Научная статья на тему 'Трансформация вероисповедной политики России в байкальском регионе XX-XXI вв. : к постановке вопроса'

Трансформация вероисповедной политики России в байкальском регионе XX-XXI вв. : к постановке вопроса Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
48
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
iPolytech Journal
ВАК

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бузько О. П.

С позиций цивилизационного подхода выявляются актуальные направления теоретико-правового моделирования вероисповедной политики в байкальском регионе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация вероисповедной политики России в байкальском регионе XX-XXI вв. : к постановке вопроса»

сительно многочисленные (например, протестантские конфессии), однако не внесшие заметный устойчивый вклад в историю, традиции, культуру, язык и самосознание российских народностей и государства30.

На современном этапе поисков общегосударственной национальнообразующей идеи встает вопрос о необходимости системного анализа религиознобусловлен-ной проблематики, в целях корреляции нормативно-правовых аспектов толерантности адекватно природе происходящих в конфессиональном пространстве процессов. Указанные обстоятельства ставят перед академическими и государственными институтами ряд насущных задач, требующих активизации усилий по информационно - аналитической обработке и научному осмыслению природы современных религиозных процессов,

50 Особенно важен позитивный вклад в самосознание и язык народа.

Библиографический список

1. Парк Д. В., Биохимия чужеродных соединений, пер. с англ. - М., 1973; Утешен Б. С., Бабичев В. А. Ингибиторы биосинтеза антител. - М., 1974.

2. Кон И.С. Психология доброго поступка // Этическая мысль. Научно-публицистические чтения. - М., 1988.

3. Кортава В.В. К вопросу о ценностной детерминации сознания. - Тбилиси, 1987.

4. Рикер П, Человек как предмет философии II Вопросы философии. - 1989.

5. Франк Д. Семь грехов прагматики: тезисы о теории речевых актов, анализа речевого общения, лингвистике и риторике II Новае в зарубежной лингвистик. -М„ 1986.

6. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества, - М., 1979.

Статья принята к публикации 6.12.06

О.П.Бузько

Трансформация вероисповедной политики России в Байкальском регионе ХХ-ХХ1 вв.: к постановке вопроса

С позиций цивилизационного подхода выявляются актуальные направления теоретико-правового моделирования вероисповедной политики в байкальском регионе.

Методологически, необходимость теоретико-правового осмысления трансформационных процессов в вероисповедной политике Байкальского региона обусловлена сменой цивилизационных парадигм в течение ХУ11-ХХ1 вв.

Основные теоретико - правовые положения, касающиеся взаимосвязи государственной власти и государственной политики в пространственно-территориальном аспекте, вытекают из понятия «государство», положения которого, на день сегодняшний, придерживаются большинство правоведов:

Государство — это организация политической власти, содействующая преимущественному осуществлению конкретных классовых, общечеловеческих, религиозных, национальных и других интересов в пределах определенной территории1.

Исходя из этого определения, мы уже можем говорить о власти в социо-культурной проекции как системообразующем элементе, обеспечивающим обществу жизнеспособность, поскольку в основе соотношения понятий

1 Малько A.B. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристь, 2000. - С. 41.; Венгеров A.B. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Омега-А, 2004. - С. 115._

«государство» и «политика» есть одна интегрирующая составляющая - и государство и политика имеют в своем сущностном определении социальную власть. Под социальной властью мы понимаем не только присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение, но и категориальные позиции субъекгно-личностных и объектно-государственных отношений, нормы которых на современном этапе формирования нормативно-правовом пространстве проходят стадию «антропологи-зации»2.

В данном контексте, постановка вопроса о роли религиозного фактора в социо-политических процессах Байкальской Сибири3, правомерна и в силу того, что

2 Вопросы аксиологических детерминант культурологического, теоретико- и философско-правового порядка являются предметом ряда монографических и диссертационных исследований последних лет, преимущественно, в рамках проблематики прав человека. См.: Колото-

ва Н. В. Взаимодействие права и морали: взаимодополнительность и

конфликт: Автореф. дис... канд. юрид. наук - М. 1997; Абросимова О. К. Взаимодействие права и морали в современном российском обществе: Автореф. дис, ... канд. юрид. наук. - Саратов, 2001.; Антипова Г.В. Система личных прав человека: конституционно-правовой аспект: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук. - М. 2002.; Глухарева Л.И. Права человека в системе теории права и государства: общетеоретические, философско-правовые и методологические проблемы: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - Саратов, 2004. и др.

5 Под Байкальской Сибирью в административно-географическом контексте понимается территория, включающая в себя Иркутскую

религиозный фактор является доминирующим при формировании регионального «духовно-культурного» пространства межцивилизационного пограничья Востока православного и Востока индо- и конфуцианско-буддистского, С позиций культурологической парадигмы, религия, в своих предельных конфессионально-ценностных установках определяет мировоззренческие приоритеты и духовно-культурные формы существования людей, народов, цивилизаций, государств, этнических и суперэтнических целостностей - тех или иных субъектов социополитического пространства. Любое проявление антропологического аспекта формирования пространства по природе своей относится к сфере духовного, прежде всего, сознания человека, Религия имеет свои видимые, реальные пространственные измерения, выражающиеся, а вернее воплощаемые, средствами религиозной культуры. Историко-культурный ландшафт той или иной территории свидетельствует о структуризации данного пространства субъектами геополитики, предопределяющими не только структуру политической истории, её течение, но и тип ее культуро-цивилизационной в том числе и государственно-политической принадлежности.

Философско-правовая интенция предполагает дедуктивно-индуктивную проекцию исследования взаимосвязей вероисповедной политики и функционирования религиозных институтов. От узкого нормативизма отечественная теория и философия права постепенно пришли к широкому социологическому подходу, благодаря которому стало возможным проводить исследования по схеме «культура ценности - нормативные установки - право». При таком подходе право становится неотъемлемым элементом культуры общества4, а все явления правового характера, в том числе и правовая культура, являются составляющими общего понятия культуры. В зарубежной правовой науке культурологический подход к праву явился следствием развития сравнительно-правовых исследований, в процессе которых право стало рассматриваться сквозь призму таких понятий, как «традиции»"5, «образ мышления», «культура»6, «социальная практика»7 культуры как «конструкции» общества, включающей не только его структуру, но также философию миропонимания и систему ценностей, знания, навыки, умения и систем социальных регуляторов - обычаев, традиций, религии, морали и правовых норм. Мы необходимо вы-

область Усть-Ордынский бурятский автономный округ, территорию Респ. Бурятия, Читинской обл. и Агинского бурятского автономного округа.

4 Муромцев Г,И. Культура и право: аспекты соотношения II Право и культура. - М.: Изд-во РУДЫ, 2002. - С. 63.

5 Bell J. English Law And French Law - Not So Different? II Current Legal Problems. 1995. Vol. 48.Р/ 69. См. также: Merriman J.H. The Civil law Tradition: An Introduction To The Legal Sustems of Western Europe and Latin America? Stanford: University Press, 1985.

6 Legrand P. Comparative Legal Studies and Commitment to Theoriy // Modern Law Review, 1995. Vol. 58. № 2. P. 262-272.

7 Van Hoecke M„ Warrington M. Legal Cultures, Legal Doctrine: To-

wards a New Model for Comparative Law II International and Comparative

LawQuaterly. 1998. Vol 47. P. 498._

членим положение о том, что каждый из отмеченных «объектов» культуры как «структуры» является подсистемой культуры как собственно системы. Данная модель соотношения приводит к положению о синонимичности понятий культурологического и системного подходов к праву. С этих позиций тезис Г. Д. Гриценко о том, что по своему содержанию право представляет собой социа-лыю-кулътурный комплекс норм, идей и отношений, который определяет характер и направления человеческой деятельности, формируя определенные поведенческие стереотипы наполняется конкретным идеологическим содержанием8. Более того, нормативно-правовой комплекс вероисповедной политики рассматривается как способ социальной организации и социального контроля за поведением субъектов, поскольку исторически, право возникает как социальный регулятор в догосударствен-ную эпоху в форме обычая9.

Произведенный обзор методологических концептов свидетельствует и о том, что исследование права на национальном, межгосударственном и глобальном уровнях предполагает необходимость выхода за рамки, собственно, права, рассмотрения его во взаимосвязи с культурной средой, в том числе, в контексте религиозной культуры как подсистемы культуры общества. С позиций историко-логического подхода, функциональное своеобразие и роль религиозных институтов в государственном строительстве России стратифицируется следующим периодическим рядом: конфессиональный (до 17в. -относительно стабильной симфонии двух ветвей власти -светской и духовной), имперский (в основе которого лежит секулярное начало - XVII! - нач. XX вв.}, советский - арелигиозный и период постсоветский, по функциональным критериям маркируемый как глобализационно-идентификационный поскольку именно религиознообу-словленный мировоззренческий компонент является одним из основных этно-идентификационных инструмента-риев идеологического порядка ХХ-ХХ1 вв.

Процессы, происходящие в настоящее время, как на территории России, так и в ряде регионов мира, однозначно показывают резко возросший уровень вовлеченности религиозного фактора в самых различных областях общественной жизни. В этой связи, актуальность вопроса о взаимоотношении государственной власти и религиозных конфессий для современной России сложно переоценить. Изучение правовых взаимоотношений государства и разных конфессий в прошлом и настоящем, поиски решения возникающих проблем в правовой форме становятся насущной потребностью

8 Гриценко Г.Д. Правопонимание в современной российской юриспруденции II Вестник Ставропольского государственного университета. • 2002. - № 29. - С. 64.

9 См, подробнее: Мальцев Г. В. Происхождение и ранние формы государства и права. Проблема догосударственного права II Проблемы общей теории государства и права II Под общ. ред. B.C. Нерсе-сянца. - М. Норма, 1994. - С. 98-101; Нагих С.И, Нормативная система догосударственного общества и переход к государству II Юридиче-ская антропология. Закон и жизнь. - М.: ИД «Стратегия» 2000. - С. 33.

VA

Философия

общества, залогом его дальнейшего успешного духовного развития.

Байкало-сибирский регион - территория цивилиза-ционного транспограничья между Россией, Монголией, и Китаем. Как в прошлом, так и в настоящем, данное обстоятельство накладывает свой отпечаток на характеристики этно-конфессиональных процессов, происходящих в регионе. Необходимо отметить, что в советский период, региональная этно-конфессиональая проблематика рассматривается в историкологических рамках этнографии, фольклористики и лингвистики преимущественно с идеологических позиций. Подходы, предусматривающие комплексный анализ нормативно-правовой базы процессов функционирования религиозно-конфессиональных институтов, стали выстраиваться в последнее десятилетие в работах, посвященных историко-культурологическим и методологическим аспектам10. В условиях двух диаметрально противоположных процессов - глобализационного, и процесса возврата к религиозным основам традиционных культурных ценностей, вопрос о правовом базисе обеспечения национальных интересов в сфере формирования религиозного пространства России и региона стоит как никогда остро. Данный аспект поднимается и в ряде кандидатских и докторских диссертационных и монографических исследований11.

Данное положение определяется прежде всего гло-бализационно-унифицирующими тенденциями в двух плоскостях: социокультурной и экономической. Тенденции экономической унификации обусловливают и социо-политические процессы формирования новых субъектов РФ в байкальском регионе. Общемировые унифицирующие тенденции сталкиваются с деунификационными процессами в странах традиционного типа, характеризуемые как процессы «девестернизации». Анализ социокультурных процессов в условиях экономической интеграции показывает, что существующее в России религиозное законодательство не соответствует объективным функциональным задачам государственных институтов. Последние объективно призваны к унификации общероссийского и регионального социо-политических пространств в национально-ориентированной проекции, прежде всего, идеологического порядка. Но поскольку само понятие идеологии отсутствует на уровне конститу-

10 См. например. Власть и реформы в России. От самодержавной к советской России. - СПб., 1996. • С. 111-198; Каменский А.Б. От Петра ! до Павла I. Реформы в России XVIII века: опыт целостного анализа. - М„ 1999. - С. 315-462; Каменский А.Б. Российская империя в XVIII веке: традиция и модернизация. - М., 1999; Миронов Б.Н. Социальная история России, - СПб., 1999. - Т. 2. и др.

11 Шатуев И.В. Государственно-правовое регулирование религиозных отношений в Забайкалье во второй половине XVII - начале XX в.: Автореф. дис. ... канд. юрид. наук, - М,, 2006; Гордиенко В.В. Безопас-

ность России в условиях глобализации (криминологические и социально-правовые проблемы): Авторефер. дис, ... докт. юрид. наук. - М„ 2005; Рыбаков О.Ю. Российская правовая политика в сфере защиты прав и свобод личности: вопросы теории: Автореф. дис. ... докт. юрид. наук. - Саратов, 2005.

ционных положений, то, как следствие, унифицирующая функция в теоретико-правовой плоскости в достаточной степени не отражена.

Системный анализ права предполагает выявление критериев отнесения явлений к числу правовых, а также взаимосвязей как внутри права, так и с иными явлениями социальной действительности. Этому способствует изменение «угла зрения» на право, а также функционально-инструментальная направленность социального познания в ХХ-ХХ! вв. В правоведении такой подход проявляется в смешении акцентов с вопроса о том, что устанавливает правовая норма, на проблем того, какие социальные проблемы и каким образом эта норма решает в конкретных культурно-исторических условиях в данном обществе12.

В с вязи с этим, отмечается отсутствие не только разработанных критериев понятийной стратификация «традиционных» религиозных институтов (принятый на данный момент за основу временной принцип - чем «старше» тем «традиционнее» - не выдерживает серьезной критики) но и единого определения собственно политики государства в религиозно-духовной сфере («религиозная», «конфессиональная» или «вероисповедная»?).

Вопрос о национально-ориентированном подходе в сфере вероисповедной политики ограничивается декларативным закреплением конституционно-законодательных положений о роли традиционных религиозных институтов, Требуется комплексно-методологический анализ трансформационных процессов вероисповедной политике России в регионе. С позиций цивилизационных, религиозно-обусловленных детерминант (прежде всего православие и ламаизм) в историко-логической и философ-ско-правовой плоскости комплексный анализ выявляет не только доминанты идеологического блока государственного обустройства региона, но и понятийно-терминологический аппарат методологического базиса правотворчества, касающегося вопросов вероисповедной политики.

Библиографический список

1. Арзуманов И. А, «Религиозный фактор формирования социополитического пространства Байкальской Сибири» II Правовые и экономические проблемы формирования новых субъектов РФ. Материалы научно-практической конференции. - Иркутск, 2006.

2. Василенко И,А. Политические процессы на рубеже культур. - М., 1998.

3. Венгеров А.Б. Теория государства и права: Учебник для юридических вузов. - М.: Омега-Л, 2004.

12 См., например: Friedman L.M. Legal Rules and the Process of Social Change // Stanford law Revue. 1966-1967 Vol.19. P.786-840; Rabel E. Gesammehe Aufsatze, Tubingen. Mohi, 1967. P.2-4; Zweigert К,, Kotz H, Introduction to Comparative Law. Oxford: Clarendon Press. 1987. P.34-36; Glendon M.A., Gordon M.W., Osakwe C. Comparative Legal Traditions. St.Paul Minn: West Gioup. 1994. P.ll-13._

4. Гриценко Г.Д. Правопонимание в современной российской юриспруденции II Вестник Ставропольского государственного университета. - 2002. - № 29. - С, 64.

5. Малько A.B. Теория государства и права: Учебник. — М.: Юристь, 2000.

6. Муромцев Г.И. Культура и право: аспекты соотношения II Право и культура. М.: Изд-во РУДН, 2002.

7. Bell J. English Law And French Law - Not So Different? II Current Legal Problems. 1995. Vol. 48.

8, Merriman J.H. The Civil law Tradition: An Introduction To The Legal Sustems of Western Europe and Latin America? Stanford: University Press, 1985.

9, Legrand P, Comparative Legal Studies and Commitment to Theoriy II Modern Law Review. 1995. Vol. 58. № 2. P. 262-272.

Статья принята к публикации 29.12.06

С.В.Путилов

Национальная идея как форма экзистенции национального самосознания

Историческое бытие конкретных народов и наций приобретает уникальный экзистенциальный смысл вследствие определения, осмысления и реализации императивов и установок национальной идеи, которая задаёт онтологическую основу взаимосвязи важнейших аксиологических компонентов прошлого, настоящего и будущего наций и обозначает стратегию их поступательного движения. Кардинальные изменения и перемены, идущие в России с 80-х - 90-х гг. XX в., обусловили необходимость поиска и оформления адекватной существующим особенностям страны и сложившимся в ней реалиям консолидирующей общенациональной идеи. Данная потребность, в свою очередь, актуализировала и инициировала разработки и исследования проблем природы, структуры и функциональных особенностей национального самосознания, выступающего в качестве основы и средства формирования национальной идеи. Сегодня достаточно очевидно, что без серьёзных исследований оформить искомую общенациональную идею невозможно, так как национальная идея представляет собой очень сложное духовное образование, выступающее важнейшим элементом структуры национального самосознания и особой концептуальной формой его экзистенции.

Национальная идея являет собой теоретически оформленное национальное самосознание, базирующееся на осознании нацией собственного единства, суверенности, интересов и выражающееся в системе взглядов и представлений о смысле ее бытия (главным образом, о ее дальнейшей судьбе, путях развития, взаимоотношениях с другими народами), содержащей определенную мировоззренческую установку, доминанту духовно-практического отношения к миру, идеал мироустройства, общества, человека и человеческой деятельности.

Представляя собой результат аналитического обобщения прошлого и современного опыта жизни нации в форме идей и теорий, национальная идея «как бы

венчает структуру национального самосознания», становится «концентрированным выражением содержания остальных элементов его струкгуры»[1]. Подобные утверждения обусловливают необходимость обращения к анализу взаимоотношений национальной идеи с другими элементами структуры национального самосознания, что, на наш взгляд, могло бы способствовать как конкретизации представлений о ее природе и особенностях проявления в самосознании и бытии нации, так и устранению и предупреждению возможных попыток отождествления ее с некоторыми из этих элементов.

Известный философ Э.В. Ильенков утверждал: «В виде идей всегда выражают себя реальные потребности, созревшие внутри социального организма. Это потребности не индивидуума, а целых групп, масс таких индивидуумов» [2]. Отсюда и рассматриваемая национальная идея неизбежно должна отражать «созревшие реальные потребности» определенной национальной общности. Однако установлено, что потребность не входит непосредственно в структуры сознания и самосознания - в них входят интересы, аккумулирующие в себе реальные потребности определённого субъекта. Данная логика, таким образом, обусловливает необходимость рассмотрения, в первую очередь, взаимоотношений национальной идеи и национальных интересов.

В отечественном обществознании обнаруживаются попытки как определения национального самосознания лишь через отражение или осознание национальных интересов [3], так и сведения содержания национальной идеи только к содержанию осознанных национальных интересов [4]. Действительно, осознанные национальные интересы представляют собой важнейший компонент структуры национального самосознания и его теоретической формы - национальной идеи. Вместе с тем недостаточно правомерна редукция содержания и направленности последних только к отражению и осознанию первых.

Отождествление содержания национальной идеи со

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.