Научная статья на тему 'Транспорт и экология: государственный подход'

Транспорт и экология: государственный подход Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1702
160
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Левитин И.Е.

Развивая транспортную отрасль, необходимо соблюдать баланс между экономическими интересами общества, с одной стороны, и степенью воздействия на окружающую среду с другой. Повышение экологичности транспортной системы предполагает уменьшение вредных выбросов, снижение энергоемкости, увеличение энергоэффективности транспортного комплекса.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Транспорт и экология: государственный подход»

ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ

Транспорт и экология: государственный подход

И. Е. ЛЕВИТИН, министр транспорта РФ

Развивая транспортную отрасль, необходимо соблюдать баланс между экономическими интересами общества, с одной стороны, и степенью воздействия на окружающую среду — с другой. Повышение экологичности транспортной системы предполагает уменьшение вредных выбросов, снижение энергоемкости, увеличение энергоэффективности транспортного комплекса.

Соблюдение экологических требований при проектировании, строительстве, реконструкции и последующей эксплуатации объектов транспортной инфраструктуры — необходимое условие развития транспортной системы России.

Стратегические задачи

Государство несет ответственность за сохранение окружающей среды при строительстве и эксплуатации государственных объектов, в то время как частные компании отвечают за экологию при использовании инфраструктуры и транспортных средств.

Сегодня, в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, при реализации проектов по строительству и реконструкции проводятся мероприятия по обеспечению экологической безопасности проектов. Так, в государственной компании «Ав-

тодор» создан и функционирует специальный экологический комитет, задачей которого является реализация мер по сохранению окружающей среды при проектировании и строительстве автомобильных дорог.

Для уменьшения вредного воздействия транспорта на окружающую среду нам необходимо решить такие задачи, как:

• снижение выбросов на всех видах транспорта;

• использование экологически чистых видов топлива;

• снижение энергоемкости транспорта до уровня показателей передовых стран;

• минимизация вредного воздействия на природу;

• восстановление и замещение экологических потерь, в том числе за счет высадки новых зеленых насаждений.

Вопросы экологии — обширное поле для сотрудничества международных и общественных организаций, а также правительств различных государств.

Процесс ужесточения требований к экологическим стандартам при эксплуатации транспортных средств и объектов транспортной инфраструктуры является общемировым. В доказательство достаточно привести в пример установление квот на выбросы парниковых газов при эксплуатации воздушных судов в Европе или запрет на использование на территории Европейского союза автомобильного топлива ниже класса «Евро-4».

Снизить выбросы

Ярким свидетельством ответственности транспортной компании за охрану окружающей среды может служить принятая в ноябре 2010 г. программа инновационного развития ОАО «Российские железные дороги». Согласно ей выброс загрязняющих веществ на железнодорожном транспорте к 2020 г. по сравнению с 2007 г. должен снизиться почти на 50 %. Это решение нужно признать весьма актуальным, особенно если учесть, что одной из мер, направленных на снижение вредного воздей-

ГОСУДАРСТВО И ТРАНСПОРТ •

ствия транспорта на окружающую среду, является перевод значительной части перевозок пассажиров и грузов с автомобильного транспорта на железнодорожный. Такая установка связана с тем, что выбросы загрязняющих веществ от автомобилей ежегодно составляют более 40 % суммарного выброса от стационарных и передвижных источников на транспорте.

В рамках реализации в Российской Федерации проектов по снижению автомобильных выбросов были организованы регулярные маршруты аэроэкспресса ко всем московским аэропортам. Это позволило значительно сократить автотранспортные потоки, перевозившие авиапассажиров от Москвы и обратно, включая пассажиров, следующих транзитом через Московский авиационный узел.

Другим наглядным примером в данной области является создание малого железнодорожного кольца вокруг центра Москвы с переводом движения на электрическую тягу. Для завершения этого важнейшего проекта в ближайшие годы государство выделило средства в размере более 50 млрд руб.

Энергетическая эффективность

В соответствии с мировыми тенденциями важной задачей, направленной на уменьшение вредного воздействия транспорта на окружающую среду, является снижение энергоемкости транспорта. Государственная программа «Энергосбережение и повышение энергетической эффективности» предусматривает, что к 2016 г. годовая экономия энергии на транспорте составит более 6 млн т условного топлива, а к 2021 г. превысит 14 млн т. Достигнуть таких показателей можно только путем формирования необходимой нормативно-правовой базы, разработки и реализации программ в области энергосбережения как на отраслевом уровне, так и на уровне субъектов транспортного комплекса, а также за счет внедрения современных энергосберегающих технологий и видов транспорта.

Важным и эффективным направлением в области экологии является увеличение объема перевозок морским и речным транспортом, что также должно способствовать снижению энергоемкости перевозок и уменьшению объемов выбросов вредных веществ при перевозке грузов. Достижению данной цели будет способствовать принятый в октябре 2011 г. федеральный закон о реализации мер государ-

ственной поддержки судостроения и судоходства.

Повышение энергетической эффективности транспортной отрасли должно дать положительный эффект, при котором рост протяженности транспортной инфраструктуры и увеличение числа транспортных средств и интенсивности их использования не приведут к увеличению энергоемкости отрасли.

Научный подход на государственном уровне

Решение поставленных задач невозможно без научного сопровождения, применения инновационных решений и подготовки квалифицированных кадров по соответствующим специальностям.

В 2011 г. Министерство транспорта Российской Федерации с привлечением научных организаций и общественности разработало концепции экологической безопасности и энергоэффективности транспортного комплекса. Эти документы предусматривают последовательные меры по снижению вредного воздействия транспорта на окружающую среду. Программы энергосбережения разработаны также всеми крупными транспортными компаниями.

В том же году в целях увеличения доли инновационной экологически эффективной продукции в транспортном комплексе при Минтрансе России созданы экспертный совет, в который вошли ученые, представители отраслевых учебных заведений, бизнеса, и рабочая груп-

па Минтранса из представителей органов государственной исполнительной власти. В задачи экспертного совета входит сбор, рассмотрение и анализ поступивших предложений от разработчиков инновационных технологий, а также подготовка заключений. Затем инновационные решения включаются в технические задания на проектирование объектов транспортной инфраструктуры. Департаменты министерства отслеживают применение новых технологий в крупных строительных проектах.

Условия успеха

Согласно транспортной стратегии Российской Федерации, миссия государства в сфере функционирования и развития транспортной системы России заключается в том, чтобы создавать условия для экономического роста, повышать конкурентоспособность национальной экономики и качество жизни населения через доступ к безопасным и качественным транспортным услугам, а также превращать географические особенности России в ее конкурентное преимущество. Без эффективных механизмов обеспечения транспортной безопасности и снижения вредного воздействия на окружающую среду транспорт не сможет стать социально ориентированной отраслью и катализатором российской экономики.

Статья подготовлена по материалам выступления И. Е. Левитина на V Международном форуме «Транспорт России».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.