3. Участие в международных образовательных выставках за пределами региона. На современном этапе развития Астраханский государственный университет является активным участником всех региональных мероприятий в образовательной сфере (семинарах, выставках и т.д.), а также организатором научных мероприятий разного уровня (регионального, общероссийского, международного). Однако, за пределами региона и Российской Федерации в целом, активность университета ограничивается участием отдельных представителей в конференциях, реже научных школах, а также самого университета в российских и международных грантах и проектах. Для укрепления маркетинговой детерминанты Астраханского государственного университета, необходимо увеличить его присутствие в международном образовательном пространстве путем участия в международных образовательных выставках как в России, так и заграницей. В заключение можно сделать выводы относительно необходимости маркетингового управления международной образовательной и научной деятельностью университетов. Для грамотного позиционирования высшего учебного заведения на рынке образовательных услуг необ-
ходимо создание соответствующей маркетинговой инфраструктуры, т.е. отдельного подразделения, которое будет заниматься маркетинговым управлением деятельностью университетов: маркетинговые службы, отделы маркетинга и коммуникаций, административное и маркетинговое подразделения, отделы по внутренним и внешним коммуникациям и т.д. Для увеличения экспорта образовательных услуг, оказываемых высшим учебным заведением, помимо прочего, необходимо развитие маркетинговой компоненты интернационализации высшего учебного заведения.
Список литературы
1. Королева Н.П. Прогноз потребности в кадрах квалифицированных рабочих в разрезе отраслей экономики/Образование в зеркале рыночной экономики. Ростов-на-Дону. «Терра». 2003. С. 85-97
2. Сагинова О.В. Маркетинг образовательных услуг [Электронный ресурс] URL: http://www.mcpg.ru /cgi-bin/rus/tour/article.cgi?art=1010403 (дата обращения 07.04.2015)
3. Шевченко Д.А. Маркетинг образовательных услуг: стратегия вуза [Электронный ресурс] URL: http:// shevm.blogspot.ru/2011/04/blog-post 252.html (дата обращения 07.02.2015)
ТРАНСПОРТ КАК БАЗОВЫЙ ЭЛЕМЕНТ В СОВРЕМЕННЫХ ТРАНСПОРТНО-ЛОГИСТИЧЕСКИХ СИСТЕМАХ
Адамова Анастасия Александровна
Аспирант Петербургского Государственного Университета Путей Сообщения
АННОТАЦИЯ
Статья посвящена вопросу актуальности логистического подхода в управлении деятельностью компании, в особенности - процессом транспортировки, а также рассмотрению места транспортного элемента в логистике. Обосновывается возникновение логистики как науки и выделение транспортной логистики в отдельную отрасль, рассматриваются её задачи. Доказывается необходимость модернизации российского рынка транспортно-логистиче-ских услуг с целью соответствия его элементов, в особенности железнодорожного транспорта, ужесточающимся требованиям экономической и логистической системы страны и мира.
Ключевые слова: логистика, транспортная логистика, транспорт, логистическая система, транспортно-логи-стическая услуга.
В сформировавшихся условиях транспортного рынка традиционные способы доставки товаров от производителя к потребителю далеко не всегда могут обеспечить желаемо низкий уровень транспортных затрат. Транспорт по-прежнему остаётся связующим звеном в экономической системе, однако для максимизации логистического эффекта работы транспорта его деятельность необходимо рассматривать и совершенствовать в рамках логистической системы. В труде американских учёных Доналда Ба-уэрсокса и Дейвида Клосса отмечается, что для максимального вклада в эффект деятельности компании необходимо абстрагироваться от «туннельного» мышления, характерного для функциональных структур с выделением разных областей специализации. Организация работы транспорта должна рассматриваться не как самоцель, а быть составной частью логистики и содействовать достижению общих целей компании.
То, что сегодня мы называем логистикой - не новшество, а явление, возникшее с зарождением цивилизации, а современная наука использует и развивает самые совершенные и передовые её достижения. В 1976 году Совет логистического менеджмента США (СоипаМ
Logistics Management) дал определение понятию «физическое распределение», позже заменив его на термин «логистика» - процесс планирования и обеспечения (включая контроль) эффективного и непрерывного поступления товаров, услуг и сопутствующей информации оттуда, где они создаются, к потребителям, направленный на всемерное удовлетворение потребительских запросов. [2, с. 25]
На протяжении длительного времени логистика не выделялась в отдельную научную дисциплину, а её задачи решались различными методами в рамках теории менеджмента. Логистика - наука синтетическая и включает в себя направления, связанные с производством, маркетингом, финансовой деятельностью, транспортом, математикой и т.д. Если рассмотреть круг проблем, которые затрагивает логистика в совокупности, то общими для них будут вопросы управления и оптимизации разнообразных потоков. «Логистика - наука об управлении материальными потоками, потоками услуг и связанными с ними информационными и финансовыми потоками с целью сокращения суммарных затрат на продвижение этих потоков».[3, с. 13]
Основной причиной возникновения логистики, по мнению учёных, явилась «объективная необходимость по-
вышения эффективности экономических систем в условиях растущего уровня платёжеспособного спроса, снижения доступности источников сырья и усиления конкурен-ции».[3,с. 27]. В процессе трансформации мировой экономической системы в сервисную экономику с рыночным приоритетом потребителя логистика получила мощный толчок к развитию.
Повышение эффективности экономической системы с помощью логистических методов осуществляется путём создания в ней новых организационных форм, ориентированных на пропуск и переработку материальных и других потоков. Такой организационной формой выступает логистическая система, которая может образовываться как путём объединения нескольких предприятий, так и в рамках одного предприятия. При этом важно не столько количество элементов в логистической системе, сколько наличие между ними определённых связей и выполнение этими элементами определённых функций. Таким образом, в основе методологии логистики лежит системный подход, который заключается в рассмотрении всех элементов логистической системы как взаимосвязанных и взаимодействующих для достижения единой цели управления. При этом в рамках системного подхода производится оптимизация не отдельных элементов, а всей логистической системы в целом.
Одним из первых в России попытался систематизировать теорию, практику и зарубежный опыт логистики А.А.Смехов. В своей работе «Основы транспортной логистики» автор подчёркивает роль транспорта как инструмента физического распределения готовой продукции в сфере реализации. Отмечается, что «выбор каналов распределения - один из наиболее сложных вопросов, с которыми приходится иметь дело фирме при доставке товаров на рынок» [6, с. 7]. На основании достижений зарубежной транспортной логистики подчёркивается необходимость обеспечения принципа «точно в срок».
Центральным объектом рассмотрения в настоящей статье является транспорт как связующее звено логистической системы, целью которого является обеспечение согласованной работы всех элементов путём своевременной доставки материальных потоков с минимальными издержками.
На сегодняшний день транспортный элемент выделяется многими исследователями в отдельную область науки логистики, чему способствуют следующие основные факторы [цитируется по: 1, с. 52]:
- способность транспорта реализовать основную идею логистики - создать надёжно, устойчиво и оптимально функционирующую систему «снабжение-производство-распределение-потребление»;
- неизбежность решения целого ряда сложных транспортных проблем при выборе каналов распределения сырья, полуфабрикатов и готовой продукции в рамках логистической системы;
- высокая доля транспортных издержек, максимальная величина которых достигает 50% в общих логистических затратах на продвижение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя готовой продукции;
- наличие значительного числа транспортно-экспе-диционных предприятий, играющих большую роль в организации оптимальной доставки товаров как во внутренних перевозках, так и в международном сообщении.
Одна из главных задач транспортного элемента заключается в обеспечении продвижения материальных
потоков в логистической системе с минимальными затратами и при условии удовлетворения требований к качеству материального потока и потока транспортах услуг. Выполнение этой задачи достигается, главным образом, за счет регулирования, управления параметрами материальных потоков, обрабатываемых транспортным элементом и оптимального сочетания их с потоками транспортных услуг.
Специалистами выделяются три основные причины необходимости использования методологии логистики на транспорте в современных условиях глобализации экономики [цитируется по: 1, с. 49]:
- глобальная информатизация транспортных процессов. Данные о нахождении груза и транспортного средства, о сопроводительных документах поступают в электронном виде и обрабатываются информационными системами, совместимыми для всех участников внешнеторговой деятельности;
- развитие мультимодальных перевозок. Современные технологии доставки грузов заставляют отказываться от межвидовой конкуренции транспорта в пользу тесной координации усилий по привлечению дополнительных грузопотоков;
- усложнение организации перевозок. На первый план выходит оператор смешанной (комбинированной) перевозки - компания, обеспечивающая доставку «точно в срок», «от двери до двери» и обладающая соответствующими технологиями и корпоративными связями.
На сегодняшний день существует множество мнений о сущности и задачах транспортной логистики и отмечается некоторая субъективность в представлениях о ней - разные участники процесса товародвижения вкладывают в понятие транспортной логистики смысл, относящийся к той сфере деятельности, которой они занимаются. Так, с точки зрения грузовладельца, транспортная логистика призвана обеспечить выбор способа транспортировки и транспортного средства, а также определение маршрутов доставки, обеспечивающих удовлетворение его критериев предпочтения. Для перевозчика транспортная логистика — это наличие технологий перевозочного процесса, а также соответствующих технических средств, которые обеспечивают его востребованность при формировании конкретной транспортной логистической цепи. Логистический провайдер включает в понятие транспортной логистики комплекс вопросов, связанных с оформлением взаимоотношений с перевозчиком на условиях, максимально удовлетворяющих клиента, а также обеспечение взаимодействия различных видов транспорта при организации перевозки конкретного груза в рамках комбинированной перевозки.
Можно выделить следующие основные задачи транспортной логистики:
- выбор оптимального способа транспортировки и транспортных средств;
- определение рациональных маршрутов доставки;
- скоординированное планирование процессов доставки на разны видах транспорта при осуществлении комбинированной перевозки;
- транспортировка;
- техническое и технологическое совершенствование транспортного процесса.
Функциональная структура транспортной логистики представлена на рис.1. [построено с учётом 1, с. 53]
Рисунок 1 Функциональная структура транспортной логистики
На сегодняшний день, по мнению экспертов, с низкой эффективностью организации внутренней логистики компаний и транспортно-логистической системы страны в целом связан высокий уровень логистических затрат в России. В валовом внутреннем продукте РФ доля логистических издержек доходит до 19%, тогда как в Китае составляет 18,1%, в Бразилии и Индии - в пределах 11-13%, в США - 8,5%, в Италии - 9,4%, в Японии и Германии -8,7% и 8,3%, соответственно. Средний мировой показатель логистических издержек в 2011 г. оценивается Armstrong&AssociatesInc. в 11,3%. [5, с. 56]
Преследуя цель повышения объёмов реализации качественной продукции и оказания услуг, логистическая система ужесточает требования к каждому составляющему её элементу. В противном случае происходит вытеснение логистической системы с рынка, либо неэффективный транспортный элемент в составе системы заменяется более эффективным, способный гибко, своевременно и качественно удовлетворять потребности остальных логистических элементов. Всё более возрастают требования к адаптивности транспортного элемента логистической системы.
Рассматривая железнодорожный транспорт ключевой элемент транспортно-логистической системы России, важно отметить, что в последние годы его позиции ослабевают по сравнению с основным конкурентом - автомобильным транспортом. Услуги, предоставляемые железной дорогой, перестали удовлетворять многих грузовладельцев, требующих гибкого подхода к распределению своих материальных потоков. После более десяти лет реформирования на железнодорожном транспорте произошла децентрализация управления оказанием транс-портно-логистических услуг, в результате чего изменились формы взаимодействия транспортных организаций с экономическими субъектами рынка. Поскольку теперь грузовладелец ориентирован на выбор транспортно-логи-стической услуги, отвечающей его конкретным требованиям, главная задача транспортной логистики заключается в формировании конкурентоспособных комплексных
услуг на основе 3PL и 4PL-технологий с использованием различных видов транспорта, а также с возможностью большей интеграции в логистические процессы клиента для увеличения производительности услуг.
Таким образом, в статье рассмотрены такие ключевые понятия, как логистика и транспортная логистика. Систематизированы разные представления о задачах транспорта в рамках логистической науки, проанализировано его значение в экономической системе страны, а также обозначена важность применения методологии логистики в работе транспорта. Также в статье проанализированы проблемы и тенденции развития транспортно-логистиче-ского рынка в России и сделаны выводы по дальнейшему пути его развития с учётом большого значения железных дорог в экономике страны.
Список литературы
1. Балалаев А.С., Леонтьев Р.Г. Транспортно-логистическое взаимодействие при мультимодальных перевозках: монография. - М.: ФГБОУ «Учебно-методический центр по образованию на железнодорожном транспорте», 2012. - 268 с.
2. Бауэрсокс Доналд Дж., Клосс Дейвид Дж. Логистика: интегрированная цепь поставок. 2-е изд./ [Пер. с англ. Н.Н. Барышниковой, Б.С. Пинскера]. -М.:ЗАО «Олимп-Бизнес», 2008 - 640 с.: ил.
3. Гавришев С.Е., Дудкин Е.П., Корнилов С.Н., Рахм-нгулов А.Н., Трофимов С.В. Транспортная логистика: Учеб.пособие. - С-Пб.: ПГУПС, Табл.10, Ил.28, 2003 - 279 с.
4. Журавлева Н.А. «Экономика транспорта высоких скоростей». Сборник научных трудов Sworld. 2014. Т. 25. № 3. С. 19-30.
5. РосБизнесКонсалтинг: «Рынок транспортно-логистических услуг в 2011-2012 годах и прогноз до 2015 года», аналитический обзор, седьмое издание.
6. Смехов А.А. Основы транспортной логистики: Учеб. Для вузов. - М.:Транспорт, 1995. - 197с.