Научная статья на тему 'Трансграничные зонтичные структуры как основа приграничного международного кластера'

Трансграничные зонтичные структуры как основа приграничного международного кластера Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
199
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНАЯ ТЕРРИТОРИЯ / ЗОНТИЧНЫЕ СТРУКТУРЫ / СТРАТЕГИЧЕСКИЙ КЛАСТЕРНЫЙ ПОДХОД / СТРАТЕГИИ И МОДЕЛИ ТРАНСГРАНИЧНЫХ ЗОНТИЧНЫХ СТРУКТУР / ТРАНСГРАНИЧНЫЙ КЛАСТЕР

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Резанов Владимир Константинович, Резанов Константин Владимирович, Зверева Елена Валерьевна, Юйлян Тай

Устойчивое развитие Дальнего Востока предопределяет совершенствование способов повышения эффективности внешнеэкономического сотрудничества приграничных территорий. Среди них важное место занимают инвестиционно-инновационные инструменты стратегического управления, представленные трансграничными зонтичными структурами (далее ТГЗС). Главная цель исследования состоит в разработке методических и практических рекомендаций по созданию и эффективному функционированию трансграничных зонтичных структур как инструментов обеспечения инновационного типа устойчивого развития бизнеса и территорий. Показана особенность трансграничной территории как пространственного базиса ТГЗС и социально-экономической системы, описываемой совокупностью социально-эколого-экономических показателей. Разработан стратегический кластерный подход, опирающийся на принципы, стратегии устойчивого развития и частные стратегии ТГЗС, и сформирована исходная модель ТГЗС, как основы трансграничного кластера. Предложен механизм государственно-частного партнерства и разработана модель выбора оптимального управленческого решения на основе эколого-экономической критерия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Резанов Владимир Константинович, Резанов Константин Владимирович, Зверева Елена Валерьевна, Юйлян Тай

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансграничные зонтичные структуры как основа приграничного международного кластера»

DOI 10.22394/1818-4049-2018-85-4-90-99 УДК 911.3:339.9

В. К. Резанов К. В. Резанов Е. В. Зверева Тай Юйлян

Трансграничные зонтичные структуры как основа приграничного международного кластера

Устойчивое развитие Дальнего Востока предопределяет совершенствование способов повышения эффективности внешнеэкономического сотрудничества приграничных территорий. Среди них важное место занимают инвестиционно-инновационные инструменты стратегического управления, представленные трансграничными зонтичными структурами (далее - ТГЗС). Главная цель исследования состоит в разработке методических и практических рекомендаций по созданию и эффективному функционированию трансграничных зонтичных структур как инструментов обеспечения инновационного типа устойчивого развития бизнеса и территорий. Показана особенность трансграничной территории как пространственного базиса ТГЗС и социально-экономической системы, описываемой совокупностью социально-эколого-экономических показателей Разработан стратегический кластерный подход, опирающийся на принципы, стратегии устойчивого развития и частные стратегии ТГЗС, и сформирована исходная модель ТГЗС, как основы трансграничного кластера. Предложен механизм государственно-частного партнерства и разработана модель выбора оптимального управленческого решения на основе эколого-экономической критерия.

Ключевые слова: трансграничная территория, зонтичные структуры, стратегический кластерный подход, стратегии и модели трансграничных зонтичных структур, трансграничный кластер.

В настоящее время в социально-экономической политике нашей страны применительно к условиям Дальнего Востока основной упор делается на создание специальных экономических зон в виде территорий опережающего социально-экономического развития (далее - ТО-СЭР), которые рассматриваются как полюсы инвестиционного роста и инновационного развития. Период функцио-

нирования ТОСЭР пока незначительный, поэтому делать выводы об их эффективности рано. Однако не следует упускать из виду опыт соседней страны - КНР - в формировании трансграничных зонтичных структур [Шухун и др., 2015].

Приграничность рассматривается в качестве одного из «... фундаментальных факторов, определяющих, с одной стороны, особенности деятельности хозяй-

Владимир Константинович Резанов - д-р экон. наук, профессор кафедры производственного менеджмента, Тихоокеанский государственный университет (680035, Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 136). E-mail: [email protected]

Константин Владимирович Резанов - канд. экон. наук, докторант кафедры экономики и менеджмента, Тихоокеанский государственный университет (680035, Россия, г. Хабаровск, ул. Тихоокеанская, д. 136). E-mail: [email protected]

Елена Валерьевна Зверева - канд. экон. наук, доцент кафедры экономики и менеджмента в строительстве, Петербургский государственный университет путей сообщения Императора Александра I, (190031, Россия, Санкт-Петербург, Московский пр. 9). E-mail: [email protected]

Тай Юйлян - преподаватель-исследователь, Тихоокеанский государственный университет (КНР). E-mail: [email protected]

ствующих субъектов, а с другой - «поле» конкурентоспособности товаров и услуг» [Заусаев и др., 2016. С. 30]. Рост значимости трансграничных и приграничных территорий связан с трансформацией объектов управления, с возникновением новой организации «много государств -рынок один» и свидетельствует об усилении коммуникативной функции границ как «фильтра» и «зоны интеграции» [Черная, Шинковский, 2005]. То есть, создается единая экономическая система с различной социально-культурной средой и с появлением сообщества с особым «пограничным состоянием» [Ильина, Михайлова, 2015]. При этом одни исследователи рассматривают трансграничную территорию как двухзвенную, говоря о парных группах приграничных территорий [Бакланов, Ганзей, 2008], другие ученые выделяют в их составе три уровня, а третьи различают четвертый уровень - трансграничный регион, отражающий внешнюю строну процессов. «Международная трансграничная территория - это, как правило, комплексная географическая структура, сочетающая в себе определенные природные ресурсы, объекты инфраструктуры, расселение населения, а также его хозяйственную деятельность в границах крупной геосистемы» [Бакланов, Ганзей, 2008. С. 17]. Различают несколько типов трансграничных территорий [Бакланов, Ганзей, 2008]: природные, природно-ресурсные, природоохранные, социально-экономические, этно-культурные, геополитические. Их рассматривают как явления социально-эколого-экономического приграничного развития и сотрудничества, которые обладают следующими свойствами [Бакланов, Ганзей, 2008]: природной, природно-ресурсной и социально-экономической дифференциацией; ассиметрией и асинхронностью природопользования; триггерностью, эмерджентностью или системностью развития. Условия, определяющие содержание трансграничной территории (далее - ТГТ) и влияющие на эффективность становления и развития ТГЗС подразделяются на общие и локальные условия. Общие условия - выгодное географическое положение, благоприятный климат, природноресурсный потен-

циал, стабильная нормативно-правовая основа, инвестиционная привлекательность, оргструктура управления, система налоговых льгот и других преференций, система учета и страхования рисков, налаженные внешнеэкономические связи, наличие стратегии ТГЗС. Локальные условия связаны с характеристиками конкретной зонтичной структуры в пределах административной единицы - наличием инфраструктуры, рабочей силы, приближенностью к рынкам сбыта, наличием транспортных узлов, конкурентоспособностью бизнеса, потенциалом развития.

Нами трансграничная территория рассматривается в контексте создания инновационных инфраструктурных образований - совместных ТГЗС, как инструмента взаимовыгодного сотрудничества и партнерства соседних стран [Резанов и др., 2016], т. е. речь идет о территориально-производственном комплексообразовании. В «условиях приграничной территории комплексо-образование может выходить во внешнеэкономические сферы через те или иные трансграничные звенья. В ряде случаев представляется возможным и эффективным использование инфраструктурных, энергетических и других потенциальных структур соседней страны» [Бакланов, Ганзей, 2008. С. 48]. Теория комплексообразования, разработанная в методологическом плане академиком П. Я. Баклановым, включает: 1) обоснование центров или ядер экономического комплексообразования; определение зон связанности, анализ совмещений и пересечений хозяйственных структур; оценку тенденций развития и разграничение процессов комплексообразования;

2) ядерную зону пространственного совмещения трансграничной геосистемы и сочетания экономических районов;

3) три приграничных экономических районов. То есть, ТГТ рассматривается как сложная и целостная природно-общественно-территориальная система (выделено П. Баклановым) [Бакланов, Ганзей, 2008. С. 67].

С учетом вышеперечисленного на первом этапе обоснования создания ТГЗС, опираясь на принципы и результаты выделения ТГТ, нами осуществлялся отбор

ТГТ, как образования трех приграничных экономических районов и как потенциальных объектов приложения для ТГЗС. Отбору предшествовало формирование системы критериев и показателей для социально-эколого-экономической оценки ТГТ. Среди экономических показателей нами рассматривались товарооборот, объем производства, доходы, показатели экспорта и импорта. Среди экологических показателей выделялись индекс загрязнения, объем потребления воды, объем производства древесины, индекс качества воды и площадь территории; социальные показатели были представлены количеством и плотностью населения, средней зарплатой, уровнем безработицы. Важно подчеркнуть, что оценка нами была проведена на региональном и на муниципальном уровнях. При этом оценка была интегральной социально-эколого-экономической, а интегрирование осуществлялось на основе определения отношения предпочтения показателей (табл. 1). Построение системы показателей в соответствии с рассмотренными выше принципами необходимо для анализа и мониторинга устойчивого развития ТГТ, для интегральной оценки их социально-эколого-экономического состояния с целью определения приоритетности и эффективности развития в них совместных трансграничных зонтичных структур и потенциальных кластеров.

Опираясь при формировании исходных принципов создания ТГЗС на системную методологию, особо следует подчеркнуть принцип многообразия или полиформизма. Последний означает, что трансграничные зонтичные структуры как базис и ядро кластерного образования должны рассматриваться как система моделей: социально-экономическая, экологическая, инвестиционно-инновационная, организационная [Резанов, Резанов, 2015 ; Резанов, 2010].

Безусловно, ТГЗС также должна рассматриваться как многомерное и многофункциональное интеграционное и инфраструктурно-инновационное образование [Резанов, Резанов, 2015]. Ее социальная функция состоит в том, чтобы содействовать обеспечению достойного и справедливого уровня благосостояния

населения (и персонала), формированию условий для гармоничного развития личности и сохранению образа жизни населения в рамках традиционного природопользования. Экологическая функция ТГЗС в широком смысле заключается в формировании биосферного сознания на основе коэволюции природы и общества, воссоздания биофилии, построения ноосферы посредством природоподоб-ных и экологически адаптивных технологий. Экономическая функция ТГЗС состоит в создании благоприятных условий для производства с целью более полного удовлетворения многогранных потребностей общества на основе равновыгодного, справедливого международного сотрудничества и трансферта инноваций. Составной частью ТГЗС как интеграционного образования и залогом ее успешного функционирования является необходимая инфраструктура [Резанов и др., 2016; Резанов и др., 2016]. Как нам представляется, органичным элементом данной инфраструктуры должна стать система мониторинга устойчивого развития ТГЗС, построенная на основе системы сбалансированных показателей, а также структуры, отслеживающие и обеспечивающие получение интеграционных, синергетических эффектов в ТГЗС и кластере-комплексе. Более того, необходимо подчеркнуть, что одной из важнейших функций системы мониторинга является отслеживание и контроль за состоянием, уровнем и эффективностью взаимодействия между всеми субъектами и элементами глобальной и локальных ТГЗС. Состав инвестиционно-инновационной инфраструктуры весьма разнообразен и включает в себя инвестиционные (финансовые институты) и инновационные (научно-исследовательские институты, университеты и т. д.) структуры. Основными функциями этой инфраструктуры является привлечение капитала и технологий для инновационного типа устойчивого развития.

Организационные построения зонтичной структуры как экотехнопарка нами были рассмотрены ранее и включали в себя следующие элементы [Резанов, 2010]: инновационный центр и направления его деятельности, предприятия-

Таблица 1

Интегральная социально-эколого-экономическая оценка приграничных регионов КНР и РФ

Область оценки

Провинция, регион Экономическая Экологическая Социальная Оценка / Ранг провинции

Хэйлунцзян - Еврейская автономная область 3,93 4,4 3,38 11,71/ 1

Внутренняя Монголия - Забайкальский край 1,88 4,22 2,79 8,89/ 2

Ляонин - Приморский край 2,01 3,08 3,76 8,85/ 3

Провинция Гирин - Приморский край 1,56 2,38 2,93 6,87/ 4

Источник.: авторская разработка, 2017

участники, координационный совет и исполнительная дирекция, фонд развития инноваций (венчурный фонд) и фонды накопления предприятий, финансовые и инвестиционные организации, внешние источники финансирования, а также конкурсный отбор, вступительные взносы и участие общественных организаций. Безусловно, новым элементом организационных построений должно стать структурное подразделение, ответственное за международный аспект взаимодействия участников ТГЗС.

Социально-эколого-экономическая оценка управленческих решений рассматривается в качестве ключевого подхода к определению эффективности проектных инвестиций, который соответствует требованиям и принципам устойчивого развития [Резанов, Зверева, 2009; Уланова, 2004]. В этих условиях выбор наилучших инвестиционных решений должен производиться на основе экономических показателей и с более полным учетом долгосрочных социально-экологических последствий хозяйственной деятельности.

Участие предприятий в ТГЗС и в созданных в них различных инновационных структурах и проектах предопределяет

необходимость учета экономических интересов сторон. Ранее нами предлагалась общая модель управления инвестиционной прибылью от реализации совместных проектов [Резанов, 2010]. Модель формирования инвестиционной прибыли включала в себя минимальную норму прибыли на капитал, продолжительность инвестиционного процесса, темп инфляции, уровень инвестиционного риска и ликвидности вложений, а также особенности объекта инвестирования. Другим важным аспектом формирования и функционирования ТГЗС является проблема оптимального софинансирования. Она актуальна в рамках общественно-государственно-частного партнерства (далее - ОГЧП) при формировании национальных зонтичных структур и весьма важна при построении ТГЗС, которые должны также создаваться на равноправной, взаимовыгодной основе международного внешнеэкономического сотрудничества приграничных стран. Если в первом случае это обеспечение равновыгодных с экономической точки зрения пропорций в финансировании проектов государством и бизнесом, то во втором случае это соблюдение равновыгодных и справедливых соотношений в финансировании инвестиционных проектов пригра-

ничных сторон. Определение оптимального участия в софинансировании строится на обеспечении рациональных соотношений уровня эффективности и величины инвестиций участников проекта.

Оптимальное распределение инвестиций между участниками проекта можно представить в виде равенства между модифицированными внутренними нормами доходности для России и Китая (в данном исследовании):

МПЖ*=М1КЕсг

где MIRRR - модифицированная внутренняя норма доходности для России;

MIRRC - модифицированная внутренняя норма доходности для Китая.

Пусть а - доля финансирования России в проекте международной трансграничной территории ООО «Най Ли Лес» -промышленная зона в п. Приамурском. Тогда необходимо варьировать а в пределах 0 < а < 1 до тех пор, пока не будет достигнуто оптимальное значение данного критерия:

ГШ11Н| МЖК-МЖС |

Для этого необходимо воспользоваться начальным распределением инвестиций, т. е. на администрацию г. Биробиджан Еврейской автономной области приходится 7% всех инвестиций, а на ООО «Най Ли Лес» - промышленной зоне в п. Приамурском соответственно 93%. Для расчета модифицированной нормы доходности взяты различные ставки рефинансирования для России и Китая, поскольку инвестирование проекта происходит с помощью средств двух стран, в каждой из которых свое значение данного показателя. Для России была принята на уровне 9,25% (ставка рефинансирования по данным Центрального банка РФ), а для Китая - 4,35% (ставка рефинансирования по данным Народного банка Китая). Рентабельность была принята на уровне 10% для обеих стран, поскольку заказчиком проекта является администрация г. Биробиджан Еврейской автономной области, т. е. прибыль

будет получена с учетом особенностей деревообрабатывающей промышленности в России.

В таблице 2 приведены окончательные результаты процесса поиска оптимального варианта распределения инвестиций без учета годовой величины предотвращенного ущерба от загрязнения окружающей среды и с его учетом при начальном значении а1 =0,07 и (1 - al) = 0,93, точность расчетов задана равной £ = 0,0001, начальным шагом, равным Step = 0,3. В данном исследовании модифицированная внутренняя норма доходности рассчитана с помощью пакета прикладных программ MS Excel. Оптимальные значения с заданной точностью достигнуты, при этом модифицированная норма доходности для обоих инвесторов составляет 2,44% с учетом годовой величины предотвращенного ущерба от загрязнения окружающей среды и 9,51% без него.

Полученные результаты показывают, что значение объемов инвестиций между Администрацией г. Биробиджан Еврейской автономной области и ООО «Най Ли Лес» промышленной зоны в п. Приамурском может быть выбрано в интервале от 16,7% до 37% для России и соответствующее российскому значение от 63% до 83,3% для Китая. Применение данного алгоритма на стадии разработки проекта трансграничной территории позволит снизить сроки его окупаемости и тем самым усилить его инвестиционную привлекательность.

На наш взгляд, стратегический кластерный подход к формированию трансграничных зонтичных структур предполагает следующие этапы [Резанов и др., 2016; Резанов и др., 2017]: 1) подготовительный, включающий в себя формирование концепции ТГЗС и необходимой системы данных для анализа особенностей и основных характеристик условий и факторов трансграничной территории; 2) аналитический, представленный анализом условий и факторов функционирования ТГЗС и оценкой возможных проектов и участников ТГЗС; 3) организационно-структурный, который предполагает создание необходимых органов координирования, системы мер

Таблица 2

Доли распределения объема инвестиций

Инвестор Доля инвестиций Величина ций (мл инвести-рд. руб.)

с учетом ущерба (%) без учета ущерба (%) с учетом ущерба без учета ущерба

Администрация г. Биробиджан Еврейской автономной области 0,167 0,370 2,104 10,492

ООО «Най Ли Лес», промышленная зона в п. Приамурском 0,833 0,630 4,661 7,935

Источник.: авторская разработка, 2017

и механизмов управления; 4) оценочный, на котором производится оценка социально-эколого-экономической эффективности ТГЗС и устойчивого развития территории.

При этом разработка концепции формирования ТГЗС должна всецело опираться на парадигму устойчивого развития (далее - УР) и ее коэволюционные, адаптивные стратегии. Генеральной целью создания ТГЗС является обеспечение инновационного типа производства и содействие устойчивому социально-эколого-экономическому развитию

трансграничной территории пограничных стран. Стратегическими целями являются обеспечение инвестиционно-инновационного развития экономики, трансферт новых адаптивных технологий, обеспечивающих экологизацию производства; содействие устойчивому развитию трансграничной территории, повышение уровня благосостояния и качества жизни населения, сохранение и воспроизводство благоприятных условий природной окружающей среды. Также необходимо рассматривать создание условий для формирования трансграничного кластера на основе сети взаимосвязанных зонтичных образований, мегаструктуры.

Создание трансграничной зонтичной структуры как ядра интеграционного образования лежит на двух основных направлениях [Резанов и др., 2017]. В первом случае, ее формирование определяется реализацией мегапроекта или системы различных инвестиционных проектов, а смысл управления состоит

в выборе лучших проектов. Во втором случае, ее создание возможно на основе успешных предприятий в полюсах конкурентоспособности или на основе научно-производственных комплексов, а также в точках наибольшей инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности. Рассмотренные частные стратегии формирования ТГЗС как интегрирующего элемента кластера могут быть реализованы на практике на основе четырех стратегий или моделей (табл. 3).

При формировании трансграничной зонтичной структуры необходимо исходить из того, что она является элементом и ядром будущих интеграционных образований, что предопределяет возможность и необходимость применения принципов кластерного управления [Резанов, Шиха-лев, Резанов, 2016; Резанов, Резанов, Та Юйлян, 2017]:

1) кластерную модель ТГЗС необходимо осуществлять в форме двуединого и сопряженного процесса формирования глобальной и локальных (районных) образований на основе внешнеэкономического взаимодействия;

2) ее реализация на практике должна строиться на сочетании корпоратизации и сетизации и наполнения последнего проектным управлением и кластерными технологиями;

3) кластерные технологии нами определяются как технология управления и составная часть кластерной политики, как система инструментов и методов, которая обеспечивает и поддерживает эффективную связанность предприятий в едином, целостном образовании;

Таблица 3

Стратегии формирования трансграничных зонтичных структур

Признак Стратегии

Проектно-зонтичная Корпоративно-зонтичная Сетевая зонтичная Корпоративно-сетевая зонтичная

Парадигма Устойчивое социально-эколого-экономическое развитие

Главная цель Обеспечение инновационной экономики и устойчивого развития территории

Базовая стратегия Коэволюционная, адаптивная и кластерная стратегия устойчивого социально-эколого-экономического развития ТГТ

Частные стратегии Адаптационо-природоохранная, адаптивно-устойчивая, адаптивно-антихрупкая

Тип ТГТ Природоохранная, социально-экономическая, инновационная, инфраструктурная

Основа создания Система инвест-проектов или мегапроект Полюсы роста на основе успешных предприятий; центров ипотечного кредитования Сеть малых и средних предприятий Синтез корпора-тизации и сетиза-ции

Механизмы развития Государственная поддержка в форме преференций и налоговых льгот

Эффекты проектов Эффекты производства Эффекты взаимодействия Синергизм управления

Фактор успеха Инновации, мега-проект Инновации, консолидация Инновации, сотрудничество Инновации, интеграция

Вид инноваций Продуктовые, технико-технологические, управленческие, логистические

Конкурентное преимущество Совместная организация работ Концентрация факторов производства Гибкость, общая инфраструктура Синергия централизации, адаптивности

Взаимодействия: сущность Взаимодействия инвестпроектов Взаимодействия внутрикорпоративное; взаимодействия корпоративного центра и ТГЗС Взаимодействия участников сети; взаимодействия участников сети и ТГЗС Взаимодействия внутреннее; сетевое; взаимодействия корпоративного центра и ТГЗС; взаимодействия сети и ТГЗС

вид Производственные, технические, технологические, внешнеэкономические, рыночные, финансовые, инвестиционные, управленческие, инновационные, логистические, инфраструктурные, экономические, социальные, экологические

партнерство Общественно-государственно-частное - общественный контроль, господдержка, регулирование, софинансирование, частная инициатива, экономическая и социально-экологическая ответственность сторон

форма интеграции Мягкая, многомерная Жесткая, иерар-хичная Мягкая, многомерная, ценностная Синтез корпора-тизации и сетиза-ции, многомерная

Управление: орган Администратор мегапроекта (ТГЗС) Управление корпорацией; администратор ТГЗС Функция управления сети; администратор ТГЗС Функции корпоративного управления; администратор ТГЗС

методы Рыночные, имущественные, корпоративные, кластерные, проектные, договорные, гражданско-правовые

результат Интегральная социально-эколого-экономическое устойчивое развитие

Источник,: Резанов, Резанов, Тай Юйлян,, 2017.

4) локальные ТГЗС предлагаем формировать в точках наибольшей инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности на основе организации районных (межрайонных) ассоциаций предприятий;

5) действенными инструментами стратегического кластерного управления устойчивым развитием трансграничной территории должны стать система сбалансированных показателей, интегральная оценка инвестиционной привлекательности и конкурентоспособности предприятий, управление мега-проектом, система преференций и льготного налогообложения инновационного типа устойчивого развития и развития общественно-государственно-частного партнерства;

6) системная оценка и мониторинг социальных, экологических и экономических эффектов трансграничной кластеризации.

Зонтичную структуру можно рассматривать как глобальную трансграничную мегаструктуру, представляющую форму межстранового или приграничного регионального сотрудничества, и как локальную районную модель. В основе структурной модели локальной ТГЗС должна лежать та же идея, что и в формировании глобальной модели, а именно: сочетание кор-поратизации и сетизации и наполнение данного синтеза проектным управлением и кластерными технологиями, то есть развитие локальной зонтичной структуры может и должно осуществляться посредством нескольких частных стратегий.

Таким образом, создание и обеспечение эффективного функционирования трансграничной зонтичной структуры, как основополагающего элемента кластера, наиболее продуктивно на основе системной методологии и стратегического кластерного подхода при соблюдении принципов устойчивого развития и социально-эколого-экономической оценки эффективности управленческих решений. Дальнейшими направлениями исследования и совершенствования стратегического кластерного управления созданием и функционированием зонтичных структур должно стать развитие методологических оснований комплексо-

образования или кластеризации, методических положений по оценке синергети-ческих эффектов и интегральной оценке социально-эколого-экономической эффективности зонтичной структуры как мегапроекта и основы кластера.

Список литературы:

1. Бакланов П. Я., Ганзей С. С. Трансграничные территории: проблемы устойчивого природопользования. Владивосток : Дальнаука, 2008. 216 с.

2. Го Шухун, Паньшин Б. Н. , Зубарев А. Е. и др. Свободные экономические зоны и территории опережающего развития: опыт Китая и России.2-е изд., доп. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2015. 184 с.

3. Заусаев В. К., Бурдакова Г. И., Кру-чак Н. А. Сценарии развития и конкурентоспособность экономики Дальнего Востока // ЭКО. 2016. № 1. С. 26-35.

4. Ильина И. Н., Михайлова Е. В. Движущие факторы формирования транс-граничного сообщества на примере Российско-Финской и Российско-Китайской границ // Вестник ТОГУ.

2015. № 1 (36). С. 151-160.

5. Инвестиционная привлекательность лесного комплекса региона: типологическая оценка и дифференцированное управление / Под ред. В. К. Резанова. Владивосток : Дальнаука, 2010. 432 с.

6. Резанов В. К., Шихалев В. М., Резанов К. В. Управление интеграционным развитием лесного комплекса. Хабаровск : Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та,

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2016. 200 с.

7. Резанов В. К, Резанов К. В., Тай Юйлян. Зонтичные структуры как инструмент повышения эффективности трансграничного сотрудничества и элемент приграничной кластеризации // Региональная экономика и управление: электронный научный журнал. ISSN 1999 - 2645. № 4 (48). Номер статьи: 4839. Дата публикации: 2016-12-15. Режим доступа: http://eee-region.ru/ article/4839/

8. Резанов В. К. [и др.] Механизмы управления устойчивым развитием лесного комплекса / под ред. В. К. Резанова, К.В. Резанова. Владивосток : Дальнаука,

2015. 511 с.

9. Резанов В. К., Зверева Е. В. Эколого-экономическая оценка управленческих решений в производстве : Хабаровск: Изд-во ДВГУПС, 2009. 155 с.

10. Резанов В. К., Резанов К. В., Тай Юйлян Стратегическое кластерное управление созданием и эффективной деятельностью трансграничных зонтичных структур // Экономический анализ: теория и практика. Том 16, вып.

12. 4. 2017. С. 105-144.

11. Уланова Н. Г. Эколого-экономические параметры инвестиционного проектирования // Природные ресурсы России: управление, экономика, финансы. 2004. №1. С. 42-56.

12. Черная И. П., Шинковский М. Ю. Приграничный регион в условиях гло-кализации: теоретико-концептуальные подходы // Пространственная экономика. 2005. № 2. С. 46-60.

Библиографическое описание статьи

Резанов В. К., Резанов К. В., Зверева Е. В., Tай Юйлян. Tрансграничные зонтичные структуры как основа приграничного международного кластера// Власть и управление на Востоке России. 2018. № 4 (85). С. 90-99. DOI 10.22394/1818-40492018-85-4-90-99

Vladimir K. Rezanov - Doctor of Economics, Professor of the production management chair, the Pacific state university (136, Tikhookeanskaya str., Khabarovsk, 680035, the Russian Federation). E-mail: [email protected]

Konstantin V. Rezanov - Candidate of Economics, doctoral candidate of the economy and management chair, the Pacific state university (136, Tikhookeanskaya str., Khabarovsk, 680035, the Russian Federation). E-mail: [email protected]

Elena V. Zvereva - Candidate of Economics, Associate professor of the Economy and management in construction chair, the Petersburg state university of means of communication of the Emperor Alexander I(9, Moskovskiy Lane, Saint-Petersburg 190031, the Russian Federation). E-mail: [email protected]

Tai Yuylyan - teacher-researcher, the Pacific state university (China). E-mail: [email protected]

Cross-border umbrella structures as a basis of the border international cluster

Sustainable development of the Far-Eastern predetermines improving the ways to improve economic cooperation in the border areas. Among them are the important investmentinnovative tools for the strategic management, represented by the cross-border umbrella structures (CBUS). The main objective of the study is to develop methodological and practical recommendations for the establishment and effective functioning of the cross-border umbrella structures as innovative instruments for sustainable business and territories. The feature of the cross-border territory as a spatial basis of CBUS and socio-economic system, as described by the system of the socio-ecological-economic indicators is shown; strategic cluster approach based on the principles and strategies for sustainable development and private of CBUS strategy and formed the original CBUS model as a basis for the cross-border cluster. The mechanism of public-private partnership model and optimal management decision based on ecological and economic criteria is offered.

Keywords: cross-border territory, umbrella structure, strategic cluster approach, strategies and models cross-border umbrella structures, cross-border cluster.

References:

1. Baklanov P. Ya., Ganzey S. S. Trans-boundary territories: problems of sustainable environmental management. Vladivostok: Dal'nauka, 2008. p. 216. (In Russian).

2. Go Shuhun, B. Panshin, A.E. Zubarev and others. Free economic zones and territories of priority development: the experience of China and Russia. 2nd ed., ext. Khabarovsk: Pacific Publishing House. state University, 2015. 184 p. (In Russian).

3. Zausayev V. K., Burdakova G. I., Kruchak N. A. Scenarios of development and competitiveness of the economy of the Far East. EKO [EKO], 2016, no. 1, pp. 26-35. (In Russian).

4. Ilina I. N., Mikhailova E. V. Driving factors of the formation of the trans-border community on the example of the Russian-Finnish and Russian-Chinese borders Vest-nik TOGU [Bulletin of the Belarusian State University], 2015, no. 1 (36), pp. 151-160. (In Russian).

5. The investment attractiveness of the forest complex of the region: a typological assessment and differentiated management / Ed. VC. Rezanova. Vladivostok: Dal'nauka, 2010. 432 p. (In Russian).

6. Rezanov V. K, Rezanov K. V., Tai Yuily-an. Umbrella structures as a tool to improve the efficiency of cross-border cooperation and an element of cross-border clustering Regional'naya ekonomika i upravleniye: elektronnyy nauchnyy zhurnal [Regional Economics and Management: electronic scientific journal] ISSN 1999 - 2645, no. 4 (48). Article number: 4839. Date of publication: 2016-12-15. Access mode: http://eee-region.ru/article/4839/ (In Russian).

7. Rezanov V. K. [et al.] Mechanisms for managing the sustainable development of the forestry complex / ed. V.K. Rezanova,

K.V. Rezanova. Vladivostok: Dal'nauka,

2015. 511 p. (In Russian).

8. Rezanov V. K., Shikhalev V. M., Rezanov K. V. Management of the integration development of the forest complex. Khabarovsk: Pacific Publishing House. state University,

2016. 200 p. (In Russian).

9. Rezanov V. K., Zvereva E. V. Ecological and economic assessment of management decisions in production: Khabarovsk: FEDUPS Publishing House, 2009. 155 p. (In Russian).

10.Rezanov V. K., Rezanov K. V., Tai Yuilyan. Strategic cluster management of the creation and efficient operation of trans-boundary zontic structures Ekonomicheskiy analz: teoriya i praktika [Economic Analysis: Theory and Practice], vol. 16, issue. 4,

2017. pp. 105-144. (In Russian).

11. Ulanova N. G. Ecological and economic parameters of investment design Prirodnyye resursy Rossii: upravleniye, ekonomika, finansy [Natural resources of Russia: management, economics, finance], 2004, no 1, pp. 42-56. (In Russian).

12. Chernaya I. P., Shinkovsky M. Yu. Border Region in the Context of Globalization: Theoretical-Conceptual Approaches Prostranstvennaya ekonomika [Spatial Economics], 2005, no. 2, pp. 46-60. (In Russian).

Reference to the article

Rezanov V. K., Rezanov K. V., Zvereva E. V., Tai Yuylyan. Cross-border umbrella structures as the basis of a cross-border international cluster // Power and Administration in the East of Russia. 2018. No. 4 (85). Pp. 90-99. DOI 10.22394/1818-4049-2018-854-90-99

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.