Научная статья на тему 'Трансформация употребления наркотиков в России и США: инновационные формы профилактической работы среди молодежи'

Трансформация употребления наркотиков в России и США: инновационные формы профилактической работы среди молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
370
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РИСКИ НАРКОЗАВИСИМОСТИ / ДЕВИАНТНОЕ ПОВЕДЕНИЕ МОЛОДЕЖИ / ГРУППЫ РИСКА / СИТУАЦИЯ НАРКОПОТРЕБЛЕНИЯ / МЕТОДИКА "РАВНЫЙ ОБУЧАЕТ РАВНОГО" / ВОЛОНТЕРСКОЕ ДВИЖЕНИЕ / RISKS OF DRUG ADDICTION / DEVIANT BEHAVIOR OF YOUNG PEOPLE / RISK GROUPS / THE SITUATION OF DRUG USE / THE TECHNIQUE OF "EQUAL TEACHES EQUAL" / IN-VOLUNTEER MOVEMENT

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чевтаева Наталия Геннадьевна, Никитина Алена Сергеевна, Скаво Кармайн, Усова Ольга Валерьевна

В работе предложены инновационные практики по профилактике и предупреждению наркозависимости в молодежной среде. Острота проблемы современного общества характеризуется ростом доступности и дешевизны наркотиков, изменением структуры наркопотребления в сторону использования синтетических наркотиков. Научная новизна исследования заключается в том, что с учетом зарубежного и российского опыта выделены два направления в «перестройке» профилактической работы в молодежной среде: (1) активизация участия неправительственных общественных, религиозных организаций и волонтерского движения (а не только государственных структур) в профилактике наркозависимости; (2) масштабирование методик «соучастия», предполагающих привлечение к работе по предупреждению наркозависимости специалистов и сверстников наркозависимых. Практическое применение результатов исследования позволит использовать проведенный анализ для прогнозирования рисков обострения ситуации по распространению немедицинского потребления наркотиков в экономически благополучном регионе, расширить спектр субъектов по организации профилактической работы, апробировать в российской практике инновационные методики антинаркотического поведения молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Чевтаева Наталия Геннадьевна, Никитина Алена Сергеевна, Скаво Кармайн, Усова Ольга Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of Drug Use in Russia and the Usa: Innovative Forms of Preventive Work Among Youth

The paper proposes innovative practices for the prevention and prevention of drug addiction among young people. The problem of modern society is characterized by increasing availability and cheapness of drugs, changing patterns of drug use in favor of synthetic drugs. Scientific novelty of the research lies in the fact that taking into account Russian and foreign experience highlighted two areas of "restructuring," preventive maintenance in the youth environment: (1) increased participation of NGOs, religious organizations, and volunteer movement (and not only state structures) in the prevention of drug dependence; (2) scaling techniques "complicity", suggesting the involvement of prevention of drug addiction professionals and peer drug users. Practical application of the results of the study will allow to use the analysis to predict the risks of aggravation of the situation on the spread of non-medical drug use in the economically prosperous region, to expand the range of subjects for the organization of preventive work, to test in Russian practice innovative methods of anti-drug behavior of young people.

Текст научной работы на тему «Трансформация употребления наркотиков в России и США: инновационные формы профилактической работы среди молодежи»

DOI 10.26105/SSPU.2019.62.5.020 YAK 316.624.3 ББК 60.524.258.3

Н.Г. ЧЕВТАЕВА, A.C. НИКИТИНА, К. СКАВО, О.В. УСОВА

N.G. CHEVTAEVA, A.S. NIKITINA, C. SCAVO, O.V. USOVA

ТРАНСФОРМАЦИЯ УПОТРЕБЛЕНИЯ НАРКОТИКОВ В РОССИИ И США: ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ ПРОФИЛАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ СРЕДИ МОЛОДЕЖИ

TRANSFORMATION OF DRUG USE IN RUSSIA AND THE USA: INNOVATIVE FORMS OF PREVENTIVE WORK AMONG YOUTH

В работе предложены инновационные практики по профилактике и предупреждению наркозависимости в молодежной среде. Острота проблемы современного общества характеризуется ростом доступности и дешевизны наркотиков, изменением структуры наркопотребления в сторону использования синтетических наркотиков.

Научная новизна исследования заключается в том, что с учетом зарубежного и российского опыта выделены два направления в «перестройке» профилактической работы в молодежной среде: (1) активизация участия неправительственных общественных, религиозных организаций и волонтерского движения (а не только государственных структур) в профилактике наркозависимости; (2) масштабирование методик «соучастия», предполагающих привлечение к работе по предупреждению наркозависимости специалистов и сверстников наркозависимых.

Практическое применение результатов исследования позволит использовать проведенный анализ для прогнозирования рисков обострения ситуации по распространению немедицинского потребления наркотиков в экономически благополучном регионе, расширить спектр субъектов по организации профилактической работы, апробировать в российской практике инновационные методики антинаркотического поведения молодежи.

The paper proposes innovative practices for the prevention and prevention of drug addiction among young people. The problem of modern society is characterized by increasing availability and cheapness of drugs, changing patterns of drug use in favor of synthetic drugs.

Scientific novelty of the research lies in the fact that taking into account Russian and foreign experience highlighted two areas of "restructuring," preventive maintenance in the youth environment: (1) increased participation of NGOs, religious organizations, and volunteer movement (and not only state structures) in the prevention of drug dependence; (2) scaling techniques "complicity", suggesting the involvement of prevention of drug addiction professionals and peer drug users.

Practical application of the results of the study will allow to use the analysis to predict the risks of aggravation of the situation on the spread of non-medical drug use in the economically prosperous region, to expand the range of subjects for the organization of preventive work, to test in Russian practice innovative methods of anti-drug behavior of young people. Key words: drug addiction risks; latent addiction; risk groups; peer-to-peer technique; volunteer movement.

Ключевые слова: риски наркозависимости, девиантное поведение молодежи, группы риска, ситуация наркопотребления, методика «равный обучает равного», волонтерское движение.

Key words: risks of drug addiction, deviant behavior of young people, risk groups, the situation of drug use, the technique of "equal teaches equal", in-volunteer movement.

Авторы выражают благодарность Департаменту внутренней политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за плодотворное многолетнее сотрудничество.

Введение. Противодействие наркопотреблению является важнейшей задачей государственной политики мирового сообщества. Все возрастающая доступность синтетических наркотиков в современном обществе становится высоким фактором риска распространения наркозависимости, особенно в молодёжной среде. В «Конвенции ООН о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ» подчеркивается огромная опасность распространения незаконного оборота наркотиков среди различных социальных групп и особенно среди молодежи. Рост незаконного производства, спроса и «оборота наркотических средств и психотропных веществ представляют собой серьезную угрозу для здоровья и благополучия людей и оказывают отрицательное воздействие на экономические, культурные и политические основы общества» [3].

Противодействие наркопотреблению также закреплено в Паспорте национального проекта «Демография» как одна из ключевых задач по укреплению общественного здоровья населения России [8].

Приведенные ниже по тексту статистические данные по Российской Федерации и США демонстрируют глубину и остроту рассматриваемой нами проблемы1.

По данным Национально-исследовательского центра употребления наркотиков США (NSDUH) в 2017 году 19,7 миллионов взрослых американцев (в возрасте 12 лет и старше) боролись с расстройством, связанным с употреблением наркотиков. Из них - примерно 4% американских подростков в возрасте от 12 до 17 лет (992 000 человек), 14,8% молодых людей в возрасте от 18 до 25 лет (5,1 миллионов человек), 6,4% взрослых американцев в возрасте 26 лет и старше (13,6 человек) [1, с. 43].

Статистика Соединенных Штатов учитывает распространенность наркомании в различных этнических группах. Американские индейцы и коренные жители Аляски в возрасте 12 лет и старше имели самый высокий уровень злоупотребления психоактивными веществами в 2018 году - 12,8%. Уровень злоупотребления психоактивными веществами среди белокожих граждан США составлял 7,7%. Около 6,8% афроамериканцев боролись с расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, в то время как доля латиноамериканцев, страдающих расстройствами, связанными с употреблением психоактивных веществ, составила 6,6% [1, с. 43].

Статистика наркозависимости в РФ показывает, что периодически употребляют и знакомы с наркотиками более 18 миллионов людей по всей России. Ежедневно к их числу приобщаются свыше 250 человек. Наркомания значительно молодеет. 60% наркозависимых в России - молодежь в возрасте от 16 до 30 лет; 20% - школьники; 20% - люди старшего возраста [7, с. 138]. Если наркозависимость сформирована и становится устойчивой, то человек, чаще всего, попадает на медицинский учет.

Проблема усугубляется тем, что наркотики становятся доступнее как в плане их стоимости, так и в способах их получения. Традиционные наркотические вещества, такие как героин и т.п. «уходят в прошлое». На их место приходят синтетические вещества, так называемый «спайс». Еще одной проблемой является то, что каналы распространения наркотиков сложно отследить, т.к. предложения в основном поступают при помощи сети Интернет, через социальные сети. Не пренебрегают производители и рекламой на домах, на заборах. Поскольку стоимость синтетических наркотиков невысока, пагубная зависимость у человека, который их употребляет, может наступить, если тратить на них от 1000 до 5000 тысяч рублей в месяц. Грамм кокаина стоит порядка 11 тыс. рублей, спайса - 500 рублей. Денежные средства перечисляются в основном виртуальным способом перевода [6, с. 98].

1 Сравнительный анализ проведен авторами на основе открытых источников, при этом параметры статистического анализа в исследуемых странах могут различаться.

Таким образом, изменение структуры наркопотребления, облегченный доступ к наркотическим веществам создают в современном обществе дополнительные риски вовлечения молодежи в круг наркозависимых и обуславливают потребность в «перестройке» профилактической работы с учетом актуальных угроз.

По оценкам экспертного сообщества [6, с. 102], апробированные ранее формы профилактики наркомании требуют существенной перестройки, поскольку изменилась сама ситуация вовлечения молодежи в наркопотребление.

Цель данной статьи - провести анализ эффективности традиционных форм антинаркотической профилактики отвечать на современные вызовы трансформации наркопотребления. На основе сравнительного социально-психологического анализа ответов групп респондентов, имеющих опыт наркопотребления и не причастных к наркотикам; а также с учетом зарубежного (США) и российского опыта организации профилактической работы, предложить инновационные практики проведения антинаркотической профилактики в молодежной среде.

Методы и методы исследования. Вопросы организации антинаркотической профилактической работы анализируются в целом ряде исследований. Предметом анализа деятельности в данном направлении стали различные аспекты этого явления. Рассмотрим некоторые из них. Одни авторы разбирают социокультурные факторы девиантного поведения молодежи [9, с. 318] и проводят анализ социальных рисков, способных привести, в том числе и к наркозависимости.

Другие авторы следуют путем эмпирических социологических исследований и акцентируют внимание на проблемах социального самочувствия молодого поколения, их восприятия собственной жизни, недоверия к социальным институтам, выявляя факторы, способствующие проявлению социально неодобряемого поведения [5, с. 199]. Изучение ценностных ориентаций и установок молодежи [10], ее отношения к разным видам девиантного поведения (употреблению алкоголя, наркотиков, табакокурению) [11, с. 96] способствовало выстраиванию стратегии антинаркотической работы с учетом особенностей современного российского молодежного сообщества.

Самый многочисленный блок литературных источников посвящён методикам профилактической работы, организованной в образовательной среде как силами самих педагогов [12, с. 152], так и с привлечением специалистов [12, с. 153]. Особое место в организационных моментах, описанных в данной литературе занимают вопросы проведения добровольного социально-психологического тестирования учащихся на предмет выявления признаков наркозависимости [4, с. 298]. Однако данные средства профилактики неоднозначно воспринимаются родительской общественностью [14, с. 540].

Однако следует отметить, что апробированной мировой практикой, которая приносит позитивные результаты, на сегодняшний день является информирование образовательной организацией родителей учащихся о первых признаках и пагубных последствиях наркопотребления [15], бесконтрольного образа жизни, который ведет подросток.

Из большинства проанализированных источников следует, что социально-психологическая обстановка в семье может подтолкнуть ребенка к наркотикам, поэтому работа с неблагополучными семьями становится предметом особого внимания исследователей.

Анализ различных форм девиантного поведения, индивидуальная работа с «группами риска» в молодежной среде также находят отражение в литературе. Положительно зарекомендовали себя программы альтернативы наркопотреблению, связанные с организацией досуга молодежи, художественное и научно-техническое творчество, кружки по интересам.

В тоже время эксперты подчеркивают, что апробированные ранее практики профилактики наркопотребления были действенны в разрезе своего времени, когда и сама проблема наркомании носила другой характер:

были иные, отличные от современных, химические вещества, другие способы их получения. Современная ситуация, связанная с изменением структуры наркопотребления, все возрастающей доступностью наркотиков, создает дополнительные риски по распространению этой пагубной зависимости, а, следовательно, нуждается в поиске инновационных форм профилактической работы в исследуемой нами области.

Основной особенностью антинаркотической деятельности профилактики в США является применение различных форм взаимодействия официальных государственных структур с общественными организациями в сфере профилактики применения наркотиков. Координирует эту работу на государственном уровне - Бюро по международным связям с наркотиками и правоохранительными органами США (INL) (далее Бюро). На протяжении более трех десятилетий Бюро создает программы по профилактике наркозависимостей с привлечением неправительственных организаций. Наибольшую популярность среди профессионального сообщества вызвали такие программы, как: «Программа Коалиции сообщества без наркотиков». Бюро помогает формировать общественные коалиции по борьбе с наркотиками в ключевых странах-производителях наркотиков (в Латинской Америке, Азии и Африке). В настоящее время действуют более 200 коалиций в 20 странах (Боливия, Бразилия, Кабо-Верде, Колумбия, Коста-Рика, Гана, Гватемала, Гаити, Гондурас, Ирак, Кения, Кыргызстан, Мексика, Перу, Филиппины, Сенегал, Южная Африка, Таджикистан, Танзания и Уругвай).

«Программа продвижения Международного сообщества специалистов по профилактике и лечению наркомании (ISSUP)»: Бюро оказывает поддержку консорциуму международных организаций в формировании новой глобальной ассоциации специалистов по лечению и профилактике наркомании. ISSUP поддерживает научные исследования по профилактике и лечению наркозависимости.

«Программа регионального обучения, профилактики и лечения наркомании» - это базовая и продвинутая серия основных курсов, в которой обучаются и получают дипломы специалисты по профилактике и лечению наркомании по всему миру. Бюро финансирует программы обучения в разных странах мира (включая Кению, Сальвадор, Багамские Острова и Индонезию), принимает стандарты по работе с наркоманией на национальном и международном уровнях.

«Программа профилактики и лечения от наркомании женщин», разработанная в США включает обучение, информационно-пропагандистскую деятельность, а также исследовательские и демонстрационные курсы, учитывающие гендерные особенности поведения. По данной методике проводится платное обучение в Латинской Америке. В настоящее время в Перу преподаются более 10 курсов в рамках учебной программы «Руководство по восстановлению женщин».

«Программа по профилактике и лечению наркозависимости у детей»: Бюро поддерживает разработку протоколов профилактических мер и лечения, направленных на работу с детьми-наркоманами, и спонсировало первые в мире программы такого рода в Латинской Америке (зависимость от крэк-кокаина), Южной Азии (зависимость от опиатов) и Афганистане (опиатная зависимость). Протоколы для успешного лечения и предотвращения зависимости от крэка были также установлены в Бразилии, в то время как протоколы для лечения зависимости от опиатов были успешно внедрены в Афганистане.

Научно-исследовательские программы: Бюро поддерживает научно-исследовательские программы по профилактике и лечению в основных странах-производителях/потребителях наркотиков, а затем выявляет и распространяет научные результаты во всем мире.

Помимо этого в США насчитывается более 1000 неправительственных организаций, общественных движений, инициирующих работу по профилактике зависимостей, наиболее популярные из них: «Национальная лига по

профилактике наркомании», «Национальные азиатско-тихоокеанские американские семьи против злоупотребления психоактивными веществами» (NAPAFASA), «Национальный центр по наркомании при Колумбийском университете» (CASA), «Национальный совет по алкоголизму и наркотической зависимости» (NCADD), «Центр по профилактике злоупотребления психоактивными веществами», «Фонд свободной от наркотиков Америки», «Держите наших детей от наркотиков», «Афроамериканские родители по профилактике наркомании», «Товарищество христианских спортсменов», «Американский совет по образованию в области наркотиков», «Сообщество антинаркотических коалиций Америки» и др.

В России в рамках реализации Стратегии государственной антинаркотической политики Российской Федерации до 2020 года, государственной программы Российской Федерации «Противодействие незаконному обороту наркотиков» на 2013-2020 годы, организована работа по повышению уровня знаний общества об опасностях, связанных с потреблением наркотиков. Мониторинг наркоситуации позволяет обобщить опыт лучших практик участия общественных организаций в проведении антинаркотической профилактики среди молодежи [4, с. 299].

Также весьма сомнительным эффектом обладают программы, созданные по принципу «переводных» (т.е. разработанные за пределами РФ и экстраполированные для работы с российскими подростками без учета особенностей их ментальности). Например, анализ ряда подобных программ1, проведенный экспертами в области лингвистики, психологии и культурологии свидетельствовали о разрушительных тенденциях их влияния на формирующуюся личность, подмене заявленных авторами целей профилактики рискованного (в том числе и наркотического) поведения толерантностью к аут-группам наркоманов и гомосексуалистов.

Требуют масштабирования комплексные программы организации профилактической работы в образовательных учреждениях с привлечением ученического сообщества. Примером может служить российский опыт реализации Программы «Мы выбираем жизнь!» для подростков, молодежи и их референтных групп (родителей, близких, психологов, педагогов и медицинских профессионалов). Цель этой Программы - создание социальной и культурно - досуговой защиты обучающихся от распространения наркомании, токсикомании и алкоголизма, повышение эффективности деятельности ученического самоуправления в образовательной организации.

Программы, обучающие адаптивному стилю жизни, навыкам общения, критическому мышлению, умению принимать решения и противостоять в провоцирующих к наркопотреблению ситуациях позволяют сформировать устойчивые ценностные ориентации на здоровый образ жизни. Программа состоит из 6 блоков: 1) информационный; 2) дополнительное образование; 3) работа с родителями; 4) работа с учащимися группы риска; 5) здоровый образ жизни; 6) летний отдых и оздоровление обучающихся. Особое внимание уделяется формированию у педагогов и родителей навыков распознавания ребенка, который находится «под влиянием наркотических веществ», знакомству с методиками выявления молодежи, употребляющие наркотики, включая физиологические и поведенческие признаки. Родителей и педагогов также ориентируют на знание наркотического сленга [1, с. 42], распространенного в молодежной субкультуре; обучают способам бесконфликтного общения с детьми, употребляющими наркотические, токсические средства; знакомят с рекомендациями Министерством здравоохранения РФ и научно-исследовательского института наркологии о последовательности действий

1 «Программы первичной профилактики ВИЧ/СПИДА и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста (ЛадьЯ - «В ладу с собой»). Российский Круглый стол. М., 2015. 201 с.» и «Программы первичной профилактики ВИЧ/СПИДА и рискованного поведения для детей старшего подросткового возраста «ЛАДЬЯ» (методические рекомендации для ведущих программы).

педагога и администрации учебного заведения при подозрении на употребление несовершеннолетними наркотиков. Программа может быть дополнена факультативным курсом «911», предназначенным для развития навыков взаимопомощи.

Тенденция привлечения добровольческих (волонтерских) объединений в работу по пропаганде здорового образа жизни, профилактике наркомании в подростковой и молодежной среде проявляется в различных регионах, в том числе и Ханты-Мансийском автономном округе - Югре. В период с 2015 года по 2018 число детских и молодежных добровольческих (волонтерских) объединений в данном регионе выросло в 2 раза: с 178 в 2015 году до 378 в 2018 году. Волонтеры округа активно включены в проведение всероссийских акций, посвященных Международному дню борьбы с употреблением наркотиков и их незаконному обороту (флешмоб «Мы за жизнь», квест «День борьбы с наркоманией»), иных всероссийских акций («СТОП ВИЧ/СПИД», «Будь здоров»). Также интересны инициативные проекты волонтерского сообщества: «Курить не модно - дыши свободно!», «Сделаем мир добрее», «Дети-детям», «Шаги добра» и др.

Ниже по тексту приведены результаты исследования ситуации антинаркотической профилактики среди подростков и молодежи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры и эффективность внедрения данных программ в регионе.

Анализ проблемной ситуации осуществлялся на материалах Мониторинга наркоситуации в 2015-2018 Ханты-Мансийского автономного округа -Югры. Экономическое благополучие этого нефтедобывающего региона России оказывается крайне привлекательным для распространителей наркотиков, создавая тем самым дополнительные сложности в проведении профилактической антинаркотической работы.

В рамках Мониторинга наркоситуации ежегодно при участии российских авторов данной статьи проводятся социологические исследования, методом массового опроса среди жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры (2 тысячи респондентов ежегодно) и методом экспертного интервью (50 экспертов: члены антинаркотических комиссий, представители правоохранительных органов, органов социальной защиты, молодежной политики, а также медицинского и образовательного сообщества). В рамках исследования проведен сравнительный анализ установок двух групп респондентов: не употребляющих наркотики и имеющих опыт наркопотребления.

В массовом опросе ежегодно принимали участие 2000 жителей Ханты-Мансийского автономного округа - Югры из всех муниципальных районов, городских округов и городов от 14 лет и старше, постоянно проживающие на территории округа. Исследование проводилось выборочным методом. Выборка исследования: случайная стратифицированная с пропорциональным распределением по полу, возрасту и типу населенного пункта. Гендерная характеристика респондентов: 49,8% мужчин и 50,2% женщин. Возрастная характеристика респондентов: от 14 до 25 лет - 20,5%; от 26 до 35 лет - 20,1%; от 36 до 45 лет - 20,2%; от 46 до 55 лет - 19,4%, старше 56 лет - 19,4%. По типу населенного пункта: 81% городских жителей и 19% сельских жителей. Среди респондентов оказались люди разного социально-профессионального статуса: студенты высших учебных заведений - 19,6%, учащиеся средних профессиональных образовательных учреждений - 13,9%, школьники - 6,6%; рабочие - 16,6%; служащие и специалисты - 32%; руководители организаций - 3,6%, руководители подразделений - 7%; незанятое население, пенсионеры - 0,7%.

В качестве экспертов (ежегодно опрошено 50 человек методом экспертного интервью) выступили: члены антинаркотических комиссий, представители органов внутренних дел; медицинских учреждений, занимающихся лечением наркомании; общественных организаций, чья деятельность связана с профилактикой наркозависимости.

1.1. Результаты исследования

Проиллюстрируем факторы риска, способствующие вовлечению молодежи Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в число наркопотребителей.

Показатель «Доступность наркотиков» для населения

Данный показатель определялся посредством ответа респондентов на вопрос: «Изменилось ли представление респондентов о доступности наркотиков?». Распределение ответов на поставленный вопрос представлено на рисунке 1.

Рис. 1 Оценка респондентами 2015-2018 годов того, насколько трудно сегодня достать наркотики (% ответивших)

Сравнительный анализ исследований 2015-2018 годов (рис. 1) показывает, что среди ответивших на вопрос: «Насколько трудно сегодня достать наркотики?» - доминирующим остается убеждение, что достать наркотики в местности, где они проживают «сравнительно легко» или «очень легко». Суммируя положительные ответы, модно отметить, что, начиная с 2015 года, у опрошенных респондентов росла уверенность в доступности наркотических средств: (с 49,4% в 2015 году, достигла пика в 2016 году - 60,9% и несколько пошла на убыль в 2018 году - 40,8%). Однако, выявленное нами снижение показателя «Доступности наркотических веществ» вероятнее всего произошло за счет респондентов, затруднившихся с ответом («не знаю»), и при этом существенно не изменилось число тех реппондентов, кто уверен, что достать наркотики «трудно» или «очень трудно» (порядка 16%).

В процессе проведенного анкетного опроса респондентов в 2018 году респондентам было предложено оценить эффективность проводимых в их городе, районе профилактических антинаркотических мероприятий.

Наиболее эффективными мерами по борьбе с наркоманией были определены следующие средства: спортивные мероприятия (34,2%), лекции и беседы в учебных заведениях (29,0%), выступления бывших наркоманов, пропаганда с помощью антинаркотической рекламы на радио и телевидении (21,9%). Менее эффективны - специальные буклеты, брошюры, однако для 8,4% респондентов эти меры оцениваются как действенные. Представленная картина оценки эффективности проводимых мероприятий свидетельствует об отсутствии в арсенале применяемых профилактических средств безусловно эффективных. Подобное распределение ответов свидетельствует о необходимости поиска механизмов комплексного подхода к профилактике наркозависимости.

Положительный настрой, который демонстрируют респонденты при оценке эффективности проводимых антинаркотических мероприятий, также может быть подвергнут сомнению при анализе ответов на вопрос: «Можно

ли вылечиться от наркомании?» Представленные на рисунке 2 данные показывают, что в молодежной среде сохраняются установки, что вылечиться от наркомании быстро и легко: половина респондентов (50,6%) заявляют, что избавиться от данного порока несложно, стоит только захотеть. Только 16,7% понимают всю серьезность проблемы, отмечая, что «наркомания практически неизлечима» (16,7%). Следует отметить, что каждый третий респондент (30,6%) уверен в эффективности лишь принудительного лечения (рис. 2).

Рис. 2 Ответы респондентов «Можно ли вылечиться от наркомании?» (% ответивших) в ХМАО-Югре

Нами был предпринят также сравнительный анализ ответов респондентов, которые «пробовали» и «не пробовали наркотические вещества», на вопрос о возможности избавиться от наркотической зависимости (рис. 3).

Да, только лениться не излечима другое

захотеть принудительно

ЁЗ пробовал НВ □ НЕ пробовал НВ

Рис. 3 Сравнительный анализ ответов респондентов, которые пробовали наркотики и которые не пробовали на вопрос: «Как Вы считаете, можно ли вылечиться от наркомании?» (% ответивших)

Согласно приведенным результатам, респонденты, которые признались в том, что пробовали наркотики, самоуверенно заявляют, что вылечиться от наркомании несложно, стоит только захотеть (63,6% против 44,1% тех, кто не пробовал наркотики).

Настаивают на необходимости принудительного лечения в большей степени те из опрошенных, кто никогда не пробовали наркотики (37,3% против 19,7% тех, кто употребляет наркотики). Уверенных в неизлечимости наркомании в обеих группах невысока: порядка 16-17%.

Это означает, что выявленная иллюзия неуязвимости, непонимание того, что даже разовое употребление может привести к зависимости (по мнению экспертного сообщества медиков и специалистов в области антинаркотической деятельности) является усугубляющим фактором, способствующим распространению наркотиков.

Другой косвенной оценкой невысокой эффективности антинаркотической пропаганды могут служить ответы респондентов на вопрос: «Известна ли Вам законодательная ответственность Российской Федерации за употребление, хранение и сбыт наркотических веществ?» (рис. 4).

в общ черта* очень хороша мало неизвестна

□ пробовал ИВ ЕЭНЕ пробовал НЕ

Рис. 4 Сравнительный анализ ответов респондентов, которые пробовали наркотики и которые не пробовали на вопрос: «Известна ли Вам законодательная ответственность Российской Федерации за употребление, хранение и сбыт наркотических веществ?» (% ответивших)

Знание о правовых последствиях наркопотребления практически не влияет на поведение групп риска. Если сложить положительные ответы в каждой группе респондентов, получается, что порядка 80% тех, кто пробовали наркотики, в той или иной степени знают о юридических последствиях своих действий; тогда как доля информированных, в группе не употребляющих наркотики, оказалась даже чуть меньше - порядка 76%.

Таким образом, сравнительный социологический анализ 2-х групп респондентов (потребляющих и не потребляющих наркотики) позволил выявить, во-первых, слабое влияние уровня информированности молодежи о вреде наркотиков на формирование их антинаркотического поведения; во-вторых, преобладание в группе употребляющих наркотики иллюзорной установки на то, что можно легко избавиться от наркозависимости. Подобная картина свидетельствует о слабой эффективности использования традиционных форм профилактической работы, связанных с прямой пропагандой антинаркотического поведения.

Необходимость изменения подходов в проведении профилактических мероприятий требует, на наш взгляд, анализа мотивов и установок той группы респондентов, которые признались в употреблении наркотиков. Ответы исследуемой нами группы на вопрос: «Кто предложил Вам попробовать наркотики?» (табл. 1) означают, что подталкивают к приобретению первого опыта наркопотребления чаще всего - сверстники, «друзья» (порядка 80% ответов респондентов 2015-2018 годов). Самостоятельное решение о принятии наркотиков - скорее исключение из общего правила (около 6% в 20152017 годах и 12% в 2018 году).

Таблица 1

Кто впервые предложил Вам попробовать наркотик? (ответы респондентов, признавшихся в употреблении наркотиков,

% ответивших)

2015 2016 2017 2018

Кто-то из знакомых 24,6 30,2 51,1 49,3

Друзья, с которыми я встречаюсь после учебы/работы 59 55,0 37,1 29,3

Коллеги по учебе/ работе 4,9 5,0 6,3 4,9

Сам (а) решил (а) попробовать 6,6 5,8 5,0 12,0

Кто-то из членов семьи 1,6 1,0 0,9 3,0

Кто-то другой 3,3 3,0 0,5 1,5

Тестирование причин, которые привели респондентов к употреблению наркотиков, осуществлялось посредством ответа на вопрос: «Какие причины привели Вас к тому, что Вы употребляете наркотики?» (табл. 2).

Таблица 2

Какие причины привели Вас к тому, что Вы употребляете наркотики? (ответы респондентов, признавшихся в употреблении наркотиков,

% ответивших)

Причины 2015 2016 2017 2018

Из интереса, любопытства 47,4 44,8 43,0 35,1

Получение удовольствия 14,6 14,7 14,3 17,5

Для снятия напряжения 3,3 11,9 9,0 17,5

Чтобы уйти от личных проблем 4,9 2,8 5,0 5,3

От нечего делать 4,8 6,6 5,0 3,5

За компанию 22,0 26,2 23,0 19,3

Другое 3,0 7,0 0,7 1,8

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Необходимо отметить, что особенностью современного состояния наркопотребления является факт употребления наркотиков респондентами, которых подталкивает не столько сложная жизненная ситуации («стремление уйти от личных проблем» - порядка 5%), столько простое «любопытство» и желание «быть как все» - «за компанию» (в ответах употребляющих наркотики респондентов 2015-2018 годов эти причины доминируют - более 50%).

Ответы экспертов, полученные в ходе исследования, дополняют картину спектра причин приобщения разных возрастных групп к наркотикам. (1) Для взрослых людей «употребление наркотиков становится способом уйти от повседневных проблем». (2) Для молодежи формированию пагубной привычки способствует «плохое влияние компании, социальное неблагополучие», «отчужденные отношения родителей и детей в семье, когда жестокость и равнодушие к собственным детям подталкивают подрастающее поколение к дурным поступкам», «неустойчивое мировоззрение», «отсутствие интереса молодежи к организованным формам досуга», «слабый контроль со стороны семьи и общества». (3) Подросток стремится получить «социальное одобрение от друзей», отсутствие четких границ и рамок дозволенного приводит к тому, что употребление наркотических веществ рассматривается в его представлении как норма.

Схожую позицию демонстрирует и экспертное сообщество США. Согласно проведенным ранее исследованиям, в качестве основных причин наркопотребления называют: неблагоприятную домашнюю обстановку и же-

стокое обращение, употребление наркотиков родителями, генетику, влияние сверстников, а также плохие академические достижения учащихся. При этом подростки и люди с психическими расстройствами подвергаются большему риску, чем другие группы населения.

Результаты исследования. Полученные нами результаты позволяют выстроить обсуждение по нескольким линиям.

Во-первых, по линии возросших рисков наркопотребления среди молодежи.

В связи с выявленной тенденцией роста возникает необходимость «перестройки» основных направлений профилактической работы:

1) в условиях возрастающей доступности наркотиков профилактика наркозависимости не может быть предметом деятельности только государственных структур - официально признанных субъектов организации профилактики (учреждения здравоохранения, социальной сферы, спорта, образования, культуры, социальной политики, органов внутренних дел, комиссии по делам несовершеннолетних).

Современным трендом является активная заинтересованность неправительственных общественных, религиозных организаций и волонтерского движения, проводящего профилактическую антинаркотическую работу;

2) поскольку основная информация о наркотиках и первый опыт наркопотребления происходит в самой молодежной среде, перспективной представляется поддержка методик «соучастия», связанных с привлечением сверстников к предупреждению наркомании.

Обратим внимание на инновационные формы организации профилактической работы с учетом выделенных современных трендов.

Проведенный авторами анализ российских и зарубежных интерактивных практик профилактической работы позволяет обратить внимание на программы, ориентированные на соучастие в них ровесников. Выработке у молодежи собственных позитивных установок на неприятие наркомании способствуют не пассивные формы пропаганды (предполагающие лишь присутствие на мероприятии), а активные формы организации профилактики при непосредственной включенности обучающихся в процесс подготовки и проведении антинаркотических мероприятий. Положительно зарекомендовали себя такие методики, как: «Равный обучает равного»; «Форум - театр»; «Мультитерапия». Чем могут быть интересны данные технологии?

Профилактическая методика «Равный обучает равного» (peer education (англ.) - равное образование) одной из первых была успешно применена неправительственной организации PEP/LA из Лос-Анджелеса (США). Ее президент, Венди Арнольнд, не раз бывала в России и проводила тренинги по программе «Равный обучает равного» в Москве, Барнауле, Томске, Омске, Ханты-Мансийске и других городах.

Рассматриваемый метод основан на обучении в тренинговой форме добровольцев - из числа различных целевых групп (подростки и молодежь, потребители наркотиков, специалисты, работающие с молодежью), которые становятся волонтерами (peer-educators) и работают по принципу «равный обучает равного» в своих учебных заведениях. Методика использует известный эффект, основанный на склонности людей испытывать наибольшее доверие к «своим», т.е. к тем, кто находится с ними на одной возрастной и социальной ступени. Работа идет с опорой на особенности группы и с позиции «на равных», что подразумевает равенство в общении - искренность, открытость; умение быть самим собой и говорить на понятном группе языке; уважение стиля жизни, мнения, чувства других людей. Неформальная обстановка позволяет обсуждать неясные моменты, задавать вопросы, тут же закреплять полученные знания в процессе практических, групповых занятий, формировать навыки поведения. Таким образом, информация, предлагаемая тренерами программ равного образования, принимается и усваивается в максимальном объёме.

Российская практика адаптации методики «равный обучает равного» позволяет выделить специальные формы обучения юных тренеров - волонтеров. «Центр профилактики наркомании» (Санкт-Петербург) организовал диспут-клуб «Кино не для всех», в котором собираются ребята, пробующие себя в качестве тренеров программы «равный обучает равного».

Техника «Форум - театр» впервые была представлена в июне 2000 года Ж.П. Беснаром - руководителем театра Тулузы - и получила широкое распространение во Франции как одно из эффективных средств профилактики наркомании и других зависимостей. В России эта методика впервые была апробирована в Нижнем Новгороде. В качестве наиболее наглядной формы пропаганды выбраны театрализованные представления.

В условиях доминирования цифровой среды в жизни молодого поколения представляется целесообразным использовать методику «Мульти-терапия». Мультитерапия - создание подростками социальных роликов, анимационных фильмов, направленных на антинаркогенную пропаганду. Технологично мультитерапия имеет следующий вид: школьники получают задание - выполнить комикс на заданную тему. Рисунки сканируются и переводятся в цифровой формат, позволяющий использовать их в программе Windows Lives (или Pinnacle-studio). Наложение музыки, речевой озвуч-ки (либо титров и субтитров) позволяет создать импровизированные мультипликационные фильмы. Один из вариантов - выполнение мультфильмов из пластилина. Технология мультитерапии помогает через эмоциональное переживание опыта, проигрываемого в мультфильме, осознать значимость социальных проблем и смоделировать позитивный вариант их решения. Сегодня на YouTube можно увидеть несколько таких работ: «Выбор», «Экологический мир - эволюция», «Танец - средство межнационального общения», «Яркий мир» и другие. Самостоятельный подход к выполнению задания, необходимость прорисовывания большого количества деталей, несомненный интерес подростков к современным информационным технологиям и возможность выложить собственное произведение на YouTube способствует высокой мотивации участия в мультитерапии.

Заслуживает внимания такая форма взаимодействия специалистов-медиков, работников социальной сферы и общественности при организации профилактики как «Аутрич-работа». Эти Программы («Аутрич-работа») ориентированы на группы риска, на «уличную молодежь», причем на «их территории». Чаще всего это открытые «наркосцены» - неблагополучные дворы, подъезды. Мобильные группы специалистов с помощью оперативных служб выявляют неформальные подростковые объединения на территории микрорайона и при поддержке учащихся проводят разъяснительную работу по развенчанию так называемых «уличных мифов», облегченных представлений молодежи о якобы «безвредности легких наркотиков». Опыт реализации программ «Аутрич-работы» доказывает, что мифологические установки, трудно поддающиеся коррекции путем официальной беседы со взрослыми, легче меняются, если информация исходит из группы сверстников. Специалисты в данном случае выполняют функцию посредников между детьми и подростками «группы риска», организуя консультирование, распространение информационных материалов о возможности анонимного обследования и лечения (с указанием адресов и телефонов организаций, работающих в таком режиме), средств барьерной контрацепции. Медики, участвующие в программе, также могут направить ребят с признаками наркозависимости к специалистам системы здравоохранения и социальной защиты.

Таким образом, представленные инновационные практики предупреждения антинаркотического поведения позволяют, на наш взгляд, перестроить профилактическую работу с учетом возрастающих рисков наркопотребления в молодежной среде. В ситуации роста доступности синтетических наркотиков, когда их употребление воспринимается молодежью как обыденным фактом, недоверия к официальным источникам антинаркотической про-

паганды и традиционным формам профилактики нуждаются в тщательной проработке и коррекции. Активизация общественного участия в антинаркотической пропаганде, «соучастие» самих школьников и молодых людей в социально значимой деятельности по предотвращению пагубной зависимости способствует формированию устойчивой гражданской позиции подрастающего поколения на неприятие наркотиков.

Литература

1. Горохова Т.С. Видеофильм как средство первичной профилактики наркомании среди подростков и молодежи // Вестник Томского государственного педагогического университета. 2017. № 1 (178). С. 42-46.

2. Княгинина Е.В. Социально-психологическое тестирование как один из методов профилактики наркомании в республике Северная Осетия-Алания // Современные технологии в образовании. 2017. № 17. С. 86-90.

3. Конвенция от 20 декабря 1988 года Организации Объединенных Наций о борьбе против незаконного оборота наркотических средств и психотропных веществ // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base=LAW; n=121092;req=doc#012180428963722789 (дата обращения: 15.02.2019).

4. Копылова А.Н. Разработка беседы с родителями по профилактике алкоголизма и наркомании «Все в руках родителей» // Научно-методический электронный журнал «Концепт». 2017. Т. 32. С. 298-304.

5. Кудрявцев М.Д., Шеслер В.А., Дорошенко С.А., Турыгина О.В. Роль педагогической деятельности в профилактике наркомании среди студентов и слушателей учебных заведений // Проблемы современного педагогического образования. 2018. № 59-1. С. 199-202.

6. Малкова Е.Е. Психологическая коррекция внутрисемейных отношений как одна из форм профилактики наркомании у подростков // Наркология. 2017. Т. 16. № 9 (189). С. 98-102.

7. Нахимова Я.Н., Ромашкина Г.Ф. Социальные установки молодежи на употребление наркотиков и профилактика наркомании // Образование и наука. 2017. Т. 19. № 4. С. 138-160.

8. Паспорт национального проекта «Демография» (утвержден президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16) // Доступ из справочно-правовой системы «КонсультантПлюс». Режим доступа: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_317388/ (дата обращения: 24.01.2019).

9. Рубан Л.С. Современное девиантное поведение и отношение молодежи к его проявлениям // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2018. № 18. Т. 2. С. 318-333.

10. Руденкин Д.В., Воробьева И.В., Кружкова О.В., Кривощекова М.С. Молодежный вандализм в среде мегаполиса: границы нормы и девиации // Образование и наука. 2018. № 20. С. 125-146.

11. Степанов Г.И., Степанова А.А. Роль и значение физической культуры и спорта в профилактике наркомании // Вестник Уфимского юридического института МВД России. 2017. № 3 (77). С. 96-100.

12. Чевтаева Н.Г., Качанова Е.А., Никитина А.С. «Мягкие» и «жесткие» стратегии социального контроля наркопотребления // Социологические исследования. 2018. № 11. С. 152-156.

13. Шувакович У.В., Нарбут Н.П., Троцук И.В. Молодежь России и Сербии: уровень социального доверия и основные поколенческие проблемы // Вестник Российского университета дружбы народов. Серия: Социология. 2016. № 16 (4). С. 816-829.

14. Chevtaeva N., Kachanova E., Makhova N. State anti-drug health policy in Russia (on the example of the Khanty-Mansiysk autonomous district of the Russian Federation). CBU international conference on innovations in science and education. March 21-23, 2018, Prague, Czech Republic. Pp. 540-546.

15. Faggiano F., Minozzi S., Versino E., & Buscemi D. Universal school-based prevention for illicit drug use // Cochrane Database of Systematic Reviews. 2014. Issue 12.

References

1. Gorokhova T.S. Video film as means of primary prevention of drug abuse among adolescents and young people. Tomsk: State Pedagogical University. 2017. № 1 (178), pp. 42-46 (in Russian).

2. Knyaginina E.V Socio-psychological testing as one of the methods of drug abuse prevention in the Republic of North Ossetia-Alania. Sovremennye tekhnologii v obrazovanii [Modern technologies in education], 2017, № 17, pp. 86-90 (in Russian).

3. The Convention of December 20, 1988 of the United Nations against the Illicit Traffic in Narcotic Drugs and Psychotropic Substances. Available at: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?base = LAW;n = 121092;req = d oc#012180428963722789 (Accessed 15 February 2019).

4. Kopylova A.N. Developing conversations with parents on the prevention of alcoholism and drug addiction "Everything is in the hands of parents". Nauchno-metodicheskij elektronnyj zhurnal «Koncept» [Scientific and methodical electronic journal "Concept"], 2017, N 32, pp. 298-304 (In Russian).

5. Kudryavtsev M.D., Shesler VA., Doroshenko S.A., Turygina O.V The role of pedagogical activity in the prevention of drug abuse among students and students of educational institutions. Problemy sovremennogo pedagogicheskogo obrazovaniya [Problems of modern pedagogical education], 2018, N 59-1, pp. 199-202 (in Russian).

6. Malkova E.E. Psychological correction of intrafamily relations as one of the forms of prevention of drug addiction in adolescents. Narkologiya [Narcology], 2017. T. 16. N 9 (189), pp. 98-102 (in Russian).

7. Nakhimova Ya.N., Romashkina G.F. Social attitudes of young people to drug use and drug prevention. Obrazovanie i nauka. [Education and Science], 2017, T. 19. N (4), pp. 138-160 (in Russian).

8. Passport of the national project "Demography" (approved by the Presidium of the Presidential Council for Strategic Development and National Projects, protocol N 16 from 12.24.2018). Available at http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_317388/ (Accessed 24 January 2019) (in Russian).

9. Ruban L.S. Modern deviant behavior and the attitude of young people to its manifestations. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya. [RUDN Bulletin. Series: Sociology], 2018, N 18. T. 2, pp. 318-333 (in Russian).

10. Rudenkin D.V., Vorobieva I.V., Kruzhkova O.V., Krivoshchekova M.S. Youth vandalism in the metropolis: the limits of the norm and deviation. Obrazovanie i nauka [Education and science]. 2018, N 20, pp. 125-146 (in Russian).

11. Stepanov G.I., Stepanova A.A. The role and importance of physical culture and sports in the prevention of drug abuse. Vestnik Ufimskogo yuridicheskogo instituta MVD Rossii [Bulletin of the Ufa Law Institute of the Ministry of Internal Affairs of Russia], 2017, N (3), pp. 96-100 (in Russian).

12. Chevtaeva N.G., Kachanova E.A., Nikitina A.S. «Soft» and «Tough» Strategies of Social Control Drug Use. Sotsiologicheskie issledovaniia [Social Studies], 2018, N 11, pp. 152-156 (in Russian).

13. Suvakovic U.V, Narbut N.P., Trotsuk I.V The youth of Russia and Serbia: social trust and key generational problems. Vestnik Rossijskogo universiteta druzhby narodov. Seriya: Sociologiya [Bulletin of RUDN. Series: Sociology], 2016, № 16 (4), pp. 816-829 (in Russian).

14. Chevtaeva N., Kachanova E., Makhova N. State anti-drug health policy in Russia (on the example of the Khanty-Mansiysk autonomous district of the Russian Federation). CBU international conference on innovations in science and education. March 21-23, 2018. Prague, Czech Republic, pp. 540-546.

15. Faggiano F., Minozzi S., Versino E., & Buscemi D. Universal school-based prevention for illicit drug use. Cochrane Database of Systematic Reviews. 2014. Issue 12.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.