ИНТЕРНЕТ-ЖАНРЫ
Жанры речи. 2021. № 1 (29). С. 78-83 Speech Genres, 2021, no. 1 (29), pp. 78-83
Научная статья УДК 81'27'42
https://doi.org/10.18500/2311-0740-2021-1-29-78-83
Трансформация жанра «воспоминание» в социальной сети Instagram А. В. Угро
Дальневосточный федеральный университет, Россия, 690922, г. Владивосток, о. Русский, п. Аякс, д. 10
Угро Анна Владимировна, ассистент кафедры русского языка как иностранного, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2305-4613
Аннотация. Активное развитие сферы интернет-коммуникации и расширение технических возможностей стали причиной трансформации существующих жанров и определили появление новых. В статье рассматриваются особенности реализации речевого жанра «воспоминание» в социальной сети Instagram. Критерием для сбора записей было выбрано наличие хэштега #воспоминание, так как, по нашему мнению, с помощью данного хэштега пользователи могут маркировать жанр публикации.
Цель работы - установить, как жанровые характеристики воспоминания находят отражение в поликодовом пространстве. В результате исследования было выявлено, что в социальной сети Instagram обращение к прошлому фиксируется следующим образом: 1) нарратив как традиционная форма жанра сохраняется, в то же время фотография, обязательный элемент данной сферы коммуникации, выполняет иллюстративную функцию; 2) возникает особый тип репрезентации опыта говорящего с помощью креолизованного текста, в котором текст, изображение и хэштеги находятся в отношениях взаимного дополнения. Появление нового способа представления воспоминаний, в котором сообщаемая информация распределяется между несколькими семиотическими системами, объясняется, с одной стороны, стремлением пользователей к экономии речевых усилий, с другой стороны, техническими особенностями социальной сети. Под влиянием указанных обстоятельств происходит утрата языковых показателей значимых характеристик жанра и его модификация. Кроме того, автором поднимается проблема, связанная с трудностями восприятия записей, определяемых пользователями как #воспоминание. При информативной недостаточности вербальных компонентов и отсутствии общей апперцепционной базы у адресата и адресанта понимание может достигаться декодированием изображения.
Ключевые слова: речевые жанры, интернет-коммуникация, социальные сети, воспоминание, креолизо-ванный текст
Для цитирования: Угро А. В. Трансформация жанра «воспоминание» в социальной сети Instagram // Жанры речи. 2021. № 1 (29). С. 78-83. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2021-1-29-78-83
Статья опубликована на условиях лицензии Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0) Article
https://doi.org/10.18500/2311-0740-2021-1-29-78-83
Transformation of the genre "Memoirs" in social network instagram
Anna V. Ugro, [email protected], https://orcid.org/0000-0002-2305-4613
Far Eastern Federal University, Campus 10 Ajax Bay, Russky Island, Vladivostok 690922, Russia
Abstract. Active development of the Internet communication and the expansion of technical caparities caused the transformation of existing genres and determined the emergence of new ones. The article discusses the features of the implementation of the speech genre "memoirs" in the social network Instagram. The hashtag #воспоминание was chosen as the criterion for collecting entries, since, in our opinion, users can use this hashtag to mark the genre of a post.
© Угро А. В., 2021
The aim of the work is to establish how genre characteristics of memoirs are reflected in the polycode space. The study revealed that in the social network Instagram, the appeal to the past is recorded as follows: 1) the narrative as a traditional form of the genre is preserved, while the photo, an obligatory element of this sphere of communication, performs an illustrative function; 2) there is a special type of representation of the speaker's experience using a creolized text, in which the text, image and hashtags are in a relationship of mutual complement. The emergence of a new way of presenting memoirs, in which the reported information is distributed among several semiotic systems, is explained, on the one hand, by the desire of users to save speech effort, on the other hand, by the technical features of the social network. Under the influence of these circumstances, there is a loss of language indicators of significant characteristics of the genre and its modification. In addition, the author focuses on the difficulties of perception of records defined by users as #BocnoMHHaHne. Given informative insufficiency of verbal components and the absence of a common apperception base for the addressee and addressee, understanding can be achieved by decoding the image.
Keywords: speech genres, Internet-communication, social network, memoirs, creolized text
For citation: Ugro A. V. Transformation of the genre "Memoirs" in social network instagram. Speech Genres,
2021, no. 1 (29), pp. 78-83 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2311-0740-2021-1-29-78-83
This is an open access article distributed under the terms of Creative Commons Attribution License (CC-BY 4.0)
В последнее десятилетие электронный канал коммуникации занимает все более значительное место в повседневных практиках. Мессенджеры, социальные сети используются не только для расширения круга знакомств, но и для поддержания уже имеющихся связей: неформальных бесед и деловой переписки. Кроме того, появляются и новые способы обмена информацией: используется не только текстовый, но и визуальный код. Так, например, в социальной сети Instagram изображение выступает основным и обязательным элементом коммуникации, а текст и хэштег являются вариативными. Возможность выразить свои коммуникативные интенции с помощью разных семиотических средств нашла отклик у широкой аудитории интернет-пользователей: «в России приложением пользуется каждый десятый - то есть, около 10% населения» [1: 526].
Популярность и активное использование платформы данного типа ведёт к трансформации традиционных речевых жанров и к появлению новых вследствие специфики формата коммуникации.
Как показывает опыт нашего наблюдения, формы речевого поведения пользователей в рамках анализируемого сервиса оказываются бесконечно разнообразными. Они определяются не только техническими возможностями, но и коммуникативными целями авторов, поэтому в записи может содержаться речевой жанр или совокупность жанров - гипержанр. В связи с этим в условиях высокого уровня вариативности постов классифицировать социальную сеть как интернет-жанр, в котором функционируют субжанры, представляется затруднительным [2: 302]. На наш взгляд, предпочтительнее говорить о социальной сети как об особом коммуникативном пространстве, в рамках которого функционируют различные речевые жанры и гипержанры.
Цель данной статьи - проанализировать влияние интернет-коммуникации, в частности, социальной сети Instagram на реализацию и возможную трансформацию речевого жанра «воспоминание».
При описании характеристик социальной сети Instagram как макроструктуры Е. И. Го-рошко отмечается «высокий уровень интерактивности, оперативности, мультимедийности, наличие удобной поисковой системы по имени пользователей; возможность общения как в синхронном,так и в асинхронном режиме» [2: 306]. Одним из средств обеспечения интерактивности и удобства поиска является хэштег -элемент, который начинается с символа «#», связывает гиперссылки разных пользователей в одну группу по теме или по типу [3: 161]. При помощи компьютерного кода, написанного на языке программирования Python, методом сплошной выборки было получено 500 постов, размещенных пользователями в социальной сети Instagram с июня по октябрь 2019 г. Скачанные записи являются анонимными, так как никнеймы владельцев аккаунтов отсутствуют; каждый пост сохраняется в виде фотографии и текста отдельными файлами. Для сбора данных нами использовался пакет Instaload, который позволяет осуществлять поиск и автоматически загружать записи на основании таких параметров, как время и хэштег, в данном случае это хэштег #воспоминание. Так как первичной функцией хэштега является номинация, то возможно предположить, что, указывая данный хэштег, пользователи маркируют определенный тип текста.
Понятие воспоминания в психологической науке рассматривается как 1) восстановление информации, хранящейся в памяти [4: 56]; 2) воспроизведение образов прошлого, локализуемых во времени и пространстве [5: 106]. В первом случае - это общие знания о мире, во втором - личный опыт индивида.
Именно персонализированный опыт переживания и процесс воспроизведения прошлого становятся объектом изучения в языкознании. Воспоминание рассматривается преимущественно на материале устной речи с точки зрения жанрового подхода в составе таких гипержанров, как «разговор с собирателем» (О. П. Кормазина), «непринужденная беседа» (О. П. Кормазина), «юбилей» (И. В. Бородина). В письменной речи обращение к прошлому составляет особый жанр «мемуары» (Е. Ф. Дмитриева, Т. П. Сухотерина).
В социальной сети запись (пост) пользователя выступает самостоятельной коммуникативной единицей, и её содержание, как правило, не связано с предыдущей или последующей записью. Ввиду того что социальная сеть Instagram выполняет как коммуникативную, так и информационную, развлекательную, коммерческую функции, записи не могут быть объединены в один жанр из-за отсутствия тематической и смысловой общности. Кроме того, с технической точки зрения каждая запись имеет свой электронный адрес, что также указывает на её автономию.
Основной единицей коммуникации в данной социальной сети выступает креолизован-ный текст - текст, «основанный на сочетании двух и более единиц различных семиотических систем, которые вступают в отношения связи, взаимодополнения, взаимовлияния, что обусловливает комплексное воздействие на адресата» [6: 22].
К традиционным характеристикам речевого жанра воспоминания относятся глаголы, существительные, основным метакомпонентом которых является память, т.н. «имя жанра», (помнить, поминать, вспоминать, на моей памяти и т. п.), а собственно нарратив создается при помощи аористивных, реже перфективных и имперфективных форм глагола [7: 102-103]. Лингвистом О. П. Кормазиной как инвариантные признаки отмечаются средства пространственно-временной локализации: топонимы, наречия времени, сложные предложения с пространственными, временными отношениями, конструкции возраста [8: 176177]. Кроме того, исследователями указывается, что в процессе рассказа о произошедшем несомненную важность представляют категории авторизации и персуазивности, с помощью которых говорящим выражается отношение причастности к описываемым событиям и степени их достоверности.
Следует отметить, что размещение записей в социальной сети Instagram имеет асинхронный характер; указание при помощи хэштега на ретроспективность позволяет говорить об отсутствии спонтанности при создании
сообщения: «на ходу, в суете воспоминание осуществить невозможно» [9: 102].
В результате анализа постов, которые были маркированы пользователями хэштегом «воспоминание», нами были выделены 3 базовых типа:
1) воспоминание реализуется посредством нарратива, который обладает высоким уровнем автономности, а фотография является дополнительным элементом, выполняющим иллюстративную функцию: «Моё детство прошло на велосипеде, на гаражах, на деревьях и заборах. Я залазила так высоко что могла упасть и ничего не оставить после себя. Помню мама идет и кричит: - «Таняя,домойШ». А я ей с самой высокой ветки «сейчас!!!». Мама в ужасе, я счастлива! Бывает уйду далеко от дома, приходишь уже тем-но,а тебе говорят - тебя мама искала! И все... думаешь трындец тебе сегодня □» (на фотографии изображены 2 девочки на дереве);
2) текстовый и визуальные компоненты образуют единый креолизованный текст -воспоминание, в котором каждый элемент зависим от другого: Лето. #солнечныйдень #прогулка #море #владивосток Набережная #воспоминание #август #лето #амур-скийзалив #японскоеморе #россия #лю-бимыйгородвладивосток (на фотографии изображен катер, плывущий по морю). Замещение нарратива происходит с помощью фотографии, сообщения, которое отражает определенный параметр воспоминания, в данном случае - время, и хэштегов, также включающих показатели репрезентации прошлого;
3) полное отсутствие вербализации ментально воспроизводимых событий, переживаний, замещение нарратива визуальным кодом: #воспоминание #стары-ефотографии (на фотографии изображена девушка). В данном типе воспоминание не является формой передачи своего опыта, а определенным переживанием, которое не находит языкового воплощения.
В данной статье мы подробно рассмотрим записи, маркируемые пользователями как воспоминание, где текст, фотография и хэштег не отделимы друг от друга и составляют коммуникативно-смысловое единство: Крестины нашей Ангелины #воспоминание кре-
щение #иркутск (на фотографии представлено изображение мамы с ребенком на руках в церкви).
Текстовый компонент реализуется посредством номинативных предложений, нарратив как форма организации текста отсутствует, что
не относится к типичным характеристикам речевого жанра воспоминания.
По типам представленной информации можно выделить следующие группы номинативных предложений, в которых содержатся:
• указание на сам факт наличия воспоминания: Приятные воспоминания □ #воспоми-нание #киев #стеклянныймост #стеклян-ныймосткиев #челендж (на фотографии изображена девушка, стоящая на стеклянном мосту);
• указание на воспоминание, прислов-ный распространитель которого содержит дополнительную семантическую пропозицию: #Воспоминание о встрече Нового года ЩЧ0
(на фотографии изображена девушка). Автор записи вспоминает, как они вместе с девушкой встретили новый год;
• указание на место: Египет #макади #кра-сотки #загар #воспоминание #хочутуда (на фотографии изображены две женщины у глиняной вазы);
Локация может включать как наименование страны, города, так и более частный объект: Старый заброшенный пионерский лагерь. #заброшенныйлагерь #заброшка #беларусь #путешествиебеларусь #фо-тограф #красота #керпич #воспоминание #лагерь #пионерскийлагерь #50 кмотмин-ска #пионеры (на фотографии представлен заброшенный лагерь);
• указание на временной период: Мои 14-15 лет))) #зеленоград #слоник #дру-зья #воспоминание #дружба #любовь #радость (на фотографии изображена девушка на лестничной площадке с другом);
• указание на событие: Закрытие сезона 2017-2018 г. Первенство спортивного клуба «Гим СтарТ» #итоги #итогиго-да #гимстарт #воспоминание #май2018 #гимнастика #спорт #художественная-гимнастика #нск #калининскийрайон #род-ники #тюленина #снегири #юбилейный #дунаевского;
• указание на (со-)участника вспоминаемых событий: Моя любимая мамуля V человек, которого я люблю с каждым днём все больше □. #любимаямама #воспоми-нание #хойан #вьетнам #фотонапамять & #вдохновение#любовь (на фотографии изображены мама и дочь). Обратившись к воспоминанию как поликодовому единству, где текстовый компонент представлен номинативным предложением, мы можем отметить, что стремление распространить сообщаемую информацию сохраняется, поэтому другие характеристики воспоминания, которые не нашли отражение
в сообщении, вводятся в хэштегах, которые оказываются тематически и семантически связанными с фотографией и текстом. Происходит расщепление повествования о произошедшем на отдельные жанровые характеристики, такие как время, место, участники, оценочный компонент, событие: Незабываемый отпуск ^воспоминание #путешествие #красота #пляжфродиты #кипр (на фотографии представлен пляж).
Такая особенность может объясняться, на наш взгляд, следующими обстоятельствами: с одной стороны, нежеланием записывать вспоминаемые события ввиду экономии речевых усилий, так как уже существует визуальная материализация, а, с другой стороны, хэш-тег - это элемент, который помогает увеличить количество просмотров записи и возможность получить одобрение - «лайк», что является стимулом к созданию такого типа текста.
Размещение фотографии в воспоминаниях рассматриваемого нами типа является определенным свидетельством участия адресанта в происходивших событиях, поэтому у автора не возникает сомнений в достоверности публикуемой информации. Изображение устраняет необходимость в глаголах, демонстрирующих обращение к памяти (помню, вспоминаю и т. п.), так как личностная память частично заменена фотографической. В связи с этим лингвистическая категория персуазив-ности не находит своего выражения в записях.
В социальной сети Instagram каждый пользователь, имея аккаунт, создает образ виртуального «я»: демонстрируемые воспоминания являются личным опытом пользователя. Таким образом, категория авторизации не является необходимой.
Влияние специфики интернет-коммуникации в целом и социальной сети Instagram в частности проявляется и в оценке извлекаемой информации о прошлом: Чудесное воспоминание о теплом лете в этот холодный день □ #лето #воспоминание #на-
шелето #теплыеденьки #snapchat #onelove #навсегда.
Так, в представленном примере прилагательное позитивной семантики «чудесное» совмещается с эмотиконом « ИР'», также выражающим положительную оценку.
Подобно тому, как в устной разговорной речи одно слово (имя-ситуация) выступает в роли заместителя микроконтекста, в креоли-зованном воспоминании фотография является «описанием» происходящих событий, позволяя пользователю сократить речевые усилия и представить самый значимый для него аспект воспоминания [9: 127]. Однако в случае недостаточности информации в рамках поста адресат может испытывать сложно-
сти при восприятии записи, если он не обладает общей с адресантом апперцепционной базой. Например, запись, состоящая из фотографии, где запечатлены молодые девушки в вечерних платьях на фоне надписи «2018», и сообщения, содержащего только оценку «Молоды и прекрасны V ??», вызывает определенные трудности при интерпретации ввиду отсутствия дополнительной информации в хэштегах. Адресат должен использовать свои знания и представления для реконструирования иных параметров воспоминания. В данном случае возможно предположить, что, так как дата публикации этой записи -1 июля, объектом воспоминания является выпускной. Таким образом, в социальной сети Instagram при декодировании воспоминания как креолизованного текста оказываются задействованными текстовый и визуальный код.
Возникающие у адресата трудности при попытке представить образ вспоминаемого события объясняются тем, что «домашняя фотография сохраняет очевидную (для владельца альбома) связь с референтом» и не нуждается в пояснении [10: 15].
В результате анализа записей, содержащих хэштег ¿воспоминание, мы можем говорить о возможности особой реализации жанра, обусловленного спецификой социальной сети Instagram. Цель пользователя - представить вспоминаемое событие или определённый период жизни выражается при помощи раз-
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гапутина В. А. Дискурс моды в социальной сети Instagram // Мир науки, культуры, образования. 2018. № 2 (69). С. 526-530.
2. Горошко Е. И., Полякова Т. Л.Инстаграм как жанр 2.0 (на примере политической коммуникации)) // Жанры речи. 2019. № 4 (24). С. 300-314. https://doi.org/ 10.18500/2311-0740-2019-4-24-300-314
3. Щурина Ю. В. Жанровое своеобразие социальной сети Instagram // Жанры речи. 2016. № 1(13). С. 156-168. https://doi.org/10.18500/2311-0740-2016-1-13-156-168
4. Кордуэлл МПсихология. А-Я. Словарь-справочник. М.: ФАИР-ПРЕСС, 2000. 448 с.
5. Психология: полный энциклопедический справочник / под ред. Б. Мещерякова, В. Зенченко. СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2007. 896 с.
6. Ворошилова М. Б. Политический креолизованный текст: ключи к прочтению. Екатеринбург: Урал. гос. пед. ун-т, 2013. 194 с.
7. Демешкина Т. А. Теория диалектного высказывания. Аспекты семантики. Томск: Изд-во Том. ун-та, 2000. 190 с.
8. Кормазина О. П. Воспоминание как жанр разговорной речи (на материале речи дальневосточников) : дис. ... канд. филол. наук. Владивосток, 2016. 249 с.
9. Капанадзе Л. А. Голоса и смыслы: избранные работы по русскому языку. М.: Ин-т русского языка им. В. В. Виноградова РАН, 2005. 334 с.
ных семиотических систем. Так как в данном коммуникативном пространстве обязательной единицей передачи информации является изображение, то образ прошлого создаётся, прежде всего, с помощью визуального компонента, обязательное присутствие которого влияет на текстовую форму воспоминания. Нарратив способен трансформироваться в номинативное предложение, которое отображает наиболее значимый для пользователя аспект воспоминания, а другие компоненты жанра содержатся в хэштегах. Такая языковая свернутость также проявляется в отсутствии метакомпонента жанра (глаголов ментальной деятельности), сложных предложений с пространственными и временными отношениями, организующих повествование. Модусные категории персуазивности и авторизации замещаются фотографией, достоверным источником информации, автором которого является пользователь, опубликовавший воспоминание.
Под влиянием особенностей социальной сети Instagram (обязательное присутствие изображения, возможность размещать хэште-ги) происходит как бы разложение воспоминания на отдельные характеристики, выраженные разными семиотическими системами, поэтому для понимания коммуникативной цели адресат оказывается вынужденным учитывать одновременно все смысловые компоненты: фотографию, хэштег, текст.
10. Лишаев С. А. Помнить фотографией (к анализу фотографической конструкции памяти) // Вестн. Са-мар. гуманитар. академии. Сер. Философия. Филология. 2009. № 1. С. 12-36.
REFERENCES
1. Gaputina V. A. Discourse of fashion in the social network Instagram. Mir nauki, kul'tury, obrazovanija, 2018, no. 2 (69), pp. 526-530 (in Russian).
2. Goroshko E. I., Poljakova T. L. Instagram as a genre 2.0 (on the example of political communication). Speech Genres, 2019, no. 4(24), pp. 300-314 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2311-0740-2019-4-24-300-314
3. Shhurina Y. V. Genre features of social network Instagram. Speech Genres, 2016, no. 1(13), pp. 156-168 (in Russian). https://doi.org/10.18500/2311-0740-2016-1-13-156-168
4. Kordujell M. Psihologija. A—Ja. Slovar '-spravochnik [Psychology. A-Ya. Dictionary-referenc]. Moscow, FAIRPRESS Publ., 2000. 448 p. (in Russian).
5. Psihologija : polnyj jenciklopedicheskij spravochnik, pod red. B. Meshherjakov, V. Zinchenko [B. Meshherjakov, V. Zinchenko, eds. Psychology: a complete encyclopedia]. Saint Petersburg, Prajm-EVROZNAK Publ., 2007. 896 p. (in Russian).
6. Voroshilova M. B. Politicheskii kreolizovannyi tekst : klyuchi k prochteniyu [Political creolized text: keys to read-
ing]. Yekaterinburg, Ural. gos. ped. un-t Publ., 2013. 194 p. (in Russian).
7. Demeshkina T. A. Teorija dialektnogo vyskazyvanija. Aspekty semantiki [Theory of dialect utterance. Aspects of semantics]. Tomsk, Izd-vo Tom. un-ta, 2000. 190 p. (in Russian).
8. Kormazina O. P. Vospominanie kak zhanr raz-govornoj rechi (na materiale rechi dal'nevostochnikov) [Memoir as a genre of oral speech (based on Far East-
ern speech)]. Thesis Diss. Cand. Sci. (Philol.). Vladivostok, 2016. 249 p. (in Russian).
9. Kapanadze L. A. Golosa i smysly: izbrannye raboty po russkomu jazyku [Voices and Meanings: selected works on the Russian language]. Moscow, Institut Russkogo yazyka im. V. V. Vinogradova, 2005. 334 p. (in Russian).
10. Lishaev S. A. To remember by photography (to the analysis of the photographic construction of memory). Bulletin of the Samara Humanitarian Academy. Series: Philosophy. Philology, 2009, no. 1, pp. 12-36 (in Russian).
Поступила в редакцию 21.02.2020 / После рецензирования 11.05.2020 / Принята 20.06.2020 Received 21.02.2020 / Revised 11.05.2020 / Accepted 20.06.2020