Научная статья на тему 'Трансформация субъектности в контексте постнеклассической картины мира'

Трансформация субъектности в контексте постнеклассической картины мира Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
168
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СУБЪЕКТНОСТЬ / СУБЪЕКТ / СУБЪЕКТИВАЦИЯ / СОВРЕМЕННАЯ ОНТОЛОГИЯ / ПОСТНЕКЛАССИКА / "ДИВИДУУМ" / "ПОСТЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ" ИССЛЕДОВАНИЯ / SUBJECT / SUBJECTIVISATION / MODERN ONTOLOGY / POST-NON-CLASSIC / "DIVIDUUM" / "POSTHUMAN" RESEARCH

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Зубова Д.А.

Статья посвящена изучению трансформации субъектности в различных контекстуальных полях с учетом фундаментальной ориентации новой онтологии. Автором выделены векторы новационного подхода к проблеме субъекта в области онтологии, эпистемологии, постчеловеческих исследований. Проанализированы тенденции расширительного толкования феномена субъектности в связи с развитием технонаучных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Subject Transformation in Post-non-Classic Context of the World Picture

The article is devoted to examination of subjectivity transformation in different conceptual fi elds with consideration of a new ontology fundamental orientation. New approaches to the issue of subject (ego) from ontology, epistemology and posthuman perspectives are presented in the article. Subjectivity understanding in the broad sense with consideration of techno-scientifi c practice evolution is analysed.

Текст научной работы на тему «Трансформация субъектности в контексте постнеклассической картины мира»

новаций. Современный глобальный рынок инноваций характеризуется как грандиозный технологический трансфер. Он обеспечивает "конкурентно прибыльное производство гражданского сектора экономики, за счет которого существуют хотя и критически необходимые, но затратные и неприбыльные сектора экономики, в том числе вооруженные силы, военно-промышленный комплекс (ВПК), фундаментальные научные исследования, здравоохранение, образование, социальное обеспечение" [9]. Это своеобразный внутренний ресурс и одновременно вызов жизненно важным сферам жизнедеятельности, областям гражданской экономики.

Данный вызов предполагает формирование отряда специалистов, владеющих навыками стратегического планирования технологического трансфера. Следовательно, речь идет о высокой планке интеллектуального и исследовательского потенциала лиц, возглавляющих такие технологические цепочки, что обусловливает настоятельную необходимость конституирования философии инноваций в качестве самостоятельной и актуальной сферы философско-методологического поиска.

ЛИТЕРАТУРА

1. Шумпетер Й.Ф. Теория экономического развития. Капитализм, социализм, демократия. М.: Эксмо, 2007. 864 с.

2. Почепцов Г.Г. Политические инновации и преодоление барьеров массового сознания // Философские науки. 2010. № 1. С. 37-50.

3. См.: Сунгуров А.Ю. Инновации и их диффузия: к возможности использования концепции в социально-политической сфере // Философские науки. 2000. № 1. С. 9-18.

4. Мамчур Е.Н. Спонтанность и телеологизм // Спонтанность и детерминизм. М.: Наука, 2006. 324 с. С. 227.

5. Князева Е.Н., Курдюмов С.П. Основания синергетики. СПб.: Алтейя, 2002. 414 с.

6. См.: Коллинз Р. Социология философий. Гло-бальная теория интеллектуального изменения / Пер. с англ. Н.С. Розова и Ю.Б. Вертгейм. Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. 1280 с.

7. Касавин И.Т. Социальные технологии и научное знание // Эпистемология и философия науки. 2010. Т. 26. № 4. С. 5-15.

8. Тулмин Ст. Человеческое понимание. М.: Прогресс, 1984. 327 с.

9. Глобальный технологический трансфер // Инновационные направления современных международных отношений. М.: Аспект Пресс, 2010. 295 с. С. 50.

1 апреля 2011 г.

УДК 141.201

ТРАНСФОРМАЦИЯ СУБЪЕКТНОСТИ В КОНТЕКСТЕ ПОСТНЕКЛАССИЧЕСКОЙ КАРТИНЫ МИРА

Д.А. Зубова

Изменения, привнесенные пост-неклассической картиной мира, не выступают чем-то внешним по отношению к человеку. Затрагивая его непосредственно - как субъекта и носителя культуротворческих процессов, они меняют само содержание субъектности. Данные трансформации можно понимать в духе конструктивистских ментальных структур, представляющих собой по отношению к сознанию современников своего рода "маршрутизаторы", в рамках которых происходит включение

Зубова Дарья Алексеевна - аспирант кафедры философии и методологии науки Южного федерального университета, 344038, г. Ростов-на-Дону, пр. М. Нагибина, 13, e-mail: zubova_da@mail.ru, т. 8(863)2303278.

в социокультурный контекст конкретного общества. Они задают особый настрой мышления, определяющий направленность восприятия окружающей действительности, способы постановки и решения проблем, порядок, на основе которого развертывается мыслительная деятельность, поведенческие траектории. Инновационные смыслы пост-неклассического мировидения, с присущим ему постулированием концептов нелинейности, неопределенности, неравновесности как атрибутов бытия, задают дискурсивное

Darya Zubova - postgraduate student of the Philosophy and Science Methodology Department at the Southen Federal University, 13 M. Nagibina Avenue, Rostov-on-Don, 344038, e-mail: zubova_da@mail.ru, ph. +7(863)2303278.

пространство в отношении понимания субъ-ектности.

В этой связи возникает потребность в комплексном подходе к рассмотрению трансформации субъектности, содержащем в себе понимание необходимости многоуровневого и всестороннего осмысления бытия человека, с учетом достижений конкретно-научных дисциплин, социокультурных реалий современности и приоритетов современной философской рефлексии. Именно в таком ключе видится возможным раскрытие изменений содержательной и аксиологической наполненности субъектности. Данная проблематика, связанная с трансформацией субъектности, является малоизученной, однако ее остроактуальный посыл улавливается широким кругом специалистов, вследствие чего феноменам субъективности, субъектности, индивидуальности уделяется внимание в контекстуальных полях различных направлений.

Прежде всего необходимо назвать имена ученых второй половины XX в., в чьих работах нашла отражение постнеклассиче-ская ментальность и подлинный интерес к фигуре субъекта: это Э. Левинас, П. Рикер, Ж.-Л. Нанси, М. Фуко, А. Рено и др. Среди отечественных философов новации осмысления субъектности в эпистемологическом поле представлены в исследованиях В.А. Лекторского, В.С. Степина, В.С. Меськова, Е.Н. Князевой, Л.А. Микешиной; в онтологическом поле - С.Л. Рубинштейна, Т.Г. Лешкевич, С.В. Комарова. Обобщенный анализ субъекта эпохи современности, в том числе вектор "постчеловеческих" исследований, дан такими авторами, как: З. Бауман, М. Эпштейн, У. Бек.

Трансформация понимания субъектности в постнеклассике. Несмотря на подчас радикальные оценки феномена субъектности (от совершенного "негативистского взгляда", лишавшего субъекта таких фундаментальных качеств, как целостность, автономность, осознанность, до выстраивания новых "онто-лого-метафизических" проектов, призванных раскрыть ценность субъектных проявлений бытия), можно с уверенностью фиксировать единство в отказе от представления о субъекте как абсолютном и самоочевидном "cogito", некоей самообосновывающейся субстанции, лишенной всякого психологического оттенка, автобиографической референции, которое господствовало со времен Р. Декарта.

В онтологическом поле в первую очередь обращает на себя внимание тенденция

к рассмотрению субъектности в измерении множественности. На наш взгляд, она проистекает из отказа от субстанциональных, абсолютистских трактовок субъектности и является выражением постнеклассиче-ской ориентации на плюральность. Поворот к плюралистичности бытия актуализирует и делает возможным исследования конкретных форм субъектности, взятых в их уникальном историческом, социокультурном и аксиологическом аспекте. С учетом этих подвижек необходимо зафиксировать тенденцию своеобразного "умножения" субъектов: в литературе встречаем политического субъекта, исторического, социального, субъекта познания, субъекта совместной деятельности, субъекта психической деятельности, субъекта моральной деятельности, субъекта жизни и пр. Каждый из них представляет собой определенный сегмент бытия, имеет собственную структуру и масштабы, свой уникальный способ деятельности, которые в совокупности образуют конгломерат качеств, обусловливающих взаимоотношения конкретной личности с окружающей действительностью, уровень возможностей изменения наличного бытия [1].

Вторым значимым моментом является открытие со-бытийности существования субъектности. Эта трансформация эффектно представлена в работе Ж.-Л. Нанси "Бытие единичное множественное" [2], в которой акцент ставится на бытие вместе [3] как онтологической реалии человеческого существования. Бытие предстает как единичность, но данная в изначальной множественности, которая задается и проявляется в каждом акте творения конкретно сущего, в каждой сингулярности бытия. Ж.-Л. Нанси описывает этот формат целокупности бытия как "непрерывное сотворение в прерывностях отдельных проявлений" [3]. В теоретическом отношении мы сталкиваемся с переходом к уровневому подходу к бытию, наделяющему субъекта системосозидающими интенциями, способностью задавать определенные параметры порядка, быть актором социального действия.

Однако как только онтологическая реальность обретает "множество лиц", открывается выход в проблематику интерсубъективности, актуальным становится раскрытие возможностей (и механизмов их реализации) приобщения одного уникального субъекта к другому уникальному субъекту. Обращаясь ко дню сегодняшнему, мы наблюдаем

крайне противоречивую ситуацию. С одной стороны, трагический опыт первой половины XX в. привел к осознанию ценности бытия вместе. Технические достижения, начиная с развития транспортной системы и средств связи и завершая информационными технологиями и сетевой инфраструктурой, выступили практическим основанием успешной организации коммуникативных процессов. В контексте обсуждения целей и задач "общества знания" можно слышать о необходимости развития коммуникативной этики, корпоративной культуры, основанных на принципах со-бытийности. В этой связи возникает повышенное внимание к феномену "коллективного субъекта", успевшему стать реалией современной гносеологии и постнеклассического понятийного аппарата. Именно в создании диалогичного пространства, максимально инклюзивного для различных субъектностей, видятся условия возможности как конструктивного решения глобальных проблем, выхода из социально-экономических и политических кризисов, так и повышения продуктивности индивидуального мышления, интенсификации обмена информационных потоков, что в итоге должно содействовать получению инноваций.

С другой стороны, если оторваться от идеального плана и рассуждать с точки зрения не должного, а реально сущего, то налицо развитие разрушительных, обособленческих тенденций. В отношении понимания их сути нам близок взгляд А. Рено. Согласно схеме его размышлений, в качестве фундаментального принципа современной культуры - "индивидуалистической культуры независимости" [4], возводится индивид, понимаемый как независимое существо, обладающее высшей ценностью и полагающее в качестве устанавливающего начала исключительно себя. Для области социальной онтологии это означает столкновение с процессами индивидуализации и де-социализации, когда человек дистанцируется от участия в общественном бытии, направляя активность на развитие прежде всего собственного экзистенциального сюжета.

Теряет свою значимость ценность Другого и на уровне индивидуального жизненного проекта, и на уровне межличностных отношений, и в системе отношений "Я-социальные институты". Подтверждение этому находим, с одной стороны, в эффекте "культурного похолодания", нивелирующем ценности самопожертвования, заботливости, взаимности, гостеприимства, милосердия, с другой - в со-

средоточении жизненных интересов субъекта на приватном модусе бытия. В частности, З. Бауман комментирует указанные процессы следующим образом: «Как прежде, личное и общественное остаются связанными, но жизнь человека становится уже не столько взаимодействием с обществом, сколько "биографическим разрешением системных противоречий" .., к возникновению которых он по большей части не имеет никакого отношения» [5].

В мире свободных маршрутов и меняющихся ценностных ориентиров высшими ценностями признаются "свобода маневра", свобода выбора и неопределенность. В такой перспективе Другой лишается самоценности и уникальности, статуса, утверждающего начала субъектности. На него распространяется объективирующий взгляд, высвечивающий способность или неспособность удовлетворять потребности. Ориентированность индивида прежде всего на процессы потребления, овладения, производства, закрытость от/для Другого приводят к появлению новых форм общения. Они характеризуются процессами "обезличивающего и усредненного взаимодействия людей, объединяющих их в так называемые массы" [6], а также индифферентностью и монологизмом.

Третьей существенной подвижкой, на наш взгляд, является отказ от эссенци-алистской позиции относительно трактовки субъектности. Отныне субъект не самотож-дественен, не связан с некоей изначальной сущностью. Полагая себя в деятельности, он конституируется в каждом акте собственной активности - будь то акт культурного творчества, гносеологическая операция или этическое деяние. Будучи соизмеримым с ментальными структурами и ориентациями эпохи, субъект по-разному выстраивает границы собственной активности.

В приложении к современности процессуальный характер субъектности отличается своеобразной дискретностью, что отчетливо просматривается в работах З. Баумана, У. Бека. Речь идет о том, что в условиях глобализирующегося пространства субъект принципиально меняет стратегию собственного жизнеориентирования. Значимыми оказываются такие свойства, как лабильность, флексибильность, умение лавировать между нескончаемым потоком изменений, перестраивать экзистенциальные цели и ожидания, а также способность меняться изнутри в от-

вет на стремительно меняющиеся внешние обстоятельства. Имманентно этим процессам сознание претерпевает метаморфозы: «оно начинает функционировать как "триггер", мгновенно переключаясь в соответствующий регистр, обеспечивающий наличную ситуацию деятельности и поведения адекватной рациональной картиной» [7]. В этом находит проявление дискретность субъектного полага-ния, меняется логика выстраивания идентичности. Появляется понятие протеевской идентичности (Дж. Лифтон), подразумевающее "возможность существования одновременно нескольких Я, вплоть до полностью противоположных друг другу (шиШштё), но каждое из которых постоянно готово вступить в действие" [8, с. 100]. На этот счет у З. Баумана припасена метафора одежды с застежкой на молнии - эти "костюмы" или Я-структуры, легко снимающиеся и так же быстро надевающиеся при необходимости вновь.

Сущность подобных процессов отражает понятие субъективации в терминологии М. Фуко или идентификации, широко вошедшей в словарь гуманитариев. "Идентификация определяется как высшая форма социализации, способ связи человека с коллективными сущностями своей истории, акт отождествления себя с главными ценностями и святынями ядра своей культуры" [9, с. 37]. Данная дефиниция удачно воплощает в себе энергию процессуального характера, сохраняя акцентуацию на преемственности.

Вместе с тем хотелось обратить внимание на один спорный момент. Традиционно идентификацию соотносят с потребностью "в ощущении глубоких временных - исторических корней, гарантирующих прочность и безопасность бытия, на путях отнесения себя к стабильной связи преемственности, превосходящей масштаб собственной жизни и находящей ее в масштабах эволюции всего общества. Без истории мы не намного больше, чем просто ничто" [9, с. 39]. Однако опыт осмысления указанных процессов применительно к современности опровергает императивную связь идентификационных процессов с преемственностью. Меняется сама логика жизнеориентирования. Достаточно вспомнить постнеклассический тезис, утверждающий возможность перескока с одной траектории на другую и утраты системной памяти [10]. Теперь стратегической задачей для субъекта становится реализация программы "быть принятым рынком". Ориентированность индиви-

да, как определенного товара этой системы, на инновационность, информационную прогрессивность, систематическое совершенствование свойств и качеств помещает его в пространство, всецело подчиненное требованиям рыночной конъюнктуры.

Мысля идентификационные процессы в рамках ментальных структур современности, сталкиваемся с вопросом, как они строятся и соотносятся с пределами активности субъекта. Разумеется, выступая схемами или "маршрутизаторами", задаваемыми самой внешней реальностью, по которым и происходит включение субъекта в мир социального, в мир культуры, они несут на себе печать некоторой универсальности и необходимости. Но здесь же возникает вопрос о социальных практиках, в которых, не отменяя существующие в данном обществе идентификационные схемы, было бы возможно сохранение свободы, выступающей основой созидания и проявления субъектности. Быть может, в качестве подобной альтернативы плодотворно обращение к практикам или "техникам себя" (М. Фуко).

Следующая особенность постнекласси-ческого понимания субъектности усматривается нами в хронотопной параметризации, т.е. тесной связанности характера конституиро-вания субъектности с пространственно-временным континуумом. Данная связь хорошо просматривается на примере дифференциации переживания пространства и времени у разных страт, либо людей, принадлежащих к "богатому Северу" - "бедному Югу". Для социальных кругов, характеризующихся высокой профессиональной квалификацией и достойной экономической платформой, временные процессы крайне сжимаются в силу их чрезвычайной насыщенности, а пространство расширяется в силу мобильности существования (в том числе и географической). Для социальных же кругов, чьи квалификационные, экономические, социальные параметры оцениваются ниже среднего (условно говоря, так как показатель "среднего" для каждого региона будет специфичен), время раскрывается, прежде всего, в своей длительности, а пространство - в своей ограниченности и замкнутости. Причем и ограниченность, и замкнутость могут мыслиться как глобально - на уровне стран, экономических и политических регионов, так и локально - на уровне конкретных районов города.

Помимо этого хронотопная параметризация просматривается в логике развертыва-

ния идентификационных процессов - речь об оперировании короткими временными промежутками, отказе от долгосрочных целей в пользу среднесрочной перспективы. "Краткосрочное измерение времени особенно заметно в замене четких карьерных траекторий в неизменных организациях работой, которая предполагает выполнение и ограниченных задач; когда задача выполнена, зачастую заканчивается и работа" [11, с. 100].

Подвижки осмысления субъектности в рамках постнеклассической онтологии послужили импульсом к обновлению эпистемологического поля. В первую очередь здесь была схвачена необходимость преодоления "чрезмерной абстрактности самой категории субъекта" и в целом "ситуации, при которой в философии реальный живой процесс человеческого познания полностью заменен предельными абстракциями, результаты оперирования с которыми безоговорочно экстраполируются на реальный процесс познавательной деятельности" [12]. Действительно, если обратиться к традиционной теории познания, то обнаруживается противоречивая ситуация: речь о человеческом познании идет не от имени реального, укорененного в бытии индивида, а от некоего субъекта, сводящегося к чистой мыслительной деятельности и представленного только одной функцией - производства объективного истинного знания. Осознание ограниченности абстрактного гносеологизма привело к попыткам переосмысления процесса познания в его корреляции с антропологическими смыслами и аспектами.

Основанием такого рода трансформаций выступила "новая онтология", которой удалось, исходя из осознания со-бытийности существования, вскрыть глубинную диало-гичность и коммуникативность внутреннего пространств индивида, Я.

Важным штрихом стало осмысление факта телесной облеченности познающего субъекта, что позволило установить детерминированность познавательных процессов, в том числе морфологическими и функциональными особенностями конкретно взятого проявления телесности, способностями его восприятия и пространственно-временной локализации.

Эпистемологический субъект начинает мыслиться как телесный индивид, включенный в культуру, в коммуникативные взаимодействия, социально-политическую жизнь. Это требует обновления категориального пространства

эпистемологии. В когнитивных исследованиях, в качестве альтернативы "субъекту познания", распространение получил концепт "когнитивный агент", призванный подчеркнуть дея-тельностное начало субъекта, процессуальный характер познавательных процессов в целом. Л.А. Микешина [12], В.А. Лекторский [13], с учетом рассмотренных трансформаций, рекомендуют выделять как минимум три ипостаси субъекта: как "Я", "Другой" и как "коллективный субъект". Под "коллективным субъектом" подразумевается образование, не имеющее структуры Я, существующее как единство входящих в него субъектов. Под Другим может пониматься другое Я, а могут (согласно П. Ри-керу) - социальные институты.

Трансформируется и понимание познавательных актов, содержание которых теперь расширяется за счет включения содержательно-интуитивных, творчески-конструктивных, аксиологических сторон. Интересно отметить, что постнеклассическое понимание активности субъекта вбирает в себя "все возможные, в том числе незавершенные, неуспешные и частичные попытки трансформации, взятые во всей их параллельности, взаимосвязанности и сложности" [14]. Приятно отметить, что в оценке характера взаимоотношений между познающим субъектом и окружающей средой удается избежать агрессивно активистских прочтений. Так, Е. Князева, А. Турбов [15] предлагают интерпретировать их взаимоотношения в терминах коэволюции.

Следующая трансформация постнеклас-сического осмысления субъектности связана с переносом акцента с постижения истинно сущего на возможное или так называемое "потенциированное бытие". Модель реальности как нелинейной, ветвящейся структуры, образующей сложную систему ходов и выходов - некий лабиринт возможностей или "ризому" (в терминологии Ж. Делеза и Ф. Гваттари), проблематизирует анализ рефлексивных, креативных, управленческих и иных способностей субъекта, как источника, задающего принципиальную вариабельность бытия. В области когнитивных исследований выделяется задача формирования среды, способной развивать и активным образом стимулировать мотивацию и эффективность индивидуального мышления.

Многоуровневость онтологической концепции, отражающая множественность бытия, открывает поливариантность познавательных форм, подразумевающую учет различной сти-

листики мышления, проявлений субъектности феминного/маскулинного типов, индивидуальной и коллективной и т.д.

Вектор "постчеловечности": тенденции трансформации в понимании "субъектности". Перспектива коренных преобразований человеческой природы может быть раскрыта в связи с реконструкцией человека на фоне бурного развития биомедицинских технологий. Речь идет об исследованиях в области создания искусственного интеллекта, искусственной жизни, генной инженерии, клонирования, исследовании стволовых клеток, которые создают горизонт "постприродной, постбиологической и постчеловеческой цивилизации" и непосредственным образом затрагивают "антропологическую неприкосновенность" человека. Данное инновационное поле выходит за рамки лабораторий, трансформируя устоявшиеся представления. Например, приходится фиксировать тенденции стирания грани между "искусственным" и "естественным". Находятся энтузиасты в области исследований искусственного интеллекта, отрицающие разницу между субъективностью человека и субъективностью машины [16]. Согласно их логике, компьютерный продукт предстает как полноправный субъект, равнопо-ложенный человеческому. К этим сентенциям, носящим пока во многом футурологический характер, можно относиться с разной степенью серьезности, но важно иметь в виду, что так или иначе они олицетворяют собой настроение и намерение эпохи в целом.

Обращают на себя внимание два интеллектуальных направления, рассматривающих судьбу человека под знаком его исторического конца и вступления в эпоху постгуманизма -это "трансгуманизм" и "постчеловеческие" исследования. Если первое направление представляет собой внеакадемическое движение энтузиастов кибер-разума, то второе - исследовательское направление, сформировавшееся в рамках академического сообщества, которое связано с изучением новых технологий и их воздействием на гуманитарные науки. Полярность оценок происходящих процессов технизации, в том числе и технизации человеческих способностей, можно зафиксировать на примере позиций М.Н. Эпштейна [17], А. Горца [16]. Если для первой фигуры разрастание техноло-го-механизированных пейзажей является квинт-

и и*

эссенцией кенотической природы человека,

* Даный термин заимствован М.Н. Эпштейном из теологической традиции, в которой под кеносисом понимается самоопустошение Бога, иначе - способность к трансцендентированию.

его способности к самотрансцендентированию, перенесению своей сущности в нечто отличное от себя (и по этому поводу им используется метафора "творческой эстафеты"), то для А. Горца - это попытка "индустриализации производства и воспроизводства человека", перестройки мира в соответствии с анонимной целью тандема науки и капитала.

Концептуальным основанием "постчеловеческой" ориентации выступает, на наш взгляд, отказ от идеи целостности, укладывающийся в логику постнеклассической рефлексии, с ее ориентированностью на плюрали-стичность. «Понятие целостности утрачивает свою ценность как некий идеал и подменяется другими словами: "комплексность", "сборка", "единство"» [18, с. 25]. Базовым для стратегии анализа субъектности становится центрированность вокруг множественности свойств, качеств, системных признаков. Субъект утрачивает себя как целостное индивидуальное образование и не выступает более как самобытный конституирующий исток культуры. Превращаясь в некоторую функцию, он приобретает новую форму существования - в качестве "дивидуума".

Пугающе выглядит и тенденция, связанная с расширением понятия человеческого. Рассмотрение человека всего лишь как части техносферы (т.е. умных машин, техноор-ганизмов), аккумулирующей своего создателя, приводит к стиранию границ между "естественным" и "искуственным". Этому же способствуют интенсивные процессы "дебиологизации", предлагающие соединение человеческого и технического (выступающего подчас симуляционной реальностью). Идея комплементарности частей человеческого тела и техноэлементов позволяет говорить о деформации аксиологического измерения.

Как отмечают современные мыслители, современный тип культуры может привести к появлению нового "антропологического персонажа". " Мы должны говорить уже не о человеке, а о неких гуманоидах, разных формах и видах гуманоидной жизни, среди которых собственно привычный человек - лишь один из видов, причем уже уходящий. Человек -вид исчезающий" [18, с. 19].

Таким образом, привнесенные постне-классической картиной мира трансформации повлекли расширительное толкование субъ-ектности с учетом фундаментальных ориен-таций как на целевые, так и на ценностные измерения современности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Лешкевич Т.Г., Зубова Д.А. Переоткрытие субъ-ектности: точки роста новых ценностей // Научная мысль Кавказа. 2010. № 2 (62). С. 5-11.

2. Нанси Ж.Л. Бытие единичное множественное. Минск: Логвинов, 2004. 272 с.

3. Левинас Э. Избранное: Тотальность и бесконечное. М.; СПб.: Культурная инициатива: Университетская книга, 2000. 416 с.

4. Рено А. Эра индивида. К истории субъективности. СПб.: Владимир Даль, 2002. 474 с.

5. Бауман З. Индивидуализированное общество. М.: Логос, 2002. 390 с.

6. Докучаев И. И. Феноменология знака. Избранные работы по семиотике и диалогике культуры. СПб.: Наука, 2010. 412 с. С. 163.

7. Комаров С.В. Метафизика и феноменология субъективности: Исторические пролегомины к фундаментальной онтологии сознания. СПб.: Алетейя, 2007. 736 с. С. 13.

8. Труфанова Е.О. Идентичность и Я // Вопросы философии. 2008. № 6. С. 95-105.

9. Козин Н.Г. Идентификация. История. Человек // Вопросы философии. 2011. № 1. С. 37-48.

10. Лешкевич Т.Г. Неопределенность в мире и мир неопределенности. Ростов н/Д: Изд-во РГУ, 1994. 231 с.

11. Сеннет Р. Капитализм в большом городе: глобализация, гибкость и безразличие // Логос. 2008. № 3. С. 95-108.

12. Микешина Л.А. Эпистемология ценностей. М.: РОССПЭН, 2007. 440 с. С. 5.

13. Лекторский В.А. Эпистемология классическая и неклассическая. М.: Эдиториал УРСС, 2006. 256 с.

14. Меськов В.С., Мамченко А.А., Смирнова И.В. От возможного мира и возможного индивида к инфомиру и когнитивному субъекту // Возможные миры: семантика, онтология, метафизика. М.: Канон+, 2010. С. 17-24.

15. Князева Е., Турбов А. Мир науки. Познающее тело. Новые подходы в эпистемологии // Новый мир. 2002. № 11. С. 136-154.

16. Горц А. Знание, стоимость, капитал. К критике экономики знаний (Окончание) // Логос. 2008. № 1 (68). С. 3-32.

17. Эпштейн М.Н. Тело на перекрестке времен. К философии осязания // Вопросы философии. 2005. № 8. С. 66-81; Он же. Творческое исчезновение человека. Введение в гуманологию // Человек. 2009. № 4. С. 48-57.

18. Гуревич П.С. Феномен деантропологизации человека // Вопросы философии. 2009. № 3. С. 19-31.

21 апреля 2011 г.

УДК 550.2

ПРОБЛЕМА "ЕСТЕСТВЕННО-ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ГРАНИЦ" РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ: КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ПОДХОДЫ

Р.А. Тлепцок

Проблема естественных границ, исследуемая в контексте изучения геополитической теории, позволяет понять суть территориальной политики государства, дополнив его новыми, качественными характеристиками*. Учитывая

* Выражение "естественные границы" с политической тенденцией впервые употребил в 1793 г. французский политический деятель Эмманюэль-Жозеф Сийес (1748-1836), который под естественной границей, разделяющей Францию и Германию, подразумевал Р. Рейн. Мысль эта задолго до него была высказана в 1444 г. в манифесте Людовика XI. В годы наполеоновских войн Франция вновь прибегла к лозунгу "естественных границы", чтобы оправдать свои притязания на левобережные прирейнские территории. Франко-германские территориальные споры прочно ввели выражение "естественные границы" в международный обиход.

Тлепцок Руслан Асланович - кандидат исторических наук, доцент кафедры всеобщей истории Адыгейского государственного университета, 385000, г. Майкоп, ул. Университетская, 208, е-шай: Ъиш102@ yandex.ru, т. 8(8772)571324.

географические особенности России, проблема расширения жизненного пространства на протяжении истории переплеталась с потребностью выхода к естественным географическим границам. В контексте этого не вызывает удивление появление в отечественном историческом знании концепций, объясняющих формирование Российской империи как процесса постепенного расширения Российского государства в его естественно-географических границах. Безусловно, обращение к исследуемой проблеме невозможно без учета анализа взглядов известного российского историка В.О. Ключевского, считавшего, что в течение XVIII в. Россия почти завершила свое стремление

Ruslan Tleptsok - Ph.D. of history, the senior lecturer of General History Department at the Adygea State University, 208 University Street, Maikop, 385000, e-mail: bum102@yandex.ru, ph. +7(8772)571324.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.