Научная статья на тему 'Трансформация воспроизводственного механизма мировой экономики и перспективы социально-экономического развития России'

Трансформация воспроизводственного механизма мировой экономики и перспективы социально-экономического развития России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
333
58
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Панфилов В. С.

В статье обосновывается авторский взгляд на основные принципы воспроизводственного механизма мировой экономики. Показана степень соответствия и специфики воспроизводственного механизма экономики России относительно мирового образца. Дана оценка возможностей и условий перехода к ускорению экономического развития России и модернизации ее производственного аппарата.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация воспроизводственного механизма мировой экономики и перспективы социально-экономического развития России»

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ПОЛИТИКА

В. С. Панфилов

ТРАНСФОРМАЦИЯ ВОСПРОИЗВОДСТВЕННОГО МЕХАНИЗМА МИРОВОЙ ЭКОНОМИКИ И ПЕРСПЕКТИВЫ СОЦИАЛЬНОЭКОНОМИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ РОССИИ7

В статье обосновывается авторский взгляд на основные принципы воспроизводственного механизма мировой экономики. Показана степень соответствия и специфики воспроизводственного механизма экономики России относительно мирового образца. Дана оценка возможностей и условий перехода к ускорению экономического развития России и модернизации ее производственного аппарата.

Обсуждение состояния и возможных изменений мирового хозяйства в целом и народного хозяйства России в частности не имеет смысла без ясных представлений о составных элементах системы хозяйствования и закономерностях их взаимодействия.

Авторская позиция состоит в том, что современные системы хозяйствования основываются на сделках между людьми, в результате которых возникают и исполняются обязательства и происходит переход прав собственности. Господствующей целью этих сделок выступает получение денежного дохода для наемных работников и лиц, занятых самостоятельной трудовой деятельностью, и прибыль для работодателей и собственников. Функционирование таких систем предполагает институциональное обеспечение правил заключения и исполнения сделок в форме государства или надгосударственных образований. Стремление к извлечению денежного дохода и прибыли, с одной стороны, ведет к плодотворной с экономической точки зрения конкуренции как между работниками, так и между производителями, с другой - к деструктивной конкуренции, использующей обман потребителя и неэкономические методы конкурентной борьбы.

В работе [1] показано, что утверждение об исключительной роли научнотехнического прогресса в преодолении ограничений развития, накладываемых законом убывающей производительности факторов производства и тенденцией нормы прибыли к понижению, верно, но неполно. Во-первых, научно-технический прогресс, по крайней мере в его современном виде, далеко не спонтанный процесс, во-вторых, должную экономическую значимость он приобретает лишь при массовом его распространении. Соответственно финансирование, в том числе заимствование средств, требуется как для создания инноваций, так и для их распространения. Кроме того, в распространении достижений научно-технического прогресса стержневой является роль мотиваций. В рыночной системе субъект, внедряющий инновации, получает интеллектуальную ренту, в административно-плановой экономике - поощрения минимальны (премия работникам, обеспечивающим соответствующее внедрение), а затраты (трудовые, на переобучение, организационно-хозяйственные и т.д.) крайне обременительны.

В то же время теоретический аспект сравнительной эффективности административно-плановой и капиталистической (рыночной) систем хозяйствования и возможная их конвергенция, как ни странно это может прозвучать, практически не исследованы. Во всяком случае, в капиталистическом рыночном хозяйстве в дол-

1 Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда (проект № 11-02-00098а).

госрочном плане расширенное воспроизводство оказывается возможным лишь при преодолении бюджетного ограничения потребителя, выдачей ему кредита, а на макроуровне за счет роста соотношения «долг-доход».

Соответственно финансовым институтам и инструментам с момента зарождения капиталистического рыночного хозяйства принадлежит решающая роль с точки зрения фактической реализации процесса расширенного воспроизводства.

С фундаментальной точки зрения они придают имманентно жесткой капиталистической рыночной системе хозяйствования достаточную гибкость.

С точки зрения функционирования производственного процесса финансовая система позволяет длительное время существовать проигрывающим в конкурентной борьбе и посредственным по экономическим показателям компаниям. В терминологии теории экономических циклов Хаймана Мински [2] функционируют не только компании-заемщики, способные удовлетворить все требования по долговым выплатам, используя свои денежные потоки. Широко распространенными становятся компании-заемщики, которые в состоянии выплачивать текущие проценты, но вынуждены периодически рефинансировать свои кредиты, чтобы выплачивать основную сумму займа. Наконец, современный финансово-экономический кризис и денежные политики количественного ослабления сделали массовыми компании-заемщики, которые могут полагаться не на денежные потоки, а только на постоянный рост стоимости актива приобретенного на заемные средства.

С точки зрения частного потребителя финансовые технологии придали такому явлению, как консьюмеризм, важное макроэкономическое и даже глобальное значение. Консьюмеризм и как ониомания, и как движение в защиту прав потребителей путем давления на производителей является системообразующим элементом современного капиталистического рыночного хозяйствования.

В целом стремление к максимизации денежного дохода (прибыли) в условиях реальной конкуренции между людьми, компаниями и странами, финансовой гибкости, научно-технической революции и глобального распространения консьюмеризма породили воспроизводственную модель, которая с учетом исторических и культурных особенностей функционирует в большинстве стран мира.

Качественные изменения, произошедшие в денежно-кредитной и финансовой политике за последние десятилетия в мире и распространяющиеся на Россию, во многом обусловлены трансформацией структуры взаимосвязи трех важнейших составляющих социально-экономической системы новейшего времени: корпораций, домашних хозяйств и государства как совокупности институтов.

Антитрестовское законодательство, транспарентность и нормы социальной ответственности бизнеса преобразовали эту сферу таким образом, что империалистическое поведение стало неэффективным, проигрышным и в значимых масштабах проявляется лишь на периферии мирового хозяйства. При этом корпорации стали ведущим институтом, формирующим технический и технологический уровни современного общества. Заметим, что поведение крупного бизнеса в России в ряде своих проявлений можно охарактеризовать как империалистическое, а средний бизнес крайне редко следует стратегии развития, предпочитая затратно-инерционную стратегию. Это одна из важнейших проблем экономической динамики, которая может быть решена в рамках активной социально-экономической политики, штрафующей олигополии за империалистическое поведение и, наоборот, поощряющей следование стратегиям развития.

Домашние хозяйства, сохраняя за собой главенствующую роль в определении величины и структуры спроса, превратились в важнейший источник финансирования экономического развития. Такой источник финансирования экономического роста возник на основе формирования и развития в последние 30 лет новых финансовых ин-

статутов и технологий. Среди таких институтов - инвестиционные банки, паевые инвестиционные фонды, брокерские компании, накопительное пенсионное страхование, страхование жизни и т. д. Включение этого источника финансирования экономического развития сопряжено в России с рядом серьезных проблем, связанных с относительной бедностью большей части населения, недостаточной финансовой грамотностью подавляющей его части, устоявшимся предпочтением наиболее богатой части населения размещать свободные финансовые ресурсы и осуществлять долгосрочные инвестиции заграницей. Решение вышеперечисленных проблем создает значимый потенциал ускорения социально-экономического развития в среднесрочной перспективе.

Современное государство демократического типа сформировало институты, которые ответственны за социальное обеспечение в области здравоохранения, образования, жилья, выплаты пенсий и различного рода пособий. Финансирование этих расходов осуществляется практически в одинаковом размере независимо от патерналистской или либеральной риторики находящихся у власти политических сил. Страновая конкуренция возлагает на государство ответственность за поддержание должного уровня конкурентоспособности собственных граждан и национальных компаний, вынуждающую государство проводить политику развития, т. е. осуществлять комплекс мер, нацеленных на усовершенствование и повышение качества всех элементов социально-экономической системы. Этот комплекс мер предполагает как прямое государственное вмешательство в экономику, так и косвенное, посредством структурных реформ. В противном случае возникают угрозы социально-политической стабильности различного типа как недавно в СССР или в настоящее время в периферийных странах ЕС и арабских странах. Российское государство более двух десятилетий было сконцентрировано на трансформации административно-плановой социалистической системы хозяйствования в рыночную капиталистическую систему хозяйствования и на преодолении социально-хозяйственных шоков с этим связанных. В результате сформировался воспроизводственный механизм, составные части которого обладают различными целями вплоть до противоположных.

Указанные обстоятельства выдвигают новые требования к формированию средне- и долгосрочного прогнозов, которые во все меньшей степени могут опираться на произвольно заданные (политиками или разработчиками) цели. Такой прогноз должен во все большей мере исходить из анализа мотивов и стратегий экономических субъектов (корпораций, домашних хозяйств и государства, как выразителей интересов страны как целого и обособленного в рамках современного мироустройства).

Если обратиться к проблемам экономической динамики с исторических (сверхдолго-срочных) позиций, то при всей приблизительности расчетов можно выделить три периода: ранних цивилизаций, традиционный и собственно современный. Первое удвоение показателя ВВП на душу населения (при всей условности его применения к этому времени) произошло за 10000 лет: от возникновения неолита, характеризующегося началом перехода хозяйствования от принципа присвоения (охотники и собиратели) к производственному принципу (земледелие, скотоводство, изготовление металлических орудий). На следующее удвоение потребовалось около 1500 лет (темп развития по современным представлениям практически незаметный - менее 0,05% в год) (рис. 1)2.

Картина начинает качественно меняться с возникновением и распространением капиталистического хозяйства. Рост благосостояния, измеряемый ВВП на душу населения, достигает таких темпов, что вначале у внуков, а в ХХ в. у детей формируется образ жизни, качественно отличный от образа жизни их ближайших предков.

Начальная дата на рис. 1 соответствует наступлению неолита, который характеризуется переходом от присвающего к производящему типу хозяйства. Уровень экономического развития в древности оценивался на основе данных археологических исследований питания древнего человека и корректировался на данные археологических исследований о развитии ремесла.

Раз

Рис. 1. Динамика ВВП на душу населения: 10000 лет до н.э. - 1475 г.: — ВВП (за 1 принят уровень 10000 г. до н.э.); сельское хозяйство;

м промышленность, строительство, сфера услуг

%

Великая депрессия (1929-1933 гг.) и Вторая мировая война (1939-1945 гг.)

Объявление банкнот универсальными средствами платежа 1812 г.

Системгпла ;ающих курсов и экспошнциа іьное развитие деридаивов

Возникновение акционерных обществ 16-17 век. Банк Англии 1694

Научно-техническая

революция

Год

80 -

Рис. 2. Динамика приростов ВВП на душу между поколениями (25 лет) и важнейшие вехи трансформации мировой экономической системы:

-О- сельское хозяйство; -Л- промышленность; -О- в целом

Крайне низкие темпы - практически стагнация - отмечались лишь в период (1925-1950 гг.) Великой депрессии и Второй мировой войны (рис. 2).

Сложившиеся до последнего мирового финансового кризиса причинно-следственные связи глобального экономического развития позволяют говорить о базовом среднесрочном сценарии мирового экономического развития как о периоде стагнации, в который экономики развитых стран будут испытывать негативное воздействие под бременем долгов спроса. В этих условиях власти развитых стран будут пытаться (с крайне рискованными последствиями с точки зрения среднесрочной перспективы) компенсировать недостаток частного спроса финансово-кредитными стимулами, а развивающиеся страны будут характеризоваться темпами роста, зависящими от их способности поддерживать сбалансированное развитие.

Для выявления причинно-следственных связей современного этапа развития и обоснования выдвинутого тезиса необходимо рассмотреть роль финансов, денег и кредита в

воспроизводственном процессе на основе теоретического и прикладного анализов конкретных исторических условий функционирования российской и мировой экономик.

Поразительный эффект дает знакомство с опытом функционирования древних экономик. Так, 88-я статья свода законов Хаммурапи [3] (приблизительно 1750-е годы до н.э.) не только вводит максимальную ставку процента, но и различает стоимость натурального и денежного заимствования. Денежный заем признается более обременительным для заемщика по сравнению с натуральным. Так, ростовщик мог требовать не более пятой части при расплате серебром, тогда как при расплате зерном он мог требовать третью часть. Более того, эта статья вводила, говоря современным языком, понятие ничтожной сделки, когда нарушение курса в большую сторону освобождало должника от обязательств, а на ростовщиков налагалась обязанность засвидетельствовать сделку перед представителем государства с наказанием за нарушение в виде потери права на весь долг (статьи 93-96-я свода законов Хаммурапи). Огромного количества разрушительных долговых проблем просто не существовало бы ни в древности, ни в более близкие к нам времена, если бы такого рода законы не нарушались.

Другой поучительный факт из истории, созвучный с современностью, связан с древней Грецией времен Солона (УІІ-УІ в. до н. э.). В древней Греции отсутствовал аналог закона Хаммурапи по ограничению ставки процента, однако допускалось долговое рабство [4, с. 137-170]. Поведение кредиторов (алчное) и должников (безответственное) в конкретных экономических обстоятельствах того времени настолько разрушило стабильность Афин, что афиняне сочли за благо данное Солону право отменять или сохранять все, что он найдет нужным, из существующих порядков. Долговое рабство оказалось столь распространенным, что Солон его ликвидировал, приказав снять все долговые камни, которые были установлены на земле должника. Более того, потеря крестьян, связанная с их продажей за долги в рабство за границу, оказалась столь многочисленной, что был признан за общественное благо их выкуп за государственный счет. История умалчивает, откуда у древних Афин взялись такие огромные свободные средства. Современный опыт реструктуризации греческих долгов навевает мысль о том, что тогда также не обошлось без добровольно-принудительного списания долгов.

Исторически и логически компенсация и рост эффективного спроса происходили за счет распространения капиталистической системы (аграрный сектор, колониальные (развивающиеся) страны) и, что представляется особенно важным, развития денежнокредитной сферы. Становление капитализма началось в период, когда накопления в денежной форме (серебряной и золотой монете) достигли значимого по сравнению с экономическим оборотом уровня. В этих условиях появление нового продукта или старого по более низкой цене находило спрос, основанный не на текущих доходах, а на сбережениях, тем самым, преодолевая проблему эффективного спроса. Однако потенциал развития ограничивался уровнем и распыленностью накоплений.

Появление и развитие депозитных (позднее ставших банковскими) домов способствовало концентрации капитала, вначале торгового, а затем и других его форм. Негоцианты (купцы), депонируя денежные средства в депозитных домах, расположенных по месту их проживания, получали расписки, которые, говоря современным языком, обналичивали в других местах по мере необходимости. Развитие вышеназванных финансовых институтов существенно снизило издержки и риски торговли.

Поистине фундаментальные последствия имело возникновение договоров, в соответствии с которыми негоциант в обмен на свое долговое обязательство получал такую же расписку, как и в случае депонирования денежных средств. Точнее говоря, возникла практика депозитных домов выдавать такие расписки в объемах, превышающих сумму переданных им на хранение денежных средств и собственного капитала. С этого момента депозитные дома стали банками, появились банковские день-

ги и банковский мультипликатор. С точки зрения воспроизводства качественно изменились возможности финансирования как нововведений, так и их распространения.

В историческом контексте имманентные свойства капитализма в соединении с новыми финансовыми технологиями породили первую промышленную революцию конца XVIII - начала XIX вв. Теоретическим обобщением этого этапа развития капитализма стал закон Ж.Б. Сэя. В соответствии с этим законом избыточное производство как следствие недостаточности спроса может проявляться лишь как следствие нехватки товаров-комплементов (товаров, которые используются вместе с условно избыточными).

К середине XIX в. и фактические данные, и теоретические исследования опровергают тезис о невозможности кризисов перепроизводства. Так, в 1857 г. разразился первый мировой экономический кризис, затронувший одновременно США, Германию, Англию, Францию, а в 1873-1879 гг. - самый длительный в истории кризис мировой экономики. В это же время получает широкое распространение марксизм - наиболее комплексное и последовательное учение о пределах капитализма как эффективно функционирующей системы. Однако в конце 80-х годов XIX в. капитализм приобретает «второе дыхание» на фоне развертывания нового этапа промышленной революции.

Концептуально автор объясняет это действием двух главных факторов. Первый фактор связан с масштабным расширением капитализма: появляется все больше колониальных стран и территорий, которые становятся одновременно и рынками сбыта, и сырьевыми придатками, и точками инвестирования (экспорта капитала). Второй фактор связан с тем, что в наиболее передовых странах того времени устанавливаются эластичные системы банкнотной эмиссии, позволяющие расширять банкнотное обращение в соответствии с потребностями экономики без жесткой привязки к металлическому покрытию. Последний фактор позволил профинансировать такие инновации, как электроэнергия, электродвигатель, двигатель внутреннего сгорания, механизация сельского хозяйства и использование минеральных удобрений, массовое общее и специальное образование и т.д.

Тем не менее начало XX в. характеризуется обострением противоречий капиталистической системы. Развитие на внутринациональной основе сталкивается с собственными пределами, и борьба за защиту собственного рынка и экспансия на внешние рынки (сбыта, сырья, капитала) приобретают крайне жесткий характер. В социально-политическом плане происходят попытки разрешения этого противоречия через Первую мировую войну, фашизм в Италии, нацизм в Германии и т.п.

Внесистемным ответом на обострившиеся противоречия капиталистической системы явились социалистические преобразования, начатые советской Россией. Попытка введения планового хозяйства привела к формированию в конце 20-х -начале 30-х годов в СССР системы управления народным хозяйством, которая строилась и функционировала на основе преобладания внеэкономических критериев при выработке и принятии решений. В то же время практическая невозможность перейти к всеобщему натуральному распределению вынудила сохранить, хотя и в сильно деформируемом виде, важнейшие атрибуты экономической жизни: систему ценообразования, финансово-кредитную и денежную формы оплаты труда. Для субъектов производства это означало существование экономического критерия принятия решений наряду с основным плановым, а для системы управления - распространение планирования на оплату труда, ценообразование и денежное обращение.

В условиях, когда цели экономического развития выражались в ограниченной номенклатуре выпускаемой продукции, имелись широкие возможности замены недостающего производственного потенциала малоквалифицированным трудом, существовавшим в избытке, отсутствовали жесткие ограничения на использование

природных ресурсов, существовали минимальные требования к уровню материального благополучия и внеэкономическое принуждение к труду (запрет на увольнение по собственному желанию, уголовное наказание за опоздание на работу и прогул, прикрепление крестьян к земле и т. д.), под угрозой экспроприации находились все формы собственности, кроме государственной, а в рамках этой формы права владения, распоряжения и пользования давались и отнимались произвольно, всеобъемлющая система планирования действительно сводила к минимуму противоречие между динамикой денежных и материальных потоков.

По мере исчерпания легкодоступных трудовых и природных ресурсов, роста материальных потребностей и личной собственности, ослабления внеэкономического принуждения к труду значение денег, кредита, финансов и цен в воспроизводственном процессе постоянно возрастало, и в конечном счете они оказались в числе основных факторов, определивших исторические пределы административноплановой системы хозяйствования.

Особое значение во внутрисистемном (капиталистическом) контексте имеют преобразования в рамках политики Нового курса Ф.Д. Рузвельта. По сути, это была попытка изменить градиент капиталистического развития за счет масштабных государственных мер. Среди этих мер, которые позволили восстановить эффективный спрос, были: санация банковской системы и принятие закона Гласса-Стиглла, запрещающего коммерческим банкам работать с ценными бумагами; увеличение государственных расходов и игнорирование возникающего при этом бюджетного дефицита; повышение стоимости рабочей силы за счет ограничений (минимальная оплата труда, максимальная продолжительность рабочей недели и т. д.), накладываемых актом о справедливом труде, принятом в 1938 г.; прямая помощь безработным, введение системы страхования по безработице и организация общественных работ.

Тем не менее ВВП США в 1940 г. оставался ниже предкризисного уровня.

Экономическая динамика приобрела устойчиво позитивный характер только с началом огромного роста государственных расходов и бюджетного дефицита в связи с вступлением США во Вторую мировую войну (рис. 3).

%

Рис. 3. Мировое развитие в период зарождения и господства рыночной системы хозяйствования (1475 г. - по настоящее время) и его взаимосвязь с распространением финансовых институтов и технологий

Мировая история послевоенного времени показывает, что все кризисы капиталистической рыночной экономической системы приводили к большему или меньшему спаду в экономике, после которого достаточно быстро восстанавливалось развитие. Причинами

таких кризисов служили либо внешние шоки (нефтяной шок 1973 г., шок 11 сентября 2001 г.), либо накопление ошибочных экономических решений (кризис 1957-1958 гг., кризис 1990-1991 гг., азиатский кризис 1997-1998 гг.): перепотребление, переинвестиро-вание, накопление плохих кредитов, финансовых дефицитов и т.д. Разрешение такого типа кризисов состояло в болезненном, но временном снижении уровня жизни, отказе от осуществления ранее казавшихся крайне необходимыми проектов.

Наиболее проблемным с точки зрения формирования эффективного спроса оказался кризис 1980-1982 гг. (рис. 4, 5).

%

8 п

-8 J

Рис. 4. Динамика прироста ВВП (год к году) ряда ведущих стран мира: — Франция; -♦- Германия;-Италия; -А- Япония; -О- США

%

Рис. 5. Динамика прироста ВВП (год к году) стран БРИК:

— Индия; -Л- Китай; -♦- Россия; — Бразилия

Снижение темпов роста ВВП и промышленного производства в первой половине 1980-х годов было обусловлено тем, что экономика находилась под воздействием нефтяного шока 1980 г. Одновременно достиг предела развития ряд традиционных отраслей (автомобильная промышленность, металлургия, производство традиционных товаров длительного пользования и т. д.), ранее выступавших в качестве локомотива развития ведущих западных экономик.

Рис. 6. Рыночные цены на сырую нефть ^Т!)

В результате, на рассматриваемом периоде цены на нефть оказывали дифференцированное влияние на динамику экономического развития (рис. 6, 7).

Млрд. долл.

% г 7 - 6

3 - 2 1

Год

5

4

0

Рис. 7. «Нефтяная нагрузка» на мировую экономику:

□ мировой ВВП; -♦- объем мирового рынка нефти к мировому ВВП (правая шкала)

Другая особенность послевоенной экономической динамики состоит в том, что происходило постоянное увеличение доли услуг в ВВП (рис. 8). При этом доля финансовых услуг возросла более чем в 4 раза и в настоящее время превышает в мире 14%, а в США 18%.

Отмеченная тенденция позволяет несколько по-иному взглянуть на процессы экономии энергии (таблица). Энергоемкость мирового ВВП за период с 1981 г. по настоящее время снизилась почти на 30%. В этот же период энергоемкость реального сектора изменялась в противоположном направлении и возросла на 16%. Доля услуг в

ВВП практически достигла своего предельного уровня, и перспективы дальнейшего существенного снижения энергоемкости без масштабной замены энергоемких машин и оборудования в производстве и быту крайне неблагоприятны.

% Акт о финансовой

75 70 65 6С 55 50 45 40 35 30

В связи с этим ценовая динамика на энергоносители, а соответственно торговый и финансовый балансы стран - экспортеров энергии, представляются в целом позитивными. Для России ситуация представляется более сложной, поскольку, с одной стороны, в случае относительно высокой динамики экономического развития увеличится внутреннее потребление и сократится потенциал экспорта нефти и газа, а с другой - рост издержек в связи с перемещением добычи в труднодоступные районы добычи сократит прибыли компаний и поступления налогов.

Таблица

Рост мировой экономики и эластичность потребления энергии

Показатель 19811985 гг. 19861990 гг. 19911995 гг. 19962000 гг. 20012005 гг. 20062010 гг. Итого

Рост ВВП по пятилетиям Рост потребления энергии по 1,14 1,18 1,11 1,20 1,19 1,14 2,43

пятилетиям 1,09 1,13 1,05 1,09 1,16 1,05 1,72

Рост доли услуг в ВВП Прямая эластичность по- 1,07 1,08 1,04 1,07 1,06 1,06 1,46

требления энергии Эластичность потребления энергии реальным секто- 0,95 0,95 0,94 0,91 0,98 0,93 0,71

ром 1,02 1,027 1,02 0,99 1,07 1,03 1,16

Наряду с ростом доли услуг в ВВП, задолженность правительств (см. рис. 8) и домашних хозяйств в развитых странах по отношению к их доходам превысила критический уровень. В частности, государственный долг США по отношению к ВВП превысил соответствующий уровень времен Второй мировой войны. До принятия в США в 1999 г. акта о финансовой модернизации применялись значительные ограничения операций с производными финансовыми инструментами и участия коммерческих банков в сделках на открытом рынке, что не позволяло превышать определенные границы кредитования. В результате задолженность домашних хозяйств находилась в жесткой зависимости от их текущих доходов и составляла

либерализации

Период

оооооооооооооооооооооооооооооо

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

оооооооооооооооооооооооооооооо

Рис. 8. Рост доли услуг (---------------------------- ) в ВВП США и мира (- ) в целом

59,7% ВВП в 1997 г, а к концу 2007 г., когда с помощью финансовых технологий эту связь удалось ослабить, она возросла до 97% ВВП (рис. 9). Общая задолженность домашних хозяйств США в конце 2008 г. (пик финансового кризиса после банкротства Lehman Brothers) составила 13,7 трлн. долл., а ежемесячные выплаты процентов и ссуды около 60 и 90 млрд. долл. соответственно.

%

Период

Рис. 9. Динамика доли государственного долга США в ВВП: —Л— % ВВП; —А— публичный долг % ВВП

В то же время и в капиталистическом рыночном хозяйстве в долгосрочном плане расширенное воспроизводство оказывается возможным лишь при росте соотношения «долг-доход» на макроуровне. Оно представляет собой частное от деления совокупного долга государства, домашних хозяйств и бизнеса на ВВП. Соотношение «долг-доход» на макроуровне крайне важно для характеристики состояния экономики. Во-первых, оно показывает уровень доверия между субъектами экономической деятельности. Во-вторых, оно характеризует уровень богатства, поскольку долги одних субъектов являются активами (богатством) других субъектов. Наконец, в динамике сравнение темпов прироста соотношения «долг-доход» с темпами прироста ВВП в сопоставимых ценах позволяет судить об эффективности экономической системы и остающемся потенциале экономического роста.

С технической точки зрения финансовые институты и технологии усиливают экономическую динамику с помощью финансового рычага (мультипликатора, левериджа). Банки концентрируют денежные капиталы и кредитуют участников рыночной экономики (рис. 105).

Важным элементом противодействия кризису стали действия по обузданию разрушительных способностей финансового сектора, связанных со спекуляциями деривативами. В рамках этих действий был согласован международный банковский договор «Базель 3», а в США принят закон Додда-Франка. Эти меры, направленные на выполнение императивного требования по повышению качества кредитов и финансовых институтов, безусловно, способны повысить стабильность функционирования финансового сектора в среднесрочной перспективе. В то же время повышение качества кредитов предполагает ликвидацию «плохих кредитов» и на весь срок оздоровления банковской системы будет существенно ограничивать платежеспособный спрос.

3 Закон Гласса-Стиглла (см. рис. 10) запретил коммерческим банкам вести инвестиционную деятельность. Закон Гарна-Сен-Жермена дерегулировал деятельность депозитных учреждений и исключил из сферы фи-

нансового регулирования многие положения и правила, принятые в 30-е годы. Закон Додда-Франка (2010 г.)

ввел ограничение на функционирование финансовых рынков и деривативов.

Раз

Становление

двухуровневой

банковской

Закон Гарна-Сен Жермена

Распад Бреттон-Вудской системы Отказ от золотого обеспечения

Экспоненциальное развитие

системы

Создание

федеральной

резервной

системы

Закон

Додда-

Франка

Принятие закона Гласса-Стиглла

Массовое развитие деривативов

СОСО со о о о о

30

25

20

Рис. 10. Финансовая система США: оценка уровня финансового рычага (коэффициента усиления)

Вместе с тем рекапитализация банков на сумму, превышающую 1,5 трлн. долл. США, оставит без соответствующих средств реальный сектор экономики. Преодоление принципа «слишком большой банк, чтобы упасть (обанкротиться)», может привести к принципу «недостаточно надежная компания для получения кредита». Стабильность далеко не всегда означает развитие. В этих условиях обретение новых или видоизмененных факторов эффективного спроса представляется центральной задачей экономической динамики.

Ответом на угрозу новой «Великой депрессии» стали беспрецедентные меры по государственному стимулированию финансовой и экономической систем в условиях современного кризиса. Эти меры применяются повсеместно и заключаются в бюджетном и налоговом стимулировании экономической деятельности и в проведении ведущими центральными банками политики эмиссии собственных обязательств - политики количественного ослабления. Масштаб этих мер исторически беспрецедентен, например, для США - превысил 40% ВВП за три года. Прирост государственного долга с начала кризиса составил от 10% ВВП в России и 23% ВВП в Канаде до более 45% ВВП в Японии и Великобритании. Фактически это означает, что для борьбы с кризисом используется оставшийся резерв доверия к современной мировой социальноэкономической системе, и в случае неизбежного свертывания антикризисных мер возникнет качественно новая ситуация в финансовой и денежно-кредитной сферах.

По сути роль финансовых институтов, инструментов и технологий как локомотивов экономического роста оказалась исчерпанной. Более того, возникновение устойчивой положительной экономической динамики в развитых странах без новых или видоизмененных факторов эффективного спроса представляется невозможным.

КНР и ряд других развивающихся стран смогли добиться относительно высоких темпов экономического роста за счет масштабной государственной поддержки. Однако и в этом случае эффективность предпринимаемых действий вызывает вопросы. Так, за 2009-2011 гг. рост экономики Китая составил около 27% при увели-

чении объемов кредитования на 75%, реализации инвестиционной программы в объеме 900 млрд. долл. США (соответствует 18% ВВП Китая), росте задолженности центрального, и особенно, региональных правительств. По размеру совокупной задолженности (государства, бизнеса и домашних хозяйств) КНР значительно быстрее приближается к развитым странам, чем по экономическому развитию. Так, по уровню монетизации экономики КНР превзошла США, по нашим оценкам, в 1993 г., и данная тенденция усилилась в период чрезмерного распространения деривативов. С момента начала борьбы с текущим кризисом этот разрыв достиг необъяснимых с точки зрения экономической теории и здравого смысла значений (рис. 11).

Млрд. долл.

^, ^, ^, °„ ^, ^, ^, ^, ^, ^, ^, ^,

ОООООООООООООООООООООО

Рис. 11. Относительные динамики ВВП и монетизации Китая (-) и США (-)

Другим следствием мирового финансово-экономического кризиса стало регулирование финансовых рынков и сферы применения производных финансовых инструментов (закон Додда-Франка в США), бесконтрольное развитие которых стимулировало лавинообразное увеличение фиктивного спроса и перепроизводство долговых обязательств (рис. 12).

%

350'

Япония США Еврозона 16 Франция Япония Китай Россия

вал°вый стран чистый долг

долг

Рис. 12. Сравнение долговой нагрузки (% ВВП) и структуры долга по странам, 2009 г.:

Щ всего; ■ домохозяйства; Щ] бизнес; Ш государство

Современная мировая финансовая система также не соответствует задачам сбалансированного глобального развития и требует коренной реформы, основные принципы которой должны учитываться в российской денежно-финансовой и эко-

номической политике. Желание выйти из кризиса, практически не затрагивая механизма, его породившего, делает неизбежным длительный период проведения ведущими центробанками мира политики количественного ослабления. Бюджетная политика наиболее развитых стран мира, несмотря на риторику, также окажется далеко за пределами объявленных норм финансовой стабильности (для стран Евросоюза юридически закрепленных и ужесточаемых новым пактом финансовой стабильности норм) - не более чем 3% дефицит бюджета по отношению к ВВП, государственный долг менее 60% по отношению к ВВП. В этих условиях даже при низкой инфляции будет снижаться доверие к валютам ведущих стран мира, что в конечном счете приведет к падению их стоимости по отношению к другим активам. Не исключена и потеря ими конвертируемости, как уже происходило с долларом США в начале 70-х годов прошлого века. Наиболее рациональной политикой для России, противостоящей обесценению ее международных резервов, представляется их постепенное сокращение до уровня, равного 6-месячному импорту. Сокращение резервов позволит инвестировать высвобождающие средства в другие активы - золото, месторождения полезных ископаемых, но прежде всего, в капитал российских компаний обрабатывающего сектора промышленности, инфраструктурных компаний, компаний банковского сектора, страховых компаний, наконец, венчурных компаний.

Внешний мир в период стагнации будет характеризоваться существенно более жесткой конкуренцией, чем в период активного экономического развития. Обострится не только корпоративная, но и межстрановая конкуренция. С высокой степенью вероятности страны будут прибегать к девальвациям или искусственному поддержанию заниженного курса национальных валют с целью обеспечения конкурентных преимуществ отечественным производителям. Борьба с высокой безработицей будет вынуждать правительства для сохранения рабочих мест ограничивать импорт, а для увеличения занятости идти на субсидирование экспортных производств. В результате реальной перспективой становятся масштабные торговые войны и дальнейшее ухудшение мировой конъюнктуры.

Денежно-кредитная политика монетарных властей ведущих мировых держав (обычно называемая политикой количественного ослабления) вызывает переполнение финансовой системы дешевой ликвидностью, которая в отсутствие направлений эффективного инвестирования в реальный сектор экономики устремляется в рискованные активы (рис. 13).

Фактически западным финансовым институтам не остается ничего другого, как перенаправлять денежные потоки в русло фондовых и товарных рынков. Денежный рынок из-за низких процентных ставок не приносит необходимых доходов для поддержания функционирования чрезмерно обремененной долгами и рисками финансовой системы. Традиционное направление банковского бизнеса, такое как кредитование, находится в развитых странах в упадке: списания по кредитам продолжаются, а спрос на новые кредиты ограничен состоянием частного сектора, обремененного долгами и недостатком эффективных направлений инвестирования.

Фактически в настоящее время силами монетарных властей, прежде всего в США, идет принуждение инвесторов к риску, что представляется крайне опасным, так как в отсутствие фундаментальной базы быстрый рост стоимости активов с неизбежностью перерастет в кризис, превосходящий по масштабам кризис 2008 г.

Во-первых, процесс монетизации долга может привести к неустойчивости долгового рынка, после того как исчезнет частный инвестиционный спрос из-за снижения качества бумаг и доверия к монетарным властям.

Долл.

Рис. 13. Динамика балансов центробанков главных центров мировой экономики как образ новой парадигмы денежной политики:

-О- ФРС; —□— ЕЦБ; Китай

Во-вторых, каждая новая масштабная эмиссия нестерилизованной ликвидности будет подвергать курс национальной валюты риску девальвации и неконтролируемой инфляции в среднесрочной перспективе, что повышает риск разрушения мировой финансовой системы, когда это касается валюты, являющейся подобием мировых денег (валюта международных расчетов, резервная валюта, валюта номинирования долгов). Девальвация будет вызывать отток капитала из активов, номинированных в долларах и евро, а при столь высокой зависимости США и Еврозоны от доверия и притока капитала возникают риски неуправляемого хаоса на всех мировых рынках (денежном, долговом, фондовом, товарном, рынке деривативов и т.д.) вследствие проведения центробанками политики количественного смягчения по принципу «мы дадим столько ликвидности, сколько потребуется».

В-третьих, избыток ликвидности в финансовой системе, не находящий выхода в реальный сектор экономики в условиях стагнации реального спроса в экономике, приводит к инфляции активов. Возникает абсурдная ситуация, когда спрос в экономике может оставаться на низком уровне, а цены на активы расти только потому, что денежных ресурсов становится все больше и больше.

Наблюдается ускорение инфляции активов, особенно на сырьевые товары, после того как свободная ликвидность попадает на товарные рынки. Более того, в тот момент, когда реальные ставки по долгам ведущих государств мира станут отрицательными, инвесторы будут сокращать свои активы в долговых бумагах в поисках большей доходности.

Важным следствием из складывающейся парадигмы функционирования современной экономики является рост бедности.

Рост цен всегда ухудшает положение самого бедного класса, наиболее тяжело переживающего инфляцию. Особенно это относится к росту цен на продовольствие и энергию, который лишает их возможности покупать другие товары. Последнее в свою очередь приводит к ограничению совокупного спроса, потери от которого несут другие экономические агенты, что увеличивает их процент бедности. В результате тренд реальных расходов домашних хозяйств становится нисходящим из-за высокой инфляции. Сейчас периодически возникают «голодные» бунты в арабских странах - Африке, Латинской Америке и др. Потенциально на очереди

даже такие успешные с точки зрения экономического развития страны, как Китай, Индия, где доля бедных высока. Опасность такого рода присутствует и в России, где большая часть населения тратит на продовольствие, проживание и обязательные платежи львиную долю своих расходов.

Процент бедных в мире будет расти до тех пор, пока цены на биржевые товары определяет избыточная ликвидность, а не фундаментальный спрос. Хороший урожай предыдущего в мире и России, снял остроту проблемы, лишь временно снизив цены следующего «тощего» года.

Основная проблема для большинства стран заключается в том, что на данный момент задействованы практически все меры по стимулированию экономики. Реальные процентные ставки находятся вблизи нулевых и даже отрицательных значений, бюджетные дефициты не удается взять под действенный контроль, а долговая нагрузка в развитых странах приближается к критическим уровням, при которых дальнейшее наращивание долгов опасно из-за риска обрушить мировую финансовую систему. Россия в этом смысле находится в принципиально иной ситуации (низкая по любым критериям государственная задолженность и не обременные долгами домашние хозяйства, преимущества страны - экспортера сырья, в условиях растущего на него цен) обладает широкими возможностями активной государственной социально-экономической политики.

Если ставить в практическую плоскость модернизацию экономики, то государство должно перейти от априорных и идеологических принципов управления к активной и прагматической политике стимулирования экономического развития. Среди направлений такой политики - обеспечение финансирования модернизации, инноваций, жилищного строительства и инфраструктуры.

В рамках активной политики Россия, испытывающая дефицит трудовых ресурсов, имеет возможность осуществить массовую закупку трудосберегающего оборудования, машин и технологий. Относительно низкая заработная плата будет серьезным ограничителем этого процесса, которое тем не менее можно преодолеть предоставлением налоговых отсрочек для компаний, осуществляющих соответствующие инвестиции.

Россия обладает ресурсами, способными не только смягчить внешний шок и адаптироваться к новой глобальной ситуации, но и сохранить положительную динамику своего развития. Однако для этого требуется филигранный маневр этими ресурсами - как материальными, так и финансовыми (низкая долговая нагрузка на население и государство) - в рамках активной социально-экономической политики. Так, соотношение «долг-доход» без учета задолженности бизнеса в России на порядок ниже, чем в США, и вдвое ниже, чем в КНР (см. рис. 12). Соответственно большое значение в рамках этого маневра будет иметь масштабное использование долговой политики в широком смысле слова и долгового инструментария.

Тем не менее во избежание бездумной растраты финансовых ресурсов должны быть сформулированы критерии доступа к заимствованию и налажен контроль над эффективностью их использования.

При консервации современной российской финансовой системы и сущности проводимой денежно-кредитной и финансовой политики невозможна масштабная модернизация экономики. Более того, невозможно и достижение мало-мальски приемлемых темпов экономического роста. По нашим расчетам, в случае отказа от активной государственной политики и в условиях базового сценария развития мировой экономики темп прироста российской экономики на период до 2020 г. едва превысит 2% в год.

Задачи модернизации предполагают активную политику стимулирования экономического развития, в том числе посредством целенаправленных действий по

финансированию развития за счет привлечения государством займов и инвестирования их в потенциально эффективные бизнесы и инфраструктуру.

Для определения пространства возможных состояний народного хозяйства России представляется необходимым сформировать и проанализировать балансы запасов (активов и обязательств) и потоков (доходов и расходов) домашних хозяйств (по группам), бизнеса (по видам экономической деятельности и размерам), государства и финансовой системы. Особое значение имеет выявление закономерностей формирования «сбережений» и их трансформации в нефинансовые (реальные) и финансовые активы. Подробный анализ запасов и потоков субъектов российской экономики - тема отдельного исследования. Здесь же отметим основные выводы, из этого исследования имеющие отношение к задачам ускорения экономического роста и переходу на инновационный тип развития.

Первый импульс ускорению экономического развития естественно сформировать за счет одновременной организации возвратного финансирования массового спроса и предложения.

Массовый спрос может быть профинансирован за счет предоставления кредитов населению сверх сложившегося тренда роста потребительских кредитов на 1 трлн. руб./год в течение 5-7 лет. Ежегодно такие кредиты предоставлялись бы миллионам заемщиков на сумму 50-100 тыс. руб. (при автокредитах до 400 тыс. руб.). Условия кредитования должны быть экономически приемлемы (процент на уровне прироста потребительских цен с добавлением «естественной рентабельности», срок кредита до 10 лет).

Массовое предложение может быть профинансировано за счет кредитов малому и среднему бизнесу сверх сложившегося тренда роста кредитов малому и среднему бизнесу до 1,5 трлн. руб./год. Условия кредитования также должны быть экономически приемлемы (процент на уровне прироста цен производителей с добавлением «естественной рентабельности», срок кредита до 3 лет).

Жилищный сектор способен оказывать благотворное влияние на социальноэкономическое развитие на всех временных интервалах (кратко-, средне- и долгосрочном). Более того, образ среды обитания может стать стержнем, вокруг которого будет выстраиваться долгосрочная социально-экономическая политика. Вместе с тем складывающиеся тенденции развития жилищного рынка в случае отсутствия значимой государственной поддержки приводят к стагнации жилищного рынка в большинстве регионов России. Масштабная государственная поддержка конечного покупателя чревата скачком и без того неприемлемо высокой стоимости жилья, а также общего уровня цен. Между тем если будет организовано финансирование оборотных средств компаний инвесторов-застройщиков на условиях контроля затрат и уровня рентабельности в размере 1 трлн. руб., возможно не только увеличить вводы жилья на 400-500 тыс. ед. жилых помещений (25-30 млн. кв. м) уже в ближайшие два-три года, но и зримо снизить цены на дома и квартиры в большинстве регионов страны. После сдачи жилья в эксплуатацию можно будет примерно в тех же объемах организовать финансирование на возвратной основе покупки жилья конечным покупателем. Еще одним важным элементом решения жилищной программы и импульсом ускорения экономического роста может стать программа масштабного строительства доходного жилья эконом-класса (200-250 тыс. ед. жилых помещений в год) стоимостью 500-600 млрд. руб./год и финансовым участием государства в виде субсидирования процентной ставки стоимостью.

Решение задач развития требует и иной институциональной формы участия государства. Представляется естественным законодательно выделить бюджеты развития из федерального бюджета и бюджетов субъектов Федерации. Предоставить

им право концентрировать в них все доходы, связанные с государственной собственностью (дивиденды, прибыль соответствующих унитарных предприятий, поступления средств от сдачи в аренду, выдачи лицензий, доходы от резервного фонда относительно федерального фонда развития), право управлять фондом национального благосостояния, покупать и продавать доли участия и акции компаний нефинансового и финансового секторов, выпускать облигационные займы, кредитовать компании финансового и нефинансового секторов, выдавать бюджетные ссуды бюджетам субъектов Федерации, и т.д. Бюджеты развития должны теснейшим образом взаимодействовать с существующими и возможными институтами развития, участвовать в разработке и выполнении планов долгосрочного развития РФ и ее регионов. В достаточно короткий период в бюджете развития можно сконцентрировать инвестиционный капитал, превышающий 10 трлн. руб. Этого более чем достаточно для создания первоначального импульса ускорению экономического роста. Предварительная оценка участия бюджета развития - 4 трлн. руб. на вышеперечисленные цели, инфраструктурные проекты - 2 трлн. руб., модернизаци-онные проекты - 2 трлн. руб., проекты, связанные с инновациями, - до 1 трлн. руб., оперативный резерв - свыше 1 трлн. руб. В целом введение финансирования механизма развития, по нашим оценкам, на ближайшие пять лет позволит удвоить трендовые темпы роста ВВП.

Литература

1. Панфилов В.С. Денежно-финансовый аспект прогнозирования экономической динамики // Проблемы прогнозирования. 2011. № 1.

2. Hyman Philip Minsky (2008) [1st. Pub. 1986]. Stabilizing an Unstable Economy. McGraw-Hill Professional.

3. Свод законов Хаммурапи (http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/hammurap.htm)

4. Плутарх. Сравнительные жизнеописания. М.: ЭКСМО-ПРЕСС, 1999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.