Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ СЦЕНАРИЕВ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙВ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ СЦЕНАРИЕВ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙВ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
373
60
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕМЬЯ / СЦЕНАРИЙ / СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА / ВНУТРИСЕМЕЙНЫЕ ФУНКЦИИ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / FAMILY / SCENARIO / FAMILY SYSTEM / INTERNAL FAMILY FUNCTIONS / FAMILY VALUES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Чуева Елена Николаевна

В статье рассматриваются изменения, произошедшие в современных семейных отношениях. Приве- дены результаты эмпирического исследования трансформации сценариев семейных отношений родителей и детей в современных социокультурных условиях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FAMILY RELATIONSHIP SCENARIOS TRANSFORMATION IN MODERN SOCIO-CULTURAL CONDITIONS

The article considers changes that occurred in modern family relationship. Results of empiric research of parents and children family relationship scenarios transformation in modern socio-cultural conditions are presented.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ СЦЕНАРИЕВ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙВ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ»

УДК 159.923

Е. Н. Чуева

ТРАНСФОРМАЦИЯ СЦЕНАРИЕВ СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЙ В СОВРЕМЕННЫХ СОЦИОКУЛЬТУРНЫХ УСЛОВИЯХ

Аннотация. В статье рассматриваются изменения, произошедшие в современных семейных отношениях. Приведены результаты эмпирического исследования трансформации сценариев семейных отношений родителей и детей в современных социокультурных условиях.

Ключевые слова: семья, сценарий, семейная система, внутрисемейные функции, семейные ценности.

E. N. Chueva

FAMILY RELATIONSHIP SCENARIOS TRANSFORMATION IN MODERN SOCIO-CULTURAL CONDITIONS

Annotation. The article considers changes that occurred in modern family relationship. Results of empiric research of parents and children family relationship scenarios transformation in modern socio-cultural conditions are presented.

Key words: family, scenario, family system, internal family functions, family values.

Проблема трансформации брачно-семей-ных отношений является одной из актуальных проблем современного общества. За последнее столетие практически во всех странах Западной Европы, Северной и Южной Америки, России и странах постсоветского пространства произошли существенные изменения семьи как социального института. К наиболее характерным изменениям семьи можно отнести: уменьшение численности семьи; снижение рождаемости и количества детей в семье; отсрочка рождения ребенка даже в браке и избегание добрачной беременности; увеличение числа внебрачных детей; увеличение возраста вступления в брак и рождения первого ребенка; отсрочка официального оформления брачных отношений и замена их добрачными сожительствами или «пробным браком»; увеличение количества разводов и повторных браков; переход от патриархальных, расширенных семей к нуклеар-ным; изменение устойчивого лидера в семье; обесценивание принципа супружеской верности; возросшие требования супругов к эмоциональной близости; рост экономической независимости супругов друг от друга и личностной автономии; снижение значимости традиционных семейных ценностей и распространение ценностей самовыражения, саморазвития и гедонизма; однополые сожительства

и смешанные семьи; браки между подростками; снижение родительского авторитета и нарушение социокультурной преемственности поколений; снижение ценности семьи в системе жизненных приоритетов людей и многое другое (А. Я. Варга, С. И. Голод, О. А. Карабанова, Л. Б. Шнейдер, Э. Г. Эйде-миллер и др.)

Семья является важнейшим феноменом человеческого общества, первичным и фундаментальным институтом социализации. Именно в семье человек становится социальным существом, получает знания о мире, о себе, о межличностных отношениях, о социальных ролях, нормах, культуре, правилах взаимодействия и др. Будучи важным элементом структуры общества, семья выполняет целый ряд социально-значимых функций, освоение которых формируется на протяжении всего жизненного цикла семьи и передается из поколения в поколение. У включенного в семейную систему ребенка с раннего детства на подсознательном уровне формируется представление о моделях семейных отношений, о ключевых функциях семьи, о правилах взаимодействия в ней (А. И. Захаров. А. И. Спи-ваковская, С. Минухин и др.). Согласно Э. Берну, «в роли организующего начала внутреннего образа семьи выступает «сценарий» — «постоянно действующий жизненный план,

созданный в детстве под воздействием родителей, являющийся «психологической силой, подталкивающей человека к его судьбе, независимо от того, сопротивляется ли он или подчиняется добровольно» [1, с. 187].

Изучив и обобщив различные точки зрения относительно понятия «сценарий», мы пришли к выводу, что «семейный сценарий» — это «записанное» в подсознании человека представление о том, каким образом необходимо выстраивать отношения в семье, с кем, как и для чего нужно жить в семье, сколько нужно иметь детей, каким образом заботиться о них, как строить отношения с расширенной семьей, как справляться с проблемами или трудностями и т. д. Сценарий не наследуется генетически, он формируется под влиянием широкого социального контекста, изменяется под влиянием многочисленных факторов, как внутрисемейных, так и внешних — социально-демографических, социально-экономических, социокультурных. Но ключевую роль в их формировании играет базовая модель семейных отношений, закрепленная в детстве и обусловленная событиями семейной истории. Так было на протяжении многих веков, но примерно с середины ХХ века, с наступлением «эпохи постмодерна» отмечаются качественные изменения брачно-се-мейных отношений.

Социальные процессы, происходящие в современном обществе, безусловно оказали влияние на традиционный уклад семейных отношений и трансформацию семейных сценариев. «Готовые» общественные нормы семейного уклада перестали быть регуляторами семейных отношений, появилась большая вариативность моделей семейного уклада, а, следовательно, и семейных сценариев. По мнению А. Я. Варга, для современного брака характерно «весьма специфическое для традиционного взгляда на него образование — с новыми сложностями и, возможно, преимуществам», к которым можно отнести: «удлиненный период добрачных отношений», «отказ от традиционного распределения половых ролей в супружестве», «бикарьерный брак», «вынесение «вовне» традиционных хозяйственных функций, выполнявшихся в семье», «возрастание роли эмоционально-

личностных и смысловых, ценностных факторов в супружеских отношениях», «многообразие вариантов союзов» [3].

В тоже время, несмотря на значительные изменения, которые происходят на сегодняшний день в брачно-семейных отношениях, представители системного подхода (М. Боу-эн, С. Минухин, В. Сатир) пришли к некоторым наблюдениям, заметив, что «существуют определенные стереотипы взаимоотношений, которые повторяются и воспроизводятся в поколениях» [4]. Базовые сценарии (представления) о семейных взаимоотношениях в таких семьях носят схожий характер с родительскими моделями. Важно отметить, что представления о родительской семье, сформированные в детском возрасте, оказывают значимое влияние на представления о собственной семье в будущем. Отмечается концепция дублирования родительских свойств, которая предполагает, что человек учится выполнять мужскую и женскую роль в значительной мере от своих родителей и неосознанно использует в своей семье модель отношений родителей (М. Боуэн, А. Я. Варга, К. Витакер, В. Сатир и др.) [2, 3, 6].

Определив своей целью исследование трансформации сценариев семейных взаимоотношений в современных социокультурных условиях, мы выдвинули предположение о том, что: устойчивые семейные сценарии изменяются под влиянием многочисленных социокультурных факторов, следовательно, в значительной степени трансформация касается тех признаков семейного сценария, которые имеют социально обусловленный характер (количество детей в семье, отсрочка рождения ребенка, увеличение возраста вступления в брак, отсрочка официального оформления брачных отношений и замена их добрачным сожительством, распределение семейно-ролевых обязанностей и др.); в то же время наиболее устойчивыми элементами семейного сценария являются поведенческие паттерны семейно-ролевых отношений, обусловленные общностью семейных ценностей и эмоциональной связью между поколениями.

Эмпирическую базу исследования составили мужчины и женщины в возрасте от 22 до 40 лет (средний возраст 28,9), проживаю-

щие в г. Петропавловске-Камчатском, г. Ели-зове, г. Москве, г. Санкт-Петербурге, г. Тихвине, г. Сертолово и других населенных пунктах Ленинградской области. Всего в исследовании приняло участие 85 человек, из них 40 мужчин и 45 женщин.

Среди респондентов уровень образования распределился следующим образом: среднее — 32,2 %, среднее специальное образование — 24,6 % и высшее образование — 43,1 %. Среди опрошенных — 45 % состоят в первом (единственном) браке, 6 % — состоят в повторном браке, 17 % — состоят в незарегистрированном браке, 9 % — находятся в процессе оформления отношений, 15 % — никогда не состояли в браке, 6 % — разведены. Респонденты воспитывались в разных типах родительских семей: 75 % воспитывались в полных семьях (родные мать и отец), 13 % — в смешанных семьях (с отчимами и мачехами), 12 % — в неполных семьях (одна мать).

В качестве критериев для сравнения сценариев внутрисемейных отношений в семьях детей и родителей, мы взяли такие показатели как: эмоциональный климат в семье, структура и состав семьи, принятие сценария и модели родительской семьи, форма организации семьи, отношение к семейным функциям (таким как репродуктивная, воспитательная, досуговая, эмоциональная, сексуальная,

социальная), система семейных ценностей, характер коммуникаций в семье.

В качестве методов эмпирического исследования мы использовали: самостоятельно разработанную анкету-опросник; анкету семейных ценностей (О. С. Айшпур, С. В. Артамонов, Л. А. Коростылева); опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» (А. Н. Волкова); модифицированный вариант методики «Незаконченные предложения»; методы математической статистики.

Эмпирическое исследование структурных компонентов, включенных в систему семейных отношений, двух поколений (детей и родителей) позволило нам выявить очевидные изменения (трансформацию) ряда параметров, составляющих основу семейного сценария

Большинство современных молодых людей считают, что основу семьи составляют «любовь, дети, семейный уют и взаимопонимание, безопасность и общение с родными и близкими». Данное представление о семье незначительно расходится с представлением людей старшего поколения. Анализ ассоциативного ряда респондентов показал, что семья для них является источником удовлетворения ключевых потребностей и выполняет основные семейные функции. Вместе с этим на первое место среди данных определений у 49 % молодого поколения выходит фактор эмоционального благополучия (таблица 1).

Таблица 1. — Ассоциативный ряд представления респондентов о семье (по методике «Незаконченные предложения»)

Категории (функции) Семья ассоциируется у меня с ... Количество ответов (всего 325)

Указывающие на наличие социальной общности (функция социального взаимодействия) Близкими людьми; близкие люди вместе; близостью (2); браком; братством; дети и муж; дружбой (3); друзьями; жена (2); родственники; львиной семьей; любимые люди; мама; общением; объятиями родителей; папа; поддержкой друг друга; деревом; иерархией родители; родством; с мамой и папой; совокупностью близких людей; теплыми отношениями; увлеченность друг другом; привязанностью (2) 9,2 % (30 ответов)

Указывающие на значимость рождения и воспитания детей (функция рождения и воспитания детей) Воспитанием детей (2); заботой о детях; улыбками детей, продолжение рода человечества; детьми (19) 7,5 % (24 ответа)

Окончание табл. 1

Категории (функции) Семья ассоциируется у меня с ... Количество ответов (всего 325)

Свидетельствующие о значимости эмоциональной близости и доверии-интимности (функция эмоционального благополучия) Благополучием (6); верностью (4); взаимностью (2); взаимопониманием (11); добротой (2); доверием (5); душевным спокойствием; идиллия; нежностью; опорой; особенным вниманием; открытостью; подарками; полноценностью; преданностью; прощением; светло; смех; ценное; улыбки; счастливой жизнью; терпимостью; уверенностью; чистотой отношений; заботой (10); искренностью (3); любовью (34); поддержкой (7); спокойствием (4); уважением (7); заботой (2); счастьем (17); теплом (14); терпением (4); радостью (7); пониманием (4) 49 % (161 ответ)

Ориентированные на совместное проведение досуга (досугово-развлекательная функция) Единым времяпрепровождением; отдыхом; отдыхом за городом; поездками на природу; праздниками; радостными событиями; совместные планы; совместные поездки и отдых; совместные прогулки; совместным отдыхом; совместными событиями; совместный досуг (2) 4,1 % (13 ответов)

Указывающие на значимость защищенности, надежности и безопасности (защитная функция) Безопасностью; взаимовыручкой; дисциплиной; высокая степень ответственности; надежный тыл; обязательствами; постоянством; преодолением трудностей; слаженным механизмом; стабильностью; уверенность в завтрашнем дне; будущее; мир; взаимопомощью (2); гнездом (2); убежищем (3);ответственностью (2); защитой (3); крепостью (4); надежностью (6) 12,1 % (37 ответов)

Ориентированные на хозяйственно-бытовую сферу (хозяйственно-бытовая функция) Бытом; вкусной едой (3); возможностями; домом (7); достатком (2); здоровьем (3); изобилием; комфортом (5); очагом (4); домашним теплом (4), удобством; уютом (12) 13,4% (44 ответов)

Связанные с сексуально-эротической составляющей (сексуально-эротическая функция) Хорошими сексуальными отношениями 0,3% (1 ответ)

Ориентированные на духовную общность (духовная функция) Главной жизненной целью; духовными ценностями; жизнь; самое важное в жизни; гармонией (3) 2,4% (7 ответов)

В то же время результаты нашего исследования позволили выявить ряд значимых изменений, произошедших в семейных отношениях за последние десятилетия: значительное количество молодых людей (43,1 %) официально зарегистрированным отношениям предпочитают свободные отношения (так называемый «гражданский брак» или сожительство); у современных молодых людей сильно изменилось отношение к узакониванию брач-

но-семейных отношений; семья и брак вышли из под контроля не только церкви, но и государства; наблюдается обесценивание опыта старших поколений, меняются нормы и ценности, а правила поведения становятся относительными; добрачные отношения (сожительство) прочно вошли в норму современных пар, сегодня данная форма отношений не только не осуждается социальным окружением, но зачастую даже приветствуется (таблица 2).

Таблица 2. — Сопоставление долевого распределения показателя «Семейное положение» у респондентов и их родителей

Общий показатель Общий показатель Критерий Фишера

респонденты родители респонден- Ф* = 1,64(р < 0,05)

тов Ф** = 2,31 (р < 0,01)

Состоят в первом браке 45 % 62 % 1,94*

Состоят в повторном браке 6 % 22 % 2,57**

Состоят в «гражданском» браке 43 % 3 % 6,168**

Разведен 6 % 14 % -

Изменилось отношение молодых людей к распределению прав, обязанностей и функций внутри семьи. Доминирующая часть «молодых» респондентов (63 % по сравнению с 35 % родителей, при ф** = 3,24 (р < 0,01)) считают, что «супруги являются равноправными членами семьи и сообща принимают решения». В то же время современные молодые женщины и мужчины практически не приемлют главенство в семье женщины (3 %), при том, что такая форма организации семьи существовала у 20 % родительских семей (ф** = 3,3, при р < 0,01). В отличие от родительских семей (где деньги зарабатывали оба супруга, а иногда и женщины), большая часть респондентов (67,7 %) считает, что за финансовое обеспечение семьи должен отвечать мужчина, 27,7 % готовы разделить эту ответственность.

Для современных молодых семей характерна тенденция равноправного распределения семейно-бытовых обязанностей (61,5 %); совместного участия при решении семейных проблем, проведении досуга, воспитании детей и др. При этом в родительских семьях такая организация была лишь у 35 %.

Значительные изменения можно отметить в модели поведения, демонстрируемой респондентами, в форме и способах проявления эмоций и разрешения конфликтов. Доминирующее число молодых людей (77 %) считают, что к перемирию должны стремиться оба супруга, в то время как в семьях родителей достаточно типичными формами поведения были либо уступка жены, либо «молчание до победного конца». В семьях родителей значительно чаще женщины шли на примирение первыми (таблица 3).

Таблица 3. — Сравнение показателей по вопросу способа примирения при возникновении конфликта в семьях респондентов и их родителей

Варианты ответов Общий показатель респонденты Общий показатель родители респондентов Критерий Фишера Ф* = 1,64 (р < 0,05) Ф** = 2,31 (р < 0,01)

Первый муж 12 % 12 % -

Первой жена 5 % 29 % 3 9**

Оба должны стараться помириться 77 % 35 % 4,99**

Оба молчим (до победного) пока само не уляжется 6 % 23 % 2,88**

Интересный факт мы увидели, сравнивая показатели проявления положительных и отрицательных эмоций в семьях респондентов и их родителей: способы и формы проявления отрицательных эмоций (гнев, злость, раздражительность и т. п.) в семьях респондентов и их родителей не имеют значимых отличий,

однако возможность открытого проявления положительных эмоций (обнимать, целовать партнера, в том числе при детях, обнимать, целовать детей) более значима и принята в семьях молодых людей, тогда как в семьях родителей в 34 % случаев такая форма поведения была не приемлема (таблица 4).

Таблица 4. — Сравнение показателей способа проявления негативных и позитивных эмоций в семьях респондентов и их родителей

Варианты ответов Общий показатель респонденты Общий показатель родители респондентов Критерий Фишера Ф* = 1,64 (р < 0,05) Ф** = 2,31 (р < 0,01)

Да, в нашей семье принято бурно выражать негативные эмоции 41 % 44 % -

Нет, в нашей семье отрицательные эмоции принято сдерживать 32 % 31 % -

Да, в нашей семье принято открыто проявлять положительные эмоции 91 % 66 % 3,62**

Нет, в нашей семье не принято открыто проявлять положительные эмоции 9 % 34 % 3,63**

Сравнительный анализ репродуктивной и воспитательной функций в семьях разных возрастных поколений позволяет сделать следующие выводы: из опрошенных респондентов, 31 % имеют детей, остальные 67 % планируют и 2 % не имеют и не хотят иметь детей. Сравнивая показатели количества детей, планируемых респондентами, с количеством детей в семьях их родителей и прародителей (бабушек и дедушек), мы увидели, что 43 % молодых людей планируют рождение трех детей, что достоверно значимо превышает этот показатель в семьях родителей (25 %) и прародителей (5 %). Доминирующим фактором, оказывающим влияние на представление о воспитании детей, по-прежнему остается родительская семья (76,9%). В семьях молодых людей, в отличие от старшего поколения, значительная часть супругов считают, что воспитанием детей должны заниматься оба родителя (93,9 %). В тоже время 45 % респондентов отметили, что в семье родителей воспитанием детей в основном занималась мать без участия отца и других родственников или государственных учреждений; в 52 % семей респондентов воспитанием детей занимались оба родителя при участи других родственников или государственных учреждений; 1,54 % воспитывали ближайшие родственники (без участия отца и матери). Молодые люди осознают значимую роль бабушек и дедушек в воспитании внуков, но при этом не готовы перекладывать на них всю ответственность.

В иерархии ценностей и в семье «молодых» респондентов, и в родительской семье, по мнению респондентов, доминирующее

значение занимает эмоционально-психотерапевтическая составляющая брачно-семейных отношений, личностная идентификация с супругом, наличие в семье общности интересов, потребностей, ценностных ориентаций, способов времяпрепровождения.

За исключением интимно-сексуальной шкалы, у респондентов не выявлено достоверно значимых различий между представлением о функционально-ролевых позициях в родительской семье и ролевыми ожиданиями и притязаниями в своей семье.

Данные результаты могут говорить о том, что установки испытуемых имеют достаточно высокий уровень идентификации с семьей родителей и ожидания от своей семьи похожих ролевых отношений.

Сравнительный анализ семейных ценностей позволил выявить некоторые расхождения между двухпоколенными семьями. Такие ценности, как «внешняя привлекательность», «аккуратность как порядок», «умение прощать», «серьезность», «материальная обеспеченность», «свобода в поступках», «общность взглядов супругов на воспитание детей, на политику, культуру и образование», «твердость в отстаивании своих мнений и взглядов» и «терпимость к взглядам других», не имеют достоверно значимых различий между своей и родительской семьей. Это говорит о том, что данные ценности являются более фундаментальными и стабильными при передаче их из поколения в поколение.

В то же время такие ценности, как «любовь духовная», «любовь как физическая близость», «аккуратность личностная», «неж-

ность», «внимательность», «дружелюбие», «чувство безопасности», «тактичность», «ответственность», «здравомыслие», «веселость, жизнерадостность», «умение принимать позицию партнера», «общность взглядов на воспитание детей», «развитие, самосовершенствование», респонденты оценивают как более значимые по сравнению с реализованно-стью этих же ценностей в семье родителей.

Такая ценность, как «Преемственность поколений», оказалась на последнем месте в системе ценностей респондентов. Данный факт может говорить о сознательном преуменьшении, а иногда и обесценивании степени значимости опыта предшествующих поколений, тогда как неосознанно (опять же судя по ответам) дети во многом копируют семейную жизнь родителей, несмотря на изменения в социально-культурных условиях.

Достаточно большое количество корреляционных связей между ролевыми ожиданиями респондентов и ролевым поведением родителей позволяет говорить о высокой степени идентификации с родительской семьей.

Таким образом, мы можем сделать вывод, что новые социально-экономические условия, размывание и открытость внутрисемейных границ сделали возможным проникновение в семью иных типов и моделей семейных отношений. У людей, несмотря на предрасположенность к тому или иному стилю отношений, сформированному еще в родительской

семье, появилось осознание и возможность для поиска новых, подходящих конкретной паре, форм эмоциональной, смысловой близости, ценностных совпадений, в том числе и «интимных». Возможность большей свободы выбора привела к трансформации представлений о семейной жизни, семейных ролях и функциях, изменению системы ценностей. В то же время связь между семьей родителей и семьей детей остается достаточно высокой, и ролевые ожидания в своей семье имеют высокую значимую связь по ряду ключевых параметров с семьями родителей.

Проведенное исследование позволяет нам утверждать, что в настоящее время институт семьи переживает достаточно сложный противоречивый период. Большинство молодых людей при выборе сценария своей потенциальной семьи сталкиваются с рядом внутренних и внешних противоречий, обусловленных, с одной стороны, навязываемыми социумом новыми ценностными ориентирами и, с другой стороны, устойчивыми традиционными ценностями, транслируемыми родительской семьей. Наряду с обозначенными выше тенденциями, характеризующими кризис в институте семьи, возрастает значение вопроса о создании системы поддерживающих семью мероприятий, среди которых существенное место отводится квалифицированной психологической помощи.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Берн Э. Игры, в которые играют люди. Психология человеческих взаимоотношений; Люди, которые играют в игры. Психология человеческой судьбы: пер. с англ. — М.: Прогресс, 1997. — 400 с.

2. Боуэн М. О процессах дифференциации своего «Я» в родительской семье // Теория семейных систем Мюррея Боуэна: основные понятия, методы и клиническая практика / под ред. К. Бейкер, А. Я. Варга. — М.: Когито-Центр, 2005. — С. 81-106.

3. Варга А. Я. Системная психотерапия супружеских пар. — М.: Когито-Центр, 2012. — 210 с.

4. Варга А. Я. Системная семейная психотерапия // Журнал практической психологии и психоанализа. Ежеквартальный научно-практический журнал электронных публикаций. — 2000 г. — № 2. — URL: http://psyjournal.ru/articles/sistemnaya-semeynaya-psihoterapiya

5. Голод С. И. Семья и брак: историко-социологический анализ. — Спб.: «Петрополис», 1998. — 270 с.

6. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. — М.: Класс, 1998. — 304 с.

7. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи: 3-е изд. — СПб.: Питер, 2002. — 656 с.

ПЕДАГОГИКА

РБОДСО^СБ

УДК 372.8

М. В. Камардин

ОПЫТ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА РОЛЕВОЙ ИСТОРИЧЕСКОЙ ИГРЫ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПРАКТИКЕ СОВРЕМЕННОЙ ШКОЛЫ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КЛУБА «АРКАНАР»)

Аннотация. Данная статья освещает опыт реализации педагогического потенциала ролевой игры клуба «Арка-нар». Рассмотрены структура, принципы, правила, методы, особенности, виды деятельности объединения, предназначенного для внеклассной работы с учащимися общеобразовательной школы с целью углубленного изучения истории, а также повышения интеллектуального, физического, эстетического уровня развития членов клуба.

Ключевые слова: история, ролевое движение, ролевая игра, клуб, школа, воспитание, внеклассная работа, педагогический потенциал.

M. V. Kamardin

EXPERIENCE OF IMPLEMENTATION OF HISTORIC ROLE-PLAYING PEDAGOGICAL POTENTIAL IN THE PEDAGOGICAL PRACTICE OF MODERN SCHOOL (ON THE BASIS OF THE "ARKANAR" CLUB WORK EXPERIENCE)

Annotation. The given article highlights experience of the "Arkanar" club role-playing pedagogical potential implementation. The structure, principles, rules, methods, peculiarities, activities of the association designed for extracurricular work with general education school pupils with the purpose of profound study of History, as well as the increase of club-members' intellectual, physical, aesthetical level of development are considered.

Key words: History, role-playing movement, role-playing, club, school, upbringing, extracurricular work, pedagogical potential.

Ролевые игры в рамках детско-юношеских объединений, созданных при образовательных учреждениях, имеют большой педагогический потенциал. Опыт, накопленный в г. Петропавловске-Камчатском, позволяет говорить о положительном влиянии ролевых игр на формирование личности учеников. Так, в МАОУ «Средняя школа № 28 имени Г. Кирдищева» Петропавловск-Камчатского городского округа с 1993 г. функционирует клуб любителей фантастики «Арканар», активно использующий в своём арсенале ролевые игры.

Работа КЛФ «Арканар» реализуется во внеурочное время, однако формирует целый ряд компетенций, определенных в Федеральном государственном образовательном стандарте общего образования и в Федеральном государственном образовательном стандарте

среднего образования и строится на основе системно-деятельностного подхода.

В первую очередь это касается достижения личностных результатов обучения, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность их мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, системы значимых социальных и межличностных отношений, ценностно-смысловых установок, отражающих личностные и гражданские позиции в деятельности, социальные компетенции, правосознание, способность ставить цели и строить жизненные планы [1].

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Следует констатировать, что анализируемая программа не соответствует современным требованиям, предъявляемым к такого рода программам, с точки зрения формальных признаков. Однако, с точки зрения ее

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.