Научная статья на тему 'Трансформация юридических процедур под влиянием сети Интернет'

Трансформация юридических процедур под влиянием сети Интернет Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
262
69
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЮРИДИЧЕСКАЯ ПРОЦЕДУРА / ПРАВОВАЯ СИСТЕМА / ПРАВОВАЯ ПРОЦЕДУРА / ЮРИДИЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС / ЗАКОННОСТЬ / СУДЕБНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ПРОЦЕССУАЛЬНЫЕ ПРОЦЕДУРЫ / ИНТЕРНЕТ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / САМОРЕГУЛИРОВАНИЕ / ПРОЦЕДУРНОСТЬ / ТРАНСФОРМАЦИЯ ПРАВА / LEGAL PROCEDURE / LEGAL FRAMEWORK / PROCESS OF LAW / LEGAL PROCESS / LEGALITY / JUDICIAL PROCEDURE / PROCESS OF PROCEDURE / INTERNET / INFORMATION AND COMMUNICATION TECHNOLOGY / SELF-REGULATION / PROCEDURAL NATURE / TRANSFORMATION OF LAW

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Макаров Владислав Олегович

В статье изложены основные выводы исследования влияния ин формационно-коммуникационных технологий на правовые процедуры. Произведено обобщение признаков, присущих юридическим процедурам, на основании которых предлагается авторское определение данной категории. Выделены функции юридических процедур, а также предпринята попытка решения вопроса о соотношении правовых процедур и юридических процедур. Представлена авторская классификация юридических процедур, которая предполагает их деление на процессуальные (судебные и несудебные) и непроцессуальные. Трансформация процедур изучена в трёх направлениях: возникновение новых юридических процедур под влиянием сети Интернет; изменение уже существующих юридических процедур под влиянием сети Интернет; прекращение существования юридических процедур в традиционной форме под влиянием сети Интернет. В качестве результатов трансформации процедур выделяются такие тенденции, как повышение алгоритмизации судебного процесса; обеспеченность процедур техническими нормами, носящими вспомогательный характер; возрастание роли саморегулирования; дублирование уже существующих процедур в электронной форме; снижение нагрузки на судебные органы; перераспределение финансовой нагрузки; развитие принципов открытости и гласности деятельности судов и государственных органов; повышение доступности правосудия; упрощение взаимодействия государства и граждан по поводу обмена информацией и получения государственных услуг; создание процедур фильтрации вредной информации; систематизация правовой информации. В результате, происходит количественное и качественности усложнение процедурности права.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF LEGAL PROCEDURES INFLUENCED BY THE INTERNET

The article describes key conclusions of the completed research in influence the information and communication technology has on the process of law. The author has performed generalization ofthe attributes of legal procedures, on which basis he suggested his own definition for this category. The author has further highlighted the functions of legal procedures and attempted to solve the matter of the correlation of legal procedures and processes of law. The original classification of legal procedures was elaborated, suggesting that they can be divided into procedural (judicial and non-judicial) and non-procedural. Procedural transformation was studied in three dimensions: new legal procedures emerging due to the impact of the Internet; Internet-affected changes in existing legal procedures; Internet-inspired extinction of conventional legal procedures. Procedural transformation results in such trends as extended algorithmic presentation in judicial proceedings; coverage of the procedures with ancillary technical regulations; growing role of self-regulation; duplication of the existing procedures in electronic format; caseload mitigation; redistribution of financial load; development of principles of transparency and publicity of government work and operation of courts; providing better access to justice; simplified public and private interaction with relation to exchanging information and obtaining public services; developing procedures for harmful information filtration; systematization of legal information. As a consequence, the procedural nature of law becomes more complicated in qualitative and quantitative terms

Текст научной работы на тему «Трансформация юридических процедур под влиянием сети Интернет»

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЮРИДИЧЕСКИХ ПРОЦЕДУР ПОД ВЛИЯНИЕМ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

DOI: http://dx.doi.Org/10.14420/ru.2018.1.6

Макаров Владислав Олегович, аспирант, адвокат Коллегии адвокатов Волгоградской области «ЛЕГИОН», e-mail: makarov.legal@gmail.com.

Аннотация. В статье изложены основные выводы исследования влияния ин-

формационно-коммуникационных технологий на правовые процедуры. Произведено обобщение признаков, присущих юридическим процедурам, на основании которых предлагается авторское определение данной категории. Выделены функции юридических процедур, а также предпринята попытка решения вопроса о соотношении правовых процедур и юридических процедур. Представлена авторская классификация юридических процедур, которая предполагает их деление на процессуальные (судебные и несудебные) и непроцессуальные. Трансформация процедур изучена в трёх направлениях: возникновение новых юридических процедур под влиянием сети Интернет; изменение уже существующих юридических процедур под влиянием сети Интернет; прекращение существования юридических процедур в традиционной форме под влиянием сети Интернет. В качестве результатов трансформации процедур выделяются такие тенденции, как повышение алгоритмизации судебного процесса; обеспеченность процедур техническими нормами, носящими вспомогательный характер; возрастание роли саморегулирования; дублирование уже существующих процедур в электронной форме; снижение нагрузки на судебные органы; перераспределение финансовой нагрузки; развитие принципов открытости и гласности деятельности судов и государственных органов; повышение доступности правосудия; упрощение взаимодействия государства и граждан по поводу обмена информацией и получения государственных услуг; создание процедур фильтрации вредной информации; систематизация правовой информации. В результате, происходит количественное и качественности усложнение процедурности права.

Ключевые слова: юридическая процедура; правовая система; правовая процедура; юридический процесс; законность; судебные процедуры; процессуальные процедуры; Интернет; информационно-коммуникационные технологии; саморегулирование; процедурность; трансформация права.

Неотъемлемой чертой развития человечества на протяжении всей истории являлась коммуникация. При этом средства коммуникации претерпевали постоянное развитие и изменение. На сегодняшний день информационно-коммуникационные технологии стали существенным фактором, влияющим на функционирование общества, создавая новые и трансформируя уже сложившиеся социальные институты. Подобное происходит и в государственно-правовой сфере.

В современной правовой науке зачастую происходит изучение вопросов влияния права на сеть Интернет, а также её правового регулирования. Автором же предпринята попытка исследовать обратный процесс: влияние Интернета на право посредством изучения трансформации юридических процедур, как одного из важнейших структурных элементов правовой системы, которая происходит в связи с развитием информационно-коммуникационных технологий. При этом для осмысления данного вопроса необходимо теоретическое исследование категории «юридическая процедура».

Под юридической процедурой в данном исследовании понимается носящая служебный характер иерархично построенная и находящаяся в динамике формально-определённая и нормативно или индивидуально установленная совокупность последовательно осуществляемых юридически значимых действий, направленных на достижение единого правового результата, связанная с реализацией прав и обязанностей участниками общественных отношений и обладающая моделью (программой) своего развития.

Для создания единой теоретической конструкции юридических процедур, на которые влияет сеть Интернет, произведено исследование их соответствия признакам, выделяемым правовой наукой, присущих юридическим процедурам в целом. К таким признакам можно отнести: 1) направленность на достижение правового результата; 2) наличие структуры, состоящей из последовательно сменяющих друг друга актов поведения; 3) наличие программы (модели) своего развития; 4) иерархичность; 5) динамичность; 6) служебный характер; 7) формальная определённость; 8) представляет из себя совокупность норм - правил человеческого поведения.

При этом юридическая процедура, по мнению автора, выполняет следующие функции: 1) защита прав и свобод участников правоотношений; 2) прогнозирование правового результата; 3) превенция нарушения режима законности; 4) установление шаблонной модели действий (алгоритма) в типичных правовых ситуациях; 5) повышение эффективности правового регулирования.

Соотношение юридической процедуры и юридического процесса предлагается производить исходя из двух критериев - по сфере применения (юридические процедуры шире, чем юридический процесс, поскольку процедуры существуют также вне рамок процесса, например, процедуры заключения, изменения и расторжения договоров) и по степени сложности

(сам юридический процесс состоит из отдельных юридических процедур как элементов, динамических и функциональных частей).

Авторская классификация юридических процедур предполагает их деление на процессуальные (судебные и несудебные) и непроцессуальные.

Судебные юридические процедуры (конституционно-процессуальные, гражданско-процессуальные, уголовно-процессуальные, арбитраж-но-процессуальные, административно-судебные процедуры), а также несудебные процессуальные юридические процедуры (правотворческие, административные, бюджетные и избирательные) соответствуют традиционно выделяемым в науке видам процессуальной юридической деятельности.

Непроцессуальные юридические процедуры могут быть властными (например, подача и приём декларации НДС в электронной форме) и невластными (претензионный порядок урегулирования спора и проч.). Использование такого критерия, как наличие или отсутствие публичного субъекта, применяющего процедуру, имеет смысл лишь применительно к процедурам непроцессуальным, поскольку юридический процесс (и процессуальные процедуры, как следствие) уже изначально предполагает участие актора, обладающего государственно-властными полномочиями.

Исследование процесса трансформации юридических процедур под влиянием сети Интернет производилось в трёх направлениях: 1) возникновение новых юридических процедур под влиянием сети Интернет; 2) изменение уже существующих юридических процедур под влиянием сети Интернет; 3) прекращение существования юридических процедур в традиционной форме под влиянием сети Интернет. Осуществляя исследование влияния Интернета на право, следует исходить из наличия или отсутствия возможности существования юридической процедуры без сети Интернет, а также степени влияния информационно-коммуникационных технологий.

В ходе исследования были рассмотрены различные юридические процедуры, соответствующие вышеуказанным признакам, что позволило отнести их к релевантному эмпирическому материалу. В результате изучения судебных, несудебных, а также непроцессуальных процедур сделаны следующие выводы:

1. Изменение формы судебных процессуальных юридических процедур оказывает влияние на их содержание, трансформируя его, в результате чего повышается степень алгоритмизации судебного процесса. Процессуальное законодательство содержит формы, исключившие устность судебного разбирательства (например, упрощённое судопроизводство в арбитражном процессе), в результате чего параллельно существуют две формы судебного разбирательства: традиционная (с личным устным участием сторон) и электронная (без вызова сторон). При усилении данной тенденции следует ожидать увеличения доли последней (для споров, основанных на распространённых обстоятельствах и типичных правовых основаниях).

Процедура создания проекта судебного акта в таких случаях может быть автоматизирована, однако всё равно потребует личного участия судьи для оценки специфических обстоятельств.

2. Реализация «электронных» юридических процедур, имеющих комплексный нормативный характер, в значительной мере обеспечивается выполняющими вспомогательную функцию техническими нормами, в отличие от традиционных юридических процедур, регулируемых исключительно нормами правовыми. В связи с возрастанием роли технических норм, происходит увеличение подзаконного нормативного массива, который содержит подробные требования и алгоритмы, конкретизирующие электронные процедуры, установленные федеральным законодательством.

Вместе с тем первичную роль всё же играют нормы права, технические нормы выполняют вспомогательную роль, носят служебный характер. Как отмечается в научной литературе, информационные технологии без знания административного, уголовного, арбитражного, гражданского процесса не приводят к достижению значимого юридического результата. То есть информационные технологии - это средства, которые современному юристу необходимо уметь использовать в соответствующей юридической деятельности, уметь их инкорпорировать в юридические процессы и процедуры1.

3. В силу архитектуры Интернета и специфики электронного пространства, существуют отдельные области, где отсутствует необходимость в государственно-правовом вмешательстве, а правовые методы регулирования не всегда могут работать эффективно.

Средства контроля и воздействия на пользователей, в таких случаях, выражены в форме процедур саморегулирования («правила сайта», «пользовательское соглашение» и т.д.) на микроуровне. Существует и более высокий уровень саморегулирования - создание международных или национальных организаций. Специфика норм саморегулирования при этом схожа с правовой природой локальных нормативных правовых актов.

4. Среди прочих тенденций влияния Интернета на юридические процедуры можно выделить: снижение нагрузки на судебные органы (как на суд и его аппарат, так и на прочих участников процедур и процесса); перераспределение финансовой нагрузки (сокращение части расходов, но и возникновение задач, требующих финансовых затрат); развитие принципов открытости и гласности деятельности судов и государственных органов; повышение доступности правосудия; упрощение взаимодействия государства и граждан по поводу обмена информацией и получения государственных услуг; создание процедур фильтрации вредной информации; систематизация правовой информации (путём создания реестров, баз данных).

1 Краткий обзор IT-технологий, используемых в юридической деятельности / Р.Г. Драпезо, О.Д. Сергеев, Е.В. Жариков, И.В. Лященко, Н.А. Быданцев // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 1(1). С. 311.

5. Государство дублирует некоторые свои процедуры, вводя электронную форму, сохраняя при этом традиционную, ранее существующую. Возникающие процедуры функционируют уже исключительно в электронной форме. При этом существует ряд процедур, которые утратили свою традиционную форму, продолжив существование в форме электронных процедур. В качестве примера можно привести продажу имущества в рамках банкротства, электронное голосование, подачу декларации НДС в электронном виде и отчетности в Пенсионный Фонд РФ. Их анализ показал, что государство трансформирует такие процедуры, где основным участником является профессиональный хозяйствующий субъект, а не отдельное физическое лицо. Это связано с более высокими требованиями, предъявляемыми к юридическим лицам и индивидуальным предпринимателям. Такие субъекты имеют больший спектр технических возможностей, определённые ресурсы для поддержания своей деятельности. В силу этого государство, разгружая свой аппарат, постепенно переводит взаимодействие полностью в электронную форму.

В качестве общего вывода исследованных тенденций и изменений можно сделать утверждение о том, что Интернет усложняет и усиливает процедурную составляющую права.

Процедурные правила, по мнению профессора С.В. Бошно, детерминируют связи между правом и государственным аппаратом1. Значение для данной темы имеют суждения С.Р Гадисова, который справедливо указывает, что в рамках развития внутреннего права государства в условиях глобализации прослеживается такая структурная тенденция как «нарастание процессуальности (процедурности) в правовом регулировании, что выражается в расширении сферы процессуального права, увеличении числа процедурно-процессуальных норм, усложнении процедуры, совершенствовании процессуальной формы. Процессуальное регулирование становится более чётким и детализированным»2. В.Г. Лукьянова отмечает, что «в развитии процессуального права просматривается следующая важная закономерность: чем более развито общество, тем детальнее в законодательстве прорисовывается деятельность, связанная с охраной социального порядка, прав и свобод и законных интересов граждан и организаций»3. Данной позиции придерживается и Т. В. Кашанина: «чем выше удельный вес процедурных норм, тем выше уровень развития права»4. Таким образом, тенденция к усилению процедурности права обусловлена, в первую очередь, развитием общества и является естественным процессом.

1 Бошно С.В. Свойства права // Право и современные государства. 2014. № 1. С. 64.

2 Гадисов С.Р. Трансформация института государства в условиях глобализации // Вестник ПАГС. 2013. № 6 (39). С. 57.

3 Лукьянова В.Г. Теория процессуального права. М., 2004. С. 231.

4 Кашанина Т.В. Структура права. Статья 1 // Ленинградский юридический журнал. 2011. № 2. С. 17.

Между тем нельзя отрицать значение Интернета как фактора, влияющего на право и его процедурную составляющую. Если ранее существовали позиции, не признающие главенство права над Интернетом и призывающие к обособленному от государства развитию сети1, то в настоящее время происходит взаимовлияние Интернета и государственно-правовых механизмов.

С одной стороны, виртуальное пространство создаёт проблемы и задачи, к разрешению которых рано или поздно приступает государство с помощью правовых механизмов. С другой стороны, архитектура Интернет-пространства («код» в терминологии Л. Лессига2) является самостоятельным фактором, усложняющим процедурный механизм права. РФ. Азизов указывает, что под «кодом» Л. Лессиг условно, в широком смысле, понимает в целом и программное, и аппаратное обеспечение, которое делает Интернет таким, какой он есть. Сюда относятся самые разнообразные феномены, которые устанавливают разного рода ограничения на пользователей - это и пароли, и требования использовать инструменты идентификации (например, электронную подпись), и наличие либо отсутствие механизмов отслеживания последовательности действий отдельных пользователей, и многое другое3.

М.А. Федотов, трактуя идею Л. Лессига о социальных регуляторах, указывает, что «значение кода как механизма регулирования особенно велико, поскольку он позволяет лицам, не являющимся носителями власти, закреплять правила, влияющие не только на выбор информационных услуг, но и на поведение человека в киберпространстве в целом»4. Не исключая возможность государства влиять на код, М.А. Федотов отмечает, что законодатель «должен корректно включить киберпространство в сферу текущего правового регулирования, не противопоставляя реальный и виртуальный миры, а понимая, что эти миры существуют совместно и то, что происходит в одном, может иметь серьёзные последствия в другом»5. В результате, код обуславливает специфику создания и развития юридических процедур, затрагивающих Интернет или затрагиваемых информационно-коммуникационными технологиями.

Во-первых, Интернет открывает новые возможности, реализация которых может быть инкорпорирована в правовую систему. Так, например, мгновенный обмен информацией в цифровой форме создаёт возможность для

право. URL: http://www.telecomlaw.ru/articles/declaration.html.

2 См.: Lessig L. (2006) Code. Version 2.0. New York: A Member of the Perseus Books Group. Available at: http://codev2.cc/download+remix/Lessig-Codev2.pdf.

3 Азизов Р.Ф.о. Правовое регулирование в сети Интернет: сравнительно- и историко-правовое исследование: дис. ... д-ра. юрид. наук. СПб., 2016. С. 98.

4 Федотов М.А. Конституционные ответы на вызовы киберпространства // LexRussica. 2016. № 3. (112). С. 180.

5 Федотов М.А. Там же. С. 180.

1 См.: БарлоуДж.П. Декларация Независимости Киберпространства // Телекоммуникационное

разработки и внедрения в судебный процесс процедур опубликования процессуальной информации на сайтах, видеотрансляции судебных заседаний. Приём и получение информации в электронной форме появляется и в деятельности государственных органов, создаются порталы распространения правовой и иной юридически значимой информации (например, Картотека арбитражных дел, ГАС «Правосудие», Официальный интернет-портал правовой информации, Единый портал бюджетной системы РФ, Единая информационная система нотариата, Банк данных исполнительных производств и т.д.).

Во-вторых, доступность механизмов распространения информации, в том числе и той, которую государство расценивает как вредную, вызывает, необходимость создания дополнительных правовых процедур по ограничению распространения запрещенной информации (блокировка и фильтрация информации в сети Интернет, распространение которой запрещено на территории Российской Федерации; ограничение доступа к информации, содержащей призывы к массовым беспорядкам, осуществлению экстремистской деятельности, участию в массовых (публичных) мероприятиях, проводимых с нарушением установленного порядка). Такие процедуры основываются не только на юридической технике, в соответствии с правилами которой происходит их правотворчество и правоприменение, но и на технических средствах, обеспечивающих реализацию данных норм.

В-третьих, изменение уже существующих процедур имеет двойственную природу. С одной стороны, при трансформации процедур под влиянием Интернета, законодатель преследует цель ускорения процессов (процедура электронной подачи документов) или упрощения взаимодействия для гражданина или организации (упрощённое судопроизводство, законотворческая инициатива в Интернете, обеспечение доступа к нормативным правовым актам, «Госуслуги»). С другой стороны, для реализации данных целей, саму структурную составляющую указанных процедур приходится усложнять. Например, функционирование портала «Госуслуги» обеспечивается благодаря как многим подзаконным нормативным актам, так и большому комплексу технических средств, обеспечивающих работоспособность портала. Таким образом, несмотря на упрощение взаимодействия граждан и организаций с государственно-правовыми процедурами благодаря сети Интернет, структурная составляющая процедур, с точки зрения их создания и реализации, усложняется.

В-четвертых, как было указано ранее, лишь малая часть правовых процедур прекращает своё существование в связи с появлением Интернета. Подавляющее большинство процедур изменяется, но продолжает существовать в виде, отвечающем современному развитию информационно-коммуникационных технологий. Переход в полностью «электронную» форму происходит лишь в отношении отдельных специфических процедур, относящихся к субъектам коммерческой деятельности (в отличие от процедур, направленных на физических лиц, которые должны отвечать требованиям максимальной доступности).

С учётом появления множества новых правовых процедур, отметим, что тенденция заключается в количественном увеличении процедур (обусловленном с одной стороны созданием условий для разработки новых процедур, а с другой, - возникновением проблем, вызывающих необходимость создания новых процедур), а также в их качественном усложнении (усложнение структуры уже существующих процедур).

Библиографический список

1. Азизов Р.Ф.о. Правовое регулирование в сети Интернет: сравнительно- и историко-правовое исследование: дис. ... д-ра. юрид. наук. СПб., 2016.

2. Барлоу Дж.П. Декларация Независимости Киберпространства // Телекоммуникационное право. URL: http://www.telecomlaw.ru/articles/ declaration.html.

3. Бошно С.В. Свойства права // Право и современные государства. 2014. № 1. С. 62-67.

4. Гадисов С.Р. Трансформация института государства в условиях глобализации // Вестник ПАГС. 2013. № 6 (39). С. 53-58.

5. Кашанина Т.В. Структура права. Статья 1 // Ленинградский юридический журнал. 2011. № 2. С. 7-18.

6. Краткий обзор IT-технологий, используемых в юридической деятельности / РГ. Драпезо, О.Д. Сергеев, Е.В. Жариков, И.В. Лященко, Н.А. Бы-данцев // Вестник Кемеровского государственного университета. 2013. № 1. С. 306-312.

7. Лукьянова Е.Г. Теория процессуального права. М., 2004.

8. Федотов М.А. Конституционные ответы на вызовы киберпространства // LexRussica. 2016. № 3 (112). С. 162-182.

9. Lessig L. (2006) Code. Version 2.0. New York: A Member of the Perseus Books Group. Available at: http://codev2.cc/download+remix/Lessig-Codev2.pdf.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.