УДК 338 ББК 65
DOI 10.24411/2414-3995-2018-10043 © Е.Л. Логинов, А.А. Шкута, Н.Д. Эриашвили, 2018
Научная специальность 08.00.05 — экономика и управление народным хозяйством
ТРАНСГРАНИЧНЫЙ КОНТУР УПРАВЛЕНИЯ СФЕРАМИ БИЗНЕС-ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РОССИИ И КИТАЯ КАК ИНСТРУМЕНТ МАКРОЭКОНОМИЧЕСКОЙ СТАБИЛИЗАЦИИ В УСЛОВИЯХ КРИТИЧЕСКОЙ НЕРАВНОВЕСТНОСТИ МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ1
Евгений Леонидович Логинов,
доктор экономических наук, профессор РАН, дважды лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники, заместитель директора по научной работе, Институт проблем рынка РАН (ИПР РАН) (117418, Москва, Нахимовский пр., д. 47),
профессор департамента «Мировой экономики и мировых финансов» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125993, Москва, Ленинградский пр., д. 49)
E-mail: [email protected];
Александр Анатольевич Шкута, доктор экономических наук, профессор департамента «Мировой экономики и мировых финансов» Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации (125993, Москва, Ленинградский пр., д. 49)
E-mail: [email protected];
Нодари Дарчоевич Эриашвили, профессор, доктор экономических наук, кандидат исторических наук, кандидат юридических наук,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Московский университет МВД России имени В.Я. Кикотя (117437, Москва, ул. Академика Волгина, д. 12)
E-mail: [email protected]
Аннотация. Предмет и тема. Рассматривается необходимость и возможность активизации китайско-российского сотрудничества для достижения макроэкономической стабилизации в условиях критической неравновестности мировой экономики.
Цели. Обосновывается необходимость перехода от существующей — и во-многом исчерпавшей себя модели автономного управления сферами бизнес-деятельности компаний из России и Китая — к модели распределенного территориально разнесенного трансграничного контура бизнеса и управления как основы реализации системы взаимно координированных российско-китайских инфраструктурных проектов.
Методология. Рассмотрены проблемы стабилизации мировой экономики, достигнутой к 2018 г. на базе США и ЕС. Исследованы возможности использования юаня и золотовалютных резервов Китая как крайне перспективных инструментов манипулирования мировой экономикой в ключе существующего механизма использования для этого пула ключевых мировых валют. Проанализированы стратегические диспропорции, накопившиеся в экономике Китая за годы безудержного экстенсивного роста, которые по ряду параметров вплотную приблизились к критическим характеристикам.
Результаты. Обоснована необходимость активизации в рамках узловых сфер [концентраторов возможностей] экономического сотрудничества России и Китая путем формирования новых механизмов научно-технической кооперации и соответствующих регулирующих институциональных механизмов кластеризованного научно-технического, производственного, энергетического, финансового и пр. взаимодействия.
Выводы. Модель распределенного территориально разнесенного трансграничного контура управления сферами бизнес-деятельности России и Китая позволяет динамично конфигурировать структуру пакета кооперированных товарных поставок и инвестиций в сфере удовлетворения спроса и предложения в рамках группы ключевых корпораций России и Китая.
Ключевые слова: Россия, Китай, мировая экономика, кризис, сотрудничество, стабилизация.
CROSS-BORDER CONTOUR OF MANAGING THE SPHERES OF BUSINESS ACTIVITIES OF RUSSIA AND CHINA AS A TOOL FOR MACROECONOMIC STABILIZATION IN CONDITIONS OF CRITICAL INEQUALITY OF THE WORLD ECONOMY
Evgeniy L. Loginov,
Doctor of Economic Sciences, Professor of the Russian Academy of Sciences, twice winner of the RF Government prize in the field of science and technology, Deputy Director for Research, Institute for Market Problems of the Russian Academy of Sciences (RAS) (117418, Moscow, Nakhimovsky pr., d. 47),
Professor of the Department of World Economy and World Finance Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Moscow, Leningradsky pr., d. 49);
1 Статья подготовлена по результатам исследований, выполненных за счет бюджетных средств по Государ-ственному заданию Финуниверситета 2018 года.
Aleksandr A. Shkuta,
Doctor of Economic Sciences, Professor of the Department of World Economy and World Finance Financial University under the Government of the Russian Federation (125993, Moscow, Leningradsky pr., d. 49);
Nodari D. Eriashvili,
Professor, Doctor of Economic Sciences, Candidate of Historical Sciences, Candidate of Law, Laureate of the RF Government Prize in the field of science and technology Moscow University of the Ministry of Internal affairs of Russia named after V.Ya. Kikot' (117437, Moscow, ul. Akademika Volgina, d. 12)
Abstract. Subject and topic. The necessity and the possibility of intensifying Chinese-Russian cooperation to achieve macroeconomic stabilization in the context of the critical inequality of the world economy are considered.
Goals. It justifies the need to move from the existing — and in many ways exhausted itself model of autonomous management of business activities of companies from Russia and China — to the model of a distributed geographically distributed cross-border business and management contour as the basis for the implementation of a system of mutually coordinated Russian-Chinese infrastructure projects.
Methodology. The problems of stabilization of the world economy, achieved by 2018 on the basis of the USA and the EU, are considered. The possibilities of using the yuan and gold reserves of China as extremely promising tools for manipulating the world economy in the key of the existing mechanism for using the key world currencies for this pool are explored. Analyzed the strategic imbalances that have accumulated in the Chinese economy over the years of unrestrained extensive growth, which in a number of parameters closely approached critical characteristics.
Results. The necessity of activating economic cooperation between Russia and China within the hub areas [of concentrators of opportunities] through the formation of new mechanisms for scientific and technical cooperation and corresponding regulatory institutional mechanisms for clustered scientific, technical, industrial, energy, financial and other interactions has been substantiated.
Findings. The distributed geographically distributed cross-border contour management model of the business areas of Russia and China allows you to dynamically configure the structure of a package of cooperative commodity supplies and investments in meeting supply and demand within the group of key corporations in Russia and China.
Keywords: Russia, China, world economy, crisis, cooperation, stabilization.
Citation-индекс в электронной библиотеке НИИОН
Для цитирования: Логинов Е.Л., Шкута А.А., Эриашвили Н.Д. Трансграничный контур управления сферами бизнес-деятельности России и Китая как инструмент макроэкономической стабилизации в условиях критической неравновестности мировой экономики. Вестник экономической безопасности. 2018;(4):228-33.
Введение
Начавшийся в 2008 г. затяжной глобальный финансово-экономический кризис, перешедший в системный кризис сложившейся к концу ХХ века под влиянием США квази-рыночной модели мировой экономики, привел к наращиванию мировых долгов, служащих инструментом стимулирования национальных экономик в большинстве развитых стран мира [2, с. 257—275; 14, с. 138—142].
Сложившийся расклад сил фокусирует точку бифуркации: по данным Института международных финансов объем мирового долга вырос до рекордных $237 трлн в четвертом квартале 2017 года, и оказался более чем на $70 трлн выше, чем 10 лет назад [5].
Стабилизация мировой экономики как бы достигнутая к 2018 г. на базе США и ЕС является виртуальной: достигнуто искусственное повышение до уровня предкризисных ряда экономических показателей под действием кредитно-финансовой «накачки», прежде всего, за счет роста фондового рынка в условиях продолжающейся стагнации в производственном секторе [16, с. 230—237].
Кризис в реальном секторе экономики США и ЕС продолжается и может быть преодолен только
за счет расширения сбыта, то есть появления новых рынков [6, с. 151—161; 18, с. 292—297]. А это, в свою очередь, может быть достигнуто только путем вытеснения конкурентов. Таким естественным конкурентом для США и, в меньшей степени, для ЕС является Китай [8, с. 5—24; 12, с. 9—10].
Китай как «локомотив» развития мировой экономики
Ведущий экономист Государственного управления по статистике КНР Шэн Юньлай, говоря об опубликованном 28 февраля 2018 г. «Статистическом докладе о национальной экономике и социальном развитии КНР в 2017 году», отметил, что доля ВВП Китая составила порядка 15% от общемирового [7].
Ранее первый заместитель директора-распорядителя МВФ Д.Липтон четко обозначил позицию МВФ: «Китайские власти официально объявили о своей заинтересованности во включении китайской валюты в корзину SDR. Мы приветствуем и разделяем эту цель и будем тесно сотрудничать с китайскими властями в этом вопросе» [4].
То есть, МВФ ранее расценивал юань и золотовалютные резервы Китая как крайне перспективные инструменты манипулирования мировой экономикой
Рис. 1. Емкость ключевых валютных зон стран мира, млрд долл. [13]
При этом, долларовая валютная зона — 13.9 трлн долл, евро — 14 трлн долл, иена — 9 трлн, фунт — 2.4 трлн долл, а швейцарский франк всего лишь 1.1 трлн. Рублевая валютная зона оценивается в 740 млрд долл.
Рис. 2. Приращение денежной массы в Китае, млрд долл. [13]
в ключе существующего [западного] механизма использования для этого пула ключевых мировых валют.
Емкость ликвидных денежных инструментов зоны юаня к концу 2016 года составила 27.3 трлн долларов (рис. 1).
Стратегические диспропорции, накопившиеся в экономике Китая как угроза китайскому благополучию
Однако, многие эксперты уверены, что дальнейшее развитие экономики Китая при сохранении существующей структуры экономики делает невозможным поддержание высоких темпов экономического роста по таким причинам, как увеличение реальных заработных плат, уменьшение доходности на капитал,
230
увеличение стоимости финансирования корпоративных кредитов и исчерпание значительных возможностей для роста за счет увеличения экспорта [3].
Стратегические диспропорции, накопившиеся в экономике Китая за годы безудержного экстенсивного роста, по ряду параметров вплотную приблизились к критическим характеристикам, хотя и удерживается властями Китая за счет массированных финансовых вливаний в китайскую экономику [1, с. 20—33].
Точка бифуркации продвижения Китая к мировому лидерству постепенно начинает превращаться в точку бифуркации, все более напоминает процесс повторения судьбы СССР. Чтобы избежать этого,
№ 4/2018
Вестник экономической безопасности
Китаю безотлагательно необходимо сменить стратегическую модель развития экономики [1, с. 20—33]. Логичным выходом может являться формирование распределенного территориально разнесенного трансграничного контура бизнеса и управления в рамках России и Китая [17].
Формирование распределенного территориально разнесенного трансграничного контура бизнеса и управления в рамках России и Китая
Формирование распределенного территориально разнесенного трансграничного контура бизнеса и управления в рамках России и Китая является организационной основой для повышения интеропера-бельности взаимодействий между всеми участниками научно-производственных и иных альянсов [17]. Эти новые возможности приводят к тому, что в рамках узловых сфер [концентраторов возможностей] экономического сотрудничества на основе формирования квази-интегрированной финансовой архитектуры России и Китая и научно-производственных альянсов конструируются новые механизмы научно-технической кооперации и соответствующие регулирующие институциональные механизмы кластеризованного научно-технического, производственного, энергетического, финансового и пр. взаимодействия [11, с. 2—9].
На этой основе могут быть реализованы модели кластеризованного взаимодействия на основе формирования различных временных кластеров компаний из России и Китая, которые не могли бы быть прежде реализованы вследствие отсутствия необходимой информационной и организационной инфраструктуры для налаживания механизмов международного взаимодействия в рамках упорядоченных бизнес-моделей [9, с. 37—49].
Выделение узловых сфер [концентраторов возможностей] экономического сотрудничества компаний из России и Китая с наложением на стратегические тренды развития ключевых технологий и выявлением их взаимосвязей позволяет выделить перспективные направления научно-технической деятельности, которые требуют поддержки как на моно-государственном, так и на поли-государствен-ном уровнях России и Китая [11, с. 2—9].
В основе возможностей, которые создает формирование трансграничного контура управления сферами бизнес-деятельности России и Китая лежат следующие факторы:
• существует общность экономических интересов в сфере научно-технического, производственного, энергетического, финансового и пр. взаимодействия участников инфраструктурных проектов;
• есть мотивация к обмену ресурсами, опосредуемыми инновационными целями участников научно-производственных альянсов;
• имеется способность к взаимодействию, то есть наличествует потребность в национальной и международной интероперабельности. Можно вычленить следующие преимущества
формирования трансграничного контура управления сферами бизнес-деятельности России и Китая:
• существенно возрастают возможности реализации модернизационных стратегий группы ключевых корпораций России и Китая с учетом текущих и перспективных потребностей международных рынков;
• происходит переход к новым формам экономического сотрудничества в рамках России и Китая — идет процесс формирования новых форм и способов транстерриториального экономического сотрудничества при функционировании научно-производственных альянсов за счет интенсивного развития качественно новых телекоммуникационных технологий и информационно-вычислительных сервисов.
При этом через посредство сетевых взаимосвязей обеспечивается также выполнение различных сложных функций оптимизации научно-технического, производственного, энергетического, финансового и пр. взаимодействия участников производственных цепочек и инвестиционно-производственных циклов в рамках группы ключевых корпораций России и Китая.
Возможности группы ключевых корпораций России и Китая активизировать в конкретных узловых сферах [концентраторов возможностей] экономическое сотрудничество
Многомерная система экономических интересов компаний из России и Китая, определяющая конфигурацию встречных векторов платежеспособного спроса и предложения, формирует совокупность реальных возможностей группы ключевых корпораций России и Китая осуществлять в рыночных условиях инновационную деятельность и развитие [4; 15]. Это, соответственно, определяет их реальные позиции в конкретных узловых сферах [концентраторах
возможностей] экономического сотрудничества [19, с. 57—61; 21, с. 291—293]. Соответственно, эта специфическая система объективных спросовых сигналов участниками рынков России и Китая определяет направления формирования квази-интегрированной финансовой архитектуры России и Китая и научно-производственных альянсов, определенных позициями национальных институтов в мировой экономике, самым непосредственным образом участвует в формировании инфраструктурных проектов как сферы приложения интересов участников экономического сотрудничества. Таким образом, характер возможностей удовлетворения встречных векторов спроса и предложения, определенным образом ориентирующий деятельность группы ключевых корпораций России и Китая, является постоянно воспроизводящимся результатом хозяйственной практики структур входящих в трансграничный контур управления сферами бизнес-деятельности России и Китая.
Соответственно успешное функционирование сложных систем, к каким относятся трансграничный контур управления сферами бизнес-деятельности России и Китая, нами связывается с достижением динамической стабильности в результате компенсации воздействующих факторов куда входят спрос и предложение, подкрепленные корпоративными и государственными финансовыми ресурсами России и Китая [20, с. 201—202].
Необходимо реализовать в современных условиях эффективную стратегию кластеризации научно-технического, производственного, энергетического, финансового и пр. взаимодействия участников формирования распределенного территориально разнесенного трансграничного контура бизнеса и управления в рамках России и Китая [17]. При этом взаимно удовлетворяемые спрос и предложение, подкрепленные корпоративными и государственными финансовыми ресурсами России и Китая создают основу для выстраивания коллабора-тивно нужного участникам России и Китая формата международных рынков, что ранее для отдельных России и Китая было практически невозможно.
Предлагаемая организационная модель распределенного территориально разнесенного трансграничного контура управления сферами бизнес-деятельности, транслируемая на создание международной финансовой архитектуры и системы взаимно
координированных инфраструктурных проектов России и Китая, включает сетевую кластеризацию организационного ядра инновационных объединений и оптимизационную компоновку перспективной структуры функциональных и управленческих связей с вариативным применением различных форм государственно-частного партнерства при реализации стратегии налаживания международного экономического сотрудничества в ключевых областях бизнеса [10, с. 30—37].
Рассматриваемая организационная модель распределенного территориально разнесенного трансграничного контура управления сферами бизнес-деятельности России и Китая позволяет динамично конфигурировать структуру пакета кооперированных товарных поставок и инвестиций в сфере удовлетворения спроса и предложения в рамках группы ключевых корпораций России и Китая, идентифицирующих конкурентно-адаптированную конфигурацию базового бизнес-потенциала национальной экономики каждой страны для противостояния внешнему давлению и геоэкономическим манипуляциям со стороны развитых стран и находящихся под их контролем международных экономических институтов.
Выводы
Таким образом, тенденция перехода от существующей — и во-многом исчерпавшей себя как продемонстрировал последний этап развития мировой экономики — модели управления сферами бизнес-деятельности компаний из России и Китая к модели [на основе формирования независимого от финансовых институтов западных стран] контура международной квази-интегрированной финансовой архитектуры и системы взаимно координированных инфраструктурных проектов России и Китая, обеспечивает итоговый выход предприятий каждой страны на новое качество развития [10].
Стратегическим результатом работы новой международной финансовой архитектуры и системы взаимно координированных инфраструктурных проектов России и Китая является повышение эффективности развития мультифакторно структурированной индивидуально-конкурентной матрицы бизнес-потенциала группы ключевых корпораций России и Китая как синергетического итога достижения единой групповой цели по основным бизнес-компонентам.
Литература
1. Агеев А.И., Логинов Е.Л. Китай в точке бифуркации: поиск новой стратегической модели // Экономические стратегии. 2016. Т. 18. № 2 (136).
2. Астафьева Е.М. Новые тенденции и перспективы экономического и политического сотрудничества стран ЮВА с Россией, Китаем и США // Юго-Восточная Азия: актуальные проблемы развития. 2017. № 36.
3. Василенко А., Чернядьев Д., Власов С. Структурная трансформация экономики Китая: успех или неудача? / Аналитическая записка Департамента исследований и прогнозирования Банка России [Электронный ресурс] // http://www.cbr.ru/ соп1епШоситеп1/Ше/25525/апа1у1:ю_по1е_171011_ dip.pdf (Дата обращения: 0.07.2018).
4. Гафуров С. Китай меняет свою экономическую модель [Электронный ресурс] // http://www. vz.rU/economy/2015/5/27/747654.print.html (Дата обращения: 0.07.2018).
5. Глобальный мировой долг достиг рекордных $237 трлн [Электронный ресурс] // https://news.rambler.ru/economics/39579412/?utm_ content=rnews&utm_medium=read_more&utm_ source=copylink (Дата обращения: 0.07.2018).
6. Гэн Ч. Развитие торгово-экономического сотрудничества между Россией и Китаем в контексте продвижения концепции «один пояс, один путь» // Экономика: вчера, сегодня, завтра. 2017. Т. 7. № 6А.
7. Доля ВВП Китая в 2017 году составила порядка 15% в мировой экономике [Электронный ресурс] // http://russian.cri.cn/news/homeList/380/20180301/96781. html (Дата обращения: 0.07.2018).
8. Зуенко И.Ю., Зубань С.В. Китай и ЕАЭС: динамика трансграничного движения товаров и будущее евразийской интеграции // Таможенная политика России на Дальнем Востоке. 2017. № 2 (79).
9. Логинов Е.Л., Борталевич С.И., Логинова В.Е. Расширение валютного контура китайского экономического влияния как стратегия поддержки национальной экономики в условиях обострения кризисных явлений // Финансы и кредит. 2016. № 20 (692).
10. Логинов Е.Л. Китай и Россия: проблемы и возможности стратегического сотрудничества в условиях новой фазы мирового кризиса // Россия в XXI веке: глобальные вызовы и перспективы разви-
тия / Материалы Четвертого Международного форума. М.: ИПР РАН, 2015.
11. Логинов Е.Л., Логинова В.Е. Финансово-экономический кризис в Китае: необходимость смены стратегической модели развития китайской экономики // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2015. № 39 (273).
12. Малафеев Р.А., Ковалев В.Е. Анализ внешней торговли между Россией и Китаем // Высшая школа. 2017. № 1.
13. Рождение новой империи // https://spydell. livej oumal.com/tag/%D0%9A%D0%B8%D1%82%D 0%B0%D0%B9 (Дата обращения: 0.07.2018).
14. Хмелевский В.В., Захарова Н.В. Перспективы торговли товарами между ЕС и Китаем: факторы роста и сдерживания // Экономика и предпринимательство. 2017. № 8-2 (85-2).
15. Цветков В.А., Зоидов К.Х., Медков А.А. Формирование новой эволюционной модели транс-портно-коммуникационного взаимодействия России и Китая. М.: ЦЭМИ РАН, 2013.
16. Цветков В.А., Линь Е Цинь. БРИК — четыре гиганта XXI века: от догоняющего развития к мировому лидерству // Вестник Университета (Государственный университет управления). 2010. № 2.
17. Цветков В.А., Логинов Е.Л. Системная финансовая нестабильность в экономике Китая: в каком направлении движется китайский «локомотив» развития мировой экономики? / Аналитический доклад. М.: ИПР РАН, 2015.
18. Шалак А.В. Россия и Китай: возможности стратегического сотрудничества через призму региональных связей // Известия Байкальского государственного университета. 2017. Т. 27. № 2.
19. Эриашвили Н.Д., Галузо В.Н. Обеспечение таможенно-тарифного регулирования внешнеэкономической деятельности в системе функций таможенных органов Российской Федерации // Мировая экономика: проблемы безопасности. 2017. № 3.
20. Эриашвили Н.Д., Саматова А.Ф. О некоторых проблемах обеспечения продовольственной безопасности в Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 4.
21. Эриашвили Н.Д., Саматова А.Ф. Политика им-портозамещения как фактор обеспечения экономической безопасности Российской Федерации // Вестник Московского университета МВД России. 2017. № 3.