Научная статья на тему 'Трансформация свадебных традиций и обычаев в Туркменистане'

Трансформация свадебных традиций и обычаев в Туркменистане Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
2873
304
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СВАДЕБНЫЕ ТРАДИЦИИ / ОБЫЧАИ / ПОМОЛВКА / ТРЕХДНЕВНЫЙ ПРАЗДНИК: YALAN-CHELPEK / GELEN-ALJI-TOý / THREE HOLIDAYS: YALAN CHELPEK / GELEN ALJI TOý / CHIN-CHELPEK / WEDDING TRADITIONS / CUSTOMS / ENGAGEMENT / CHIN CHELPEK

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Белова Наталья Андреевна

Статья посвящена свадебным традициям и обычаям сегодняшнего Туркменистана. Свадьба отмечается в течение трех дней. Первый день носит название «yalan chelpek». В этот день происходит помолвка и назначается день свадьбы. Второй день называется «chin chelpek», нечто вроде девичника: родственники невесты отмечают свадьбу. В последний день, «gelen alji toý», родственники жениха отмечают свадьбу и, наконец, невеста переходит в дом жениха.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Turkmenistani wedding traditions and customs transformation

The article is devoted to wedding traditions and customs of nowadays' Turkmenistan. The wedding is celebrated for three days. The first day is “yalan chelpek”. In this day, engagement takes place and the wedding day is appointed. The second day is “chin chelpek”, something like hen party: relatives of the bride celebrate the wedding. The last day of “gelen alji toý”, relatives of the bridegroom celebrate the wedding and the bride finally goes to stay with the groom.

Текст научной работы на тему «Трансформация свадебных традиций и обычаев в Туркменистане»

цессе трансформирующейся модели государственно-церковных отношений постсоветской России.

Библиографический список

1. Выступление Владимира Путина на заседании клуба «Валдай». - [Электронный ресурс]. -Режим доступа: http://www.rg.ru/2013/09/19/ stenogramma-site.html.

2. Историко-правовая Комиссия Русской православной церкви поддерживает проект Концепции государственной политики в сфере отношений с религиозными объединениями. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: www.state-religion.ru.

3. Концептуальные основы государственно-церковных отношений в Российской Федерации (проект) / разработан кафедрой религиоведения Российской академии государственной службы при Президенте Российской Федерации. - [Электронный ресурс] - Режим доступа: www.state-religion.ru.

4. Освященный Архиерейский Собор Русской Православной Церкви состоялся 2-го февраля в Москве // Журнал Московской патриархии. - 2011. - № 3.

5. Обращение к Президенту России В.В. Путину, Председателю Совета Федерации В.И. Мат-

виенко и Председателю Государственной Думы С.Е. Нарышкину, членам Совета Федерации и депутатам Государственной Думы, депутатам законодательных собраний субъектов Российской Федерации. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://xn--80aaaaaibc6caab5a4acjosw4a5f6j.xn--p1ai/

6. Об основах социальной концепции Русской православной церкви: доклад митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла, Председателя отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата // Основы социальной концепции Русской православной церкви. - М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000. -158 с.

7. Основы социальной концепции Русской православной церкви. - М.: Изд-во Московской Патриархии, - 2000. - 158 с.

8. Проект Концепции вероисповедной политики России / автор - к.ю.н. И. Куницын, вариант от февраля 2004 г. - [Электронный ресурс]- Режим доступа: www.state-religion.ru.

9. Тойнби А.Дж. Постижение истории. - М.: Айрис-Пресс, 2010. - 640 с.

10. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. - М.: ООО «Издательство АСТ», 2003. - 603 с.

УДК 94(5) "1918/..."

Белова Наталья Андреевна

кандидат исторических наук Институт этнологии и антропологии РАН (г. Москва) [email protected]

ТРАНСФОРМАЦИЯ СВАДЕБНЫХ ТРАДИЦИЙ И ОБЫЧАЕВ В ТУРКМЕНИСТАНЕ1

Статья посвящена свадебным традициям и обычаям сегодняшнего Туркменистана. Свадьба отмечается в течение трех дней. Первый день носит название «yalan chelpek». В этот день происходит помолвка и назначается день свадьбы. Второй день называется «chin chelpek», нечто вроде девичника: родственники невесты отмечают свадьбу. В последний день, «gelen alji toy», родственники жениха отмечают свадьбу и, наконец, невеста переходит в дом жениха.

Ключевые слова: свадебные традиции, обычаи, помолвка, трехдневный праздник: yalan-chelpek, chin-chelpek, gelen-alji-toy.

В сентябре 2012 г., в рамках Соглашения о сотрудничестве между Институтом этнологии и антропологии РАН и Министерством культуры Туркменистана, автор участвовала в работе Маргианской археологической экспедиции. Основное внимание Л.Т. Соловьевой и Н.А. Беловой во время полевого выезда в Туркменистан было уделено исследованию декоративно-прикладного искусства в современном туркменском обществе, его сопоставлению с прекрасными образцами такового, обнаруженных в результате археологических раскопок экспедиции под руководством В.И. Сарианиди на памятниках в древней дельте р. Мургаб [16; 9 и др.]. Параллельно с этой основной работой представилась возможность собрать интересный материал, характеризующий современную систему питания семьи и семейную обрядность (детская, свадебная, похоронно-поми-нальная), традиции имя наречения. Работа прохо-

дила как среди сельского населения, так и среди горожан - выходцев из этих сел в Марыйском ве-лаяте (городах Байрамали, Шатлык, Мары, поселке Яхтыйол Каракумского этрапа, пос. Сакар-Чага, колхозе Свердлов, колхозе Калинин Байрамалий-ского этрапа). Основной метод работы - беседы с местным населением, как правило, с помощью переводчика. Беседы проводились с мужчинами и женщинами разного возраста и разного социального статуса. При интервьюировании был использован авторский вопросник, составленный в сентябре 2012 г.

Изучение туркменской семьи можно разделить на три периода: дореволюционный, советский и современный (после распада Советского Союза Туркменистан приобрел независимость, что дает нам право выделить этот период как самостоятельный). В Российской империи туркменская семья, в том числе вопросы брака, специально не

© Белова Н.А., 2014

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2014

63

изучалась. Имеются лишь отрывочные сведения в отчетах и дневниках русских и европейских путешественников, в работах чиновников царской администрации, офицеров, инженеров, топографов, любителей-краеведов, а также геологов и других исследователей.

В опубликованных в советский период научных трудах вопросы туркменской семьи и брачно-се-мейных отношений специально не рассматривались, за исключением лишь отдельных работ [12, с. 22; 14, с. 100-133; и др.].

Характерная особенность первых лет советской этнографической науки - то, что изучением культуры и быта туркменского народа занимались главным образом ученые-этнографы Москвы, Ленинграда и Ташкента. При этом задача этнографов на данном этапе вытекала из общей задачи советской власти - борьба за преобразование быта и культуры населения, внедрение социалистических знаний и взглядов в повседневную жизнь граждан [2, с. 80-91; 3, т.17, №»1, с. 61-65]. За годы советской власти и двадцатилетие независимости Туркменистана большие социально-экономические и культурно-бытовые преобразования, произошедшие в республике, не могли не отразиться на семейном быту туркменского народа, в том числе на его свадебной обрядности, обычаях и ритуалах.

Изучение традиционной обрядности разных групп туркмен представлена в ряде работ советских этнографов: Я.Р. Винникова, Г.П. Васильевой, Дж. Овезова, А. Джикиева, К. Овезбердыева, Р. Бабаджанова и др. [6, с. 62-75; 4, т. 21, с. 82-215; 5, с. 391; 12, с. 122; 1, с. 50-64]. Вместе с тем необходимо отметить, что исследование свадебной и семейной обрядности было недостаточным. Публикации по этим вопросам почти отсутствуют, за исключением отдельных работ К. Овезбердыева, Я.Р. Винникова, Г.П. Васильевой и др. [12, с. 121; 5, с. 251-307; 11, с. 149-151].

Если говорить относительно последнего периода современного Туркменистана, то в российской науке его изучение заканчивается 1980-ми годами. В статье мы попытаемся отразить основные стороны свадебной обрядности, затрагивающей важную сторону повседневности туркмен.

Как нам удалось выяснить, свадьба (гелин той) в Туркменистане, как и прежде, - один из популярных массовых веселых семейных праздников. Вместе с тем необходимо отметить, что происходит стирание некоторых локальных особенностей традиционных свадебных обрядов у различных групп туркмен и формирование на их основе единой для всего туркменского населения свадебной обрядности. Сейчас туркменская свадьба по церемониалу мало чем отличается в Ашхабаде, Мары, Красноводске и др. Некоторые из обрядов либо ушли в прошлое, либо приняли новое содержание. В сравнении с советским периодом происхо-

дит постепенное возвращение некоторых обрядов и ритуалов, которые были признаны партийными организациями «вредными пережитками прошлого» [11, с. 150], которые мы постараемся рассмотреть дальше в статье.

В прошлом выбор жениха и невесты был исключительно делом их родителей, а сами брачующие-ся были в этом совершенно бесправными. Теперь жених и невеста являются хозяевами своей судьбы, выбирая для себя подходящую пару, однако только с одобрения родителей. Во многих случаях на практике родительское благословение носит лишь формальный характер, потому что они желают счастья своим детям. Новое явление в повседневности Туркменистана - знакомство через Интернет. Молодые девушки и юноши регистрируются в социальных сетях: «Одноклассниках», «В контакте», «mail.ru agent» или «icq» - с целью найти новых друзей или свою вторую половинку. Приведу ряд примеров. Так, женщина (45 лет, Ашхабад) говорит: «Мой сын познакомился со своей женой в «Одноклассниках», они долго переписывались. Он ездил несколько раз в Мары (девушка жила в другом городе) и только после этого признался мне, что хотел бы жениться и даже нашел уже девушку» [15]. Можно говорить о том, что в подавляющем большинстве случаев молодые люди сегодня вступают в брак по взаимному согласию. Иногда, правда, встречаются редкие попытки родителей или родственников поспособствовать в выборе невесты или жениха, но выглядит это исключительно как совет от родственников, например: «присмотрись к моей соседке, хорошая девушка», «моя подруга из хорошей семьи» и т.д. [15]. Вместе с тем окончательное решение молодых является решающим, родители не считают себя вправе настаивать на свадьбе.

Сватовство. В Туркменистане, по традиции, браки в подавляющем большинстве заключаются путем сватовства (гудачылык), то есть сговора родителей брачующихся (гуда болмак). Процедура сватовства мало чем отличается от традиционной, описанной достаточно подробно в этнографической литературе [6; с. 70; 4, с. 82-215; 5, с. 194195]. Исключение составляют лишь некоторые изменения в деталях сватовства. Так, если в прошлом сватами (савчы) были в основном мужчины (обычно отец жениха, брат его отца, старший брат и др.) [13, с. 151-171], то теперь сватать невесту отправляются вначале женщины (мать жениха, его енге, старшая сестра и др.). В первый свой визит они могут только «приглядываться» к будущей невестке, скрывая истинную цель. Повторный, более официальный, визит совершается только после того, как были обсуждены все детали с мужем (отцом жениха), причем вопрос к матери невесты не задается напрямую, а только «полунамеками». Делается это во избежание конфликта в случае от-

64

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова .¿j. № 2, 2014

каза выдать замуж невесту. Обычно мать первым делом спрашивает дочь о ее согласии выйти замуж. Если она получает отрицательный ответ, то также «полунамеками» отказывает сватам, говоря, например: «Дочь слишком еще молода, ей надо закончить университет, поработать и встать на ноги». Если же невеста согласна, то сватам ничего не говорят определенного, а мать должна будет обсудить все с мужем. Только в случае положительного ответа отца невесты сватам опять полунамеками говорят о своем согласии. После этого уже назначается официальный визит близкой родни жениха в дом невесты, где обсуждаются подарки, размер калыма и др.

Современная туркменская свадьба празднуется три дня:

ялан-чельпек - помолвка, окончательное подтверждение свадьбы, выплата калыма и преподнесение подарков невесте;

чин-чельпек - свадьба в доме невесты, или так называемый «девичник»;

гелен-алджи-той - третий день свадебного торжества, или «мальчишник», когда невесту увозят в дом жениха.

Первый официальный визит родни жениха в дом невесты считается началом свадьбы - «ялан-чельпех». В этот день родня жениха дарит подарки, выплачивает калым, а жених преподносит золотые украшения невесте. Размер калыма зависит от многих факторов. Сейчас средний калым составляет 4-7 тыс. долларов США. Кроме денег он включает обязательный подарок невесте «ювелирного комплекта», состоящего, как правило, не менее чем из пяти предметов: цепочки, кулона, сережек, кольца и браслета. Калым потерял сейчас свое традиционное понимание, потому что денежная сумма, которую жених выплачивает за невесту, возвращается в их семью в виде новой мебели (спальня молодых обставляется новым гарнитуром), оплаты ремонта и др. Частично средства идут и на обновление всего дома, покупку новой бытовой техники (телевизор, компьютер, стиральная машинка, холодильник). Таким образом, калым - это деньги, которые возвращаются обратно в дом жениха, но уже в материальном виде. Невеста также должна подготовить подарки для будущей родни. Обязательно покупается полный комплект одежды для жениха, как праздничной, так и повседневной, включая обувь и рубашки. Для свекрови и свекра также подготавливаются ценные подарки.

Ялан-чельпех может происходить за 2-3 месяца до свадьбы, именно поэтому некоторые сейчас не считают его традиционным праздничным днем. Однако по случаю сватовства и уплаты калыма режется баран и готовится праздничное угощение.

Новым явлением туркменской свадьбы является то, что праздничное угощение устраивается в специальных ресторанах «Той-Меканы», рассчитанных на 500 и более персон. Интересным явля-

ется то, что за два дня фактического празднования на свадьбе успевает побывать более 2 тыс. человек, как близких, так и дальних родственников, включая друзей родных, их покровителей и просто знакомых семьи.

На второй день свадьбы, или чин-чельпек, празднуется так называемый девичник, когда уже выплачен калым и подарены атгулаки2. Устраивается праздник, как правило, в «Той-Меканы», столовых или кафе. На «девичнике» гуляют родня невесты, а также ее друзья, со стороны жениха приглашаются только самые близкие родственники - не более 20-30 человек. Столы сервируются как национальными (плов, суп-чорба с картофелем и помидорами, пешме - национальная выпечка), так и европейскими закусками (салаты оливье, цезарь, греческий и др.). Из напитков присутствуют соки, газированные напитки, вода и чай. Алкогольные напитки не выставляются на стол и употребляются исключительно некоторыми мужчинами. По мусульманской традиции мужчины садятся отдельно от женщин, именно поэтому зал ресторана условно можно поделить на две равные части, вместе с тем в Ашхабаде и Мары это правило нередко нарушается: и женщины и мужчины сидят за столами вместе. Влияние европейских свадебных традиций прослеживается прежде всего в наряде невесты. Ее свадебное платье в этот день, как правило, белое и пышное, с фатой. Плечи часто открыты. Кроме того, молодожены сидят вдвоем отдельно от всех гостей, на возвышении. Эти примеры являются новым явлением для туркменской свадьбы. За два дня фактического празднования свадьбы невеста меняет платья несколько раз: на чин-чельпеке - белое платье; на третий день свадьбы, или гелен-алжи-той, невеста за день одевает два наряда: утром - национальный костюм, вечером - белое платье, сшитое в традиционном стиле и украшенное серебряными изделиями с сердоликом, на голову невеста одевает губпу3, украшенную фатой.

На такие большие праздники теперь обязательно приглашают тамаду, причем развлекательная команда состоит из 5-7 человек: танцоров, певцов, ди-джея и ведущего. Во время торжества молодожены танцуют свой первый танец не под национальную музыку, а современную - российскую или европейскую, часто танцуют вальс. Во время торжества в «Той-Меканы» устраиваются шуточные конкурсы европейского характера: кто быстрее займет стул или возьмет тарелку, пантомима, ручеек и прочее, а также танцы и поздравления, что является совершенно новым явлением в семейном быту туркменского населения. Эти обычаи зародились в 1990-х годах и наибольшее распространение получили в 2000-е годы [15].

«Гелен-алджи-той» - третий день свадьбы. В этот день свадьба наиболее традиционна как

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2014

65

в праздновании, так и в нарядах. Невеста с утра наряжается в национальный костюм, который украшен различными серебряными изделиями с сердоликом. В настоящее время украшения чаще всего берутся в аренду и сделаны из меди, что значительно легче изделий из серебра, таким образом облегчают наряд невесты на 20 кг. В сумме наряд может весить до 60 кг (гульяка, пояс, броши, браслеты, на голову обязательно одевается куппа/губпа), на ногах у невесты резиновые галоши с бубенчиками, а на голову накидывается гелен-куртэ4 [15]. Традиционный костюм туркменки нельзя представить без ювелирных украшений, служивших некогда своего рода амулетами, оберегавшими от болезней и бесплодия [18].

На третий день, когда невесту забирают в дом к жениху, снаряжается свадебный поезд, который в среднем состоит из 5-7 машин. Вместе с тем богатые семьи, стремясь выделиться из окружающих, в последнее время стали забирать невесту из родительского дома, как и десятилетия назад, - не на машине, а на верблюде. В отличие от прошлых лет, когда на спине верблюда в специальном сидении находилась одна невеста, теперь жених и невеста едут вместе. В большинстве случаев молодую забирает старшая в доме невестка и жених из родительского дома на машине, которая украшается бантами, лентами, травой юзерлык (считается, что она может защитить молодых от сглаза). Иногда делается специальное украшение для машины в национальном стиле (серебряные и позолоченные украшения с сердоликом или цветным стеклом, украшенные ниточками из шерсти верблюда).

Хотелось бы отметить и тот факт, что национальные традиции тесно переплетаются с традициями общеевропейскими. Так, помимо национальной атрибутики, на крышу машины очень часто в наши дни ставятся обручальные кольца или фигурки голубей. Машины, сопровождающие ту, в которой едут молодожены, украшаются в основном платками, реже яркими лентами. Платок в Туркменистане является знаком счастья и богатой жизни. В городах практически в прошлое ушла традиция украшать машины кисточками, коврами или кошмами, специально вытканными для праздничного украшения. Однако подобные вещи бережно хранятся и передаются из поколения в поколение в туркменских семьях.

Новым явлением туркменской свадьбы считаются и катания на машинах по городу, что, видимо, также является заимствованием распространенной европейской традиции. Если раньше свадебный поезд ехал сразу домой к жениху, то теперь молодые обязательно едут кататься, во многих, особых, местах устраивается праздничная фотосессия. Примечательно, что наряд невесты полностью соответствует национальной традиции, и девушкам приходится ездить в жару (иногда температура

поднимается до 50 градусов по Цельсию) в тяжелом и неудобном наряде. Из-за того что на голову невесту накинуто гелин-куртэ, самостоятельно она передвигаться не может. Как правило, ее ведет жених и одна из подружек. Обычно свадебный поезд посещает и возлагает цветы к памятникам воинам, погибшим в Великую Отечественную войну, запускают «на счастье» голубей, молодожены фотографируются с гостями на память в парках отдыха. Национальный костюм невеста снимает только вечером на торжественную часть свадьбы в ресторане или столовой.

Следует отметить, что у туркмен как в прошлом, так и в настоящем специального свадебного костюма для жениха не было. Раньше жених в день свадьбы надевал традиционный для молодых мужчин праздничный костюм, который одновременно являлся и свадебным. Начиная с 1960-х годов жених в день свадьбы чаще всего надевал шапку-ушанку, а иногда фуражку, однако этот обычай надевать на свадьбе головной убор уже не соблюдается. Костюм жениха в основном европейского кроя, черного, серого или коричневого цвета, с белой рубашкой, галстуком или бабочкой, в туфлях европейского стиля, подобранных по вкусу молодого человека или его второй половинки [15].

По прибытии свадебного поезда в дом жениха раньше невесту сажали обычно на ватное одеяло (душек), сложенное в три или четыре слоя, или на новую кошму, чтобы она отдохнула после утомительной поездки на верблюде. Сегодня же невеста отодвигает ногой подобные мягкие подстилки, тем самым показывая свою скромность и непритязательность. После этого вокруг невесты садятся все замужние женщины рода и начинают ее наставлять. Например, информатнка 47 лет вспоминает: «Когда дома гости - накрой стол, если нет угощения - напои чаем, слушайся мужа и его родителей и много другое». Обязательно молодой сажают на руки ребенка, желательно мальчика. Этот обычай делается для того, чтобы в молодой семье были дети [15].

Свадебное торжество начинается вечером, не ранее семи часов. В «Той-Мерканы» приглашаются все родственники жениха и самые близкие члены семьи невесты, чего раньше не делалось. Вечерний наряд невесты на третий день отличается от «девичника», девушки стараются придать своему костюму как традиционный, так современный стиль. Белое платье шьется по национальному крою из шелка, реже бархата, украшается вышивкой и серебрёнными в национальном стиле украшениями с сердоликом. На белую фату одевается губпа. Рот девушка прикрывает белым носовым платочком, что означает ее новый статус замужней женщины. В основном празднование третьего дня ничем не отличается от гуляний на чин-чельпеке. В ресторан также приглашаются тамада, ди-джей,

66

Вестник КГУ им. Н.А. Некрасова № 2, 2014

певцы и танцоры, которые устраивают представление для гостей.

В отличие от второго дня свадьбы, третий день может проходить как в ресторане, так и в доме жениха. В сельской местности большинство свадеб отмечается дома. Традиция справлять свадьбу дома зависит не от количества дохода - это уважение к своему народу или к родительскому дому. В день свадьбы у жениха в доме, как и в прошлом, готовят праздничное блюдо суп-чорба и палов (плов). Причем суп этот раньше не заправлялся картофелем и помидорами из-за их отсутствия. Данное угощение подается, как и прежде, с чуреком. Иногда в день свадьбы у жениха в доме готовят обычно ритуальное блюдо «ярма» (каша из пшеничной крупы на мясном бульоне), однако необходимо отметить, что данное блюдо очень сложно в приготовлении, требует большого физического труда и как минимум двух видов мяса. По высказываниям местного населения, каждый человек должен обязательно съесть всю кашу, чтобы у молодых был достаток в семье [15].

Свадьба празднуется долго, а молодых, как правило, отправляют домой около десяти часов вечера, гости же продолжают отмечать. Пару провожают близкие друзья и родственники, часто друзья-ровесники (одноклассники или однокурсники). По прибытии домой невеста снова переодевается в национальный свадебный костюм и подвергается испытаниям в присутствии близких, родных и друзей жениха из числа молодых мужчин, женщин, юношей, девушек и других. Ее заставляли развязывать пояс «гушак» у жениха (гушак чездурмек), снимать туфли с его ног (эдик чыкартмак), халат (дон чыкартмак), шапку с его головы (телпек чы-картмак). Присутствующие на этой церемонии ребята мешают невесте развязывать гушлак, снимать сапоги и шапку. В этом случае ей на помощь приходит обычно енге жениха. Она помогает невесте также в том случае, если она одна не справлялась с развязыванием пояса жениха, снятием туфель и шапки. По завершении этого обряда жених по обычаю изгонял всех присутствующих на церемонии данного обряда, «избивая» их поясом, раньше это был кнут [15]. С помощью указанных обрядовых действий, с одной стороны, невеста подвергалась определенным испытаниям на зрелость, сообразительность, ловкость, умение и т.д., а с другой стороны, проверялось, насколько смел, силен, мужественен и умен жених перед своей будущей женой.

Таким образом, современная туркменская свадьба представляет собой уникальное сочетание народных обрядов с новыми, модными европейскими традициями. Эти и другие явления туркменской свадьбы будут рассмотрены нами более подробно в следующих статьях.

Примечания

1 Исследование и публикация осуществлены по гранту президента Российской Федерации для государственной поддержки ведущих научных школ, а также по проекту РГНФ №12-01-18045е «Истоки современного декоративно-прикладного искусства туркмен, их традиций и обрядов» (руководитель - Л.Т. Соловьева).

2 Ангулак - дословный перевод с туркменского: конское ухо. Раньше это были платки, сейчас подарки матери жениха своей новой родне (семье невесты), которые собираются женской половиной рода.

3 Губпа - серебряное, (в наше время чаще используют медное), национальное украшение на голову, имеющее куполообразную форму, с монетами и бляшками.

4 Куртэ - наголовный халат, с зашитыми рукавами, который накидывали замужним женщинам и цвет которого символизировал статус и возраст женщины. Красный - одевали невесты, черный - носили молодые девушки, которые уже имели детей, желтый - одевался после 40 лет, белый - одевали в 61 год и носили до конца жизни.

Библиографический список

1. Бабаджанов Р. Семья и свадебные обряды теджинских туркмен в XIX - начале XX века // Вопросы этнографии туркмен. - Ашхабад: Изд-во Туркм. гос. университета, 1980. - С. 50-64.

2. Белова Н.А. Учительская интеллигенция в 1920-30-е гг.: повседневная жизнь в условиях социалистического строительства // Интеллигенция и мир. - 2010. - №4. - С. 80-91.

3. Белова Н.А. Воспоминания как источник изучения повседневности советских учителей // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова. - 2011. - Т. 17. - № 1. -С. 61-65.

4. Васильева Г.П. Туркмены-нохурли // Среднеазиатский этнографический сб. Тр. Ин-та этнографии (далее - ТИЭ). - Т. 21. - М., 1954. - С. 82-215.

5. Васильева Г.П. Преобразование быта и этнические процессы в северном Туркменистане. - М., 1969.

6. Винников Я.Р. Социалистическое переустройство хозяйства и быта дайхан Марыйской области // Среднеазиатский этнографический сб. Труды ИЭ АН СССР. - М., 1954. - Т. XXI.

7. Джикиев А. Семья и брак у туркмен юго-восточного побережья Каспийского моря в XIX-XX вв. // Известия АН ТССР. - 1958. - № 2. -С. 62-68.

8. Джикиев А. Традиционные туркменские праздники, развлечения и игры. - Ашхабад: Ылым, 1983.

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2014

67

9. Дубова Н.А. Антропологический облик населения Маргианы в антропоморфной пластике Гонура // Этнокультурное взаимодействие в Евразии. - М., 2006. - Т. 1. - С. 301-306.

10. Ниязклычев К. О скотоводческом и земледельческом хозяйстве Юго-Западного Туркменистана конца XIX - начала XX в. // Труды ИИАиЭ АН ТССР. Сер. Этнография. - Ашхабад, 1973. -Т. 7.

11. Новое и традиционное в быту туркменской сельской семьи (на примере населения Южного Туркменистана) / отв. ред. Г.П. Васильева, А.О. Оразов. - Ашхабад: Ылым, 1989.

12. Овезбердыев К. Семейные отношения у туркмен Мервского оазиса в конце XIX - начале XX в. // Исследования по этнографии туркмен. -Ашхабад, 1965.

13. Овезов Д. Свадебные обряды туркмен долины рек Сумбара и Чандыра в конце XIX - нача-

ле XX в. // Известия Академии наук Туркменской ССР. Серия общественных наук. -Ашхабад, 1964.

14. Оразов А. Хозяйство и культура населения Северо-Западной Туркмении в конце XIX - начале XX в. Очерки по истории хозяйства и культуры туркмен. - Ашхабад, 1973.

15. ПМА - полевые материалы автора, собранные во время экспедиции в Туркменистане, октябрь - ноябрь 2012 года.

16. Сарианиди В.И. Маргуш. Древневосточное царство в старой дельте реки Мургаб. - Ашхабад, 2002.

17. Теджов А. Свадебные обряды туркмен- ем-рели в конце XIX - начале XX в. // Материалы по исторической этнографии туркмен. - Ашхабад: Ылым, 1987. - С. 55-88.

18. Туркменская женская одежда. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kovry-business.ru/turkmenskaya-zhenskaya-ukroschenie-i-vyshivki (дата обращения: 07.11.2013).

УДК 94(5)"1918/..." 94(470)"1992/..."

Серый Николай Иванович

Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

РОЛЬ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОЗДАНИИ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СМЕШАННОЙ КОНТРОЛЬНОЙ КОМИССИИ КАК ОСНОВНОГО ИНСТИТУТА УРЕГУЛИРОВАНИЯ ГРУЗИНО-ОСЕТИНСКОГО КОНФЛИКТА

В статье рассматривается этап институционального становления урегулирования грузино-осетинского конфликта через механизм создания Смешанной контрольной комиссии как постоянно действующего органа урегулирования конфликта и ликвидации его последствий. Анализируется роль Российской Федерации в этом процессе.

Ключевые слова: Смешанная контрольная комиссия, история грузино-осетинского конфликта, Южная Осетия, Южный Кавказ, миротворчество.

Смешанная контрольная комиссия по урегулированию грузино-осетинского конфликта (далее - СКК) была образована и действовала в соответствии с третьей статьей «Соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинского конфликта», подписанного 24 июня 1992 года Президентом Российской Федерации Б.Н. Ельциным и Председателем Госсовета Грузии Э.А. Шеварнадзе. СКК была создана в целях обеспечения контроля за прекращением огня, разоружением и выводом вооруженных формирований, за роспуском сил самообороны и обеспечением режима безопасности в зоне конфликта, а также за поддержанием мира и недопущением возобновления боевых действий, осуществлением координации совместной деятельности сторон по стабилизации обстановки, политическому урегулированию конфликта и экономическому восстановлению пострадавших районов, возвращению и обустройству беженцев и вынужденно перемещенных лиц в соответствии с договоренностями в Казбеги [9, с.7].

Согласно подписанному протоколу представителей сторон по выполнению «Соглашения о принципах урегулирования грузино-осетинско-

го конфликта» от 4 июля 1992 года был определен персональный состав членов СКК, утверждены ее сопредседатели от российской, грузинской, осетинской, сторон. Принято решение о создании Смешанных сил для обеспечения мира и поддержания правопорядка, находящихся под непосредственным руководством СКК. Также было решено, что СКК будет способствовать восстановлению и укреплению структур и органов, обеспечивающих жизнедеятельность народного хозяйства, жизнь населения, возвращение и обустройство беженцев, а также органов правоохранения и правопорядка [7].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Таким образом, СКК становилась межгосударственным легитимным координационным и административно-хозяйственным органом по вопросу урегулирования грузино-осетинского конфликта.

В июле 1992 года состоялось три заседания ССК. Первое заседание СКК состоялось сразу после подписания соглашения во Владикавказе и включало в себя следующие вопросы повестки:

1. О формировании смешанных сил по установлению мира и поддержанию правопорядка (ССМП) в зоне конфликта при Смешанной контрольной комиссии (СКК).

68

Вестник КГУ им. H.A. Некрасова № 2, 2014

© Серый Н.И., 2014

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.