угол зрения:
научный комментарий
ANGLE OF VIEW:
Scholarly Commentary
УДК 32 ББК Ф01
Наталья Александровна Комлева,
доктор политических наук, профессор, Уральский федеральный университет (Екатеринбург, Россия), e-mail: [email protected]
Трансгуманизм и «гуманитария» как угроза правам человека
Автор предлагает краткий обзор и комментарий идеологических составляющих концепции трансгуманизма, отмечает, что технология трансформация человечества исключает естественное право личности на свободу.
Ключевые слова: трансгуманизм, гуманотехнологии (гуманитария), свобода личности, биохакерство.
Natalia Aleksandrovna Komleva,
Doctor of Political Sciences, professor, Ural Federal University (Ekaterinburg, Russia), E-mail: [email protected]
Transhumanism and “Humanitaria” as a Threat to Human Rights
The author suggests a brief review and a commentary to the ideological constituents of the transhumanism conception. It is stated that the technology of the humanity transformation excludes a personality’s natural right for freedom.
Keywords: transhumanism, humane technologies (humanitaria), personal freedom, biohacking
Концепция трансгуманизма, обосновывающая необходимость и возможность создания «постлюдей», и глобальное социальное движение за её реализацию возникло после распада СССР и мировой системы социализма во второй половине 90-х гг. прошлого века. Суть идеи трансгуманизма в том, что современные технологии позволяют настолько усовершенствовать биологические и психические способности человека, что он фактически превращается в киборга со сверхспособностями как в сфере телесности, так и в области интеллекта. Особое внимание трансгуманисты уделяют проблеме интеграции мозга и компьютерных сетей и даже возможности переноса личности на компьютерный
носитель. Трансгуманисты убеждены, что грядущий прогресс в сфере гуманотехноло-гий (т. н. «гуманитария») не только изменит био-социальную природу человека, планетарный мегасоциум, но и сделает возможным создание изобилия ресурсов для каждого человека планеты. Это произойдет с помощью биотехнологий, так называемого биохакерства, которое позволит создавать из любых живых существ «биофабрики, биореакторы, биомашины» по производству ресурсов.
По нашему мнению, в результате применения «гуманитарии» активируется возможность создания абсолютно контролируемой эволюции человека в интересах глобальных корпораций, не желающих терять прибыли
© Н. А. Комлева, 2012
7
из-за периодически возникающих социальных протестов работников наёмного труда и необходимости проявления «социальной ответственности бизнеса», а также из-за большого количества голодающих и больных в «развивающихся странах», требующих масштабного отвлечения средств на гуманитарные программы. Сращивание биологии человека с кибернетической составляющей позволит навсегда избавиться от «горячих» войн локального и регионального уровня по захвату контроля над ресурсами, затратных как в финансовом, так и в имиджевом плане. Человек-киборг не болеет, не устаёт, живёт долго, программируется на любое действие -т. е. является идеальной рабочей силой, не тре -бующей никаких социальных гарантий в виде восьмичасового рабочего дня, качественного медицинского обслуживания, высокого уровня образования, политических свобод и т. п. «завоеваний правового социального государства». Понадобится относительно небольшое
количество таких «идеальных работников», что позволит радикально уменьшить население земного шара (скорее всего, с помощью намеренного распространения генетически целенаправленных болезней) и продлить время использования природных ресурсов планеты для блага «новой расы господ», контролирующих развитие и применение «гуманитарии». Наличие «транслюдей» и замена ими биологического вида «обычного человека» закрепит все природные ресурсы (в том числе биологические и интеллектуальные ресурсы самого человека - наёмного работника) за определёнными акторами на глобальном уровне. Суть «гуманитарии» как технологии трансформации большей части человечества заключается в том, что ликвидируется сама «традиционная» биологическая природа человека, а вместе с нею отнимается навсегда «естественное право» на свободу личности и свободу социальных проявлений.
Комментарий поступил в редакцию 15.03.2012 г.