Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОВЕДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С БУДУЩИМИ ВРАЧАМИ НА КАФЕДРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОВЕДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С БУДУЩИМИ ВРАЧАМИ НА КАФЕДРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
36
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА / ОБУЧАЕМЫЙ / СТУДЕНТ / КАФЕДРА / ПЕДАГОГ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Трегубов Валерий Николаевич

В статье проанализирован опыт организации и проведения воспитательной работы с будущими врачами на первой в России кафедре социальной гигиены медицинского факультета I Московского государственного университета, которая в настоящее время в Сеченовском Университете носит имя своего создателя и первого её профессора, одновременно являвшегося первым народным комиссаром здравоохранения республики, Николая Александровича Семашко-кафедра общественного здоровья и здравоохранения имени Н. А. Семашко. С помощью исторического, аналитического, логического и монографического методов было установлено, что до последнего десятилетия прошлого века воспитательная работа на кафедре со студентами имела идеологическую направленность. На фоне произошедших в нашей стране преобразований изменились подходы в организации и проведении воспитательной работы с будущими врачами. Основными направлениями её совершенствования в образовательной организации являются повышение роли педагога в проведении воспитательной работы, создание необходимых условий для осуществления образовательного процесса, мотивация обучаемых к соблюдению здорового уровня жизни и этических принципов врача, привлечение их к самостоятельному изучению художественных произведений о деятельности коллег, своевременное информирование и проведение со студентами внеаудиторных мероприятий и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Трегубов Валерий Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF VIEWS ON CONDUCTING EDUCATIONAL WORK WITH FUTURE DOCTORS AT THE DEPARTMENT OF AN EDUCATIONAL ORGANIZATION

This article analyzes the experience of organizing and conducting educational work with future doctors at the frst Department of Social Hygiene of the Medical Faculty of the First Moscow State University in Russia, which currently bears the name of its creator and its frst professor, who was also the frst People’s Commissar of Health of the Republic Nikolai Alexandrovich Semashko-the Department of Public health and health care named after N. A. Semashko. With the help of historical, analytical, logical and monographic methods, it was established that until the last decade of the last century, educational work at the department with students had an ideological orientation. Against the background of the changes that have taken place in our country, the approaches to organizing and conducting educational work with future doctors have changed. The main directions of its improvement in the educational organization are to increase the role of the teacher in conducting educational work, creating the necessary conditions for the implementation of the educational process, motivating students to observe a healthy standard of living and ethical principles of the doctor, involving them in the independent study of works of art about the activities of colleagues, timely informing and conducting extracurricular activities with students, etc.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ ВЗГЛЯДОВ НА ПРОВЕДЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ С БУДУЩИМИ ВРАЧАМИ НА КАФЕДРЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОРГАНИЗАЦИИ»

Вестн. Моск. ун-та. Сер. 20. Педагогическое образование. 2021. №3

В . Н . ТРЕГУБОВ

Трансформация взглядов на проведение воспитательной работы с Будущими врачами на кафедре образовательной организации

(кафедра общественного здоровья и здравоохранения им. Н. А. Семашко Института общественного здоровья им. Ф. Ф. Эрисмана ФГАОУ ВО Первый МГМУ им. И. М. Сеченова; e-mail: tregubov_v_n@staff.sechenov.ru)

В статье проанализирован опыт организации и проведения воспитательной работы с будущими врачами на первой в России кафедре социальной гигиены медицинского факультета I Московского государственного университета, которая в настоящее время в Сеченовском Университете носит имя своего создателя и первого её профессора, одновременно являвшегося первым народным комиссаром здравоохранения республики, Николая Александровича Семашко - кафедра общественного здоровья и здравоохранения имени Н. А. Семашко. С помощью исторического, аналитического, логического и монографического методов было установлено, что до последнего десятилетия прошлого века воспитательная работа на кафедре со студентами имела идеологическую направленность. На фоне произошедших в нашей стране преобразований изменились подходы в организации и проведении воспитательной работы с будущими врачами. Основными направлениями её совершенствования в образовательной организации являются повышение роли педагога в проведении воспитательной работы, создание необходимых условий для осуществления образовательного процесса, мотивация обучаемых к соблюдению здорового уровня жизни и этических принципов врача, привлечение их к самостоятельному изучению художественных произведений о деятельности коллег, своевременное информирование и проведение со студентами внеаудиторных мероприятий и др.

Ключевые слова: воспитательная работа; обучаемый; студент; кафедра; педагог; образовательная организация.

С момента формирования 20 февраля 1922 г . на медицинском факультете I Московского государственного университета первой в России кафедры социальной гигиены, одной из приоритетных её задач является проведение преподавательским составом воспитательной работы с обучаемыми . В настоящее время данная кафедра носит имя своего создателя и первого профессора, являвшегося одновременно первым народным комиссаром здравоохранения республики Николая Александровича Семашко - кафедра общественного здоровья и здравоохранения им . Н . А . Семашко Института общественного здоровья им . Ф . Ф . Эрисмана ФГАОУ ВО Первый Московский государственный медицинский университет им . И . М . Сеченова Минздрава России (Сеченовский Университет). Несмотря на произошедшие за вековую историю развития перемены, на

кафедре по-прежнему проводятся многочисленные мероприятия воспитательной работы с обучаемыми [1].

Актуальность проведения воспитательной работы с будущими врачами во многом определяется её непосредственным влиянием на качество оказываемой медицинской помощи . По данным Федерального казначейства по субъектам Российской Федерации около 45% медицинских организаций не оказывают качественную и своевременную медицинскую помощь пациентам [2]. Кроме того, анализ жалоб, поступающих в органы управления здравоохранением, свидетельствует, что именно низкая нравственная культура медицинских работников наиболее часто вызывает негативную реакцию пациентов и становится причиной их неудовлетворенности медицинским обслуживанием [3].

Несмотря на многочисленные труды, посвященные организации и проведению воспитательной работы в масштабе образовательных организаций, данная деятельность на кафедрах, осуществляющих подготовку медицинских кадров, ранее практически не анализировалась . Учитывая данные обстоятельства, была поставлена цель исследования: проанализировать опыт организации и проведения воспитательной работы с будущими врачами на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им . Н . А . Семашко . Для достижения цели исследования использовались исторический, аналитический, логический и монографический методы . В качестве первичного материала анализировались научные статьи по воспитательной деятельности в образовательных организациях и документы по организации и проведению воспитательной работы на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им . Н . А . Семашко Института общественного здоровья им . Ф . Ф . Эрисмана Сеченовского Университета .

Проведенный анализ доступной научной литературы свидетельствует, что с момента формирования кафедры социальной гигиены на медицинском факультете I Московского государственного университета до последнего десятилетия прошлого столетия воспитательная работа с обучаемыми носила идеологическую направленность . Так, Н . А . Семашко, руководивший данной кафедрой в течение 27 лет, до самой смерти в 1949 г . считал, что к воспитательному процессу должен быть привлечен весь коллектив высшего учебного заведения, в том числе партийная организация, общественные организации, дирекция, каждый профессор и каждый преподаватель . При этом особая роль в проведении идейно-политического воспитания студентов должна принадлежать кафедре марксизма-ленинизма . Воспитательная работа в тот далекий период строилась с учетом цели по формированию нового человека, гражданина социалистического общества, обладающего любовью к своему народу, любовью к трудящимся массам . Для этого широко использовались примеры из истории различных войн, общественное мнение коллектива, социалистическое соревнование, привлечение обучаемых к общественной,

культурной и научной работе . Необходимо отметить, что указанные методы культурно-массовых и политико-воспитательных мероприятий были направлены, прежде всего, на повышение академической успеваемости студентов и участие их в научных исследованиях [4].

Перейдя в 1930 г . в состав I Московского медицинского института профессорско-преподавательский состав кафедры продолжил совершенствовать методы и формы идейно-воспитательной работы . Для духовного роста и формирования морального облика молодежи в тот период широко использовался смотр деятельности студенческих групп под лозунгом «Учиться работать и жить по коммунистически» . Большое внимание уделялось воспитательной работе во внеучебное время . Студенты привлекались к работе в научных кружках и в студенческом научном обществе . Воспитательная работа регулярно проводилась в студенческих общежитиях, где на субботние вечера организованного отдыха приглашались члены бригад коммунистического труда, участники Великой Октябрьской социалистической революции, гражданской, а в последующем и Великой Отечественной войн, видные ученые и литераторы, бывшие выпускники института . Обучаемые посещали музеи, театры, выставки и т.д . Ведущая роль в идейном воспитании молодежи в тот период принадлежала общественным организациям института, особенно комсомолу [5].

Несмотря на произошедшие в конце прошлого столетия перемены в общественно-политической деятельности государства, воспитательная работа в образовательных организациях изменилась, но не потеряла своей значимости . Во многом это обусловлено ролью студентов в жизни общества, которые составляют одну из самых активных категорий молодежи среди социальных слоев населения и обладают высоким интеллектуальным потенциалом . Именно сегодняшние студенты через несколько лет включатся в общественную жизнь страны, станут родителями, врачами, руководителями, учеными, законодателями и т . д . [6].

Не случайно в Федеральном законе от 29 декабря 2012 г . № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации», в ст. 2 указано, что образование представляет единый целенаправленный процесс воспитания и обучения . В данном законе воспитание, по отношению к обучению, поставлено на первое место, что свидетельствует об его значимости в проведении образовательного процесса . В сформулированном определении воспитание рассматривается как деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающегося на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства

В современных условиях педагогами используются различные формы и методы данной работы: индивидуальные (выступления, собеседования, тренинги), коллективные (заседания кружков, секций, творческих

групп) и массовые (акции, форумы, праздники) [7; 8]. Несмотря на богатую палитру применяемых форм и методов воспитательной работы, все они должны соответствовать установленным принципам: системного и организованного применения; адресного подхода к обучаемым; универсальности; учета опыта прошлых поколений и региональных условий и др . К организации воспитательной работы также предъявляются определенные требования: значимость проведения, способным вовлечь обучаемых в коллективную деятельность; согласованность со всеми звеньями системы воспитания; способность развивать интересы и потребности обучающихся и т . д . [9].

Представленные принципы и требования учитываются при организации и проведении воспитательной работы на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им . Н . А . Семашко . Для этого в начале каждого учебного года из числа профессорско-преподавательского состава кафедры назначается ответственный за воспитательную работу, в обязанности которого входят мероприятия по планированию, осуществлению данной деятельности среди обучаемых и привлечению к ней сотрудников кафедры, проведению анализа выполненных мероприятий и составлению соответствующего раздела в отчете о работе кафедры за год

В раздел годового плана работы кафедры включаются следующие мероприятия: порядок актуализации информации о воспитательной работе на стенде и интернет-странице кафедры; методы по формированию традиций и имиджа кафедры, обеспечивающие воспитательное воздействие на обучаемых и сотрудников; участие сотрудников кафедры и обучаемых в митингах и торжественных мероприятиях, проводимых в масштабе Сеченовского Университета; мотивация студентов на соблюдение ими здорового образа жизни и этических принципов врача; проведение с обучаемыми коллективной и индивидуальной воспитательной работы в процессе учебных занятий, консультаций, самостоятельной работы и др . [10]. Результативность проведения запланированных мероприятий по воспитательной работе во многом определяется активным участием в данной деятельности всех сотрудников кафедры . Это обусловлено тем, что именно педагог является ключевой фигурой в учебно-воспитательном процессе на кафедре . Именно ему как личности, как носителю культуры, как человеку, обладающему сформировавшимся образом поведения, стилем деятельности и мировоззренческими установками в большей степени доверяют обучаемые . В результате личный пример педагога вносит неоценимый вклад в формирование профессиональных компетенций у будущих врачей [1; 8]. Очень важно, чтобы обстановка и атмосфера на кафедре способствовали воспитанию обучаемых без слов, без нотаций, лишь самим духом и смыслом . Это достигается формированием традиций, обобщением её истории, повышением значимости профессоров,

возглавляемых ими научных направлений, а также всей внутренней обстановкой [11; 12].

Для привлечения обучаемых к участию в воспитательном процессе руководством и преподавателями кафедры общественного здоровья и здравоохранения им . Н . А . Семашко осуществляется своевременное и полное информирование о проводимых мероприятиях . Для этого широко используются интернет-страница и тематический стенд кафедры . Если в сети Интернет информация о воспитательной работе, как правило, размещается в произвольной форме, по мере выполнения запланированных и внеплановых мероприятий, то при оформлении информационного стенда используются следующие материалы: выписка из Федерального закона РФ от 29 декабря 2012 г . № 273-Ф3 о структуре образования, как едином целенаправленным процессе воспитания и обучения, дана дефиниция воспитанию и перечислены решаемые в данной области задачи; изложены направления молодежной политики в области воспитательной работы в Сеченовском Университете; представлены положения Федерального закона РФ от 21 ноября 2011 г . № З23-Ф3 о порядке принятия клятвы врача и её содержание; составлены списки художественных фильмов о работе врачей и художественной литературы, в которой раскрывается повседневный подвиг медиков; написана историческая справка о становлении и развитии кафедры; оформлен раздел годового плана работы кафедры по организации воспитательной работы; изложены основные итоги воспитательной работы на кафедре

Опыт показывает, что наиболее впечатляющим и запоминающим мероприятием воспитательной работы для обучаемых является их участие в ежегодной традиции кафедры по возложению 20 сентября, в день рождения Николая Александровича Семашко, цветов к его памятнику перед ректоратом Сеченовского Университета и на могилу на Новодевичьем кладбище, а также встреча в этот день ординаторов, магистрантов, аспирантов и сотрудников кафедры с его внучкой Еленой Гавриловной Фаробиной, которая многие годы работает в Университетской детской клинической больнице Сеченовского Университета [13]

Для формирования у обучаемых этических принципов врача профессорско-преподавательский состав кафедры в процессе аудиторных занятий постоянно использует постулаты, изложенные в клятве врача, полный текст которой представлен в Федеральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011 г . № 323-ФЗ, ст . 71 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» . Данная клятва, пройдя испытание временем и сегодня обязует врачей, в процессе их профессиональной деятельности, быть честными, внимательными и заботливыми к пациенту, проявлять высочайшее уважение к жизни человека, хранить врачебную тайну, благодарность и уважение к своим учителям, быть требовательными и справедливыми к своим ученикам, доброжелательно

относиться к коллегам, беречь и развивать благородные традиции медицины . Указанные качества могут быть сформированы у медицинских специалистов только в процессе целенаправленной воспитательной работы с ними [1].

Для формирования у обучаемых мотивации к соблюдению здорового образа жизни и выбору здоровых жизненных ориентиров студенты не только осваивают теорию данного вопроса во время занятий, оформляют тематические рефераты и обсуждают их в учебной группе, но и в перерывах между аудиторными занятиями участвуют в проведении физической зарядки . Кроме того, используя положительный опыт коллег из других образовательных организаций [11; 12; 14-16], в целях улучшения состояния здоровья и физического развития студентов, повышения их учебной работоспособности сотрудники кафедры общественного здоровья и здравоохранения им . Н . А . Семашко привлекают обучаемых к различным формам оздоровительных и спортивно-массовых мероприятий, проводимых в масштабе Сеченовского Университета . После окончания плановых аудиторных занятий профессорско-преподавательский состав кафедры проводит воспитательную работу в процессе подготовки обучаемых по дополнительной программе в школе мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения», организуют работу студенческого научного кружка по общественному здоровью и здравоохранению, проведение олимпиад и научно-практических конференций . Во внеаудиторное время обучаемые также привлекаются к знакомству с произведениями искусства . Данный подход обеспечивает постепенный переход от целенаправленной воспитательной работы с обучаемыми к их самовоспитанию [17].

Для повышения у обучаемых интереса и стремления к саморазвитию и самовоспитанию, на одном из первых занятий на кафедре им сообщается информация об эффективных методах самообразования медицинского персонала . Осуществляется знакомство с книгами Федора Углова «Человек среди людей: Записки врача», «Сердце хирурга», «Под белой мантией», Юрия Германа «Дело, которому ты служишь», «Дорогой мой человек», «Я отвечаю за все», «Подполковник медицинской службы», Николая Амосова «Мысли и сердце», Юлия Крелина «Хирург», «Хроника одной больницы», Викентия Вересаева «Записки врача», Василия Аксенова «Коллеги», Бориса Полевого «Глубокий тыл . Доктор Вера» и др . Учитывая, что большую роль в самовоспитании молодежи играют художественные фильмы, студентам рекомендуется просмотр видеофильмов режиссеров Вячеслава Сорокина «Жил был доктор», Сергея Герасимова «Сельский врач», Вадима Гаузнера «Врача вызывали», Вадима Зобина «Дни хирурга Мишкина», Николая Губенко «И жизнь, и слезы, и любовь» и др . Студентам сообщается информация о монументах и картинах, посвященных деятельности их коллег . Данный подход в воспитательной работе позволяет формировать у обучаемых любовь

к выбранной профессии, моральные и нравственные качества, высокую культуру и широкий кругозор [1; 13].

В современных условиях практически у всех обучаемых есть возможность знакомиться с указанными произведениями искусства в оцифрованном формате с помощью информационно-коммуникационных технологий Этому способствует повсеместное использование молодежью в личных целях различных гаджетов, подключенных к сети Интернет [8; 18] Кроме того, на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им . Н . А. Семашко обучаемым доводится информация об электронных адресах медицинских музеев, которые находятся в открытом доступе: Сеченовского Университета (https://www sechenov ru/univers/ structure/other/muzey-istorii-meditsiny/), Российского национального исследовательского медицинского университета имени Н . И . Пирогова (https://rsmu . ru/facilities/museum-of-history/museum-of-history-about/), Московского государственного медико-стоматологического университета им . А .И .Евдокимова (https://museum . historymed .ru/#) и др . , а также сайтов, на которых представлены виртуальные музеи: Национального Научно-исследовательского института общественного здоровья им . Н . А . Семашко (https://rut360. ru/tour_final_1/Russian_Museum_of_ medicine html), Государственного музея изобразительных искусств им А . С . Пушкина (https://pushkinmuseum . art/media/virtual/), Государственного исторического музея (https://www. culture .ru/institutes/10124/ gosudarstvennyi-istoricheskii-muzei) и т д

Как показывает опыт значительного воспитательного эффекта можно достичь при дистанционном освоении обучаемыми массовых открытых онлайн курсов, среди которых профессорско-преподавательский состав кафедры общественного здоровья и здравоохранения им . Н . А . Семашко наиболее часто рекомендует: на платформе Stepik (https://welcome . stepik org/ru) психология и этика профессиональной деятельности, здоровый образ жизни как основа здоровья современного общества в условиях цифровой трансформации; на платформе открытое образование (https://openedu ru/) биоэтика, культурология; на платформе Универ-сариум (https://universarium . org/) воспитание креативности в семье, философская культура российского самосознания и др [19] К сожалению, необходимо признать, что онлайн-технологии, получившие широкое распространение в обучении, для проведения воспитательной работы используются сегодня ещё недостаточно Крайне мало исследований по данному вопросу опубликовано и в педагогической литературе [20].

Проводимая на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им . Н .А . Семашко воспитательная работа систематически подвергается рефлексии, результаты которой обсуждаются на кафедральной конференции и в установленные сроки представляются руководству в виде справок-докладов и отчетов При составлении годового отчета о работе

кафедры отражается следующая информация: наличие на кафедре ответственного за воспитательную работу; перечень проведенных мероприятий; привлечение к воспитательной работе обучаемых студенческого научного кружка и лаборатории мастерства «Фабрика лидеров здравоохранения»; порядок организации и проведения мероприятий по сохранению, укреплению здоровья и развитию гармоничной личности, в том числе физкультурно-оздоровительных и культурно-развлекательных мероприятий и др

Дискуссионным остается вопрос о разработке критериев по оценке эффективности проводимой воспитательной работы . Для этого обычно ориентируются на организацию планирования, степень выполнения запланированных и внеплановых мероприятий, их масштаб и число участников, своевременность составления отчетных документов и т. д . Но, как свидетельствует опыт работы кафедры общественного здоровья и здравоохранения им . Н . А . Семашко, данные критерии лишь косвенно могут характеризовать результативность проводимой работы . Нередко врачу приходится после окончания обучения всю жизнь доказывать самому себе и окружающем, насколько он соответствует ожиданиям общества как гражданин и профессионал . Поэтому не следует стремиться к выработке строгих критериев по оценке качества проводимой воспитательной работы, её необходимо выполнять постоянно, без формализма, не забывая при этом о том, что от результативности данной работы будет зависеть жизнь и здоровье людей

В заключение данной статьи необходимо отметить, что воспитательная работа с будущими врачами на кафедре социальной гигиены 100 лет назад и сегодня на кафедре общественного здоровья и здравоохранения им . Н . А . Семашко занимает приоритетное место в деятельности педагогического коллектива . Произошедшая трансформация взглядов на организацию и проведение воспитательной работы привела к изменению методов и форм её проведения, но не снизила значимость при формировании у студентов профессиональных медицинских качеств и развитии гармоничной личности врача

Литература

1 . Трегубов В. Н. Особенности проведения воспитательной работы при обучении врачей с использованием дистанционных образовательных технологий // Сеченовский вестник . 2015, Т . 22, № 4. С . 49-52.

2 . Козлов С. Е., КравцоваМ. В. Оказание качественной медицинской помощи: опыт Тверской областной клинической больницы // Здравоохранение Российской Федерации. 2019; 3(63): 129-139. Б01: Шр://ах . аоь о^/10.18821/0044-197Х-2019-63-3-129-139

3 . Зорин К. В. Этико-деонтологическое воспитание и профессиональное развитие студентов-медиков: аспекты проблемы // Медицинское образование и профессиональное развитие . 2020. Т . 11, № 3. С. 187-192. Б01: Ьйрз://^1 . org/10.24411/2220-8453-2020-13016

4 . Семашко Н. А. Воспитание студентов - ответственное дело // Вестник высшей школы . 1945. № 3 . С . 11-13 .

5. Кованов В. В. Подготовка и воспитание медицинских кадров // Советское здравоохранение. 1961. № 10. С. 18-22.

6. Николаева И. И., Естифеев Н. Е. Патриотическое воспитание студентов медицинского вуза // Вестник педагогических инноваций . 2016, № 4(44). С . 89-97.

7. БейлинаН. С. Формы и методы организации воспитательной деятельности вуза по реализации компетентностного подхода // Балтийский гуманитарный журнал. 2017, Т. 6. № 2(19). С. 84-87.

8 . Богданова Ю. З . Об изменении традиций воспитательной работы в вузе // Гуманитарные и социальные науки . 2018, № 6 . С . 321-329.

9 . Галактионова М. Ю., Маисеенко Д. А. Формирование патриотического воспитания обучающихся педиатрического факультета Красноярского медицинского университета им . проф . В . Ф . Войно-Ясенецкого // Медицинский альманах. 2017, № 2(47). С. 31-33.

10 . Трегубов В. Н., Шаповалова М. А. Годовое планирование работы кафедр медицинской образовательной организации // Сеченовский вестник . 2015, Т 22, № 4 С 41-44

11 . Попков В. М., Бугаева И. О., Живайкина А. А., Лойко B. C., Андрияно-ва Е. А . Молодежная политика медицинского вуза: концептуальный подход и практика реализации // Саратовский научно-медицинский журнал . 2018, Т . 14 . № 1 . С . 100-106.

12 . ШельповаЕ. В. О воспитательной системе педагогического вуза // Новая наука: Теоретический и практический взгляд . 2016, № 10-1 . С . 105-107.

13 . Решетников В. А., Трегубов В. Н., Микерова М. С. Российский опыт профессиональной подготовки врачей по специальности «Организация здравоохранения и общественное здоровье» // Проблемы здоровья и экологии . 2017, № 2(52). С. 80-84.

14 . Артюхина А. И., Ткачева Н. Д., Кнышова Л. П. Воспитание студентов-медиков на основе методики оздоровительной и физкультурно-массовой работы // Журнал научных статей Здоровье и образование в XXI веке . 2016, Т. 18, № 5. С. 88-91.

15 . Минаев А. И., Исаева О. Н. Внеучебная воспитательная деятельность в Рязанском государственном университете им . С . А. Есенина (из опыта работы) // Вестник Воронежского государственного университета . Серия: Проблемы высшего образования . 2017, № 4 . С . 83-87.

16 . Лощаков А. М., Толстова С. Ю. Психологические факторы формирования здорового образа жизни студентов // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование . 2019, № 4. С. 85-95.

17 . Александрова Е. А., Суменков И. А. Сопровождение куратором гражданско-патриотического воспитания студентов вузе // Балтийский гуманитарный журнал . 2017, Т. 6, № 4(21). С. 235-238.

18 . Харламенко И. В. Отражение современных тенденций образования и воспитания в нормативных документах // Вестник Московского университета Серия 20 Педагогическое образование 2019, № 2 С 111-117

19 . Решетников А. В., Трегубов В. Н, Шамшурина Н. Г., Марочкина Е. Б., Жилина Т. Н. Профессиональное самообразование организаторов здравоохранения с использованием массовых открытых онлайн-курсов // Медицинское образование и профессиональное развитие . 2015, № 2(20). С. 53-58.

20 . Алехин И. А., Тренин И. В. Воспитание и обучение в военном вузе с помощью ресурсов информационно-образовательной среды // Мир образования - образование в мире . 2018, № 3(71). С. 151-163.

Сведения об авторе

Трегубов Валерий Николаевич - доктор медицинских наук, профессор, профессор кафедры общественного здоровья и здравоохранения имени Н. А. Семашко Института общественного здоровья им. Ф. Ф. Эрисмана Сеченовского Университета. E-mail: tregubov_v_n@staff.sechenov.ru

Transformation of views on conducting educational work with future doctors at the department of an educational organization

v. n . tregubov

This article analyzes the experience of organizing and conducting educational work with future doctors at the first Department of Social Hygiene of the Medical Faculty of the First Moscow State University in Russia, which currently bears the name of its creator and its first professor, who was also the first People's Commissar of Health of the Republic Nikolai Alexandrovich Semashko -the Department of Public health and health care named after N. A. Semashko. With the help of historical, analytical, logical and monographic methods, it was established that until the last decade of the last century, educational work at the department with students had an ideological orientation. Against the background of the changes that have taken place in our country, the approaches to organizing and conducting educational work with future doctors have changed. The main directions of its improvement in the educational organization are to increase the role of the teacher in conducting educational work, creating the necessary conditions for the implementation of the educational process, motivating students to observe a healthy standard of living and ethical principles of the doctor, involving them in the independent study of works of art about the activities of colleagues, timely informing and conducting extracurricular activities with students, etc.

Keywords: educational work; student; department; teacher; educational organization.

References

I. Tregubov V. N . Osobennosti provedeniya vospitatel'noj raboty pri obuchenii vrachej s ispol'zovaniem distancionnyh obrazovatel'nyh tekhnologij. Sechenovskij vestnik. 2015 . T . 22, № 4 . pp . 49-52. (in Russian)

2 . Kozlov S. E ., Kravcova M . V . Okazanie kachestvennoj medicinskoj pomoshchi: opyt Tverskoj oblastnoj klinicheskoj bol'nicy. Zdravoohranenie Rossijskoj Federacii. 2019, № 3(63). pp. 129-139. DOI: http://dx. doi. org/10.18821/0044-197X-2019-63-3-129-139 (in Russian)

3 . Zorin K . V . Etiko-deontologicheskoe vospitanie i professional'noe razvitie studentov-medikov: aspekty problemy. Medicinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie . 2020, T . 11, № 3 . pp . 187-192. DOI: https://doi . org/10.24411/2220-8453-2020-13016 (in Russian)

4 . Semashko N . A. Vospitanie studentov - otvetstvennoe delo . Vestnik vysshej shkoly. 1945. № 3. pp. 11-13 . (in Russian)

5 . Kovanov V . V . Podgotovka i vospitanie medicinskih kadrov . Sovetskoe zdravoohranenie . 1961. № 10. pp . 18-22. (in Russian)

6 . Nikolaeva 1.1. , Estifeev N. E . Patrioticheskoe vospitanie studentov medicinskogo vuza. Vestnik pedagogicheskih innovacij. 2016. № 4 (44). pp . 8997 (in Russian)

7. Bejlina N . S . Formy i metody organizacii vospitatel'noj deyatel'nosti vuza po realizacii kompetentnostnogo podhoda . Baltijskij gumanitarnyj zhurnal . 2017, T. 6. № 2(19). pp. 84-87. (in Russian)

8 . Bogdanova Yu. Z. Ob izmenenii tradicij vospitatel'noj raboty v vuze . Gumanitarnye i social'nye nauki. 2018, № 6. pp . 321-329. (in Russian)

9 . Galaktionova M . Yu. , Maiseenko D . A . Formirovanie patrioticheskogo vospitaniya obuchayushchihsya pediatricheskogo fakul'teta Krasnoyarskogo medicinskogo universiteta im. prof. V. F . Vojno-YAseneckogo. Medicinskij al'manah. 2017, № 2(47). pp . 31-33. (in Russian)

10 . Tregubov V . N . , Shapovalova M . A. Godovoe planirovanie raboty kafedr medicinskoj obrazovatel'noj organizacii . Sechenovskij vestnik. 2015, T . 22, № 4 . pp . 41-44 . (in Russian)

II. Popkov V. M. , Bugaeva I. O. , Zhivajkina A. A. , Lojko B. C. , Andriyanova E . A . Molodezhnaya politika medicinskogo vuza: konceptual'nyj podhod i praktika realizacii . Saratovskij nauchno-medicinskij zhurnal . 2018, T. 14 . № 1. pp . 100-106. (in Russian)

12 . Shel'pova E . V. O vospitatel'noj sisteme pedagogicheskogo vuza . Novaya nauka: Teoreticheskij i prakticheskij vzglyad . 2016, № 10-1 . pp. 105-107. (in Russian)

13 Reshetnikov V A , Tregubov V N , Mikerova M S Rossijskij opyt professional'noj podgotovki vrachej po special'nosti «Organizaciya zdravoohraneniya i obshchestvennoe zdorov'e». Problemy zdorov'ya i ekologii. 2017, № 2(52). pp . 80-84. (in Russian)

14 . Artyuhina A . I . , Tkacheva N . D . , Knyshova L . P . Vospitanie studentov-medikov na osnove metodiki ozdorovitel'noj i fizkul'turno-massovoj raboty. Zhurnal 116

nauchnyh statej Zdorov'e i obrazovanie v XXI veke . 2016, T . 18, № 5 . pp . 88-91 . (in Russian)

15 . Minaev A. I . , Isaeva O . N . Vneuchebnaya vospitatel'naya deyatel'nost' v Ryazanskom gosudarstvennom universitete im . S . A . Esenina (iz opyta raboty). Vestnik Voronezhskogo gosudarstvennogo universiteta . Seriya: Problemy vysshego obrazovaniya . 2017, № 4. pp . 83-87. (in Russian)

16. Loshchakov A. M ., Tolstova S . Yu . Psihologicheskie faktory formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studentov. Vestnik Moskovskogo universiteta . Seriya 20 . Pedagogicheskoe obrazovanie. 2019, № 4. pp. 85-95. (in Russian)

17. Aleksandrova E. A . , Sumenkov I. A. Soprovozhdenie kuratorom grazhdansko-patrioticheskogo vospitaniya studentov vuze . Baltijskij gumanitarnyj zhurnal. 2017, T.6, № 4(21). pp . 235-238. (in Russian)

18. Harlamenko I. V . Otrazhenie sovremennyh tendencij obrazovaniya i vospitaniya v normativnyh dokumentah . Vestnik Moskovskogo universiteta . Seriya 20. Pedagogicheskoe obrazovanie. 2019, № 2. pp . 111-117. (in Russian)

19. Reshetnikov A. V., Tregubov V. N . , Shamshurina N . G. , Marochkina E. B . , Zhilina T. N . Professional'noe samoobrazovanie organizatorov zdravoohraneniya s ispol'zovaniem massovyh otkrytyh onlajn-kursov. Medicinskoe obrazovanie i professional'noe razvitie. 2015, № 2(20). pp . 53-58. (in Russian)

20 . Alekhin I . A. , Trenin I. V. Vospitanie i obuchenie v voennom vuze s pomoshch'yu resursov informacionno-obrazovatel'noj sredy. Mir obrazovaniya -obrazovanie v mire. 2018, № 3(71). pp . 151-163. (in Russian)

About the Author

Tregubov Valery N.- Doctor of Medical Sciences, Professor; Professor at the N. A. Semashko Department of Public Health and Healthcare of the I. M. Sechenov First Moscow State Medical University (Sechenov University) Moscow, Russia. E-mail: tregubov_v_n@staff.sechenov.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.