Научная статья на тему 'ТРАНСГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ'

ТРАНСГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
87
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УСОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ЧЕЛОВЕКА / ТРАНСГУМАНИЗМ / ЭКСТРОПИАНИЗМ / ЛИБЕРТАРИАНСКИЙ ТРАНСГУМАНИЗМ / ДЕМОКРАТИЧЕСКИЙ ТРАНСГУМАНИЗМ / ТЕХНОГАЙАНИЗМ / ЭПОХА СИНГУЛЯРНОСТИ

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Черемных Лариса Георгиевна

Трансгуманизм многолик и противоречив. В нем существует множество течений, объединенных идеей усовершенствования человека с помощью применения высоких технологий, достижений научного прогресса. Каждое из них предлагает собственную, оригинальную и порой весьма спорную концепцию трансгуманистического будущего, однако общим для всех является вера в то, что человечество выберет правильный путь своего развития. Статья посвящена всестороннему анализу разнообразных трансгуманистических концепций и выделению их характерных черт. Обобщение разнообразного теоретического материала позволяет раскрыть многоаспектный характер феномена трансгуманизма, выделить специфические черты его течений, а также продемонстрировать их преимущества и недостатки. Применяя междисциплинарный подход, автор предпринимает попытку определить перспективы постчеловеческого будущего и обосновать необходимость внимательного отношения к надвигающейся социально-кибернетической эволюции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSHUMANIST CURRENTS: UNITY IN DIVERSITY

Transhumanism is multifaceted and contradictory. There are many currents in it, united by the idea of human improvement with the help of high technology and the achievements of scientific progress. Each of them offers its own, original and sometimes very controversial concept of the transhumanist future, but they share common belief that humanity will choose the right development path. The article focuses on a comprehensive analysis of various transhumanist conceptions and on the identification of their characteristics. Generalization of various theoretical material allows to reveal the multidimensional nature of the phenomenon of transhumanism, to highlight the specific features of its currents, and to demonstrate their advantages and disadvantages. Applying an interdisciplinary approach, the author makes an attempt to determine the prospects of posthuman future and to substantiate the necessity of paying attention to the impending socio-cybernetic evolution.

Текст научной работы на тему «ТРАНСГУМАНИСТИЧЕСКИЕ ТЕЧЕНИЯ: ЕДИНСТВО В МНОГООБРАЗИИ»

Общество: философия, история, культура. 2023. № 4. С. 93-96. Society: Philosophy, History, Culture. 2023. No. 4. P. 93-96.

Научная статья УДК 141

https://doi.org/10.24158/fik.2023.4.13

Трансгуманистические течения: единство в многообразии Лариса Георгиевна Черемных

Тюменский государственный медицинский университет, Тюмень, Россия, larisaGcher@yandex.ru

Аннотация. Трансгуманизм многолик и противоречив. В нем существует множество течений, объединенных идеей усовершенствования человека с помощью применения высоких технологий, достижений научного прогресса. Каждое из них предлагает собственную, оригинальную и порой весьма спорную концепцию трансгуманистического будущего, однако общим для всех является вера в то, что человечество выберет правильный путь своего развития. Статья посвящена всестороннему анализу разнообразных трансгуманистических концепций и выделению их характерных черт. Обобщение разнообразного теоретического материала позволяет раскрыть многоаспектный характер феномена трансгуманизма, выделить специфические черты его течений, а также продемонстрировать их преимущества и недостатки. Применяя междисциплинарный подход, автор предпринимает попытку определить перспективы постчеловеческого будущего и обосновать необходимость внимательного отношения к надвигающейся социально-кибернетической эволюции.

Ключевые слова: усовершенствование человека, трансгуманизм, экстропианизм, либертарианский трансгуманизм, демократический трансгуманизм, техногайанизм, эпоха сингулярности

Для цитирования: Черемных Л.Г. Трансгуманистические течения: единство в многообразии // Общество: философия, история, культура. 2023. № 4. С. 93-96. https://doi.org/10.24158/fik.2023.4.13.

Original article

Transhumanist Currents: Unity in Diversity

Larisa G. Cheremnykh

Tyumen State Medical University, Tyumen, Russia, larisaGcher@yandex.ru

Abstract. Transhumanism is multifaceted and contradictory. There are many currents in it, united by the idea of human improvement with the help of high technology and the achievements of scientific progress. Each of them offers its own, original and sometimes very controversial concept of the transhumanist future, but they share common belief that humanity will choose the right development path. The article focuses on a comprehensive analysis of various transhumanist conceptions and on the identification of their characteristics. Generalization of various theoretical material allows to reveal the multidimensional nature of the phenomenon of transhumanism, to highlight the specific features of its currents, and to demonstrate their advantages and disadvantages. Applying an interdisciplinary approach, the author makes an attempt to determine the prospects of posthuman future and to substantiate the necessity of paying attention to the impending socio-cybernetic evolution.

Key words: human enhancement, transhumanism, extropianism, libertarian transhumanism, democratic transhumanism, technogianism, singularity era

For citation: Cheremnykh, L.G. (2023) Transhumanist Currents: Unity in Diversity. Society: Philosophy, History, Culture. (4), 93-96. Available from: doi: 10.24158/fik.2023.4.13 (In Russian).

Варианты преобразования человека, предлагаемые различными направлениями трансгуманизма, обширны и порой весьма противоречивы. Это объясняется тем, что для реализации обозначаемых изменений онтологии человеческого существования имеется возможность использовать целый спектр высоких технологий, в первую очередь речь идет о НБИКС-конвергент-ных технологиях. Различные трансгуманистические течения, основываясь на достижениях науки и техники, разрабатывают оригинальные концепты постчеловеческого будущего.

Так, в предложенном Максом Мором экстропианстве основное внимание уделяется динамичному развитию, самоактуализации, возможностям искусственного интеллекта, информационному и демократическому обществу и рациональному мышлению (More, 1993). При этом «экстро-пией» философ называет уровень «развитости интеллекта, функционального порядка, жизненности, энергии, опыта, стремления к развитию и росту биологической или организационной системы» (More, 1990: 6). Степень её развития он определяет зависимостью от биологической и разумной жизни. Главная цель человеческого существования состоит в постоянном увеличении

© Черемных Л.Г., 2023

уровня экстропии. В своей работе «Истинный трансгуманизм» М. Мор определяет трансгуманизм как непрерывный бесконечный прогресс, не имеющий завершения. Это постоянное улучшение, а не окончательное совершенство или наступление «рая на земле»1. Такой подход к оценке цели человеческого существования не является новым. Идея бесконечного развития уже была обоснована в традиционном гуманизме и не претерпела особых изменений в экстропианстве М. Мора. Однако элементами эксклюзивности обладают инструменты усовершенствования индивида.

Поддерживая в целом концепцию М. Мора, либертарианский трансгуманизм обращает пристальное внимание на практические основания реализации идеи расширения человеческих возможностей. Объединяя трансгуманизм и либертарианство, Р. Бейли2 и Г. Рейнольдс (Reynolds, 2006) рассматривают в качестве базиса грядущей трансформации человечества принцип самостоятельности. По их мнению, сочетание разумного эгоизма и нравственности открывает перед человечеством не просто возможности усовершенствования своих биологических и социальных характеристик, оно позволяет достигнуть полной гармонии и благополучия3.

На наш взгляд, общество должно самостоятельно определять контуры своего технологического развития, а государство - осуществлять лишь вспомогательную функцию. Благодаря частной инициативе природа человека будет оптимально преобразована исходя из насущных интересов самих людей, а не государства. Проблема заключается в том, что не все члены общества обладают капиталом, необходимым для реализации своих идей.

Обращая внимание на этот факт, представители демократического трансгуманизма Н. Бостром (Бостром, 2016) и Дж. Хьюз (Hughes, 2004) указывают на необходимость обеспечения равного доступа к инновационным возможностям преобразования человека. По их мнению, высокие технологии должны быть общедоступны, а морфологическая и репродуктивная свободы -иметь статус безусловных.

На этом фоне экономически целесообразным выглядит вариант отказа человечества от биологической сущности и переход в информационное пространство. Достижения в сфере информационных технологий дают основание предполагать, что возможности перехода в машинный разум откроются в скором времени. Рэй Курцвейл предсказывал, что это событие может произойти уже в 2045 г. Грядущую эру искусственного интеллекта он назвал эпохой «сингулярности» (Kurzweil, 2005: 136).

Оценивая технологическую составляющую перехода человечества в метавселенную, Р. Курцвейл обращает внимание на принципиальную несводимость интеллекта к его материальному носителю (мозгу). По мнению ученого, отделив сознание от биологического субстрата, его можно перенести на информационные носители. В результате этого высокотехнологические механизмы обретут человеческие качества. Р. Курцвейл считает, что «загрузка человеческого мозга означает сканирование всех его основных деталей, а затем повторное обоснование этих деталей в достаточно мощный вычислительный субстрат. Этот процесс будет захватывать всю личность человека, память, навыки и историю» (Kurzweil, 2005: 198-199).

В предполагаемой метавселенной человек будет находиться во взаимодействии с другими киберразумами. Возникнет целая система отношений, предполагающая чувства взаимного уважения и поддержки. «Если киберпространство и учит нас чему-то, - пишет Вертхайм, - так это тому, что миры, которые мы себе представляем... являются коммунальными проектами, требующими постоянной коллективной ответственности» (Wertheim, 1999).

Исчерпавшая свой потенциал биосоциальная эволюция должна смениться социокиберне-тической (Дубровский, 2013 б: 149). Именно она позволит сформировать новые смыслы и приоритеты будущего. Ведь данная природой биологическая телесность «слишком часто унижает наш дух: человек если и не раб, то покорный слуга своей телесности» (Дубровский, 2013 а: 247).

Такой оптимизм по поводу перенесения человеческого сознания на искусственные носители разделяют далеко не все представители научного сообщества. Так, Ф.И. Гиренок обращает внимание на определенные риски, суть которых заключается в преобразовании людей в «числовой пробел мира». «Человек в дигитальной философии - это не органическое тело, не субъективность, которая в числовой мир не вписывается, а вычислительная машина и база данных» (Гиренок, 2018: 137).

Пытаясь найти баланс между естественным и искусственным, ценностью изменения и ценностью сохранения, Б.Г. Юдин приходит к выводу, что первостепенной задачей при решении этого вопроса является выявление возможностей развития человека и прогнозирование рисков его технологических изменений (Юдин, 2013).

1 More M. H+: True Transhumanism [Электронный ресурс] // Metanexus. URL: https://metanexus.net/h-true-transhumanism/ (дата обращения: 25.11.2022).

2 Bailey R. Trans-Human Expressway: Why Libertarians will Win the Future [Электронный ресурс] // LiveJournal. URL: https://community.livejournal.com/-transhumanism-/31644.html (дата обращения: 04.12.2022).

3 Bailey R. Op. cit.

Риски являются атрибутом трансгуманизма. Как справедливо заметили в своей монографии Н.И. Губанов и Н.Н. Губанов, «человечество стремится избежать нежелательных рисков, но обойтись без них и без жертв не может. Принятие риска - это плата за прогресс» (Губанов, Губанов, 2020: 95).

Современные трансгуманистические течения, осознавая риски применения НБИКС-техно-логий, пытаются снизить их с помощью биоэтических принципов. Р.Р. Белялетдинов выделяет следующие из них:

1. Принцип «наклонной плоскости», или «скользкого холма», в соответствии с которым самая незначительная трансформация может иметь серьезные последствия как негативного, так и позитивного характера.

2. «Принцип предосторожности» является логическим продолжением первого названного и предполагает необходимость максимально точного прогнозирования последствий модификации человека (Белялетдинов, 2013).

На наш взгляд, перечисленные принципы следует применять не только для оценки допустимости преобразований, ведь любые изменения человека неизбежно приведут и к трансформации среды его обитания. На сегодняшний момент экосистема Земли от существующей антропогенной нагрузки меняется не в лучшую сторону. Объявленная в 2016 г. на Международном геологическом конгрессе эпоха антропоцена характеризуется научным сообществом как время доминирующей роли человечества в изменении окружающей среды1.

Философия трансгуманизма, не теряя связи с эпохой антропоцена, формулирует оригинальную концепцию постчеловеческого будущего. Озадачиваясь проблемой негативного влияния деятельности человека на среду своего обитания, она концентрирует внимание общества на необходимости упразднения биологической составляющей природы человека. Трансгуманизм предлагает людям осознать себя значимым элементом экосистемы и взять на себя ответственность за ее дальнейшее существование. Таким образом, человек не просто включается в социо-биокибернетическую систему отношений, а представляет собой точку их сосредоточения, что дает ему возможность определять свое будущее на планетарном уровне.

Список источников:

Белялетдинов Р.Р. Человек трансгуманистического периода: новые концепции человека в эпоху биотехнологий // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. М., 2013. С. 228-236.

Бостром Н. Искусственный интеллект: этапы, угрозы, стратегии. М., 2016. 490 с.

Гиренок Ф.И. Основные принципы дигитальной философии // Философия хозяйства. 2018. № 6. С. 133-139.

Губанов Н.И., Губанов Н.Н. Риски в современном обществе. М., 2020. 220 c.

Дубровский Д.И. Природа человека, антропологический кризис и кибернетическое бессмертие // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. М., 2013а. С. 237-252.

Дубровский Д.И. Проблема «сознание и мозг»: теоретические и методологические вопросы (в связи с задачами НБИКС-конвергенции) // Глобальное будущее 2045. Конвергентные технологии (НБИКС) и трансгуманистическая эволюция. М., 2013б. С. 121-149.

Юдин Б.Г. Трансгуманизм - наше будущее // Человек. 2013. № 4. С. 5-17.

Bess M. Enhanced Humans Versus «Normal People»: Elusive Definitions // The Journal of Medicine and Philosophy. 2010. Vol. 35, iss. 6. P. 641-655. https://doi.org/10.1093/jmp/jhq053.

Hughes J. Citizen Cyborg: Why Democratic Societies Must Respond to the Redesigned Human of the Future. Cambridge, 2004. 294 p.

Kurzweil R. The Singularity Is Near Covers. N. Y., 2005. 672 p.

More M. Technological Self-Transformation: Expanding Personal Extropy // Extropy. 1993. Vol. 4, iss. 2. P. 15-24.

More M. Transhumanism: Toward a Futurist Philosophy // Extropy. 1990. Vol. 6. P. 6-12.

Reynolds G. An Army of Davids: How Markets and Technology Empower Ordinary People to Beat Big Media, Big Government, and Other Goliaths. Nashville, 2006. 304 р.

Wertheim М. The Pearly Gates of Cyberspace A History of Space From Dante to the Internet. N. Y., 1999. 336 p.

References:

Belyaletdino, R. R. (2013) Chelovek transgumanisticheskogo perioda: noviye konzepzii cheloveka v epohu biotehnologiy [Transhumanist Man: New Concepts of Man in the Age of Biotechnology]. Globalnoe buduchee 2045. Convergentnye tehnologii (NBICS) I transgumanisnicheskay evoluziya. Moscow, рр. 228-236. (In Russian).

Bess, M. (2010). Enhanced Humans Versus «Normal People»: Elusive Definitions. The Journal of Medicine and Philosophy. 35 (6), 641-655. Available from: doi:10.1093/jmp/jhq053.

Bostrom, N. (2016) Iskusstvennyi intellekt: etapy, ugrozy, strategii [Artificial Intelligence: Stages, Threats, Strategies]. Moscow. 490 р. (In Russian).

Dubrovskiy, D. I. (2013) Priroda cheloveka antropologicheskiy krisis I kiberneticheskoe bessmertie [Human Nature, Anthropological Crisis and Cybernetic Immortality]. In: Globalnoe buduchee 2045. Convergentnye tehnologii (NBICS) I transgumanisnicheskay evoluziya. Moscow, рр. 237-252. (In Russian).

1 Ученые официально провозгласили начало новой геологической эры [Электронный ресурс] // РИА. Новости. URL: https://ria.ru/20160831/1475738161.html (дата обращения: 09.04.2023).

Dubrovskiy, D. I. (2013) Problema «sosnanie i mozg: teoreticheskie i metodologicheskie voprosy (v svyazi s zadachami NBICS-convergenzii) [The Problem of "Consciousness and Brain": Theoretical and Methodological Issues (in Connection with the Tasks of NBICS Convergence)]. In: Globalnoe buduchee 2045. Convergentnye tehnologii (NBICS) I transgumanisnicheskay evo-luziya. Moscow, рр. 121-149. (In Russian).

Girenok, F. I. (2018) Osnovnye prinzipy digitalnoy filosofii [Basic Principles of Digital Philosophy]. Filosofiya hozyaystva. (6), 133-139. (In Russian).

Gubanov, N. I. & Gubanov, N. N. (2020) Riski v sovremennom obchestve [Risks in Modern Society]. Moscow. 220 р. (In Russian).

Hughes, J. (2004) Citizen Cyborg: Why Democratic Societies Must Respond to the Redesigned Human of the Future. Cambridge. 294 p.

Kurzweil, R. (2005) The Singularity Is Near Covers. New York. 672 p. More, M. (1990) Transhumanism: Toward a Futurist Philosophy. Extropy. (6), 6-12. More, M. (1993) Technological Self-Transformation: Expanding Personal Extropy. Extropy. 4 (2), 15-24. Reynolds, G. (2006) An Army of Davids: How Markets and Technology Empower Ordinary People to Beat Big Media, Big Government, and Other Goliaths. Nashville. 304 р.

Wertheim, М. (1999) The Pearly Gates of Cyberspace A History of Space From Dante to the Internet. New York. 336 p. Yudin, B. G. (2013). Transgumanizm - nashe budushchee [Transhumanism is Our Future]. Chelovek. (4), 5-17. (In Russian).

Информация об авторе Л.Г. Черемных - кандидат философских наук, доцент, заведующий кафедрой философии и истории Тюменского государственного медицинского университета, Тюмень, Россия. https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=523489

Information about the author L.G. Cheremnykh - PhD, Associate Professor, Head of the Department of Philosophy and History, Tyumen State Medical University, Tyumen, Russia.

https://www.elibrary.ru/author_items.asp?authorid=523489

Статья поступила в редакцию / The article was submitted 17.03.2023; Одобрена после рецензирования / Approved after reviewing 07.04.2023; Принята к публикации / Accepted for publication 18.04.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.