Научная статья на тему 'Транснационализация деятельности страховых компаний в свете глобализации'

Транснационализация деятельности страховых компаний в свете глобализации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
717
116
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ТРАНСНАЦИОНАЛЬНЫЕ СТРАХОВЫЕ КОМПАНИИ / МОТИВЫ ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗАЦИИ / РИСКИ / GLOBALIZATION / TRANSNATIONAL INSURANCE COMPANIES / MOTIVES FOR INTERNATIONALIZATION / RISKS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Голышева Е. Ю.

В статье исследуется влияние процесса глобализации экономики на состояние и развитие мирового рынка страхования. Проведен комплексный анализ тенденций на международном рынке страховых услуг. Разработана классификация рынков страхования и мотивы стратегического развития транснациональных страховых компаний.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transnationalization of insurance companies' activity in the light of globalization1St. Petersburg State University of Economy and Finances

The article focuses on the impact produced by economic globalization upon the global market of insurance and its development. The author conducts a complex analysis of the tendencies on the international market of insurance, works out a classification of insurance markets and of the motives for strategic development of transnational insurance companies.

Текст научной работы на тему «Транснационализация деятельности страховых компаний в свете глобализации»

15 различных комбинаций этих параметров, исходя из которых Требуется масштабное исследование влияния, которое удалось оценить примерное количество нелегальных мигрантов, оказывает нелегальная миграция на рынок труда, настроения

колебавшееся в границах от 1,3 до 3,9 млн человек [8]. в обществе, демографическую ситуацию в стране и регионах,

В заключение отметим, что в России не проводятся серь- развитие неформального сектора экономики. Это необходимо,

езные исследования, направленные на количественную оценку чтобы, в конечном итоге, оценить количественно воздействие

масштабов нелегальной миграции, которая является одним из нелегальной миграции на различные сферы жизни общества

наиболее значимых демографических, экономических и соци- в интересах разработки и проведения определенной государс-

альных явлений начала 21 века. твенной политики.

Литература

1. Jandl M., Vogel D., Iglicka K. (2008), Report on methodological issues for CLANDESTINO, ed. by Albert Kraler and Dita Vogel, November 2008.

2. Vollmer B. (2008), Undocumented Migration. Counting the Uncountable. Data and Trends across Europe. Countre report for CLANDESTINO, UK.

3. Cyrus N. (2008), German Country Report for CLANDESTINO, final version, August 2008.

4. Delaunay, D. and Tapinos, G. (1998), «La mesure de la migration clandestine en Europe» Volume 1: rapport de synthese, Eurostat Working Papers, Series «Population et conditions sociales», 3/1998/E/No7, Luxemburg: Eurostat.

5. Pinkerton C.G., McLaughlan, Salt J. (2004), Sizing the illegally resident population in the UK, Home Office Online Report 58/04.

6. www.perepis-2010.ru [Электронный ресурс]. Сайт всероссийской переписи населения 2010 г.

7. Delaunay D., Tapinos G. (1998), «La mesure de la migration clandestine en Europe» Vol. 2: rapport de synthese, Eurostat Working Papers, Series «Population et conditions sociales», 3/1998/E/No7, Luxemburg: Eurostat.

8. Bean F.D., King A.G., Passel J.S. (1983), «The number of illegal migrants of Mexican origin: sex ratio-based estimates for 1980», Demography, February 20(l).

ТРАНСНАЦИОНАЛИЗАЦИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ страховых компаний в свете глобализации

Е.Ю. Голышева,

аспирант кафедры страхования, старший методист Международного института экономики и политики Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов

leka40@yandex.ru

В статье исследуется влияние процесса глобализации экономики на состояние и развитие мирового рынка страхования. Проведен комплексный анализ тенденций на международном рынке страховых услуг. Разработана классификация рынков страхования и мотивы стратегического развития транснациональных страховых компаний.

Ключевые слова: глобализация, транснациональные страховые компании, мотивы интернационализации, риски

УДК 368.01 ББК 65.271

В 2011 году в очередной раз был обнародован мировой индекс глобализации (The KOF Index of Globalization), т.е. приведены результаты работы экспертов по анализу трех основных показателей уровня глобализации. Первый — это уровень экономической международной интеграции, где принимаются во внимание развитие торговли, инвестиции, движение капитала и так далее. Второй — уровень социальной международной интеграции, который учитывает персональные контакты, международный туризм, качество телефонной связи, денежные переводы, разного рода негосударственные трансакции. Третий показатель — это уровень международной политической интеграции, то есть вовлеченность страны в дела мировой политики, участие в международных организациях, ратификация международных договоров, вклад в деятельность миротворческих сил ООН. В список глобализованных стран попали 208 государств, среди которых Россия занимает 52 место с индексом глобализации в 65,92% (первое место принадлежит Бельгии, индекс глобализации которой равен 92,6%) [1].

Процесс глобализации является одной из закономерностей мирового развития. Возросшая в последние десятилетия взаимозависимость экономик различных стран связана с формированием общего экономического пространства. В рамках сложившегося экономического порядка отраслевая структура, обмен информацией и технологиями, интернационализация производственных сил определяются с учетом мировой конъюнктуры, а экономические подъемы и спады приобретают всеобъемлющий, планетарный характер.

Существует много определений термина «глобализация». Принято считать, что впервые о глобализации заговорили американские ученые. Сам термин приписывается Теодору Левитту, опубликовавшему в «Гарвард бизнес ревю» в 1983 году статью, в которой глобализация обозначалась как феномен слияния рынков отдельных продуктов, производимых крупными многонациональными корпорациями [2]. Однако наиболее полным, на наш взгляд, является определение, данное американским журналистом, трехкратным лауреатом Пулитцеровской премии Томасом Фридманом. В своей книге «The Lexus and the Olive Tree: Understanding Globalization» он отметил, что глобализация означает распространение капитализма свободного рынка практически на все страны мира и имеет свой собственный набор экономических правил, которые базируются на открытии, дерегуляции и приватизации национальных экономик с целью укрепления их конкурентоспособности для иностранного капитала [3].

Процесс глобализации естественным образом влияет на качественные и количественные характеристики как мирового, так и национальных страховых рынков. Глобализация мирового страхового рынка имеет свои особенности, связанные со спецификой страховой деятельности по распределению принимаемых на страхование рисков. Прежде всего, она проявляется в развитии следующих тенденций: концентрации страхового и перестраховочного капитала в виде массовых слияний и поглощений страховых и перестраховочных обществ на мировом страховом рынке, формировании на этой основе транснацио-

нальных страховых компаний; сращивании страхового, банковского и финансового капитала в международных масштабах, приводящих к формированию транснациональных финансовых групп; концентрации на рынке страховых посредников, проявляющейся в формировании крупнейших международных страховых брокеров путем слияния и приобретения мелких и средних обществ; конвергенции традиционных форм и видов страховых и финансовых услуг, появлении на этой основе альтернативного страхования и перестрахования, секьюритизации как формы управления страховыми рисками; изменении рыночной среды в условиях полной компьютеризации потребителей страховых услуг и использовании сети Интернет для их продажи; расширении доступа иностранных страховщиков на ранее «закрытые рынки» стран Центральной и Восточной Европы, Латинской Америки, Азии под влиянием политических изменений, создания Всемирной торговой организации, Международной ассоциации страховых надзоров [4].

В 2010 г. объем мирового страхового рынка, оцениваемый по показателю мирового сбора страховых премий, составил 4 339 млрд долл. США. Необходимо отметить, что 2,5 трлн долл. (58%) пришлось на страхование жизни и 1,8 трлн долл. — на прочее страхование. Географическая структура мирового страхового рынка имеет ярко выраженный «многополярный» характер, который соответствует структуре современной мировой экономики с наличием основных «центров экономической силы» и концентрацией деловой активности в их пределах (Европа, США, Япония). Наиболее развитые рынки страхования представлены в табл. 1.

Таблица 1

Десять наиболее развитых рынков страхования в мире, 2010 г., млрд долл. [5]

Премия по страхованию жизни Премия по рисковому страхованию Все- го Доля на мировом рынке страхования, %

США 506 660 1166 26,9

Япония 441 116 557 12,9

Велико- британия 214 96 310 7,1

Франция 192 87 279 6,5

Германия 115 124 239 5,5

Китай 143 72 215 5,0

Италия 122 52 174 4,0

Нидер- ланды 25 72 97 2,2

Канада 52 64 116 2,7

Южная Корея 71 43 114 2,6

Следует отметить, что начиная с 70-х гг. прошлого века в стратегии развития страховых компаний, прежде всего европейских и американских, начала наблюдаться тенденция к интернационализации своей деятельности. С того времени иметь представительство компании за пределами страны своего происхождения стало общепринятой нормой. Причины появления данной тенденции отвечали потребностям того времени. К примеру, интернационализация деятельности французских страховых обществ была продиктована необходимостью административного сопровождения своих клиентов — крупных промышленных компаний — в процессе их производственной деятельности за рубежом и, как следствие, приобретение на иностранных рынках национальных страховых компаний. К 1987 г. доля премии, заработанной французскими страховыми компаниями за пределами Франции, составила 18% от общего финансового результата. В начале 1990 года она уже достигла 23%, а в 2008 г. — 31% или 93,9 млрд евро. Из этой суммы 55,6 млрд евро пришлось на страхование жизни, 34,1 млрд евро — на страхование «не жизни» и 4,2 млрд евро — на перестрахование [6].

Новым этапом процесса интернационализации мирового страхового хозяйства стало развитие международной страховой деятельности в рамках транснациональных страховых компаний (ТНСК). Транснационализация бизнеса является формой интернационализации хозяйственной жизни, результатом которой является развитие международного производства продукции и

услуг, участвующих в международном внутрифирменном кооперировании в рамках функционирования ТНК (ее материнской компании, филиалов и дочерних компаний).

Если проанализировать стратегическое развитие бизнеса европейских ТНСК в течение последних десятилетий, то можно увидеть явную тенденцию расширения их деятельности в странах Центральной и Восточной Европы (СЕЕ). Очередная волна расширения Европейского Союза в 2004 г. (в Союз вошли Кипр, Мальта, Эстония, Венгрия, Латвия, Литва, Польша, Чехия, Словакия и Словения) и в 2007 г. (Румыния и Болгария) открыла новые перспективы развития для европейских ТНСК. В указанных странах наблюдается очень интенсивный темп роста страховых сборов (18,8% в год в период с 1992 по 1997 гг. и 16,2% в год в период с 1997 по 2002 гг.) [7].

Безусловно, упрощение доступа к новым рынкам в рамках функционирования единого экономического пространства ЕС побудило многих европейских страховщиков развивать свою деятельность в странах СЕЕ. Однако существует и ряд других немаловажных критериев выбора стран Центральной и Восточной Европы в качестве стратегической зоны развития ТНСК. К основным критериям стратегического выбора того или иного зарубежного рынка страхования можно отнести стадию развития рынка и его будущий потенциал. Для страховой компании, развивающейся в трансграничном режиме, указанные критерии имеют основополагающее значение. Они помогают определить уровень потенциальной прибыли компании в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Рассмотрим более подробно каждый из указанных критериев.

Принято считать, что по уровню экономического развития страны делятся на развитые, развивающиеся и слаборазвитые [8]. Данная классификация вполне допустима и в отношении рынков страхования. При этом одним из основных критериев определения уровня развития рынка может выступать показатель проникновения страхования в экономику страны, то есть вклад страховой отрасли в развитие национальной экономики или соотношение страховой премии и ВВП.

В специальном выпуске журнала Sigma, посвященном состоянию мирового рынка страхования в 2010 г., представлен перечень 35 индустриально развитых и 60 развивающихся стран в разрезе проникновения страхования в национальную экономику [9]. Статистические данные показывают, что 93 страны из 95 рассмотренных имеют проникновение страхования, не превышающее 13% (исключения составляют Тайвань с 18% и Южная Африка с 14%). Таким образом, разделив на три равные части максимальный показатель проникновения страхования для большинства стран (то есть 13%), получим следующий количественный диапазон развитых, развивающихся и слаборазвитых рынков страхования или их классификацию:

1. Слаборазвитые рынки, проникновение страхования которых ниже 4,3% (например, Литва, Румыния, Россия, Алжир);

2. Развивающиеся рынки с проникновением страхования от 4,3% до 8,6% (например, Словения, Индия, Чехия, Таиланд);

3. Развитые рынки, проникновение страхования которых равно 8,6% или выше данного уровня (например, Англия, Япония, США, Франция).

Следующим не менее важным показателем для определения уровня развития страхового рынка выступает страховая премия на душу населения — плотность страхования. В развитых странах Европы страховая премия на душу населения составляет 2,5-6,5 тыс. долл. США (Голландия — 6,5 тыс. долл., Дания — 5,2 тыс. долл., Англия — 4,5 тыс. долл., Франция — 4,2 тыс. долл., Германия — 2,9 тыс. долл.). В США страховая премия на душу населения в 2009 г. 3,7 тыс. долл., в Японии — 4 тыс. долл. [10].

Плотность страхования в странах Центральной и Восточной Европы (СЕЕ) существенно ниже, что связано с уровнем дохода на душу населения. В Чехии, Словакии, Польше плотность страхования соответствует 400-750 долл. на человека, что приближено к среднемировому показателю, равному 600 долл. Выделяется группа стран с низким доходом населения, куда можно включить Болгарию, Сербию, Румынию и Украину, для которых показатель плотности страхования близок к 50-150 долл. на человека. По удельному показателю страховой премии на душу населения Россия находится на 48 месте в списке стран (280 долл. на человека).

Что касается будущего потенциала развития страховой отрасли в отдельно взятой стране, то его можно определить об-

ратившись к анализу динамики внутреннего валового продукта страны, при росте которого, скорее всего, будет увеличиваться и доля страхового сектора в ВВП. Традиционно темпы прироста ВВП в развитых странах составляют 2-3% в год, тогда как в развивающихся — от 4% и выше. К примеру, среднегодовые темпы роста ВВП стран Центральной и Восточной Европы составляют около 5-6%, а рост страховых сборов — до 13% ежегодно [11]. Таким образом, привлекательность страховых рынков стран СЕЕ для иностранных инвесторов определяется их основными характеристиками — низким уровнем проникновения и плотности страхования наряду с высокими темпами роста ВВП. Именно развивающиеся рынки стали стратегической целью международных страховых групп, таких как Allianz или AXA, например, которые не перестают наращивать свое присутствие в странах Центральной и Восточной Европы, а также в Азии. Статистика это подтверждает. По итогам 2009 г. Allianz заработал 4,18 млрд евро (11% прироста по сравнению с 2008 г.) в странах Центральной и Восточной Европы, из которых 3 млрд пришлось на рисковое страхование и 1,1 млрд — на страхование жизни и здоровья [12]. Начав развивать свой бизнес еще в 1989 г. в Венгрии, Allianz в настоящее время является лидером в этом регионе с долей рынка в 8%.

Однако помимо стремления завоевать новые растущие рынки и занять на них лидирующие позиции, в процессе развития своего бизнеса ТНСК руководствуются также и другими мотивами, одним из которых является дисперсия рисков. Понятие дисперсии риска (от лат. dispersio — рассеивание) в страховании можно определить как меру географического рассредоточения взятых на страхование рисков компании в мировом масштабе (для ТНСК) или внутри одной страны.

Факт присутствия на иностранном рынке увеличивает географические масштабы страховой деятельности компании, что приводит к автоматической декорреляции рисков в страховом портфеле относительно их территориального местонахождения. Таким образом, чем больше территория страхуемых рисков, тем сильнее рассредоточен совокупный риск компании.

Дисперсия рисков сопровождается поиском новых, неохваченных рынков для дальнейшего развития бизнеса компании. Однако, как уже было отмечено, результаты освоения новых рынков сильно зависят от динамики роста ВВП страны и, вообще, от ее экономической активности в целом. Таким образом, механизм географической дисперсии рисков помогает стабилизировать получение доходов и защитить страховой портфель от влияния цикличности экономического развития разных стран, в которых работает компания.

Следует отметить, что в большинстве случаев следствием географической дисперсии рисков является их диверсификация. Это вызвано тем, что национальное законодательство имеет свою специфику в каждой отдельно взятой стране. Данный факт обуславливает необходимость разработки множества различных страховых продуктов, соответствующих предъявляемым требованиям на определенной территории.

Диверсификация как таковая выступает важным элементом политики поддержания на должном уровне финансовой устойчи-

вости и платежеспособности страховых компаний. Об этом предназначении диверсификации говорится в европейской директиве о платежеспособности страховых компаний Solvency 2.

«Эффект диверсификации представляет собой общее снижение действия фактора риска для страховых и перестраховочных компаний в результате диверсификации их деятельности. Это связано с тем, что при реализации одного риска происходит компенсация в результате нереализации другого риска, но только в случае, если эти риски не коррелируют друг с другом» [13]. «Объектом диверсификации страховой компании также являются ее активы. Диверсификация должна проводиться таким образом, чтобы исключить чрезмерную зависимость страховой компании от одного вида ценных бумаг, эмитента, объединения предприятий или одной географической зоны. Это, в свою очередь, приводит к понижению кумуляции рисков в страховом портфеле» [14].

Безусловно, отличительной особенностью страхования как такового является не только определение риска и его последствий, но и точное определение возможности наступления несчастного случая (реализации риска) и расчет соответствующей этой возможности страховой премии. Из этого следует, что основная задача страховщика—так застраховать риски, чтобы не произошла их кумуляция в страховом портфеле. А это возможно лишь в том случае, если риски будут рассредоточены географически и диверсифицированы по определенному признаку. Здесь можно привести пример стратегического развития страховой группы АХА, которая в целях рассредоточения рисков и их диверсификации приобрела в 2006 г. швейцарского страховщика Wintherthur, широко представленного на всей территории стран Центральной и Восточной Европы [15]. Вслед за этим, в 2010 г., она продала свой филиал в Австралии, чтобы сконцентрировать усилия на развитии страхования жизни в странах юго-восточной Азии.

Роль дисперсии рисков и диверсификации особо возрастает в контексте глобального изменения климата в сторону его потепления, что, соответственно, приводит к росту крупных природных катаклизмов и значительным потерям как в мировой экономике в целом, так и в страховом хозяйстве, в частности. Мировой страховой рынок позволяет диверсифицировать глобальные риски ущерба от природных и техногенных катастроф на сотни миллиардов долларов США. Согласно последнему исследованию, проведенному Sigma RE, в 2010 г. общемировые потери от природных катастроф составили 218 млрд долл. США, что в три раза выше 2009 г (68 млрд долл.) [16]. При этом, в глобальном масштабе затраты страховых компаний на ликвидацию всех последствий произошедших катастроф превысили 68 млрд долл., что на 60% больше предыдущего года. Кроме того, серьезные мировые политические проблемы также влияют на страховой бизнес. Прежде всего, это рост терроризма, повышение риска торговых операций и реализации инвестиционных проектов, старение населения и прочие характерные черты современного этапа развития мировой системы хозяйства [17]. Все эти факторы безусловно являются мощным двигателем, определяющим динамику развития современного мирового рынка страхования и транснационализации деятельности страховых компаний.

Литература

1. The KOF Index of Globalization [Электронный ресурс]: Центр исследования индекса глобализации. — Режим доступа: http:// globalization.kof.ethz.ch — Просмотрено 07.09.2011.

2. Livitt Т. The Globalisation of Markets [Электронный ресурс]: Гарвардский бизнес-журнал. — май-июнь 1983 г. Режим доступа: http://hbr.org/1983/05/the-globalization-of-markets/ar/1. — Просмотрено 07.09.2011.

3. Friedman T. The Lexus and the Olive Tree. — 1999. — P. 7-8.

4. Андреева Л., Архипов А. Интеграция российского страхового рынка в мировую экономику: проблемы и перспективы // Экономист. — 2003. — №6. — С. 48.

5. L’assurance dans le monde en 2010 [Электронный ресурс]: научно-аналитический электронный журнал по страхованию. — 2011. — №2. — С.39-43. Режим доступа: http://www.swissre.com/sigma/ Просмотрено 07.09.2011.

6. Годовой доклад Французской федерации страховых компаний за 2008 г. [Электронный ресурс]. — С. 37. — Режим доступа: http://www.ffsa.fr/. Просмотрено 07.09.2011.

7. Tournoud Jean-François. Des marchés d’assurance très contrastés // La Tribune de l’assurance. — май 2004. — № 79. — P. 32.

8. Классификация, данная Организацией объединенных наций [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.un.org. Просмотрено 07.09.2011.

9. L’assurance dans le monde en 2010 [Электронный ресурс]: научно-аналитический электронный журнал по страхованию Sigma. — 2011. — №2. — S. 15-25. Режим доступа: http://www.swissre.com/sigma/ Просмотрено 07.09.2011.

10. Статистическое приложение Sigma [Электронный ресурс]: научно-аналитический электронный журнал по страхованию. — 2010. — №2. — С.12. — Режим доступа: http://www.swissre.com/sigma/ Просмотрено 07.09.2011.

11. Каманин Л.К, Парахин Ю.Н. Тенденции развития интеграции на рынке страховых услуг //Финансы и кредит. — 2009. — № 10. — С.24.; Обзор европейских стран [Электронный ресурс]: Информационный центр. — Режим доступа: http://www.centre-inffo.fr/Fiches-pays-d-Europe.html. Просмотрено 07.09.2011.

12. AXA mise sur l’Europe centrale et de l’Est // La Tribune. — 2009. — 24 авг. — С. 14.

13. Директива Европейского парламента и совета « Solvency II » 2009/138/EC. — Глава 1, статья 13, пункт 37.

14. Там же.

15. Henry Nathalie. AXA en discussion pour le rachat de Winterthur //LArgus de l’assurance. — 25 ноября 2004. — С. 21.

16. Natural Catastrophes and man-made disasters in 2010: a year of devastating and costly events [Электронный ресурс]: научноаналитический электронный журнал по страхованию Sigma. — 2011. — №1. — С.1. — Режим доступа: http://www.swissre.com/sigma/ Просмотрено 07.09.2011.

17. Соловьев С.В. Эффективная стратегия интеграции российского страхования в мировое страховое хозяйство // Финансы. — 2008. — № 2. — С.59.

развитие сотрудничества РОССИИ И КИТАЯ в ГОРНОРУДНОЙ ОТРАСЛИ

С.В. Иванов,

генеральный директор ОАО «Сибцветметниипроект», соискатель Института цветных металлов и материаловедения Сибирского Федерального университета (г. Красноярск)

isv@sibmetproekt.ru

В статье рассматривается опыт взаимодействия Красноярского края с Китаем на примере проекта освоения Кы-зыл-Таштыгского месторождения. Выявлены проблемы и основные направления дальнейшего развития российско-китайских отношений.

Ключевые слова: международное сотрудничество, горнорудная промышленность, инжиниринговые проекты, Кы-зыл-Таштыгское месторождение, Красноярский край, Китай.

УДК 622.009(100) ББК 65.05:65.305.14

Одной из главных мировых тенденций последнего десятилетия является экономический подъем стран Азии, в результате которого происходит смещение экономической активности с Запада на Восток. Если в 2000-м году доля азиатских стран в мировом ВВП составляла 16%, то к 2010 году она увеличилась до 25% и продолжает расти. [2]

Лидером экономического роста Азиатско-Тихоокеанского региона является Китай, экономика которого уже многие годы является одной из наиболее динамично развивающихся в мире. За период с 2006 по 2010 гг. среднегодовой темп роста ВВП в этой стране составил 11,4%, что позволило КНР войти в первую пятерку крупнейших экономик мира. [8] Вероятно, в пересчете производства на душу населения Китай еще долго будет оставаться развивающейся страной, однако, существуют прогнозы, утверждающие, что к 2020-2030 гг. по размерам ВВП Китай обгонит США и станет лидером мировой экономики. Уже сейчас Поднебесная, с ее опережающими весь мир темпами роста промышленного производства, претендует на роль основной промышленной индустрии мира.

Основными факторами роста экономики Китая являются: производство товаров на экспорт, развитие легкой, пищевой промышленности, автомобилестроения и строительной индустрии, влекущие за собой интенсивную урбанизацию и индустриализацию страны. Следует отметить, что эти направления развития страны являются едва ли не рекордно металлоемкими, что, в свою очередь, обусловливает повышение темпов роста развития металлургической отрасли. Так, объемы производства черной металлургии Китая за восемь лет увеличились более чем втрое. В цветной металлургии Китай выходит на лидирующие позиции в спросе и потреблении, что ведет к наращиванию добывающих и металлургических мощностей. С января по август 2011 года объем производства цветных металлов в КНР увеличился на 11% по сравнению с этим же периодом прошлого года, в том числе, объем выпуска алюминия увеличился на 8,9%, меди — на 16%, свинца — на 17,5%, цинка — 5,4%. [4]

КНР активно стимулирует внутренние геологоразведочные работы, развивает обрабатывающие производства, внедряет

новейшие технологии, увеличивает долю продукции высоких переделов и в тоже время все увереннее сокращает неэффективные производства.

Китай пытается развивать свою экономику, в основном опираясь на освоение собственных ископаемых, общие запасы которых сравнительно велики. Довольно крупные запасы имеются по таким опорным ископаемым как уголь, железо, медь, алюминий, свинец, цинк.

По углю, редкоземельным элементам, вольфраму, олову, молибдену, сурьме, титану, гипсу, бентониту, глауберовой соли, магнезиту, бариту, флюориту, тальку и графиту Китай имеет явное превосходство в сравнении с другими странами. Месторождения этих ископаемых обладают сравнительно высоким качеством. [3]

Однако, по таким ископаемым, как железо, марганец, алюминий, медь, фосфор, залежи преобладают небогатые, зачастую в сочетании с другими рудами, что порождает трудности при обогащении и плавке. Относительно велик также удельный вес залежей со сравнительно низкой степенью геологического освоения. Кроме того, имеется противоречие между стремительным ростом экономики и объемным потреблением отдельных видов полезных ископаемых. Отмечается острая нехватка по нефти, железу, меди, бокситам высокого качества, хромиту и калийной соли. В восточном регионе страны разведанные запасы истощаются, становится все сложнее вести геологоразведку. Ряд шахт и рудников вступили в среднюю и позднюю стадии хозяйствования, с каждым годом уменьшаются запасы, снижается добыча. В среднем на душу населения ресурсов приходится все меньше, по некоторым из них уже утрачен баланс спроса и предложения.

Китай вынужден наращивать импорт руд, как для черной, так и цветной металлургии за счет прямого доступа к ресурсам по всему миру, с помощью своей разработки, участия в акционерном капитале компаний, в собственности которых находятся месторождения, или, в случае невозможности первых двух вариантов, заключения прямых долгосрочных контрактов. Так, Австралия считается практически основным источником сырья для китайской экономики, особенно минералов и нефти. Объем

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.