Научная статья на тему 'Транснациональные торговые компании на развивающихся рынках: причины экспансии, особенности и перспективы деятельности'

Транснациональные торговые компании на развивающихся рынках: причины экспансии, особенности и перспективы деятельности Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
182
28
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ КОМПАНИИ / ТНТК / МЕЖДУНАРОДНЫЙ БИЗНЕС / МЕЖДУНАРОДНАЯ ТОРГОВЛЯ / МИРОВЫЕ РИТЕЙЛЕРЫ / ГЛОБАЛЬНЫЕ СТРАТЕГИИ ЭКСПАНСИИ / TRANSNATIONAL TRADING COMPANIES / TNTC / INTERNATIONAL BUSINESS / INTERNATIONAL TRADE / INTERNATIONAL RETAILERS / THE STRATEGY OF GLOBAL EXPANSION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Удод Н.Н.

В статье анализируются транснациональные торговые компании, как ведущие игроки на глобальном рынке и доминирующий фактор мировой торговли. На основе исследования деятельности ТНТК рассмотрен мировой опыт глобализации розничной торговли, охарактеризованы тенденции развития и стратегии глобальной экспансии крупнейших торговых компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transnational trading companies in emerging markets: the reasons for the expansion, features and prospects of activity

The article analyzes the multinational trading companies as leading players in the global market and a dominant factor in world trade. On the basis of the research activities considered TNTK world experience globalization of retail trends and characterized the global expansion strategy of the largest trading companies.

Текст научной работы на тему «Транснациональные торговые компании на развивающихся рынках: причины экспансии, особенности и перспективы деятельности»

New university

Economics & Law 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

МИРОВАЯ ЭКОНОМИКА

УДК 339.92

Н.Н. Удод*

ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ ТОРГОВЫЕ КОМПАНИИ НА РАЗВИВАЮЩИХСЯ РЫНКАХ: ПРИЧИНЫ ЭКСПАНСИИ, ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В статье анализируются транснациональные торговые компании, как ведущие игроки на глобальном рынке и доминирующий фактор мировой торговли. На основе исследования деятельности ТНТК рассмотрен мировой опыт глобализации розничной торговли, охарактеризованы тенденции развития и стратегии глобальной экспансии крупнейших торговых компаний.

Ключевые слова: транснациональные торговые компании, ТНТК, международный бизнес, международная торговля, мировые ритейлеры, глобальные стратегии экспансии.

Появления в глобальном масштабе новых торговых форм в первую очередь следует рассматривать как итог процессов транснационализации, что проводит к эволюции современных экономических систем, новым возможностям получения доходов, обмену опытом и налаживанию долгосрочных отношений между ключевыми субъектами мировой хозяйственной деятельности. В этих условиях происходит становления новой мировой экономики, где все сферы производства и обращения многих стран мира охвачены и связаны глобальными торговыми сетями. Формирование транснациональных торговых компаний (ТНТК), глобализация и информатизация бизнеса, позволяют достичь и более высокой эффективности торговопроизводственной деятельности. Усложнение структуры крупных торговых компаний дают им возможность использовать специфические рыночные возможности, охватывать различные сферы потребительского рынка: розничную и оптовую торговлю, производство товаров, оказание услуг и т.д. Однако такие изменения требуют адекватных механизмов регулирования и налаживания сотрудничества в интересах общества, государства, мира в целом.

Анализ динамики развития глобальной торговли последних лет показывает активную интернационализацию торговых компаний. В целях расширения бизнеса, повышения эффективности и получения экономии от масштаба большинство торговых компаний выходит на зарубежные рынки вне территории собственной страны, и постепенно превращаются в крупные транснациональные торговые корпорации, сопоставимые по объемам деятельности с крупней-

© Удод Н.Н., 2015.

DOI: 10.15350/2221-7347.2015.10

Удод Наталия Николаевна - старший преподаватель кафедры международного менеджмента и маркетинга, Украинский государственный университет финансов и международной торговли, Украина.

5

Новый университет

Экономика и право 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

шими транснациональными производственными корпорациями [1, с. 201]. О значительной масштабности бизнеса транснациональных розничных торговых корпораций свидетельствуют основные показатели деятельности 250-ти крупнейших мировых торговых сетей, опубликованные британской консалтинговой и аудиторской компанией «Deloitte Touche Tohmatsu Limited (DTTL)» (табл. 1).

Таблица 1

Основные показатели деятельности крупнейших мировых розничных торговых сетей за 2006-2013 гг.

Показатели 2006 г. 2007 г. 2008 г. 2009 г. 2010 г. 2011 г. 2012 г. 2013 г.

Розничные продажи, трлн. дол. 3,246 3,619 3,818 3,763 3,940 4,271 4,287 4,35

Розничные продажи в среднем на одну торговую сеть 12,96 14,87 15,29 15,05 15,76 17,08 17,15 17,42

Чистая норма прибыли, % 3,6 3,7 2,4 3,1 3,8 3,8 3,1 3,7

Источник: составлено автором [2-9].

Выручка крупнейших розничных торговых сетей мира в 2013 г. достигла 4,35 трлн. долл., что больше по сравнению с 2006 г. на 1,1 трлн. долл., или на 32%. В среднем мировая розничная торговля демонстрирует прирост розничных продаж на уровне 4,6%.

Наиболее успешными крупными торговыми компаниями в 2013 г., работающими на зарубежных потребительских рынках, являются компании по продаже продовольственных товаров и товаров повседневного спроса, что подтверждается результатами рейтинга 250 крупнейших розничных торговых сетей.

Отметим, что на ТОР-10 рейтинга торговых компаний приходится почти 30% совокупных розничных продаж, средний охват территорий составляет 16,3 страны (табл. 2).

Таблица 2

ТОП-10 крупнейших мировых розничных торговых компаний в 2013 г.

Место в рейтинге Название компании Страна происхождения Розничный товарооборот, млн. долл. Темп прироста (+/-до 2008 г.), % Количество стран, в которых работает % зарубежных торговых операций

1. Wal-Mart Stores, Inc. США 476,294 3,3 28 28,9

2. Costco Wholesale Corporation США 105,156 7,7 9 28,2

3. Carrefour S.A. Франция 98,688 -3,0 33 52,7

4. Schwarz Unternehmens Treuhand KG Германия 98,662 6,5 26 58,2

5. Tesco PLC Великобритания 98,631 2,9 13 32,3

6. The Kroger Co. США 98,375 5,3 1 0

7. Metro Ag Германия 86,393 -0,9 32 62,3

8. Aldi Einkauf GmbH & Co. oHG Германия 81,090 5,5 17 59,2

9. The Home Depot, Inc. США 78,812 2,0 4 10,8

10. Target Corporation США 72,596 2,9 2 1,8

Топ-10 1,294,698 3,0 16,5 32,5

Топ-250 4,354,562 4,2 10,2 24,2

Доля Топ-10 29,7%

Источник: составлено автором [2-9].

6

New university

Economics & Law 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

По сравнению с Top-250 в целом, 10 крупнейших ритейлеров гораздо большего глобального присутствия. В среднем, 10 крупнейших торговых компаний работают в 16,5 странах по сравнению с 250 торговыми компаниями, зарубежные торговые операции которых осуществляются в среднем в 10,2 странах [9]. Почти одна треть общего объема розничного дохода первой десятки мировых ритейлеров получена от зарубежных операций, в то время как для остальных торговых компаний доля дохода от розничной торговли, полученная за пределами страны происхождения составляет одну четвертую. Особая зависимость от иностранных рынков имеется у компаний - Carrefour, Schwarz, Metro, and Aldi.

Лидером по числу крупнейших торговых компаний являются США, так как половина десятки крупнейших торговых компаний именно американские. Но следует отметить, что большая часть продаж этих компаний осуществляется на внутреннем рынке. Количество американских компаний среди ТОР-250 насчитывает 78, то есть свыше одной трети, зарубежные продажи составили только 15,6%, а оперируют они в среднем в 9 зарубежных странах [9]. Это можно объяснить значительной емкостью внутреннего рынка, но уровень интернационализации американской розничной торговли возрастает, для сравнения, в 2008 г. среднее число стран оперирования розничных сетей США достигало только 4,6 [4].

Самой крупной сетью мировой розничной торговли является американская компания Wal-Mart, на долю которой приходится свыше 10% выручки ведущих торговых компаний мира, территория оперирования включает 28 стран, в то время как еще в 2010 г. - 16, что во многом обусловлено приобретением южноафриканской торговой сети Massmart. Сделка является крупнейшей за последнее десятилетие, позволившая американской компании выйти на южноафриканский рынок и обеспечить свое присутствие в 12 странах африканского континента [10, с. 9].

Отличаются высокой степенью интернационализации и высокой глобальной активностью также европейские компании. В рейтинге ТОР-250 представлены 82 крупнейших торговых сетей европейского происхождения, из них французская Carrefour, германские Metro, Schwarz, Aldi, великобританская Tesco - это лидеры мирового ритейла. Почти 40% доходов от продаж европейских торговых компаний по результатам работы последних лет пришлось на операции за пределами национальных границ. При этом для Франции этот показатель составляет 44,4%, Германии - 44,9%, Великобритании - 22,4%. Французские сети оперируют в 30 странах, германские - в 15,4 странах, сети из Великобритании - в 17,3 странах [2-9]. В среднем европейские ритейлеры оперируют в международном масштабе на территории 15,6 стран мира, а еще в 2008 г. работали в 11,7 странах. Исключительная торговая деятельность в пределах национальных территориальных границ отмечена всего для 19,5% европейских компаний.

Во многом успех глобальной экспансии крупнейших торговых компаний зависит от выбора страны и способа ее осуществления. Выбор способа выхода на зарубежные рынки обусловлен влиянием величины затрат на проникновение, возможностью установления контроля над товародвижением на рынках принимающих стран, уникальностью форматов, уровнем насыщенности торговой инфраструктуры, наличием политических и экономических рисков [1, с. 206-207]. Стремление к расширению масштабов операций является неотъемлемой чертой любого бизнеса и перед выбором способов увеличения масштабов деятельности, таких, как слияние и поглощение, расширение объема продаж путем рекламной кампании или расширением сбытовой сети, либо открытие собственных филиалов за границей, существенно важно, чтобы этот способ был более дешевым и выгодным по сравнению с возможными альтернативами.

Для расширения географии своего присутствия и захвата новых рынков сбыта крупнейшие транснациональные торговые компании используют ряд стратегии, среди которых стратегия поглощения/слияния, органического роста, технологии франчайзинга, создания совместных предприятий, приобретение миноритарного (неконтрольного) пакета акций, лицензирования и экспортирования торговых брендов. Определение причин выбора, сравнение преимуществ и недостатков наиболее часто использованных стратегий выхода ТНТК на зарубежные рынки можно проследить в таблице 3.

7

Новый университет

Экономика и право 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

Таблица 3

Сравнительная характеристика стратегий зарубежной экспансии ТНТК

Стратегия Причины для выбора Преимущества Недостатки Степень зависимости донора и рецепиента

Слияние и поглощения - в отдельных случаях, практически единственная возможность выхода на зарубежный рынок; - необходимость объединения знаний, активов. - быстрота выхода на зарубежный рынок; - возможность сэкономить при покупке ценных активов; - возможность получения эффекта синергии. - интеграция после слияния и поглощения; - поиск подходящих объектов для слияния и поглощения; - риск переплаты; - сложность выхода с рынка. высокая

Органического роста - наличие достаточных объемов финансовых ресурсов; - большой объем целевого рынка; - высокий потенциал продаж продукции конкретного сегмента; - благоприятный инвестиционный климат в целевой стране; - отсутствие регуляторных барьеров для иностранных компаний. - полный контроль над дочерним предприятием; - минимальные риски утечки технологий и знаний; - максимальная приближенность к конечному потребителю, что дает возможно быстро реагировать на изменения конъюнктуры рынка. - высокая стоимость и длительность процесса создания дочерней компании; - при относительно невысоких объемах продаж, инвестиции в дочернюю компанию долго окупаться; -потребность в значительных объемах вводимых ресурсов. высокая

Совместное предприятие - наличие ограничений на импорт в целевой стране; - наличие политических рисков; - высокий потенциал продаж; - неблагоприятный инвестиционный климат и регуляторная политика. - позволяет преодолеть существующие политические, регуляторные, культурные барьеры; - высокая вероятность долгосрочных отношений с партнером; - позволяет объединить ресурсы и связи нескольких компаний-контрагентов. - возможны проблемы контроля стратегий продвижения и продаж продукта; - большие инвестиций; - возможны риски конфликтов управленческого характера; - риск утечки техноло-гий/знаний; - при изменении конъюнктуры рынка, партнер может превратиться в конкурента. высокая

Франчайзинг / Лицензиро- вание - наличие инвестиционных и импортных барьеров для выхода на рынок; - низкий потенциал продаж на целевом рынке; - большие культурные различия. - минимальные инвестиции и риски; - высокая скорость выхода на целевой рынок; - хорошая возможность обойти существующие торговые, инвестиционные, регуляторные барьеры; - высокие показатели ROI (окупаемости инвестиций). - делегирование большой части управленческих функций и задач компании-партнеру. - подходит не для всех видов компаний; - покупатель лицен-зии/франшизы может со временем превратиться в конкурента; - ограниченный срок действия лицензии/франшизы; -всегда существует риск приостановки/ непродления контракта. практически отсутствует

Источник: составлено автором

Таким образом, с анализа стратегий выхода на зарубежные рынки видно, почему обычно ТНТК расширяют международную деятельность путем приобретения или создания новых компаний, организации совместных предприятий или же вступая в другого рода объединения. Причем для данных операций не обязательно прибегать к экспорту капитала и реинвестированию прибыли, заработанной за рубежом, можно поглотить иностранную фирму получив кредит

8

New university

Economics & Law 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

по месту совершения сделки по ее приобретению. Применяются и другие методы укрупнения активов и приобретения контроля, например, присвоение местного основного капитала в счет погашения долга. Поэтому данные по международному движению капитала не дают полного понимания того, каким именно способом транснациональные торговые корпорации расширяют свою деятельность.

Основными точками роста ТНТК выступают потребительские рынки развивающихся стран, которые привлекают их перспективой больших оборотов и прибылей, а также на которых достигнуты максимальные показатели у национальных и международных сетевых торговых операторов. Исходя из анализа проведенных исследований консалтинговой компанией А. Т. Kearney, в целом по миру, наиболее привлекательными для инвестиций в торговлю является развивающиеся рынки Азии, которая превзошла другие регионы, несмотря на замедление темпов роста и опередила в этом аспекте даже рынки Восточной Европы (табл. 4).

Таблица 4

Наиболее привлекательные развивающиеся рынки для инвестиций в торговлю, 2015 г.

Место в рейтинге Страна Страновой риск Привлекательность рынка Насыщенность рынка Временная актуальность Индекс развития мирового ритейла

i Китай 66,7 55,7 42,3 96,6 65,3

2 Уругвай 93,3 60,4 68,0 38,9 65,1

3 Чили 98,2 100,0 13,0 37,9 62,3

4 Катар 100,0 89,4 34,3 12,8 59,1

5 Монголия 22,4 19,9 93,1 100,0 58,8

6 Грузия 36,5 39,1 78,8 79,2 58,4

7 ОАЭ 97,6 84,0 16,5 33,9 58,0

8 Бразилия 98,0 60,4 45,2 28,0 57,9

9 Малайзия 74,5 68,8 29,3 52,7 56,6

10 Армения 35,4 37,1 82,1 66,3 55,2

0-высокий риск; 100-низкий 0-низкая привлекательность; 100-высокая 0-насыщен; 100-не насыщен 0-время есть; 100-необходимо срочно действовать

Источник: составлено автором [11].

Среди развивающихся стран Китай наиболее привлекателен для торговых инвестиции ТНТК в 2015 г. И не смотря на то, что рост ВВП Китая в 7,4% в 2014 году был самым низким за четверть века, по сравнению с другими развивающимися рынками, его производительность не имеет аналогов. На сегодня общий объем розничной торговли Китая составляет 2,83 трлн. долл. Розничный рынок Китая, как ожидается, к 2018 году превзойдет крупнейший в мире розничный рынок США и вырастет до $ 8 трлн. к 2022 г. [11].

Появление глобальных торговых операторов на рынке развивающихся стран способствует социально-экономическому развитию, так как их приход в регион значительно усиливает конкуренцию среди участников отрасли и создает определенный вызов локальным участникам, требуя от них внедрения инновационных методов управления, автоматизации операционных процессов, расширения ассортимента повышения качества продукции и сервисного обслуживания, снижения цен [12, с. 223], позволяет внедрять современные системы работы с поставщиками и покупателями, повысить степень централизации функции логистики и дистрибуции, а также снизить розничные цены.

Проникновение на рынок розничных торговых сетевых форм организации бизнеса, появления ТНТК на рынках развивающихся стран начинается с появления местных торговых компаний, сетей, соответствующей инфраструктуры. Эффективная деятельность сетевых структур локального уровня становится инструментом качественного развития потребительского рынка и создает основу для заинтересованности в инвестирование капитала крупных торговых структур международного, глобально уровня [12, с. 223-224]. Одни ТНТК нацелены на быструю экс-

9

Новый университет

Экономика и право 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

пансию через открытие новых торговых точек, в первую очередь, в крупнейших городах, другие концентрируются на открытии определенного количества магазинов в соответствующих географических регионах. Для отраслей, в которых экономия на масштабах принципиальна, принцип географии широко используется. Этот принцип особенно важен для инфраструктуры ТНТК. Другим преимуществом этого принципа является достижение критической массы в отношениях с местными поставщиками. Во многих развивающихся странах количество поставщиков может значительно отличаться от региона к региону, особенно это касается производства и реализации продуктов питания. Кроме того, концентрация на развитии в одном регионе позволяет быстрее укреплять узнаваемость бренда, а экспансия через открытие магазинов в крупных городах позволяет воспользоваться преимуществом первопроходца. Такие компании сначала проводят экспансию, а потом, со временем, используют более сложную форму интернационализации своего бизнеса на выбранном рынке.

Однако страна должна быть готовой к такому сотрудничеству, так как появление ТНТК может приводить к монополизации потребительского рынка, к диктату условий, как производителям, так и потребителям, к одновременному закрытию или банкротству большого количества самостоятельных торговых предприятий, локальных торговых сетей, которое сопровождается массовым увольнением торговых работников, дополнительной социальной напряженностью, нарушением хозяйственных связей, ухудшением финансового положения, нередко снижением отчислений в местные бюджеты и на социальные программы. Основными технологиями укрепления локальных торговых сетей становятся внедрение в торговлю ТНТК, установление прямых контактов с производителями товаров, диверсификация форматов торговли, вложение в брендинг и маркетинговые исследования, акцентирование на «private labels» [13, с. 27].

Таким образом, последовательное увеличение доли развивающихся рынков в общем объеме продаж ведущих ТНТК является устойчивым трендом последних десятилетий. Под влиянием этих компаний меняется структура торговых каналов, увеличивается проникновение современных форматов торговли, меняются стандарты и принципы организации торговых компаний. Конкурентное давление со стороны ТНТК заставляет национальных операторов менять организацию и подход к бизнесу. В то время как страны, что заинтересованы в привлечении прямых иностранных инвестиций со стороны торговых компаний в целях экономического развития прилагают максимальные усилия для оптимизации и создания как можно более благоприятного инвестиционного климата, то есть обеспечивают социально-политическую стабильность, экономическое положение, предсказуемость и гарантии нормативно-правовых актов, преодоление неразвитости транспортной, торговой, телекоммуникационной инфраструктуры, другими словами, демонстрируют стремление к снижению предпринимательского риска и желание к плодотворному сотрудничеству.

Библиографический список

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

[1] Шнорр, Ж.П. Мировой опыт глобализации розничной торговли / Ж.П. Шнорр // Вестник ТОГУ. - 2014. - №1 (32). - с. 199-208.

[2] Top 250 Global Retailers 2008 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2008. - Electronic text data. -Mode of access: http://www.stores.org/pdf/Top%20250%20list%20for%20web.pdf.

[3] Top 250 Global Retailers 2009 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2009. - Electronic text data. -Mode of access: http://public.deloitte.com/media/0460/2009GlobalPowersofRetail_FINAL2.pdf.

[4] Top 250 Global Retailers 2010 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2010. - Electronic text data. -Mode of access: http://www.stores.org.

[5] Top 250 Global Retailers 2011 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2011. - Electronic text data. -

Mode of access: http://www.deloitte.com/assets/Dcom-Austria/Local%20Assets/Documents/

Studien/GlobPower.pdf.

[6] Top 250 Global Retailers 2012 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2012. - Electronic text data. -

Mode of access: http://www.deloitte.com/assets/Dcom-Netherands/Local%20Assets/Documents/

NL/Branches/Consumentenmarkt/nl_nl_cb_gpor.pdf.

[7] Top 250 Global Retailers 2013 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2013. - Electronic text data. -Mode of access: http://www.deloitte.com.mx/Borderlink/11/17/dttl_cb_ GlobalPowersof Retail-ing2013.pdf.

10

New university

Economics & Law 2015. № 10 (56)

ISSN 2221-7347

[8] Top 250 Global Retailers 2014 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2014. - Electronic text data. -

Mode of access: http://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/global/Documents/Consumer-

Business/dttl-CB-GPR14STORES.pdf

[9] Top 250 Global Retailers 2014 / Deloitte and STORES Media. Jan. 2014. - Electronic text data. -

Mode of access: http://www2.deloitte.com/content/dam/Deloitte/uk/Documents/consumer-

business/deloitte-uk-cb-global-powers-of-retailing.pdf

[10] Чернышов А.К. Анализ Wall Mart Stores (WMT) / А.К. Чернышов // UTMagazine. - 2015. -№ 3 (30). - С. 7-11.

[11] The 2015 Global Retail Development Index™. Global Retail Expansion: An Unstoppable Force / A.T. Kearney's. 2015. - Electronic text data. - Mode of access: https://www.atkearney.com/consumer-products-retail/global-retail-development-index/current-research-detail

[12] Евтюгина, А.А., Карх Д.А. Влияние глобальных торговых сетей на социально-экономическое развитие региона / А.А. Евтюгина, Д.А. Карх // Экономика региона. - 2010. - № 2. - С. 222-227.

[13] Калинов, С.И. Современные тенденции развития сетевого ритейла в России и за рубежом / С.И. Калинов // Всероссийский журнал научных публикаций. - 2012. - № 2 (12). - С. 24-28.

UDC 339.92

N.N. Udod

TRANSNATIONAL TRADING COMPANIES IN EMERGING MARKETS: THE REASONS FOR THE EXPANSION, FEATURES AND PROSPECTS OF ACTIVITY

The article analyzes the multinational trading companies as leading players in the global market and a dominant factor in world trade. On the basis of the research activities considered TNTK world experience globalization of retail trends and characterized the global expansion strategy of the largest trading companies.

Keywords: transnational trading companies, TNTC, international business, international trade, international retailers, the strategy of global expansion.

11

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.