Научная статья на тему 'Трансформация ценностей студенческой молодежи: миф и реальность'

Трансформация ценностей студенческой молодежи: миф и реальность Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
291
50
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТНЫЕ ОРИЕНТАЦИИ / СТУДЕНЧЕСКАЯ МОЛОДЕЖЬ / СОЦИОКУЛЬТУРНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ / ПОСТИНДУСТРИАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНАЯ ЭЛИТА / ЖИЗНЕННЫЙ УСПЕХ / ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМЬИ / VALUABLE ORIENTATIONS / STUDENT’S YOUTH / SOCIOCULTURAL CHANGES / POST-INDUSTRIAL EDUCATION / INTELLECTUAL ELITE / VITAL SUCCESS / TRANSFORMATION OF FAMILY

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Малолетнева И.В., Жираткова Ж.В., Элиарова Т.С.

Рассмотрены результаты исследований ценностных ориентаций студентов двух московских вузов Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет) и Московского филиала Российской международной академии туризма. Респонденты, представляющие различные по профессиональной направленности вузы, выбрали при опросе в качестве приоритетных идентичные социальные и личностные ресурсы для достижения успеха, что свидетельствует об устойчивой структуре представлений у современной российской студенческой молодежи. Приведен сравнительный анализ результатов аналогичного исследования, выполненного в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева в 2004 г. Предложены пути решения проблем успешной социальной адаптации, в том числе профессиональной, студенческой молодежи.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF VALUES OF STUDENT YOUNG PEOPLE: MYTH AND REALITY

Results of a research of student’s valuable orientations of two Moscow higher education institutions Bauman Moscow State Technical University (National Research University) and Russian International Academy for Tourism (Moscow branch) are considered). The respondents representing higher education institutions, various on professional directions, have chosen as priority identical social and personal resources for achievement of success that demonstrates steady structure of representations at modern Russian student’s youth. The comparative analysis of results of a similar research is provided in the Ogarev Mordovia State University in 2004. Solutions of problems successful social, including professional are offered, to socialization of student’s youth.

Текст научной работы на тему «Трансформация ценностей студенческой молодежи: миф и реальность»

УДК 316.4

Малолетнева И.В.

канд. психол. наук, ФГБОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)», г. Москва

e-mai1.ru: mif-14@mail.ru Жираткова Ж.В.

канд. социол. наук, Московский филиал Российской международной академии туризма, г. Москва e-mai1.ru: zanna_z@mail.ru

Элиарова Т.С.

канд. социол. наук, Московский филиал Российской международной академии туризма, г. Москва e-mai1.ru: zavcaf@gmail.com

DOI 10.26425/1816-4277-2018-4-150-155

ТРАНСФОРМАЦИЯ ЦЕННОСТЕЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ: МИФ И РЕАЛЬНОСТЬ

Аннотация. Рассмотрены результаты исследований ценностных ориентации студентов двух московских вузов — Московского государственного технического университета имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет) и Московского филиала Российской международной академии туризма. Респонденты, представляющие различные по профессиональной направленности вузы, выбрали при опросе в качестве приоритетных идентичные социальные и личностные ресурсы для достижения успеха, что свидетельствует об устойчивой структуре представлений у современной российской студенческой молодежи. Приведен сравнительный анализ результатов аналогичного исследования, выполненного в Мордовском государственном университете им. Н. П. Огарева в 2004 г. Предложены пути решения проблем успешной социальной адаптации, в том числе профессиональной, студенческой молодежи. Ключевые слова: ценностные ориентации, студенческая молодежь, социокультурные изменения, постиндустриальное образование, интеллектуальная элита, жизненный успех, трансформация семьи.

Maloletneva Irina

Candidate of psychological Sciences, Bauman Moscow State Technical University (National Research University), Moscow

e-mail.ru: mif-14@mail.ru

Zhiratkova Zhanna

Candidate of Sociological Sciences, Russian International Academy for Tourism, Moscow branch, Moscow e-mail.ru: zanna_z@mail.ru

Eliarova Tatiana

Candidate of Sociological Sciences, Russian International Academy for Tourism, Moscow branch, Moscow e-mail.ru: zavcaf@gmail.com

TRANSFORMATION OF VALUES OF STUDENT YOUNG PEOPLE: MYTH AND REALITY

Abstract. Results of a research of student s valuable orientations of two Moscow higher education institutions — Bauman Moscow State Technical University (National Research University) and Russian International Academy for Tourism (Moscow branch) are considered). The respondents representing higher education institutions, various on professional directions, have chosen as priority identical social and personal resources for achievement of success that demonstrates steady structure of representations at modern Russian student's youth. The comparative analysis of results of a similar research is provided in the Ogarev Mordovia State University in 2004. Solutions ofproblems successful social, including professional are offered, to socialization of student's youth.

Keywords: valuable orientations, student's youth, sociocultural changes, post-industrial education, intellectual elite, vital success, transformation of family.

Социокультурные изменения, происходящие в современном российском обществе, находят свое отражение в ценностных ориентациях молодежи, шкала которых подвергается коррекции из-за накопившихся социально-экономических проблем. Именно молодежь чутко реагирует на изменения социальной ситуации, чувствует настроения в обществе, и отражает не только процессы, происходящие в настоящем, имеющие очевидные предпосылки в прошлом, но и ключевые направления будущего развития. Нестабильность социальной среды находит отражение и в трансформации жизненных ценностей студенческой молодежи.

Необходимо отметить, что апологеты нового постиндустриального цифрового мира, базирующегося с их точки зрения на исключительно рыночной экономике (социалистический опыт в развитии человечества, так называемый «проект СССР», ими не рассматривается или ценность его сознательно девальвируется), предполагают, что ценности «старого» мира в достаточной степени устарели, и их необходимо заменить новыми. Ценности, которые человечеству предстоит вырабатывать для новых цивилизационных условий - виртуальной жизни в киберпространстве, возможно, в чем-то будут схожи с законами робототехники, сформулированными писателем-фантастом Айзеком Азимовым еще в 60-е гг. ХХ века. Кроме того, предположительно какая-то часть «вечных ценностей» войдет в этот перечень, пока, правда, неизвестно, какая именно.

Тренды социального развития передовых индустриально развитых стран Европы и США связаны с обнулением половой идентичности личности, трансформацией семьи в сторону однополых, непродуктивных с точки зрения воспроизведения человеческого рода, браков, фактическому распаду традиционной структуры семьи, в том числе расширенной, включающей несколько поколений родственников.

Семья, которая являлась организационной основой социальной структуры любого общества, заменяется социальной сетью. «С каждым годом, месяцем, днем все больше и больше людей переходит в сеть, и начинают проживать свою жизнь через информационный профиль: выражая эмоция, получая знания и т.д. Сетевое пространство практически заменяет реальность в эмоциональном плане...» [1, с. 96]. В условиях технологической сингулярности, т. е. ускорения и усложнения технического прогресса до уровня, недоступного для человеческого понимания, произойдет интеграция человеческого мозга и машинного интеллекта, интернет будет заменен на нейронет (нейроинтерфейс). Даже прогнозы подобного рода способны оказать влияние на психику людей, проявляясь, в том числе, в повышении уровня тревоги и межличностной агрессии, как реакции на угрозу, связанную со снижением ценности человеческой жизни.

Некоторые исследователи в связи с этим обращают внимание на очевидно проявляющиеся тенденции социального инфантилизма в молодежной среде [2; 5]. Однако, по мнению авторов, наряду с этим проявляются и другие тенденции, в частности у студенчества, представители которого в самое ближайшее время станут интеллектуальной, научной, политической и промышленной элитой страны. Этим и обусловлен исследовательский интерес авторов к данной проблематике.

В современных условиях, когда высшая школа переживает серьезные трудности в адаптации к новым условиям социально-экономического развития страны, насущным требованием становится анализ и обобщение широкого спектра проблем студенческой молодежи. Так, одних из важнейших регуляторов учебной деятельности - ценность высшего образования, ее положение в системе ценностных ориентаций личности, а также ее сопряженность с профессионально значимыми или интеллектуально-познавательными мотивами [3].

В октябре-ноябре 2017 г. авторы провели социологическое исследование в ФБГОУ ВО «Московский государственный технический университет имени Н. Э. Баумана (национальный исследовательский университет)» (далее — МГТУ им Н.Э. Баумана) и Московском филиале Российской международной академии туризма (далее — МФ РМАТ) с целью выявления ценностных ориентаций студенческой молодежи. В опросе приняло участие 245 человек. Социально-демографический состав опрошенных студентов выглядел следующим образом: возраст участников опроса 16-18 лет - 45,3 %, 19-21 года - 37,1 % и свыше 22 лет - 17,6 %; мужчин - 62,9 %, женщин - 37,1 % из них студентов МГТУ им. Н. Э. Баумана 57,1 % и 42,9 % студентов МФ РМАТ. Основная масса респондентов (73,1 %) проживает в г. Москве и городах Московской области, 24,9 % приехали в Москву из других городов Российской Федерации и 2,0 % - граждане стран СНГ. Количество участников опроса, обучающихся на бюджетной и на внебюджетной основе практически одинаково (50,2 % и 49,8 %, соответственно). Большая часть респондентов проживает и воспитывается в полных семьях (73,5 %).

В ходе анкетирования и изучения ценностных ориентаций студентов определены приоритетные с их точки зрения, факторы достижения жизненного успеха (рис. 1).

Трудолюбие Образование Предприимчивость Связи, поддержка влиятельных лиц Природная одаренность, талант

■ 53,9 %

■ 53,1 % | 51,4 %

I 73,8 %

79,6 %

Деньги

Везение, удачное стечение обстоятельств Перспективная специальность

| 40,4 %

| 39,2 %

33,9 %

Удачная женитьба, замужество 8,2 %

Материальная поддержка родителей 7 %

Другое 6,10 %

Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 1. Факторы, необходимые для достижения успеха

Изучая мнение студентов о жизненном успехе, мы исследуем качественные характеристики данной социальной группы. Так, по мнению участников опроса в настоящее время для достижения жизненного успеха необходимо, прежде всего, трудолюбие (79,6 %), наличие образования (73,8 %) и, как составная часть успеха - предприимчивость самого молодого человека (53,9 %), наличие связей и поддержка влиятельных лиц (53,1 %), природная одаренность, способности и талант (51,4 %). Следует отметить позитивную тенденцию -студенческая молодежь, которая во главу угла ставит трудолюбие как способ достижения успеха. Идеалом молодых все чаще становится предприимчивый, энергичный молодой человек, стремящийся к самореализации и утверждению своих жизненных позиций.

К другим объективным факторам, влияющим на представление молодежи о способах достижения жизненного успеха, относится образование, являющееся составной частью успеха. Н. Смелзер в своих исследованиях выявил «взаимозависимость между уровнем образования (или количеством лет, проведенных в учебных заведениях) и успехом в работе. Образование действительно способствует восходящей мобильности, но дает не только знания, необходимые для овладения профессиями высокого статуса, но и способствует пониманию их использования» [6, с. 76].

В условиях экономической нестабильности студенчество больше рассчитывает на связи и протекцию влиятельных людей. Меньше всего участники опроса в достижении личностного успеха в качестве социального лифта надеются на удачную женитьбу/замужество (8,2%) и материальную поддержку родителей (7,3%). Таким образом, современная молодежь оценивает наличие у них таких качеств, как трудолюбие и стремление обучаться, предприимчивость, природную одаренность и талант в качестве стабильных факторов, необходимых для достижения успеха в профессиональной и личной жизни.

Сравним, насколько отличаются установки на достижение жизненного успеха студентов двух столичных вузов (табл. 1).

Таблица 1

Факторы, необходимые для достижения успеха

МГТУ им Н.Э. Баумана МФ РМАТ

Факторы отн. кол-во ответивших,% Ранг отн. кол-во ответивших,% Ранг

Трудолюбие 74,3 2 86,7 1

Образование 75,7 1 71,4 2

Связи, поддержка влиятельных лиц 52,9 5 53,3 3

Предприимчивость 55,0 3 52,4 4

Природная одаренность, способности, талант 54,3 4 47,6 5

Деньги 38,6 7 2,9 6

Везение, удачное стечение обстоятельств 45,7 6 30,5 8

Перспективная специальность 32,9 8 35,2 7

Удачная женитьба, замужество 5,7 11 11,4 9

Материальная поддержка родителей 6,4 10 8,6 10

Другое 8,6 9 2,9 11

*Общее число ответов больше 100 %, так как респонденты могли указать до пяти вариантов

Составлено авторами по материалам исследования

Сравнительный анализ полученных данных показал, что ведущими факторами у студентов, независимо от того, в каком учебном заведении они обучаются, дифференциация представлений о жизненном успехе остается той же, а именно: трудолюбие, образование, связи и поддержка влиятельных лиц, предприимчивость и природная одаренность, способности и талант. Можно пронаблюдать лишь незначительные отклонения в ранжировании данных факторов.

Тот факт, что обе группы респондентов, представляющих различные вузы, проходящие обучение разным направлениям (направленностям), выбрали в качестве приоритетных пять идентичных социальных и личностных ресурсов для достижения успеха, может свидетельствовать, по мнению авторов, об устойчивой структуре представлений у современной студенческой молодежи.

Аналогичные опросы, проведенные в 2002 г. и 2004 г. на базе Мордовского государственного университета имени Н. П. Огарева показали, что в качестве инструментальных ценностей для достижения своих жизненных ценностей студенты на 1-е и 2-е места поставили «наличие связей и знакомств» и «предприимчивость», а «качественное образование» отодвинули на 3-е место. Спустя год «образование» заняло уже 2-е место, хотя лидирующее положение по-прежнему занимает наличие «связей». С 4-ого на 3-е место поднялись «деньги», и соответственно опустилась «предприимчивость» молодого человека. Наличие перспективной специальности - занимает лишь пятое место среди факторов, влияющих на достижение жизненного успеха. Лишь каждый шестой из опрошенных студентов считал, что природная одаренность, может повлиять на получение хорошего места работы и способствовать продвижению по службе [3].

Проведенное нами исследование в 2017 г. показывает, что картина представлений студенческой молодежи о способах достижения жизненного успеха в социальной реальности сегодня кардинально меняется в направлении собственных усилий. «Трудолюбие» и «образование» становятся локомотивами жизненного успеха при наличии определенных «способностей», «связей» и определенной степени «везения», что понятно в отсутствии реально работающей на настоящий момент системы социальных лифтов.

В условиях экономической нестабильности, экономического спада, и во всем мире, и в нашей стране растет численность безработных, особенно среди молодежи. Молодым людям становится все сложнее достичь экономической самостоятельности и независимости, полноценно развиваться, становиться востребованными, полноценными членами общества. В связи со сложившейся обстановкой шкала общечеловеческих ценностей подвергается коррекции. В ходе опроса респондентам было предложено ответить на вопрос, что для них наиболее ценно и значимо в жизни, и проранжировать ответы (рис. 2).

Здоровье Власть Семья, дети Престиж, слава Общение с друзьями Работа по душе Независимость, свобода Интимная жизнь Общение с природой Успех Творчество Получение удовольствий Свое дело, бизнес Личная свобода Профессионализм, мастерство Деньги, материальные блага Реализация способностей

42,0 %

27,3 %

■ 31,80 %

21,60 %

17,6 % 17,6 %

Ш 13,9 % 13 %

12,20 % 12,2 %

11,0 % 11,0 % 11,0 % 10,20 % 10,2 %

9,0 % 8,20 %

Составлено авторами по материалам исследования

Рис. 2. Жизненные ценности респондентов

Полученные нами данные показывают значительное преобладание триады «здоровье», «семья, дети» и «работа по душе», что свидетельствует о прочности традиционных ценностей в картине мира современных молодых людей. Ценность здоровья относится к высшим жизненным ценностям и провозглашается как безусловная норма нашей жизни. В системе жизненных ценностей индивида здоровье заняло столь высокое место в структуре ценностей, вероятно, потому, что, будучи качественной характеристикой личности, оно способствует достижению поставленных целей и удовлетворению потребностей человека.

В условиях современной реальности здоровье выступает иногда как единственное средство достижения поставленных задач, что делает его все в большей степени объектом эксплуатации, а его ценность становится все более инструментальной [4].

Причем, эта тенденция одинаково четко проявлена в ответах на вопрос: «что для Вас наиболее ценно, значимо в жизни?», полученных в ходе опроса студентов МФ РМАТ и МГТУ им. Н.Э. Баумана (табл. 2).

Таблица 2

Результаты опроса студентов о ценностях

МФ РМАТ МГТУ им. Н.Э. Баумана

Ценность отн. кол-во Ранг отн. кол-во Ранг

ответивших,% ответивших,%

Здоровье 51,4 1 35,0 1

Деньги, материальные блага 2,9 7 3,6 14

Семья, дети 34,3 2 22,1 2

Общение с друзьями 19,0 4 17,9 3

Работа по душе 17,1 3 14,3 4

Независимость, свобода 18,1 5 10,7 5

Успех 9,5 6 13,6 6

Личная безопасность 11,4 10 9,3 10

Свое дело, бизнес 9,5 12 12,1 12

Профессионализм, мастерство 10,5 8 10,7 7

Реализация способностей 13,3 9 6,4 15

Общение с природой 11,4 15 10,7 13

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Интимная жизнь 14,3 13 15,7 9

Получение удовольствий 18,1 14 10,7 11

Творчество 10,5 11 10,7 8

Престиж, слава 25,7 16 18,6 16

Власть 40,0 17 25,7 17

Составлено авторами по материалам исследования

Поскольку именно семья является не просто одним из базовых социальных институтов, но в условиях социальных изменений, кризисов именно семья выполняет функции не только отдельной ячейки, но и общества в целом, обеспечивая удовлетворение практически всех базовых потребностей молодых людей.

Что касается инструментальных ценностей, используемых для достижения жизненных ценностей, то важно отметить проявившийся в настоящем исследовании тренд на осознание роли собственного участия в формировании будущего процветания путем развития и использования таких ресурсов как «трудолюбие», «образование», что не может не вызывать позитивного отношения. Очевидно, что на основе такой ценностной ориентации успешно может быть решена задача социальной адаптации, в том числе профессиональной, в рамках вузовской и послевузовской подготовки, а также участия студентов в работе технопарков, студенческих советов, студенческого профкома, в волонтерском движении.

Библиографический список

1. Вздорова, Л. П. Шестой технологический уклад: обратимость сингулярности в циклах Кондратьева // Философские науки. - 2016. . - Апрель, часть 4. - С. 96-97 [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://research-journal.org/category/ philosophy/ (дата обращения: 28.02.2018).

2. Ефимова, Г. З. Социальный инфантилизм студенческой молодежи как фактор противодействия модернизации современного российского общества // Интернет-журнал «НАУКОВЕДЕНИЕ». - 2014. - № 6 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://naukovedenie/PDF/09PVN614 (дата обращения: 28.02.2018).

3. Жираткова, Ж. В. Формирование региональной системы социальной защиты и поддержки студенческой молодежи: Дис. ... канд. социол. наук: 22.00.04: Саранск, 2004. РГБ ОД, 61:04-22/335. 197 с.

4. Журавлева, И. В. Ценностные ориентации в достижении жизненного успеха // Здоровье студентов: социологический анализ / Отв. ред. И. В. Журавлева. М.: Институт социологии РАН, 2012, 252 с.

5. Королева, Э. В. Социальный инфантилизм среди студентов высших учебных заведений: выдуманная или реальная проблема? Современные проблемы науки и образования / Э. В. Королева, Н. Г. Ивельская, А. Л. Чернышова. -2017. - № 3. - С. 88. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26409 (дата обращения: 19.03.2018).

6. Смелзер, Н. Социология / пер. с англ.- М. : Феникс, 2004, 688 с.

References

1. Vzdorova L. P. Shestoy tekhnologicheskiy uklad: obratimost' singulyarnosti v tsiklakh Kondrat'eva [Sixth technology way: reversibility of singularity in Kondratyev's cycles] // Filosofskie nauki [Philosophical sciences], 2016, April, part 4, p 96-97. Available at: https://research-journal.org/category/philosophy/ (accessed 28.02.2018).

2. Yefimova G. Z. Sotsial'nyy infantilizm studencheskoy molodezhi kak faktor protivodeystviya modernizatsii sovremennogo rossiyskogo obshchestva [Social infantility of student's youth as factor of counteraction of modernization of modern Russian society] // Internet-zhurnal «NAUKOVEDENIE» [Journal «NAUKOVEDENIYE»], 2014, I. 6. Available at: http://naukovedenie/ PDF/09PVN614 (accessed 28.02.2018).

3. Zhiratkova Zh. V. Formirovanie regionalnoi systemi socialnoi zashiti i podderzhki studentcheskoi molodezhi. Diss. cand.social. nauk: [Forming of regional system of social protection and support of student's youth. PhDr. social. diss.]. Saransk, 2004. 197 p.

4. Zhuravleva I. V. Tsennostnye orientatsii v dostizhenii zhiznennogo uspekha [Valuable orientations in achievement of vital success] // Zdorov'e studentov: sotsiologicheskiy analiz [Health of students: sociological analysis]. Institute of sociology of RAS: M., 2012, 252 p.

5. Koroleva E. V., Ivelskaya N. G., Chernyshova A. L. Sotsial'nyy infantilizm sredi studentov vysshikh uchebnykh zavedeniy: vydumannaya ili real'naya problema? [Social infantility among students of higher educational institutions: the invented or real problem?] Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya [Journal of Modern problems of science and education], 2017, I. 3, p. 88. Available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26409 (accessed 19.03.2018).

6. Smelzer N. Sotsiologiya [Sociology] / Lane with English. - M.: Phoenix, 2004, 688 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.