Научная статья на тему 'Трансгуманизм и биоэтика об экологии человека: границы дозволенного'

Трансгуманизм и биоэтика об экологии человека: границы дозволенного Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
57
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
трансгуманизм / постгуманизм / биоэтика / экология человека / социальная экология / transhumanism / posthumanism / bioethics / human ecology / social ecology

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Крайнов Андрей Леонидович

Введение. Статья посвящена вопросам экологии человека, выбору оптимального пути взаимодействия науки с человеческим телом и сознанием. Трансгуманизм и биоэтика по-разному смотрят на решение данной проблемы. Теоретический анализ. Развивающиеся НБИК-технологии ставят своей задачей глобальное преобразование человека. Рассматривается идея создания людей-киборгов и цифровых копий сознания человека. Также современные концепции развития науки предусматривают чипизацию человека в рамках проекта «Нейронет-2035. Важна этическая сторона вопроса. Основные принципы биоэтики частично допускают технологическое вмешательство в человеческое тело, но его степень нигде и никак не прописана. В связи с этим допустима субъективная трактовка принципов «не навреди», «делай благо», «справедливости» и «уважения автономии пациента». Заключение. Экология человека предполагает поиск и разработку эффективных методов совершенствования существования человека в системе «общество–природа». При этом должно улучшаться качество как самого человека, так и окружающей его среды. Современный антропоцентрический подход к решению данной проблемы никаких положительных результатов не дал. Возможно, что киборгизация частично ее решит, но в результате этого исчезнет сам человек.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transhumanism and bioethics about human ecology: The limits of what is permitted

Introduction. The article is devoted to the issues of human ecology, the choice of the optimal way for the interaction between science and the human body and consciousness. Transhumanism and bioethics have diff erent views on solving this problem. Theoretical analysis. Developing NBIC-technologies set as their task the global transformation of a person. The idea of creating people-cyborgs and digital copies of human consciousness is considered. Also, modern concepts of the development of science provide for the chipization of a person within the framework of the Neuronet-2035 project. The ethical side of the issue is important. The basic principles of bioethics partially allow technological intervention in the human body, but its degree is not spelled out anywhere. In this regard, a subjective interpretation of the principles of “do no harm”, “do good”, “fairness” and “respect for the autonomy of the patient” is acceptable. Conclusion. Human ecology involves the search and development of eff ective methods for improving human existence in the “society-nature” system. At the same time, the quality of both the person himself and his environment should be improved. The modern anthropocentric approach to solving this problem has not given any positive results. It is possible that cyborgization will partially solve it, but as a result of this, the person himself will disappear.

Текст научной работы на тему «Трансгуманизм и биоэтика об экологии человека: границы дозволенного»

Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 4. С. 374-378 Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2023, vol. 23, iss. 4, pp. 374-378

https://phpp.sgu.ru https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-4-374-378, EDN: XQMQWM

Научная статья УДК 130.2+111.32

Трансгуманизм и биоэтика об экологии человека: границы дозволенного

А. Л. Крайнов

Саратовский государственный университет генетики, биотехнологии и инженерии имени Н. И. Вавилова, Россия, 410012, проспект им. Петра Столыпина, зд. 4, стр. 3

Крайнов Андрей Леонидович, кандидат философских наук, доцент кафедры социально-гуманитарных наук, krainoval@sgau.ru, https://orcid.org/0000-0002-2129-0065

Аннотация. Введение. Статья посвящена вопросам экологии человека, выбору оптимального пути взаимодействия науки с человеческим телом и сознанием. Трансгуманизм и биоэтика по-разному смотрят на решение данной проблемы. Теоретический анализ. Развивающиеся НБИК-технологии ставят своей задачей глобальное преобразование человека. Рассматривается идея создания людей-киборгов и цифровых копий сознания человека. Также современные концепции развития науки предусматривают чипизацию человека в рамках проекта «Нейронет-2035. Важна этическая сторона вопроса. Основные принципы биоэтики частично допускают технологическое вмешательство в человеческое тело, но его степень нигде и никак не прописана. В связи с этим допустима субъективная трактовка принципов «не навреди», «делай благо», «справедливости» и «уважения автономии пациента». Заключение. Экология человека предполагает поиск и разработку эффективных методов совершенствования существования человека в системе «общество-природа». При этом должно улучшаться качество как самого человека, так и окружающей его среды. Современный антропоцентрический подход к решению данной проблемы никаких положительных результатов не дал. Возможно, что киборгизация частично ее решит, но в результате этого исчезнет сам человек.

Ключевые слова: трансгуманизм, постгуманизм, биоэтика, экология человека, социальная экология

Для цитирования: Крайнов А. Л. Трансгуманизм и биоэтика об экологии человека: границы дозволенного // Известия Саратовского университета. Новая серия. Серия: Философия. Психология. Педагогика. 2023. Т. 23, вып. 4. С. 374-378. https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-4-374-378, EDN: XQMQWM

Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International (CC-BY 4.0) Article

Transhumanism and bioethics about human ecology: The limits of what is permitted A. L. Kraynov

Saratov State University of Genetics, Biotechnology and Engineering named after N. I. Vavilov, building 4, block 3 Peter Stolypin Avenue, Saratov 410012, Russia

Andrey L. Kraynov, krainoval@sgau.ru, https://orcid.org/0000-0002-2129-0065

Abstract. Introduction. The article is devoted to the issues of human ecology, the choice of the optimal way for the interaction between science and the human body and consciousness. Transhumanism and bioethics have different views on solving this problem. Theoretical analysis. Developing NBIC-technologies set as their task the global transformation of a person. The idea of creating people-cyborgs and digital copies of human consciousness is considered. Also, modern concepts of the development of science provide for the chipization of a person within the framework of the Neuronet-2035 project. The ethical side of the issue is important. The basic principles of bioethics partially allow technological intervention in the human body, but its degree is not spelled out anywhere. In this regard, a subjective interpretation of the principles of "do no harm", "do good", "fairness" and "respect for the autonomy of the patient" is acceptable. Conclusion. Human ecology involves the search and development of effective methods for improving human existence in the "society-nature" system. At the same time, the quality of both the person himself and his environment should be improved. The modern anthropocentric approach to solving this problem has not given any positive results. It is possible that cyborgization will partially solve it, but as a result of this, the person himself will disappear. Keywords: transhumanism, posthumanism, bioethics, human ecology, social ecology

For citation: Kraynov A. L. Transhumanism and bioethics about human ecology: The limits of what is permitted. Izvestiya of Saratov University. Philosophy. Psychology. Pedagogy, 2023, vol. 23, iss. 4, pp. 374-378 (in Russian). https://doi.org/10.18500/1819-7671-2023-23-4-374-378, EDN: XQMQWM

This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution 4.0 International License (CC-BY 4.0)

© Крайнов А. Л., 2023

Введение

Проблемы экологии человека с каждым годом настойчиво заявляют о себе все, что обусловлено интенсивным воздействием человека на окружающую среду и самого себя посредством новых технологий. Вторая природа настолько укоренилась в социальном бытии, что превратилась в мощный барьер между человеком и его естественной средой обитания, что привнесло существенные изменения не только в повседневную жизнедеятельность (существование) человека, но и в его сущностные характеристики. В рамках мировоззрения трансгуманизма готовится постепенное превращение человека в постчеловека, в связи с чем возникает вопрос о его целесообразности.

Цель исследования - проанализировать подходы к экологии человека со стороны философии трансгуманизма и биоэтики, определить границы дозволенного в применении современных технологий при решении данного вопроса.

Новизна исследования обусловлена четко прослеживающимися тенденциями в современной науке, закладывающими идеологический и технологический базисы для трансформации сущности человека.

Материалы исследования могут быть использованы при подготовке курсов по социальной философии.

Теоретический анализ

Экология человека ставит своей задачей гармонизировать взаимодействие человека и общества с окружающей средой посредством формирования экологического сознания и, как следствие, экологической деятельности. Согласно Т. Н. Шеховцевой развитие экологии человека шло по социальной и биологической линиям. Социальная линия, представленная главным образом Чикагской школой социологии, анализирует общественную сущность человека. Биологическая линия рассматривает экологию человека в качестве специальной экологии, уделяя внимание технической деятельности человеческого вида и ее последствиям [1, с. 35]. В рамках данного исследования предпочтение отдается анализу биологической линии в контексте влияния философии трансгуманизма и биоэтики на эссенциальные и экзистенциальные характеристики человека.

Современная эпоха ознаменована началом четвертой промышленной революции, суть которой заключается в массовом внедрении ки-

берфизических систем в производство и обслуживание повседневных потребностей человека. Данный феномен также называют «индустрия 4.0». Ему сопутствуют такие процессы, как «web 4.0», «университет 4.0», нейронет, интернет вещей, виртуальная и дополненная реальности, Big Data, искусственный интеллект, глобальная роботизация [2]. Указанные процессы принципиальным образом изменяют не только жизненное пространство человека, но и самого человека, постепенно приближая его к постбытию, в котором произойдет синтез человека с новыми технологиями.

Если на заре человеческой истории вопросы экологии человека решались посредством эстетизации первой природы - естественной среды обитания человека, то сегодня технооптимисты и трансгуманисты предлагают решать их через изменение самого человека. С одной стороны, это обусловлено тем, что глобальный экологический кризис преодолеть так и не удалось, с другой стороны, высоким уровнем развития НБИК-технологий, которые могут адаптировать человека к естественным условиям его среды обитания, вне зависимости от ее качества. В философии трансгуманизма, главная цель которой заключается в том, чтобы человеческую жизнь продлить максимально долго, рассматривается множество вариантов «модернизации» физической природы человека, каждый из которых значительно изменит человеческую сущность и существование. К наиболее распространенным из них относятся: клонирование, крионика, оцифровка человеческого сознания, чипирова-ние головного мозга, радикальная модификация мозга психоактивными препаратами (аболиционизм), добровольное устранение гендера (постгендеризм), изменение тела человека до неузнаваемости (трансгрессивный трансгуманизм).

Одна из основоположников трансгуманизма, автор Манифеста Трансгуманиста (1983), советник Института Сингулярности и приглашенный исследователь в компании Twenty-First Century Medicine Наташа Вита-Мор является сторонником морфологической свободы человека (BioArt), что подразумевает естественное право человека на изменение своего тела таким образом, как он сочтет нужным [3]. Морфологическая свобода достигается с помощью биоискусства (биоарта), центральными проблемами которого являются продление жизни и создание ее новых форм. Биоарт включает в себя такие биосреды (biomedia), как генная инженерия, клонирование, гибридизация, селекция, транс-генез, культура клеток и тканей, биоробототех-

ника, биоинформатика, ксенотрансплантация, нейрофизиология, гомография и самостоятельное экспериментирование [3, р. 177].

В Манифесте Трансгуманиста Н. Вита-Мор пишет о существенных различиях между киборгом и трансчеловеком: «Киборг позиционируется как конечная точка интеграции человека, машины и компьютера; однако трансчеловек - это непрерывная человеческая эволюция. Эта эволюция включает в себя слияние органического человека, технологических достижений в области искусственного интеллекта, наномедицины и генной терапии, которые смягчают протекание болезней, устройств и протезов и совершенствование биологии человека, а также осознание личности как преобразующего, телематического и расширенного фактора, который расширяется за счет новых систем технической связи» [4]. И в первом, и во втором случе речь идет о прямом вмешательстве в сущность человека, затрагиваются таким образом не только технико-технологические, но и этические вопросы.

Разобраться в границах дозволенного пытается биоэтика - сфера междисциплинарных исследований, предметом исследования которой являются моральные основания экспериментов в области медицины, биологии и экологии. В узком смысле под биоэтикой понимаются этические проблемы взаимодействия врача и пациента, что сближает ее с медицинской этикой, в широком смысле в круг ее проблем входят социально-философские, медицинские, правовые, экологические вопросы использования новых технологий для преобразования экосистемы планеты в целом, а предметом исследования выступают все живые организмы, подверженные биомедицинским экспериментам.

В основе биоэтики лежат четыре принципа: «не навреди», «делай благо», «принцип уважения автономии пациента», «принцип справедливости». Т. Э. Кафаров выделяет четыре фактора, обусловивших становление биоэтики: интенсивное внедрение в медицине достижений научно-технического прогресса; принципиально новый характер взаимоотношения врача и пациента, выражающийся юридически закрепленными правами последнего; отказ от преклонения перед научным знанием; обострение глобальных проблем современности, в частности экологической угрозы [5, с. 6-9]. Это привело к осознанию человеком своей ценности и ценности всего живого на планете. Биоэтика, таким образом, выступает в роли защитника человека и окружающей среды от преднамеренного научно-технологического воздействия.

Один из известных современных биохудожников Джордж Гессерт считает, что нельзя допускать необдуманных манипуляций с матерью-природой. «Этично ли взять любую живую форму, заключить ее в рамку и повесить на стену, как животное в цирке? Без кислорода она обязательно умрет, а художник будет считаться убийцей. Предполагает ли живое искусство новые отношения между художником и практикой? Должны ли мы спрашивать: "Что нужно этому артефакту?" "Где он хочет жить?" За редким исключением, искусство эволюции не изучалось систематически, но может дать представление о том, как мы можем использовать биотехнологию» [6, с. 18].

Известная индийская исследовательница проблем биоэтики, представительница альтер-глобализма Вандана Шива предлагает решать проблемы экологии человека не через призму развития технологий, а через сохранение уникальных культурных практик сотен поколений людей по всему миру [7, с. 126]. С ее точки зрения глобализация является не чем иным, как проникновением и доминированием западной культуры (Глобальный Север) во все иные (Глобальный Юг) и доминированием в них. Реализация этического подхода заключается в предоставлении максимальной свободы от транснациональных корпораций, навязывающих свои стандарты по всему миру, нарушая тем самым равновесие в системе «общество-природа».

Биоэтика призвана сдерживать любые попытки изменения сущностных характеристик живого: человека и биосферы. Однако ее роль зачастую сводится к умозрительным спекуляциям по поводу очередного вмешательства технологий в геном человека или грядущей чипизации головного мозга, что нисколько не мешает трансгуманистам воплощать в жизнь свои чудовищные идеи. По мнению Л. М. Дулича, биоэтика сегодня остро нуждается в нормативной поддержке, в биоправе и это вопрос государственного значения [8, с. 39]. Предыдущие попытки создания закона о биоэтике не увенчались успехом, проект «О правовых основах биоэтики и гарантиях ее обеспечения» был отклонен Госдумой в 2001 г. из-за сложности сведения этических идеалов к нормам права [8, с. 40]. Тем не менее данный вопрос чрезвычайно актуален. От создания нормативно-правовой базы по биоэтике зависят не только контроль за биомедицинскими экспериментами, но и права животных, чистота окружающей среды, физическое и психическое здоровье человека.

Современные реалии таковы, что в рамках глобальной цифровизации на законодательном уровне планируется внедрить во все сферы общественной и личной жизни технологии «индустрии 4.0». Речь идет о массовой роботизации живого с использованием технологий искусственного интеллекта. Особый интерес вызывает проект Национальной технологической инициативы «Нейронет-2035», обосновывающий необходимость имплантации чипов в головной мозг человека с целью интеграции его искусственным интеллектом и Интернетом для повышения когнитивных способностей [9]. Это чисто трансгуманистический проект, поддерживаемый технократами и сциентистами, требующий не только этической, но и правой оценки, так как следствием его реализации станет тотальный контроль за деятельностью человека, отсутствие личного пространства и свободы.

Авторская позиция заключается в сознательном сдерживании учеными экспериментов в области живого и развития киберфизических технологий, в частности внедрения систем искусственного интеллекта в человека. Данный тезис строится на взглядах французского философа Жака Эллюля, чья этика «отказа от власти» техники, несмотря на свою утопичность, становится актуальнее с каждым годом. В марте 2023 г. Илон Маск обратился к мировому научному сообществу с призывом прекратить дальнейшее обучение нейросетей, опасаясь за негативные последствия развития искусственного интеллекта для человечества [10]. Биоэтика, таким образом, должна стать тем барьером на пути роста технологий и власти техники, который защитит общество от цифрового тоталитаризма, утраты человеком личного пространства, исчезновения самого человека, от превращения его в неоморфа, киборга и постчеловека.

Заключение

Трансгуманизм и биоэтика имеют объектом и предметом своего исследования живое. Их объединяет отказ от антропоцентризма, но к проблеме живого они подходят с разных аксиологических позиций. Если для биоэтики важны принцип благоговения перед природой (Т. де Шарден) и биоцентризм («ахимса» в древнеиндийской философии), то трансгуманизм основывается на принципе благоговения перед техникой. Таким образом, биоэтика рассматривает человека как часть биосферы, права которого ничем не выше прав любого живого существа, а трансгуманизм подходит к человеку как к объекту биоарта, био-

логической базы для технико-технологических манипуляций. Цель трансгуманизма лишена антропоцентрического основания, поскольку заключается не в максимальном продлении человеческой жизни, а в максимальном продлении жизни вообще, но жизни в физическом посюстороннем феноменальном мире.

Итогом трансгуманистических экспериментов над живым может быть что угодно, но оно не будет человеком. Это представляет существенную угрозу для общества, так как приведет к его трансформации или исчезновению. Новые субъекты социальных отношений -продукты биоарта (неоморфы-киборги-постлюди) - могут лишить человека доминирующего статуса и в дальнейшем полностью заменить собой. Таким образом, общество в традиционном смысле исчезнет.

Для предотвращения неконтролируемых экспериментов по применению НБИК- технологий для модификации человека и живого в целом необходимо создание нормативно-правовой базы по биоэтике. Важно, чтобы она перестала восприниматься как оторванная от реальности наука из разряда метафизических, но превратилась в практическую отрасль права, подкрепленную соответствующими институтами.

Список литературы

1. Шеховцева Т. Н. Экология человека: современные тенденции, подходы к определению, региональное измерение // Общество: философия, история, культура. 2020. № 1 (69). С. 34-37. https://doi.org/10.241158/ fik.2020.1.5

2. Клейменова Л. Что такое индустрия 4.0 и что нужно о ней знать. URL: https://trends.rbc.ru/trends/industry/5e7 40c5b9a79470c22dd13e7 (дата обращения: 03.04.2023).

3. Vita-More N. Brave BioArt 2: Shedding the bio, amassing the nano, and cultivating posthuman life // Technoetic Arts. 2007. № 5 (3). P. 171-186. https://doi.org/10.1386/ tear.5.3.171/1

4. Vita-More Natasha. Transhumanist Manifesto. URL: https://natashavita-more.com/transhumanist-manifesto/?fl_builder (дата обращения: 03.04.2023).

5. Кафаров Т. Э., Рамазанов М. Р. Биоэтика как новое направление в морально-этическом дискурсе современного общества // Известия высших учебных заведений. Северо-Кавказский регион. Общественные науки. 2015. № 1 (185). С. 5-12.

6. Gessert G. Art is nature: An artists perspective on a new Paradigm // Art Papers. 2001. March-April. P. 16-29.

7. Михель И. В. Философские очерки о 4-п медицине, биоэтике и будущем человека. Саратов : Саратовский государственный технический университет им. Гагарина Ю. А., 2016. 208 с.

8. Дулич Л. М., Вахмистров В. П. Биоэтика и биоправо; будет ли в России закон о биоэтике? // Вестник Санкт-Петербургской юридической академии. 2021. № 3 (52). С. 38-43.

9. План мероприятий («дорожная карта») Национальной технологической инициативы Нейронет. URL: https://nti2035.ru/markets/mneuronet (дата обращения: 03.04.2023).

10. Илон Маск призвал приостановить разработку и обучение нейросетей. URL: https://www.rbc.ru/life/ news/6424457c9a7947ebee7f7534 (дата обращения: 03.04.2023).

References

1. Shekhovtseva T. N. Human ecology: Current trends, approaches to definition, regional dimension. Obsh-chestvo: filosofiya, istoriya, kultura [Society: Philosophy, History, Culture], 2020, no. 1 (69), pp. 34-37 (in Russian). https://doi.org/10.241158/fik.2020.L5

2. Kleymenova L. Chto takoe industriya 4.01 chto nuzhno o nei znat' (What is Industry 4.0 and what you need to know about it). Available at: https://trends.rbc.ru/trends/ industry/5e740c5b9a79470c22dd13e7 (accessed 3 April 2023) (in Russian).

3. Vita-More N. Brave BioArt 2: Shedding the bio, amassing the nano, and cultivating posthuman life. Technoetic Arts, 2007, no. 5 (3), pp. 171-186. https:// doi.org/10.1386/tear.5.3.171/1

4. Natasha Vita-More. Transhumanist Manifesto. Available at: https://natashavita-more.com/transhumanist-manifesto/?fl_builder (accessed April 3, 2023).

5. Kafarov T. E., Ramazanov M. R. Bioethics as a new direction in the moral and ethical discourse of modern society. Izvestiya vysshikh uchebnykh zavedeniy. Severo-Kavkazskiy region. Obshchestvennye nauki [News of Higher Educational Institutions. North Caucasian Region. Social Sciences], 2015, no. 1 (185), pp. 5-12 (in Russian).

6. Gessert G. Art is nature: An artists perspective on a new paradigm. Art Papers, 2001, March-April, pp. 16-29.

7. Mikhel I. V. Filosofskie ocherki o 4-p meditsine, bioetike i budushchem cheloveka [Philosophical Essays on 4-p Medicine, Bioethics and the Future of Man]. Saratov, Yuri Gagarin State Technical University of Saratov Publ., 2016. 208 p. (in Russian).

8. Dulich L. M., Vakhmistrov V. P. Bioethics and biolaw; Will there be a law on bioethics in Russia? Vestnik Sankt-Peterburgskoy yuridicheskoy akademii [Bulletin of the St. Petersburg Law Academy], 2021, no. 3 (52), pp. 38-43 (in Russian).

9. Action plan ("road map") of the National Technology Initiative Neuronet. Available at: https://nti2035.ru/markets/ mneuronet (accessed April 3, 2023) (in Russian).

10. Elon Musk urged to suspend the development and training of neural networks. Available at: https://www.rbc. ru/life/news/6424457c9a7947ebee7f7534 (accessed April 3, 2023) (in Russian).

Поступила в редакцию 03.04.2023; одобрена после рецензирования 04.05.2023; принята к публикации 13.11.2023 The article was submitted 03.04.2023; approved after reviewing 04.05.2023; accepted for publication 13.11.2023

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.