Научная статья на тему 'Трансформация ценностей в рамках повседневной региональной культуры*'

Трансформация ценностей в рамках повседневной региональной культуры* Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
516
119
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПОВСЕДНЕВНАЯ КУЛЬТУРА / СМЫСЛОЖИНЕННЫЕ ОРИЕНТИРЫ / СИСТЕМА ЭТНИЧЕСКИХ ЦЕННОСТЕЙ / КУЛЬТУРНАЯ СРЕДА.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Розенберг Н. В.

Статья посвящена рассмотрению проблемы ценностей в пространстве повседневной культуры. Автор делает попытку суммировать представление о системах ценностей, характерных для повседневной жизни, ментальности и культурных традиций в рамках отдельного региона.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация ценностей в рамках повседневной региональной культуры*»

РОЗЕНБЕРГ Н.В.

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ В РАМКАХ ПОВСЕДНЕВНОЙ РЕГИОНАЛЬНОЙ

КУЛЬТУРЫ*

Розенберг Наталия Владимировна - кандидат филос. наук, доцент кафедры философии Пензенского государственного технического университета

Аннотация.

Статья посвящена рассмотрению проблемы ценностей в пространстве повседневной культуры. Автор делает попытку суммировать представление о системах ценностей, характерных для повседневной жизни, ментальности и культурных традиций в рамках отдельного региона.

Ключевые слова: повседневная культура, смысложиненные ориентиры, система этнических ценностей, культурная среда.,

Конец прошлого века стал в России временем не только трансформации базовых социальных институтов и новой социальной дифференциации, но и заметной эволюции российской ментальности и базовых ценностей. За предельно короткий исторический период, с 1985 г., в общественном сознании феномен «советского человека» трансформировался в многоликий портрет «россиянина».

Изменение пространственных и смысложизненных ориентиров нашего общества связано с крушением прежних идеалов, ценностей и норм. Ценностно-мотивационная сфера человека - это тот первоисточник, откуда берут начало как внутриличностные, так и широкие, распространяющиеся на все общество социальные конфликты. Наиболее ценными для личности являются те объекты окружающего мира, которые отвечают их материальным, духовным, социальным потребностям, нравственным принципам, установкам и идеалам. Поэтому важная особенность культуры состоит в том, что системы культурных ценностей формируются на основе отбора определенных видов поведения, одобряемого людьми. Культурологи считают, что в основе этого отбора лежит как стихийное, так и осознанное стремление к сплоченности или консолидации людей, обеспечивающее наилучшие условия выживания этноса.

Стабильные условия бытия народов закрепляют системы ценностей в виде определенных культурных традиций и передают их из поколения в поколение как значимые социокультурные нормативные регуляторы всех сфер социального и индивидуального бытия этноса. Естественно, что при радикальном изменении общества, свидетелями которого мы являемся, меняются сами фундаментальные нормы регуляции, и, как показывает М.Мид в своей работе «Культура и мир детства» [Мид М. Культура и мир детства. Гл. III. - М., 1987.], такое радикальное изменение систем ценностей может привести к дестабилизации общества, хаосу в общественных отношениях, общей маргинализации населения, потере людьми своей этнической идентификации. Нарождающиеся ценности пока еще не являются устойчивыми и в результате этого появляется острая необходимость выявления духовно-ценностных оснований, на которых можно строить будущее общество. Для этого нужно понять те глубинные мотивы, тот фундамент, на котором строится

Статья подготовлена при финансовой поддержке Российского гуманитарного научного фонда. Проект 06-03-28302а/В

жизнь людей. Таким фундаментом является национальный менталитет, в первую очередь его духовно-ценностный аспект.

Каждый народ имеет некую духовную основу, свою систему ценностей, представлений, идеалов, которые корнями уходят в историю и воспринимаются нами как «само собой разумеющееся». Системы ценностных ориентаций составляют ядро в иерархии массового сознания, которое способствует всегда определенному этносоциокультурному типу восприятия действительности, ее интерпретации в рамках этого нормального восприятия, а также поведению, соответствующему этому восприятию. Во все времена ценности являлись сильными мотиваторами как индивидуального, так и массового поведения. Воздействуя на сознание личности, они становились теми социальными регуляторами, которые обуславливают реально одобряемое другими людьми поведение человека.

Изучение ценностных ориентаций региона дает возможность выявить степень его адаптации к новым социальным условиям и его инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован, во многом зависит будущее состояние общества. Ценность социальна по своей природе и складывается лишь на уровне социальной общности (как отдельного социального слоя, так и общества в целом). Сформированные в процессе деятельности индивидуальные ценностные значения - явления общественные, коллективные.

Можно сказать, что в социологии изучение ценностей связано с анализом их «индивидуальных эквивалентов» - ценностных ориентаций. При анализе динамики ценностных ориентации необходимо учитывать действие двух механизмов - преемственности и изменчивости. Искусственная смена общественной модели, когда процесс формирования ценностей идет сверху, приводит к несовпадению общественных и индивидуальных изменений. Например, общечеловеческие ценности для многих современных (особенно молодых) людей являются лишь потенциальными ценностями, имеют характер довольно абстрактных идей.

Изменение социальных условий, смена общественных ценностных ориентиров ведут к тому, что механизм воспроизводства ценностных ориентаций перестает быть ведущим, уступая место адаптационным механизмам. Динамику этого процесса можно проследить через анализ индивидуальной ценностной системы личности:

- сохранение прежней ценностной системы субъекта, несмотря на происходящие общественные перемены. Сформированная в процессе прошлого опыта индивидуальная система ценностных ориентаций служит своеобразным фильтром для поступающей извне ценностной информации;

- расстройство индивидуальной ценностной системы. Состояние, которое означает индивидуальный ценностный вакуум, состояние отчуждения;

- развитие - такое изменение в ценностно-ориентационной системе личности, когда обогащается внутреннее содержание ценностных ориентаций с помощью механизма адаптации к изменившейся социокультурной сфере.

Культурная среда повседневности и непосредственные действия людей в практике повседневной жизни (праздники и ритуалы, трудовая деятельность, досуг и т.д.) пропитаны ценностями. Ценностные ориентации того или иного субъекта или общественного слоя, по всей видимости, способны к вызреванию в систему, которая представляет собой свернутый в сознании

план действий, несущий в себе смысловую нагрузку (не обязательно осознаваемую). Ценности не являются вспомогательной пристройкой к экономике и политике, это обобщенные представления людей относительно целей и норм своего поведения, воплощающие исторический опыт и концентрированно выражающие смысл культуры отдельного этноса и всего человечества. Это существующие в сознании каждого человека ориентиры, с которыми индивиды и социальные группы соотносят свои действия. Э. Дюркгейм считал, что шкала ценностей свободна от субъективных и изменчивых оценок индивидов. Ценности являются частью жизненного мира или мира повседневности. Это интерсубъективный мир, в котором люди выступают, с одной стороны, в качестве созидателей социальной реальности, а с другой стороны, сдерживаются ранее образовавшимися социальными и культурными структурами, созданными их предками. Таким образом, ценностная система является как бы символьной записью действия, которую необходимо расшифровать, выделив «сигнал» смысла из хаотических представлений.

Исходя из вышесказанного, ценности - это желательное, предпочтительное для данного социального субъекта (индивида, социальной группы, общества) состояние социальных связей; принципов и практики социальных взаимоотношений, критерий оценки реальных явлений; они определяют смысл, стратегию целенаправленной деятельности и тем самым регулируют социальные взаимодействия; внутренне побуждают к деятельности. Иными словами, ценность и формирует идеалы, и ориентирует человека в окружающем мире, и побуждает к действиям. В жизни современного общества ценности выполняют роль своеобразных «центров управления» поведением людей.

В современной социальной феноменологии показано, что большую роль в жизни и поведении людей играют «повседневные теории», концептуализирующие ценности и интересы. Именно ценности и интересы играют исключительную роль в складывании и функционировании повседневной культуры и являются ее важнейшими компонентами. Вырастая из данности жизненного мира, каждая сфера деятельности человека обладает имманентным ей ценностным измерением. Ценностное сознание определяет нормы и стереотипы мысли и действия, принимаемые в границах той или иной социокультурной общности. Ценности образуют культурный каркас общества, одухотворяя потребности и интересы, социальное поведение индивида, социального слоя и общества в целом.

Региональные различия в России уникальны для мировой практики. Различия в ценностных ориентациях населения регионов России можно объяснить как исходя из геоклиматических, конфессиональных, этнических, цивилизационных концепций развития, так и из современной экономической, социальной и политической ситуации.

Культура повседневности отдельного региона - это особый образ жизни, слагающийся из ценностей, обычаев, традиций, этических норм и т.д. Доминирующие в культуре ценностные и этические представления охватывают всю духовную жизнь общества. В соответствии с ними люди строят модели своей повседневной деятельности, они входят в ментальность народа, складываются в стандарты представлений, верований, предпочтений людей, которые выражаются в поведении. Эти ценности складываются под влиянием общесоциальных, культурных и многих других факторов, в свою очередь, воздействуя на культуру в целом и на социокультурную среду того или иного региона. Культуры формируют разнообразные тексты поведения людей, а в социокультурных системах вырабатываются и функционируют сложные стандарты жизнедеятельности.

Ценности повседневной культуры созданные конкретным народом, во многом определяют облик «модальной личности», ибо любой представитель народа является

носителем целого ряда ценностных стереотипов, которые передаются из поколения в поколение. Индивидуальный практический опыт в конечном счете играет решающую роль не только в генезисе тех или иных ценностей, но и в их усвоении, изменении значений, соответствующих различным культурным формам и картинам мира. Ориентация на индивидуальный жизненный опыт является принципиальным отличием русской культуры. Для России характерно признание собственных внутренних ценностей, которые охватывают все сферы человеческой жизни и выражаются в особых символических формах: обрядах и ритуалах, художественных стилях и религиозных представлениях, стереотипах сознания и поведения и т.д. Поэтому изучение повседневности позволяет взглянуть на систему культурного развития в ее эволюции.

Характер и особенности культуры народа формируются под давлением внешних (природных, ландшафтных, климатических) и внутренних (мифология, традиции, привычки, язык) факторов. Все это передается по наследству потомкам как «дух народа». В результате функционирования в жизненном пространстве членов единого духовного сообщества духовных продуктов культуры: языка, мифов, нравов образуется относительное единство повседневных ценностей. Профессиональные группы, обладающие общими артефактами, обычаями, привычками и т.д. сближаются под воздействием экономико-политических закономерностей и в результате этого сближения вырабатываются ценности повседневной жизни, которые становятся частью культуры людей определенной исторической эпохи.

Будучи тесно связана с природными и климатическими условиями, этническим и национальным своеобразием определенного народа, исторически сложившимся бытом, обрядностью, трудовой деятельностью, досугом, культура повседневности несет на себе печать регионального, эпохального и этнокультурного своеобразия.

Повседневная культура вообще и ценности повседневной культуры в частности достаточно консервативны. Однако, несмотря на относительную консервативность и неизменность, культура повседневности имеет свою историю, поскольку соответствующие ментальные структуры, хотя и очень медленно, но исторически изменяются от одной культурной эпохи к другой.

Повседневность, как отмечалось выше, выражает привычки, пристрастия, эмоциональные шаблоны, ломка которых никогда не происходит безболезненно. Но в отличие от политических и социальных настроений, повседневность отличается устойчивым характером, включая в себя ценностные ориентации, осознаваемые, выражающие жизненные установки, самостоятельный выбор святынь. Культура повседневности приводит к возникновению «культурной привычки поведения», основанной на артефактах, как на ее элементарных единицах. Реальное поведение людей зависит от лежащих в его основе ценностей. Обнаруживая, исторические корни ценностных ориентаций: воздействие ценностей дворянства, ремесленничества, традиции литературы, ценности православия, своеобразие государственной и местной политики можно составить представление о том, какие ценности повседневной жизни поволжского народа закреплены исторически.

Все то, что происходит с народом, не что иное, как проявление глубинных пластов народной культуры и сознания, и в первую очередь культуры его повседневной жизни. Отсюда проистекает важность изучения ценностей повседневной культуры людей, более того без изучения повседневных установок культуры невозможно понять культуру общества в целом.

Литература:

1. Ромах О.В. Понятие «культура» в пространстве русского языка с. 7-12. Аналитика культурологии, 2004, № 2

2. Ромах О.В. Эмоции в смысловом аспекте культурологии с. 47-55. Аналитика культурологии, 2004, № 2

3. Ромах О.В. Информациология языков культуры с. 7.15 Аналитика культурологии, 2005, № 1

4. Ромах О.В. Интеллектуальный потенциал культурологии . Аналитика культурологии, 2005, № 1. С. 68-76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.