Научная статья на тему 'ТРАНСПОРТ ИНДИИ'

ТРАНСПОРТ ИНДИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1657
258
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
АВТОМОБИЛЬНЫЙ ТРАНСПОРТ / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫЙ ТРАНСПОРТ / МОРСКОЙ ТРАНСПОРТ / АВИАЦИОННЫЙ ТРАНСПОРТ / ТРУБОПРОВОДНЫЙ ТРАНСПОРТ / ГРУЗООБОРОТ / ПАССАЖИРООБОРОТ / КАБОТАЖНОЕ СУДОХОДСТВО / РЕЧНОЕ СУДОХОДСТВО / ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНАЯ КОЛЕЯ / ПЕРЕВОЗКИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Борисов Михаил Глебович

Транспорт Индии развивается в русле быстрого экономического роста страны в последние десятилетия. Рост транспортной системы Индии сопровождался структурным сдвигами, важнейшим из которых явилось резкое увеличение доли автомобильного транспорта в грузо- и пассажироперевозках за счет соответствующего снижения значения железнодорожного транспорта. Доминирование автомобильного транспорта в четвертой экономике мира с огромным населением породило угрозу транспортного коллапса и проблемы, связанные с экологией и отчуждением земель под новое дорожное строительство. Поэтому железнодорожный транспорт, отличающийся большей экономичностью и пропускной способностью своих магистралей, вступает в новый этап своего развития. Авиационный транспорт, переживший этап технического усовершенствования транспортных средств с соответствующим снижением тарифов, начал развиваться в Индии высочайшими темпами. Рынок внутренних авиаперевозок в Индии - один из самых ёмких и перспективных в мире. Недостаточно используется пока что потенциал морского судоходства, особенно каботажного, способного «взять на себя» часть грузооборота перегруженных автомобильных и шоссейных дорог. Трубопроводный транспорт не имеет большого значения в транспортировке грузов, так как основные объёмы потребляемых нефти и газа импортируются морем и перерабатывающие мощности располагаются в портовых городах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSPORT OF INDIA

Transport of India is developing in the context of the country’s rapid economic growth in the last decades. Progress in the transportation system is accompanied with structural changes, the most important of which is the steep increase in the share of road transport in freight and passenger transportation due to the decline in the share of rail transport. The predominance of road transport in the world’s fourth economy with an enormous population has given rise to a threat of transport collapse and problems connected with the environment and occupation of land by new road construction. That’s why rail transport which is more economical and has a greater capacity of its lines is entering a new stage in its development. Air transport which has been improved technically and lowered its tariffs is developing at the highest rate.Indian market of domestic air transportation is one of the world’s biggest and most promising. The use of sea shipping, particularly coastal, capable of doing part of the freight transportation of overcrowded highways and railroads, is used insufficiently. Pipeline transport is not very important in freight transportation because the major part of natural gas and oil are imported by sea and the refineries are situated in sea ports.

Текст научной работы на тему «ТРАНСПОРТ ИНДИИ»

Борисов М. Г. ТРАНСПОРТ ИНДИИ

Borisov Mikhail TRANSPORT OF INDIA

DOI: 10.31696/2227-5568-2021-01-033-050

Аннотация. Транспорт Индии развивается в русле быстрого экономического роста страны в последние десятилетия. Рост транспортной системы Индии сопровождался структурным сдвигами, важнейшим из которых явилось резкое увеличение доли автомобильного транспорта в грузо- и пассажироперевозках за счет соответствующего снижения значения железнодорожного транспорта. Доминирование автомобильного транспорта в четвертой экономике мира с огромным населением породило угрозу транспортного коллапса и проблемы, связанные с экологией и отчуждением земель под новое дорожное строительство. Поэтому железнодорожный транспорт, отличающийся большей экономичностью и пропускной способностью своих магистралей, вступает в новый этап своего развития. Авиационный транспорт, переживший этап технического усовершенствования транспортных средств с соответствующим снижением тарифов, начал развиваться в Индии высочайшими темпами. Рынок внутренних авиаперевозок в Индии — один из самых ёмких и перспективных в мире. Недостаточно используется пока что потенциал морского судоходства, особенно каботажного, способного «взять на себя» часть грузооборота перегруженных автомобильных и шоссейных дорог. Трубопроводный транспорт не имеет большого значения в транспортировке грузов, так как основные объёмы потребляемых нефти и газа импортируются морем и перерабатывающие мощности располагаются в портовых городах.

Ключевые слова: автомобильный транспорт, железнодорожный транспорт, морской транспорт, авиационный транспорт, трубопроводный транспорт, грузооборот, пассажирооборот, каботажное судоходство, речное судоходство, железнодорожная колея, перевозки.

Abstract. Transport of India is developing in the context of the country's rapid economic growth in the last decades. Progress in the transportation system is accompanied with structural changes, the most important of which is the steep increase in the share of road transport in freight and passenger transportation due to the decline in the share of rail transport. The predominance of road transport in the world's fourth economy with an enormous population has given rise to a threat of transport collapse and problems connected with the environment and occupation of land by new road construction. That's why rail transport which is more economical and has a greater capacity of its lines is entering a new stage in its development. Air transport which has been improved technically and lowered its tariffs is developing at the highest rate.

Indian market of domestic air transportation is one of the world's biggest and most promising. The use of sea shipping, particularly coastal, capable of doing part of the freight transportation of overcrowded highways and railroads, is used insufficiently. Pipeline transport is not very important in freight transportation because the major part of natural gas and oil are imported by sea and the refineries are situated in sea ports.

Keywords: road transport, rail transport, maritime transport, air transport, pipeline transport, freight turnover, passenger turnover, coastal shipping, inland water transport, gauge, transportation.

Быстрый экономический рост Индии в последние 30 лет был в целом подкреплен адекватным развитием её транспортной системы. Решающую роль здесь сыграло государство, поскольку инвестиции в транспортную инфраструктуру велики при длительных сроках окупаемости, поэтому не привлекательны для частного капитала. Однако стремление обеспечить высокие темпы экономического роста при минимальных транспортных издержках породило некоторые структурные и технологические перекосы, недоразвитие ряда сегментов транспортной системы, экологические проблемы. В настоящее время перед страной стоят масштабные задачи по модернизации и унификации транспортной сети, развитию видов транспорта, наиболее полно отвечающих долговременным интересам страны, решению проблем окружающей среды. Они в целом успешно решаются в процессе реализации многочисленных правительственных программ. Для обеспечения нынешних высоких темпов роста экономики и растущих пассажи-роперевозок огромного, постепенно богатеющего и поэтому становящегося более мобильным населения необходимый объём инвестиций в транспортную инфраструктуру Индии составляет, по официальным оценкам, только в период 2020-2025 гг. 575 млрд долл. США1.

Главный структурный сдвиг, произошедший в транспортной системе Индии,— это резкое увеличение доли автомобильного транспорта в пас-сажиро- и грузоперевозках за счет соответствующего сокращения доли железнодорожного транспорта. Если в 1990 г. железнодорожным транспортом перевозилось 56% пассажиров и 69% грузов, а автомобильным транспортом соответственно 38% и 17%, то в 2018 г. на автомобильный транспорт приходится 86% пассажиро- и 67% грузооборота страны2. Автомобильный транспорт обеспечивает 3,12% прироста ВВП Индии (железнодорожный транспорт — 0,77%, воздушный транспорт — 0,16%, водный транспорт — 0,08%)3. Автомобильный транспорт вкупе с промышленностью дорожных транспортных средств является одним из крупнейших работодателей Индии: в Индии около 200 млн профессиональных водителей, в индийском автопроме занято 1,3 млн чел. (8,7% промышленных рабочих страны, третье место после текстильной и пищевой промышленности)4.

Автомобильный транспорт Индии является крупным налогоплательщиком. Его доля в налоговых сборах колеблется от штата к штату от 3 до 45%, составляя в среднем по стране около 9%5.

1 USD 575 billion investment opportunity in transport infra in next 5 years: Kearney. From the Economic Times. URL: https:// www.auto.economictimes.indiatimes.com/news/industry/usd-575-billion-investment-opportunity-in-transport-infra-in-next-5-yrs-kearney/75851965 (дата обращения: 03.11.2020).

2 Technology Vision 2035. N\Technology Roadmap. Transportation. P. 29. URL: https:// www.home.iitk. ac.in/~akag/Publications_files/Transportation%20Roadmap%202015.pdf (дата обращения: 09.11.2020).

3 Government of India. Ministry of Road Transport & Highways. Road transport Yearbook. P. 4. URL: https:// www.morth.nic.in/sites/default/files/Road%20Transport%20Year%Book%202016-17.pdf (дата обращения: 14.10.20200).

4 Ibid. P. 1.

5 Ibid. P. 2.

Протяженность автомобильных дорог Индии составляет 5,32 млн км (второе место в мире), однако качественных современных дорог мало: протяженность дорог национального значения (только они отвечают современным требованиям) составляет лишь 100475 км, в то время как дороги, находящиеся в ведении штатов, достигают 148256 км, районных дорог (в основном грунтовых) — 4983579 км, остальное — сельские дороги6. По дорогам национального значения, составляющих лишь 1,7% автодорожной сети, идет 40% трафика7. Трафик на национальных дорогах возрастает на 7% в год, в то время как автомобильный парк увеличивается на 12% в год8. Автодорожная сеть, таким образом, нуждается в расширении и модернизации, имея в виду увеличение её пропускной способности и освоение недоступных пока территорий.

Форсированное развитие транспортной инфраструктуры для обеспечения быстрого роста ряда промышленных отраслей на различных территориях породило пространственную неравномерность развития автодорожной сети (табл. 1).

Таблица 1

Региональные аспекты развития автодорожной сети Индии

Городские районы Сельские районы

Протяженность автомобильной дорожной сети на 1000 кв. км, км 5940,58 621,05

Протяженность автомобильной дорожной сети на 1000 чел. населения, км 1,27 2,31

Источник: Technology Vision 2035. N\Technology Roadmap. Transportation. P. 31. URL: https:// www. home. iitk.ac.in/~akag/Publications_files/Transportation%20Roadmap%202015. pdf (дата обращения: 09.11.2020).

При низком уровне урбанизации в Индии (30%) протяженность автомобильных дорог на 1000 кв. км в городских районах почти в 10 раз превышает этот показатель в сельских районах, притом что на селе протяженность дорог на 1000 жителей почти в два раза больше, чем в городе.

В целом по густоте автодорожной сети Индия не уступает развитым странам (а нередко их превосходит): на 1 кв. км в Индии приходится 1,48 км автодорог (во Франции — 1,87 км, в Японии — 0,89 км, в США — 0,67 км, в КНР — 0,42 км, в Республике Корея — 1,1 км)9. Однако твердое покрытие имеет лишь 55% дорог (Франция — 100%, Япония—82%, Республика Корея— 80%, КНР — 67%)10.

6 Technology Vision 2035. N\Technology Roadmap. Transportation. P. 29-30. URL: https:// www.home.iitk. ac.in/~akag/Publications_files/Transportation%20Roadmap%202015.pdf (дата обращения: 09.11.2020).

7 Ibid.

8 Ibid.

9 Ibid. P. 32.

10 Ibid.

Размеры и обороты автотранспортного сектора Индии, несмотря на некоторое несоответствие масштабам и темпам роста экономики, одни из крупнейших в мире и демонстрируют ускоренную динамику (табл. 2).

Таблица 2

Основные показатели и динамика автотранспортного сектора Индии

2001 г. 2016 г. Среднегодовой прирост, %

Количество зарегистрированных транспортных средств, млн ед. 55,3 254,1 11,9

В т.ч. легковых автомобилей, млн ед. 6,8 28,1 13,1

В т.ч. автобусов, млн ед. 0,4 1,3 4,1

Протяженность дорог национального значения, тыс. км 23717,9 65563,6 5,5

Протяженность всех дорог, млн км 2,1 5,3 3,9

Количество автотранспортных средств на 1 тыс. населения 69,7 192 5,7

В т.ч. легковых автомобилей 7,1 23,9 9,4

В т.ч. автобусов 0,9 1,1 0,7

Число автотранспортных средств на 100 км национальных дорог 85,2 221,6 6,3

Источник: Government of India. Ministry of Road Transport & Highways. Road transport Yearbook. URL: https:// www.morth.nic.in/sites/default/files/Road%20Transport%20Year%Book%202016-17.pdf (дата обращения: 14.10.2020), Technology Vision 2035. N\Technology Roadmap. Transportation. URL: https:// www.home.iitk.ac.in/~akag/Publications_files/Transportation%20Roadmap%202015.pdf (дата обращения: 09.11.2020).

По грузообороту автомобильного транспорта Индия на восьмом месте в мире, по пассажирообороту — на десятом, по числу легковых автомобилей на 1000 чел. населения — на одиннадцатом, а по количеству двухколесного автотранспорта на 1000 чел.—на первом11.

Как пассажирские, так и грузовые перевозки более чем на 90% осуществляются транспортными средствами, произведенными в стране, причем этот показатель имеет тенденцию к росту. Темпы роста производства в национальном автопроме в 1,8 раза превышают темпы роста пассажиро-и грузооборота. Производство современных транспортных средств — электромобилей, скутеров — демонстрирует годовые темпы роста в 16 -21%12. Кроме того, Индия является нетто-экспортером автотранспортных средств.

11 Рассчитано по: Government of India. Ministry of Road Transport & Highways. Road transport Yearbook. P. 34. URL: https:// www.morth.nic.in/sites/default/files/Road%20Transport%20Year%Book%202016-17.pdf (дата обращения: 14.10.20200), Technology Vision 2035. N\Technology Roadmap. Transportation. P. 29-30. URL: https:// www.home.iitk.ac.in/~akag/Publications_files/Transportation%20Roadmap%202015.pdf (дата обращения: 09.11.2020).

12 Government of India. Ministry of Road Transport & Highways. Road transport Yearbook. P. 42. URL: https://

Транспорт Индии 37 Таблица 3

Производство, экспорт, импорт автотранспортных средств в Индии

2013 г. 2018 г. Среднегодовые темпы роста, %

Производство автомобилей, млн ед. 2,3 4,9 8,9

Импорт автомобилей, млрд долл. 3,5 5,8 5,1

Доля автомобилей в индийском импорте, % 0,9 0,8 - 1,8

Экспорт автомобилей, млрд долл. 8,9 18,3 8,7

Доля автомобилей в индийском экспорте, % 3,2 5,6 5,5

Внешнеторговый баланс в автопроме, млрд долл. 7,4 11,4 6,3

Индекс конкурентоспособности национальных автопроизводителей 0,23 0,24 0,9

Источник: Government of India. Ministry of Road Transport & Highways. Road transport Yearbook. PP. 7,34,35. URL: https:// www.morth.nic.in/sites/default/files/Road%20Transport%20Year%Book%202016-17. pdf (дата обращения: 14.10.20200).

Ожидается, что число автомобилей к 2050 г. Индии достигнет 611 млн (это количество может полностью «накрыть» существующую дорожную сеть), что предъявляет дополнительные требования к дорожной инфраструктуре13. Уже сейчас современные большегрузы способны курсировать только по дорогам национального значения. Поэтому последние сильно перегружены, скорость на них не превышает 40 км/ч., повышена аварийность. Это увеличивает сроки доставки грузов, транспортные издержки и снижает эффективность экономики. Инвестиции в дорожную инфраструктуру недостаточны (темпы их прироста меньше темпов прироста инвестиций в наиболее «отзывчивые» на них современные отрасли экономики), и негативные тенденции, очевидно, будут нарастать.

Нарастанию негативных тенденций в автотранспортном секторе способствует и снижающаяся энергоэффективность его функционирования, вызванная неуклонным изменением структуры автомобильного парка в сторону индивидуальных транспортных средств.

Среди всех транспортных средств автобус отличается наименьшей энергоёмкостью одного пассажиро-километра, однако именно этот вид транспорта прирастает в густонаселенной Индии наименьшими темпами. Аналогичный показатель у легкового автомобиля в 6 раз выше, у трёхколес-ного транспорта—в 4,8 раза, у двухколёсного—в 2,5 раза, однако именно эти

www.morth.nic.in/sites/default/files/Road%20Transport%20Year%Book%202016-17.pdf (дата обращения: 14.10.20200).

13 India to Top in Car Volumes by 2050 — Business Standart. URL: https:// www.business-standart.com/article/ economy-policy/india-to-top-in-car-volumes-by-2050-104102301052_1.html (дата обращения: 06.11.2020).

виды транспорта развиваются максимальными темпами14. Это, естественно, влияет на топливную эффективность: она у автобусов в 11-13 раз выше, чем у трёхколесных «тук-туков» и легковых автомобилей15. Для Индии, импортирующей около 75% потребляемой нефти, это — дополнительное бремя внешнеторгового баланса и ограничитель экономического роста.

При своей низкой эффективности легковой автомобиль (часто везущий одного человека или небольшой груз) занимает всю полосу движения на перегруженных индийских дорогах, что снижает их пропускную способность, а частые остановки и низкая скорость движения ведут к перерасходу топлива и нарушению графиков перевозок.

Несмотря на доминирование автомобильного транспорта в пасса-жиро- и грузоперевозках, железнодорожный транспорт Индии остается важнейшим элементом транспортной системы страны, имеющим широкие перспективы. Общая протяженность железнодорожной сети страны 121 407 км и продолжает увеличиваться (четвертое место в мире после США, Китая и России), за год железные дороги Индии перевозят более 8 млрд пассажиров (2-е место в мире после Японии) и 350 млн т грузов (4-е место в мире), персонал железных дорог Индии составляет 1,6 млн чел. (7-й работодатель в мире)16.

Таблица 4

Основные показатели железнодорожного транспорта Индии

2010 г. 2018 г. Среднегодовые темпы роста, %

Общая протяженность путей, км 64 640 121 407 6,9

Перевезенные пассажиры, чел. 5645805 8087546 4,7

Пассажирооборот, тыс. пасс.-км 98 495 135763 5,1

Перевезенный груз, тыс. т 242218 350493 7,1

Грузооборот, млрд т-км 676,9 998,7 7,2

Численность персонала, чел. 1 366 644 1 608725 2,2

Прибыльность, % 6,2 6,3 0,1

Число погибших на железной дороге, чел. 3997 4384 1,3

Источник: Рассчитано по: Indian Railways Year Book 2018-19. URL: https:// www.indianrailways.gov.in/railway-board/uploads/directorate/stat_econ/Year_Book/year%20Book%202018-19-English.pdf. (дата обращения: 30.10.2020).

14 Analysis of Indian Transport System — International Journal of Trend in Scientific Research and Development, Volume 1(3). URL: https:// www.ijtsrd.com/papers/ijtsrd74.pdf (дата обращения: 01.11.2020).

15 Ibid.

16 Indian Railways Year Book 2018-19. PP.3-6. URL: https:// www.indianrailways.gov.in/railwayboard/uploads/ directorate/stat_econ/Year_Book/year%20Book%202018-19-English.pdf. (дата обращения: 30.10.2020).

Практически все железнодорожные перевозки осуществляются государственной компанией Indian Railways (IR). Рыночная капитализация индийских железных дорог — 2,3% национального ВВП17. Это высокодоходная структура: её доход составил в 2018 г. 27,3 млрд долл. (65% обеспечили грузовые перевозки и 35%—пассажирские), а годовой прирост составил 6,2%18. К 2030 г. IR планирует создать еще 1 млн рабочих мест и превратиться в третью по капитализации железнодорожную компанию мира19. Ставится цель увеличить в 2017-2030 гг. грузоперевозки почти в три раза — с 1,1 млн т до 3 млн т20. Помимо IR существует несколько небольших частных железнодорожных компаний. Частные узкоколейные линии используются исключительно для грузовых перевозок на плантациях, сахарных заводах и угольных шахтах. Кроме того, независимо от индийских железных дорог, существует система городского железнодорожного транспорта. Масштабы городской подземки невелики при огромных размерах индийских городов. Калькутта — единственный город, где имеется трамвай. Большей густотой отличается сеть пригородного сообщения (крайне перегруженного).

Используются четыре разные колеи. Во времена Британской Индии их строили разные английские компании по разным стандартам для обслуживания раздробленной и ориентированной на метрополию колониальной экономики и препятствования формированию единой национальной железнодорожной сети (и рынка). Основная колея — 1676 мм (92% магистральных сетей)21. Это самая широкая в мире колея, используемая для пассажирских перевозок. Кроме неё имеются колеи 1000 мм, 762 мм и 610 мм. Существующая до сих пор разноколейность снижает эффективность функционирования национальных железных дорог. На станциях стыковки дорог с разной шириной колеи ежегодно переваливается до 20 млн т грузов, что удорожает транспортировку и увеличивает время доставки грузов22.

В последние годы быстрыми темпами реализуется государственная программа «Unigauge» по унификации железнодорожной сети. Узкая колея стремительно исчезает: в 1990 г. на неё приходилось 45% протяженности железных дорог, а в 2018 г.— 3%23. Однако неоправданно широкая колея в 1676 мм ведет к перерасходу конструкционных материалов и некоторым эксплуатационным неудобствам.

Только магистральные линии между крупнейшими городами являются двухпутными и электрифицированными, остальные — пока что

17 Ibid. P. 5.

18 Ibid.

19 Why 2030 is big year for Indian Railways. URL: https:// www.m.ecomomictim.com/industry/transportation/ railway/why-2030-is-big-year-for-indian-railways.aspx (дата обращения: 22.10.2020).

20 Ibid.

21 Indian Railways Year Book 2018-19. P. 4. URL: https:// www.indianrailways.gov.in/railwayboard/uploads/ directorate/stat_econ/Year_Book/year%20Book0/o202018-19-English.pdf. (дата обращения: 30.10.2020).

22 Ibid. P. 43-44.

23 Ibid. P. 62.

однопутные и неэлектрифицированные. По состоянию на 2018 г., электрифицировано 65% путей, однако уже к 2022 г. запланирована полная электрификация24. Это приведет к ежегодной экономии 8 млрд долл. за счет снижения потребления импортируемого топлива25.

Трудности в электрификации создает практиковавшийся ранее разный подход к электрификации путей: использование переменного тока 25КВ, 50 Гц, постоянного тока 3 КВ и постоянного тока 1,5 КВ. Это ведет к частой смене локомотивов на разных участках дороги и дополнительным простоям.

Необходимость масштабной перевалки грузов, смены колесных пар и локомотивов приводит к низкой средней скорости движения поездов на индийских железных дорогах (а значит, и их низкой пропускной способности). Она значительно ниже, чем в США, Японии, Китае и России.

Частые задержки и сбои в графиках движения ведут к авариям и крушениям. На индийских железных дорогах гибнет в среднем около 4 тыс. чел. в год (наивысший показатель среди «великих железнодорожных держав»)26. Тем не менее индийский железнодорожный транспорт значительно безопасней автомобильного.

Отношения между Индией и её бывшими регионами — Пакистаном и Бангладеш — не являются дружественными, поэтому на большинстве пограничных переходов железнодорожные пути разобраны и опутаны колючей проволокой. Это перспективное направление развития железнодорожной транспортной системы совершенно не используется, несмотря на одинаковую ширину колеи. Существует лишь минимально пассажирское сообщение с Пакистаном, Бангладеш и Непалом. Железнодорожного сообщения с Мьянмой и Бутаном пока нет, однако реализуются проекты строительства коротких веток до государственной границы.

Железнодорожный транспорт играет огромную роль в туристической отрасли Индии, поскольку это часто единственный способ познакомиться с огромной страной за относительно небольшое время и в относительно комфортных условиях и безопасности. Густая железнодорожная сеть дала возможность проложить многочисленные экскурсионные маршруты в «дворцах на колесах» и «поездах наследия». На индийских железных дорогах есть несколько объектов культурного наследия ЮНЕСКО: высокогорная железная дорога Дарджилинг, узкоколейная дорога в Малых Гималаях, Горная дорога Нилгири и др.

Почти весь подвижной состав — собственного производства. Редким исключением являются сложные путевые и ремонтные машины.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

24 Moving Towards a Low-Carbon Future. Increasing Rail Share in Freight Transport in India. URL: https:// www.shaktifoundation.in/wp-content/uploads/2019/05/Full-Report.pdf. (дата обращения: 02.11.2020).

25 Ibid.

26 Indian Railways Year Book 2018-19. P. 52. URL: https:// www.indianrailways.gov.in/railwayboard/uploads/ directorate/stat_econ/Year_Book/year%20Book%202018-19-English.pdf. (дата обращения: 30.10.2020).

Индийские железные дороги располагают огромным подвижным составом и станционным хозяйством. По состоянию на 2018 г., у индийских железных дорог 12 147 локомотивов, 67 597 пассажирских и 289 185 грузовых вагонов, 7321 станций, 2360 пакгаузов, 760 локомотивных и вагонных депо, что предоставляет огромные эксплуатационные возможности (табл. 5)27.

Таблица 5

Основные эксплуатационные показатели Индийских железных дорог

Эксплуатационные показатели 2009 г. 2018 г.

Дизельная тяга, % 60 35

Электрическая тяга, % 40 65

Средний вес грузового поезда, т 2822 2901

Пассажиро-км / пассажирский вагон / год 16972 20371

Тыс. тонно-км / тележечный вагон / год 3101 5207

Средняя протяженность грузоперевозок, км 660 687

Средняя оборачиваемость вагона, сутки 5,2 4,7

Плотность пассажирских перевозок, тыс. пасс-км / пог. км 6,2 7,5

Плотность грузовых перевозок, тыс. т-км/ пог. км 13,1 15,6

Производительность труда, тыс. перевозок/ кол-во работников 8,6 7,9

Источник: Indian Railways. Statistical Year Book India 2018. URL: https:// www.mospi.nic.in/statisti-cal-year-book-india/2018/188. (дата обращения: 30.10.2020). Railways. IBEF. URL: https:// www.ibef.org/ download/Railways-June-2020.pdf (дата обращения: 29.10.2020).

Эксплуатационные показатели индийских железных дорог, хотя и ниже, чем в ведущих железнодорожных странах, однако демонстрируют устойчивую тенденцию к улучшению. За период 2000-2018 гг. скорость пассажирских перевозок увеличилась на 24%, загрузка вагонов — на 36%, вес грузовых поездов увеличился на 47%, мощность грузовых локомотивов — примерно на четверть28.

Структура грузовых железнодорожных перевозок отличается полным доминированием навалочных грузов и крайне низким уровнем контейнеризации (табл. 6).

27 Indian Railways Year Book 2018-19. P. 6. URL: https:// www.indianrailways.gov.in/railwayboard/uploads/ directorate/stat_econ/Year_Book/year%20Book%202018-19-English.pdf (дата обращения: 30.10.2020).

28 Indian Railways Year Book 2018-19. PP. 20-22. URL: https:// www.indianrailways.gov.in/railwayboard/ uploads/directorate/stat_econ/Year_Book/year%20Book%202018-19-English.pdf. (дата обращения: 30.10.2020).

Таблица 6

Структура грузовых перевозок Индийских железных дорог

Товар Доля в перевозках, %

Уголь 47,4

Железная руда 12,1

Цемент 9,6

Клинкер 6,4

Удобрения 4,8

Контейнеры 4,6

Сталь 4,5

Зерно 3,3

Жидкие грузы 3,1

Песок 2,9

Прочие грузы 2,1

Источник: Moving Towards a Low-Carbon Future. Increasing Rail Share in Freight Transport in India. P. 19. URL: https://www.shaktifoundation.in/wp-content/uploads/2019/05/Full-Report.pdf. (дата обращения: 02.11.2020).

Индия — одна из немногих стран мира, где железнодорожный транспорт не только имеет будущее, но и вступает в полосу нового подъёма. Только Федеральное правительство намерено инвестировать в 2018-2040 гг. 4,5 трлн долл. в модернизацию дорожной сети и совершенствование подвижного состава29. Ведутся работы по строительству пяти высокоскоростных железнодорожных коридоров. Запланирован «Алмазный четырехугольник», соединяющий Дели, Мумбаи, Ченнаи и Калькутту сетью высокоскоростных трасс. К 2022 г. будет завершено строительство коридора Мумбаи — Ахма-дабад по японской технологии Синкансэн, в который было инвестировано 15 млрд долл.30 Запускается полувысокоскоростная железнодорожная сеть Дели—Агра, Дели—Канпур, Ченнаи—Хайдарабад, Нагпур—Секундерабад и Мумбаи—Гоа со скоростью движения до 200 км/ч. В рамках этого проекта полностью преобразовано 10 000 км железнодорожного полотна и будут созданы выделенные пассажирские и грузовые пути31. С 2018 г. запущено движение самоходных вагонов, не требующих локомотивов. Внедряются составы, функционирующие вне сети на солнечной энергии. Первый в мире такой поезд был представлен в Индии в 2017 г.32 К 2022 г. запланировано

29 Railways. IBEF. P. 22. URL: https:// www.ibef.org/download/Railways-June-2020.pdf (дата обращения: 29.10.2020).

30 Railways. IBEF. PP. 16-17. URL: https:// www.ibef.org/download/Railways-June-2020.pdf (дата обращения: 29.10.2020).

31 Ibid.

32 Ibid.

внедрение «солнечных поездов» суммарной потребляемой мощностью 1,13 ГВт33. Совместно с иностранными партнерами (General Electric, Alston) вводятся новые мощности по производству принципиально нового подвижного состава. Все это придаёт новый импульс развитию железнодорожного транспорта и повышению его конкурентных преимуществ, поскольку в стране с гигантским населением и экономикой (4-й в мире), ориентированной в основном на внутренний рынок, альтернативы железнодорожному транспорту не существует. По оценкам экспертов, к 2050 г. на Индию будет приходиться 40% мировых железнодорожных перевозок34.

Доля морского транспорта в суммарном грузообороте транспортной системы Индии составляет всего 13%, однако его значение чрезвычайно велико: внешнеторговые связи страны на 95% по объёму и на 70% по стоимости осуществляются морскими судами35. Тоннаж торгового флота Индии, его грузооборот, грузооборот портов растут в полном соответствии с её быстрым экономическим ростом и расширением её внешнеэкономических связей.

Индийским судоходным компаниям принадлежит 1011 торговых судов общей вместимостью 6,5 млн т36. Общий дедвейт судов, ходящих под индийским флагом, 24842 тыс. т— 16-е место в мире37. Под национальным флагом ходит 73,2% судов38. Это один из самых высоких показателей в мире. Общее количество судов (вместе с «удобным флагом») — 1405, что составляет 1,83% тоннажа мирового торгового флота39. По этому показателю Индия на 14-м месте в мире. Однако при этом относительно велика доля грузов, транспортируемых иностранными судами.

В условиях крайней перегруженности авто- и железных дорог чрезвычайно перспективно развитие каботажного судоходства. Однако его потенциал используется пока что недостаточно: им перевозится лишь 7% грузов (для сравнения, в КНР — 20%, в Японии — 42%, в Евросоюзе — 49%) и только относительно дешевые и габаритные насыпные и навалочные грузы40. Однако, притом что потребление топлива на один тонно-километр здесь составляет соответственно 15 и 49% от аналогичных показателей автомобильного и железнодорожного транспорта и протяженность береговой линии Индии составляет 7517 км (15-е место в мире), перевозить

33 Ibid.

34 Ibid. P. 5.

35 Insights into the Indian Maritime Industry and Ports in India. P. 5. URL: https:// www.aivp.org/wp-content/ uploads/2016/06/suresh_trishala_indian_maritime_industry.pdf. (дата обращения: 12.11.2020).

36 Review of Maritime Transport 2019. UNCTAD. URL: https:// www.read.un-ilibrary.org/international-trade-and-finance/review-of-maritime-transport-2019_17932789 (дата обращения: 10.11.2020).

37 Ibid.

38 Ibid.

39 Ibid.

40 Insights into the Indian Maritime Industry and Ports in India. P. 7. URL: https:// www.aivp.org/wp-content/ uploads/2016/06/suresh_trishala_indian_maritime_industry.pdf. (дата обращения: 12.11.2020).

выгодно широкую номенклатуру грузов41. У Индии два близкорасположенных побережья (Аравийское море и Бенгальский залив), и на них расположены крупнейшие промышленные центры.

Причина недостаточного развития каботажного морского судоходства состоит в его «обделенности» инвестициями. В период бурного экономического роста они шли в быстро окупающиеся и быстро реализуемые автодорожные проекты. Поэтому тоннаж каботажного флота невелик, крайне мало небольших каботажных портов, однако в последние годы положение начало меняться (табл. 7).

Таблица 7

Доля малых каботажных и крупных международных торговых портов в грузообороте морского транспорта Индии, %

2008 г. 2012 г. 2017 г.

Крупные океанские порты 72 61 55

Каботажные порты 28 39 45

Источник: Insights into the Indian Maritime Industry and Ports in India. P. 12. URL: https:// www.aivp. org/wp-content/uploads/2016/06/suresh_trishala_indian_maritime_industry.pdf. (дата обращения: 12.11.2020).

Каботажный сектор морского судоходства развивается в Индии быстрее крупного океанского судоходства. Окрепший частный капитал активно инвестирует в небыстро окупающуюся инфраструктуру каботажных грузоперевозок: в последние годы вложения в каботажную инфраструктуру в 3-3,5 раза превышают инвестиции в крупное международное торговое судоходство, а грузооборот малых каботажных портов увеличивается в среднем на 13,7% в год, в то время как этот показатель у крупных внешнеторговых портов — в среднем на 4,1%42.

В Индии достаточно подготовленного персонала для морского торгового флота. По его численности Индия на 3-м месте в мире после Филиппин и КНР43. При этом в стране совершенно не развито судостроение: судоходство осуществляется на купленных за границей или зафрахтованных судах. Причина — неспособность конкурировать с крупнейшими судостроительными компаниями, производящими практически весь тоннаж мира, из Республики Корея, Японии и КНР.

Во внешнеторговых морских перевозках Индии быстро возрастает доля контейнерных грузов, что связано с «облагораживанием» и осовремениванием индийского экспорта, обусловленным увеличением доли дорогих товаров с высокой добавленной стоимостью с соответствующим

41 Insights into the Indian Maritime Industry and Ports in India. P. 4.URL: https:// www.aivp.org/wp-content/ uploads/2016/06/suresh_trishala_indian_maritime_industry.pdf. (дата обращения: 12.11.2020).

42 Ibid. P. 4-8.

43 Review of Maritime Transport 2019. UNCTAD. URL: https:// www.read.un-ilibrary.org/international-trade-and-finance/review-of-maritime-transport-2019_17932789 (дата обращения: 10.11.2020).

уменьшением значения навалочных и насыпных «колониальных» грузов. При быстром росте доля контейнерных грузов пока что отстаёт от аналогичных показателей развитых стран: в Индии доля контейнеров в грузообороте увеличилась в период 2009-2017 гг. с 48 до 56%, при этом в США этот показатель составил в 2017 г. 71%, в Евросоюзе -72%, в КНР — 75У044.

Несмотря на густую речную сеть, на внутренний водный транспорт приходится менее 0,5% грузо- и пассажирооборота транспортной системы Индии (в КНР — 9%, в ЕС — 7%)45. Причина, помимо слабой логистики, кроется в природно-климатических условиях — крайне неравномерном речном стоке в условиях муссонного климата. В последнее время к этим факторам добавился активный забор воды из рек для нужд сельского хозяйства. Все это ограничивает сроки и масштабы речного судоходства несколькими месяцами в году.

Индия располагает 14,5 тыс. км внутренних водных путей (один из наивысших в мире показателей)46. Из них лишь 5,2 тыс. км (36%) крупных рек и 485 км каналов возможны в настоящее время для прохождения моторных речных судов47. Кроме того, правительством выделено 5 Национальных водных путей протяженностью 4,4 км на реках Ганг, Брахмапутра, Годавари, Кришна, а также на Западном и Восточном береговых каналах в качестве перспективных линий, способных разгрузить автодорожную сеть страны48.

На начальном этапе быстрого экономического роста Индии в 1990-х годах авиационный транспорт там практически не развивался вследствие невысокого платежеспособного спроса со стороны основной массы населения страны. Однако в последние два десятилетия Индия демонстрирует одни из самых высоких в мире темпов прироста пассажирооборота этого вида транспорта как результат роста благосостояния населения и удешевления авиаперевозок вследствие совершенствования транспортных средств (табл. 9). Густонаселенная Индия — крупнейший перспективный рынок авиационных перевозок. Согласно прогнозам, количество пассажиров, перевезенных индийскими авиакомпаниями, возрастет с 158 млн чел. в 2017 г. до 520 млн чел. к 2037 г.49 Ожидается, что Индия к 2028 г. станет третьим (после США и КНР) рынком авиационных перевозок50.

44 Insights into the Indian Maritime Industry and Ports in India. P. 9. URL: https:// www.aivp.org/wp-content/ uploads/2016/06/suresh_trishala_indian_maritime_industry.pdf. (дата обращения: 12.11.2020).

45 Ibid.

46 Ibid.

47 Ibid.

48 Ibid.

49 IATA. Indian Air Transport Sector, P. 1. URL: https:// www.iata.org/contentassets/ eec5052bac6a4fd68f98e751b97d21/india-aviation-summit-aug18.pdf. (дата обращения: 19.11.2020).

50 Ibid.

Таблица 8

Динамика пассажироперевозок авиационным транспортом Индии

Тип перевозок 2007 г. 2017 г. Среднегодовые темпы прироста, %

Внутренние перевозки, млн пасс. 23,1 97,3 16,1

Международные перевозки, млн пасс. 23,4 58,2 10,2

Источник: Рассчитано по: IATA. Indian Air Transport Sector. P. 2. URL: https:// www.iata.org/contentassets/ eec5052bac6a4fd68f98e751b97d21/india-aviation-summit-aug18.pdf. (дата обращения: 19.11.2020).

Возрастает доля внутрииндийских перевозок: в 2009 г. на них приходилось 49% перевезенных пассажиров, в 2017 г.—62%51. На внутреннем рынке авиаперевозки развиваются опережающими темпами по сравнению с полетами за границу, несмотря на то что последние являются зачастую единственным для жителей Индии вариантом путешествия за рубеж (вследствие особенностей географического положения). Это свидетельствует о выигрышном соотношении цена / качество авиаперевозок относительно других видов транспорта. В 2017 г. было перевезено 151,5 млн чел., что составило 11,2% населения Индии, и страна вышла на 3-е место в мире (после США и КНР) по объёму внутренних авиаперевозок52. Это стало возможным после относительно дешевого лизинга большого числа подержанных лайнеров, что дало возможность резко увеличить интенсивность авиаперевозок и снизить тарифы (только за период 2005-2011 гг. они были снижены в три раза). Результатом этого стало стремительное увеличение эксплуатационных показателей индийского авиационного транспорта: аэропорты Бангалора и Нью-Дели—в первой мировой десятке по росту пассажиропотока, а линии Мумбаи—Дели и Бангалор—Дели — в первой мировой двадцатке по числу перевозимых пассажиров (табл. 9).

Таблица 9

Пассажироперевозки крупнейших авиалиний Индии

Авиалиния Перевезенные пассажиры, млн пасс. Место в мире Среднегодовые темпы роста в 2000-2018 гг.,%

Мумбаи—Дели 5,6 7 1,9

Бангалор—Дели 3,5 20 -1,5

Бангалор—Мумбаи 2,7 35 3,1

Калькутта—Дели 2,1 52 5,6

Дели—Пуна 2,1 63 17,5

Дели—Хайдарабад 1,9 75 3,8

51 Ibid. P. 2.

52 Ibid. P. 1-2.

Авиалиния Перевезенные пассажиры, млн пасс. Место в мире Среднегодовые темпы роста в 2000-2018 гг.,%

Дели—Ченнаи 1,8 80 -5,4

Мумбаи—Ченнаи 1,7 91 5,1

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Источник: IATA. Indian Air Transport Sector. P. 5. URL: https:// www.iata.org/contentassets/eec5052ba-c6a4fd68f98e751b97d21/india-aviation-summit-aug18.pdf. (дата обращения: 19.11.2020).

Внутренние авиаперевозки осуществляются несколькими частными компаниями с резким преобладанием лоукостеров, перевозящих более 70% пассажиров (среднемировой показатель — 28%)53. Эта бизнес-модель наиболее эффективна в условиях Индии.

Международные авиаперевозки растут не такими быстрыми темпами, как внутренние. Самолеты индийских компаний летали в 2018 г. по 304 международным линиям (у КНР этот показатель — 1030, у России — 610)54. Однако индийские авиапассажиры имеют возможность совершать стыковки (вследствие географической близости) в крупных ближневосточных хабах-коннекторах —Дубае и Абу-Даби. Этим объясняется резкое преобладание ближневосточного направления (41,5% перевезенных в 2017 г. пассажиров) в международных авиаперевозках Индии (Восточная и Юго-Восточная Азия — 31,5%, Европа — 13,6%, Северная Америка — 11,6%, Африка — 2,8%, Южная Америка — 0,2%.) (Табл. 10).

Таблица 10

Доля стран мира в международном пассажиро- и грузообороте авиационного транспорта Индии

Страна Доля в международном пассажирообороте, % Доля в международном грузообороте, %

ОАЭ 19,8 28,1

США 9,3 -

Саудовская Аравия 9,3 5,1

Сингапур 5,4 4,9

Катар 2,9 11,2

Таиланд 4,6 2,9

Кувейт 3,1 2,1

Великобритания 5,2 5,9

Эфиопия - 7,1

53 Ibid. P. 9.

54 Ibid. P. 6.

Страна Доля в международном пассажирообороте, % Доля в международном грузообороте, %

Малайзия 3,6 -

Германия - 4,1

Сянган - 6,2

Источник: IATA. Indian Air Transport Sector. P. 7. URL: https:// www.iata.org/contentassets/eec5052ba-c6a4fd68f98e751b97d21/india-aviation-summit-aug18.pdf. (дата обращения: 19.11.2020)

Перевозки осуществляются на самолетах иностранного производства, купленных либо взятых в лизинг. В авиапарке преобладают узкофюзеляжные самолеты (3/4 общей вместимости)ss. Широкофюзеляжные самолеты (хотя и обеспечивающие меньшую стоимость одного пассажиро-километра) пока что не гарантируют полной загрузки рейса.

Развитие трубопроводного транспорта Индии отставало от быстрого роста её экономики. Протяженность трубопроводной системы страны — 42 486 км, что составляет менее 1% протяженности всех трубопроводов мира (на долю США приходится 65%, России — 9%, Канады — 3%)56.

Основой топливно-энергетического баланса Индии является местный уголь. Добыча нефти удовлетворяет лишь одну четверть потребности. Импортируемая морем нефть (Индия — четвертый импортер нефти в мире) перерабатывается на НПЗ в портовых городах. Поэтому предпосылки имеются в основном для транспортировки нефтепродуктов. Протяженность продуктопроводов в Индии в полтора раза превышает протяженность нефтепроводов — 14 839 км против 9853 км57. Поскольку значительная часть нефти добывается на шельфе, относительно велика доля оффшорных нефтепроводов — 8% общей протяженности58.

Импортом удовлетворяется почти половина потребности в природном газе. Он также поступает морем (в виде СПГ) и регазифицируется на заводах в тех же портовых городах. Основной его потребитель — электростанции, расположенные вблизи тех же крупных приморских городов. Газификация внутренних районов чрезвычайно мала. Мала и протяженность газопроводов — 17 658 км59. Ожидается реализация (нескорая) единственного пока что проекта импорта газа по газопроводу Туркменистан —Афганистан —Пакистан — Индия (TAPI). Ввод его в эксплуатацию неизбежно повлечет за собой быстрое развитие газотранспортной системы Индии.

55 Ibid.

56 Indian Petroleum & Natural Gas Statistics. P. 43. URL: https:// www.petroleum.nic.in/sites/default/files/ pngstat_1.pdf. (дата обращения: 14.11.2020).

57 Ibid.

58 Ibid.

59 India Petroleum & Natural Gas Statistics. URL: https://www.petroleum.nidn/files/pngstat_1.

Реализация многочисленных инвестпроектов (государственных и частных) в индийской транспортной системе открывает широкие перспективы её развития. Это — огромное поле для выгодного вложения капиталов, создающее основу для дальнейшего быстрого роста индийской экономики. По мере своего развития транспорт Индии превращается в важнейший элемент формирования национального ВВП.

ЛИТЕРАТУРА

Электронные ресурсы // Electronic sources

1. Analysis of Indian Transport System — International Journal of Trend in Scientific Research and Development, Volume 1(3). URL: https:// www.ijtsrd. com/papers/ijtsrd74.pdf (дата обращения 01.11.2020).

2. Government of India. Ministry of Road Transport & Highways. Road transport Yearbook. URL: https:// www.morth.nic.in/sites/default/files/Road%20 Transport%20Year°/oBook°/o202016-17.pdf (дата обращения: 14.10.20200).

3. IATA. Indian Air Transport Sector. URL: https:// www.iata.org/contentassets/ eec5052bac6a4fd68f98e751b97d21/india-aviation-summit-aug18.pdf. (дата обращения: 19.11.2020).

4. Indian Petroleum & Natural Gas Statistics. URL: https:// www.petroleum.nic. in/sites/default/files/pngstat_1.pdf. (дата обращения: 14.11.2020).

5. Indian Railways Year Book 2018-19. URL: https:// www.indianrailways.gov. in/railwayboard/uploads/directorate/stat_econ/Year_Book/year%20Book%20 2018-19-English.pdf. (дата обращения: 30.10.2020).

6. India to Top in Car Volumes by 2050 — Business Standart. URL: https:// www.business-standart.com/article/economy-policy/india-to-top-in-car-volumes-by-2050-104102301052_1.html (дата обращения: 06.11.2020).

7. Indian Railways. Statistical Year Book India 2018. URL: https:// www.mospi. nic.in/statistical-year-book-india/2018/188. (дата обращения: 30.10.2020).

8. Insights into the Indian Maritime Industry and Ports in India. URL: https:// www.aivp.org/wp-content/uploads/2016/06/suresh_trishala_indian_ maritime_industry.pdf. (дата обращения: 12.11.2020).

9. Moving Towards a Low-Carbon Future. Increasing Rail Share in Freight Transport in India. URL: https://www.shaktifoundation.in/wp-content/ uploads/2019/05/Full-Report.pdf. (дата обращения: 02.11.2020).

10. Railways. IBEF. URL: https:// www.ibef.org/download/Railways-June-2020.pdf (дата обращения: 29.10.2020).

11. Review of Maritime Transport 2019. UNCTAD. URL: https:// www.read. un-ilibrary.org/international-trade-and-finance/review-of-maritime-transport-2019_17932789 (дата обращения: 10.11.2020).

12. Technology Vision 2035. N\Technology Roadmap. Transportation. URL: https:// www.home.iitk.ac.in/~akag/Publications_files/Transportation%20 Roadmap%202015.pdf (дата обращения: 09.11.2020).

13. USD575 billion investment opportunity in transport infra in next 5 years: Kearney. From the Economic Times. URL: https:// www.auto.economictimes. indiatimes.com/news/industry/usd-575-billion-investment-opportunity-in-transport-infra-in-next-5-yrs-kearney/75851965 (дата обращения: (03.11.2020).

14. Why 2030 is big year for Indian Railways. URL: https:// www.m.ecomomictim. com/industry/transportation/railway/why-2030-is-big-year-for-indian-railways.aspx (дата обращения: 22.10.2020).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.