Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВИЗАЦИИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВИЗАЦИИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1423
241
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
ЦИФРОВИЗАЦИЯ / ЦИФРОВАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ / ЦИФРОВЫЕ ТАЛАНТЫ / СОВРЕМЕННЫЙ МЕНЕДЖМЕНТ / DIGITALIZATION / DIGITAL ORGANIZATION / DIGITAL TALENTS / MODERN MANAGEMENT

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Гончаров И. Л.

Внедрение циЗфровых технологий диктует предприятиям необходимость формирования новой культуры управления и навыков персонала, изменения подходов к процессам управления компанией, принятия и реализации управленческих решений. В статье приведены результаты анализа динамики показателей уровня развития информационно-коммуникационных технологий, рассмотрены востребованные компетенции современного рынка труда, изменения в иерархии управленческого функционала, методах и принципах менеджмента, а также сформулированы выгоды и риски цифровизации для развития менеджмента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Гончаров И. Л.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF MANAGEMENT PROCESSES UNDER THE INFLUENCE OF DIGITALIZATION

The introduction of digital technologies dictates to enterprises the need to form a new management culture and skills of personnel, to change approaches to the processes of company management, to make and implement management decisions. The article presents the results of the analysis of the dynamics of indicators of the level of development of information and communication technologies, considers the demanded competencies of the modern labor market, changes in the hierarchy of management functionality, methods and principles of management, and also formulates the benefits and risks of digitalization for the development of management.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ ПОД ВЛИЯНИЕМ ЦИФРОВИЗАЦИИ»

Трансформация управленческих процессов под влиянием цифровизации

Гончаров Игорь Леонидович

аспирант, ГУУ

Внедрение цифровых технологий диктует предприятиям необходимость формирования новой культуры управления и навыков персонала, изменения подходов к процессам управления компанией, принятия и реализации управленческих решений. В статье приведены результаты анализа динамики показателей уровня развития информационно-коммуникационных технологий, рассмотрены востребованные компетенции современного рынка труда, изменения в иерархии управленческого функционала, методах и принципах менеджмента, а также сформулированы выгоды и риски цифровизации для развития менеджмента.

Ключевые слова: цифровизация, цифровая организация, цифровые таланты, современный менеджмент.

Удельный вес орга- 2009 г.,% 2019 г.,%

низаций, использую-

щих:

-персональные ком- 93,7 93,5

пьютеры

- серверы 16 53,8

- локальные вычис- 59,3 63,5

лительные сети

- глобальные инфор- 79,3 92,0

мационные сети

Интернет, в том 78,3 91,2

числе:

широкополосный до- 47,3 86,6

ступ

имеющих веб-сайт в сети Интернет 24,1 51,9

Глобальные тенденции и процессы трансформации менеджмента связаны с усиливающейся цифровизацией, которая является драйвером экономического роста. Это ставит перед компаниями новые вызовы: развитие технологий диктует необходимость изменять традиционные подходы к управлению, чтобы достичь успеха на рынке.

На основе официальных статистических данных Федеральной службы государственной статистики (Рос-стат) проведено сравнение показателей уровня развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) за 2009 и 2019 гг. (табл. 1) [1].

Таблица 1

Сравнительный анализ развития информационно-коммуникационных технологий в 2009 г. и 2019 г.

Источник: по данным Росстата. URL: URL:https://rosstat.gov.ru/folder/14478?print=1

Как видно из приведенных данных, за десять лет наблюдается рост индикаторов, который свидетельствует об активном развитии информационно-коммуникационных технологий, что в свою очередь требует изменений в различных сферах деятельности, в том числе в менеджменте организаций.

Развитие ИКТ требует как человеческих ресурсов, обладающих актуальными компетенциями и навыками цифровой экономики, так и организаций, способных внедрить новшества в свою операционную деятельность. Актуальность реализации преобразований обусловлена открывающимися возможностями и риском потери конкурентоспособности.

Обратимся к сфере изменения трудовых ресурсов. Предприятия в условиях цифровой экономики нуждаются в персонале, который способен профессионально применять на практике современные технологии.

Существует ряд подходов к выделению востребованных в настоящее время компетенций персонала. Рассмотрим представляющиеся на наш взгляд наиболее ценными.

1. На Всемирном экономическом форуме в Давосе были названы десять профессиональных навыков, кото-

рые будут востребованы в 2020 году: комплексное многоуровневое решение проблем; критическое мышление; креативность в широком смысле; умение управлять людьми; взаимодействие с людьми; эмоциональный интеллект; формирование собственного мнения и принятие решений; клиентоориентированность; умение вести переговоры; гибкость ума[2].

2. Целевая модель компетенций 2025, сформулированная на основе результатов исследования компании BCG «Россия 2025. От кадров к талантам». Она включает когнитивные, социально-поведенческие и цифровые навыки. К когнитивным отнесены саморазвитие, организованность, управленческие навыки, достижение результатов, решение нестандартных задач, адаптивность; к социально-поведенческим — коммуникация, межличностные навыки, межкультурные взаимодействия; к цифровым — управление информацией и создание систем [3].

3. Аналитики HR-клуба Сколково выделили три группы компетенций на основе трендов, определяющих требования к персоналу в будущем. К ним отнесены: обучение на протяжении всей жизни, глобальная циф-ровизация, рост роли надпредметных компетенций, глобальность и плоские организационные структуры. Их подразделяют на:

• надпредметные — мышление, ориентированное на решение проблем и создание возможностей, предпринимательские компетенции, творческие способности, умение сотрудничать, эмпатия и эмоциональный интеллект, «этика ответственности»;

• общие для всей профессий — мультидисципли-нарность, мультикультурные многоязыковые среды, программирование как базовый навык, работа в распределенных. ИТ-насыщенных средах [4].

4. Модель фундаментальных навыков цифровой экономики компании BumingGlassTechnologies, включающая личностные навыки (критическое мышление, творческий подход, аналитические рассуждения, коммуникации и сотрудничество); базовые знания по сферам (стратегия, экономика, маркетинг, коммуникации, связи с общественностью, развитие талантов, управление человеческими ресурсами, исследования и разработки, разработка продукта); цифровые навыки (анализ данных, BigData и управление данными, обеспечение информационной безопасности и др.); навыки бизнес-реализации (управление проектом, принятие решений и др) [5].

5. В рамках проекта «Атлас новых профессий» были выделены такие надпрофессиональные навыки, как: экологическое мышление, управление проектами, системное мышление, работа с людьми, работа в условиях неопределенности, программирование/ робототехника / искусственный интеллект, навыки художественного творчества, мультиязычность и мультикультур-ность, межотраслевая коммуникация, клиентоориенти-рованность, бережливое производство[6].

Проанализировав эти подходы, можно заметить, что состав компетенций и навыков, которые необходимы современному персоналу, имеет очень широкий спектр.

Безусловно, что обучение одного сотрудника всем требуемым компетенциям приведет лишь к распылению ресурсов и не позволит получить желаемые результаты. Исходя из специфики деятельности, менеджменту компании (предприятия) необходимо сформировать перечень наиболее важных компетенций и навыков и на его основе разработать эффективную программу развития

персонала с применением наиболее рациональных методов обучения. При этом выбор сотрудника для обучения необходимым компетенциям целесообразно проводить с учетом его личностных качеств и умения использовать навыки в профессиональной деятельности.

Следует учитывать, что ключевым востребованным ресурсом становится так называемый цифровой талант. Людей, наделенных этим ресурсом, объединяет цифровое мышление, ориентация на принятие решение на основе анализа данных, предприимчивость, интерес к гибким формам занятости. Таким образом формируется новый круг профессий, диктующих необходимость освоения компетенций, которые позволят осуществлять цифровую трансформацию. Многие производственные процессы автоматизируются с применением искусственного интеллекта, роботизации, что требует специалистов, умеющих адаптировать новые решения к внедрению, а также понимающих особенности бизнес-процессов конкретной сферы.

Растет значимость обучения. Компании в условиях цифровой экономики используют онлайн-ресурсы для образования, вовлекают всех работников в процесс развития компании. Внешняя среда стремительно меняется, знания устаревают, поэтому компании должны стремиться к непрерывному развитию и постоянному обучению персонала новаторским методам работы.

Еще одним актуальным изменением в деятельности компаний является акцент на приобретении новых знаний. Особое значение приобретают самообучающиеся организации, характеризующиеся непрерывной трансформацией и развитием путем постоянного обучения и переобучения персонала. Основными признаками самообучающихся организаций выступают следующие: плоская организационная структура, гибкость системы вознаграждений, доступность информации на всех уровнях управления, освоение опыта других организаций, благоприятный психологический климат.

Цифровые технологии влияют не только на управление персоналом, но и на все функциональные области предприятия.

Изменяется характер деятельности организаций путем внедрения таких инновационных технологий, как блокчейн (файлы, базы данных и пр., хранящиеся на разных компьютерх, но связанные друг с другом), большие данные (технологии хранения и обработки большого объема данных), нейронные сети (вычислительные системы, имеющие способности к самообучению), облачные вычисления (хранение и предоставление доступа к данным и программам через сеть Интернет), виртуальная реальность (VR, т.е. цифровой, трехмерный мир, создаваемый компьютерами). Так, применение нейронных сетей позволяет проводить более точные маркетинговые исследования предпочтений и запросов потребителей, прогнозировать спрос и предложения на рынке, что в конечном счете позитивно влияет на рост продаж. Использование Интернета выступает каналом продаж и продвижения продукции и услуг предприятия. Расширяются способы связи со всеми заинтересованными лицами, в том числе с потребителями, повышается скорость обработки информации, снижается число ошибок, обеспечивается бесперебойное движение материального потока.

Внедрение цифровых технологий влечет за собой изменение принципов и методов менеджмента, поскольку повышается прозрачность бизнес-процессов.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

о

CS

о

CS СП

о ш m

X

3

<

m о х

X

При этом требуется их реинжиниринг, что в свою очередь вызовет спрос на бизнес-аналитиков, которые могут создавать сложные изменяющиеся системы управления. В настоящее время использование ERP- систем (т.е. систем для автоматизации бизнес-процессов компании) расширяет возможности менеджмента, позволяет осуществлять планирование организационных изменений.

Традиционные иерархические бюрократические структуры теряют свою эффективность. Автор книги «Открывая организации будущего» Фредерик Лалу (бывший партнер McKinsey & Company и обладатель степени MBA) проводил исследования организаций, условно разделив их по цветам согласно используемой ими управленческой модели. Красный цвет соответствовал самой импульсивной и неорганизованной, а зеленый — осознанной организации с социальной ответственностью. Новым витком развития бизнеса, по мнению автора, стало выделение «бирюзовой» организации, в которой нет иерархии, централизованного управления. Ключевыми аспектами деятельности при этом являются высокий уровень свободы, всеобщее участие, комфортные рабочие условия, снижение объемов рутинных операций. Эти характеристики соответствуют ценностям поколений Y и Z (согласно теории проблем разных поколений американских ученых У. Штрауса и Н. Хоува, Y— это поколения «героев» от 1984 до конца века, а Z («художники») — начала 2000-х гг.).

Цифровизация бизнес-процессов ускоряет процессы децентрализации управления. Соответственно изменяется роль менеджера, иерархия управленческого функционала. Любое предприятие имеет структуру, ориентированную на управление преобразованием ресурсов (финансы, кадры, IT). Но следует отойти от этого принципа, чтобы суметь придать структуре горизонтальную направленность. Традиционные структуры дополняются системой горизонтальных управленческих коммуникаций, которые позволяют сократить число менеджеров среднего уровня. Обновленные бизнес-процессы обеспечат повышение продуктивности организации и качество управления.

В ракурсе менеджмента качества при цифровизации организаций возможны следующие изменения: ускорение вывода новых продуктов на рынок; снижение затрат компаний; повышение таких финансовых показателей, как прибыль, рентабельность; повышение лояльности клиентов; рост доходности клиентской базы; увеличение доступа к новым клиентским сегментам; рост конкурентоспособности организации; повышение ответственности бизнеса в социальной сфере.

Но следует отметить и риски при внедрении цифровизации, к которым относятся: сокращение количества рабочих мест; несовершенство нормативно-правовой базы; злоупотребление возможностями цифровых технологий; отсутствие доверия общественности к новым технологиям; неподготовленность персонала; изменение культуры организации.

К чему может привести отсрочка компаниями цифровых преобразований? Прежде всего организации могут быть уничтожены в ходе цифровой революции. Во многом это связано с неравномерностью цифрового развития отраслей. Так, наиболее значимый прогресс отмечается в таких отраслях, как IT, финансовые услуги, телекоммуникации. Менее значительные изменения происходит в сфере торговли, промышленного производства, нефти и газа.

Тем не менее предприниматели приходят к выводу, что цифровизация оказывает положительное влияние на успешность ведения бизнеса, ускоряя бизнес-процессы и улучшая сервис для клиентов. Большинство организаций находятся на стадии осознания необходимости цифровой трансформации.

Банк «Открытие» совместно с Mail.ru Group, Московской школой управления Сколково и РАЭК провели исследование, показывающее готовность малого и среднего бизнеса к цифровой экономике, результаты которого приведены далее [7]. Главными препятствующими факторами выступили незаинтересованность руководителей организации в цифровых преобразованиях (21%), недостаточность финансовых средств на внедрение новшеств (20%). Бюджетные ограничения особенно остро заметны в регионах.

Среди преимуществ цифровизации выделяют удобство контроля над процессами (34%) и увеличение скорости работы (33%).

В рамках исследования был рассчитан индекс цифровизации малого и среднего бизнесе, который включает в себя такие частные индексы, как каналы передачи и хранения информации, интеграция цифровых технологий, использование Интернета в продажах, информационная безопасность, цифровое обучение.

В сентябре 2019 года Индекс цифровизации малого и среднего бизнеса составил 45% в среднем по стране, что говорит о недостаточной оптимизации бизнес-процессов путем внедрения цифровых технологий.

Параметр «Каналы передачи и хранения информации» показывает, как компании используют облачные технологии, корпоративную почту, системы автоматизации и другие цифровые каналы передачи и хранения данных.организации обучать персонал работе с цифровыми технологиями. Большим спросом пользуется корпоративная почта. В работе ее применяет 48% предпринимателей. Системами автоматизации пользуется 43% предприятий. 46% представителей среднего и малого бизнеса пользуются облачными технологиями для хранения данных.

Изучение интеграции цифровых технологий позволяет измерить уровень внедрения в работу таких технологий, как искусственный интеллект, Интернет вещей и т.д. Так, 92% предприятий пользуется в работе Интернетом, GoogleDocs и другие документы для совместной работы использует 6% компаний, при этом 40% совмещает их использование как с онлайн-документами, так и с офлайн-документами. Полностью перешли на электронный документооборот только 12% компаний. Также 50% компаний используют в работе мобильное приложение и 26% — технологии Интернета вещей.

Индикатор «Использование Интернета в продажах» показывает активность предприятия в Интернет-каналах, например, имеют ли они веб-сайт, страницы в социальных сетях. Более 50% компаний имеют веб-сайты и 43% имеют страницы в социальных сетях, а 87% компаний представлены на онлайн-картах. Наиболее популярными каналами продвижения выступают реклама в Интернете (46%) и офлайн-каналы (37%). Осуществлять взаимодействие только в онлайн-режиме компании пока не готовы, отдавая предпочтение личному контакту.

Параметр «Информационная безопасность» показывает готовность предприятия к цифровым угрозам: 23% компаний не используют антивирусное программное обеспечение и другие инструменты, обеспечивающие

информационную безопасность, а утвержденная политика информационной безопасности есть у 34% компаний.

Индикатор «Цифровое обучение» позволяет выявить готовность руководства обучать персонал работе с цифровыми технологиями: 28% компаний занимаются обучением персонала цифровым технологиям, а 39% компаний не считают нужными проводить такое обучение, и только 12% организаций имеют в штате интернет-маркетологов, веб-аналитиков и других специалистов по работе с цифровыми технологиями.

Следует отметить, что 92% представителей компаний все же видят плюсы в цифровизации, несмотря на существующие барьеры, что является позитивной тенденцией. При таком подходе для повсеместного внедрения цифровизации в деятельность компаний необходимо время.

Цифровая трансформация предприятия включает как внедрение технологий, перепроектирование процессов, так и изменение культуры организации. В первую очередь следует подготовить кадры, развивая у них необходимые навыки и компетенции, изменяя менталитет. Основная проблема цифровой трансформации заключается именно в недостатке или вовсе в отсутствии квалифицированных кадров. Вместе с тем при попытках фирмы внедрять цифровые технологии без совершенствования навыков сотрудников будет, с большей долей вероятности, наблюдаться снижение прибыли.

Человеческие ресурсы часто могут быть консервативны, а цифровые таланты неравномерно распределены по миру. Для того, чтобы привлечь в компанию креативно мыслящих людей поколения Y и Z, нужно изменять подход к подбору персонала, методам менеджмента, фактически — системы управления организациями. Наблюдается тенденция к децентрализации управления, постепенно происходит отказ от иерархических связей, постепенный переход к самообучающимся, «бирюзовым» организациям. Таким образом, новые технологии изменяют правила традиционного менеджмента. Трансформация должна носить непрерывный характер и осуществляться на основе анализа внутренней и внешней среды предприятия для соответствия новым требованиям бизнес-среды.

Коронавирус ускорил цифровизацию экономики. Несмотря на то, что ряд фирм перевел своих сотрудников на очный режим работы, риск ухудшения эпидемиологической ситуации сохраняется, поэтому необходимо отрабатывать повторение ситуации удаленной работы, внедряя необходимые 1Т-решения или оптимизируя результаты использования таких решения в период первой волны пандемии. Следует признать появление в моделях риск-менеджмента нового риска и учитывать его в своей деятельности, адаптируясь к новой реальности.

Руководителям важно отработать механизмы он-лайн-взаимодействия, грамотно построить рабочий графи удаленных сотрудников, улучшить навыки их самоорганизации. Не следует стремиться установить тотальный контроль за домашней работой сотрудников. Это не приведет к желаемому росту производительность труда, а только снизить мотивацию и лояльность.

Подведем итоги. Основные изменения в системе управления предприятием и управления персоналом в условиях цифровой трансформации следующие:

— применение цифровых технологий (большие данные, нейронные сети, блокчейн, облачные вычисления, виртуальная реальность и др.);

— децентрализация управления на основе горизонтальных коммуникаций;

— распространение адаптивных структур управления, предполагающих отказ от жестких иерархических связей;

— отсутствие классического деления специалистов по роду функциональной деятельности;

— распространение концепции самообучающихся организаций;

— прозрачная структура единого информационного пространства;

— новые требования к трудовым ресурсам;

— цифровое мышление персонала, поддержка его цифровых талантов;

— новые компетенции руководителя.

Таким образом, нет сомнений, что цифровая трансформация обеспечивает выход предприятия на новый уровень развития. Эффективность системы управления в новых условиях делает возможным сокращение затрат и повышение конкурентоспособности предприятия.

Литература

1. Федеральная служба государственной статистики. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://rosstat.gov.ru/folder/14478?print=1 (дата обращения: 07.07.2020).

2. Материалы Всемирного экономического форума в Давосе. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.weforuiTi.org/agenda/2016/01/the-10-skiNs-you-need-to-thrive-in-the-fourth-industrial-revolution (дата обращения : 18.06.2020)

3. Исследование консалтинговой компании BCG «Россия 2025: от кадров к талантам». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://d-njssia.ru/wp-content/uploads/2017/11/SkiNs_OutNne_web_telTl26-175469.pdf (дата обращения: 07.07.2020).

4. Материалы HR-клуба Московской школы управления «Сколково» (2016 г.). [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://trends.skolkovo.ru/2016/09/hr-klub-skolkovo-novaya-realnost-predpolozheniya-i-faktyi/ (дата обращения: 14.06.2020).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Модель фундаментальных навыков цифровой экономики

(TheNewFoundatюnalSkiNsoftheDigitaEconolTly), разработанная компанией BurningGlass. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.burning-glass.com/wp-

content/uploads/New_Foundational_Skills.pdf (дата обращения: 23.04.2020).

6. Надпрофессиональные навыки по версии «Атласа новых профессий». [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://atlas100.ru/future/ (дата обращения: 05.03.2020).

7. Результаты исследования Банка «Открытие» совместно с Mail.ruGroup, Московской школой управления Сколково и РАЭК. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://finansist-kras.ru/news/banks/bank-otkrytie-predstavil-indeks-tsifrovizatsii-malogo-i-srednego-biznesa/ (дата обращения: 12.07.2020).

8. Андриянова М.В., Митропольская-Родионова Н.В., Конобеева А.Б. Российская модель менеджмента: перспективы развития в XXI веке // Экономика и управление в XXI веке: стратегии устойчивого развития. Сборник статей победителей II Международной научно-практической конференции. 2017. С. 30-32.

X X

о

го А с.

X

го т

о

м о м о

9. Попова Е.В. Проблемные вопросы развития национальной инновационной системы в Российской Федерации // Инновации. 2007. № 11 (109). С. 3-9.

10. Digitization of taxes as a top-priority direction of optimizing the taxation system in modern Russia / Popkova E.G., Zhuravleva I.A., Abramov S.A., Fetisova O.V., Popova E.V. Studies in Systems, Decision and Control. 2019. Т. 182. С. 169-175.

Transformation of management processes under the influence

of digitalization Goncharov I.L.

State University of Management

The introduction of digital technologies dictates to enterprises the need to form a new management culture and skills of personnel, to change approaches to the processes of company management, to make and implement management decisions. The article presents the results of the analysis of the dynamics of indicators of the level of development of information and communication technologies, considers the demanded competencies of the modern labor market, changes in the hierarchy of management functionality, methods and principles of management, and also formulates the benefits and risks of digitalization for the development of management. Keywords: digitalization, digital organization, digital talents, modern management.

References

1. Federal State Statistics Service. [Electronic resource]. - Access

mode: https://rosstat.gov.ru/folder/14478?print=1 (date of access: 07/07/2020).

2. Materials of the World Economic Forum in Davos. [Electronic

resource]. - Access mode:

https://www.weforum.org/agenda/2016/01/the-10-skills-you-need-to-thrive-in-the-fourth-industrial-revolution (date

accessed: 18.06.2020 )

3. Research of the consulting company BCG "Russia 2025: from

personnel to talents". [Electronic resource]. - Access mode: https://d-russia.ru/wp-

content/uploads/2017/11/SkillsjDutline_web_tcm26-175469.pdf (date accessed: 07/07/2020).

4. Materials of the HR-club of the Moscow School of Management

"Skolkovo" (2016). [Electronic resource]. - Access mode: http://trends.skolkovo.ru/2016/09/hr-klub-skolkovo-novaya-realnost-predpolozheniya-i-faktyi/ (date of access: 14.06.2020).

5. Model of fundamental skills of the digital economy (TheNewFoundationalSkillsoftheDigitalEconomy), developed by BurningGlass. [Electronic resource]. - Access mode: https://www.burning-glass.com/wp-

content/uploads/New_Foundational_Skills.pdf (date accessed: 04/23/2020).

6. Over-professional skills according to the "Atlas of new professions". [Electronic resource]. - Access mode: http://atlas100.ru/future/ (date of access: 05.03.2020).

7. Results of a study by Otkritie Bank in cooperation with Mail.ruGroup, Moscow School of Management Skolkovo and RAEC. [Electronic resource]. - Access mode: https://finansist-kras.ru/news/banks/bank-otkrytie-predstavil-indeks-tsifrovizatsii-malogo-i-srednego-biznesa/ (date of access: 12.07.2020).

8. Andriyanova MV, Mitropol'skaya-Rodionova NV, Konobeeva A.B.

Russian model of management: development prospects in the XXI century // Economy and management in the XXI century: strategies for sustainable development. Collection of articles by the winners of the II International Scientific and Practical Conference. 2017.S. 30-32.

9. Popova E.V. Problematic issues of the development of the national innovation system in the Russian Federation // Innovations. 2007. No. 11 (109). S. 3-9.

10. Digitization of taxes as a top-priority direction of optimizing the taxation system in modern Russia / Popkova E.G., Zhuravleva I.A., Abramov S.A., Fetisova O.V., Popova E.V. Studies in Systems, Decision and Control. 2019.Vol. 182, p. 169-175.

о es о es

О Ш

m

X

3

<

m о х

X

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.