Научная статья на тему 'Трансгуманизм как общественное движение'

Трансгуманизм как общественное движение Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансгуманистическое движение / кризис цивилизации / биоконсерватизм / умеренный трансгуманизм / радикальный трансгуманизм / неочеловек / transhumanism movement / crisis of civilization / bioconservatism / moderate transhumanism / radical transhumanism / neohuman

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черемных Лариса Георгиевна, Губанов Николай Николаевич

Рассмотрены программные задачи Всемирной трансгуманистической ассоциации (Humanity+), Фонда Мафусаила, Центра ответственных нанотехнологий, Фонда продления жизни Alcor, Российского трансгуманистического движения, Стратегического общественного движения «Россия 2045» и др. Обосновано положение о необходимости преобразования природы человека, требуемого для преодоления глобального кризиса земной цивилизации, который связан с определенными качествами человеческого сознания. Показано, что данная необходимость обусловила возникновение массового трансгуманистического движения. В критике трансгуманистических проектов со стороны биоконсерваторов, отрицающих необходимость преобразования природы человека, не учитывается то, что трансгуманизм включает два течения: умеренный и радикальный трансгуманизм. Поэтому данная критика не во всем объективна. Биоконсерваторы полагают, что все программы трансгуманизма противоречат принципам гуманизма, но в действительности с гуманизмом несовместим только радикальный трансгуманизм. Программа умеренного трансгуманизма предполагает возникновение неочеловека, сохраняющего человеческую сущность, несмотря на изменение материального носителя этой сущности. В программе радикального трансгуманизма предполагается возникновение гипотетического существа — постчеловека, обладающего иной сущностью в сравнении с современным человеком. Сделаны выводы о том, что в настоящее время для выработки оптимальной стратегии преобразования природы человека необходимы продуктивные дискуссии с участием биоконсерваторов, умеренных трансгуманистов и радикальных трансгуманистов. Такие дискуссии позволят установить безопасность и приемлемость тех или иных методов для совершенствования человека. Утверждается, что человечество выберет путь умеренного трансгуманизма и не допустит собственного исчезновения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transhumanism as the social movement

The paper analyzes program objectives of the World Transhumanist Association (Humanity+), Methuselah Foundation, Center for Responsible Nanotechnologies, Alcor Life Extension Foundation, Russian Transhumanist Movement, Strategic Social Initiative “Russia 2945” and others. It substantiates the concept of transforming the human nature required to overcome the global crisis of the Earth civilization associated with certain qualities of the human consciousness. It is shown that this need leads to emergence of the mass transhumanist movement. Criticism of transhumanist projects by the bioconservatives, who deny the need to transform the human nature, is not taking into account the fact that transhumanism includes two movements, i.e. the moderate and radical transhumanism. Therefore, this criticism is not entirely objective. Bioconservatives believe that all transhumanist programs are contrary to the principles of humanism, but only the radical transhumanism is really incompatible with humanism. The moderate transhumanism program presupposes emergence of a neohuman preserving human essence despite alteration in material carrier of this essence. The radical transhumanism program assumes emergence of a hypothetical being, i.e. a post-human possessing a different essence compared to a modern man. It is concluded that nowadays, in order to develop an optimal strategy in transforming the human nature, productive discussions are required with participation of bioconservatives, moderate transhumanists and radical transhumanists. Such discussions would make it possible to establish safety and acceptability of certain methods in improving a human. The paper indicates that humanity would select the path of moderate transhumanism and would not allow its own extinction.

Текст научной работы на тему «Трансгуманизм как общественное движение»

УДК 316.3.4

DOI: 10.18698/2306-8477-2024-2-898

Трансгуманизм как общественное движение

© Л.Г. Черемных1, Н.Н. Губанов2,3

1 Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, 625023, Россия 2МГТУ им. Н.Э. Баумана, Москва, 105005, Россия 3Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации, Москва, 125993, Россия

Рассмотрены программные задачи Всемирной трансгуманистической ассоциации (Humanity+), Фонда Мафусаила, Центра ответственных нанотехнологий, Фонда продления жизни Alcor, Российского трансгуманистического движения, Стратегического общественного движения «Россия 2045» и др. Обосновано положение о необходимости преобразования природы человека, требуемого для преодоления глобального кризиса земной цивилизации, который связан с определенными качествами человеческого сознания. Показано, что данная необходимость обусловила возникновение массового трансгуманистического движения. В критике трансгуманистических проектов со стороны биоконсерваторов, отрицающих необходимость преобразования природы человека, не учитывается то, что трансгуманизм включает два течения: умеренный и радикальный трансгуманизм. Поэтому данная критика не во всем объективна. Биоконсерваторы полагают, что все программы трансгуманизма противоречат принципам гуманизма, но в действительности с гуманизмом несовместим только радикальный трансгуманизм. Программа умеренного трансгуманизма предполагает возникновение неочеловека, сохраняющего человеческую сущность, несмотря на изменение материального носителя этой сущности. В программе радикального трансгуманизма предполагается возникновение гипотетического существа — постчеловека, обладающего иной сущностью в сравнении с современным человеком. Сделаны выводы о том, что в настоящее время для выработки оптимальной стратегии преобразования природы человека необходимы продуктивные дискуссии с участием биоконсерваторов, умеренных трансгуманистов и радикальных трансгуманистов. Такие дискуссии позволят установить безопасность и приемлемость тех или иных методов для совершенствования человека. Утверждается, что человечество выберет путь умеренного трансгуманизма и не допустит собственного исчезновения.

Ключевые слова: трансгуманистическое движение, кризис цивилизации, биоконсерватизм, умеренный трансгуманизм, радикальный трансгуманизм, неочеловек

Заметное место в интеллектуальной жизни современного общества занимает обсуждение проблем трансгуманистических преобразований природы человека. Трансгуманизм сегодня является не только философией, но и набирающим силу общественным движением. Оно представлено возникающими со второй половины XX в. организациями, которые имеют свой состав участников, программы, включающие в себя цель, задачи, методы действий, в том числе распространение трансгуманистических идей, проведение массовых акций, продвижение и финансирование научных проектов. В настоящее время существует много вариантов трансгуманизма, даже трудно определить, сколько именно,

особенно с учетом того, что трансгуманистические идеи часто выр-жаются в художественных произведениях и многочисленных псевдонаучных сочинениях и киберпанках. Но для всех направлений трансгуманизма существует общая гуманная цель — совершенствование природы человека на основе научно-технических достижений для повышения качества жизни людей и ее продления вплоть до бессмертия.

Цель статьи — обосновать необходимость преобразования природы человека и показать направления реализации этой необходимости в различных видах трансгуманистического движения.

Необходимость преобразования природы человека. Одна из задач трансгуманистических движений — распространение своих идей, программ и привлекательных перспектив их реализации. Трансгуманисты справедливо полагают, что современное человечество находится в шаге от своего радикального преобразования, и этот шаг оно должно сделать осознанно. Размышляя о судьбе постчеловеческого (неочеловеческого) будущего, идеологи трансгуманизма очерчивают разнообразные и порой весьма неоднозначные перспективы. Для некоторых из них процесс трансформации человека представляется неизбежным, но неопределенным.

Некоторые трансгуманисты предельно осторожны в своих прогнозах, другие рисуют весьма оптимистические сценарии. Так, Д. Ицков, один из лидеров Стратегического общественного движения «Россия 2045» (Initiative 2045), дает необычайно сильный прогноз, вплоть до возможности существования человека в нескольких телах, ликвидации в эпоху неочеловечества преступности и любых конфликтов, в том числе межнациональных и межгосударственных, осуществления полноты управления реальностью силой мысли и воли, упорядочивания и усложнения пространства, создания сложных неравновесных систем, творения новых миров [1]. В то же время существуют и пессимистические прогнозы трансгуманистических преобразований, которые делают биоконсерваторы.

На фоне осознания рисков утраты гуманистических ценностей в результате преобразования человеческой природы возникла критика трансгуманистического движения и трансгуманистических идей. В ней участвуют и не религиозные, и религиозные противники трансгуманизма. Так, футуролог Фрэнсис Фукуяма, рассматривая последствия биотехнологической революции, назвал трансгуманизм «самой опасной идеей в мире» [2]. Он полагает, что трансгуманистическая концепция не приведет человечество в светлое будущее, а сделает его придатком высокотехнологичных механизмов. Борьба со старением и болезнями имеет обратную сторону — лишение человечества всего человеческого.

Соглашаясь с этой мыслью, отечественный философ и богослов В.Н. Катасонов указывает на то, что сторонники трансгуманистической

доктрины снижают значение духовных ценностей по причине их чрезмерной человечности. Он пишет: «Трансгуманизм призывает человека расстаться с <.. .> ценностями классического гуманизма: чувствами, верой, любовью, телесностью, половыми различиями, деторождением и воспитанием детей, мечтами о счастье, о спасении и т. д. <...> Нам предлагается потерять высший смысл человеческого существования, а оставить себе только возможность безграничного научного познания и удовольствий.» [3].

Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл, выступая на пленарном заседании XXIV Всемирного русского народного собора, состоявшемся 25 октября 2022 г., отметил: «Трансгуманизм — это идеология радикального изменения человеческой природы, предполагающая достижение актуального бессмертия, перенесение человеческого сознания за пределы биологического тела, на иную материальную платформу. Звучит как фантастика, но это учение опасно и неприемлемо, потому что нацеливает общество на создание суррогата человека, способного, в конечном счете, полностью подменить собой подлинного человека» [4].

При обсуждении проблемы соотношения гуманизма и трансгуманизма Н.С. Шиловская отмечает, что «трансгуманизм является. поражением гуманизма, человека и бытия в целом» [5, с. 147]. Это мнение разделяет В. А. Кутырев: «Нам кажется, что ничего трудного в квалификации соотношения гуманизма и трансгуманизма нет. Последний есть отрицание первого.» [6, с. 10].

Критика трансгуманизма нерелигиозными и религиозными биоконсерваторами не учитывает одного важного обстоятельства. В составе трансгуманистического движения существуют два течения: радикальный и умеренный трансгуманизм. Радикальные трансгуманисты полагают, что в ходе преобразований природы человека возникнет новое существо, которое уже нельзя будет назвать человеком. Они именуют его постчеловеком. Он будет обладать мировоззрением радикального трансгуманизма, которое принципиально отличается от гуманизма.

Представители движения умеренного трансгуманизма считают, что преобразование природы человека должно происходить с непременным сохранением сущности человека, даже в том случае, если человек будет иметь искусственно созданное тело. Умеренные трансгуманисты показывают «необоснованность истолкования перспектив трансгуманистических преобразований как перехода к постчеловеку, т. е. к некому де-гуманизированному существу, лишенному всех нынешних фундаментальных ценностей. Это будет не постчеловек, а неочеловек, так как его сознание сохранит главные наши ценности — добро, красоту, истину, справедливость, любовь, творчество, духовное возвышение. Сохраняя свои общие значения, они будут наполнены новым экзистенциально

значимым содержанием... Базовыми принципами эволюционного трансгуманизма являются высокая духовность, высокая культура, высокая этика, высокая наука, высокие технологии» [7, с. 188]. Неочеловеку будет присуще мировоззрение неогуманизма, которое сохранит ядро традиционного гуманизма, но в сравнении с ним будет иметь более богатое содержание.

Таким образом, приведенные выше критические замечания биоконсерваторов относятся только к радикальному трансгуманизму, а умеренный трансгуманизм отвечает интересам общества. По мнению авторов статьи, человечество выберет путь умеренного трансгуманизма, который представляется срединной линией между биоконсерватизмом и радикальным трансгуманизмом. Необходимость преобразования природы человека обусловлена тем, что «наша цивилизация переживает неуклонно углубляющийся глобальный кризис, ведущий, в конечном итоге, к ее деградации и гибели» [8, с. 57]. Главную роль в этом играют такие свойства людей, «как неуемная потребительская интенция, агрессивность к себе подобным и чрезмерная эгоистическая устремленность. Именно эти свойства сознания надо изменить, чтобы избегнуть трагического исхода» [3, с. 58, 59].

Трансгуманистическое движение. Осознание философами и учеными необходимости преобразования природы человека для преодоления глобального кризиса привело к возникновению массового трансгуманистического движения. Трансгуманистические учения обладают важным преимуществом по сравнению с другими философскими направлениями. Оно состоит в том, что в рамках трансгуманизма оперативно осмысливаются сведения о новых научных достижениях в области медико-биологических и когнитивных наук, и эта информация используется для разработки проектов преобразования природы человека. Укреплению позиций трансгуманистического движения способствовали резонансные научные открытия, сделанные на рубеже веков. К такого рода достижениям следует отнести: клонирование овечки Долли и многих других животных (собаки, коровы, хорька, верблюда, волка), проигрыш многократного чемпиона мира по шахматам Гарри Каспарова суперкомпьютеру, подведение итогов амбициозного международного проекта «Геном человека», позволившего установить полную последовательность генома человека (на выполнение этого проекта ушло 13 лет), расшифровка некоторых мозговых кодов сознания.

О.В. Полякова утверждает: «Объединение людей, позиционирующих себя как трансгуманисты, представляет собой нечто наподобие "клуба по интересам" или даже "коммерческого предприятия". Это сообщество внутри общества, чьи идеи вызывают интерес только у своих единомышленников, не находя особого отклика у широкого круга общественности. Так что в обозримом будущем вряд ли стоит ожидать от

этого движения хоть сколько-нибудь серьезного влияния на социум XXI века» [9]. Далее постараемся показать, что уже в настоящее время трансгуманистическое движение оказывает заметное влияние на социум, особенно его культуру.

В попытках преодолеть настороженное отношение общества к концепции усовершенствования человека представители философского сообщества, лидеры кибернетики, а также предприниматели, деятели науки, искусства и политики объединили свои усилия и инициировали процесс популяризации новых научных технологий в социокультурном пространстве. Созданная в конце XX в. междисциплинарная научная база стала основанием для развития на Западе массового трансгуманистического движения. В 1991 г. М. Мор основал Институт экстропии, который начал интенсивную работу по распространению идей трансгуманизма [10].

В 1998 г. возникла Всемирная трансгуманистическая ассоциация (^ТЛ, «Ниташ1у+»). Это «общественная неправительственная организация, выступающая в поддержку технологий, расширяющих человеческие возможности в широком смысле слова. Организация поддерживает исследования, связанные с усилением интеллекта человека, развитием его тела и улучшением качества жизни. Особую озабоченность у членов "Всемирной трансгуманистической ассоциации" вызывает неравный доступ к технологиям повышения качеств человека у разных классов общества и у жителей разных стран» [11]. Организаторы ассоциации Н. Бостром и Д. Пирс придали единство и структуру тому, что ранее представляло собой набор разрозненных трансгуманистических идей. Ассоциация насчитывает более 6000 членов примерно из 100 стран мира.

Наряду с этим возник ряд специализированных групп со смежными интересами, в том числе в 2003 г. В. Хэзелтайн, Р. Курцвейл и другие ученые учредили Фонд Мафусаила, названный в честь библейского патриарха Мафусаила, который прославился своим долголетием, прожив, согласно Библии, 969 лет. «Фонд Мафусаила был создан для активизации научных исследований в области радикального продления жизни. Фондом объявлен конкурс лабораторных мышей-долгожителей. Ученый, разработавший наиболее эффективную методику продления жизни и улучшения ее качества, получит М-рп2е (Приз Мыши Мафусаила) размером в $1 000 000» [12].

Большая активность присуща учрежденному в 2000 г. Э. Юдков-ски Исследовательскому институту машинного интеллекта (МГО1), который является некоммерческим исследовательским институтом, занимающимся выявлением и управлением потенциальными экзистенциальными рисками, связанными с искусственным общим интеллектом [13].

Весомый вклад в пропаганду и реализацию трансгуманистических идей также вносит основанный М. Тредером и К. Фениксом в 2002 г. Центр ответственных нанотехнологий (CNR). «Миссия CRN: 1) повысить осведомленность о преимуществах, опасностях и возможностях ответственного использования передовых нанотехнологий; 2) ускорить тщательное изучение экологических, гуманитарных, экономических, военных, политических, социальных, медицинских и этических последствий молекулярного производства; и 3) помочь в создании и реализации мудрых, всеобъемлющих и сбалансированных планов ответственного использования этой преобразующей технологии во всем мире» [14].

Еще одна организация «Фонд продления жизни Alcor... является некоммерческой... организацией., исследует и применяет крионику, замораживание человеческих трупов и мозгов в жидком азоте после смерти в надежде на воскрешение и восстановление их полного здоровья в случае, если в будущем удастся разработать какую-то новую технологию» [15]. Alcor функционирует с 1976 г.

В 2010 г. З. Иштван основал «Трансгуманистическую партию», программа которой включала задачи по совершенствованию человека, расширению прав личности, продлению жизни, стимулированию технического прогресса. «Иштван стал первым политическим кандидатом, баллотировавшимся в президенты под знаменем Трансгуманистической партии, когда он выдвинул свою кандидатуру на пост президента Соединенных Штатов на президентских выборах в США в 2016 году» [16].

В России процесс формирования трансгуманистических сообществ и площадок начался в конце XX в. С 1993 г. берет свое начало так называемое Федоровское движение, участники которого С.Г. Семенова, В.П. Васильев, Б.Г. Режабек и др. уделяют пристальное внимание религиозным и этическим идеям русских космистов и значению этих идей для решения проблем трансгуманизма [17]. А.В. Карнаухов в 1999 г. разработал программу «Жизнь навсегда». Целью программы является оптимизация процесса старения путем индивидуальной лекарственной, физиологической и других видов коррекции биохимических и физиологических процессов стареющего организма. Программа предполагает возможность периодического возвращения молодости: «Возвращение молодости может быть достигнуто путем тотального замещения "изношенного" клеточного и генетического материала стареющего организма. Такая операция, по-видимому, может быть сделана несколько раз (N). Каждая операция будет возвращать пациенту молодость, после чего развитие организма будет происходить в соответствии с естественной программой старения. Поэтому через 40-60 лет подобную операцию необходимо будет делать снова» [18].

Интерес к философским основаниям биотехнологического усовершенствования человека проявили Институт философии РАН и Российское философское общество, на базе которого в 2003 г. было образовано Российское трансгуманистическое движение (РТД). Эта организация является второй (после WTA) по количеству участников. Свою просветительскую деятельность РТД начала с имморталистического сайта Bessmertie.ru, созданного Д. Рязановым.

Внимание членов РТД сосредоточено на проблеме бессмертия, свою миссию они определили следующим образом: «Трансгуманизм — это новое гуманистическое мировоззрение, которое утверждает не только ценность отдельной человеческой жизни, но и возможность и желательность — с помощью науки и современных технологий — безграничного развития личности, выхода за считающиеся сейчас "естественными" пределы человеческих возможностей. Мы, члены Российского Трансгуманистического Движения, считаем, что скорость изменений в мире и потенциальная опасность неуправляемого развития сверхтехнологий таковы, что каждый должен дать себе отчет: или мы будем бездействовать — и человечество погибнет, или мы вместе построим прекрасное будущее. В том числе и для себя» [19]. РТД является коллективным членом Всемирной трансгуманистической ассоциации.

В 2011 г. при участии авторитетных представителей научного сообщества, специализирующихся в области робототехники, нейроинтер-фейсов, искусственных органов и систем для разработки технологий кибернетического бессмертия, в РФ начало работу Стратегическое общественное движение «Россия 2045». Его основателем стал российский предприниматель Д.И. Ицков. Основной проект движения Аватар направлен на повышение качества жизни людей с ограниченными возможностями. Усовершенствование человека задумывалось осуществлять путем создания его искусственного прототипа. Предполагалось, что конечной целью проекта станет максимальное продление жизни и в перспективе обретение бессмертия. На 1 февраля 2024 г. движение насчитывает 47 701 человека в России и за рубежом. Для работы над проектом были созданы партия «Эволюция 2045», Клуб инициативных трансгуманистов, Клуб трансгуманистов-бизнесменов «Им-морталист» и Международная сеть волонтеров «Неочеловечество». Целью этих сообществ стала популяризация стратегической программы «Путь к неочеловечеству», привлечение инвестиций в трансгуманистические проекты, а также сотрудничество с представителями СМИ и власти. Клубы должны участвовать в осуществлении просветительской деятельности, формировании социального механизма, способствующего продвижению концепции трансгуманизма, разработке инновационных технологий будущего. К главным задачам движения «Россия 2045» относятся:

1) создание в России мирового идеологического центра для разработки сценариев технологического прорыва. Установление связи с международным сообществом и привлечение к сотрудничеству наиболее перспективных зарубежных специалистов;

2) создание международного научно-исследовательского центра киборгизации с целью практического воплощения главного техно-проекта — создания искусственного тела и подготовки человека к переходу в него;

3) экспертный отбор и поддержка наиболее интересных проектов, работающих на обеспечение технологического прорыва [20].

В число экспертов движения «Россия 2045» входят такие ученые, как д-р филос. наук, профессор, главный научный сотрудник Института философии РАН, сопредседатель Научного совета РАН по методологии искусственного интеллекта Д.И. Дубровский; д-р физ.-мат. наук, профессор, заведующий кафедрой биомедицинских систем Московского государственного института электронной техники, главный редактор журнала «Медицинская техника» С.В. Селищев; д-р биол. наук, профессор, заведующий лабораторией нейрофизиологии и нейроинтерфей-сов биологического факультета МГУ им. М.В. Ломоносова А.Я. Кап-лан; профессор Оксфордского университета, основатель Всемирной трансгуманистической ассоциации Ник Бостром; д-р филос. наук, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова А.П. Назаретян; член-корреспондент РАН, профессор МГУ им. М.В. Ломоносова, заведующий лабораторией «Психология общения и психосемантики» МГУ им. М.В. Ломоносова В.Ф. Петренко; д-р хим. наук, член-корреспондент РАН, директор Института биохимической физики РАН С.Д. Варфоломеев; профессор практики МШУ «Сколково» П.О. Лукша и др. [21].

За рубежом и в России существует много направлений трансгуманизма и много трансгуманистических организаций. Преобразование природы человека уже началось, и остановить его нецелесообразно и невозможно. Однако остается нерешенным вопрос о допустимых границах преобразования. Для выработки оптимальной стратегии совершенствования природы человека, настоятельно требуемого для преодоления глобального кризиса, необходимы продуктивные дискуссии с участием биоконсерваторов, умеренных трансгуманистов и радикальных трансгуманистов. Такие дискуссии позволят установить, какие из методов преобразования природы человека могут быть полезны для людей и общества и их следует применять, а какие несут опасность для человечества и их нельзя использовать.

ЛИТЕРАТУРА

[1] Ицков Д. Путь к неочеловечеству. Взгляд. Деловая газета. URL: https://vz.rU/opinions/2012/11/9/606449.html (дата обращения 05.02.2024).

[2] Ученые, политики и общественные деятели об идеях трансгуманизма. Самая опасная в мире идея. Российское трансгуманистическое движение. URL: http://transhumanism-russia.rU/content/view/25/7/ (дата обращения 05.02.2024).

[3] Катасонов В.Н. Новая эволюционная утопия: трансгуманизм. URL: https://altaiinstitute.ru/katasonov-v-n-novaya-evolyutsionnaya-utopiya-transgumanizm/ (дата обращения 05.02.2024).

[4] Святейший Патриарх Кирилл: Трансгуманизм нацеливает общество на создание суррогата человека, способного подменить собой человека подлинного. Русская православная церковь. Официальный сайт Московского Патриархата. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/5971247.html (дата обращения 05.02.2024).

[5] Шиловская Н.С. От общества гуманизма к обществу трансгуманизма? Философия и общество, 2013, № 3, с. 141-150.

[6] Кутырев В.А. Куда сдвигать гуманитарный вектор? Гуманитарный вектор, 2012, № 3, с. 19-31.

[7] Нестеров А.Ю. Проблема человека в свете идеологии эволюционного трансгуманизма. В кн.: Дубровский Д.И., ред. Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. Москва, Изд-во МБА, 2013, с. 183-192.

[8] Дубровский Д.И. Главный вопрос проблемы сознания. Философские науки, 2017, № 1, с. 57-70.

[9] Полякова О.В. Трансгуманистическое движение как социокультурный феномен. URL: https://cyberleninka.ru/article/ntraffigumanisticheskoe-dvizhenie-kak-sotsiokulturnyy-fenomen-1 (дата обращения 05.02.2024).

[10] Философия экстропии продолжается и в будущем. ExI Extropy Institute. URL: https://extropy.org/ (дата обращения 05.02.2024).

[11] 1998 г. Ник Бостром основал Всемирную ассоциацию трансгуманистов. Истриософия. Философия истории. URL: https://historiosophy.ru/1998-g-nik-bostrom-osnoval-vsemirnuyu-associaciyu-transgumanistov/ (дата обращения 05.02.2024).

[12] Борцы со старением: Фонд Мафусаила. Системная схема старения человека. URL: http://sciencevsaging.org/content/-/-5 (дата обращения 05.02.2024).

[13] Исследовательский институт машинного интеллекта. Википедия. URL: https://en.wikipedia.org/wiki/Machine_Intelligence_Research_Institute (дата обращения 05.02.2024).

[14] Центр ответственных нанотехнологий. URL: http://crnano.org/ index.html#Mission (дата обращения 05.02.2024).

[15] Фонд продления жизни Alcor. Википедия. URL: https://en.wikipedia.org/ wiki/Alcor_Life_Extension_Foundation (дата обращения 05.02.2024).

[16] Трансгуманистическая партия. Википедия. URL: https://en.wikipedia.org/ wiki/Transhumanist_Party (дата обращения 05.02.2024).

[17] Федоровское движение. Российское трансгуманистическое движение. URL: http://transhumanism-russia.ru/content/view/144/31/ (дата обращения 05.02.2024).

[18] Программа Карнаухова Алексея: "Life — forever" (Жизнь — навсегда). Российское трансгуманистическое движение. URL: http://transhumanism-russia.ru/content/view/707/110/ (дата обращения 05.02.2024).

[19] Манифест Российского трансгуманистического движения. Российское трансгуманистическое движение. URL: http://transhumanism-russia.ru/content/ view/10/8/ (дата обращения 05.02.2024).

[20] Манифест стратегического общественного движения «Россия 2045». Россия 2045. Стратегическое общественное движение. URL: http://www.2045.ru/ manifest/ (дата обращения 05.02.2024).

[21] Эксперты. Россия 2045. Стратегическое общественное движение. URL: http://2045.ru/experts/ (дата обращения 05.02.2024).

Статья поступила в редакцию 06.02.2024

Ссылку на эту статью просим оформлять следующим образом: Черемных Л.Г., Губанов Н.Н. Трансгуманизм как общественное движение. Гуманитарный вестник, 2024, вып. 2.

http://dx.doi.org/10.18698/2306-8477-2024-2-898

Черемных Лариса Георгиевна — канд. филос. наук, доцент, заведующая кафедрой «Философия и история» Тюменского государственного медицинского университета. е-mail: evalex595@yandex.ru

Губанов Николай Николаевич — д-р филос. наук, профессор кафедры «Философия» МГТУ им. Н.Э. Баумана, профессор кафедры «Гуманитарные науки» Финансового университета при Правительстве Российской Федерации. е-mail: gubanovnn@mail.ru

Transhumanism as the social movement

© L.G. Cheremnykh1, N.N. Gubanov2'3

1 Tyumen State Medical University, Tyumen, 625023, Russia 2 Bauman Moscow State Technical University, Moscow, 105005, Russia 3 Finance University under the Government of the Russian Federation, Moscow, 125299, Russia

The paper analyzes program objectives of the World Transhumanist Association (Humani-ty+), Methuselah Foundation, Center for Responsible Nanotechnologies, Alcor Life Extension Foundation, Russian Transhumanist Movement, Strategic Social Initiative "Russia 2945" and others. It substantiates the concept of transforming the human nature required to overcome the global crisis of the Earth civilization associated with certain qualities of the human consciousness. It is shown that this need leads to emergence of the mass transhumanist movement. Criticism of transhumanist projects by the bioconservatives, who deny the need to transform the human nature, is not taking into account the fact that transhumanism includes two movements, i.e. the moderate and radical transhumanism. Therefore, this criticism is not entirely objective. Bioconservatives believe that all transhumanist programs are contrary to the principles of humanism, but only the radical transhumanism is really incompatible with humanism. The moderate transhumanism program presupposes emergence of a neohuman preserving human essence despite alteration in material carrier of this essence. The radical transhumanism program assumes emergence of a hypothetical being, i.e. a post-human possessing a different essence compared to a modern man. It is concluded that nowadays, in order to develop an optimal strategy in transforming the human nature, productive discussions are required with participation of bioconservatives, moderate transhumanists and radical transhumanists. Such discussions would make it possible to establish safety and acceptability of certain methods in improving a human. The paper indicates that humanity would select the path of moderate transhumanism and would not allow its own extinction.

Keywords: transhumanism movement, crisis of civilization, bioconservatism, moderate trans-humanism, radical transhumanism, neohuman

REFERENCES

[1] Itskov D. Put k neochelovechestvu [Path to neohumanity]. Vzglyad. Delovaya Gazeta Available at: https://vz.ru/opinions/2012/11/97606449.html (accessed February 5, 2024).

[2] Uchenye, politiki i obshchestvennye deyateli ob ideyakh transgumanizma. Samaya opasnaya v mire ideya [Scientists, politicians and public figures about the ideas of transhumanism. The most dangerous idea in the world]. Rossiyskoe transgumanisticheskoe dvizhenie — Russian Transhumanist Movement. Available at: http://transhumanism-russia.ru/content/view/25/7/_(accessed February 5, 2024).

[3] Katasonov V.N. Novaya evolyutsionnaya utopiya: transgumanizm [New evolutionary utopia: transhumanism]. Available at: https://altaiinstitute.ru/katasonov-v-n-novaya-evolyutsionnaya-utopiya- transgumanizm/ (accessed February 5, 2024).

[4] Svyateyshiy Patriarkh Kirill: Transgumanizm natselivaet obshchestvo na sozdanie surrogata cheloveka, sposobnogo podmenit soboy cheloveka podlinnogo [His Holiness Patriarch Kirill: Transhumanism targets society to create a surrogate person capable of replacing a human genuine]. Russkayapravoslavnaya tserkov. Ofitsialnyi sayt Moskovskogo Patriarkhata [Russian Orthodox Church. Official site of the

Moscow Patriarchate]. Available at: http://www.patriarchia.ru/db/text/5971247.html (accessed February 5, 2024).

[5] Shilovskaya N.S. Ot obschestva gumanizma k obschestvu transgumanizma? [From humanistic to transhuman society?]. Filosofiya i obschestvo — Philosophy and society, 2013, no. 3, рр. 141-150.

[6] Kutyrev V.A. Kuda sdvigat gumanitarnyi vektor [Where to shift the humanities vector?]. Gumanitarnyi vektor — Humanitarian vector, 2012, no. 3, pp. 19-31.

[7] Nesterov A.Yu. Problema cheloveka v svete ideologii evolyutsionnogo transgumanizma [The problem of man in light of the evolutionary transhumanism ideology]. In: Dubrovskiy D.I., red. Globalnoe buduschee 2045. Konvergentnye tekhnologii (NBIKS) i transgumanisticheskaya evolyutsiya [Global future 2045. Convergence technologies (NBICS) and transhumanism evolution]. Moscow, MBA Publ., 2013, pp. 183-192.

[8] Dubrovskiy D.I. Glavnyi vopros problemy soznaniya [The main question of the consciousness problem]. Filosofskie nauki — Russian Journal of Philosophical Sciences, 2017, no. 1, pp. 57-70.

[9] Polyakova O.V. Transgumanisticheskoe dvizhenie kak sotsiokulturnyj fenomen [Transhumanist movement as sociocultural phenomenon]. Available at: https://cyberleninka.ru/article/ntransgumanisticheskoe-dvizhenie-kak-sotsiokulturnyy-fenomen-1_(accessed February 5, 2024).

[10] Filosofiya ekstropii prodolzhaetsya i v budushchem [The philosophy of extropy continues into the future]. ExI Extropy Institute. Available at: https://extropy.org/ (accessed February 5, 2024).

[11] 1998 g. Nik Bostrom osnoval Vsemirnuyu assotsiatsiyu transgumanistov [1998. Nick Bostrom founded the World Transhumanist Association]. Istoriosofiya. Filosofiya istorii [Histriosophy. Philosophy of history]. Available at: https://historiosophy.ru/1998-g-nik-bostrom-osnoval-vsemirnuyu-associaciyu-transgumanistov/ (accessed February 5, 2024).

[12] Bortsy so stareniem: Fond Mafusaila [Fighters against aging: Methuselah Foundation]. Sistemnaya skhema stareniya cheloveka [Human Aging System Diagram]. Available at: URL: http://sciencevsaging.org/content/-/-5 (accessed February 5, 2024).

[13] Issledovatelskiy institut mashinnogo intellekta [Machine Intelligence Research Institute]. Wikipedia. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/ Machine_Intelligence_Research_Institute (accessed February 5, 2024).

[14] Center for Responsible Nanotechnology. Available at: http://crnano.org/index.html#Mission (accessed February 5, 2024).

[15] Alcor Life Extension Foundation. Wikipedia. Available at: https://en.wikipedia.org/ wiki/Alcor_Life_Extension_Foundation (accessed February 5, 2024).

[16] Transgumanisticheskaya partiya [Transhumanist Party]. Wikipedia. Available at: https://en.wikipedia.org/wiki/Transhumanist_Party (accessed February 5, 2024).

[17] Fedorovskoe dvizhenie [Fedorov movement]. Rossiyskoe transgumanisticheskoe dvizhenie — Russian Transhumanist Movement. Available at: http://transhumanism-russia.ru/content/view/144/31/ (accessed February 5, 2024).

[18] Programma Karnaukhova Alekseya: "Life — forevef' [Alexey Karnaukhov's program "Life — forevef']. Rossiyskoe transgumanisticheskoe dvizhenie — Russian Transhumanist Movement. Available at: http://transhumanism-russia.ru/content/view/707/110/ (accessed February 5, 2024).

[19] Manifest Rossiyskogo transgumanisticheskogo dvizheniya [Manifesto of the Russian transhumanist movement]. Rossiyskoe transgumanisticheskoe dvizhenie — Russian transhumanist movement. Available at: http://transhumanism-russia.ru/content/view/10/8/_(accessed February 5, 2024).

[20] [20] Manifest strategicheskogo obshchestvennogo dvizheniya "Rossiya 2045" [Manifesto of the strategic social movement "Russia 2045"]. Rossiya 2045. Strategicheskoe obshchestvennoe dvizhenie — Russia 2045. Strategic social movement. Available at: http://www.2045.ru/manifest/ (accessed February 5, 2024).

[21] Eksperty [Experts]. Rossiya 2045. Strategicheskoe obshchestvennoe dvizhenie — Russia 2045. Strategic social movement. Available at: http://2045.ru/experts/ (accessed February 5, 2024).

Cheremnykh L.G., Cand. Sc. (Philos.), Associate Professor, Department of Philosophy and History, Tyumen State Medical University. e-mail: evalex595@yandex.ru

Gubanov N.N., Dr. Sc. (Philos.), Professor, Department of Philosophy, Bauman Moscow State Technical University; Department of Humanities, Finance University under the Government of the Russian Federation. e-mail: gubanovnn@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.