Научная статья на тему 'Трансформирование механизмов международного Pr национальной промышленности в текущих внешнеполитических условиях'

Трансформирование механизмов международного Pr национальной промышленности в текущих внешнеполитических условиях Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
215
33
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
САНКЦИИ / SANCTIONS / СМИ / MEDIA / PR / МЯГКАЯ СИЛА / SOFT POWER / ИМИДЖ / IMAGE / ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / КОММУНИКАЦИИ / COMMUNICATION / КРИЗИС / CRISIS / ГОСУДАРСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИОННАЯ ПОЛИТИКА / STATE INFORMATION POLICY / СТЕРЕОТИП / STEREOTYPE

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Родина Валерия Владимировна, Козина Анастасия Александровна

Цель: определить влияние санкций на механизмы проведения международных PR-кампаний. Методологическую основу образуют принципы сравнительного анализа, а также диалектические, общенаучные методы познания, труды российских и зарубежных ведущих специалистов и практиков. Комплексное изучение проблемы потребовало применения методологического инструментария гуманитарных наук, также в работе были использованы общенаучные методы эмпирического познания. Принцип системного и комплексного подходов позволил исследовать параметры PR в их взаимодействии и взаимосвязи: от концепций до прикладных кампаний. Результаты: были предложены модели информационного управления, в том числе общественным мнение, в период санкций. Авторы предупреждают об опасности информационной открытости в условиях «войны санкций». В статье также отмечается, что в период «санкционных» мораториев Россия активно начинает применять «мягкую силу» для улучшения образа страны за рубежом и продвижения ее интересов. Были систематизированы PR-технологии в кризисной коммуникации. Практическая значимость: авторы делают ряд рекомендаций, которые будут полезны представителям промышленного сектора для минимизации имиджевых потерь от неконтролируемого процесса коммуникации в современных условиях. Научная новизна: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Mechanisms transformation of international PR national industry in the current foreign conditions

Objective: To determine the effect of international sanctions on the PR mechanisms. The methodological framework is the principles of comparative analysis, and dialectical, scientific methods of knowledge, works of Russian and foreign leading experts and practitioners. A comprehensive study of the problem required the use of methodological tools of the humanities, and in the work were used scientific methods of empirical knowledge. Systemic and integrated approach allowed to explore the parameters of PR in their interactions and relationships: from concept to PR-campaigns. Results: authors have proposed a model of information management, including the management of public opinion, in the period of sanctions. The authors warn of the dangers of information transparency in the 'war of sanctions ". The article also notes that during the "sanctions" moratoria Russia actively begins to use "soft power" to improve the image of the country abroad and promote its interests. PR-technologies were systematized in crisis communication. Practical significance: The authors make a recommendations that will be useful to the business sector representatives in order to minimize image loss of the uncontrolled process of communication in the modern world. Scientific novelty: the main conclusions of the article can be used in research and teaching.

Текст научной работы на тему «Трансформирование механизмов международного Pr национальной промышленности в текущих внешнеполитических условиях»

филологические науки

Родина Валерия Владимировна, Козина Анастасия Александровна ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ МЕЖДУНАРОДНОГО PR НАЦИОНАЛЬНОЙ ...

УДК 316.776: 808.5

ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ МЕЖДУНАРОДНОГО PR НАЦИОНАЛЬНОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ В ТЕКУЩИХ ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИХ УСЛОВИЯХ

© 2016

Родина Валерия Владимировна, кандидат политических наук, референт заместителя Министра Министерство промышленности и торговли Российской Федерации, Москва (Россия) Козина Анастасия Александровна, главный специалист Группы международных проектов группы

компаний Атомстройэкспорт Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом», Москва (Россия) Аннотация. Цель: определить влияние санкций на механизмы проведения международных PR-кампаний. Методологическую основу образуют принципы сравнительного анализа, а также диалектические, общенаучные методы познания, труды российских и зарубежных ведущих специалистов и практиков. Комплексное изучение проблемы потребовало применения методологического инструментария гуманитарных наук, также в работе были использованы общенаучные методы эмпирического познания. Принцип системного и комплексного подходов позволил исследовать параметры PR в их взаимодействии и взаимосвязи: от концепций до прикладных кампаний. Результаты: были предложены модели информационного управления, в том числе общественным мнение, в период санкций. Авторы предупреждают об опасности информационной открытости в условиях «войны санкций». В статье также отмечается, что в период «санкционных» мораториев Россия активно начинает применять «мягкую силу» для улучшения образа страны за рубежом и продвижения ее интересов. Были систематизированы PR-технологии в кризисной коммуникации. Практическая значимость: авторы делают ряд рекомендаций, которые будут полезны представителям промышленного сектора для минимизации имиджевых потерь от неконтролируемого процесса коммуникации в современных условиях. Научная новизна: основные положения и выводы статьи могут быть использованы в научной и педагогической деятельности.

Ключевые слова: санкции, СМИ, PR, мягкая сила, имидж, промышленность, коммуникации, кризис, государственная информационная политика, стереотип.

MECHANISMS TRANSFORMATION OF INTERNATIONAL PR NATIONAL INDUSTRY

IN THE CURRENT FOREIGN CONDITIONS

© 2016

Rodina Valeria Vladimirovna, candidate of political sciences, Assistant Deputy Minister Ministry of Industry and Trade, Moscow (Russia) Kozina Anastasia Aleksandrovna, Specialist Group International group of companies

Atomstroyexport projects State Atomic Energy Corporation «Rosatom», Moscow (Russia) Abstract. Objective: To determine the effect of international sanctions on the PR mechanisms. The methodological framework is the principles of comparative analysis, and dialectical, scientific methods of knowledge, works of Russian and foreign leading experts and practitioners. A comprehensive study of the problem required the use of methodological tools of the humanities, and in the work were used scientific methods of empirical knowledge. Systemic and integrated approach allowed to explore the parameters of PR in their interactions and relationships: from concept to PR-campaigns. Results: authors have proposed a model of information management, including the management of public opinion, in the period of sanctions. The authors warn of the dangers of information transparency in the 'war of sanctions ". The article also notes that during the "sanctions" moratoria Russia actively begins to use "soft power" to improve the image of the country abroad and promote its interests. PR-technologies were systematized in crisis communication. Practical significance: The authors make a recommendations that will be useful to the business sector representatives in order to minimize image loss of the uncontrolled process of communication in the modern world. Scientific novelty: the main conclusions of the article can be used in research and teaching.

Keywords: sanctions, media, PR, soft power, image, communication, crisis, state information policy, stereotype.

В современном политическом лексиконе плотно закрепилось понятие «война санкций». Оно стало определять не только внешнюю и внутреннюю политику, но и стратегию развития хозяйствующих субъектов: промышленных предприятий, коммерческих компаний, общественных организаций.

Санкционные меры затронули, прежде всего, различные отрасли российской промышленности: был запрещен экспорт и реэкспорт высокотехнологичного нефтегазового оборудования в России. В сфере обороны был введен запрет на торговлю с Россией вооружениями. Сократились инвестиции, стали менее доступны международные банковские кредиты. Обозначился примат политики над экономикой. Темы энергетической безопасности, диверсификации источников, маршрутов и поставщиков энергоресурсов в Европейском Союзе получили особую значимость и приоритетность. Внешнеторговая деятельность, в частности в промышленном секторе, стала преимущественной мишенью международных санкций, из сугубо прагматического феномена превратилась в политический.

Поскольку коммуникации обладают глобальным характером, информационное давление, оказываемое СМИ, стало весьма суровым средством воздействия,

которое направленно на формирование определенного типа мышления как среди широких слоев населения, так и среди референтных групп, принимающих решения по политическим и экономическим вопросам. Авторы статьи согласны с мнением исследователя П.Б. Паршина, что современные коммуникативные технологии сейчас объединяют такие понятия как публичная дипломатия, пропаганда, информационная война [1. С.21].

Таким образом, международные коммуникации стали одним из основных элементов международных отношений и неотъемлемым процессом внешнеполитической работы. Так, Патрик ля Годек прогнозирует рост регулирующей роли паблик рилейшнз в обществе. Он полагает, что именно они способны быть инструментом сохранения баланса в общественном мнении в условиях технологических и производственных кризисов. Именно крупные кампании и административные органы должны в первую очередь осознать приоритеты информационного управления для избежания разрывов в общественном мнении[2].

Более того, коммуникации способны оказать воздействие на успехи внешней политики государства, и являются важным инструментом защиты национальных интересов как внутри страны, так и на мировой арене

Родина Валерия Владимировна, Козина Анастасия Александровна (рштжт^кт

ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ МЕЖДУНАРОДНОГО PR НАЦИОНАЛЬНОЙ ... науки

в современную эпоху глобализации, информатизации и массовых коммуникаций.

Тема «войны санкций» стала одной из наиболее обсуждаемых и в профессиональном PR-сообществе, поскольку в значительной степени из-за санкций вынуждены были поменяться механизмы проведения коммуникативных кампаний.

Авторы согласны с точкой зрения исследователя М.Н. Тимофеевой, которая в своей работе утверждает, что существенно меняется логика поведения в период кризиса и набор коммуникационных технологий, применяемых для его разрешения. Это связано с рядом причин. В том числе с мировыми процессами - глобализацией, интернационализацией рынков и развитием международных информационных структур воздействия на общественное мнение. Появляется и специальное направление «issues-management». Под ним понимается стратегия управления репутацией компании или организации в период кризисов с целью сохранения или наименьшего ущерба ее кредитоспособности. [3. С.3 - 8].

Тем не менее, исследуемая проблема - сравнительно новая в теории и практике PR, по ней определенно существует недостаток литературы. В данной работе впервые исследуется неизученная раньше проблема возникновения рисков при формировании общественного мнения в условиях санкций, а также анализируются модели информационной политики.

Из-за отсутствия полноценного теоретического материала российские компании, которые ведут внешнеэкономическую деятельность, вынуждены были учиться «на марше» и приспосабливаться к новым условиям работы в достаточно короткий срок. Сегодня деятельность специалистов по международному PR оказалась под пристальным вниманием не только профессионального сообщества, но различных государственных структур.

Кроме того, в условиях международной напряженности права на ошибку не оставалось. Промышленные компании, имеющие представительства или крупные проекты на международной арене, с одной стороны, вынуждены были поддерживать собственный имидж, с другой стороны, поддерживать имидж России в целом.

В условиях кризисных ситуаций влияние паблик ри-лейшнз на общественное мнение приобретает особое значение и может способствовать как гармонизации социальных и экономических отношений, стабилизации обстановки, так и осложнению ситуации, разжиганию конфликта, усилению депрессивных, панических настроений [4. C.3].

Таким образом, в условиях достаточно агрессивных действий международных акторов роль коммуникаций заключается, во-первых, в преодолении стандартного набора стереотипов о России, во-вторых, развенчании вновь появившихся.

Наиболее яркие примеры можно привести в сфере энергетической промышленности. Например, аналитик шведского государственного агентства оборонных исследований Роберт Ларссон заявил, что «Президент России в целях охраны персонала морской платформы на газопроводе «Северный поток» сможет направить туда бригаду ФСБ». Да и сама платформа, предсказывал шведский аналитик, «будет использоваться не только для компрессорных мощностей, но и в разведывательных целях» (Гриб Н., Шарипова А. Польша прогнула российский газопровод. [Электронный ресурс] // Коммерсант. - Режим доступа : http://www.kommersant. ru/doc/797348). По мнению западных СМИ, имперские амбиции русских поддерживаются и «сильной рукой Кремля», и органами Госбезопасности, и «вежливыми людьми». Польский политик, экс премьер-министр Польши Дональд Туск написал статью в Financial Times с призывом к Европе создать энергетический союз для защиты от возможного энергетического шантажа со стороны России. Несмотря на утопичность идей Туска о формировании европейского энергетического союза 78

для противодействия России, его негативные комментарии перепечатали многие западные СМИ (Polak P. How to Beat Goliath. An EU Energy Union to Fight Russia's Gas Monopoly [Электронный ресурс] // Foreign Affairs.

- Режим доступа : https://www.foreignaffairs.com/articles/ russia-fsu/2014-12-10/how-beat-goliath). «Хозяин Кремля Владимир Путин прибегает к лавированию, кого-то он игнорирует, с кем-то он любезничает, он ведет переговоры и торгуется — спустя год после обострения ситуации на Украине экономические отношения между Россией и Западом находятся на низкой точке. Великая империя переживает рецессию», пишет немецкий Handelsblatt в статье «Шахматная партия Путина против Европы» (Putins Schachspiel gegen Europa. [Электронный ресурс] // Handelsblatt. - Режим доступа : http://www.handelsblatt. com/politik/international/partnersuche-auf-russisch-putins-schachspiel-gegen-europa/11585612.html). Французский таблоид Le Monde не скупится на эпитеты при описании прекращения сделки по «Южному потоку»: «переименованный в последнюю минуту в «государственный визит» - изначально речь шла о простом «рабочем визите»,

- встреча царя Владимира и султана Тайипа открывает новую эру сотрудничества в энергетической сфере, отбросив на второй план серьезные разногласия в видении двух лидеров, в частности, по Сирии. Энергетика

- главная движущая сила нового российско-турецкого медового месяца» (8. M. Poutine abandonne le gazoduc «South Stream», // Le Monde.03.12.2014).

Сложившиеся стереотипы, влияющие на восприятие российского бизнеса в большинстве стран западного полушария, связаны, по мнению исследователей, с необъективной оценкой внутриполитической ситуации в России. В журналистской среде происходит определенная селекция новостей: при выборе отрицательной или положительной новости из России выбирается негативная [5].

Подробные условия высокой турбулентности заставляют пересмотреть ряд подходов к реализации PR-стратегий, поскольку международное противостояние несет дополнительные риски для имиджа промышленных предприятий.

В условиях экономических санкций и политической нестабильности российские промышленные компании испытывают информационное давление и вынуждены не только прилагать дополнительные усилия для своего позиционирования на международном рынке, но и справляться с возникающими репутационными рисками.

Таким образом, международный PR в условиях санкций является важным стратегическим ресурсом и неотъемлемо связан с национальными интересами и обеспечением безопасности страны.

Механизмы международного PR включают в себя следующую последовательность действий: определение и идентификация конкурентов, союзников, партнеров и противников; определение и разработка магистральных тезисов и форм их воплощений; определение каналов коммуникации; применение всех имеющихся средств коммуникативного воздействия для трансляции заданных тезисов в сознание мировой общественности.

В этих целях первоочередной задачей становится исследование общественной приемлемости российских компаний за рубежом. Его целесообразно разделить на два основных анализа: определение баланса положительных и негативных оценок в зарубежных СМИ и анализ общественного мнения в исследуемой стране. Подобный комплексный анализ внешнеполитических и бизнес процессов позволит сформировать актуальную стратегию продвижения, определить магистральные тезисы PR-кампании и составить адекватный медиа-план, скорректированный по итогам проведенного мониторинга СМИ.

В условиях агрессивной международной среды, а главное, преимущественной тенденциозности международных СМИ процесс коммуникации с медиа будет Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 2(15)

филологические науки

Родина Валерия Владимировна, Козина Анастасия Александровна ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ МЕЖДУНАРОДНОГО PR НАЦИОНАЛЬНОЙ ...

значительно изменен. Авторы полагают, что требуется разработка оптимального сценария дедраматизации и трансформирования моделей информационной политики в период санкций, а также не менее важным становится определение основных компонентов и направлений массмедиа дискурса в данный период.

Речь идет о том, что стандартный процесс информирования СМИ путем рассылки пресс-релизов или информационных материалов в условиях «войны санкций» уступает место более осторожной работе с международными СМИ. Как бы эффективно не был подготовлен пресс-релиз, его данные в условиях подобной международной напряженности преимущественно подвергаются существенному искажению. К сожалению, практика показывает, что прежде лояльные журналисты не в силах противостоять политике редакции. Так, в ходе пресс-брифинга экс-руководитель ПАО «Новосибирский завод химконцентратов», входящий в корпорацию ТВЭЛ, заявил, что «НЗХК была поручена разработка и изготовление оборудования для этого украинского завода, но события в Украине сегодня таковы, что с украинской стороны эти намерения не подтверждаются». В течение нескольких часов в российских СМИ появляется новость с заголовком: «Украина не забирает российское оборудование для завода по выпуску ядерного топлива» (Украина не забирает российское оборудование для завода по выпуску ядерного топлива. [Электронный ресурс] // Взгляд.ру. - Режим доступа : http://vz.ru/ news/2014/8/14/700309.html), в украинских СМИ эта новость уже звучит несколько иначе: «Россияне прекратили поставку оборудования на украинский «ядерный завод» (Россияне прекратили поставку оборудования на украинский «ядерный завод». [Электронный ресурс] // Дело.иа. - Режим доступа : http://delo.ua/business/ шssijane-prekratiИ-postavku-obomdovamja-na-ukrainskij-jadem-244471/). При этом еще недавно лояльные «РИАН-Украина» выпускает аналитическую статью с заголовком «Энергетическая зависимость Украины - война за рынки» (Матвеев В. Энергетическая зависимость Украины - война за рынки. [Электронный ресурс] // РИА Новости Украина. - Режим доступа : http://rian.com.ua/ апа1у^/20140823/356288108^Ш1).

Таким образом, чрезмерная информационная открытость в условиях «войны санкций» оборачивается имиджевыми потерями и неконтролируемым процессом коммуникации. Данные ограничения распространяются, в том числе, и на проведение и организацию пресс-туров. Приглашение журналистов для демонстрации технологических возможностей компаний способно вызвать существенные риски. Нет гарантии, что после возвращения в редакцию не поступит новое указание и полученные в пресс-туре факты не будет представлены в ином свете. Данные действия рекомендуется на время отложить или минимизировать. Работа со СМИ может быть ограничена размещением платных статей.

В условиях «войны санкций» на первое место выходит работа с экспертами. Именно они становятся главными акторами РЯ-кампании. Официальные лица, представители промышленного сектора уходят на второй план. Публичная рефлексия и артикуляция общественно-политических проблем передается экспертному сообществу. Именно оно призвано осуществлять интеллектуальную проработку содержания дискурса, анализировать основные тенденции, выявлять общественно значимые вопросы и инициировать развернутые дискуссии в процессе развития открытой многосторонней коммуникации [6. С.8]. К числу подобных экспертов можно отнести представителей академического сообщества, политических и общественных лидеров. Они могут не ассоциироваться с конкретным промышленным сектором, но являться трансляторами их идей. Тезисы для экспертов требуют качественной подготовки.

Авторы разделяют мнение исследователя М.Н.Тимофеевой, которая в своей диссертации рас-

сматривает различные варианты кризисных сценариев, отмечает наиболее типичные модели взаимодействия с СМК в период кризисов. При этом ролевыми моментами, обеспечивающими управление информацией, по мнению исследователя, являются: правильное определение целевой аудитории (а также релейной, в которую входят журналисты), минимизация использования ТВ; контроль над видеоинформацией и последовательность ее подачи; избежание методов обобщения. Необходимо, прежде всего, уделять внимание следующим момента: четко разграничивать причину кризиса и эффект, отдавать отчет в том, что кризис разрастается в том случае, когда налицо конфликт интересов и компания не проявляет заинтересованности к общественному мнению и его распространению [3. C.24].

В условиях «войны санкций» изменяются и подходы к проведению event-мероприятий, которые в условиях международной напряженности являются инструментами формирования положительного имиджа. Это явление приобрело название «soft powen> - «мягкое влияние», «несиловая мощь», или «мягкая сила». По мнению Ин Фаня, «мягкая сила» способна изменять предпочтения других людей, привлекая их [7]. Термин «мягкая сила» прочно вошел в обиход политического истеблишмента.

Роль и значение «мягкой силы» в условиях доступности информационных технологий постоянно возрастает. Культурные, образовательные, спортивные мероприятия обеспечивают информационную подготовку крупнейшим экономическим и политическим решениям, являются плацдармом для их принятия. Мягкосиловое воздействие может быть осуществлено как на большие массы людей, так и на элиты. В этом случае наиболее эффективным подспорьем «мягкой силы» являются традиционные и новые социальные медиа.

Именно в период «санкционных» мораториев Россия активно начинает применять «мягкую силу» для улучшения образа страны за рубежом и продвижения ее интересов. В условиях санкций и недоступности привычных каналов коммуникации, речь идет, прежде всего, о тенденциозности СМИ, основная задача мероприятий «мягкой силы» заключается в транслировании необходимых коммуникатору смыслов и формирования ценностей, лигитимизирующих позицию и взгляды промышленной индустрии и государства. Совокупность этих стратегий позволяет воздействовать на ценностную систему фильтров как конкретного индивида, так и определенной социальной группы, заставляя в конечном итоге изменить свое поведение или отношение к предмету коммуникации. Посредством мягкой силы происходит «вербовка» сторонников и конкурентов, недоступная СМИ.

В целях иллюстрации авторы статьи приводят проект, который в 2015 году получил профессиональную премию «Серебряный лучник» в номинации «Коммуникации в глобальном мире». Его проводило чешское коммуникационное агентство Essential Communications для государственной корпорации по атомной энергии «Росатом».

Старт кампании произошел на фоне подготовки тендера на достройку новой очереди АЭС «Темелин», за этот контракт боролись российская и американская стороны. По результатам социологического исследования, которое Essential Communication провело по заказу ГК «Росатом», российские атомные технологии были названы известными, но недостаточно безопасными. Большинство опрошенных экспертов имели скептическое мнение относительно уровня инновационности российских технологий и не были уверены, что именно они нужны Чехии и Европе.

Общеполитическая ситуация также не добавляла оптимизма. Перед агентством встала задача, если не развеять сгущающийся негативный фон вокруг России и ее бизнес-структур в Чехии, то хотя бы уменьшить его влияние на целевую аудиторию, от которой зависело будущее сотрудничество._

Родина Валерия Владимировна, Козина Анастасия Александровна филологические

ТРАНСФОРМИРОВАНИЕ МЕХАНИЗМОВ МЕЖДУНАРОДНОГО PR НАЦИОНАЛЬНОЙ ... науки

Цель PR-кампании ГК «Росатом» на европейском рынке на 2014 год была сформулирована предельно просто: необходимо продемонстрировать инновационность, надежность, гибкость и востребованность российского атома на мировых рынках и максимально наглядно показать, как работают российские технологии в ежедневном режиме. Образом коммуникативной кампании был выбран атомный ледокол.

Его ценностное содержание формирует следующую образную матрицу:

1. Атомоход - это конкретный образ использования энергии мирного атома.

2. Атомный флот уникален: ледоколы, работающие при помощи атомной энергии, есть только у России.

3. Атомный ледокольный флот максимально наглядно демонстрирует высокий уровень безопасности российских атомных технологий.

4. Атомные ледоколы экологичнее западных аналогов - ледоколов, работающих на дизельном топливе.

5. Атомный ледокол в миниатюре максимально наглядно демонстрирует все преимущества использования атомной энергии.

Начало кампании совпало с окончанием подготовки к Олимпиаде в Сочи. Олимпийский огонь под пристальным вниманием всего мира побывал в руках самых знаменитых россиян и в самых необычных местах. На Северный полюс в критично сжатые сроки Олимпийский огонь был доставлен ледоколом. На этом была основана креативная концепция кампании в Чехии. Главным действующим лицом чешской кампании стал капитан атомохода «50 лет Победы» и почетный факелоносец Олимпийского огня Валентин Давыдянц.

Кампания охватила самые разные средства массовой информации, о событии написали и технические, отраслевые издания, и общественные СМИ, и такие лайфстайл издания, как журналы Playboy, Maxim. Коммуникативная кампания в Чехии стала одним из эффективных примеров применения «мягкой силы», она позволила привлечь интерес чешских граждан к России, способствовала изменению отношения к российской промышленности, а также имела большой резонанс в СМИ.

Помимо использования арсенала СМИ эффективная «отстройка» международного имиджа возможна путем участия в различных международных выставках. К наиболее резонансным выставкам можно отнести «Всемирную выставку», неофициально «Экспо». В целях углубления регионального экономического сотрудничества, стимулирования стремительного развития сотрудничества в разных сферах в рамках ШОС в Китае проводится Выставка товаров стран ШОС. «Иннопром»

— международная промышленная выставка в России, проводится в Екатеринбурге ежегодно с 2010 года. В выставке участвуют российские и зарубежные компании, представляющие свои инновационные разработки и проекты.

Существует ряд отраслевых выставок. Например, в сфере авиации: AVIATION EXPO CHINA - пекинский авиакосмический салон, ДУБАЙ АЭРОШОУ

- Международная авиационно-космическая выставка. В сфере транспортного машиностроения проходит Международная машиностроительная выставка - MSV, Международная конференция по машиностроению и силовой электронике - ICEMPE: International Conference on Electrical Machines and Power Electronics. В сфере моды: MILANO MODA UOMO - WHITE MILANO Выставка моды (выставка мужской одежды), INTERTEXTILE SHANGHAI APPAREL FABRICS - Международная выставка текстильной продукции.

Подобные международные выставки способствуют развитию долгосрочных контактов представителей российских промышленных кругов с бизнес-средой других стран. В числе актуальных мероприятий: проведение бизнес-форумов, реализация образовательных программ и предоставление информационных услуг, помогающих 80

российским компаниям адаптироваться к социальным, культурным и экономическим условиям других государств.

Необходимо отметить и о рисках при выстраивании международного имиджа российских компаний, они могут возникать из-за недостаточных знаний о законодательстве страны, где планируется продвижение, незнание существующей судебной системы, отсутствие связей в государственных структурах и СМИ, незнание специфики национального характера [8].

Все это позволяет говорить, что международные коммуникации в условиях санкций является компонентом макроэкономического пространства, инструментом влияния на общественное мнение и социальную практику. В текущих внешнеполитических условиях одним из стратегических факторов развития национальной промышленности является ее позиционирование на международных рынках. Эффективность массовых коммуникаций, сопровождающих внешнеторговую деятельность, способно обеспечить конкурентоспособность российской промышленности, повлиять на инвестиционную привлекательность и на отношения с международными партнерами. Тем не менее, внешние условия требуют изменения подходов и принципов к поведению международных пиар-кампаний с учетом внешнеполитических вызовов.

В связи с этим на передний план выступает задача по изменению действующих механизмов международной коммуникации, активное использование «мягкой силы» и работа через экспертное сообщество.

Международный PR в условиях санкций является важным стратегическим ресурсом и неотъемлемо связан с национальными интересами страны и обеспечения ее безопасности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Паршин П.Б. Проблематика «мягкой силы» во внешней политике России [Текст] : Аналитические доклады / П.Б. Паршин ; [Институт международных исследований МГИМО (У) МИД России]. - М.: 2013. №36.

2. Lagadec P. Ruptures créatrices. P., 2000.

3. Тимофеева М.Н. Паблик рилейшнз в системе кризисной коммуникации : Зарубежный опыт, информационные модели : диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.10. М., 2002.169 с.

4. Рыклина М.В. Связи с общественностью в условиях чрезвычайных ситуаций : диссертация ... кандидата филологических наук: 10.01.10. М., 2007, 261 с.

5 Равочкин Н.Н. Коммуникативный потенциал национальной культуры в контексте формирования позитивного имиджа организации на международном рынке // Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 5, 2014.

6. Пономарева О.А. Вербализация политического имиджа в российских и американских средствах массовой информации: Дис. ... канд. филол. наук: 10.02.19. Волгоград, 2008. 215 с.

7. Ying Fan. Soft power: power of attraction or confusion? [Электронный ресурс] // Place Branding and Public Diplomacy vol. 4. 2008. Brunei Business School Brunei University. - Режим доступа : http://bura.brunel.ac.uk/bit-stream/2438/1594/3/FullText.pdf

8. Родина В.В. Особенности формирования международного имиджа российской промышленности // Известия Санкт-Петербургского государственного экономического университета. 2016. № 3.

9. Родина В.В. Особенности формирования законодательной базы промышленной политики на примере России и Германии // Правовая информатика. 2014. №3.

10. Почепцов Г.Г. Информационные войны. М., 2001.

11. Самошников Н.В. Информация и экстремальная ситуация. Кемерово, 1999.

12. Минзоев А.С. Антикризисный ПР и противодействие «черному» ПР. М., 2006.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.