Научная статья на тему 'Трансгрессия как способ преодоления отчуждения труда'

Трансгрессия как способ преодоления отчуждения труда Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
159
35
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРЕССИЯ / ТРУД / ОТЧУЖДЕННЫЙ ТРУД / «Я» / «НЕ-Я» / ОТВЕТСТВЕННОСТЬ / СУБЪЕКТ / ТОЖДЕСТВО / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ПОРЫВ / РЕФЛЕКСИЯ / ЛОКУС КОНТРОЛЯ / TRANSGRESSION / LABOR / ALIENATED LABOR / «I» / «NON-I» / RESPONSIBILITY / SUBJECT / IDENTITY / FREE TIME / LIFE IMPULSE / REFLECTION / LOCUS OF CONTROL

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Смирнов М. Ю.

В статье рассматривается проблема отчужденного труда. Автор рассматривает процесс преодоления отчуждения труда как трансгрессию. В статье анализируются два акта трансгрессии. Первый акт связан с выходом человека из захватившего его трудового процесса в субстанциальную точку свободы, характерным признаком которой является самотождество «Я». Второй акт заключается в возврате человека к труду при сохранении самотождества «Я».

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSGRESSION AS A WAY TO OVERCOME THE ALIENATION OF LABOR

The article deals with the problem of alienated labor. The author considers the process of overcoming the alienation of labor as transgression. The article analyzes two acts of transgression. The first act is associated with the release of a person from the grip of the labor process in the substantial liberty, which is a characteristic feature of the identity of «I». The Second act is to return a person to work while maintaining the identity of «I».

Текст научной работы на тему «Трансгрессия как способ преодоления отчуждения труда»

УДК 141.319.8

DOI 10.25513/1812-3996.2019.24(3).147-152

ТРАНСГРЕССИЯ КАК СПОСОБ ПРЕОДОЛЕНИЯ ОТЧУЖДЕНИЯ ТРУДА М. Ю. Смирнов

Омский государственный технический университет, г. Омск, Россия

Информация о статье

Дата поступления 26.04.2019

Дата принятия в печать 01.07.2019

Дата онлайн-размещения 28.10.2019

Ключевые слова

Трансгрессия, труд, отчужденный труд, «Я», «не-Я», ответственность, субъект, тождество, свободное время, жизненный порыв, рефлексия, локус контроля

Аннотация. В статье рассматривается проблема отчужденного труда. Автор рассматривает процесс преодоления отчуждения труда как трансгрессию. В статье анализируются два акта трансгрессии. Первый акт связан с выходом человека из захватившего его трудового процесса в субстанциальную точку свободы, характерным признаком которой является самотождество «Я». Второй акт заключается в возврате человека к труду при сохранении самотождества «Я».

TRANSGRESSION AS A WAY TO OVERCOME THE ALIENATION OF LABOR

M. Yu. Smirnov

Omsk State Technical University, Omsk, Russia

Article info

Received 26.04.2019

Accepted 01.07.2019

Available online 28.10.2019

Keywords

Transgression, labor, alienated labor, «I», «non-I», responsibility, subject, identity, free time, life impulse, reflection, locus of control

Abstract. The article deals with the problem of alienated labor. The author considers the process of overcoming the alienation of labor as transgression. The article analyzes two acts of transgression. The first act is associated with the release of a person from the grip of the labor process in the substantial liberty, which is a characteristic feature of the identity of «I». The Second act is to return a person to work while maintaining the identity of «I».

Характерной чертой современного мира является бурное развитие технологий и разного рода де-ятельностей. Всё это приводит к росту разного рода противоречий и напряженностей в обществе, преодоление которых возможно лишь через постоянное творчество людей. Деятельность становится всё более сложной и требующей от человека высокого уровня субъектности и ответственности. Такого рода

требование предполагает принятие человеком выполняемой деятельности как своей, творческого отношения к ней. Тем не менее в современном мире часто имеет место противоположный процесс, т. е. процесс отчуждения труда. Он проявляется прежде всего в том, что человек начинает относиться к выполняемой им деятельности как к чему-то чуждому, вынужденному. Цель выполняемой трудовой дея-

тельности в этом случае рассматривается как чужая, навязанная извне. Человек не столько трудится, сколько думает о том, как заработать больше. Именно деньги, а не свободная воля в большинстве случаев определяют отношение человека к труду в современном мире. Как отмечал К. Маркс, при капитализме всё превращается в товар, включая самого человека [1]. Современная идеология поощряет подобный взгляд на труд, утверждая в сознании людей идею, что человек всегда трудится ради денег, а не ради самого труда.

В философии категория «отчуждение» «выражает такую объективацию качеств, результатов деятельности и отношений человека, которая противостоит ему как превосходящая сила и превращает его из субъекта в объект ее воздействия» [2, с. 180]. Принудительный труд, «от которого бегут как от чумы», являет собой яркий пример отчуждения человека от его сущности, по К. Марксу. Проблема отчуждения поднималась в трудах Т. Гоббса, Дж. Локка, Ж.-Ж. Руссо, И. Г. Фихте, Г. В. Ф. Гегеля, К. Маркса, М. Хайдеггера, А. Камю, Ж.-П. Сартра, Х. Ортега-и-Гассета, Т. Адорно, Г. Маркузе и др. В многочисленных исследованиях подробно рассматривались экономические, социальные, культурные аспекты проблемы отчуждения. В рамках данной работы мы рассмотрим процесс преодоления отчуждения посредством актов трансгрессии (термин Ж. Батая). По нашему мнению, использование этого термина при рассмотрении данной проблемы позволит лучше понять природу и пути преодоления отчуждения труда.

Современный человек с самого рождения вовлечен в разнообразные информационные, социально-психологические процессы, которые захватывают его сознание, не дают ему остановиться и задуматься над происходящим вокруг него. Это приводит к размыванию ответственности человека за свою жизнь, его растворению в окружающем социально-психологическом пространстве. Эксперимент С. Мил-грэма и Стэнфордский тюремный эксперимент Ф. Зимбардо, проведенные в 60-70-е гг. XX в., продемонстрировали существенную зависимость большинства современных людей от ситуации, их полную захваченность той текущей социально-психологической средой, в которую они попадают [3, с. 109-118].

Люди, растворенные в социально-психологической ситуации, требуют за собой постоянного надзора, поскольку цели выполняемой ими деятельности чужды им, навязаны им ситуацией. Как гласила известная надпись в советских автобусах: «Совесть - лучший контролер». Однако в обществе, в ко-

тором человек стал товаром, такая надпись может вызвать лишь смех. Если труд продается за деньги, то ценными уже становятся деньги, а не сам труд и его качество. Если человек что-то делает лишь ради денег, это не значит, что он в этот момент трудится. Часто он лишь отбывает повинность, его деятельность предстает перед ним как нечто чуждое его существу, нечто отчужденное от него как личности и человека, насилующее его свободу.

Отсутствие самодвижения в деятельности традиционно, начиная с Платона, понималось как утрата человеком души, превращение его в раба или робота. Продажа труда за деньги в этой связи может быть рассмотрена, с точки зрения традиционной философии, как продажа души. Как известно, развивает человека лишь свободная деятельность. Деятельность по принуждению приводит лишь к деградации человека, утрате им своей человеческой (родовой) сущности. Еще Гомер характеризовал активность раба следующими словами:

Раб нерадив; не принудь господин повелением строгим

К делу его, за работу он сам не возьмется охотой:

Тягостный жребий печального рабства избрав человеку,

Лучшую доблестей в нем половину Зевес истребляет [4, с. 214].

Выводы Гомера и Платона о состоянии и поведении зависимых людей находят подтверждение в исследованиях современных психологов. Эти исследования доказывают, что в том случае, когда человек рассматривает свою работу как результат своего выбора, производительность его труда повышается, а сам он чувствует себя психологически более комфортно. В условиях, когда человек не считает, что его труд определяется им самим, его производительность труда резко падает, сам же он чувствует психологический дискомфорт и стремится избежать подобного труда [4, с. 352-354]. Таким образом, при рассмотрении феномена отчуждения труда очень важной является роль самосознания человека, а именно осознание человеком причин происходящего с ним. В этой связи американский психолог Дж. Роттер ввел понятие «локус контроля». Экстер-нальный (внешний) локус контроля означает, что человек приписывает ответственность за результаты своей деятельности внешним силам, интернальный - внутренним (способностям и усилиям). Люди с внутренним локусом контроля более уверены в себе, последовательны в достижении поставленной

цели, общительны, доброжелательны и независимы. При внешнем локусе контроля наблюдаются тревожность, конформизм и агрессивность [5, с. 191]. Итак, одной из определяющих характеристик отчуждения труда является наличие внешнего ло-куса контроля у человека, т. е. его склонности считать, что причины происходящего с ним никак не связаны с его выбором и ответственностью, т. е. с ним самим. Утрата человеком контроля над своей жизнью и деятельностью заставляет его рассматривать эту жизнь и деятельность как нечто чуждое и порабощающее его. Отсутствие контроля над происходящим в нем самом и вокруг него зачастую воспринимается человеком как утрата своего «Я». «Я» можно определить как переживание человеком тождества себя, сохраняющегося в любых происходящих внешних и внутренних изменениях, т. е. переходах из тождества (равенства с собой) в нетождество (неравенство с собой). Патологические процессы, происходящие с личностью и сознанием, во многом как раз и заключаются в утрате человеком своего «Я» (тождества с собой) - раздвоение личности, невроз навязчивых состояний. Человеку начинает казаться, что его собственные мысли и образы навязаны ему кем-то, его воля есть чуждая ему воля.

Саму идею отчуждения «Я» впервые мы находим в работах И. Г. Фихте, у которого всё развитие мира есть не что иное, как стремление «Я» преодолеть «не-Я», чтобы стать себе тождественным. В то же время «не-Я» у Фихте производно от самого «Я», является в каком-то смысле его отчуждением. «Я» должно преодолеть свое собственное отчуждение от самого себя. Отчуждение рассматривается Фихте как уменьшение полагающей деятельности Я, как то, что в абсолютной полноте оказывается неположенным [6, с. 155]. Отчуждение присутствует в любой вещи как то, что в ней не положено, т. е. не определяется ее понятием, а является ее случайным признаком [6, с. 156]. Для человека же, исходя из этого, отчуждение предстает как то в его жизни и деятельности, что не полагается его «Я», не контролируется им, более того, как то, что не может полагаться и контролироваться, что является следствием уменьшения активности его «Я», выступает внешним ограничителем этой активности и тождественности себе. Часто человек вовлечен в трудовой процесс, который не полагается его собственным «Я», выступает для него как ограничитель полагающей активности его «Я».

Это означает, что в самом труде есть факторы, способствующие отчуждению. К таким факторам,

например, могут быть отнесены продукты труда. В этом случае человек не ценит и не принимает самого труда, а направлен лишь на присвоение его результатов. Именно за присвоение результатов труда разгорается часто борьба между людьми. Именно продукты труда рассматриваются как богатство. Именно это богатство заставляет одних людей силой и хитростью навязывать труд другим людям. Можно присваивать продукты труда, не преодолев свою зависимость от природных и социальных сил. В этом случае продукты труда будут лишь усиливать эту зависимость, лишать человека свободы, в том числе и в процессе труда.

В связи со всем вышесказанным актуальным становится создание вокруг человека условий, способствующих преодолению им процессов отчуждения, происходящих в его жизни и труде. Необходимо разобраться, в чем состоит суть процесса преодоления человеком отчуждения труда, какие акты должны быть осуществлены человеком с этой целью?

Преодоление отчуждения должно предполагать выход человека из процесса, в котором его «Я» теряет тождество с собой. В данном случае мы можем говорить о выходе из осуществляемого автоматически и без свободного сознательного выбора процесса (животной неосознанной активности, механически и безответственно осуществляемого или базирующегося на зависимости, т. е. вынужденного труда). Необходимо затормозить, по возможности, все автоматически и вопреки собственной воле осуществляемые процессы, в которые вовлечен человек. Как писал Б. Ф. Поршнев, развитие живого есть развитие способности торможения. «Реактивность -свойство живого вещества. А эволюция живой природы - выработка всё более совершенных средств не реагировать, следовательно, тормозить эту самую реактивность» [7, с. 271]. Своего максимума торможение достигает у человека. Само сознание человека построено на торможении любых автоматизмов, рефлексов, инстинктов. Осознать что-либо фактически означает затормозить автоматически происходящий процесс, отлепить свое «Я» от него, посмотреть на этот процесс извне, из какой-то независимой от него точки.

Таким образом, чтобы преодолеть отчуждение, человек должен выйти из процесса, захватывающего его, в некоторую точку (позицию), которая характеризуется свободой. Эта точка есть точка собирания себя. Почувствовать свободу - это значит почувствовать тождественность с собой, осознать, что

всё зависит от тебя, всё находится в твоих руках. Это - точка нахождения полной самотождественности. Это - субстанциальная точка, точка вечности, неподверженная изменениям, т. е. процессам, в которых не сохраняется самотождество. В этой точке человек смотрит со стороны на те процессы, которые увлекали его, становится причиной самого себя. В этой точке человеку открывается всеобщее, поскольку устранены факторы, суживающие и искажающие психическое отражение человека его ситуативными эгоистическими социальными и биологическими интересами.

Время пребывания в данной точке мы могли бы назвать свободным временем. Согласно К. Марксу, общество тем более развито, чем больше у его членов свободного времени. Свободное время Маркс рассматривает как «меру богатства». При этом он рассматривает общественное свободное время как время, высвободившееся для развития всех [8, с. 217]. «Сбережение рабочего времени равносильно увеличению свободного времени, т. е. времени для полного развития индивида, которое само в свою очередь, как величайшая производительная сила обратно воздействует на производительную силу труда», - пишет он [8, с. 221]. На наш взгляд, свободное время не есть время отдыха и развлечений, это именно время обретения субстанциальности, осознание человеком того, что именно он сам определяет и является ответственным за всё, что он делает. Продукты труда обеспечивают людям свободное время, но если в рамках времени, свободного от производства, человек разтождествляется со своей сущностью и своим «Я» в погоне за низменными наслаждениями, то продукты труда становятся факторами роста его отчуждения. В этом случае человек ради приобретения продуктов труда готов отказаться как от своей свободы, так и поработить другого человека.

Субстанциальная точка, в которой человек обретает свободу, соответствует тому, что Г. П. Щедро-вицкий называл остановкой и выходом в рефлексивную позицию. По его словам, очень важно в любой деятельности делать остановки, нельзя жалеть времени на остановки [9, с. 69]. Остановка деятельности как раз и заключается в том, что человек попадает в особое пространство, в котором он обретает тождество с собой, становится личностью. По мнению Щедровицкого, пространство такого выхода из деятельности, в котором человек рождается как личность, есть пространство клуба [9, с. 35]. Отсюда понятно, что одним из важных факторов преодоления

отчуждения труда является наличие клубного пространства, в котором люди выступают не как элементы системы деятельности, а как свободные и самоопределяющиеся личности.

Главным препятствием на пути попадания человека в такого рода субстанциальную точку являются инстинкты (и самый главный из них - инстинкт самосохранения). Страх человека за свою жизнь является одним из главных факторов, лишающих его переживания собственной свободы. Чтобы стать свободным человеком, необходимо преодолеть страх смерти. Этот акт преодоления мы находим в культурах всех первобытных народов. Преодоление инстинкта смерти лежит в основе обрядов инициации людей в первобытном сообществе. Чтобы стать человеком, подросток должен доказать, что он не боится боли и смерти. Только после этого он может быть принят в клуб взрослых членов племени. Человек должен метафизически родиться, т. е. выйти в пространство вечности, вечных и неизменных смыслов, в пространство свободы и тождества с самим собой [10]. Лишь метафизически родившись, человек становится личностью, т. е. ответственным и сознательным членом общества. Акт инициации у древних представляет собой акт приобщения к духу, и этот акт всегда тесно связан со столкновением и переживанием смерти. Именно со смертью некоторые известные исследователи, например М. Шелер, связывали дух. Дух, по Шелеру, противоположен жизни, поскольку жизнь сама по себе есть жизненный порыв, в котором отсутствует остановка и сознание. Только через остановку этого порыва, освобождение от него человек обретает дух и сознание [11, с. 153].

Итак, первый акт преодоления отчуждения -остановка, освобождение от страха смерти (зависимости от жизни), обретение свободы. Что же такое свободное время? Как его организовать? Это - не отдых. Это - не развлечение. Это - не труд. Это - остановка, где «Я» обретает тождественность самому себе, т. е. точка абсолютной свободы и вечности, точка, которая не существует ни в природе, ни в культуре. Даже классовая борьба предполагает первоначально выход субъектов этой борьбы в особую субстанциальную точку, в которой отчуждение оказывается преодоленным. Ведь в процессе борьбы тебя могут уволить или убить. Значит, ты уже должен победить в себе страх смерти и утраты своего имущества и положения в обществе. В то же время пребывание в пространстве свободы есть достаточно пустое и абстрактное состояние. О нем ничего нельзя сказать кроме того, что «Я» в нем тождественно

себе. Здесь «Я» чувствует свое одиночество, оно хочет реализовать себя в ином, при этом не теряя себя в этом ином, сохраняя тождественность себе. Оно хочет ответственной и свободной жизни, оно хочет свободного труда. Через неотчужденный труд происходит конкретизация «Я» человека. Человек в процессе труда конкретизирует себя и распавшийся на абстрактные стороны мир.

Следующий акт преодоления отчуждения труда - вхождение в деятельность при сохранении тождества с собой, т. е. сохранения себя как свободного и ответственного существа, т. е. субъекта. Такого рода вхождение в деятельность приводит к ее интенсификации и творческому развитию, поскольку человек начинает видеть ее ключевые противоречия, стремиться, опираясь на объективные условия, разрешать эти противоречия. Труд становится творческим, а не вынужденным. Человек обретает контроль над процессами, в которых находится, начинает управлять ими. Находясь в более свободном, трезвом и творческом состоянии, человек начинает более эффективно разрешать имеющиеся в деятельности противоречия, приводя каждую вещь к самой себе. Обретя тождество с собой, человек стремится и всё в мире определить, т. е. привести в тождество с собой, распутать запутавшиеся отношения вещей, конкретизировать мир. Человек начинает в труде снимать мировые противоречия, преодолевать отчуждение мира от самого себя, спутанность отношений, хаос.

Описанные нами два акта преодоления отчуждения труда мы можем назвать, вслед за Ж. Батаем, трансгрессией. Трансгрессия, по Батаю, предполагает остановку жизни, вырывание человека из рас-творенности, слепленности с жизненным порывом, а затем, после взгляда на этот поток со стороны, осознания его и ужаса перед ним, возврат в него и усиление его до экстаза [12, с. 43, 61, 74, 86, 98; 13, с. 512, 532-556, 576, 593-610]. Трансгрессия в этой

связи предстает как праздник [12, с. 70-86]. Сам Ба-тай противопоставлял труд и праздник. Согласно ему, в процессе труда человек накапливает богатства, а в процессе праздника без сожаления растрачивает и проматывает их [13, с. 519-563; 12, с. 537]. Мы же рассматриваем трансгрессию как праздничный труд, т. е. труд свободный. Этот труд осуществляется не с целью накопления, а с целью снятия мировых противоречий, с целью актуализации всех мировых потенций, с целью развития мира к более совершенному состоянию [14].

Таким образом, любой неотчужденный труд должен начинаться с точки абсолютной свободы, которая должна сохраняться на всем его протяжении, в том числе при присвоении человеком продуктов труда. Выход человека из захватывающих его природных и социальных процессов, в том числе и трудовых, в субстанциальную точку свободы (точку тождественности «Я» самому себе) и последующий возврат его в общественную деятельность с удержанием этой точки мы и называем трансгрессией. Трансгрессия вырывает человека из состояния зависимости от природных и социальных факторов в процессе осуществления им труда. Такого рода зависимость во многом связана с тем, что продукту труда придается чисто потребительская значимость, которая исключает ценность свободы и субстанциальности. Это приводит к тому, что предметом влечения людей становится не сам труд как таковой (с заложенной в нем точкой субстанциальности), а чисто биологическое и непосредственное (а потому зависимое) потребление продуктов труда. Становясь лишь потребителем, человек отчуждается от своей человеческой сущности. Процесс преодоления отчуждения труда предполагает, что продукты труда не должны потребляться животным образом. Присвоение человеком любого продукта труда (даже удовлетворяющего чисто биологические потребности) должно предполагать акты трансгрессии.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Маркс К. Экономическо-философские рукописи 1844 года // Маркс К., Энгельс Ф. Из ранних произв. М. : Гос. изд-во полит. лит., 1956. С. 517-642.

2. Лапин Н. И. Отчуждение // Новая философская энциклопедия : в 4 т. М. : Мысль, 2001. Т. III. 692 c.

3. Росс Л., Нисбетт Р. Человек и ситуация. М. : Аспект пресс, 1999. 429 с.

4. Гомер. Одиссея. М. : Правда, 1985. 320 с.

5. Краткий психологический словарь / под общ. ред. А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского. Ростов-н/Д., 1998. 512 с.

6. Фихте И. Г. Соч. : в 2 т. СПб. : Мифрил, 1993. Т. I. 687 с.

7. Поршнев Б. Ф. О начале человеческой истории. М. : ФЭРИ-В, 2006. 640 с.

8. Маркс К. Экономические рукописи 1857-1859 гг. // Маркс К., Энгельс Ф. Соч. : в 50 т. М. : Политиздат, 1969. Т. 46. Ч. 2. 619 с.

9. Щедровицкий Г. П. Методология и философия организационно-управленческой деятельности: основные понятия и принципы (курс лекций) // Из архива Г. П. Щедровицкого : в 9 т. М. : Путь, 2003. Т. 5. 288 с.

10. Трофимов М. Ю. Метафизическое рождение. Омск : Изд-во Ом. гос. ун-та, 2012. 292 с.

11. Шелер М. Положение человека в космосе // Шелер М. Избр. произв. М. : Гнозис, 1994. 490 с.

12. Батай Ж. История эротизма. М. : Логос ; Европейские издания, 2007. 200 с.

13. Батай Ж. «Проклятая часть»: сакральная социология. М. : Ладомир, 2006. 742 с.

14. Смирнов М. Ю. Трансгрессия как способ формирования человеческой активности. Омск : ОГИС, 2013.

195 с.

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРЕ

Смирнов Максим Юрьевич - кандидат философских наук, доцент, кафедра «Психология труда и организационная психология», Омский государственный технический университет, 644050, Россия, г. Омск, пр. Мира, 11; e-mail: smirnov.m@list.ru.

ДЛЯ ЦИТИРОВАНИЯ

Смирнов М. Ю. Трансгрессия как способ преодоления отчуждения труда // Вестн. Ом. ун-та. 2019. Т. 24, № 3. С. 147-152. DOI: 10.25513/1812-3996. 2019.24(3).147-152.

INFORMATION ABOUT THE AUTHOR

Smirnov Maxim Yur'evich - Candidate of Philosophical Sciences, Docent, the Department of Psychology of Work and Organizational Psychology, Omsk State Technical University, 11 pr. Mira, Omsk, 644050, Russia; e-mail: smirnov.m@list.ru.

FOR CITATIONS

Smirnov M.Yu. Transgression as a way to overcome the alienation of labor. Vestnik Omskogo universiteta = Herald of Omsk University, 2019, vol. 24, no. 3, pp. 147152. DOI: 10.25513/1812-3996.2019.24(3).147-152. (in Russ.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.