Научная статья на тему 'Трансформация толкования "джихада": традиция и современность'

Трансформация толкования "джихада": традиция и современность Текст научной статьи по специальности «Религия. Атеизм»

CC BY
106
20
Поделиться
Ключевые слова
ИСЛАМ / ISLAM / ТРАДИЦИЯ / TRADITION / НОВОВВЕДЕНИЕ / INNOVATION / РАДИКАЛИЗМ / RADICALISM / ИСЛАМИЗМ / ISLAMISM / ТЕРРОРИЗМ / TERRORISM

Аннотация научной статьи по религии и атеизму, автор научной работы — Кудашов Вячеслав Иванович, Излученко Татьяна Владимировна

В статье представлены авторские трактовки понятий «традиция», «нововведение», «радикализм», «исламизм» и «исламский терроризм» в контексте деятельности сторонников радикальных форм ислама в России. Авторы, выделяя два направления толкования «джихада» как традицию и нововведение, представляют сравнительный анализ традиционного джихада и джихада как основы идеологии исламистских организаций с целью показать трансформацию традиции под влиянием социально-политических условий.

Transformation of interpreting “jihad”: tradition and current view

The article gives the authors’ interpretations of the terms “tradition”, “innovation”, “radicalism”, “Islamism” and “Islamic terrorism” in relation with the activity of adherents of radical Islam in Russia. The researchers distinguish two ways of interpreting jihad as a tradition and an innovation and compare traditional jihad and jihad as the foundation for ideology of Islamic organizations aiming to show the transformation of tradition under the influence of socially political conditions.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Текст научной работы на тему «Трансформация толкования "джихада": традиция и современность»

news/2013/01/130102_rn_france_prophet (дата обращения: 20 .03 .2015) .

5 Бахрейн призывал Charlie Hebdo не публиковать антиисламские карикатуры . URL: http://ria . ru/ world/20150117/1043038156 (дата обращения: 21.03 .2015) .

6 О содержании толерантности как единой ценностной установки массовой аудитории, по поводу которой может быть сформировано общественное согласие, см .: Зазаева Н. Б. Коммуникативное измерение межэтнической толерантности в поликультурном регионе (на примере Саратовской области) // Власть . 2013 . № 6 . С . 74-80.

7 Декларация об основных принципах, касающихся вклада средств массовой информации в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и в борьбу против расизма и апартеида и подстрекательства к войне от 28 ноября 1978 г. URL: http://www. memo . ru/ prawo/info/781128a . html (дата обращения: 22 .03 .2015) .

8 Декларация принципов: построение информационного общества — глобальная задача в новом тысячелетии, от 12 декабря 2003 г. // Всемирный саммит по информационному обществу. М . , 2007. С . 16 .

9 Там же . С . 16 .

10 Международная декларация принципов поведения журналистов от 28 апреля 1954 г. URL: http://evartist . narod . ru/ text10/14 . html (дата обращения: 23.03.2015) .

11 Там же

12 Международные принципы профессиональной этики журналиста от 20 ноября 1983 г. URL: http://evartist . narod . ru/ text10/14 . html (дата обращения: 23.03.2015) .

13 Международная федерация журналистов осудила нападение на редакцию Charlie Hebdo в Париже . URL: http://www.interfax .ru/world/416938 (дата обращения: 23 03 2015)

УДК 28 © В. И. Кудашов, Т. В. Излученко, 2015

Трансформация толкования «джихада»: традиция и современность

В. И. Кудашов, Т. В. Излученко

В статье представлены авторские трактовки понятий «традиция», «нововведение», «радикализм», «исламизм» и «исламский терроризм» в контексте деятельности сторонников радикальных форм ислама в России. Авторы, выделяя два направления толкования «джихада» как традицию и нововведение, представляют сравнительный анализ традиционного джихада и джихада как основы идеологии исламистских организаций с целью показать трансформацию традиции под влиянием социально-политических условий.

Ключевые слова: ислам, традиция, нововведение, радикализм, исламизм, терроризм.

В современном мире роль религии заметно возрастает. Религиозные объединения становятся важнейшими субъектами социально-политической жизни . Условия глобализации приводят к возникновению разнообразных форм религиозности, что вызывает проявления религиозного фундаментализма и экстремизма . Религиозные объединения для достижения целей и задач, в том числе и политических, актуализируют свою деятельность в современных условиях, нередко вводят в практику нововведения (новое толкование какого-либо вероучительного момента) при апелляции к традиции .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Одной из актуальных для общества проблем является увеличение численности сторонников радикальных форм ислама, участников исламистских организаций в связи с использованием ими насильственных мер для достижения социально-политических целей Анализ соответствующих религиозных текстов, вы-

ступления духовных лидеров позволяет утверждать, что в целях оправдания и обоснования своей деятельности исламистские организации ссылаются на мнения авторитетных исламских деятелей, в том числе и на слова пророка Мухаммеда . Религиозные положения, традиционные для ислама, в деятельности такого рода организаций выступают идеологической основой, обретая новое толкование и, как следствие, реализацию в практике

Цель данной работы — выявление взаимодействия традиции и нововведений на возникновение и развитие идеологии исламистских организаций в современном мире . Многие исламистские организации, действующие в настоящее время, провозглашают вооруженную борьбу как обязанность каждого мусульманина — джихад . При этом существуют многочисленные богословские и философские подходы к понятию «джихад», сложившиеся в течение

нескольких веков истории ислама . При выделении двух направлений толкования джихада в статье предпринята попытка дать сравнительный анализ традиционному джихаду и джихаду как основному моменту идеологии исламистских организаций с целью показать трансформацию традиции под влиянием поставленных политических задач.

Процессы политизации ислама как религии и исламского общества (уммы) приводят к возникновению религиозных объединений, которые, в основе своей идеологии имея религиозные положения, стремятся к достижению конкретных политических целей: участию в выборах, внедрению своих идей в политику государства, созданию теократического исламского государства . Некоторые, такие как «Хизбут-Тахрир аль-Ислами», провозглашают себя политическими партиями и принимают участие в политической жизни стран, где их деятельность не противоречит законодательству (Украина) . Такие организации можно назвать исламистскими. Как правило, идеологии исламистских организаций основываются на исламском радикализме как приверженности к крайним религиозным взглядам в социальной сфере (салафизм) и понимаются сторонниками как необходимость с целью сохранения своей целостности в современных условиях влияния западной культуры при использовании вооруженной борьбы . «Эта идеология вводится в практику через возрождение давнишнего понятия исламского джихада (священной войны) в его самых сильных и агрессивных формах, войны против окружающего мира»

Следовательно, традиционное отношение к нормам и обязанностям мусульман, приобретая крайности в исполнении, трансформируется . Исламская традиция как определенные знания, которыми руководствуются в жизни верующие, выработанные в течение длительного времени уммой, тесно связанные с национальными нормами и обычаями и практически не подверженные изменениям, передаются из поколения в поколения для сохранения ислама как мировой религии. При этом нововведения — бида — есть некое новшество 2, ранее не существовавшее ни в практике мусульман, ни в вероучении ислама, которое не имело достаточного обоснования в Коране и Сунне, не было одобрено первыми тремя поколениями мусульманских улемов 3 . Одним из основных положений сторонников радикального ислама является искоренение нововведений На наш взгляд, в этом заключается своеобразный парадокс современного ислама, так как именно измененное толкование основ вероучения ислама, находящееся в основе идеологии исламистских организаций, по своей сущности является нововведением. В определенной степени, согласно мнению востоковеда А . М . Васильева, «История ислама в области догматики — это борьба традиций (сунны) и „новшеств" (бида)» 4 .

Понятие «джихад» как вооруженная борьба и обязанность каждого мусульманина, «священная война», находится в идеологии многих исламистских организаций, например, такой как«Сирийский исламский фронт». Часто в исламистских организациях, возникших в течение последних нескольких лет, за вероучи-тельную основу взяты частные мнения авторитетных современных исламских богословов (улема), сторонников фундаменталистских идей (аль-Альбани, Анвар аль-Ауляки, ибн Наххас), выраженные в виде произведений, видео-, аудиообращений и изданных в частном порядке фетв Толкование такими богословами джихада находится в основе практики исламистских организаций, тогда как для традиционного исламского общества характерно использование джихада в трактовке классических произведений и богословов, относящихся к периоду первых веков становления ислама, например, «Мухаммед аль-Бухари».

В результате развития фундаменталистского движения в исламе в ХХ-ХХ1 вв. появилось большое количество подходов к пониманию понятия «джихад» как отражения агрессии на умму, рекомендации для мусульман, наступательной борьбы и обязанности каждого мусульманина 5 . Кроме того, можно увидеть в сети Интернет такую позицию: «Джихад является вершиной столпов религии Ислама и продлится, согласно исламу, до конца дней» 6, — которая в силу быстрого распространения становится более доступной для широкого круга мусульман, чем богословские и юридические заключения При подобной ситуации необходимо разграничение толкования джихада в традиционном плане, выработанного поколениями мусульман, и как нововведения, созданного для достижения политических целей в современном мире, при выделении наиболее характерных особенностей.

Одним из наиболее авторитетных и доступных для русскоязычного населения исламских богословов является Анвар Аль-Ауляки. Имея собственный русскоязычный сайт (http://anwar-al-awlaqi.blogspot. ги/), Анвар аль-Ауляки публикует свои сочинения религиозного содержания («Жизнь Мухаммеда», «Оскорбление пророка»), в которых выражает собственный взгляд по многим вопросам не только истории и современного положения ислама, но и вероучения ислама

Важным моментом его богословия можно назвать проблему толкования и воплощения в жизни принципов джихада как священной войны. Джихад является центральной темой многих сочинений Анвара аль-Ауляки . В «44 способа поддержать Джихад» Анвар аль-Ауляки, собрав достоверные хадисы (ат-Тирмизи, Абу Дауд) и аяты Корана, характеризующие джихад, дал определение джихада, указал на роль джихада в истории исламского общества,

а также, выделив 44 способа осуществления джихада, провозгласил джихад обязанностью каждого без исключения мусульманина (мужчины, женщины, ребенка): «Джихад — величайшее деяние в Исламе, и спасение Уммы лежит в его выполнении. Джихад должен выполняться детьми даже при возражении родителей, женой даже при возражении мужа и должником даже при возражении кредитора» 7.

Целью создания и распространения «44 способа поддержать Джихад» является пропаганда частного мнения богослова Анвара аль-Ауляки, сторонника идей радикального ислама . Направлено данное произведение на широкий круг лиц, исповедующих ислам, для того чтобы призвать их, с точки зрения автора, к «истинному» пониманию положений исламского вероучения в области выполнения джихада

Анвар аль-Ауляки высказывает мнение о том, что джихад, являясь обязанностью каждого мусульманина, не предполагает непосредственного участия в вооруженных столкновениях, т. е . «джихада меча», каждого верующего . В выполнении джихада Анвар аль-Ауляки выделяет 44 способа, исполнение даже одного приравнивается им к джихаду. При этом одними из важных и необходимых провозглашается финансовая помощь и иные виды содействия осуществлению джихада, например, забота и помощь семье моджахида, моральная поддержка и поощрение, защита и хранение секретов и т д

В целях придания авторитетности своим суждениям и увеличения количества сторонников данного мнения и последователей Анвар аль-Ауляки в подтверждение своих слов приводит ссылки на известных исламских богословов Абдуллаха Аззама, Маджа ал-Заваида, достоверные хадисы ат-Тирмизи, Муслима и Абу Дауда, а также на аяты Корана «О, Пророк! Вдохновляй верующих на сражение (8:65)».

Выделяя 44 способа осуществления джихада, Анвар аль-Ауляки затрагивает и характеризует все основные этапы, необходимые на проведение джихада как вооруженной борьбы При этом указывается на возможность личного выбора мусульманином того способа, который для него более приемлем в силу физических и моральных предпосылок Тем самым Ан-вар аль-Ауляки указывает на наличие у каждого верующего возможности к осуществлению джихада как обязанности, религиозной основы ислама

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Стоит отметить, что трактовка Анвара аль-Ауляки джихада как величайшего деяния при наличии соответствующего контекста на территории России может квалифицироваться как террористическая деятельность. Согласно Федеральному закону «О противодействии терроризму», терроризм — это идеология насилия и практика воздействия на принятие решения органами государственной власти, связанные с устрашением населения и (или) иными формами противо-

правных насильственных действий 8 . К террористической деятельности, в числе прочего, относятся финансирование, подстрекательство, вербовка, вооружение, обучение, пособничество и пропаганда идей терроризма . Так, способы: 3 «Джихад имуществом», 4 «Собирание средств для муджахидов», 9 «Распределение закята муджахидам» квалифицируются как финансирование терроризма (ч. 1 ст. 2051 УК РФ «Содействие террористической деятельности»), способы 15 «Призыв других к Джихаду», 19 «Распространение книг муджахидов и их ученых», 43 «Перевод литературы джихада на другие языки» — призыв и оправдание терроризма (ч. 1 ст. 2052 УК РФ «Публичные призывы к осуществлению террористической деятельности или публичное оправдание терроризма») 9 .

В толковании Анвара аль-Ауляки джихад представляется обязанностью каждого мусульманина, шестым столпом ислама, и включает в себя действия, связанные с осуществлением вооруженной борьбы с противниками ислама, теми, кто представляет или может представлять угрозу сохранения уммы При выполнении одного или нескольких способов джихада вся жизнь верующего подчиняется и подстраивается под эту деятельность, которая становится приоритетной

Внутренние противоречия мусульманина, поиски смысла в области вероучения, философии и богословии ислама остаются незатронутыми и представляются Анваром аль-Ауляки маловажными «на пути Аллаха» . В толковании Анваром аль-Ауляки джихада не затрагивается проблема внутреннего и внешней борьбы верующего, так называемого большого и малого джихада . Для Анвара аль-Ауляки и последователей его учения существует только один джихад — «джихад меча». Наличие таких положений в сочинении Анвара аль-Ауляки, как финансирование и пропаганда терроризма, апелляция к авторитетным источникам и свободный доступ к тексту в сети Интернет «44 способа поддержать Джихад», не только выражает одно из мнений по вопросам джихада, которым руководствуются в своей деятельности участники различных незаконных вооруженных формирований, но и может способствовать развитию террористической деятельности и возникновению внутриконфессиональных конфликтов .

Помимо приведенного выше мнения по поводу джихада сторонников радикальных форм ислама, существуют позиции исследователей традиционного ислама, которые выделяют «джихад сердца», «джихад руки» и «джихад меча» 10 . Так, в сборнике хадисов аль-Бухари, относящемся к первым векам истории ислама, отражены труды наиболее авторитетных исламских деятелей .

Сборник хадисов «Сахих аль-Бухари» был создан в IX в. исламским богословом Мухаммедом аль-

Бухари и является одним шести достоверных сборников хадисов, наиболее авторитетных и распространенных в среде мусульман-суннитов Одна из глав, посвященная джихаду и способам его осуществления, — это книга 58 «Книга джихада» 12 . Приведенные хадисы относятся к сподвижникам пророка Мухаммеда, тем, кто являлся непосредственными свидетелями первых веков возникновения и развития ислама как мировой религии. Целью создания данного произведения была кодификация преданий (хадисов) относительно вопросов вероучения ислама, в том числе и джихада, которые представляются и признаются всеми мусульманами одними из достоверных При этом целевой аудиторией выступает все мусульманское сообщество (умма), вне зависимости от приятия той или иной богословско-правовой школы (мазхаба), а также актуального для любого момента истории ислама, включая и современность

Хадисы собраны и расположены таким образом, чтобы последовательно сформировать представления у читателей о джихаде, его достоинстве («Я не могу назвать такое дело (которое было бы равно джихаду)»), награде за участие в нем («Господь остался доволен нами и сделал довольными нас»), вооружении («мечи украшены невыдубленной кожей, свинцом и железом»), подчинении правителю («Слушать и повиноваться обязательно») вступивших «на путь Аллаха». Мусульмане, верующие в Аллаха и его посланника, выполняющие молитву и пост в месяц Рамадан, приравнены к сражающимся и так же, как они, достойны высшей награды («тот, кто верует... совершает молитву и соблюдает пост во время Рамадана, имеет право надеяться на то, что Аллах введет его в рай, независимо от того, сражался на пути Аллаха или оставался на той земле, где он родился»)

В «Сахих аль-Бухари» джихад представлен как один из моментов истории ислама времен пророка Мухаммеда и характеризует деятельность первых мусульман в то время, когда они боролись, в том числе и вооруженными методами, за выживание . Многие исследователи ислама, которые занимались параллельно переводом Корана с арабского языка и комментариями к нему, высказывают мнение о том, что джихад есть оборонительная война . Согласно Мау-лану Мухаммеду Али, «мусульманам следует браться за меч только для самообороны» 13.

Приведенные хадисы в «Сахих аль-Бухари» часто используются многими богословами в своих произведениях, где той или иной хадис представляется в ином контексте и, как следствие, обретает другой смысл . Например, хадис, переданный Мухаммедом аль-Бухари «И освобождайте пленных», характеризует необходимость приложения усилий, использования различных мер с целью освобождения мусульман, плененных в ходе войны, после ее завершения,

как один из моментов налаживания мирной жизни и устранения последствий войны наравне с «Накормите голодного, посетите больного» 14 и в качестве выполнения своих религиозных обязательств .

Трактовка джихада Анваром аль-Ауляки включает в себя финансирование деятельности по освобождению заключенных мусульман вне зависимости от совершенных ими деяний и мест их заключения Согласно мнению Анвара аль-Ауляки, все мусульмане должны собирать средства не на освобождение и помощь конкретному мусульманину, а в некую общую копилку, средства из которой пойдут на помощь мусульманам по всему миру. «Многие пленные муд-жахиды сегодня забыты, томясь в тюремных клетках на каждом континенте планеты . Даже острова в море не являются исключением Нам надо повышать осведомленность Уммы...» (28-й способ аль-Ауляки) .

В целях сопоставления точек зрения, выраженных в «Сахих аль-Бухари» Мухаммеда аль-Бухари и «44 способа поддержать Джихад» Анвара аль-Ауляки как наиболее ярких и распространенных произведений традиционного ислама и сторонников радикальных форм ислама, приведем таблицу

Подводя итог, отметим, что в современном мире при возрастании числа глобализационных изменений, увеличении объема разного рода информации, в том числе и религиозно-политического содержания, религиозное сознание становится глобализирующимся Религиозное сознание мусульман, проживающих на различных территориях и не имеющих непосредственных контактов, обретает сходные черты и отличия Религиозные идеи, возникшие и развившиеся среди мусульман Саудовской Аравии, распространяются среди мусульман России, где радикальные идеи ислама ранее не были востребованными В российской действительности, для которой идеи джихада в трактовке салафитстких ученых являются чуждыми, происходит трансформация традиционного понимания джихада как оборонительной войны, выраженной в «Сахих аль-Бухари», в войну с «неверными» в трактовке Анвара аль-Ауляки с целью достижения политических задач религиозно-политических объединений

В результате трансформации религиозных положений ислама для достижения целей и задач религиозно-политических объединений, действующих в том числе и на территории России, происходит радикализация уммы и увеличение количества противоправных действий со стороны мусульман, связанных с выполнением религиозных обязанностей На наш взгляд, одним из способов снижения негативных проявлений со стороны мусульман является просвещение уммы в вопросах религиозных обязательств Может способствовать стабилизации государственно-религиозных отношений и внутриконфессиональной ситуации разъяснение

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таблица . Сравнение толкований джихада

«Сахих аль-Бухари» «44 способа поддержать Джихад»

Правовой статус Необходимое действие в определенных условиях Обязанность каждого мусульманина

Цели джихада Сохранение, физическое выживание Установление исламского государства (халифата), распространение ислама

Направленность действий На угрозу со стороны «неверных» — язычников На угрозу со стороны «неверных» — язычников и всех тех, кто не разделяет данные убеждения . Обвинение мусульман (такфир)

Методы проведения Объединение мусульман, осуществление военных действий Война с «неверными» . Избегание открытого вооруженного столкновения

Участники Физически здоровые мужчины — мусульмане Все мусульмане (мужчины, женщины, дети)

мусульманам на богословском и юридическом уровнях отличий традиционного толкования джихада от частных радикальных взглядов исламистских богословов . Реализация комплекса мер, включающих разностороннюю работу с мусульманами в сферах просвещения и социальной политики, во многом сможет оказать помощь в оптимизации государственно-религиозных отношений и снижении уровня межрелигиозной напряженности

1 Аль-Азм С. Что такое исламизм? URL: http://middle-east . posov. com/index/islamizm/0-5 (дата обращения: 13 . 01. 2015) .

2 Прозоров С. М. Бида // Ислам: энциклопедический словарь . М ., 1991. С . 41.

3 Баширов Л. А. Ваххабизм: истоки, особенности вероучения // Государство, Религия, Церковь в России и за рубежом . 2007. № 1-2 . С . 203.

4 Васильев А. М. История Саудовской Аравии (1745 г. — конец ХХ в .) . 2-е изд . , расш . и доп . М . , 1999. 671 с .

5 Сикоев Р. Р. От панисламизма к радикальному исламизму // Ислам на Ближнем и Среднем Востоке . 2011 . № 6 . С . 466-474.

6 Джихад . URL: htps://vk . com/club71381590 (дата обращения: 15 . 01. 2014) .

7 Аль-Ауляки А. 44 способа поддержать Джихад . URL: http://anwar-al-awlaqi . blogspot . ru/2013/08/44. html (дата обращения: 20.01.2015) .

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

8 О противодействии терроризму [Электронный ресурс] : федеральный закон от 6 марта 2006 г. № 35-Ф3 : принят Государственной Думой Федерального Собрания Российской Федерации 26 февраля 2006 г. URL: http://base . garant . ru/12145408/ (дата обращения: 21. 01. 2015) .

9 Уголовный кодекс Российской Федерации от 13 июня 1996 г. № 63-Ф3 : в ред . Федерального закона от 5 мая 2014 г. № 91, с изм . от 17 июня 2014 г.) . URL: http://base .garant. ru/10108000/ (дата обращения: 20 .01.2015) .

10 Родионов М. А. Ислам классический . СПб . , 2001 . С . 94-95.

11 Ханмагомедов Я. М. Сунна — один из важнейших источников мусульманского права // Вестник Дагестанского государственного университета . 2011. № 5 . С . 231-232 .

12 Сахих аль-Бухари. URL: http://www. islam .by/sh/sb/?-ref=58 (дата обращения: 21. 01. 2015) .

13 Священный Коран / пер на англ . яз . с введением и комм . Маулана Мухаммада Али // Ахмадийа Анжуман Ишаат Ислам . Лахор, 1997. С . 87.

14 Напоминание о важности и обязательности освобождения пленных . URL: http://www. sunnaonline . com/home (дата обращения: 25 .12 .2014) .

УДК 34 © М. А. Антоненко, 2015

Понятие «государственный заказ» в законодательстве и цивилистической науке

М. А. Антоненко

Проводится теоретический анализ законодательства и научного толкования понятия «государственный заказ». Изучается и анализируется необходимость введения универсального понятия «государственный заказ», дается его определение.

Ключевые слова: государственный заказ, государственные закупки, гражданское право, размещение заказов.

Отношения, связанные с удовлетворением по- тивного развития экономики страны . Так, поставка требностей государства в товарах, работах и услугах, товаров, вызванная такими потребностями, являет-всегда играли значительную роль в области эффек- ся одной из частей системы правоотношений, кото-