Научная статья на тему 'Транспорт и экология: государственный подход'

Транспорт и экология: государственный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1301
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левитин И.Е.

Развивая транспортную отрасль, необходимо соблюдать баланс между экономическими интересами общества, с одной стороны, и степенью воздействия на окружающую среду с другой. Повышение экологичности транспортной системы предполагает уменьшение вредных выбросов, снижение энергоемкости, увеличение энергоэффективности транспортного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспорт и экология: государственный подход»

ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ

Транспорт и экология: государственный подход

И. Е. ЛЕВИТИН, министр транспорта РФ

Развивая транспортную отрасль, необходимо соблюдать баланс между экономическими интересами общества, с одной стороны, и степенью воздействия на окружающую среду — с другой. Повышение экологичности транспортной системы предполагает уменьшение вредных выбросов, снижение энергоемкости, увеличение энергоэффективности транспортного комплекса.

Соблюдение экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции и последующей эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры — необходимое условие развития транспортной системы России.

Стратегические задачи

Государство несет ответственность за сохранение окружающей среды при строительстве и эксплуатации государственных объектов, в то время как частные компании отвечают за экологию при использовании инфраструктуры и транспортных средств.

Сегодня, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, при реализации проектов по строительству и реконструкции проводятся мероприятия по обеспечению экологической безопасности проектов. Так, в государственной компании «Ав-

тодор» создан и функционирует специальный экологический комитет, задачей которого является реализация мер по сохранению окружающей среды при проектировании и строительстве автомобильных дорог.

Для уменьшения вредного воздействия транспорта на окружающую среду нам необходимо решить такие задачи, как:

• снижение выбросов на всех видах транспорта;

• использование экологически чистых видов топлива;

• снижение энергоемкости транспорта до уровня показателей передовых стран;

• минимизация вредного воздействия на природу;

• восстановление и замещение экологических потерь, в том числе за счет высадки новых зеленых насаждений.

Вопросы экологии — обширное поле для сотрудничества международных и общественных организаций, а также правительств различных государств.

Процесс ужесточения требований к экологическим стандартам при эксплуатации транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры является общемировым. В доказательство достаточно привести в пример установление квот на выбросы парниковых газов при эксплуатации воздушных судов в Европе или запрет на использование на территории Европейского союза автомобильного топлива ниже класса «Евро-4».

Снизить выбросы

Ярким свидетельством ответственности транспортной компании за охрану окружающей среды может служить принятая в ноябре 2010 г. программа инновационного развития ОАО «Российские железные дороги». Согласно ей выброс загрязняющих веществ на железнодорожном транспорте к 2020 г. по сравнению с 2007 г. должен снизиться почти на 50 %. Это решение нужно признать весьма актуальным, особенно если учесть, что одной из мер, направленных на снижение вредного воздей-

ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ •

ствия транспорта на окружающую среду, является перевод значительной части перевозок пассажиров и грузов с автомобильного транспорта на железнодорожный. Такая установка связана с тем, что выбросы загрязняющих веществ от автомобилей ежегодно составляют более 40 % суммарного выброса от стационарных и передвижных источников на транспорте.

В рамках реализации в Российской Федерации проектов по снижению автомобильных выбросов были организованы регулярные маршруты аэроэкспресса ко всем московским аэропортам. Это позволило значительно сократить автотранспортные потоки, перевозившие авиапассажиров от Москвы и обратно, включая пассажиров, следующих транзитом через Московский авиационный узел.

Другим наглядным примером в данной области является создание малого железнодорожного кольца вокруг центра Москвы с переводом движения на электрическую тягу. Для завершения этого важнейшего проекта в ближайшие годы государство выделило средства в размере более 50 млрд руб.

Энергетическая эффективность

В соответствии с мировыми тенденциями важной задачей, направленной на уменьшение вредного воздействия транспорта на окружающую среду, является снижение энергоемкости транспорта. Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» предусматривает, что к 2016 г. годовая экономия энергии на транспорте составит более 6 млн т условного топлива, а к 2021 г. превысит 14 млн т. Достигнуть таких показателей можно только путем формирования необходимой нормативно-правовой базы, разработки и реализации программ в области энергосбережения как на отраслевом уровне, так и на уровне субъектов транспортного комплекса, а также за счет внедрения современных энергосберегающих технологий и видов транспорта.

Важным и эффективным направлением в области экологии является увеличение объема перевозок морским и речным транспортом, что также должно способствовать снижению энергоемкости перевозок и уменьшению объемов выбросов вредных веществ при перевозке грузов. Достижению данной цели будет способствовать принятый в октябре 2011 г. федеральный закон о реализации мер государ-

ственной поддержки судостроения и судоходства.

Повышение энергетической эффективности транспортной отрасли должно дать положительный эффект, при котором рост протяженности транспортной инфраструктуры и увеличение числа транспортных средств и интенсивности их использования не приведут к увеличению энергоемкости отрасли.

Научный подход на государственном уровне

Решение поставленных задач невозможно без научного сопровождения, применения инновационных решений и подготовки квалифицированных кадров по соответствующим специальностям.

В 2011 г. Министерство транспорта Российской Федерации с привлечением научных организаций и общественности разработало концепции экологической безопасности и энергоэффективности транспортного комплекса. Эти документы предусматривают последовательные меры по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Программы энергосбережения разработаны также всеми крупными транспортными компаниями.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

В том же году в целях увеличения доли инновационной экологически эффективной продукции в транспортном комплексе при Минтрансе России созданы экспертный совет, в который вошли ученые, представители отраслевых учебных заведений, бизнеса, и рабочая груп-

па Минтранса из представителей органов государственной исполнительной власти. В задачи экспертного совета входит сбор, рассмотрение и анализ поступивших предложений от разработчиков инновационных технологий, а также подготовка заключений. Затем инновационные решения включаются в технические задания на проектирование объектов транспортной инфраструктуры. Департаменты министерства отслеживают применение новых технологий в крупных строительных проектах.

Условия успеха

Согласно транспортной стратегии Российской Федерации, миссия государства в сфере функционирования и развития транспортной системы России заключается в том, чтобы создавать условия для экономического роста, повышать конкурентоспособность национальной экономики и качество жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, а также превращать географические особенности России в ее конкурентное преимущество. Без эффективных механизмов обеспечения транспортной безопасности и снижения вредного воздействия на окружающую среду транспорт не сможет стать социально ориентированной отраслью и катализатором российской экономики.

Статья подготовлена по материалам выступления И. Е. Левитина на V Международном форуме «Транспорт России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.