Научная статья на тему 'Транспорт Каспийского региона российской Федерации'

Транспорт Каспийского региона российской Федерации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
733
135
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Каспийский регион / межрегиональные транспортные связи / международные транспортные коридоры / транспортнологистическая инфраструктура / Caspian region / inter-regional transport links / international transport corridors / transport and logistics infrastructure

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Сакульева Татьяна Николаевна

В российской части Каспийского региона существует разветвленная сеть морских, сухопутных и смешаных маршрутов, функционируют крупнейшие региональные транспортные узлы Астрахань и Махачкала. В российских прикаспийских регионах реализуются инвестиционные проекты по созданию новых и модернизации существующих объектов инфраструктуры всех видов транспорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Сакульева Татьяна Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CASPIAN REGION TRANSPORT OF THE RUSSIAN FEDERATION

There is an extensive network of sea, land and mixed routes operate major regional hubs Astrakhan and Makhachkala in the Russian part of the Caspian region. The Russian Caspian regions implementing investment projects on creation of new and modernization of existing infrastructures of all transport modes.

Текст научной работы на тему «Транспорт Каспийского региона российской Федерации»

ТРАНСПОРТ КАСПИЙСКОГО РЕГИОНА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Аннотация. В российской части Каспийского региона существует разветвленная сеть морских, сухопутных и смешаных маршрутов, функционируют крупнейшие региональные транспортные узлы Астрахань и Махачкала. В российских прикаспийских регионах реализуются инвестиционные проекты по созданию новых и модернизации существующих объектов инфраструктуры всех видов транспорта. Ключевые слова: Каспийский регион, межрегиональные транспортные связи, международные транспортные коридоры, транспортно-логистическая инфраструктура.

CASPIAN REGION TRANSPORT OF THE RUSSIAN FEDERATION

Annotation. There is an extensive network of sea, land and mixed routes operate major regional hubs Astrakhan and Makhachkala in the Russian part of the Caspian region. The Russian Caspian regions implementing investment projects on creation of new and modernization of existing infrastructures of all transport modes.

Keywords: Caspian region, inter-regional transport links, international transport corridors, transport and logistics infrastructure.

В российской части Каспийского региона существует разветвленная сеть морских, сухопутных и смешаных маршрутов, функционируют крупнейшие региональные транспортные узлы Астрахань и Махачкала. Вместе с тем транспортный потенциал российских регионов в Прикаспии используется не в полной мере. Формирование современной транспортной инфраструктуры, развитие перевозок пассажиров и грузов, а также эффективной логистики, призваны содействовать экономическому росту и повышению качества жизни российских регионов в Прикаспии.

Российская Федерация заинтересована не только в развитии взаимовыгодного сотрудничества со всеми прикаспийскими государствами в области транспорта, но и в повышении роли отечественных транспортных коммуникаций в обслуживании грузопотоков, следующих в евроазиатских сообщениях через данный регион. Развитие автомобильных и железнодорожных перевозок в направлении Север - Юг, включение российских морских торговых портов в систему паромных сообщений в регионе, создание устойчивых логистических цепочек с участием российских транспортных операторов, позволят внести существенный вклад в повышение транзитного потенциала страны и реализацию приоритетов Транспортной стратегии на период до 2030 г. [3].

Астраханская область является одним из наиболее стабильных с точки зрения социально-экономического развития субъектом Российской Федерации и на протяжении последних лет демонстрирует устойчивые темпы роста ВРП и других важнейших показателей социально-экономического развития. Валовый региональный продукт (ВРП) в 2013 г. составил 238 млрд руб. По сравнению с предыдущим годом, рост ВРП составил 20 % при среднем по России 1,3 % [1]. ВРП вырос за счет роста индекса промышленного производства, объема продукции сельского хозяйства, инвестиций в основной капитал объема работ в строительстве, оборота розничной торговли, объема платных услуг населению. Астраханская область является одним из лидирующих субъектов Российской Федерации по важнейшим макроэкономическим показателям и занимает первое место среди субъектов Российской Федерации по темпам роста объемов строительных работ, а также роста прибыли безубыточно работающих предприятий; второе место по созданию благоприятных условий для ведения предпри-

УДК 656(262.81-83) Т.Н. Сакульева

Tatyana Sakulyeva

© Сакульева Т.Н., 2016

нимательской деятельности и по темпам роста инвестиций; третье место по темпам роста промышленного производства; шестое место по оценке эффективности деятельности органов исполнительной власти; девятое место по минимальному уровню безработицы.

В прикаспийских регионах Российской Федерации представлены все виды магистрального транспорта. Лидирующие позиции по объемам перевозок занимает Астраханская область, обеспечивающая порядка 67 % от общего объема отправляемых грузов в российской части прикаспия и 49 % от общего объема отправляемых пассажиров [4]. Наиболее существенную роль в перевозках грузов в Астраханской области и Республике Дагестан играют железнодорожный и морской транспорт, в Республике Калмыкия - автомобильный транспорт. В последние годы наиболее существенную роль в пассажирских перевозках играет общественный автобусный транспорт.

В российских прикаспийских регионах реализуются инвестиционные проекты по созданию новых и модернизации существующих объектов инфраструктуры всех видов транспорта. Указанные проекты реализуются в рамках Транспортной стратегии Российской Федерации на период до 2030 г., Государственной программы «Развитие транспортной системы России (2010-2020 гг.)», региональных и ведомственных целевых программ, а также на средства частных инвесторов. Наиболее крупными инвестиционными проектами являются: на морском транспорте - строительство объектов инфраструктуры морского порта Оля Астраханской области и его развитие как порта-хаба, обеспечивающих интеграцию области в международные транспортные коридоры «Север-Юг» и «Восток-Запад», на железнодорожном транспорте - строительство портового железнодорожного сортировочного парка морского порта Махачкала, комплексная реконструкция участка Трубная - В. Баскунчак - Аксарайская (строительство второго главного пути), включая электрификацию участка), реконструкция мостов через р. Волгу на участке Аксарайская - Астрахань.

В июне 2015 г. Правительство Астраханской области и ОАО «РЖД» подписали соглашение о взаимодействии и сотрудничестве в области железнодорожного транспорта на 2015-2017 гг. Одним из пунктов соглашения предусматривается развитие перевалочной мощности портов Астраханского транспортного узла и порта Оля. Реализация соглашения о взаимодействии и сотрудничестве будет содействовать реализации согласованной федеральной и региональной государственной политики, направленной на развитие конкурентных возможностей международного транспортного коридора «Север-Юг», в том числе за счет более эффективного использования перевалочных мощностей портов Астраханского транспортного узла и порта Оля.

В части воздушного транспорта предусмотрена реализация инвестиционных проектов по реконструкции аэропортового комплекса «Нариманово» (г. Астрахань), реконструкции и развитию аэропорта Махачкала, реконструкция инженерных сооружений аэропортового комплекса (г. Элиста). В автодорожном комплексе федеральные и региональные программы развития транспорта предусматривают реализацию проектов по строительству и реконструкции автомобильной дороги М-6 «Каспий», в том числе на участке от Волгограда до Астрахани, строительство и реконструкцию автомобильной дороги М-29 «Кавказ» из Краснодара через Грозный и Махачкалу до границы с Азербайджанской Республикой; реконструкцию участков автомобильных дорог Астрахань-Кизляр-Махачкала и А-154 Астрахань - Элиста - Ставрополь. Кроме того, предусмотрены мероприятия по развитию автобусного транспорта, организации и безопасности дорожного движения, созданию интеллектуальных транспортных систем, меры по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду и здоровье человека.

Исходя из общего желания прикаспийских государств наращивать транспортный потенциал Каспийского региона в целях экономического развития и роста взаимной торговли намечены пути дальнейшего развития транспортной инфраструктуры в регионе и реализации его транзитного потен-

циала [2]. Основными целями координации усилий Прикаспийских государств в области транспорта являются:

повышение эффективности функционирования транспортных комплексов каждого из государств, а также в целом транспортной системы Каспийского региона;

развитие транспортной инфраструктуры международного значения, обеспечивающей взаимные и транзитные перевозки пассажиров и грузов;

развитие рынка транспортных услуг и увеличение объемов международных пассажирских и грузовых перевозок между отдельными странами Каспийского региона;

развитие транзитного потенциала Каспийского региона на основных направлениях развития транспортно-экономических связей между Европой, Азией и Ближним Востоком (Север - Юг и Запад - Восток);

- содействие внедрению инноваций, а также передового опыта и наилучших практик на транспорте и в сфере логистики;

- повышение безопасности перевозок и транспортной безопасности в Каспийском регионе;

- вклад в решение задач по устойчивому развитию и выполнение положений Резолюции ООН «Преобразование нашего мира: Повестка дня устойчивового развития на период до 2030 г.», принятой на саммите ООН по устойчивому развитию 25-27 сентября 2015 г.;

развитие многостороннего формата диалога по проблемам развития транспорта в Каспийском регионе.

Основными направлениями координации усилий Прикаспийских государств в области транспорта должны стать: 1. Развитие международного сотрудничества для решения проблем, связанных с транспортными и транзитными коридорами, проходящими через Каспийский регион в направлениях Север-Юг и Запад-Восток, как важного элемента усилий по обеспечению устойчивого развития. 2. Координация развития инфраструктуры морских торговых портов, в том числе посредством проведения на регулярной основе совместных пятисторонних заседаний администраций портов прикаспийских государств. 3. Развитие паромных сообщений между портами государств Каспийского региона, включая железнодорожные паромные линии, линии Ро-Ро и Ро-Рах. 4. Развитие прямых железнодорожных перевозок между странами Каспийского региона в направлениях Север-Юг и Восток-Запад, а также вокруг Каспийского моря. 5. Развитие автодорожной инфраструктуры в регионе, соответствующей стандартам Европейского соглашения 1975 г. о международных автомагистралях и Межправительственного соглашения 2004 г. о сети Азиатских автомобильных дорог. 6. Совершенствование международных автомобильных перевозок в том числе в рамках двусторонних межправительственных соглашений о международном автомобильном сообщении. 7. Развитие морских сообщений и сотрудничества между Прикаспийскими государствами в области судоходства и портовой деятельности на основе принципов наиболее благоприятствуемой нации и Национального режима. 8. Развитие системы сухих портов и транспортно-логистичествких центров в Каспийском регионе. 9. Развитие системы региональных авиалиний между государствами Каспийского региона. 10. Развитие системы региональных туристических маршрутов в Прикаспии, в том числе организация кольцевого пассажирского круизного сообщения по Каспийскому морю. 11. Упрощения процедур, связанных с предоставлением транспортных услуг и пересечением границ в регионе на основе стандартов и рекомендуемых практик, зафиксированных в основополагающих соглашениях и конвенциях ООН. 12. Реализация инициатив, направленных на обеспечения защиты жизни и здоровья людей на транспорте и устойчивости транспортной системы в случае террористических актов, а также при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, повышение мер доверия компетентных органов Каспийских государств в транспортном комплексе и совершенствования систем экстренного реагирования на транспорте, в том числе на основе технологий спутниковой навигации. 13. Реализация

инициатив, направленных на повышение безопасности дорожного движения, в рамках Декады действий ООН по безопасности дорожного движения. 14. Повышение инновационности в транспортном комплексе путем внедрения инновационных технологий, материалов, технических решений и наилучших международных практик при реализации проектов на транспорте и решении задач по повышению уровня транспортной безопасности и снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду.

Механизмами реализации мер по координации усилий Прикаспийских государств в области транспорта могут стать. 1. Подготовка, согласование и последующая реализация Программы действий по развитию транспортно-логистической инфраструктуры в Каспийском регионе. 2. Проведение регулярных встреч министров транспорта прикаспийских государств, а также встреч представителей деловых кругов и ассоциаций в сфере транспорта. 3. Вовлечение в реализацию конкретных региональных проектов по развитию транспорта и международных транспортных коридоров помимо государств региона и частных инвесторов, также соответствующих международных организаций и финансовых институтов, в частности Всемирного банка, региональных банков развития, Международного союза автомобильного транспортаи Международного союза железных дорог, региональных организаций экономической интеграции и других соответствующих региональных и субрегиональных организаций, действующих в рамках их соответствующих мандатов, по развитию инфраструктуры, созданию и вводу в эксплуатацию международных транспортных и транзитных коридоров. 4. Вовлечение в реализацию проектов развития транспортной инфраструктуры и транспортных связей в Каспийском регионе частных инвесторов на принципах государственно-частного партнерства. 5. Содействие развитию региональной экономической интеграции и сотрудничества, в том числе посредством совершенствования трансграничной транспортной инфраструктуры, укрепления межрегиональных транспортных связей и стимулирования роста региональной торговли и инвестиций; 6. Расширение использования в Каспийском регионе многосторонних правовых инструментов, зафиксированных в международных соглашениях и конвенциях ООН в области транспорта путем последовательного присоединения государств-членов Каспийского региона к указанным многосторонним инструментам ООН. Реализация положений Венской программы действий для стран, не имеющих выхода к морю на период 2014-2024 гг. 7. Совершенствование двуторонней и многосторонней договорно-правовой базы сотрудничества государств Каспийского региона, в том числе путем внесения изменений и дополнений в действующие двусторонние межправительственные соглашения, а также заключения новых многосторонних соглашений по транспорту между Прикаспийскими государствами.

Основные этапы координации развития транспорта в Каспийском регионедолжны быть установлены в Программе действий по развитию транспортно-логистической инфраструктуры в Каспийском регионе. Они должны включать:

- формирование объединенного информационно-аналитического поля, позволяющего определить направления координации усилий в области транспорта каспийских государств;

- организацию мониторинга ключевых показателей развити транспортной системы Прикаспийских государств;

организацию постоянного обмена информацией о нормативных правовых актах Прикаспийских государств, регулирующих транспортную деятельность о состоянии дел по присоединению к международным соглашениям и конвенциям ООН и выполнению зафиксированных в них положений;

обеспечение информационного обмена о состоянии и тенденциях развития транспортных рынков, инвестиционных проектах, реализуемых в области транспорта.

Библиографический список

1. Российский статистический ежегодник. Стат. сб. - Госкомстат России. - М., 2014.

2. Сакульева, Т. Н. Современное состояние государств Каспийского региона / Т. Н. Сакульева // Вестник университета. - 2016. - № 5. - С. 34-38.

3. Сакульева, Т. Н. Стратегические ориентиры в развитии транспорта России уточняются / Т. Н. Сакульева // Вестник транспорта. - 2015. - № 2. - С. 20-25.

4. Транспорт в цифрах [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://mintrans.ru/activity/ detail.php?SECTЮNJD=2478 (дата обращения : 08.08.2016).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.