the growth (decrease) rates of transportation in the cargo segment of transport of the Republic of Sakha (Yakutia) and the Far Eastern Federal District are revealed, which are determined by the non-participation of the northern regions of the Far East in servicing the annually increasing flows of foreign economic cargo, which have a key impact on the formation of region-wide trends. The growth in the volume of work of the microregion's transport is associated with the reorientation of Russia's foreign trade to Asian countries and a change in the logistics chains of foreign economic interactions bypassing unfriendly countries. Changes in the conditions for the functioning of the transport complex of the Republic of Sakha (Yakutia) are indirectly manifested in the formation of new projects for the development of transport infrastructure, creating alternative routes for entering the foreign market for manufacturers in the region (Elga - Chumikan railway), and in increasing the importance of infrastructure projects that minimize the use of overloaded facilities of the transport complex of the Far Eastern Federal District for intraregional transportation (railway bridge across the Lena River, Yakutsk - Magadan railway).

Far East, Republic of Sakha (Yakutia), regional transport complex, COVID-19 pandemic, sanctions, northern delivery, Elga -Chumikan

Введение

Развивающиеся в последние годы внеэкономические шоки влияют на изменение условий функционирования практически всех отраслей экономики РФ. Санкции США, стран Европейского союза (ЕС) и их партнёров в отношении отдельных её секторов, вводимые с 2014 г.; ограничения, связанные с распространением новой коронавирусной

I

рных раионов^Дальнего

инфекции (COVID-19); экономические санкции, вызванные изменением геополитической ситуации в 2022 г., - всё это отражалось в том числе на функционировании транспортного комплекса страны и отдельных регионов. Происходящие изменения оказывают различное влияние на восточные и западные регионы России в части динамики спроса на услуги транспорта, структуры грузов, предъявляемых к перевозке, и географических направлений грузопотоков.

В свою очередь, Дальний Восток представляет собой значительный по площади и разнообразию природно-климатических, социально-экономических, транспортно-экономиче-ских условий макрорегион. Существенная дифференциация по многим показателям приводит к необходимости более детального рассмотрения процессов, в том числе последствий происходящих изменений для транспортной сферы. Эти последствия различаются, например, для транспорта южной зоны макрорегиона, выполняющего транзитное обслуживание внешнеторговых потоков, и транспорта северных территорий, не участвующего активно в этих перевозках.

С учётом вышесказанного целью настоящей работы являлся анализ динамики транспортного комплекса северных районов Дальнего Востока в период действия негативных внеэкономических шоков 2020-2022 гг. В качестве объекта исследования была принята Республика Саха (Якутия), показатели работы транспорта которой оценивались на фоне общих показателей ДФО и РФ.

Краткий обзор исследований

Анализ изменений в условиях функционирования отраслей экономики РФ и её отдельных регионов под влиянием различных внеэкономических шоков последних лет является актуальной темой научных исследований. Появляются публикации, в которых рассматриваются как общие последствия для экономики страны, так и более детальные отраслевые срезы.

К работам общего характера можно отнести, например, исследование [14], авторы которого попытались охватить широкий круг вопросов периода распространения COVID-19: функционирование социальных сегментов экономики (образование, здравоохранение, система социальной помощи), меры поддержки ключевых экономических сегментов и отраслей промышленности, динамика макроэкономических показателей и изменение модели государственного управления.

Эксперты НИУ «Высшая школа экономики» сосредоточились на нескольких секторах экономики (информационные технологии, розничная торговля, туризм, фармацевтическое и химическое производство, автомобилестроение), по которым провели детальный анализ сложившейся ситуации и возможных трендов посткризисного развития [15].

Выполнен ряд научных и прикладных исследований, представляющих динамику работы транспорта, а также тенденции изменения логистических цепочек мирового хозяйства под влиянием пандемии. Так, в дайджесте Счётной палаты РФ1 рассматривается функционирование пассажирского и грузового транспорта в мире. Показано, что воздушный транспорт столкнулся с наиболее сильным снижением показателей работы под действием ограничений перемещений между странами. Также значительны последствия для автомобильного транспорта, ключевого в обеспечении внутригородских перевозок для большинства стран. В грузовом сегменте произошло общее снижение спроса вследствие падения экономической активности.

1 Транспортная сфера в контексте COVID-19. URL: https://ach.gov.ru/upload/pdf/Covid-19-transport.pdf (дата обращения: ноябрь 2022).

Эксперты отмечают, что происходит изменение модели организации транспортного процесса (снижение частоты использования общественного транспорта, актуализация бесконтактных технологий перевозки), наблюдаются тенденции к снижению расстояний перевозок посредством локализации производства глобальными компаниями [3], которые могут закрепиться в качестве долгосрочных трендов.

В отдельных работах анализируются последствия влияния санкций на экономику отраслей хозяйственного комплекса России, включая транспорт [9]. Отмечается прямое и косвенное воздействие принимаемых с 2014 г. США и странами ЕС ограничительных мер. Прямое действие санкций включает: закрытие воздушного пространства Украины для российских судов; запрет международного транзита российским автомобильным и железнодорожным транспортом. К косвенным действиям санкций авторы причисляют отказ международных судовых компаний от работы в морских портах Крымского полуострова вследствие их исключения из перечня портов, выдающих судовые санитарные свидетельства, Европейским бюро Всемирной организации здравоохранения (ноябрь 2014 г.). Это повлекло за собой необходимость изменения маршрутов перевозки. Таким образом, прямое воздействие санкций в отношении РФ сказалось на функционировании транспорта западных районов. Восточные районы страны столкнулись с последствиями косвенного воздействия, проявившимися в росте объёма транспортной работы в условиях переориентации внешней торговли России на страны Азии и логистики через дружественные страны [4; 19]. К позитивным моментам текущего периода относятся возможности качественного изменения транспортных процессов и логистических технологий. Так, исследователями предлагается использовать изменяющиеся условия для перехода к новым форматам: логистическому провайдингу 5PL1, технологиям цифровых экосистем и пр. [5; 16].

Анализ изменений, происходящих в транспортном комплексе востока России на фоне внеэкономических шоков, представлен в научных публикациях не столь широко. Так, актуальная информация показана в рамках ежегодных работ по мониторингу социально-экономической системы ДФО, выполненных научными сотрудниками Института экономических исследований ДВО РАН. Авторы отмечают положительную динамику всех видов транспорта в пассажирском сегменте в 2021 г., стимулируемую расширением инструментов государственной поддержки, в частности в сфере воздушных перевозок [18]. В грузовом сегменте зафиксирован существенный прирост перевозок железнодорожным транспортом (на 20,7%), поддерживаемый масштабными изменениями географии внешнеэкономических связей России, и оказавшийся более устойчивым в условиях применения карантинных мер по борьбе с пандемией. Морской транспорт макрорегиона на фоне динамики глобальных логистических схем, вызвавшей взрывной рост спроса на перевозки в импортном и транзитном направлениях, не справился с обеспечением потребностей в транспортном обслуживании региональной экономики: были нарушены сроки каботажных перевозок.

Динамичную работу транспортного комплекса востока страны в 2021 г. отмечают эксперты Института экономики и организации промышленного производства СО РАН [13]. Высказывается мнение о незначительном прямом влиянии санкций на работу внутреннего водного и железнодорожного транспорта, рассматриваются изменение маршрутов контейнерного потока в направлении портов Дальневосточного бассейна и порождаемые этим проблемы.

1 Под «5PL» авторы указанных работ понимают высокий уровень вовлечённости клиентов в бизнес-процессы логистических провайдеров, управляющих курьерскими, экспедиторскими и складскими услугами, предлагающих собственное специализированное программное обеспечение и предоставляющих услуги сетевого бизнеса [5].

Вопросы транспортного обслуживания северных районов ДФО, в том числе Республики Саха (Якутия), рассматриваются в работах [7; 8; 11; 17]. Авторами анализируются особенности транспортного обслуживания с использованием сезонных объектов инфраструктуры (автозимников), организации ритмичного процесса в рамках северного завоза и проблемы функционирования ключевых видов транспорта (состояние инфраструктуры, возрастной структуры речного флота).

При этом даже в исследованиях 2020-2022 гг. не раскрываются аспекты влияния на работу транспорта Республики Саха (Якутия) последствий пандемии COVID-19, изменения для России внешнеэкономической ситуации и других шоков современного этапа.

Транспорт Республики Саха (Якутия): краткая характеристика

Республика Саха (Якутия) занимает уникальное экономико-географическое положение, особенности которого определяют высокую значимость транспорта и специфику его развития в данном субъекте РФ. Значительная площадь территории региона (более 3 млн км2)1 требует развития транспорта для обеспечения внутренней связности. При этом природно-климатические особенности, традиции коренных малочисленных народов Севера и исторические процессы хозяйственного освоения обусловили очаговое расселение немногочисленного населения, что в части транспортной работы означает большие расстояния между населёнными пунктами, в том числе малонаселёнными.

Экстремальные природно-климатические условия обусловливают повышенные затраты на строительство и поддержание транспортной инфраструктуры. Так, более 50% территории Республики Саха (Якутия) находится за полярным кругом [17], что требует применения специализированных технологий строительства наземной транспортной сети и обусловливает сезонность большей части региональных и межмуниципальных дорог при низкой протяжённости и плотности круглогодичных дорог общего пользования с твёрдым покрытием. Для последних характерно ненормативное состояние по грузовой нагрузке и пропускной способности в процессе эксплуатации.

Наличие территорий, полностью либо частично расположенных за полярным кругом, с низким уровнем собственной производственной базы определяет необходимость организации северного завоза как системы государственного обеспечения населения северных районов жизненно важными товарами в преддверии зимнего сезона (продовольствие, нефтепродукты и пр.).

Значительная отдалённость от центральных и западных районов России, соседних стран определяет необходимость развития воздушного транспорта, незаменимого в северных территориях Республики Саха (Якутия).

Прохождение восточного сектора Северного морского пути вдоль побережья Якутии формирует потребность в развитии сопровождающей инфраструктуры для эффективного функционирования этого маршрута (метеорологическое и навигационное обеспечение, аварийно-спасательные станции и т. д.).

Транспорт традиционно занимает важное место в экономике Республики Саха (Якутия) (табл. 1).

1 Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022. URL: https://rosstat.gov.ru/folder/210/ document/13204 (дата обращения: ноябрь 2022).

Таблица 1

Транспорт* в экономике РФ, ДФО и Республики Саха (Якутия) в 2021 г., %

Показатель РФ ДФО Республика Саха (Якутия)

Доля в общей численности занятых 8,0 9,8 8,8

Доля в общем объёме инвестиций в основной капитал 18,2 28,0 34,7

Доля в общем объёме основных фондов (на конец года) 15,7 23,7 26,5

Доля в валовой добавленной стоимости (в текущих ценах)** 7,1 10,6 6,7

Примечания: * - вид экономической деятельности «Транспортировка и хранение»; ** - в 2020 г.

Источник: рассчитано по: Регионы России. Социально-экономические показатели. 2022. URL: https://rosstat.gov.

ru/folder/2l0/document/13204 (дата обращения: ноябрь 2022).

Удельный вес сферы транспорта региона в показателях занятости, инвестиций, стоимости основных фондов существенно опережает среднероссийский уровень.

Основными элементами транспортного каркаса Республики Саха (Якутия) являются [6]:

- водные пути сообщения (реки Лена, Вилюй, Алдан, Яна, Индигирка, Колыма, Анабар, Оленёк);

- сеть морских путей (Восточно-Сибирское море, море Лаптевых) с развитой портовой инфраструктурой;

- федеральные автомобильные трассы «Лена» (Большой Невер - Якутск), «Колыма» (Якутск - Магадан), «Вилюй» (Якутск - Мирный - Усть-Кут);

- сеть региональных автомобильных дорог;

- сеть ежегодно возобновляемых сезонных дорог - автозимников;

- система воздушных авиасообщений (наиболее крупные аэропорты: Якутск, Тикси, Мирный, Талакан, Ленск);

- Амуро-Якутская железнодорожная магистраль (разъезд Якутский - Беркакит - Томмот; участок Томмот - Нижний Бестях, находящийся во временной эксплуатации);

- магистральные газопроводы («Средневилюйское газоконденсатное месторождение -Мастах - Берге - Якутск» и «Таас-Юрях - Мирный - Моркока - Айхал»), участок нефтепровода «Восточная Сибирь - Тихий океан»;

- обеспечивающие инфраструктурные объекты: порты, причалы, склады и пр.

Базовые характеристики транспортной сети региона приведены в таблице 2.

За период 2010-2021 гг. произошло увеличение протяжённости автодорожной сети в Республике Саха (Якутия) на 55,7%. Рост показателя частично объясняется изменением системы статистического учёта (с 2012 г. в составе показателя учитывается протяжённость улиц)1,

1 Протяжённость автомобильных дорог общего пользования. Методика расчёта. URL: https://www.fedstat.ru/ indicator/42095 (дата обращения: ноябрь 2022); Протяжённость автомобильных дорог общего пользования местного значения. Методика расчёта. URL: https://www.fedstat.ru/indicator/40581# (дата обращения: ноябрь 2022).

а также развитием дорожной сети. Ежегодно открываются участки на двадцати сезонных автомобильных дорогах1, включая пять переправ, общая протяжённость которых составляет около 11 тыс. км. Увеличение протяжённости железных дорог обусловлено окончанием строительства и введением в эксплуатацию Амуро-Якутской магистрали.

Таблица 2

Характеристика транспортной сети Республики Саха (Якутия)

Показатель 2010 2015 2021

Эксплуатационная длина железных дорог общего пользования, км 524,5 524,5 964,1

Протяжённость автомобильных дорог общего пользования, тыс. км - всего 20,0 28,8 31,1

в том числе протяжённость автомобильных дорог с твёрдым покрытием, % 41,5 40,7 40,6

Протяжённость внутренних водных путей, тыс. км -всего 16,5 16,5 16,5

в том числе с гарантированными габаритами судовых ходов, % 46,8 46,8 46,9

Источники: рассчитано по: Транспорт. Пути сообщения и количество автозаправочных станций. Эксплуатационная длина и плотность железнодорожных путей общего пользования (с 2000 г.). URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/ transport (дата обращения: ноябрь 2022); Транспорт. Пути сообщения и количество автозаправочных станций. Протяжённость и характеристики автомобильных дорог общего пользования (с 2006 г.). URL: https://rosstat.gov.ru/ statistics/transport (дата обращения: ноябрь 2022); Протяжённость водных путей с гарантированными габаритами судовых ходов. URL: https://fedstat.ru/indicator/39287 (дата обращения: ноябрь 2022); Протяжённость внутренних водных путей. URL: https://fedstat.ru/indicator/39286 (дата обращения: ноябрь 2022).

В настоящее время большая часть территории Республики Саха (Якутия) находится в сезонной транспортной доступности (по оценкам экспертов, в круглогодичной транспортной доступности находится до 20% территории [17]). Это означает, что в определённые периоды невозможно добраться до требуемого пункта назначения с использованием лишь наземной системы транспортных коммуникаций. Территория круглогодичной транспортной доступности локализована на юге Якутии и ограничена зоной обслуживания участка железной дороги Беркакит - Томмот - Нижний Бестях (рис. 1).

Важным для региона является развитие автомобильных дорог необщего пользования, осуществляемое частными инвесторами (компаниями) для собственных производственных нужд (ПАО «Сургутнефтегаз», ООО «Транснефть - Восток», АК «Алроса» и др. [2]). За период 2010-2020 гг. протяжённость сети автомобильных дорог необщего пользования возросла с 576,4 до 5 578,3 км (в 9,7 раза)2. Это свидетельствует о недостаточном развитии сети дорог общего пользования.

1 В Якутии открылись все участки автозимников. URL: https://www.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3302150 (дата обращения: ноябрь 2022).

2 Общая протяжённость автомобильных дорог необщего пользования по субъектам Российской Федерации. URL: https://rosstat.gov.ru/storage/mediabank/Dorog_neobshego_polzovania.xlsx (дата обращения: декабрь 2022).

/щ AMERICA

i^s .(wkkäi^i ^ ibtä'jl-' AS -'.v-r*, 'jt.vj.-' i f/m^r

ьи- %

егмоналмстикайь

2023 Том 10 № 1

ш. шшшшш ■■

Рис. 1. Наземная транспортная сеть Республики Саха (Якутия) (основные пути)

Источник: составлено науч. сотр. Института экономических исследований ДВО РАН В.Д. Хижняком по: Карта автомобильных дорог. URL: https://mintrans.sakha.gov.ru/Informatsionnie-i-analiticheskie-materiali/karta-avtomobilnyh-dorog (дата обращения: декабрь 2022).

Динамика работы транспорта Республики Саха (Якутия) в 2020-2021 гг.

Ранее, при анализе реакции транспортного комплекса Дальнего Востока на внеэкономические шоки в 2020-2021 гг., были отмечены особенности, связанные с повышенной ролью коммуникаций в условиях значительной территории макрорегиона и оторванности от центральных и западных рынков сбыта, неразвитости наземной инфраструктуры в северных и центральных районах [18]. Эти особенности определили динамику показателей транспортной сферы макрорегиона, отличающуюся от среднероссийской.

Анализируя работу пассажирского сегмента транспортного комплекса Республики Саха (Якутия), отметим существенное снижение показателей автомобильного транспорта по итогам 2020 г., объясняемое жёсткими ограничительными мерами. Однако снижение перевозок железнодорожным и воздушным видами транспорта было зафиксировано в меньших, по сравнению с РФ и ДФО, масштабах (табл. 3).

Таблица 3

Темпы прироста (снижения) объёма пассажирских перевозок по видам транспорта, %

Вид транспорта 2020 / 2019 2021 / 2020

РФ ДФО Республика Саха (Якутия) РФ ДФО Республика Саха (Якутия)

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Железнодорожный -27,1 -16,2 -14,5 +20,9 +9,7 +80,0

Автомобильный -28,6 -26,5 -52,2 +9,9 +3,6 +15,9

Внутренний водный -30,2 -28,2 -33,7 +15,8 +23,3 +63,1

Морской -23,6 -2,2

Воздушный -46,0 -38,4 -37,1 +60,3 +42,3 +30,5

Источники: рассчитано по: Объёмы региональных и межрегиональных перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом. URL: https://fedstat.ru/indicator/35049 (дата обращения: декабрь 2022); Транспорт. Перевозки пассажиров. Отправление пассажиров железнодорожным транспортом общего пользования. URL: https:// rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: декабрь 2022); Транспорт. Перевозки пассажиров. Перевозки пассажиров автобусами общего пользования (с 2000 г.). URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: декабрь 2022); Статистические данные. Объёмы перевозок через аэропорты России. URL: https://favt.gov.ru/ dejatelnost-ajeroporty-i-ajerodromy-stat-dannye/ (дата обращения: декабрь 2022).

Гораздо более высокие темпы прироста объёма перевозок всеми видами транспорта региона, за исключением воздушного, по итогам 2021 г. свидетельствуют о важности транспорта общего пользования и его безальтернативности в обеспечении мобильности населения. В итоге перевозки железнодорожным и внутренним водным транспортом превысили объёмы «до-пандемийного» 2019 г. (на 48,5 и 4,9% соответственно).

По показателям грузовых перевозок транспортным комплексом Республики Саха (Якутия), в отличие от пассажирского сегмента ДФО в целом, тенденции 2020-2021 гг. аналогичны среднероссийским (табл. 4).

В целом по итогам 2020 г., в противоречие с общероссийскими тенденциями, по ДФО наблюдался рост перевозок железнодорожным, автомобильным и морским транспортом, что определялось экспортно-транзитной функцией транспортной системы южной широтной зоны макрорегиона (перевозка сырьевых грузов из Восточной Сибири в страны Северо-Восточной Азии), в реализации которой участвуют железные дороги и морские порты Тихоокеанского побережья [1]. В 2021 г. перевозки по железной дороге в направлении морских портов Тихоокеанского побережья и сухопутных пограничных переходов составили 144,6 млн т1.

1 Усов П. Миллиарды в возможности. URL: https://www.eastrussia.ru/material/milliardy-v-vozmozhnosti/ (дата обращения: декабрь 2022).

Таблица 4

Темпы прироста (снижения) объёма грузовых перевозок по видам транспорта, %

Вид транспорта 2020 / 2019 2021 / 2020

РФ ДФО Республика Саха (Якутия) РФ ДФО Республика Саха (Якутия)

Железнодорожный -2,7 +2,3 -9,2 +3,2 +20,7 +9,6

Автомобильный -5,8 +15,2 -7,6 +1,6 -4,3 +3,5

Внутренний водный -8,3 -7,3 +15,3 -5,0 -2,3 -7,1

Морской -2,3 +4,6 +1,7 +0,6

Воздушный -10,8 -1,5 -4,9 +25,7 +14,4 -8,9

Источники: рассчитано по: Объёмы региональных и межрегиональных перевозок грузов и пассажиров внутренним водным транспортом. URL: https://fedstat.ru/indicator/35049 (дата обращения: декабрь 2022); Транспорт. Перевозки грузов. Отправление и прибытие грузов железнодорожным транспортом общего пользования. URL: https://rosstat. gov.ru/statistics/transport (дата обращения: декабрь 2022); Транспорт. Перевозки грузов. Перевезено грузов автомобильным транспортом (с 2000 г.). URL: https://rosstat.gov.ru/statistics/transport (дата обращения: декабрь 2022).

Однако транспорт Республики Саха (Якутия) не участвует в обслуживании экспортно-импортных перевозок в страны Азии, поэтому в части грузовой работы тенденции отличаются от макрорегиональных.

Косвенным негативным следствием является нехватка пропускных мощностей Восточного полигона железных дорог для вывоза дополнительной продукции местных производителей в условиях роста грузовых потоков, генерируемых вне региона. Развитие возможностей инфраструктуры происходит в рамках реализации инвестиционного проекта модернизации железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей1, предполагающего рост провозных способностей до 180 млн т к 2024 г. Однако ожидаемый ежегодный прирост возможностей Восточного полигона железных дорог на период до 2025 г. уже зарезервирован посредством системы предоставления квот субъектам РФ, в которых локализованы ключевые угольные компании национального уровня. Так, в 2022 г. ОАО «РЖД» вывоз на экспорт был гарантирован Кемеровской области (в объёме 58,0 млн т), Хакасии (9,0 млн т), Бурятии (9,1 млн т) и Туве (0,4 млн т)2.

Ограниченные провозные способности транспорта лимитируют рост добычи, например, на Эльгинском угольном месторождении, с которого в 2021 г. погружено 14,6 млн т угля3. Увеличение добычи к 2023 г. планируется на уровне 45,0 млн т4.

1 Распоряжение Правительства РФ № 1100-р от 28 апреля 2021 г. «Об утверждении паспорта инвестиционного проекта «Модернизация железнодорожной инфраструктуры Байкало-Амурской и Транссибирской железнодорожных магистралей с развитием пропускных и провозных способностей (второй этап)». URL: http://static. government.ru/media/files/DmnOwIKcEzTEENtaA3snyn22AHdSVbJy.pdf (дата обращения: ноябрь 2022).

2 Уголь из Межегейского месторождения в Республике Тыва, не имеющей железнодорожных выходов на Байкало-Амурскую и Транссибирскую магистрали, будет вывозиться через Республику Хакасия. Источник: РЖД с июля вернут квоты на вывоз угля из Кузбасса на восток. URL: https://www.interfax.ru/business/849402 (дата обращения: декабрь 2022).

3 Скорлыгина Н. Угольное ушко // Коммерсантъ. 2022. № 212. С. 7. URL: https://www.kommersant.ru/doc/5668494 (дата обращения: декабрь 2022).

4 Эльгинский угольный комплекс - ключевой проект программы развития угольной промышленности страны. URL: https://www.vnedra.ru/glavnaya-tema/elginskij-ugolnyj-kompleks-klyuchevoj-proekt-programmy-razvitiya-ugolnoj-promyshlennosti-strany-13616/ (дата обращения: декабрь 2022).

Транспортная сфера Республики Саха (Якутия): устойчивость в период нестабильности и новые возможности развития

Ещё раз подчеркнём, что изменение геополитических и геоэкономических условий в разной мере отразилось на работе транспортного комплекса Республики Саха (Якутия). Что касается грузового сегмента, в период наиболее жёстких ограничений 2020 г. внутренний водный транспорт как ключевое звено транспортного комплекса региона принял большую часть нагрузки, увеличив объёмы перевозок на 15% на фоне их падения по другим видам (см. табл. 4). Прямого воздействия вводимых в отношении РФ экономических санкций на сферу транспорта республики не зафиксировано. Более того, в отличие от дальневосточных субъектов РФ южной транзитной зоны, транспортный комплекс северных регионов не столкнулся с ростом объёма работы, вызванным переориентацией грузовых потоков на страны Азии и изменением логистических схем доставки внешнеторговых грузов.

Однако изменяющиеся под воздействием внеэкономических шоков условия функционирования транспорта на востоке страны косвенно оказывают влияние и на развитие транспорта Республики Саха (Якутия). В настоящее время это проявляется как минимум в двух аспектах. Во-первых, в формировании новых проектов развития транспортной инфраструктуры, позволяющих создать альтернативные маршруты выхода региональных производителей на внешние рынки. Во-вторых, в переоценке (повышении значимости) существующих проектов строительства объектов инфраструктуры, позволяющих минимизировать (либо избежать) использование загруженной инфраструктуры макрорегиона.

К первому аспекту относится новый проект экспортного коридора, включающий железную дорогу Эльга - Чумикан и морской порт на побережье Охотского моря. Проект получил название «Тихоокеанская железная дорога» и реализуется группой «А-Проперти» для вывоза угля с Эльгинского месторождения. Транспортно-инфраструктурная часть проекта будет включать строительство 492 км пути (предполагаемая пропускная способность - 18 пар грузовых поездов в сутки) с одной промежуточной станцией, приобретение необходимого подвижного состава1 и строительство морского угольного терминала «Порт Эльга»2 мощностью 30 млн т в год на м. Манорский (рис. 2).

Варианты строительства транспортного маршрута из Республики Саха (Якутия), не использующего загруженные транзитными потоками мощности Байкало-Амурской магистрали, активно обсуждаются в последние годы [10; 12]. Дискуссионными остаются вопросы о стоимости строительства и возможностях круглогодичной эксплуатации терминала морского порта, однако строительство железнодорожной ветки уже фактически начато: в 2022 г. планируется построить 80 км железной дороги3. Начало эксплуатации железной дороги и морского терминала анонсировано на 2024 г.

Второй аспект связан с переоценкой обсуждавшихся ранее проектов, реализация которых была отложена по различным причинам, например, строительство железнодорожного моста через р. Лену (до г. Якутска) и железной дороги Якутск - Магадан. В изменившихся условиях эти проекты развития транспортной инфраструктуры Республики Саха (Якутия) и

1 Газпромбанк, «А-Проперти» и правительство Хабаровского края будут реализовать проект Тихоокеанской железной дороги и порта «Эльга». URL: https://portnews.ru/news/335045/ (дата обращения: декабрь 2022).

2 Угольный морской терминал «Порт Эльга» в Хабаровском крае прошёл экологическую экспертизу. URL: https:// portnews.ru/news/336357/ (дата обращения: декабрь 2022).

3 Хабаровский судостроительный завод построит два ледовых буксира для порта Эльга. URL: https://portnews.ru/ news/338683/ (дата обращения: декабрь 2022).

Рис. 2. Схема формирования перспективной железнодорожной сети Республики Саха (Якутия)

Примечание. Цифровым кодом на карте-схеме обозначены следующие участки железной дороги: 1. Мост через р. Лену. 2. Подъездные пути Томмот - Эльконский горно-металлургический комбинат. 3. Подъездные пути Коса-ревский - Селигдарский горно-химический комплекс. 4. Подъездные пути ст. Таёжная - Таёжный горно-обогатительный комбинат. 5. Подъездные пути ст. Чульбасс - Ингалинский горно-обогатительный комбинат. Источник: составлено науч. сотр. Института экономических исследований ДВО РАН В.Д. Хижняком по данным автора.

других территорий получают новые оценки значимости, способствуют повышению уровня независимости транспортного обслуживания социально-экономической системы северных районов от перегруженной магистральной сети и морского транспорта, тем самым снижая потенциальные риски. Так, осенью 2021 г. загруженность морских портов Дальнего Востока импортными и транзитными грузами не позволила полноценно выполнить план по северному за-

ттштщт^'А ж

7 5 [ :

-•Ж-сг л г. ,. ~~

.огд ?

"жнюр г Ь ерных районов ¡Дальнею 1

^ 1 I— Л»-]1-"^-—- " 1

I ъг ¿. I рГ

возу. В результате задержка транспортировки грузов в Магаданскую и Сахалинскую области, Камчатский край и Чукотский автономный округ составила до трёх месяцев1. Республика Саха (Якутия) осталась вне данной кризисной ситуации, что служит ярким примером позитивного влияния повышения внутренней транспортной связности при развитии региональной железнодорожной инфраструктуры.

Новую актуальность приобретают проекты развития железнодорожной сети в направлении Магаданской области. Разворачивается активное обсуждение положительных эффектов повышения связности пространства, транспортной доступности новых месторождений, создания рабочих мест и пр.2

Заключение

Происходящие изменения геополитических и геоэкономических условий оказывают значимое влияние на функционирование транспортного комплекса на востоке страны. Последствия этих изменений для южной части макрорегиона и северных районов различаются. Если на юге изменение логистических схем внешней торговли России и её переориентация на страны Азии приводят к стремительному росту дефицита провозных способностей транспорта, а также порождают дисбаланс отдельных звеньев логистической цепи (мощностей железных дорог и морских портов), то на севере повышаются риски при транспортном обслуживании региональных производителей в условиях загруженности магистральных сетей.

Ответом на формирующуюся новую реальность работы транспортного комплекса стало начало реализации корпоративным сектором проекта строительства альтернативного транспортного маршрута, не имеющего привычной для Дальнего Востока многолетней истории обсуждения и затягивания сроков реализации. В 2021 г. был представлен проект «Тихоокеанская железная дорога», а весной 2022 г. было начато строительство дороги по двум направлениям: от ст. Эльга и побережья Охотского моря.

Возможно, такой формат развития транспортной инфраструктуры (с привлечением частного финансирования и созданием режима наибольшего благоприятствования и государственной поддержки, заявленного региональной властью) является наиболее эффективным в условиях текущего нестабильного периода, требующего гибкости реагирования и быстрой реализации принимаемых решений.

Также происходящие изменения определяют значимость проектов развития северных регионов, повышающих внутреннюю транспортную связность, что, в свою очередь, ставит вопрос об актуальности их переоценки.

1 Не прошли проверку боем: FESCO допустил крупнейший портовый кризис на Дальнем Востоке. URL: https://zr.media/news/2021-12-03/ne-proshli-proverku-boem-fesco-dopustil-krupneyshiy-portovyy-krizis-na-dalnem-vostoke-1209588 (дата обращения: декабрь 2022); Перельчук Е. Глобальный логистический коллапс на Дальнем Востоке. URL: https://www.bfm.ru/news/485579 (дата обращения: декабрь 2022).

2 Матвеев А. Проект века: железная дорога Якутск - Магадан // Бизнес-газета «Наш регион - Дальний Восток». 2022. № 04-05 (174). С. 10-11. URL: https://nedradv.ru/nedradv/ru/page_industry?obj=547721c5a9119b8c0d09fefd ad04273b (дата обращения: декабрь 2022); Нифонтова М. Строительство железной дороги «Нижний Бестях -Магадан»: начинать нужно было ещё вчера. URL: https://1sn.ru/stroitelstvo-zeleznoi-dorogi-niznii-bestyax-magadan-nacinat-nuzno-bylo-eshhe-vcera (дата обращения: декабрь 2022).

Список литературы

1. Бардаль А.Б. Транспортная система Дальневосточного федерального округа: современное состояние и перспективы восточного полигона железных дорог // Регионалистика. 2021. Т. 8. № 3. С. 21-31. http:// dx.doi.oig/10.14530/reg.202L3.21

2. Богданов В.Н., Дугарова Г.Б. Технологические дороги как фактор транспортной доступности // География и природные ресурсы. 2019. № 5. С. 114-118. http://dx.doi.org/10.21782/GIPR0206-1619-2019-5(114-118)

3. Бойко И.В., Гетман А.Г. Современные вызовы для международных морских грузоперевозок // Управленческое консультирование. 2022. № 8. С. 36-45. http://dx.doi.org/10.22394/1726-1139-2022-8-36-45

4. Голубчик А.М., Пак Е.В. Экономические санкции в отношении России: транспортный аспект // Российский внешнеэкономический вестник. 2022. № 3. С. 50-58. http://dx.doi.org/10.24412/2072-8042-2022-3-50-58

5. Гузельбаева Г.Т., Матвеева Е.С., Новиков Д.С., Поминова А.И., Сафина Р.С. Роль логистики в развитии экономики России в условиях внешних ограничений // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2022. Т. 12. № 8А. С. 54-67. http://dx.doi.org/10.34670/AR.2022.99.68.007

6. Егорова Т.П., Делахова А.М. Методический инструментарий комплексной оценки транспортной обеспеченности локальных экономических систем в регионах Севера // Тренды и управление. 2018. № 1. С. 14-28. http://dx.doi.org/10.7256/2454-0730.2018.L24926

7. Егорова Т.П., Делахова А.М. Потенциал развития транспортно-логистических систем северных регионов ресурсного типа: тенденции и перспективы динамической устойчивости // Транспортное дело России. 2022. № 4. С. 38-43. http://dx.doi.org/10.52375/20728689_2022_4_38

8. Егорова Т.П., Делахова А.М. Стратегия пространственного развития внутреннего водного транспорта Республики Саха (Якутия) в современных условиях // Национальная безопасность / nota bene. 2021. № 6. С. 43-58. http://dx.doi.org/10.7256/2454-0668.202L6.37073

9. Казанцев С.В. Антироссийские санкции: оценка ущерба. Новосибирск: ООО «Офсет-ТМ», 2021. 212 с.

10. КейноМ.Ю., Едигарян А.Р., Нестерова Н.С., Оненко П.А. К вопросу транспортного развития Дальнего Востока России // Проектирование развития региональной сети железных дорог. 2021. Вып. 9. С. 5-17.

11. Копылов С.В. Оценка транспортной сети центральной зоны Республики Саха (Якутия) // Транспорт. Транспортные сооружения. Экология. 2022. № 1. С. 45-55. http://dx.doi.org/10.15593/24111 678/2022.01.06

12. Кочешнов А.С., Стоянова И.А. Проблемы и перспективы создания железнодорожной инфраструктуры для обеспечения экспорта российского угля на рынки стран АТР // Проблемы и перспективы развития экономики и образования в Монголии и России: сборник материалов Международной научно-практической конференции (Улан-Батор, 8 апреля 2022 г.) / под ред. Н.В. Антиповой. Чебоксары: Среда, 2022. С. 82-88.

13. Новый импульс Азиатской России / под ред. В.А. Крюкова, Н.И. Суслова. Новосибирск: Изд-во ИЭОПП СО РАН, 2022. 572 с.

14. Общество и пандемия: опыт и уроки борьбы с COVID-19 в России. М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2020. 744 с.

15. Ответ российского бизнеса на пандемию COVID-19 (на примере шести отраслевых кейсов) / под науч. ред. Т.Г. Долгопятовой, Н.В. Акиндиновой, Ю.В. Симачёва, А.А. Яковлева. М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2021. 446 с.

16. Покровская О.Д. Генезис логистических транспортных систем уровня 5-pl в свете новых антироссийских санкций // Бюллетень результатов научных исследований. 2022. Вып. 2. С. 141-163. http:// dx.doi.org/10.20295/2223-9987-2022-2-141-163

17. Полешкина И.О. Транспортная система Республики Саха (Якутия): анализ состояния и проблемы развития // Мир транспорта. 2021. Т. 19. № 4. С. 82-91. http://dx.doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-4-9

18. Прокапало О.М., Бардаль А.Б., Мазитова М.Г., Суслов Д.В. Экономическая конъюнктура в Дальневосточном федеральном округе в 2021 г. // Пространственная экономика. 2022. Т. 18. № 2. С. 135182. http://dx.doi.org/10.14530/se.2022.2.135-182

19. Щербанин Ю.А. Транспорт России: шесть лет экономических санкций // Проблемы прогнозирования. 2020. № 3 (180). С. 69-81.

References

1. Bardal A.B. The Transport System of the Far Eastern Federal District: Current State and Prospects of the Eastern Range of Railways. Regionalistica [Regionalistics]. 2021. Vol. 8. No. 3. Pp. 21-31. http://dx.doi. org/10.14530/reg.2021.3.21 (In Russian)

2. Bogdanov V.N., Dugarova G.B. Service Roads As a Factor of Transport Accessibility. Geografiya i prirodnye resursy [Geography and Natural Resources]. 2019. No. 5. Pp. 114-118. http://dx.doi.org/10.21782/GIPR0206-1619-2019-5(114-118) (In Russian)

3. Boiko I.V., Getman A.G. Modern Challenges for International Sea Freight. Upravlenceskoe konsul 'tirovanie [Administrative Consulting]. 2022. No. 8. Pp. 36-45. http://dx.doi.org/10.22394/1726-1139-2022-8-36-45 (In Russian)

4. Golubchik A.M., Pak E.V. Economic Sanctions Against Russia: A Transport Perspective. Rossiyskiy vneshneekonomicheskiy vestnik [Russian Foreign Economic Journal]. 2022. No. 3. Pp. 50-58. http://dx.doi. org/10.24412/2072-8042-2022-3-50-58 (In Russian)

5. Guzel'baeva G.T., Matveeva E.S., Novikov D.S., Pominova A.I., Safina R.S. The Role of Logistics in the Development of the Russian Economy in the Face of External Restrictions. Ekonomika: vchera, segodnya, zavtra [Economics: Yesterday, Today and Tomorrow]. 2022. Vol. 12. No. 8А. Pp. 54-67. http://dx.doi. org/10.34670/AR.2022.99.68.007 (In Russian)

6. Egorova T.P., Delakhova A.M. Methodological Instruments of a Comprehensive Assessment of the Transportation Coverage of the Local Economic Systems in the Regions of the North. Trendy i upravlenie [Trends and Management]. 2018. No. 1. Pp. 14-28. http://dx.doi.org/10.7256/2454-0730.2018.L24926 (In Russian)

7. Egorova T.P., Delakhova A.M. Potential of Development of Transport and Logistics Systems of the Northern Regions of the Resource Type: Trends and Prospects of Dynamic Stability. Transportnoe delo Rossii = Transport Business in Russia. 2022. No. 4. Pp. 38-43. http://dx.doi.org/10.52375/20728689_2022_4_38 (In Russian)

8. Egorova T.P., Delakhova A.M. The Strategy of Spatial Development of Inland Water Transport of the Sakha Republic (Yakutia) in the Current Context. Natsional'naya bezopasnost'/nota bene [National Security]. 2021. No. 6. Pp. 43-58. http://dx.doi.org/10.7256/2454-0668.202L6.37073 (In Russian)

9. Kazantsev S.V. Anti-Russian Sanctions: Damage Assessment. Novosibirsk, 2021. 212 p. (In Russian)

10. Keyno M.Yu., Edigarian A.R., Nesterova N.S., Onenko P.A. On the Issue of Transport Development of the Russian Far East. In: Designing the Development of the Regional Railway Network. 2021. Issue 9. Pp. 5-17. (In Russian)

11. Kopylov S.V. Assessment of the Transport Network of the Central Zone of the Republic of Sakha (Yakutiya).

Transport. Transportnye sooruzheniya. Ekologiya = Transport. Transport Facilities. Ecology. 2022. No. 1. Pp. 45-55. http://dx.doi.org/10.15593/24111678/2022.01.06 (In Russian)

12. Kocheshkov A.S., Stoyanova I.A. Problems and Prospects of Creating a Railway Infrastructure to Ensure the Export of Russian Coal to the Markets of the Asia-Pacific Countries. In: Problems and Prospects for the Development of the Economy and Education in Mongolia and Russia: A Collection of Materials of the International Scientific and Practical Conference (Ulaanbaatar, April 8, 2022). Ed. by N.V. Antipova. Cheboksary, 2022. Pp. 82-88. (In Russian)

13. New Impetus for Asian Russia. Ed. by V.A. Kryukov, N.I. Suslov. Novosibirsk, 2022. 572 p. (In Russian)

14. Society and the Pandemic: Experience and Lessons in the Fight Against COVID-19 in Russia. Moscow, 2020. 744 p. (In Russian)

15. The Response of Russian Business to the COVID-19 Pandemic (On the Example of Six Industry Cases). Ed. by T.G. Dolgopyatova, N.V. Akindinova, Yu.V. Simachev, A.A. Yakovlev. Moscow, 2021. 446 p. (In Russian)

16. Pokrovskaya O.D. Genesis of 5-pl Level Logistics Transport Systems in the Light of New Anti-Russian Sanctions. Byulleten' rezul'tatov nauchnykh issledovaniy [Bulletin of Scientific Research Results]. 2022. Issue 2. Pp. 141-163. http://dx.doi.org/10.20295/2223-9987-2022-2-141-163 (In Russian)

17. Poleshkina I.O. Transport System ofthe Republic of Sakha (Yakutia): Analysis ofthe State and Development Challenges. Mir transporta [World of Transport and Transportation]. 2021. Vol. 19. No. 4. Pp. 82-91. http:// dx.doi.org/10.30932/1992-3252-2021-19-4-9 (In Russian)

18. Prokapalo O.M., Bardal A.B., Mazitova M.G., Suslov D.V. Economic Situation in the Far Eastern Federal District in 2021. Prostranstvennaya ekonomika = Spatial Economics. 2022. Vol. 18. No. 2. Pp. 135-182. http:// dx.doi.org/10.14530/se.2022.2.135-182 (In Russian)

19. Shcherbanin Y.A. Russian Transportation: Six Years of Economic Sanctions. Problemy prognozirovaniya [Studies on Russian Economic Development]. 2020. No. 3 (180). Pp. 294-303. (In Russian)

■ ■ ■

Для цитирования:

Бардаль А.Б. Транспорт северных районов Дальнего Востока России: динамика в условиях шоков // Регионалистика. 2023. Т. 10. № 1. С. 5-20. http://dx.doi.Org/10.14530/reg.2023.1.5 For citing:

Bardal A.B. Transport in the Northern Regions of the Russian Far East: Dynamics in the Conditions of Shocks. Regionalistica [Regionalistics]. 2023. Vol. 10. No. 1. Pp. 5-20. http://dx.doi.org/10.14530/

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

reg.2023.1.5 (In Russian) ■ ■ ■

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.