Cross-border cooperation of subjects of federation USA and Canada (illustrated by the example of the cross-border region East)
Gavrilenko N.
Трансграничное сотрудничество субъектов федераций США и Канады (на примере трансграничного региона Восток)
Гавриленко Н. Н.
Гавриленко Наталья Николаевна / Gavrilenko Natalya - кандидат исторических наук, доцент, кафедра американских исследований, факультет международных отношений, Санкт-Петербургский государственный университет, г. Санкт-Петербург
Аннотация: в настоящей статье на примере регионального сотрудничества субъектов федераций США (штаты Новой Англии и Нью-Йорк) и Атлантических провинций Канады и провинции Квебек представлен обзор участия пограничных субъектов федераций в трансграничном сотрудничестве. Данный феномен оказывает столь значимое влияние на североамериканскую политику, что для описания подобной международной деятельности субъектов федераций стали вводить в научный оборот и широко использовать такие термины, как «парадипломатия» (paradiplomacy), «субнациональная дипломатия» (subnational diplomacy), «дипломатия составных частей Федерации» (constituent diplomacy), «трансформационная дипломатия» (transformational diplomacy). Обращает на себя внимание тот факт, что канадско-американская экономическая интеграция развивается не равномерно в масштабах континента, а более быстро и интенсивно в некоторых регионах, чаще всего приграничных. В современных условиях ускоряющихся процессов глобализации, регионализации и интеграции трансграничное сотрудничество способствует интенсификации политических, экономических и социокультурных связей между регионами государств.
Abstract: in this article on the example of regional cooperation of subjects of federation of the USA (New England States and New York) and the Atlantic provinces of Canada and the province of Quebec presents an overview of the involvement offederations frontier subjects in the cross-border cooperation. Given phenomenon exerts such a significant influence on American policy that in order to describe such an international activity of Federation subjects one began to introduce into the scientific circulation and widely use terms such as «paradiplomacy», «subnational diplomacy», «constituent diplomacy», «transformational diplomacy». Noteworthy is the fact that Canada-U.S. economic integration is not developing evenly across the continent, and more quickly and intensively in some regions, often cross-border. In modern conditions of accelerating globalization processes, regionalization and integration of cross-border cooperation contributes to the intensification of political, economic and socio-cultural relations between regions of States.
Ключевые слова: субъект федерации, трансграничный регион, международное сотрудничество, экономическая интеграция.
Keywords: federation subject, cross-border region, international cooperation, economic integration.
В условиях глобализации, трансграничное сотрудничество становится всё более важным условием для процветания канадских провинций и американских штатов, которые осуществляют производственно-хозяйственную деятельность друг с другом, осознавая необходимость сотрудничества и координации усилий.
Международная активность провинций и штатов возрастает пропорционально росту их экономических потенциалов [1].
Круг проблем, находящихся в ведении зарубежных представительств провинций, стал весьма широк - теперь это не только вопросы иммиграции, но и поиск выгодных
рынков сбыта для провинциальных товаров и услуг; привлечение инвестиций; защита и лоббирование интересов провинций в столицах ведущих стран-партнёров; развитие культурных, туристических, образовательных, научно-технических связей, а также помощь компаниям в поиске партнеров для создания совместных предприятий, стратегических альянсов, и передачи технологий, информирование их о преимуществах ведения бизнеса в Канаде [2].
На основе институциональных и организационных связей на субнациональном уровне, экономической интеграции и определённой общности социально-культурных ценностей, характерных для соседних канадских и американских пограничных сообществ, экономисты заявили, о возникновении трансграничных регионов, особо выделяя: Запад, Степной район - Великие равнины, Великие озёра - Хартленд, Север и Восток (как трансграничный регион, он охватывает Нью-Йорк, штаты американской Новой Англии: Вермонт, Нью-Хэмпшир, Мэн, Массачусетс, Коннектикут, Род-Айленд, - и канадские атлантические провинции: Нью-Брансуик, Новая Шотландия, Остров Принца Эдуарда, Нью-Фаундленд, Лабрадор и Квебек, представляя собой международный торговый коридор, проходящий из Баффало (штат Нью-Йорк) в Атлантическую Канаду) [3, с. 92].
Усилия северных штатов Новой Англии и восточных провинций Канады по улучшению трансграничного сотрудничества начали осуществляться ещё в 1930-е годы. В США идея интеграции экономики региона в национальную экономику появилась в 1960-х годах в связи со строительством системы межштатных автомагистралей.
На уровне государственных и частных организаций, трансграничное сотрудничество поддерживается в рамках Конференции губернаторов Новой Англии (Conference of the New England Governors) и премьеров восточных канадских провинций (Eastern Canadian Premiers). Помимо организационно-институциональных связей, регион демонстрирует значительные экономические и социально-культурные связи. Объединяющей идеей выступает концепция Атлантики - Международного северо-восточного экономического региона. (Atlantica: The International Northeast Economic Region (AINER) [4].
Выгодность соседства с самой мощной и передовой в экономическом и технологическом отношении державой мира проявилась особенно отчетливо в связи с подписанием соглашений ФТА и НАФТА, что проявилось в увеличении открытости экономики и росте внешних связей с соседями.
Успех НАФТА показал, насколько важно взаимовыгодное сотрудничество приграничных регионов по оси Север-Юг. Например, после вступления в силу ФТА и НАФТА, экспортная квота Квебека выросла с 20 % ВВП в 1988 г. до 34 % в 2008 [5], а Нью-Брансуик в 2013 г. занял первое место среди провинций Канады по объёму экспорта в сфере торговли с США (энергетика, лесная продукция, пищевые продукты и морепродукты) [6]. К началу XXI в. торговые связи с американскими штатами большинства провинций Канады стали превосходить межпровинциальные [7, с. 46].
Такие предприятия как Bombardier, Cascades (целлюлозно-бумажное производство), Novabus (транспортная компания), CGI (1Т сфера), Peerless Clothing имеют производственные мощности в Нью-Йорке, создав тысячи рабочих мест для жителей Нью-Йорка. А такие крупнейшие канадские производители, как например, компания Canam (специализируется на производстве стали) принимают участие в знаковых американских проектах - строительство Yankee Stadium, City Field, Park Red Bull и т.д.
Концепция построения двусторонних отношений между штатами и провинциями, является частью естественного процесса интегрирования экономик, и роста взаимозависимости между субъектами и государствами, к которым эти территории принадлежат. При этом, многие наиболее перспективные совместные инициативы в сфере транспортировки и торговли реализуются силами организаций, появившихся в последние 10-15 лет в пространстве так называемых пограничных коридоров. На
канадо-американской границе существует более 15 торговых коридоров. Их появление, по сути, стало лишь отражением растущего преобладания отношений по оси Север - Юг [8].
Например, главной задачей создания торгового коридора между Квебеком и Нью-Йорком являлось гарантирование высокоэффективного уровня торговых связей на двустороннем уровне [9]. Осенью 2001 года, в результате достижения соглашения между Федерацией Квебекских торгово-промышленных палат (FCCQ) и Платтсбургской Северной Торгово-промышленной палатой (PNCC) на ежегодном экономическом саммите, был сформирован Торговый коридор Квебек-Нью-Йорк -двунациональный экономический район, включающий в себя 19 областей на востоке штата Нью-Йорк и районы, расположенные к югу от Монреаля и к северу от Нью-Йорка [10].
Вслед за этим правительства провинции Квебек и Нью-Йорка присоединились к инициативе создания коридора в областях, представляющих для них взаимный интерес [11].
Активное участие в коалиции Коридора Квебек-Нью-Йорк, налаживании государственного и частного партнерства во главе с торговой палатой Plattsburgh-North, торгово-промышленной палатой Квебека, правительством Квебека и Нью-Йорка принимает технопарк «Tech Valley» [12].
Торговый коридор дает дополнительную возможность позиционировать регион как центр североамериканской интеграции, стремясь к расширению, углублению и ускорению экономической интеграции, содействуя трансграничному партнерству в следующих ключевых областях: транспортировка и логистика, высокотехнологичные отрасли промышленности, энергетика, пограничные объекты и операции, туризм и спорт, образование, бизнес услуги.
Яркими примерами такого взаимодействия могут служить проекты: «Окно в Европу» (контракты Bombardier и Nova Bus на заводах Платсбурга (Plattsburgh) [13]; «Мощность» (Champlain-Hudson Power Express project) - проект частных американских венчурных капиталов, по строительству прямой линии электропередач из Монреаля в Нью-Йорк [14]; строительство скоростной железной дороги Монреаль-Нью-Йорк [15].
Потенциальные экономические преимущества, связанные с налаживанием транспортной системы в регионе, были признаны американской стороной, и в 2001 г. во всех трёх штатах Новой Англии, были приняты резолюции с просьбой о федеральной поддержке изучения трансграничных маршрутов. Впоследствии было выделено финансирование в рамках программы «Границы и Коридоры» для всестороннего изучения транспортных недостатков «Северо-Восточного пограничного коридора». Это привело в 2006 г. к международной инициативе, в которой приняли участие главы всех четырёх штатов и пяти провинций региона, чтобы начать изучение региональных проблем и определить потенциал, который может принести улучшение инфраструктуры в регионе.
Инициатива бизнес-кругов была поддержана правительствами Квебека и Нью-Йорка, представители которых подписали совместный меморандум на первом саммите в мае 2002 года. По итогам саммита сформированы совместные специальные профильные комитеты: по транспортировке технологий (на базе двух ведомств -NYSDOC (Министерство транспорта штата Нью-Йорк) и MTQ (Министерство транспорта Квебека)), по экономическому развитию, туризму, спорту и энергетике, которые функционирует на постоянной основе, и проводят совместные сессии не реже одного раза в год [16]. Эта площадка дает возможность представителям двух упомянутых министерств, наладить диалог, и прийти к консенсусу относительно проблем и споров, касающихся перемещения товаров и услуг. Члены комитета в первую очередь обращают внимание на общие вопросы, связанные с движением транспортных средств через границы (полицейский контроль, своевременный обмен
информацией, отношения с федеральными органами пограничного управления и т.д.). При этом ведомства преследуют и другие важные для двустороннего сотрудничества цели (согласно Соглашению в рамках Коридора были определены 8 приоритетных направлений развития связей: пересечение границ, транспорт, туризм, спорт, энергетика, телекоммуникации, экономика, проблемы занятости, укрепление связей, понимание важности и необходимости участия каждого из субъектов в этом процессе, усовершенствование систем контроля и координации реализуемых программ и проектов, развитие соответствующей инфраструктуры).
Несмотря на все плюсы регионального подхода, в некоторых точках региона его использование началось совсем недавно: в 2010 году прошла серия встреч региональных организаций и ключевых компаний штата Мэн и провинции Нью-Брансуик, заинтересованных в развитии трансграничного сотрудничества. Их итогом стало определение ключевых факторов, представляющих основные барьеры для экономического роста в регионе, в числе которых оказались институциональные барьеры, слабая транспортная инфраструктура и обслуживание, высокие издержки производства, включая энергию, налоги и транспорт [17].
Транспортные системы играют важную роль в поддержке экономики региона, а удовлетворение транспортных потребностей предприятий и жителей является необходимым условием для устойчивого экономического роста и развития.
Транспортная инфраструктура между Канадой и США обсуждается на большинстве тематических конференций и определяется как серьезное препятствие для трансграничных региональных связей. Улучшение системы всех транспортных коридоров для всех видов наземного транспорта является жизненно важным вопросом для благополучия приграничных регионов. Например, отмечается тот факт, что железнодорожная сеть, связывающая Новую Англию с Атлантической Канадой находится в неразвитом состоянии, что плохо влияет на дальнейшее развитие трансграничных экономических связей.
До начала 1990-х трафик грузового движения проходил преимущественно через канадское шоссе TransCanada. В настоящее время грузовое движение циркулирует в 10 раз больше по границе США / Канада, чем на TransCanada Highway.
Стратегически важное значение имеет Автомагистраль 95, так как служит связующим звеном между штатами Новой Англии и Атлантическими провинциями, а также портами Сент-Джон, Нью-Брансуик, и Галифакс, Новая Шотландия. Пункт въезда между Кале и Св. Стефаном является менее значительным, однако он обеспечивает прямой путь к прибрежным городам обеих юрисдикций, таких как Портленд и Сент-Джон [18].
Совершенствование транспортной системы в регионе является приоритетным -повышение доступности, целостности транспортной системы может повысить конкурентоспособность региона, поддерживая ключевые отрасли промышленного производства путём расширения доступа для поставщиков и потребительских рынков.
Например, усовершенствование коротких линий железных дорог в более связную сеть сможет повысить уровень обслуживания грузовых перевозок и, возможно, послужит для будущих пассажирских маршрутов. Развитие туристической сферы (в том числе на труднодоступных маршрутах) также взаимосвязано с потенциальным улучшением сообщения в регионе.
Следует также отметить, что по сравнению с существующими условиями создание более удобной и безопасной сети автомагистралей, расширение железнодорожной сети может помочь уменьшить потребление топлива и выбросы углекислого газа. Таким образом, улучшение транспортной системы может потенциально принести как экологические, так и экономические выгоды, а также создать условия, которые помогут повысить привлекательность северо-восточного региона как места для жизни, отдыха и бизнеса.
В центре внимания находится и сфера энергетики. Квебек и Нью-Йорк уже давно стали энергетическими партнерами. Квебек вносит неоспоримый вклад в энергетическую безопасность Нью-Йорка и располагает достаточной мощностью для удовлетворения его потребностей. Правительство провинции Квебек в рамках корпорации Гидро-Квебек (Hydro-Québec), развивает этот потенциал, начиная с конца 1940-х годов вкладывая крупные инвестиции в 59 гидроэлектростанций [19]. HydroQuébec вывозит часть своих излишков электроэнергии в соседние сети в Канаде и США на основании долгосрочных договоров и соглашения о рынках электроэнергии Новой Англии, штата Нью-Йорк и Онтарио [20].
В 2009 году главами штата Мэн и провинции Нью-Брансуик был подписан меморандум о совместном развитии северо-восточного энергетического коридора. В меморандуме обозначены конкретные сферы, в которых провинция и штат планируют работать вместе для исследования возможных вариантов более эффективного использования их электрических систем, предусматривающая поддержку развития различных источников энергии для потребления и транспортировки на рынки северо -восточной части США. Особое внимание в программе уделяется возобновляемой энергии, включая энергию ветра, приливов и отливов, а также сделан акцент на традиционных нефтепродуктах и природном газе. Коридор, пересекая границу между Нью-Брансуиком и штатом Мэн, доставляет широкий спектр энергетических продуктов на северо-восток наиболее экономически эффективным и экологически безопасным способом, а также способствует достижению общих стратегических целей Канады и США в области энергоснабжения и энергетической безопасности, развития экологически чистой энергии, и торговли в целом [21].
В провинции Нью-Брансуик для производства электричества используются угольные, геотермальные, атомные и гидроэлектростанции. В провинции имеются 14 генерирующих мощностей, которые производят электроэнергию для внутреннего пользования, а часть поставляется на рынки соседних провинций и в Новую Англию. Две линии электропередач пересекают границу Мэна и Нью-Брансуика: Нью-Брансуик-Мэн и Нью-Брансуик - Квебек [22].
В регионе также существует целый ряд нефте - и газопроводов. Приморский и Северо-Восточный трубопровод, который имеет крупнейшим объем транспортировки газа, находится недалеко от пограничного пункта рядом с Кале (Мэн). Газопровод транспортирует порядка 440 миллионов кубических футов газа в день из Атлантических провинций в Новую Англию [23]. Контрольный пакет трубопровода (77 %) находится в собственности американской компании Spectra Energy Corp.
Помимо уже ставших традиционными различных инициатив, включающих в себя вопросы использования интенсификации транспортного сообщения, экономического взаимодействия, нанотехнологий, энергетических ресурсов, представители квебекского правительства в Нью-Йорке (DGQNY) в сотрудничестве с канадским Генеральным консульством в Нью-Йорке и колледжем Уголовного Правосудия Джон Джей, организовали симпозиум по процедурам и инициативам по борьбе с организованной преступностью, терроризмом, отмыванием денег, незаконным оборотом наркотиков и другими трансграничными преступлениями.
Возможность сотрудничества в области высоких технологий особенно интересна для обеих сторон, если принимать во внимание растущую концентрацию технологических исследований и разработок.
Изначально особое значение приобрело сотрудничество в области освоения и передачи новых технологий. Перед правительствами стояла задача создания трансграничного шлюза для передовых технологий. Техническим комитетом Коридора Квебек - Нью-Йорк были определены семь приоритетных секторов для работы в данном направлении. Это, в первую очередь освоение нанотехнологий, создание информационных магистралей, привлечение инвестиций (венчурный
капитал), а также разработки и совместные исследования в сфере оптики / фотоники, кибербезопасности, геномики и биотехнологий [24].
Первые соответствующие соглашения были подписаны в начале 2000-х годов между компаниями NanoQuebec и AlbanyNanotech, которые и в настоящее время являются наиболее активными участниками процесса обмена знаниями и достижениями в области новых технологий, поочередно проводят в Квебеке и Нью-Йорке совместные семинары [25]. Оба партнера также поддерживают университеты и исследовательские центры, на базе которых часто инициируют совместные исследования в таких областях как технологии безопасности и аэронавигационного строения [26].
Примерно в тоже время сторонами был подписан документ, касающийся создания информационной магистрали, подразумевавший осуществление совместных проектов, и, как следствие, обеспечение работы сверхскоростной сети на северо-востоке штата. В провинции Квебек на тот момент уже функционировала информационная сеть RISQ, отличающаяся высокой мощностью, отличным уровнем структуризации и объединяющая основные учебные центры и научно -исследовательские институты. В Нью-Йорке тем временем была разработана аналогичная система NYSERNet, правда функционировала она только на южной территории штата.
Прецеденты подобного сотрудничества впоследствии послужили поводом для создания института Квебека при университете Нью-Йорка. Используя академические ресурсы и бизнес-ориентированные программы обучения, соответствующие соглашения в этой области способствуют позиционированию коридора Квебек-Нью-Йорк как одного из наиболее перспективных, крупных финансовых и коммерческих центров для продвижения новых технологий, способствующих привлечению венчурного капитала [27].
Трансграничное сотрудничество в регионе не сводится исключительно к транспортной и энергетической системам. Сфера туризма и развитие социокультурных связей становится все более важной для экономического будущего региона [28].
Потенциальный рынок туризма представляется довольно большим [29]. Например, в штате Мэн, который позиционирует себя как «Vacationland» («Страна отдыха») туризм стал важнейшей отраслью экономики, принося порядка 10 млрд. долларов прибыли, обеспечивая занятость 140 тысяч человек и составляя 20 % от ВВП штата, превысив объединенную долю сельского, рыболовного хозяйств [30].
Под прибрежным туризмом можно понимать разнообразный спектр туристических и развлекательных мероприятий и сопутствующую ему инфраструктуру - курорты, гостиницы, рестораны, дома отдыха, розничную торговлю, причалы и пляжи, а также развлекательные мероприятия - круизы, дайвинг, любительское рыболовство.
2 мая 2014 года правительствами штата Мэн и провинции Нью-Брансвик и было подписано соглашение о создании программы «Two Nation Vacation» для привлечения туристов в регион. Эта совместная программа предлагает деятелям искусства и культурным организациям доступ к информации, поощряет совместные трансграничные проекты в области культуры и предлагает новые возможности для расширения трансграничного бизнеса и туризма. Данная инициатива предполагает совместное финансирование: предусмотрено выделение 1 млн. долларов в течение четырех лет на реализацию проекта [31].
Очевидно, что правительства субъектов рассматривают потенциал кластеров, сложившихся в приграничном районе, в качестве уникальных инструментов регионального развития.
На сегодняшний день становится очевидным, что большинство промышленных отраслей на границе приобретает все больше взаимосвязей, субъекты признают важность решения общих проблем регионального уровня и проводят
скоординированную трансграничную политику, изыскивая возможности для координации сил государственных и частных секторов.
В течение длительного периода времени, взаимодействие образований сводилось к двум основным направлениям: торговля и туризм. На современном этапе региональное сотрудничество Новой Англии и Восточной Канады реализует широкий спектр проектов в области развития энергетики, транспортной системы, защиты окружающей среды, туризма, обмена технологиями и социокультурных связей.
Растущее значение региональных трансграничных отношений отражает динамику канадо-американских отношений, включающую в себя более активное участие субнациональных акторов на региональном уровне.
Очевидным является тот факт, что легче и практичнее решаются проблемы трансграничного характера, если это происходит при непосредственном участии приграничных заинтересованных сторон. Развитие отношений на субнациональном уровне имеет важное преимущество в отличие от межгосударственных отношений, в силу того, связи в этом случае по самой своей природе больше приближены к потребностям людей и нуждам экономики, а потому прагматичны и нацелены на достижение конкретных и быстрых результатов [31].
Совокупность сфер, затрагивающих экономическое сотрудничество, позволяет сделать вывод о том, что постепенно в регионе устанавливается интеграционная деятельность на микро-уровне, поскольку местные власти заинтересованы не только в обеспечении максимально комфортных условий хозяйствования, но и в извлечении прибыли, что не может не отражаться и на благосостоянии граждан.
Литература
1. Offices abroad. Ministery of International Relations, La Francophonie and External Trade of Quebec. [Электронный ресурс]. URL: http://www. mrifce.gouv.qc.ca/en/ministere/representation-etranger (дата обращения: 16.04.2015).
2. Relations internationales Francophonie et Commerce exterieur. [Электронный ресурс]. URL: http://www.mrifce.gouv.qc.ca/en/ministere/representation-etranger/amerique-du-nord/new-york (дата обращения: 16.04.2015); Цветкова Н. А. Публичная дипломатия сша и революции в арабском мире // Мир и политика. 2011. № 4. С. 45.
3. Комкова Е. /".Канадские провинции, американские штаты, трансграничные регионы в начале XXI века // Дружественный рубеж: канадско-американское приграничное сотрудничество. Москва-Волгоград: 2007 - С. 69-96/
4. Building Cross-Border Links: a Compendium of Canada-US Government Collaboration. Part 2. Provincial and Territorial Governments. Ottawa, Canada School of Public Service . 2005. [Электронный ресурс]. URL: http://www.npstc.org/download.jsp?tableId=37& column=217&id=3302&file=RES0URCE_Canada_Compendium_US_Agreements.pdf (дата обращения: 16.04.2015).
5. Government of Canada. - Trade Data Online: Import, export and investment report. [Электронный ресурс]. URL: https://www.canada.ca (дата обращения: 31.03.2016).
6. Memorandum of Understanding: Establishment of Maine/New Brunswick Cultural Initiative. // Government of New Brunswick, Canada. [Электронный ресурс]. URL: http://www2. gnb. ca/content/dam/gnb/Departments/thctpc/pdf/Culture/MOUPhaseOneRe portDec2010.pdf (дата обращения: 01.04.2015).
7. Гавриленко Н. Н. Канада и интеграционные процессы в Северной Америке: десятилетие НАФТА // Канада и Россия: из прошлого в будущее. Материалы Третьих канадских чтений 20 апреля 2004 г., СПб.: изд-во АСТЕРИОН, 2004, С. 41-48.
8. The Canada-United States Transportation Border Woking Group. - The Emergence of Cross-order Regions Between Canada and the United States. [Электронный ресурс]. URL: http://www.thetbwg.org (дата обращения: 31.03.2016).
9. Albert Juneau. Québec-New York Trade Corridors Initiatives. IRPP Working Paper Series. № 9 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://www.irpp. org/wp/archive/NA_integ/wp2004-09p.pdf (дата обращения: 31.03.2016).
10. Trade Corridors - Québec - New York Corridor. [Электронный ресурс]. URL: http://www.corridors.ca/quebec_newyork_corridor.php?lang=en (дата обращения: 16.04.2015).
11. Agreement beteween the Fédération of the Québec Chambers of Commerce and the Plattsburgh-North Country Chamber of Commerce, December 2001. [Электронный ресурс]. URL: http://www.aims.ca/site/media/aims/AtlanticaQuebec.pdf (дата обращения: 16.04.2015).
12. New York's Tech Valley. [Электронный ресурс]. URL: http://www.techvalley.org/Pag es/Live/About%20Tech%20Valley.html (дата обращения: 10.04.2013).
13. Quebec Delegate General to New York André Boisclair. [Электронный ресурс]. URL: www.international.gouv.qc.ca/en/.../11523/
14. High Speed Rail NY Statement of RegionalImpact. [Электронный ресурс]. URL: http://www.slideshare.net/CharlesLattuca1/high-speed-rail-ny-statement-of-regional-impact (дата обращения: 10.03.2014).
15. Quebec-New York relationship crucial//Press-Republican 20.02.2013. [Электронный ресурс]. URL: http://pressrepublican.com/0100_news/x1525015811/Quebec-New-York-relationship-crucial (дата обращения: 24.02.2015).
16. Québec-New York Trade Corridors Initiatives. [Электронный ресурс]. URL: http://www.irpp.org/wp/archive/NA_integ/wp2004-09p.pdf (дата обращения:
31.03.2015).
17. Beginning an Era of Renewed Relations between Maine and New Brunswick, Canada // The Maine Deocrat. [Электронный ресурс]. URL: http://polarbearandco.com/mainede m/cana.html, (дата обращения 31.03.2015).
18. The Conference Board of Canada. - Regional, Cross-Border Planning: Maine - New Brunswick Action Plan for Infrastructure Protection and Resilience. [Электронный ресурс]. URL: http://www.conferenceboard.ca (дата обращения: 31.03.2016).
19. Projets de construction. [Электронный ресурс]. URL: http://www.hydroquebec.com/fr/ index.html (дата обращения: 13.04.2015).
20. Hydro-Quebec. [Электронный ресурс]. URL: http://ru.wikipedia.org/wiki/Hydro-Qu%C3%A9bec (дата обращения: 13.04.2015).
21. .Beginning an Era of Renewed Relations between Maine and New Brunswick, Canada // The Maine Deocrat: [Электронный ресурс] URL: http://pol arbearandco.com/mainedem/cana.html, (дата обращения 31.03.2015).
22. Beginning an Era of Renewed Relations between Maine and New Brunswick, Canada. // The Conference Board of Canada. [Электронный ресурс]. U RL: http://www.conferenceboard.ca/elibrary/abstract.aspx?did=4264 (дата обращения:
05.04.2016).
23. Maritime and Northeast Pipeline. [Электронный ресурс]: URL: http://www.mnpp.com/ canada/ (дата обращения: 31.03.2015).
24. Albert Juneau. Québec-New York Trade Corridors Initiatives. IRPP Working Paper Series. № 9 2004. [Электронный ресурс]. URL: http://www.irpp. org/wp/archive/NA_integ/wp2004-09p.pdf (дата обращения: 31.03.2016).
25. Квебек: динамичная экономика. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gotocana da.com.ua/Quebec_Economics.html (дата обращения: 20.02.2015).
26. Tech Valley Org. [Электронный ресурс]. URL: http://www.techvalley.org/Pages/Work /Doing%20Business/International%20Business/Quebec-NY%20Cooridor.html (дата обращения: 15.04.2015).
27. Quebec New York Connection. [Электронный ресурс]. URL: http://www.northcountry chamber.com/data/files/Canadian_Impact_study.pdf (дата обращения: 15.04.2015).
28. Government of New Brunswick, Canada. - Memorandum of Understanding: Establishment of Maine/New Brunswick Cultural Initiative. [Электронный ресурс]. URL: http://www2.gnb.ca (дата обращения: 31.03.2016).
29. The Gulf of Maine in Context: State of the gulf of Maine report //Gulf of Maine Council on The Marine Environment: Canada and the United States working together for a healthy environment. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gulfofmaine.org/state-of-the-gulf/docs/the-gulf-of-maine-in-context.pdf, (дата обращения: 31.04.2015.)
30. The Gulf of Maine in Context: State of the gulf of Maine report //Gulf of Maine Council on The Marine Environment: Canada and the United States working together for a healthy environment. [Электронный ресурс]. URL: http://www.gulfofmaine.org/state-of-the-gulf/docs/the-gulf-of-maine-in-context.pdf, (дата обращения: 31.04.2015.)
31. Two Nation Vacation: Connect with Nature and History. [Электронный ресурс]. -URL: http://www.two-nation-vacation.com (дата обращения: 31.03.2016).
32. Albert Juneau. Québec-New York Trade Corridors Initiatives. [Электронный ресурс]. IRPP Working Paper Series. № 9 2004. URL: http://www.irpp.org/wp/archive/NA_integ /wp200409p.pdf (дата обращения: 31.03.2016).