ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Вестник ПСТГУ
Серия IV: Педагогика. Психология.
Разбаева Екатерина Владимировна, аспирант ПСТГУ
2022. Вып. 67. С. 15-35
Б01: 10.15382Миг^202267.15-35
Высшая школа экономики Россия, г. Москва [email protected] https://orcid.org/0000-0002-5733-842X
Трансформация целей и содержания
РЕЛИГИОЗНОГО ОБРАЗОВАНИЯ В АНГЛИИ НА ПРОТЯЖЕНИИ КОНЦА XIX — НАЧАЛА XXI В.
Е. В. Разбаева
Аннотация: В статье предлагается обзор того, на каких основаниях базируется значимость религиозного компонента в светском образовании в Соединенном Королевстве — стране со зрелой системой религиозного образования. К ним, в частности, относятся изменение политической конъюнктуры, социальных ожиданий, религиозного ландшафта, сформированного соперничеством различных деноминацией и духовным состоянием общества. Учитываются особенности социального диалога и реакции на современные общеевропейские преобразования. Приводятся наблюдения о связи ценности религиозного образования со статусом учебного предмета, который, в свою очередь, влияет на все аспекты организации религиозного образования в школе, включая расширение или сужение списка изучаемых религий, изменение подходов в преподавании, переосмысление предметного содержания, порядка проведения учебного занятия и т. п.
Цель статьи — проследить, как менялись статус предмета, цели и отношение к ценности религиозного образования в исторической перспективе на протяжении ХХ-ХХ1 вв.
Делается вывод о том, что к настоящему времени совершился переход от конфессиональных подходов к либеральным, во время которого индоктринация и религиозная социализация были заменены более дистанцированными и объективными способами изучения религии, а также повышенным вниманием к социальным целям, таким как терпимость и уважение к различиям и формированию индивидуальной религиозности. Все эти изменения привели к тому, что изначальный фундамент, на котором было заложено британское общество и который составляла христианская вера, постепенно оказался вытеснен. В новых рекомендациях религиоведческих комиссий предлагается заменить догматы традиционных религий индивидуальным для каждого ученика набором различных убеждений, светских и околорелигиозных взглядов, произвольно выбранных из всего массива религиозного знания.
© Разбаева Е. В., 2022.
Ключевые слова: религиозное образование, мультикультурализм, социальная сплоченность, религиозный экстремизм, индоктринация, индивидуальная религиозность, мировые религии, Англиканская церковь, христианские ценности, феноменологический подход.
Великобритания — одна из стран, имеющих значительный непрерывный опыт организации религиозного образования в школах, современный ландшафт которого сформирован оперативным реагированием религиоведов на непрекращающиеся общественные дискуссии по поводу роли религии в обществе, а также результатами консультаций с религиозными общинами и местными комитетами образования.
Общенациональным органом управления в сфере образования Великобритании является Департамент образования и науки (в 1945—1964 гг. — Министерство образования)1. При этом местные органы (комитеты по делам образования) наделены значительной самостоятельностью в решении управленческих вопросов, начиная с финансирования и заканчивая контролем над содержанием и качеством образования.
В отсутствие Конституции сфера общего среднего образования регулируется подзаконными актами. Среди них основополагающим является Закон об образовании от 1944 г. (так называемый «Акт Р. Батлера»), согласно которому религиозное образование (RE) представлено в школе отдельным, обязательным предметом для учеников от пяти до 16 лет.
В отличие от остальных предметов, религиозное образование до сих пор не имеет принятой общегосударственной программы, закрепленной в Национальной программе обучения (National Curriculum), несмотря на то что государственный образовательный стандарт среднего образования был разработан еще в 1988 г. Это связано с исторически сложившимся стремлением государства дистанцироваться от вопросов религиозного образования и поддерживать нейтралитет. Единственным условием, которое оговаривается в образовательном акте 1988 г., является то, что учебные планы должны отражать факт того, что религиозные традиции в Великобритании носят в большей степени христианский характер, хотя учения основных конфессий, представленных в стране, также должны учитываться2. В результате вплоть до настоящего времени программы разрабатываются на уровне местных органов образования и рождаются непосредственно из обсуждений проблемы с местными религиозными организациями, родителями и комитетами образования.
При таком положении дел содержание уроков может варьироваться в зависимости от типа школы. В светских государственных школах принято неконфессиональное обучение, включающее в себя шесть главных религий. Но в религиозных школах, субсидируемых государством (изначально основанных и финансируемых религиозными общинами, но после образовательных реформ
1 См.: Вяземский Е. Е. Современная система образования в Великобритании // Проблемы современного образования. 2010. № 6. С. 68-83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennaya-sistema-obrazovaniya-v-velikobritanii (дата обращения: 29.04.2022).
2 См.: Education Reform Act (ERA) 1988 Section 8 (3). URL: https://www.legislation.gov.uk/ ukpga/1988/40/contents (дата обращения: 29.04.2022).
конца XIX — начала XX в. перешедших под финансовую опеку правительства), обучение может сводиться к преподаванию только той религии, адептами которой ученики являются3. Интересно, что религиозные школы достаточно многочисленны. Так, например, в Англии и Уэльсе официальный статус школ с «религиозной направленностью» имеют около трети государственных школ. К ним относятся англиканские, католические, иудейские и методистские школы, а с 1998 г. также работают мусульманские, индуистские, сикхские государственные школы, и возрастает число христианских школ, не относящихся к какой-либо определенной конфессии4. Так, на начало января 2017 г. в Англии насчитывалось 6814 религиозных школ, финансируемых государством, что составляло 37% всех государственных начальных школ (6177) и 19% (637) всех средних школ. Из них: 4395 школ Англиканской церкви, 1661 римско-католических школ, 36 еврейских школ, девять мусульманских школ, пять сикхских школ. В Уэльсе 239 начальных школ из 1544 являются религиозными, а в Шотландии 370 из 2569 начальных школ имеют религиозную принадлежность. Кроме того, существует большое количество независимых школ с религиозной направленностью.
Кроме самих уроков, ученики государственных школ регулярно (минимум раз в неделю) принимают участие в общешкольной молитве (коллективное поклонение/богослужение, collective worship). Это мероприятие может носить как религиозный характер, так и «общественно значимый» — с акцентом на так называемых общечеловеческих или общешкольных ценностях. Оно является обязательным для всех учеников, освобождение возможно по договоренности с родителями и директором школы. Тем не менее ребенок должен присутствовать на части общего собрания, где озвучивается общешкольная информация5.
Целью коллективного богослужения является формирование объединяющего духа, предоставление учащимся возможности поклоняться Богу, изучать духовно-нравственные вопросы и формировать собственные убеждения, а также развивать дух коллективизма6.
Все аспекты организации современного религиозного образования в Великобритании прошли через «сито» общественной дискуссии, непрерывно трансформируясь. И та система, которая сложилась на данный момент, также не является чем-то незыблемым. На протяжении десятилетий содержание и цели предмета менялись в зависимости от расстановки сил в общественном пространстве и социально-политических событий. Рассмотрим историческую динамику целей религиозного обучения, с какими факторами это было связано и как это влияло на содержание и ценность религиозного образования.
3 См.: Склярова Т. В., Джероян М. С. Ценности в современном школьном образовании: опыт Великобритании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 9-23.
4 См.: Types of schools and their religious education across the UK. URL: https://www.in-terfaith.org.uk/activity/types-of-schools-and-their-religious-education-across-the-uk (дата обращения: 16.05.2022).
5 См.: Склярова Т. В., Джероян М. С. Указ. соч. С. 9-23.
6 См.: Там же.
1870—1930-е гг. Переход к неконфессиональному обучению
До конца XIX в. в Великобритании государство не включалось в дело образования детей, обучение осуществлялось Церковью в воскресных и церковноприходских школах, а также в частных благотворительных школах. Обучение в них было конфессиональным и проводилось в духе соответствующей деноминации (в зависимости от того, какой религиозной общине принадлежала школа).
Исторически ключевую роль в развитии английского образования с момента его зарождения до наших дней играла одна из государственных церквей Великобритании — Англиканская7. Она часто отождествляла образование детей страны с частью своего «христианского долга»8 и стремилась сохранить контроль над образованием в своих интересах9. Несмотря на поддержку Англиканской церкви на государственном уровне (присутствие епископов в Палате Лордов; тот факт, что английский монарх является формальным главой Церкви Англии; большое количество христианских школ, спонсируемых государством и пр.), она не обладала «монопольной властью». Исторически сложившаяся множественность христианских церквей (включающих две государственные — англиканскую и шотландскую пресвитерианскую, а также католическую, преобладающую в Ирландии), как и влияние других религий, обусловленное колониальным прошлым Британской империи, вылились в непрерывное соперничество различных деноминаций и необходимость вести межконфессиональный диалог. Эта особенность составила контекст культурного и религиозного плюрализма в стране еще в конце XIX в.
В этих условиях был принят Закон об элементарном образовании 1870г. (Закон Форстера), который закрепил положение о преподавании неконфессионального религиозного образования. Он устанавливал запрет на преподавание любых религиозных формул, характерных для какой-либо конкретной деноминации, в школах, которые не были созданы церквями. Также вводился принцип «свободы совести». В соответствии с ним государственные школы имели право не включать религиозное обучение в программу, ученики и учителя также имели право на отказ от него, хотя на практике в силу традиций этим правом не пользова-лись10. Такой подход «исходил из признания свободы учащегося в выборе веры и конфиденциальности его религиозных убеждений»11. Предмет имел название «религиозное воспитание» (Religious Instruction) и подразумевал воспитание в духе христианства. Его ценность не повергалась сомнению, оно воспринималось как необходимое всем гражданам страны, достаточно явно идентифицировалось с национальным образованием.
7 См.: Jones D. K. The Making of the Educational System 1851-81. London, 1977. P. 8.
8 Chadwick P. The Anglican Perspective on Church Schools // Oxford Review of Education. 2001. Vol. 2. P. 475-487.
9 См.: Alexander R. Culture and Pedagogy. Oxford, 2000. P. 11.
10 См.: Religious Education in Great Britain, Sweden and Russia. Presentations, Problem Inventories and Commentaries / Almen E., 0ster H. C., eds. Linkoping, 2000. P. 12.
11 Козырев Ф. Н. Гуманитарное религиозное образование: Книга для учителей и методистов. URL: https://lib.rmvoz.ru/bigzal/fjodor_kozyrev/gumanitarnoe_religioznoe_obrazovanie_1-2 (дата обращения: 01.09.2022).
С реформы 1870 г. начинается становление государственной системы всеобщего начального образования12. Спектр школ начального образования, состоявший до этого из церковных и частных подготовительных школ (preparatory schools), расширился двумя типами государственных учебных заведений. К первому относились начальные школы, предоставлявшие светское образование (public elementary schools) и подчинявшиеся государственным контролирующим органам образования — школьным комитетам округов (school board), позже — школьным советам графств (LEA — local education authority). Ко второму типу принадлежали начальные школы на частичном государственном субсидировании — церковные школы, добровольно перешедшие под контроль школьных советов (provided schools).
Появление сектора государственных начальных школ как альтернативы частным создало так называемую дуальную систему образования Великобритании, что стало шагом к «развитию секуляризации образования, т. е. постепенной утрате значимости религиозного обучения»13. Расцвет антиклерикальных настроений был, в целом, характерным явлением для Европы того времени. Примерами тому могут послужить, например, законы об отделении школы от Церкви во Франции (1905) и России (1918)14.
Итак, в конце XIX в. начинает меняться изначальное положение дел, при котором существовали только церковные школы и, соответственно, религиозное образование подразумевало катехизацию и индоктринацию, уроки религии проводились представителями церквей, а содержание обучения отдавалось на откуп церковным общинам. Государство начинает играть более активную роль в образовании, постепенно становится главным источником финансирования как церковных, так и появляющихся государственных школ, контроль над которыми поручили местным комитетам15. Религиозный плюрализм и усиление государственного влияния способствовали принятию решений, которые законодательно закрепили неконфессиональный подход, а также ввели принцип «свободы совести». В 1924 г. начали появляться первые согласованные как с религиозными общинами, так и с местными комитетами учебные планы. Все эти нововведения подточили незыблемый прежде фундамент конфессионального религиозного образования и создали предпосылки для изменений в содержании, целях и принципах обучения религии, «легитимизировали» обсуждения его возможной отмены в последующие десятилетия.
1944-1960-е гг. Укрепление позиции религиозного образования в школах на законодательном уровне
Дискуссии по «устранению религии из образования или ослаблению влияния церкви на школы»16 были нивелированы в 1940-х гг., когда общество по-
12 См.: Архипова Л. В. Проблема реформирования школьного образования в политике британских партий (1870—1970-е гг.): дис. ... канд. ист. наук. М., 2018.
13 Там же.
14 См.: Козырев Ф. Н. Указ. соч.
15 См.: Religious Education in Great Britain... P. 14.
16 Козырев Ф. Н. Указ. соч.
лучило сильнейший импульс для пересмотра своего отношения к религиозному образованию. Политические и идеологические вызовы, связанные с крепнувшими государственными тоталитарными системами в Европе, распространение фашистской идеологии и Вторая мировая война укрепили ценность религиозного образования в сознании людей, так как христианские ценности виделись единственно возможным противоядием распространению антидемократических идей17. В правительственном политическом документе «Реконструкция образования» (1943 г.) сообщалось, что «было одно общее пожелание, не ограничивающееся представителями церквей, чтобы религиозное образование получило более определенное место в жизни и работе школ»18.
Вышедший в 1944 г. «Закон об образовании» (Акт Батлера) законодательно закрепил обязательность религиозного образования при сохранении запрета на его конфессиональный характер в муниципальных и государственных школах. Это образование включало в себя два обязательных компонента: религиозное обучение/воспитание (Religious Instruction), которое подразумевало преподавание религии — в первую очередь, христианства (на другие религии на практике отводилось минимальное время19), и «практическую» часть — проведение общешкольной молитвы на ежедневной основе как в школах, находящихся под крылом церкви, так и в школах, контролируемых государством. Значение второго компонента было исчерпывающе сформулировано в отчете Даремского университета о религиозном образовании 1970 г.: «религиозное понимание не может быть развито без опыта богослужения»20.
Впервые каждая школа, даже если на нее распространялся принцип «свободы совести», была обязана по закону начинать учебный день с коллективного богослужения, обычно в школьном зале. Все ученики (если родители специально не договорились с дирекцией об исключении своего ребенка из этих мероприятий) присутствовали при пении гимнов, коротком выступлении одного из сотрудников (обычно директора школы) и молитвах. Вся служба длилась около пятнадцати минут, не имела явного характера принадлежности к какой-либо конкретной деноминации, но общий тон был явно христианским21. Религиозным школам разрешено проводить конфессиональное богослужение в соответствии с их договором о доверительном управлении с благотворительным фондом соответствующего религиозного органа.
Реформа в целом способствовала упорядочиванию системы образования. Вводился принцип бесплатности образования; увеличился возраст окончания школы — до пятнадцати (а позже и шестнадцати) лет; установилась трехсостав-ная система среднего образования: гимназии (grammar schools), средние технические школы и средние современные школы (secondary modern schools, готови-
17 См.: Козырев Ф. Н. Указ. соч.
18 См.: Religious Education in Great Britain... P. 17.
19 См.: Козырев Ф. Н. Указ. соч.
20 The Durham Report on Religious Education: The Fourth R (1970), London, National Society and SPCK.
21 См.: Souper P. C., Kay W. K. The School Assembly Debate: 1942-82, Southampton, 1982.
ли кадры для менее квалифицированных рабочих мест)22. Окреп сектор государственных школ, окончательно оформив дуальную систему образования.
Таким образом, можно сказать, что в 1940-е гг. судьба религиозного образования была решена в его пользу. Основные вызовы того периода, корнями уходящие еще ко времени реформы Форстера (ослабление влияния церкви на религиозное образования в связи с усилением государственного финансирования, а также постепенная утрата интереса к предмету), были преодолены. Трагические исторические события помогли актуализировать общественный интерес к обучению религии, что способствовало укреплению позиций предмета во всех типах школ на законодательном уровне.
Законодательная норма 1944 г. не изменялась вплоть до реформы образования 1988 г. Приблизительно до 1960-х гг. не менялось также и содержание, которое носило строго христианский характер и было направлено на изучение Библии. Цели обучения, как и прежде, подразумевали воспитание в религиозном духе. Но ближе к 1970-м гг. содержание учебных планов и методы преподавания начали постепенно меняться, отражая общие социальные и мировоззренческие метаморфозы послевоенной эпохи.
70—90-е гг. XX в. Мультиконфессионализм.
Научный и феноменологический подходы в обучении
В 1970-х гг. Великобритания столкнулась с тяжелыми противоречиями, которые обнаружились в политической (постколониальный кризис глобального и внутреннего лидерства британских высших классов), экономической (разрушение концепта государства всеобщего благосостояния и смешанной экономики) и социальной (урбанизация и распад традиционных общин, забастовки профсоюзов, подъем идеологии индивидуализма и политики равенства, появление молодежных субкультур) сферах. На этой волне социал-демократическая направленность политики лейбористов сменилась, уступив место интеллектуально энергичному и эффективно организованному неолиберализму правого крыла правительства (консерваторы М. Тэтчер и Дж. Мейджор)23.
В конце 1960-х гг. возобладала точка зрения, согласно которой задача государства состояла в том, чтобы регулировать только общественную, а не частную мораль. С этим связано появление новых социальных движений и целого шквала «разрешительных» законодательных актов, идущих вразрез с традиционными взглядами общества. Рост потребительской экономики привел к упадку классового разделения и подъему более индивидуалистичного общества. В результате в 1970-1980-х гг. получили распространение теории «разобщения» и индивидуализма, а также риторика меритократии («власть достойных», наиболее одаренных)24.
22 См.: Butler Act. URL: https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/oi/authori-ty.20110803095538 757 (дата обращения: 20.05.2022).
23 См.: Robinson E., Schofield C., Sutcliffe-Braithwaite F., Thomlinson N. Telling Stories about Post-war Britain: Popular Individualism and the 'Crisis' of the 1970s // Twentieth Century British History. 2017. Vol. 28 (2). P. 268-304.
24 См.: Lent A. British Social Movements since 1945: Sex, Colour, Peace and Power. Basingstoke,
2001.
Эти изменения не могли не отразиться на роли церкви в обществе. С утратой колониальных земель произошла и частичная утрата влияния государственных церквей. Одним из ярких индикаторов этой тенденции стало получение беспрецедентной государственной помощи католической церковью, до этого существовавшей на территории Соединенного Королевства в стесненных условиях25. По стране в целом отмечалось резкое сокращение посещаемости церкви, рост нехристианских религиозных сообществ (особенно исламских и индуистских), а также популярность альтернативных философских систем и форм духовности, светского образа жизни.
В сфере образования отмечаются тенденции к унификации: происходит слияние грамматических (state grammar schools), технических (state technical schools) и современных средних школ (modern secondary schools) в единую общеобразовательную (comprehensive schools)26. Возникла совершенно новая среда, в которой перемешались ученики элитных и средних школ с разной степенью одаренности и подготовки, что поставило вопрос об обновлении программ с целью ориентации на усредненного ученика.
Кроме того, в связи с вдохновляющими результатами научно-технического прогресса того времени и идеями технократического оптимизма, больше внимания стало отводиться научно-техническим и естественным дисциплинам. Эти общественные веяния привели к частичному упадку христианского воспитания в школах. В отношении религиозного образования стало часто употребляться понятие «Золушка учебной программы»27 — фраза, использовавшаяся вплоть до конца 1990-х гг. для обозначения пренебрежительного отношения к этому предмету среди учеников, сотрудников и педагогов28.
Также постепенно начал забываться изначальный посыл, который вкладывали правительство и педагоги в середине ХХ в. в ритуал общешкольной молитвы. Это было связано не только с общественной обстановкой, но и с сугубо техническими изменениями, появившимися в результате реструктуризации учебных заведений. Общеобразовательные школы вмещали в разы больше учеников по сравнению со школами старого образца, поэтому материальная база школ не позволяла собрать одновременно всех учеников на общую молитву, как это было прописано в законе 1944 г. Школьников приходилось разбивать на группы, так как возникла нехватка подготовленных учителей, способных провести религиозную службу. Поэтому зачастую время, отведенное на нее, использовалось для объявления общешкольной информации.
В 1988 г. был принят новый Закон об образовании, основными целями которого были переход школ из-под административной опеки местных органов образования в опеку национального правительства, введение «национальной
25 См.: Jackson S. Religious Education and the Anglo-World: The Impact of Empire, Britishness, and Decolonisation in Australia, Canada, and New Zealand. Leiden; Boston, 2020.
26 См.: Архипова Л. В. Указ. соч.
27 См.: Garforth F. W. Doubts about secondary school Scripture // Religion in Education. 1961. Vol. 28 (2). P. 73-76.
28 См.: Moulin D. Religious Education in England After 9/11 // Religious Education. 2012. Vol. 107 (2). P. 158-173.
учебной программы» и очередное укрепление позиции христианства29. В какой-то мере этот закон является знаком рождения современного религиозного образования30, которое условно описывалось как переход от конфессионализма, приверженности определенной религии и индоктринации к нейтральности, профессионализму и достижению образовательных целей31. Разработка этих принципов мотивировалась стремлением религиоведов и теологов найти новые формы и смыслы, которые бы могли вновь актуализировать религиозное образование для изменившегося общества.
В середины 1960-х гг. к традиционному межконфессиональному противоборству христианских деноминаций Соединенного Королевства добавилась межэтническая напряженность в связи с волнами иммиграции из стран Содружества и включением детей иммигрантов в образовательный процесс государственных школ. Компромисс был найден в разрешении преподавать неконфессиональное мультирелигиозное религиозное образование в тех частях страны, которые характеризовались этнической мозаичностью, и сохранить привилегированную позицию христианства в других — в зависимости от выбора региональных советов32.
Согласно Бирмингемской программе, которая была включена в качестве одного из пунктов в Закон об образовании 1988 г., список изучаемых религий расширился до пяти, а чуть позже, в соответствии с Рекомендациями оценочной комиссии учебных программ от 1994 г., — до шести. Вместе они составили так называемую «большую шестерку» (христианство, ислам, иудаизм, индуизм, сикхизм и буддизм).
Изменения коснулись и коллективного богослужения. Формулировка, описывающая то, как оно должно проводиться, смягчилась и стала более расплывчатой, но при этом акцент на христианстве сохранялся: было сказано, что мероприятие должно носить «полностью или в основном общехристианский характер»33.
Так как религиозное образование было большей частью взято под контроль государства, возросла доля светских прикладных исследований в области религиозного образования (Р. Голдман, Д. Фаулер). Рассмотрение предмета с научных позиций способствовало формированию научно-религиоведческого подхода к его преподаванию (Э. Кокс, Н. Смарт и другие). Идеалом провозглашались научный объективизм (принцип объективности в религиозном образовании П. Хёрста), беспристрастность и межконфессиональность (теория религиозного плюрализма Дж. Хика)34.
29 См.: Religious Education in Great Britain... P. 40.
30 См.: Cox E., Cairns J. M. Reforming Religious Education: The Religious Clauses of the 1988 Education Reform Act. London, 1989.
31 См.: Freathy R., Parker S. The necessity of historical inquiry in educational research: the case of religious education // British Journal of Religious Education. 2010. Vol. 32 (3). P. 229-243.
32 См.: Revell L. Religious Education in England // Numen. 2008. Vol. 55 (2/3). P. 218-240. URL: http://www.jstor.org/stable/27643309 (дата обращения: 23.07.2022).
33 См.: Education Reform Act (ERA) 1988 Section 8 (3). URL: https://www.legislation.gov.uk/ ukpga/1988/40/contents (дата обращения: 29.04.2022).
34 См.: Козырев Ф. Н. Указ. соч.
С дальнейшим расширением поля педагогических исследований выявляются недостатки научно-религиоведческого подхода. Так, методическое руководство по религиозному образованию «Документ № 36», разработанное в 1971 г. для школьного комитета Англии группой экспертов Ланкастерского университета (под руководством Н. Смарта), поставило под вопрос его состоятельность. Слабым местом признавался отказ от иррационального компонента религиозного мышления, а также мифологических, метафорических и поэтических элементов. По мнению религиоведов, это могло привести к искаженному представлению о религии, лишало предмет его большого потенциала для развития духовного мира учеников35.
Немного позднее был сделан переход к феноменологическому подходу, который по мысли одного из основателей, Н. Смарта, был призван задействовать эмпатическое восприятие объективно изучаемого религиозного материала36. В нем должны были сочетаться два принципа — объективность освещения основных религиозных постулатов и направленность на личный опыт и переживания учащихся. В трудах М. Гриммита эти направления получают определения «обучение о религии» (знание о верованиях, учении и практике мировых религий) и «обучение у религии» (познание себя через изучение религии)37. На основе разделения двух основных образовательных блоков был построен первый в истории Англии Национальный стандарт религиозного образования 2004 г.38
При переходе от научно-религиоведческого подхода к феноменологическому в 1970-х гг. особенно широко стал обсуждаться рефлексивный потенциал религиозного образования. Рефлексивность может охватывать различные аспекты взаимоотношений между опытом учащихся и тем, чей образ жизни они пытаются интерпретировать. К ним относятся: переоценка учащимися своих предубеждений, основанных на их собственной традиции; осуществление дистанцированной критики изученного материала, обсуждение своих размышлений со сверстниками и учителем, проведение ретроспективных обзоров методов обучения. Предполагалось, что такой формат продуктивен как в качестве компонента широкого гуманитарного образования, так и в качестве инструмента для личного развития учащихся и их социального развития как граждан демократического общества39.
В 1990-е гг. происходит последующая централизация управления образованием. В 1993 г. создается Управление по стандартам в сфере образования (ОГБ1её), задачей которого является инспектирование и оценка качества обучения в школах и подготовки педагогических кадров. В то же время учреждается национальный форум ценностей, призванный проводить обсуждение и выра-
35 См.: Козырев Ф. Н. Указ. соч.
36 См.: Revell L. Religious Education in England. P. 218-240. URL: http://www.jstor.org/ stable/27643309 (дата обращения: 23.07.2022).
37 См.: Козырев Ф. Н. Указ. соч.
38 См.: Religious Education: The non-statutory national framework. London: QCA, 2004.
39 См.: Jackson R. Religious Education for Plural Societies: The Selected Works of Robert Jackson // World Library of Educationalists Series. London, 2019.
ботку консолидированного решения о том, какие ключевые ценности должно формировать школьное образование.
В 1994 г. Циркуляром 1/94 Департамента образования были уточнены руководства для школ и Постоянного Консультативного Совета по религиозному образованию (SACRE). Согласно принятым руководствам, общешкольная молитва должна была проводиться на ежедневной основе для всех учеников вплоть до достижения ими 19 лет. Были также очерчены цели проведения этого мероприятия, включавшие предоставление ученикам возможности поклоняться Богу, размышлять над духовными и моральными вопросами, укреплять коллективный дух и позитивное отношение к общим ценностям, также исследовать собственные верования40. Закон о школьных стандартах и их структуре 1998г. (School Standards and Framework Act 1998) предусматривал право на отказ от религиозного компонента и от коллективной молитвы (с рекомендацией организовать равноценную замену). При этом ученик должен присутствовать на части общего собрания, где объявляется общешкольная информация41.
В описанный выше период произошли колоссальные изменения как в целях, так и в содержании религиозного образования. Осуществился переход от конфессионального христианского религиозного обучения к неконфессиональному и многоконфессиональному религиозному образованию. В учебную программу были включены мировые религии. Занятия в школе начали проводить профессиональные педагоги, а не священники, что пробудило научное осмысление принципов преподавания религии и разработку педагогических подходов (предпочтение отдавалось феноменологическому подходу). Появилась тенденция к некоторой унификации пестрой коллекции локальных учебных планов на национальном уровне.
Цель обучения с индоктринации сместилась в сторону достижения педагогической ценности и беспристрастного исследования религиозной интерпретации жизни, догматы христианства уступили место общественной морали42. Педагогам рекомендовалось сосредотачиваться не на усвоении доктрин, а на развитии навыков оценки аргументов, на исследовательском потенциале, а также сделать упор на историчности библейских событий43. Последнее предложение, по сути, является отражением тенденции к рационализации наследия христианского учения, десакрализации личности Христа, стремлению задействовать педагогический потенциал из обсуждения решений и поступков Его земной жизни, при этом редуцировав трансцендентные смыслы. Новую систему преподавания религии окрестили «либеральной парадигмой»44.
В дальнейшем понимание местного, национального и глобального религиозного ландшафта и его академическое осмысление претерпело еще более ради-
40 См.: The Standing Advisory Council on Religious Education for Bath and North East Somerset. URL: http://www.banes-sacre.com/collective-worship (дата обращения: 10.06.2022).
41 См.: Склярова Т. В., Джероян М. С. Указ. соч. С. 9-23.
42 См.: Religious Education in Great Britain... P. 22.
43 См.: Ibid.
44 Freathy R., Parker S. The necessity of historical inquiry in educational research: the case of religious education // British Journal of Religious Education. 2010. Vol. 32 (3). P. 229-243.
кальные изменения45. Политические и социальные процессы последних десятилетий вызвали к жизни острые дискуссии в отношении ценности предмета.
Религиозное образование в начале XXI в.
Наступление миллениума ознаменовалось новым всплеском внимания к религии. В контексте непосредственно Соединенного Королевства сыграли роль такие факторы, как: расширение исследовательской деятельности в области религиозного образования в университетах (в том числе в Оксфорде); правительственная поддержка; успешное соблюдение школами рекомендаций, выпущенных комиссиями по религиозному образованию; рост количества студентов, выбирающих предмет религии в качестве экзаменационного46. В более глобальном — американо-европейском контексте — смещение фокуса на религию связано с событиями 11 сентября 2001 г., ростом экстремизма и миграционными волнами с Ближнего Востока47. Из этого ряда самым знаковым фактором, вокруг которого вращался академический дискурс, политика и педагогика в религиозном образовании в последующие несколько лет, были события в Нью-Йорке. Некоторые из педагогов рассматривали эту дату как символ напряженности между религией и демократическим сообществом, существовавшей со времен Просвещения48.
Частые отсылки в исследованиях ученых подчеркивали осознание европейцами того, что религия все еще занимает важные позиции в обществе, несмотря на, казалось бы, повсеместно установившийся светский либеральный миропорядок. Один из наиболее авторитетных английских педагогов-теоретиков в сфере религиоведения Р. Джексон отмечает, что 11 сентября послужило для политиков «тревожным сигналом» о необходимости религиозного измерения в межкультурном образовании49. В отчете Управления по стандартам в образовании (Ofsted) за 2007 г. перед религиозным образованием ставится задача помочь в примирении «яростно религиозных» («исповедующих веру настолько серьезно, что они готовы за нее умереть»50). Для этого, согласно отчету, учащиеся «должны понимать,
45 См.: Final report. Religion and Worldviews: the way forward. A national plan for RE. Commission on Religious Education. 2018. P. 5.
46 См.: Gates B. Transforming Religious Education: Beliefs and Values under Scrutiny. London, 2007. P. 75-84; Johnson C. Teaching Religious Education. London and New York, 2005. P. 9; Jackson R. Some recent developments in religions and education // British Journal of Religious Education. 2007. Vol. 29 (3). P. 213-215; Copley T. Teaching Religion: Sixty Years of Religious Education in England and Wales. New Updated Edition. Exeter, 2008; Making sense of religion: a report on religious education in schools and the impact of locally agreed syllabuses. London: Ofsted, 2007; Learning to Teach Religious Education in the Secondary School / Barnes L. P., Wright A., Brandom A., eds. 2nd ed. London, 2008; Grimmitt M., ed. Religious Education and Social and Community Cohesion. Great Wakering, 2010.
47 См.: Moulin D. Religious Education in England After 9/11 // Religious Education. 2012. Vol. 107 (2). P. 158-173.
48 См.: Erricker C. Religious Education: A Conceptual and Interdisciplinary Approach for Secondary Level. London and New York, 2010; Gearon L. Religion, politics and pedagogy: historical contexts // British Journal of Religious Education. 2008. Vol. 30 (2). P. 93-102.
49 См.: Jackson R. Some recent developments in religions and education // British Journal of Religious Education. 2007. Vol. 29 (3). P. 213-215.
50 Copley T. Indoctrination, Education and God: the Struggle for the Mind. London, 2005.
насколько сильна религия в жизни людей» (Ofsted 2007, 4151). Также предлагалось делать акценты на тех аспектах религий, которые предполагают мирное сосуществование.
Так, объявленная в 2007 г. война с террором, так же как когда-то Вторая мировая, послужила поводом для возобновления интереса правительства к «сплочению общества» и очередному признанию важности религиозного образования52. Акты терроризма в начале 2000-х гг. выдвинули новые аргументы для оправдания этого учебного предмета тогда, когда европейцы уже были готовы отказаться от него.
Важной вехой в укреплении позиций религии в школе было издание Законодательно незакрепленных рекомендаций в отношении религиозного образования от 2004 г.53 Согласно документу важность религиозного образования заключалась в том, что оно:
• ставит сложные вопросы о конечном смысле и цели жизни, представлениях о Боге, о себе и природе реальности, о правильном и неправильном и о том, что значит быть человеком;
• предлагает возможности для личного размышления и духовного развития;
• повышает осведомленность и понимание учащимися религий и верований;
• побуждает учащихся размышлять, рассматривать, анализировать, интерпретировать и оценивать вопросы истины, убеждений, веры и этики и сообщать свои ответы;
• формирует чувства идентичности и принадлежности в процессе обучения позволяет им преуспевать внутри своих сообществ и в целом в глобальном плюралистическом обществе;
• играет важную роль в подготовке учащихся к взрослой жизни, трудоустройству и обучению на протяжении всей жизни;
• позволяет учащимся развивать проницательность, бороться с предубеждениями, развивать уважение и чуткость к другим, в частности к тем, чья вера и убеждения отличаются от их собственных54.
Из описания выше видно, что в документе заострено значение религиозного образования в продвижении гражданственности. В 2007 г. в Руководстве по содействию сплоченности сообщества (The Guidance on the Duty to Promote Community Cohesion), выпущенном правительством, эта ценность была усилена акцентом на наращивании контртеррористического потенциала и сплоченности общества посредством религиозного образования, так как вера признавалась потенциальной причиной трений. В 2010 г. Министерство по делам детей, школ и семьи (DCSF) опубликовало Руководство для религиозного образования, поощряющее изучение «спорных религиозных вопросов» в связи с тем, что религия стала более
51 Making sense of religion: a report on religious education in schools and the impact of locally agreed syllabuses. London: Ofsted, 2007.
52 См.: Copley T. Teaching Religion: Sixty Years of Religious Education in England and Wales. New Updated Edition. Exeter, 2008; Copley T. Religious Education and social cohesion: Does history offer lessons? / M. Grimmitt, ed. Religious Education and Social and Community Cohesion. Great Wakering, 2010. P. 36-47.
53 The non-statutory national framework for religious education (QCA/04/1336), QCA, 2004.
54 См.: Ibid.
«заметной» в общественной жизни55. Среди религиоведов, занимавшихся этой тематикой в Великобритании, можно назвать: Р. Джексона56, Л. Барнса57, Д. Руй-тера и Д. Мэри58, Дж. Уайта59, которые также видели в религиозном образовании средство развития чувства толерантности, изучения всех существующих в стране религий и мировоззрений, содействия целостности общества («social cohesion» в политической риторике бывшего премьер-министра Великобритании Т. Блэра, также внесшего вклад в дискуссию о целях религиозного образования), достижения взаимного уважения и развития гармоничной гражданской позиции.
Эти взгляды укладываются в общеевропейскую канву построения безопасного инклюзивного общества и противодействия экстремизму. Различные организации в течение последних десятилетий выпускали свои рекомендации, так или иначе затрагивающие религиозное образование.
Толедские руководящие принципы (2007)60, составленные экспертами европейских стран, включая Россию, и принятые на Совете ОБСЭ, были ответом на возросшее присутствие религии в публичной сфере, а также резкое увеличение доли мусульманского населения в Европе в связи с миграционными процессами. ОБСЕ сосредоточила внимание на так называемых проблемах безопасности и стабильности, в том числе связанных с религией, непонимание которых может привести к насилию и дестабилизации во всем регионе.
Утверждая необходимость ограничиться неконфессиональным подходом в преподавании религиозного образования, исключающим индоктринацию, как наиболее универсальным в условиях мультикультурализма, разработчики Толед-ских принципов видели позитивную роль обучения религии в формировании уважения к свободе вероисповедания каждого, а также в искоренении опасных стереотипов и недопонимания. По мысли разработчиков, знание и понимание существующих верований способствуют формированию терпимого отношения к различиям, которые будут неизбежно проявляться при условии свободы вероисповедания, ведущего к плюрализму мнений и религий. А эта терпимость, в свою очередь, нужна для достижения сплоченности общества.
После 2010 г. проблемы безопасности и религиозного экстремизма в учебных программах не уходят, но большее количество обсуждений вызывают задачи исследования своего внутреннего мира, убеждений и ценностей61. Согласно Национальному стандарту для религиозного образования (National Curriculum
55 Religious Education in English Schools: Non-Statutory Guidance 2010. Nottingham: DCSF [Department of Children, Schools and Families], 2010.
56 См.: Jackson R. Signposts — Policy and Practice for Teaching about Religions and Non-religious Worldviews in Intercultural Education. Council of Europe, 2014.
57 См.: Barnes L. P. Humanism, non-religious worldviews and the future of religious education // Journal of Beliefs and Values. 2015. Vol. 36. P. 179-191.
58 См.: Ruyter D. J., Merry D. M. Why education in public schools should include religious ideals // Studies in Philosophy and Education. 2009. Vol. 28. P. 4295-4311.
59 См.: White J. Should religious education be a compulsory school subject? // British Journal of Religious Education. 2004. Vol. 26. P. 2151-2164.
60 Toledo Guiding Principles on Teaching about Religions and Beliefs in Public Schools. OSCE/ ODIHR, 2007.
61 См.: Revell L. Religious Education in England // Numen. 2008. Vol. 55 (2/3). P. 218-240. URL: http://www.jstor.org/stable/27643309 (дата обращения: 23.07.2022).
Framework for Religious Education) и Обзору религиозного образования в Англии (Review of Religious Education in England) от 2013 г., цели предмета охватывают знание и понимание различных религий и мировоззрений, а также влияния, которое они оказывают на отдельных людей и общество. Это обучение должно помочь учащимся дать свои собственные ответы на основные вопросы, возникающие при взаимодействии с религиями и мировоззрениями, и развивать навыки серьезного отношения к ним62.
По убеждению Комиссии по религиозному образованию, основанной в 2016 г. Советом по религиозного образования Англии и Уэльса (Religious Education Council of England and Wales, REC), которая подготовила Заключительный отчет «Дорога вперед» в 2018 г.63 (по сути, программный документ), академическое изучение мировоззрений на данный момент является единственным учебным предметом, который посредством развития понимания того, как формируются и выражаются мировоззрения на индивидуальном и на общественном уровнях, как они менялись с течением времени и как они влияют на действия отдельных лиц, групп и институтов, — позволяет молодым людям прийти к более тонкому пониманию своего собственного мировоззрения. Интересно отметить, что сами ученики главным достоинством религиозного образования называли именно возможность подготовиться к жизни в мультикультурном обществе, а не, например, духовное развитие или приобретение навыков критического мышления64.
Группа религиоведов, на основании этой ценности, а также современной динамики развития религиозного ландшафта страны, предлагает расширить список изучаемых верований за счет включения «аморфных форм религиозности», включая маргинальные религии, сектантские убеждения и т. п.65 Из результатов исследований следует, что, несмотря на заметный упадок веры и утрату чувства принадлежности к традиционным религиям на Западе, подавляющее большинство людей не остаются атеистами, а пытаются формировать собственную форму религиозности. Порой она аморфна и не структурирована. Поэтому исследователи этого феномена видят свою задачу в помощи людям обрести более стройную концепцию своего индивидуального верования, лучше понять себя66. В качестве педагогической цели приоритет отдается воспитанию рефлексивного интерпретатора, а не овладению содержанием предмета67.
На примере одного из недавних отчетов комиссии религиоведов можно проследить, как комплекс различных факторов, рассмотренных выше, формирует
62 См.: Religious Education in a Global-Local World // Boundaries of Religious Freedom: Regulating Religion in Diverse Societies, 4 / Berglund J., Shanneik Y., Bocking B., eds. Springer International Publishing, 2016. P. 62.
63 Final report. Religion and Worldviews: the way forward. A national plan for RE. Commission on Religious Education. 2018. P. 5.
64 См.: Levitt M., Muir F. " The perfect pupil": Changing aims and changing measures of success in school RE // British Journal of Religious Education. 2014. Vol. 36 (2). P. 218-233.
65 См.: Revell L. Religious Education in England // Numen. 2008. Vol. 55 (2/3). P. 218-240. URL: http://www.jstor.org/stable/27643309 (дата обращения: 23.07.2022).
66 См.: Ibid.
67 См.: Cooling T. The Commission on Religious Education — a Response to L. Philip Barnes // British Journal of Educational Studies. 2022. Vol. 70 (1). P. 103-118.
новый образ предмета. В отчете «Новое соглашение: религия и вера в школах»68 предлагается переименовать название предмета из «религиозного образования» в «религию, верования, ценности» (religion, beliefs and values); увеличить время, выделенное на преподавание ислама, индуизма и иудаизма (в рамках стремления к формированию толерантности); полностью нивелировать христианский оттенок «коллективной молитвы», чтобы сделать ее универсальной (например, отражать не религиозные ценности, а «ценности и этику» школы — «values and ethos»); сформулировать цель обучения как «построение толерантного, более сильного и устойчивого общества, чтобы справляться с давлением, которое в противном случае может привести к сегрегации внутри общин по всей стране»69.
Так, мы видим, что в начале XXI в. очередной интерес к религии на фоне противодействия экстремизму, с одной стороны, вновь поставил вопрос о формальном укреплении предмета религии в школе, при этом цели обучения сводились к решению задач текущей социально-политической повестки. В так называемой «либеральной парадигме» стали доминировать концепции мульти-культурализма, сплочения общества и межрелигиозной терпимости. А с другой стороны, растущая секуляризация населения начала приводить к расщеплению традиционного понимания религии. Это понятие стало вбирать в себя различные мировоззрения и квазирелигиозные убеждения, цели обучения переместились в зону выстраивания индивидуальной «мозаичной» религиозности.
Заключение
Таким образом, обсуждение целей и содержания религиозного образования в Соединенном Королевстве происходило с разных ракурсов на протяжении конца XIX — начала XXI в. Стремление пересмотреть образовательные ориентации учителей религиозного образования возрастало во времена культурных и политических изменений, причем, чем более светским становилось население, тем более ожесточенная велась полемика.
Религиозное образование (Religious Education), пришедшее на смену религиозному воспитанию (Religious Instruction), развилось из системы приходского обучения и стало частью школьной программы с момента принятия Закона о начальном образовании 1870 г., который легитимизировал начальное образование для всех детей. Закон об образовании 1944 г. установил обязательность преподавания религии, чтобы заложить основу для морально стабильного общества, основанного на его общем христианском наследии. Религиозное образование по-прежнему имеет особый защищенный статус в школьной программе в качестве обязательного предмета. Исторические отношения между Англиканской церковью и государством, как и прежде, оказывают влияние на систему образования, а законодательство периодически укрепляло привилегированный статус христианства в религиозном образовании.
68 Clarke Ch., Woodhead L. A New Settlement: Religion and Belief in Schools. 2015. URL: http:// faithdebates.org.uk/wp-content/uploads/2015/06/A-New-Settlement-for-Religion-and-Belief-in-schools.pdf (дата обращения: 17.07.2022).
69 Ibid.
Несмотря на большое разнообразие подходов к религиозному образованию, в целом наблюдается переход от конфессиональных подходов к либеральным. С течением времени индоктринация и религиозная социализация были заменены более дистанцированными и объективными способами изучения религии, а также повышенным вниманием к социальным целям, таким как терпимость и уважение к различиям и формированию индивидуальной религиозности.
Список источников
Архипова Л. В. Проблема реформирования школьного образования в политике британских партий (1870-е -1970-е гг.): дис. ... канд. ист. наук. М., 2018. Вяземский Е. Е. Современная система образования в Великобритании // Проблемы современного образования. 2010. № 6. С. 68-83. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ sovremennaya-sistema-obrazovaniya-v-velikobritanii (дата обращения: 29.04.2022). Козырев Ф. Н. Гуманитарное религиозное образование: Книга для учителей и методистов. URL: https://lib.rmvoz.ru/bigzal/fjodor_kozyrev/gumanitarnoe_religioznoe_ obrazovanie_1-2 (дата обращения: 01.09.2022). Склярова Т. В., Джероян М. С. Ценности в современном школьном образовании: опыт Великобритании // Вестник ПСТГУ. Серия IV: Педагогика. Психология. 2016. Вып. 4 (43). С. 9-23. Alexander R. Culture and Pedagogy. Oxford, 2000.
Barnes L. P. Humanism, non-religious worldviews and the future of religious education // Journal
of Beliefs and Values. 2015. Vol. 36. P. 179-191. Barnes L. P., Wright A., Brandom A., eds. Learning to Teach Religious Education in the
Secondary School. 2nd ed. London, 2008. Butler Act. URL: https://www.oxfordreference.com/view/10.1093/oi/authority.20110803095538
757 (дата обращения: 20.05.2022). Chadwick P. The Anglican Perspective on Church Schools // Oxford Review of Education. 2001. Vol. 27. P. 475-487.
Clarke Ch., Woodhead L. A New Settlement: Religion and Belief in Schools. 2015. URL: http:// faithdebates.org.uk/wp-content/uploads/2015/06/A-New-Settlement-for-Religion-and-Belief-in-schools.pdf (дата обращения: 17.07.2022). Commission on Religious Education. Final Report-religion and Worldviews: The Way Forward. London, 2018.
Cooling T. The Commission on Religious Education — a Response to L. Philip Barnes // British
Journal of Educational Studies. 2022. Vol. 70 (1). P. 103-118. Copley T. Indoctrination, Education and God: the Struggle for the Mind. London, 2005. Copley T. Religious Education and social cohesion: Does history offer lessons? / M. Grimmitt, ed.
Religious Education and Social and Community Cohesion. Great Wakering, 2010. P. 36-47. Copley T. Teaching Religion: Sixty Years of Religious Education in England and Wales. New
Updated Edition. Exeter, 2008. Cox E., Cairns J. M. Reforming Religious Education: The Religious Clauses ofthe 1988 Education
Reform Act. London, 1989. Education Reform Act (ERA) 1988 Section 8 (3). URL: https://www.legislation.gov.uk/
ukpga/1988/40/contents (дата обращения: 29.04.2022). Erricker C. Religious Education: A Conceptual and Interdisciplinary Approach for Secondary
Level. London and New York, 2010. Final report. Religion and Worldviews: the way forward. A national plan for RE. Commission on Religious Education. 2018.
Freathy R., Parker S. The necessity of historical inquiry in educational research: the case of religious education // British Journal of Religious Education. 2010. Vol. 32 (3). P. 229-243.
Garforth F. W. Doubts about secondary school Scripture // Religion in Education. 1961. Vol. 28 (2). P. 73-76.
Gates B. Transforming Religious Education: Beliefs and Values under Scrutiny. London, 2007. P. 75-84.
Gearon L. Religion, politics and pedagogy: historical contexts // British Journal of Religious Education. 2008. Vol. 30 (2). P. 93-102.
Grimmitt M., ed. Religious Education and Social and Community Cohesion. Great Wakering, 2010.
Jackson S. Religious Education and the Anglo-World: The Impact of Empire, Britishness, and Decolonisation in Australia, Canada, and New Zealand. Leiden; Boston, 2020.
Jackson R. Religious Education for Plural Societies: The Selected Works of Robert Jackson // World Library of Educationalists Series. London, 2019.
Jackson R. Signposts — Policy and Practice for Teaching about Religions and Non-religious Worldviews in Intercultural Education. Council of Europe. 2014.
Jackson R. Some recent developments in religions and education // British Journal of Religious Education. 2007. Vol. 29 (3). P. 213-215.
Johnson C. Preface. Teaching Religious Education. London; New York, 2005.
Jones D. K. The Making of the Educational System 1851-81. London, 1977.
Lent A. British Social Movements since 1945: Sex, Colour, Peace and Power. Basingstoke, 2001.
Levitt M., Muir F. "The perfect pupil": Changing aims and changing measures of success in school RE // British Journal of Religious Education. 2014. Vol. 36 (2). P. 218-233.
Making sense of religion: a report on religious education in schools and the impact of locally agreed syllabuses. London: Ofsted, 2007.
Moulin D. Religious Education in England After 9/11 // Religious Education. 2012. Vol. 107 (2). P. 158-173.
Religious Education in a Global-Local World // Boundaries of Religious Freedom: Regulating Religion in Diverse Societies, 4 / Berglund J., Shanneik Y., Bocking B., eds. Springer International Publishing, 2016.
Religious Education in Great Britain, Sweden and Russia. Presentations, Problem Inventories and Commentaries / Almdn E., 0ster H. C., eds. Linkoping, 2000.
Religious Education in English Schools: Non-Statutory Guidance 2010. Nottingham: DCSF [Department of Children, Schools and Families], 2010.
Religious Education: The non-statutory national framework. London, 2004.
Revell L. Religious Education in England // Numen. 2008. Vol. 55 (2/3). P. 218-240. URL: http://www.jstor.org/stable/27643309 (дата обращения: 23.07.2022).
Robinson E., Schofield C., Sutcliffe-Braithwaite F., Thomlinson N. Telling Stories about Postwar Britain: Popular Individualism and the 'Crisis' of the 1970s // Twentieth Century British History. 2017. Vol. 28 (2). P. 268-304.
Ruyter D. J., Merry D. M. Why education in public schools should include religious ideals // Studies in Philosophy and Education. 2009. Vol. 28. P. 4295-4311.
Souper P. C., Kay W. K. The School Assembly Debate: 1942-82. Southampton, 1982.
The Durham Report on Religious Education: The Fourth R (1970), London, National Society and SPCK.
The non-statutory national framework for religious education (QCA/04/1336), QCA, 2004.
The Standing Advisory Council on Religious Education for Bath and North East Somerset. URL: http://www.banes-sacre.com/collective-worship (дата обращения: 10.06.2022).
Toledo Guiding Principles on Teaching about Religions and Beliefs in Public Schools. OSCE/ ODIHR, 2007.
Types of schools and their religious education across the UK. URL: https://www.interfaith.org. uk/activity/types-of-schools-and-their-religious-education-across-the-uk (дата обращения: 16.05.2022).
White J. Should religious education be a compulsory school subject? // British Journal of Religious Education. 2004. Vol. 26. P. 2151-2164.
Vestnik Pravoslavnogo Sviato-Tikhonovskogo gumanitarnogo universiteta. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia. 2022. Vol. 67. P. 15-35 DOI: 10.15382/sturIV202267.15-35
Ekaterina Razbaeva, Graduate Student, St. Tikhon's Orthodox University for the Humanities;
National Research University "Higher School of Economics" Moscow, Russia [email protected] https://orcid.org/0000-0002-5733-842X
Transformation of the Goals and Content of Religious Education in England During the Late 19th — Early 21st Centuries
E. Razbaeva
Abstract: The article offers an overview of the grounds on which the importance of the religious component in secular education in the United Kingdom, a country with a mature system of religious education, is based. These include, in particular, a change in the political situation, social expectations, the religious landscape, formed by the rivalry of various denominations and the spiritual state of the society. The features of social dialogue and reactions to modern pan-European transformations are taken into account. observations are made about the relationship between the value of religious education and the status of the subject, which, in turn, affects all aspects of the organisation of religious education at school, including expanding or narrowing the list of religions studied, changing teaching approaches, rethinking the content, etc. The purpose of the article is to trace how the status of the subject, goals and attitudes towards the value of religious education have changed in a historical perspective over the course of the 20th — 21st centuries. It is concluded that by now there has been a transition from confessional to liberal approaches, in which indoctrination and religious socialisation have been replaced by more distant and objective ways of studying religion, as well as increased attention to social goals, such as tolerance and respect for differences and formation of individual religiosity. All these changes led to the fact that the original foundation on which British society was laid and which constituted the Christian faith was gradually washed away. The new recommendations of religious commissions propose to replace the dogmas of traditional religions with an individual set of different beliefs and secular and near-religious views, arbitrarily selected from the entire array of religious knowledge, for each student.
Keywords: religious education, educational goals, multiculturalism, content of religious education, religious education curricula, social cohesion, religious extremism, indoctrination, individual religiosity, world religions, Church of England, Christian values, phenomenological approach.
References
Alexander R. (2000) Culture and Pedagogy. Oxford.
Barnes L. P. (2015) "Humanism, Non-Religious Worldviews and the Future of Religious Education". Journal of Beliefs and Values, 2015, vol. 36, pp. 179—191.
Barnes L. P., Wright A., Brandom A. (eds) (2008) Learning to Teach Religious Education in the Secondary School. 2nd ed. London.
Chadwick P. (2001) "The Anglican Perspective on Church Schools". Oxford Review of Education, 2001, vol. 27, pp. 475-487.
Clarke C., Woodhead L. A New Settlement: Religion and Belief in Schools, available at http:// faithdebates.org.uk/wp-content/uploads/2015/06/A-New-Settlement-for-Religion-and-Belief-in-schools.pdf (accessed 17.07.2022).
Commission on Religious Education. Final Report-religion and Worldviews: The Way Forward. London, 2018.
Cooling T. (2022) "The Commission on Religious Education — a Response to L. Philip Barnes". British Journal of Educational Studies, 2022, vol. 70 (1), pp. 103-118.
Copley T. (2005) Indoctrination, Education and God: The Struggle for the Mind. London.
Copley T. (2010) "Religious Education and Social Cohesion: Does History Offer Lessons?", in M. Grimmitt (ed.) Religious Education and Social and Community Cohesion. Great Wakering, pp. 36-47.
Copley T. (2008) Teaching Religion: Sixty Years of Religious Education in England and Wales. Exeter.
Cox E., Cairns J. M. (1989) Reforming Religious Education: The Religious Clauses of the 1988 Education Reform Act. London.
Education Reform Act (ERA) 1988 Section 8 (3), available at https://www.legislation.gov.uk/ ukpga/1988/40/contents (accessed 29.04.2022).
Erricker C. Religious Education: A Conceptual and Interdisciplinary Approach for Secondary Level. London; New York, 2010.
Final Report. Religion and Worldviews: The Way Forward. A National Plan for RE. Commission on Religious Education. 2018.
Freathy R., Parker S. (2010) "The Necessity of Historical Inquiry in Educational Research: The Case of Religious Education". British Journal of Religious Education, 2010, vol. 32 (3), pp. 229-243.
Garforth F. W. (1961) "Doubts about Secondary School Scripture". Religion in Education, 1961, vol. 28 (2), pp. 73-76.
Gates B. (2007) Transforming Religious Education: Beliefs and Values under Scrutiny. London, pp. 75-84.
Gearon L. (2008) "Religion, Politics and Pedagogy: Historical Contexts". British Journal of Religious Education, 2008, vol. 30 (2), pp. 93-102.
Grimmitt M. (ed.) (2010) Religious Education and Social and Community Cohesion. Great Wakering.
Jackson S. (2020) Religious Education and the Anglo-World: The Impact of Empire, Britishness, and Decolonisation in Australia, Canada, and New Zealand. Leiden; Boston.
Jackson R. (2019) "Religious Education for Plural Societies: The Selected Works of Robert Jackson". World Library of Educationalists Series. London.
Jackson R. (2014) Signposts — Policy and Practice for Teaching about Religions and Non-Religious Worldviews in Intercultural Education. Council of Europe.
Jackson R. (2007) "Some Recent Developments in Religions and Education". British Journal of Religious Education, 2007, vol. 29 (3), pp. 213-215.
Johnson C. (2005) Preface. Teaching Religious Education. London; New York.
Jones D. K. (1977) The Making of the Educational System 1851—81. London.
Kozyrev F. Gumanitarnoe religioznoe obrazovanie: Kniga dlia uchitelei i metodistov, available at https://lib.rmvoz.ru/bigzal/fjodor_kozyrev/gumanitarnoe_religioznoe_obrazovanie_1-2 (in Russian; accessed 01.09.2022).
Lent A. (2001) British Social Movements since 1945: Sex, Colour, Peace and Power. Basingstoke.
Levitt M., Muir F. ""The Perfect Pupil": Changing Aims and Changing Measures of Success in School RE". British Journal of Religious Education, 2014, vol. 36 (2), pp. 218-233.
Making Sense of Religion: A Report on Religious Education in Schools and the Impact of Locally Agreed Syllabuses (2007). London.
Moulin D. (2012) "Religious Education in England After 9/11". Religious Education, 2012, vol. 107 (2), pp. 158-173.
"Religious Education in a Global-Local World" (2016), in Berglund J., Shanneik Y., Bocking B. (eds) Boundaries of Religious Freedom: Regulating Religion in Diverse Societies. Springer International Publishing.
Almdn E., 0ster H. C. (eds) Religious Education in Great Britain, Sweden and Russia. Presentations, Problem Inventories and Commentaries. Linkoping.
Religious Education in English Schools: Non-Statutory Guidance 2010. Nottingham.
Редактор? Religious Education: The Non-Statutory National Framework (2004). London.
Revell L. (2008) "Religious Education in England". Numen, 2008, vol. 55 (2/3), pp. 218-240.
Robinson E., Schofield C., Sutcliffe-Braithwaite F., Thomlinson N. (2017) "Telling Stories about Post-War Britain: Popular Individualism and the 'Crisis' of the 1970s". Twentieth Century British History, vol. 28 (2), pp. 268-304.
Ruyter D. J., Merry D. M. (2009) "Why Education in Public Schools Should Include Religious Ideals". Studies in Philosophy and Education, 2009, vol. 28, pp. 4295-4311.
Skliarova T., Dzheroian M. (2016) "Tsennosti v sovremennom shkol'nom obrazovanii: opyt Velikobritanii". VestnikPSTGU. Seriia IV: Pedagogika. Psikhologiia, 2016, vol. 4 (43), pp. 9-23 (in Russian).
Souper P. C, Kay W. K. (1982) The School Assembly Debate: 1942-82. Southampton.
The Durham Report on Religious Education: The Fourth R (1970). London.
The Non-Statutory National Framework for Religious Education (QCA/04/1336), QCA. 2004.
Toledo Guiding Principles on Teaching about Religions and Beliefs in Public Schools. OSCE/ ODIHR, 2007.
Types of schools and their religious education across the UK, available at https://www.interfaith. org.uk/activity/types-of-schools-and-their-religious-education-across-the-uk (accessed 16.05.2022).
Viazemskii E. (2010) "Sovremennaia sistema obrazovaniia v Velikobritanii". Problemy sovremen-nogo obrazovaniia, 2010, no. 6, pp. 68-83 (in Russian).
White J. (2004) "Should Religious Education Be a Compulsory School Subject?". British Journal of Religious Education, 2004, vol. 26, pp. 2151-2164.
Статья поступила в редакцию 07.09.2022
The article was submitted 07.09.2022