Научная статья на тему 'Трансграничная миграционная система Содружества независимых государств'

Трансграничная миграционная система Содружества независимых государств Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
243
51
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Политическая наука
ВАК
RSCI
Ключевые слова
ТРАНСГРАНИЧНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СИСТЕМА (ТМС) / ФАКТОРЫ ФОРМИРОВАНИЯ И ПРИЗНАКИ СИСТЕМЫ / СУБЪЕКТНОСТЬ СИСТЕМЫ / УРОВНИ СУБЪЕКТНОСТИ МИГРАЦИОННОЙ СИСТЕМЫ / TRANS-BOUNDARY MIGRATION SYSTEM (TMS) / FACTORS OF FORMING THE SYSTEM CHARACTERISTICS OF SYSTEM / SUBJECTIVITY OF MIGRATION SYSTEM / LEVELS OF SUBJECTIVITY OF MIGRATION SYSTEM

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Акмалова Альфия Азгаровна, Капицын Владимир Михайлович

Исследуются трансграничная миграционная система в Содружестве Независимых Государств, роль России как «ядра» этой системы, факторы формирования системы, ее признаки, в том числе уровни взаимодействия отдельных мигрантов, групп мигрантов, государственной политики и глобальных акторов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Modern transboundary migratory systems

The author analyses the trans-boundary migration system in the Commonwealth of Independent States, the role of Russia as a core of this system, factors of forming of system, its characteristics including levels of interaction of migrant individuals groups, state policy and global actors.

Текст научной работы на тему «Трансграничная миграционная система Содружества независимых государств»

А.А. АКМАЛОВА, В.М. КАПИЦЫН ТРАНСГРАНИЧНАЯ МИГРАЦИОННАЯ СИСТЕМА СОДРУЖЕСТВА НЕЗАВИСИМЫХ ГОСУДАРСТВ

Факторы формирования трансграничной миграционной системы

В XXI в. роль трансграничной миграции и сопутствующих ей процессов диаспоризации будет возрастать [Россия и мир в 2020 году, 2005, с. 85-86]. Исходя из системного подхода, исследователи рассматривают миграцию как перенос энергии (энергоге-нез), устойчивый обмен населением, потоками рабочей силы, финансов, культурных образцов. Предмет данной статьи - анализ формирования трансграничной миграционной системы (далее ТМС) в регионе СНГ.

Прежде всего, необходимо определить понятие «трансграничная миграция». Адекватным представляется подход И.В. Ивах-нюк, которая определяет международную миграцию населения как «территориальные передвижения людей через государственные границы, связанные с изменением постоянного места жительства и гражданства, обусловленным различными факторами (экономическими, семейными, национальными, политическими и др.), или с пребыванием в стране въезда, имеющем долгосрочный (более 1 года), сезонный (менее 1 года) и маятниковый (ежедневный) характер, а также с циркулярными (или эпизодическими) поездками на работу, отдых, лечение и тому подобное» [Ивахнюк И.В., 2003].

Социальная природа ТМС объясняется взаимосвязанными условиями: неравновесностью и дополняемостью развития разных обществ, что находит отражение в разных темпах и направле-

ниях формирования рынков труда, демографических особенностей, услуг образования, межнациональных отношений. Все это приводит к движению населения в определенных социально-географических и социокультурных параметрах. Взаимозависимость и дополняемость обществ и государств в СНГ позволили смягчить последствия беспрецедентных миграций 1980-1990-х годов.

Можно выделить факторы, которые и в настоящее время в СНГ усиливают неравновесность и дополняемость и ведут к формированию ТМС.

Взаимная заинтересованность государств. Развитые нации предъявляют постоянный спрос на труд мигрантов из стран, обладающих большим эмиграционным потенциалом [Тюрюканова Е., 2006, с. 5]. Происходит систематический обмен: а) рабочей силы различной квалификации - на развитие и стабилизацию экономик и социальных систем; б) приема переселенцев - на оптимизацию демографического состава обществ; в) притока туристов - на репрезентацию территориальных и культурных особенностей стран. Взаимные выгоды могут обеспечиваться и для принимающих государств, и для государств исхода, и для самих мигрантов. Такая дополняемость впервые была отмечена на Всемирном конгрессе по народонаселению и развитию в Каире в 1994 г.

Влияние исторических связей. Трансграничное движение населения быстрее приобретает системный характер при наличии исторически сложившихся связей. В свое время миграция из Европы в США на начальном периоде приобрела черты ТМС в силу опоры на историческую устойчивость, интенсивность связей в англосаксонской колониальной системе. ТМС в СНГ (с Россией в качестве «ядра») формировалась благодаря таким бывшим структурам СССР, как единые рынок труда, система образования, общий язык.

Программирование миграции. Системность трансграничной миграции усиливается вследствие разработки международных программ ЕС, Совета Европы, СНГ, НАФТА, ЮНФПА ООН, 20-летней Программы действий в области народонаселения и развития, принятой в Каире в 1994 г., а также национальных миграционных политик государств.

Демографический аспект миграции. Миграция во много объясняется демографической ситуацией в странах СНГ и Балтии. В России сокращение населения шло на фоне беспрецедентного

миграционного прироста после распада СССР (около 6 млн. человек), восполнившего за период с 1992 г. 47% естественной убыли населения [Глущенко Г.И., 2008, с. 40]. Общий коэффициент рождаемости составлял в 2005 г. 10,2% против 14,6% в 1989 г., суммарный коэффициент рождаемости сократился с 1990 по 2005 г. с 2,01 до 1,34 ребенка (и ниже) на одну женщину. Численность населения РФ на 1 января 2008 г. составляла 142,0 млн. человек, сократившись на 6,3 млн. человек по сравнению с 1992 г. [Демография...]. Россия в дальнейшем будет нуждаться все больше в приеме трудовых мигрантов (до 0,7-1,0 млн. в год) [Ивахнюк И.В., 2008, с. 29].

Территориальные асимметрии. В России усиление факторов неравновесности связано с огромными асимметриями развития регионов. Подобные проблемы, но с выраженным этническим уклоном (переселение русскоязычных в Россию) возникли и для Казахстана. Восточные регионы России из-за «западного дрейфа» населения и высокой смертности потеряли от 25 до 50% численности (Чукотка, Магаданский край, Курилы). Валовой региональный продукт на душу населения в «регионе-лидере» (Тюменской области) был в 2000 г. в 12,8 раза выше, чем в «регионе-аутсайдере» (Республика Ингушетия); в 2003 г. разрыв составил 35,9 раза; в 2005 г. - 43,3 раза [Алешковский И., 2007, с. 11]. Асимметрия носит и трансграничный характер: плотность населения на Дальнем Востоке в среднем составляет 4 человека на 1 кв. км, т.е. в 30 раз меньше, чем в соседних провинциях КНР. В Еврейской автономной, Амурской, Читинской, Сахалинской областях, Приморском и Хабаровском краях проживают 6,7 млн. человек, а в сопредельных регионах КНР - более 110 млн. [Тюркин М.Л., 2009, с. 330] .

Экономическое влияние трансграничной миграции. Самостоятельным экономическим фактором стали денежные переводы мигрантов. Среди стран СНГ, получивших в 2007 г. переводы мигрантов на сумму 1 млрд. долл. США и более, самая высокая доля переводов в ВВП характерна для Молдавии (28-34%), Таджикистана (36-45%), Кыргызстана (28%), Армении (20%) [Щербакова Е., 2009; Ивахнюк И.В., 2008, с. 31]. Банки разных стран, в том числе России, ведут борьбу за участие на рынках денежных переводов мигрантов, поскольку они представляют собой безрисковые финансовые операции, дают стабильные прибыли в отличие от

рискованных доходов по процентам на кредиты и вклады физических и юридических лиц. Из всех денежных переводов из России на страны СНГ (Украину, Таджикистан, Узбекистан, Армению, Азербайджан, Молдавию и Грузию) приходится 80% [Глущен-ко Г.И., 2008, с. 43].

Миграция усиливает стабилизацию пенсионных систем развитых стран. С ростом объемов выплат стареющему населению растет степень необходимости «импорта налогоплательщиков» для поддержания активов пенсионных фондов. Начавшееся с 2007 г. сокращение трудоспособного населения будет нарастать и может достигать в 2010-2018 гг. ежегодно 1 млн. человек. В Европе от трансграничной трудовой миграции уже в немалой степени зависит стабильность функционирования фондовых рынков; в них много активов принадлежит пенсионным фондам, которые для выплат пенсий стареющему населению будут вынуждены продавать ценные бумаги, провоцируя финансовый кризис [Глущенко Г.И., 2008, с. 44].

Неравновесность и дополняемость усиливают связь между организацией торговли услугами и потоками мигрантов. Наметился сдвиг в формировании иммиграционной политики в сторону интересов торговли; некоторые государства и компании стремятся представить временную трудовую миграцию как часть формирующегося режима торговли услугами [Keely C.B., 2001, р. 264; Эппле-ярд Р., 2002, с. 7]. Это актуально также в отношении эпизодической и челночной (маятниковой) трансграничной миграции [Ивах-нюк И.В., 2003].

Формирование миграционной системы СНГ

Миграционный потенциал СНГ относительно России как ядра системы можно оценивать, исходя из количественных и мотива-ционно-целевых оснований: количество людей, предполагающих переезд в Россию на постоянное жительство (замещающая миграция); временные приезды с целью заработка и обучения (трудовая и образовательная миграция); использование России как транзитной зоны (транзитная миграция); туристские и деловые поездки (эпизодическая миграция). Потенциал переселения в Россию, если судить по этническому и количественному признакам, уменьшился

по сравнению с началом 1990-х годов. Тогда в бывших республиках СССР жили около 25 млн. русских, а вместе с представителями всех титульных для России наций (татар, башкир, мордвы, чувашей и т.д.) и другого русскоязычного населения (немцы, поляки, чехи и др.), а также ориентирующимися на Россию украинцами, белорусами, казахами, армянами, азербайджанцами и другими жившими в СССР народами - 37-38 млн. Потенциал уменьшился за счет уже переехавших: в 1989-2009 гг. переселились более 4 млн. русских. Миграционный прирост в 2001-2006 гг. был в 5 раз меньше, чем в 1989-2000 гг. Кроме того, часть русских сменила этнонациональ-ную принадлежность (1,8 млн. русских на Украине, 0,5 млн. в Казахстане причислили себя к титульной нации данных государств). С учетом естественной убыли и рождения детей русских в ближнем зарубежье осталось около 16,5-17 млн. Представителей других титульных для России наций в ближнем зарубежье, судя по переписям населения, всего около 1,5 млн. человек [Рыбаковский Л.Л., 2009, с. 33-34] .

Что касается временной трудовой миграции, то в СНГ и России для данного потока были характерны: а) ограниченность в основном границами бывшего СССР; б) нацеленность в основном на российский рынок труда; в) превалирующая форма социальной мобильности населения в СНГ - трудовая миграция; г) значительная доля «теневой» формы труда мигрантов; д) притяжение в Россию трудовых мигрантов как из постсоветских, так и из других стран (КНР, Турции, КНДР, Сербии и т.д.); е) незначительный пока экспорт рабочей силы за пределы СНГ: по официальным оценкам, в общей сложности в ЕС насчитывалось в начале 2000-х годов примерно 120 тыс. трудовых мигрантов из СНГ [Ивахнюк И.В., 2003], что объяснялось «языковым барьером», слабой информационной базой о трудоустройстве; отсутствием в регионе опытных агентств по трудоустройству за рубежом, опыта трудоустройства и проживания в странах импорта рабочей силы, наличием жесткой конкуренции на европейском рынке труда, слабостью этнических миграционных сетей в странах-реципиентах [Каменский А., 2002, с. 99100]; д) несбалансированность структуры спроса и предложения на рынке труда: в основном спрос на лиц, занимающихся физическим трудом в промышленности, сельском хозяйстве, строительстве, транспорте, торговле. В России и Казахстане этот спрос не покры-

вается за счет своих трудовых ресурсов; при этом россияне не всегда готовы занять эти рабочие места (низкий уровень оплаты, непрестижность, тяжелые условия труда); работодателям выгодно использование «теневой» миграции.

Приток иностранной рабочей силы в Россию в значительной своей части происходит в скрытой, нерегистрируемой, незаконной форме. Так, в 2001 г. в России было зарегистрировано только 283 тыс. иностранных работников. По официальным данным, общее число разрешений на работу, выданных за период 1992-2001 гг., составило более 1,5 млн. Однако реальное число незаконных рабочих-мигрантов оценивалось в 3-5 млн. В 2008 г. легальных трудящихся-иностранцев прибыло всего 2,4 млн. Из них 1 млн. заняты в строительстве (плюс около 2 млн. нелегалов), 384 тыс. - в торговле, 234 тыс. - в обрабатывающих производствах, 185 тыс. - в сфере услуг, 135 тыс. - в лесном и сельском хозяйстве, 87 тыс. - на транспорте. Нелегальных трудовых мигрантов было порядка 45 млн. [Дмитриев А.В., Пядухов Г.А., 2009, с. 19, 22]. За этими цифрами скрывается огромный неиспользованный потенциал трудовой миграции в странах СНГ. «Теневая» миграция должна рассматриваться в комплексе с замещающей, временной трудовой, транзитной, эпизодической. Системность трансграничной миграции будет усиливаться с уменьшением «теневой» миграции и блокированием криминальной.

Оценка развития потенциала ТМС в СНГ предполагает рассмотрение разных ситуаций трансграничности. В приграничных регионах неравновесность и дополняемость проявляются наиболее наглядно в интенсивной трудовой и эпизодической миграции. Особенно важный для России аспект - протяженность приграничных регионов, обладающих миграционной спецификой в силу природных условий, инфраструктуры, степени трудообеспеченности, и соответственно разной потребностью в трансграничных миграциях.

Вводятся различные приграничные режимы пересечения государственных границ граждан Белоруссии с Украиной, Литвой, Латвией; России - с Украиной, Казахстаном, Азербайджаном, Финляндией, Грузией, КНР, Монголией; Калининградской области России - с государствами ЕС. Интенсивно взаимодействует население российских и казахстанских приграничных областей, где инфраструктура, политический фон, практические шаги для развития

сотрудничества официальных и других структур, ресурсы - все располагает к использованию замещающей, трудовой миграции из Казахстана и обоюдной эпизодической миграции [Голунов С.В.].

Социальные и политико-правовые основы ТМС в СНГ

На глобальном и региональном международном уровнях коллективная миграционная политика и нормотворчество способствуют созданию инфраструктуры взаимодействия миграционных ведомств, взаимно учитывающих особенности национальных миграционных моделей. В СНГ выделяются следующие национальные модели: а) в основном отдающие мигрантов (Таджикистан, Кыргызстан, Узбекистан, Молдавия, Армения); б) в основном принимающие (Россия, Казахстан, Украина, Белоруссия); в) транзитные (почти все государства СНГ).

Наличествуют конфликты целей миграционной политики разных государств СНГ. В 2007-2008 гг. новые представительства ФМС России за рубежом, предусмотренные Указом Президента РФ [Указ], не были созданы в государствах - участниках СНГ, располагающих наибольшим миграционным потенциалом (Казахстан, Молдова, Узбекистан, Украина), так как власти тормозили этот процесс, важный для реализации Государственной программы содействия переселению в Россию соотечественников. К примеру, для Казахстана, где имеются малозаселенные земли, переселение людей из Казахстана в Россию невыгодно. По состоянию на 1 января 2009 г. функционировало только пять представительств ФМС России и 15 временных групп [Программа возвращения]. Чтобы разрешить эти трения, необходимы специальные двусторонние и коллективные договоренности.

В идеале будущее за системной миграционной политикой СНГ, основанной на принципе взаимовыгодного регулирования миграционных отношений, обеспечивающей «соразвитие» принимающих и посылающих стран. Концепция «соразвития» в широком смысле предусматривает использование миграции для целей экономического развития, а в практической плоскости фокусируется на возвратности мигрантов как факторе развития посылающих стран [Глущенко Г.И., 2008, с. 39]. В рамках СНГ, например, во взаимодействии России и Казахстана, возможны такие принципы

«соразвития»: если часть русскоязычного населения Казахстана переселится в Россию, то это можно компенсировать совместной работой по переподготовке специалистов для Казахстана, а также миграцией из трудоизбыточных стран (Узбекистан, Таджикистан, Кыргызстан).

Основные правовые механизмы в таком сотрудничестве -двусторонние и коллективные соглашения и договоры. Россия заключила ряд соглашений о трудовой деятельности и социальной защите граждан одной страны, работающих на территории другой страны, о социальных и юридических гарантиях для мигрантов, переезжающих на постоянное место жительства из одной страны в другую. Многие соглашения устаревают. С Кыргызстаном и Таджикистаном подписаны и ратифицированы новые двусторонние соглашения, оснащенные организационно-правовыми механизмами (рабочие группы, мониторинг, взаимодействие на региональном уровне). 4 июля 2007 г. подписано соглашение между правительствами России и Республики Узбекистан о трудовой деятельности и защите прав трудящихся-мигрантов, вступившее в силу после ратификации 15 июля 2009 г.

Но двусторонние соглашения не всегда эффективны, например в отношении транзитной и нелегальной миграции. Необходимы коллективные соглашения, имеющие системный характер, регулирующие в комплексе все виды миграции, основные ее каналы и направления, в том числе легальную и «теневую», блокирующие криминальную. В 1990-2000 гг. Туркмения, Узбекистан, Россия, Казахстан и Азербайджан вышли из Бишкекского соглашения (1992), по которому граждане государств - участников СНГ имели право свободного въезда, выезда и передвижения по территории СНГ. 6 марта 1998 г. было заключено Соглашение о сотрудничестве государств - участников СНГ в борьбе с незаконной миграцией. В 2004 г. создан координирующий орган - Совместная комиссия по борьбе с незаконной миграцией государств - участников соглашения 1998 г. (восемь государств). Была одобрена Концепция сотрудничества государств - участников СНГ в противодействии незаконной миграции от 16 сентября 2004 г. В 2007 г. главы государств -участников СНГ подписали Декларацию о согласованной миграционной политике данных государств, намечающую информационное взаимодействие, противодействие нелегальной миграции, взаимо-

помощь в предупреждении, выявлении и пресечении ее каналов, а также стремление к сближению законодательств в сфере миграции, разработке миграционных программ и их реализации [Тюркин М.Л., 2009, с. 286-289]. Реализовались и реализуются программы сотрудничества данных государств на 2006-2008 и 2009-2011 гг.

На глобальном уровне проблемами трансграничной миграции населения и трудовых ресурсов занимается ООН, в частности МОТ и Управление верховного комиссара ООН по делам беженцев. В 1998 г. московское отделение МОТ было преобразовано в Субрегиональное бюро для стран Восточной Европы и Центральной Азии. Это мотивировалось наличием единого миграционного пространства в СНГ. Деятельность бюро распространяется на десять стран СНГ (исключая Украину и Молдову).

Национально-государственный уровень субъектности ТМС имеет важное значение для государств СНГ и особенно для России, играющей роль «ядра» СНГ [Ивахнюк И.В., 2008, с. 39]. Многое зависит здесь от развития федерального миграционного законодательства, а также законодательства субъектов РФ. Российские законодатели выступали в качестве своеобразного «локомотива» в Межпарламентской ассамблее СНГ при подготовке модельных законов, которыми пользовались в процессе законотворчества страны СНГ.

Для России, при всей непоследовательности ее политики, знаменателен поворот в сторону системных разрешительных мер регулирования согласно решению Совета безопасности РФ «О мерах по совершенствованию миграционной политики РФ» от 17 марта 2005 г. Приняты Программа работы с соотечественниками за рубежом на 2006-2008 гг., федеральная целевая программа «Русский язык (2006-2010)», Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Россию соотечественников, проживающих за рубежом (2007-2012). Складывается система миграционного права на основе законодательства, решений Конституционного суда РФ и судов общей юрисдикции, юридической практики, норм международного права, решений Европейского суда по правам человека. Приняты новые редакции федеральных законов «О беженцах», «О порядке выезда из РФ и въезда в РФ», «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом», «О государственной границе Российской Федерации»; федеральные законы «О правовом положе-

нии иностранных граждан в Российской Федерации», «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации», Правила осуществления миграционного учета иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, административные регламенты для ФМС России.

Оживлению потенциала переселения в Россию может послужить Государственная программа по переселению в Россию соотечественников [Государственная программа], рассчитанная в основном на использование репатриантов из СНГ в течение 20072012 гг. Пока реализация данной программы дает скромные результаты. В момент ее разработки и принятия в 2006 г. строились прогнозы о приеме до 2010 г. из-за рубежа более 300 тыс. соотечественников. По состоянию на январь 2010 г. в Россию прибыло чуть более 17 тыс. участников программы. Это немногим более 4% всего миграционного прироста. В основном это жители Казахстана, Узбекистана, Киргизии, Таджикистана, Украины, Молдавии [Программа возвращения; Тюркин М.Л., 2009, с. 351].

Пакет проектов правовых нормативных актов, который, по мнению специалистов, предстоит еще принять, остается солидным. В частности, необходимы разработка и принятие законов «О репатриации», специальных норм закона «О социальном партнерстве», поправок в Кодекс об административных нарушениях, Трудовой кодекс РФ (или принятие отдельного закона о регулировании привлечения и использования трудящихся-иностранцев на территории России), документов, учитывающих особенности миграционных режимов для разных типов муниципальных образований.

Практика адаптации и интеграции мигрантов

От того, как осуществляется практика адаптации и интеграции мигрантов в России - «ядре» ТМС, зависит во многом становление коллективной миграционной политики в СНГ. Площадками взаимодействия разных уровней ТМС являются Всемирные конгрессы соотечественников, где выступают главы государств, представители ООН, международных НПО, диаспор.

II Конгресс (2006) стимулировал презентацию Государственной программы содействия добровольному переселению в Россию соотечественников. III Конгресс (2009) ускорил подготовку попра-

вок в ряд законов, в частности способствовал реанимации Федерального закона «О государственной политике России в отношении соотечественников за рубежом», уточнению самого понятия «соотечественники за рубежом». Расширены полномочия регионов России по работе с соотечественниками; прорабатывается вопрос о создании фонда поддержки и защиты прав соотечественников, проживающих за рубежом [Медведев Д.А., 2009, с. 2-3].

Растет понимание того, что системная политика должна включать в себя организационную и социальную работу с мигрантами, подготовку их к работе и пребыванию в принимающих странах, разные программы обучения и направления интеграции [Горячев Ю., 2006, с. 57-58]. Такая работа ведется, хотя и не везде. Финансировались программы Московского дома национальностей, центра межнационального образования «Этносфера» (Москва), Международного педагогического общества в поддержку русского языка, Саратовской областной общественной палаты, где представлены все диаспоры данной области. По линии Московского дома национальностей проводились курсы для мигрантов по изучения русского языка и культуры.

Для миграционной политики необходимо решить проблему выбора стратегии, исходя из антиномий «открытость - закрытость», «опасность - безопасность», «плюрализм - консолидация». В разных сочетаниях различные страны используют модели изоляции: полного исключения (полной эксклюзии), сегрегации («дифференцированного исключения»), интеграции (разные степени), плюрализма (мультикультурализма) [Юдина Т.Н., 2007, с. 54]. Ряд стран склоняется к моделям, сочетающим дифференцированное исключение (частичную эксклюзию) с интеграцией, т.е. миграционный учет и контроль, дифференциацию мигрантов по их готовности к труду в новом социуме вкупе с мерами по вовлечению в общественную жизнь в зависимости от уровня готовности (образовательная, правовая, социальная инклюзия).

Инклюзия и интеграция в принимающем социуме предполагают четыре взаимосвязанных направления: пространственно-территориальная натурализация - место поселения, структура расселения, акклиматизация; естественно-антропологическая инклюзия - семья, быт, жилье, здоровье; духовная аккультурация - образование, смягчение конфессиональных различий, правовое воспитание; профес-

сиональная адаптация - трудоустройство, профориентация, повышение квалификации, охрана труда.

Все это должно реализовываться в комплексе. Игнорирование пространственно-территориальной натурализации приводит к росту территориальных асимметрий в размещении мигрантов и анкла-визации - возникновению замкнутых поселений по этническому признаку, асимметрии в территориальном размещении (например, в Московском регионе работают от 35 до 45% всех мигрантов, занятых в экономике России [Гринберг Р., 2006]). Недостатки естественно-антропологической инклюзии ведут к усилению зависимости иностранцев от этнических миграционных сетей, воспроизводству и закреплению нисходящей мобильности, ее «наследованию» детьми мигрантов, игнорированию семейной миграции. Этническая миграция требует серьезной работы, сближения позиций по ряду вопросов, политкорректности в работе СМИ. Например, создается карта межэтнической напряженности с отметкой проблемных мест Москвы [Петрова А. Разыграли национальную карту]. Игнорирование духовной аккультурации ведет к социокультурному отчуждению, снижению толерантности, отвержению принимающим сообществом «чужаков». Незнание русского языка усиливает недоверие к мигрантам; случаются и межконфессиональные конфликты.

Недостатки в профессиональной адаптации, злоупотребления работодателей, принудительный труд, потеря работы - все это способствует превращению мигранта в безликий «трудовой ресурс», низведению до уровня «слепого орудия труда», а соответственно срыву адаптации и интеграции.

Наивны ожидания, что в условиях довольно острой конкуренции на рынках труда в Россию будут приезжать «готовая рабочая сила», «толерантные мигранты», знающие русский язык, культуру, миграционное законодательство России. Не случайно глава ФМС России в своем докладе по итогам 2007 г. говорил о подготовке проекта ведомственной целевой программы по привлечению в Россию квалифицированных трудовых мигрантов, по которой предполагается создать условия, при которых еще в стране исхода мигрант овладел бы базовым знанием русского языка, прошел профессиональную подготовку и въезжал в Россию с целью трудоустройства на конкретное рабочее место. Для решения проблем миграции

придется работать не только с мигрантами, но и с принимающими и посылающими сообществами: они должны стать органичной частью ТМС. В структуре ФМС России создаются специальные подразделения, в обязанности которых будут входить адаптация мигрантов и их интеграция в российское общество, организованное привлечение трудовых мигрантов; работа с местными жителями для повышения толерантности российских граждан по отношению к мигрантам [Петрова А. Тоже наши люди].

Реализация данной цели возможна в рамках ТМС, использующей преимущества единого миграционного пространства СНГ.

Список литературы

Алешковский И. Внутренняя миграция населения в современной России: тенденции, детерминанты, политика. - М.: ТЕИС, 2007. - 112 с.

Глущенко Г.И. Влияние международной трудовой миграции на развитие мирового и национального хозяйств: Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - М., 2008. - 54 с.

Голунов С.В. Этнокультурное измерение миграционных процессов в западной части российско-казахстанского пограничья. - Режим доступа: ШрУ/^^ш. demoscope.ru/center/fmcenter/golunov.html (Дата посещения: 30.03.2010.)

Горячев Ю. Школа интеграции в контексте миграционных процессов в Москве // Этнодиалоги: Альманах. - М.: Издательский дом «Этносфера», 2006. -№ 1 (24). - С. 56-60.

Государственная программа по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом: Утверждена Указом Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637.

Гринберг Р. Экономические и гуманитарные аспекты взаимодействия стран СНГ: (Доклад в Вольном экономическом обществе) // Взгляд: Деловая газета. - М., 2006. - 8 авг. - Режим доступа: http://www.vz.rU/society/2006/8/25/46562.html (Дата посещения: 10.04.2010.)

Демография. Федеральная служба гос. статистики [Электронный документ]. - Режим доступа: http://www.gks.ru/bgd/free/B08_00/IssWWW.exe/Stg/d04/8-0.htm) (Дата посещения: 19.02.2010.)

Дмитриев А.В., Пядухов Г.А. Принимающий социум: практики взаимодействия с трудовыми мигрантами // СОЦИС. - М., 2009. - № 10. - С. 18-28.

Ивахнюк И.В. Две миграционные системы в Европе: Тенденции развития и перспективы взаимодействия: Докл. на 4-й региональной конф. Совета Европы

«Миграционная политика накануне расширения ЕС: Вызовы будущему сотрудничеству в Восточной Европе». Киев, 9-10 октября 2003 г. // Русский архипелаг. Сетевой проект «Русского мира». - Режим доступа: http://www. archipelag.ru/agenda/povestka/povestka-immigration/europa-dis/tendentsii/ (Дата посещения: 29.03.2010.)

Ивахнюк И.В. Формирование и функционирование евразийской миграционной системы. Автореф. дис. ... д-ра экон. наук. - М., 2008. - 46 с.

Каменский А. Современное участие России в международной трудовой миграции // Мир в зеркале международной миграции. - М.: МАКС-Пресс, 2002. -С. 97-111.

Петрова А. Разыграли национальную карту // Взгляд: Деловая газета. - М., 2010. -22 марта. - Режим доступа: http://www.vz.rU/society/2010/3/22/385848.html (Дата посещения: 10.04.2010.)

Петрова А. Тоже наши люди. Адаптацией мигрантов и их интеграцией в российское общество займутся специальные подразделения ФМС // Взгляд: Деловая газета. - М., 2010. - 31 марта. - Режим доступа: http://www.vz.ru/economy/2010/ 3/31/388543.html (Дата посещения: 08.04.2010.)

Программа возвращения соотечественников в Россию // Википедия. Свободная энциклопедия. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://ru.wikipedia. org/wiki/ (Дата посещения: 06.04.2010.)

Медведев Д.А. За спиной Россия. Речь Президента РФ на III Всемирном конгрессе соотечественников 1-2 декабря 2009 г. // Российская миграция. - М., 2009. -№ 7-8 (38-39), ноябрь - дек. - С. 2-3.

Россия и мир в 2020 году. - М.: Европа, 2005. - 250 с.

Рыбаковский Л.Л. Миграционный потенциал. Понятие и критерии оценки // СОЦИС. - М., 2009. - № 2. - С. 29-36.

Тюркин М.Л. Миграционная политика в Российской Федерации: Опыт и перспективы развития. - М.: Зимогляд, 2009. - 368 с.

Тюрюканова Е. Принудительный труд в современной России: нерегулируемая миграция и торговля людьми. - Женева: Междунар. бюро труда, 2006. - 216 с.

Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. № 637 «О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом» // Российская газета. - М., 2006. - 28 июня.

Уникальным откроют дорогу. Глава ФМС озвучил новые предложения относительно регулирования трудовой миграции // Взгляд: Деловая газета. - М., 2010. - 8 апр. - Режим доступа: http://www.vz.rU/society/2010/4/8/388543.html (Дата посещения: 09.04.2010.)

Щербакова Е. Международная миграция: тенденции и перспективы // Демоскоп weekly. - М., 2009. - № 399-400, 23 ноября - 6 декабря - Электронная версия бюллетеня «Население и общество». - Режим доступа: http://demoskope.ru/ weekly/2009/0399/barom01.php (Дата посещения: 13.02.2010.)

Эпплеярд Р. Миграция квалифицированных кадров в глобализированном мире // Мир в зеркале международной миграции. - М.: МАКС-Пресс, 2002. - С. 10-19.

Юдина Т.Н. Московский мегаполис: Миграционные процессы в зеркале общественного мнения москвичей // Миграционные процессы и межэтнические отношения в Москве. - М.: МГПУ, 2007. - С. 42-56.

International migration systems: A global approach / Kritz M., Lean Lim L, Zlotnik H. (eds.). - Oxford: Clarendon press, 1992. - 274 p.

Keely C.B. International personnel movement and the emergence of an international migration regime // International migration into the 21st Century / M.A.B. Siddique (Ed.). - Cheltenham, UK: Edward Elgar, 2001. - P. 262-274.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.