Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 12 (266).
Политические науки. Востоковедение. Вып. 12. С. 17-20.
В. С. Ким, Я. А. Бохан
ТРАНСФОРМАЦИЯ СТРАТЕГИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ.» КНР В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
В статье рассматриваются различные аспекты «мягкого» китайского влияния на внешний мир. Анализируются основные направления внешней политики КНР в осуществлении концепции «мягкой силы», где акцент делается на развитие отношений с развивающимися странами Африки, Латинской Америки, Юго-Восточной Азии с целью получения доступа к ресурсам этих стран. Дается классификация основных групп, составляющих особенности «мягкой силы» Китая.
Ключевые слова: китайская культура, политические ценности, экономические инструменты «мягкой силы», диаспора, инвестиционная политика.
Известно, что в основе концепции «мягкой силы» лежит идея, что государства могут достичь желаемых целей не только силовым путем («жесткой силой»), но и путем привлекательности своей культуры, идеологии, системы ценностей для других субъектов международных отношений1.
Отличительной чертой «мягкой силы» является отсутствие принуждения. Единицей ценности «мягкой силы» определены культура, экономическая модель развития, внешняя политика. Когда оперирование этими единицами рассматривается как законное действие, они образуют нормы, которые, в свою очередь, способны определять поведение и мотивировать к действию.
Джозеф Най в своей концепции даже сформулировал следующее правило: «обольщение почти всегда эффективнее, чем принуждение», искусство убеждения, использование нематериальных ресурсов культуры и политических идеалов в целях оказания влияния на людей в других странах результативнее иных методов2.
Однако китайское видение концепции американского политолога значительно расширило границы ее применения. Правительство Китая официально признало культуру страны, основанную на конфуцианских морально-этических ценностях, народных традициях, обогащенной секретами китайской медицины методики подготовки высококлассных спортсменов - важным составляющим элементом «мягкой силы». На XVII съезде КПК председатель КНР Ху Цзинь-тао отметил, что культура становится все более важным фактором в совокупной государственной мощи, и призвал к повышению роли культурной составляющей «мягкой силы»3.
Вместе с тем, осознавая преимущества сложного состава ингредиентов «мягкой
силы», правительство Китая традиционно стремится углубить отношения со всеми регионами мира, особенно с развивающимися странами Африки, Южной Америки, Ближнего Востока и Юго-Восточной Азии, продолжая курс, провозглашенный на Бандунгской конференции 1955 года4. Пекин использует различные инструменты, чтобы усилить своё влияние в развивающихся странах, включая экономические стимулы и военное сотрудничество, однако важным элементом становится и применение «мягкой силы». Хотя основой взаимоотношений по-прежнему остаётся экономика, увеличение культурных обменов, распространение академических программ, привлечение местных китайских общин при посредстве квалифицированных дипломатов оказывают значительное влияние на общий портрет двусторонних взаимоотношений.
У Китая есть свой стиль в осуществлении процесса построения дружественных отношений - всесторонняя дружеская «атака», стремление сотрудничать по всем направлениям (подчёркивая важность государственного суверенитета и невмешательств во внутренние дела) с целью обеспечения стабильного и устойчивого доступа к ресурсам страны и возможности открытия новых экспортных рынков для поддержания своей экономики. Различия в геополитических реалиях, однако, требуют от Пекина специально спланированной «мягкой» стратегии для каждого из основных регионов в отдельности.
Набор инструментов «мягкой силы» Китая может быть классифицирован минимум на пять групп: инвестиции (учитывая современные реалии, мы всё же будем относить этот аспект к элементам «мягкой силы»), гуманитарная помощь, образовательные программы обмена, ди-
пломатия, участие в деятельности международных организаций и работа с диаспорой.
Инвестиции - это, возможно, наиболее значимый и эффективный инструмент «мягкого» влияния КНР. С ростом реального ВВП в среднем на 10% в год Китай, как прогнозируется, станет крупнейшей в мире экономикой через несколько десятилетий5. В 2007 году китайский экспорт превзошёл экспорт США, в 2011 году Китай был крупнейшим в мире держателем валютных резервов. Увеличение числа зарубежных предприятий является одним из приоритетов внешней политики Китая, с этой целью китайские инвестиции постоянно увеличиваются почти в каждом регионе мира.
Экономическая стратегия КНР во многом зависит от необходимости получать стабильные поставки сырья и энергоресурсов для поддержания высоких темпов экономического роста. Потребность в ресурсах лежит в основе взаимоотношений со странами на Ближнем Востоке, в Африке и Латинской Америке. Китайские инвестиции особенно привлекательны для развивающихся стран, так как за ними не следуют требования о соблюдении прав человека, принципов правильного, с точки зрения Запада, управления, экологических норм качества, которые неотъемлемы в случае привлечения западных инвестиций. Тем не менее, у Китая тоже есть одно жесткое требование, которое обязательно для исполнения: признание «одного Китая» и разрыв дипломатических отношений с Тайванем как «неотъемлемой частью» суверенной территории КНР.
Инвестиционный портфель Китая имеет высокую концентрацию энергоресурсов, сырья, инфраструктуры и передовых технологий. Энергетика и сырьё имеют важное значение для поддержания экономического роста КНР, а дороги, мосты, плотины и тому подобное имеют решающее значение для роста экономик развивающихся стран, поэтому инвестиции в инфраструктуру позволяют Китаю получить пользу от богатых природными ресурсами развивающихся стран. Инвестиции в передовые технологии обусловлены необходимостью приобретения запатентованных технологий, чтобы быть более конкурентоспособными и обладать большей добавочной стоимостью.
В Китае очень тонка грань между государственными и негосударственными предприятиями, поэтому иногда сложно определить разницу между государственной помощью и частными инвестициями, что играет на поль-
зу китайским интересам. Государство почти всегда обладает частичным пакетом акций в зарубежных китайских компаниях, таким образом, Китай может осуществлять инвестиции, которые несут малые экономические выгоды, но зато политическая отдача весьма значительна. Не редкость для Китая и кредитование на льготных условиях с длительными сроками и условиями погашения долга.
Есть два способа рассмотрения китайских инвестиций в аспекте осуществления политики «мягкой силы»: привлекательность за счёт долларовой дипломатии или «завоевание» друзей путём апелляции к принципу невмешательства во внутренние дела государства-партнёра. Доктрина уважения государственного суверенитета может быть особо привлекательной для авторитарных правительств развивающихся стран.
Поддержание мира и гуманитарная помощь
- важный элемент демонстрации «мягкой силы». Китай является активным миротворцем. Китай занимает второе место после Франции среди постоянных членов Совета Безопасности ООН по количеству отправленных под флагом организации миротворцев в «горячие точки» планеты. Медицина также один из важных пунктов гуманитарной помощи Китая. Более 15 тысяч врачей были отправлены в более чем 47 африканских стран и оказали помощь примерно 180 миллионам пациентов. За последние 40 лет более 2000 китайских врачей были направлены в Йемен для проведения медицинских программ помощи местному населению, в ответ на это Китай получил доступ к энергоресурсам6.
Нет точных данных по объёму китайской гуманитарной помощи, но можно без сомнения судить о том, что Китай значительно увеличил эту статью расходов. А для рекламирования имиджа ответственного участника международных отношений национальные СМИ КНР активно освещают деятельность Китая в ООН.
Программы обмена занимают центральное место в стратегии в области публичной дипломатии Пекина. Китай значительно расширил свои программы обмена, включая академические, культурно-языковые программы, политическую подготовку для иностранных должностных лиц и иностранных корреспондентов. С целью содействия распространению китайского языка и культуры открыт уже 691 Институт и Класс Конфуция в 96 странах мира и планируется увеличить эту цифру до 1000 к 2020 году. После реформ образования КНР
Трансформация стратегии «мягкой силы».
19
были определены категории вузов, которые возглавили Пекинский университет и университет «Цинхуа», для которых были разработаны программы, соответствующие лучшим западным вузам. Китайские вузы становятся всё более конкурентоспособными в мире, и, соответственно, растёт число обучающихся в них иностранных студентов. С 2002 по 2009 год число зачисленных в китайские высшие учебные заведения иностранных студентов увеличилось на 30 %, и большинство из них получали стипендии от китайского правительства. Кроме того, многие китайские ТНК часто спонсировали программы обмена, присуждая стипендии для иностранцев, особенно из развивающихся стран, на обучение в вузах КНР.
Дипломатия КНР изменяется, подстраиваясь под потребности «мягкой силы». Китай принял проект более сложной дипломатии, включающей увеличение встреч на высшем и высоком уровне и подготовку более квалифицированных дипломатов. Пекин часто принимает лидеров малых государств, особенно стран Африки и Южной Азии. Будучи осыпанными вниманием, иностранные лидеры выражают глубокую признательность за оказанное гостеприимство в период их обучения в Китае. Политики высшего звена часто посещают с официальными визитами различные государства, а китайские дипломаты демонстрируют высочайшую квалификацию при переговорах. Они получают образование в престижных зарубежных университетах и обладают профессионализмом, не сравнимым с более ранними когортами дипломатов.
В связи с этим американские аналитики предлагают дипломатам США заимствовать эффективные методы и технологии из китайского арсенала: существенно улучшить языковую и страноведческую подготовку, а политикам научиться быть дипломатами, часто выезжать в развивающиеся страны7.
Китай становится всё более активным участником международных организаций, в целях повышения своей международной значимости, а также демонстрации своей ответственности в вопросе решения общих проблем. КНР стремится вступать в уже существующие региональные организации Центральной и Юго-Восточной Азии, Латинской Америки и Карибского бассейна. К ним относятся Организация Азиатско-Тихоокеанского экономического сотрудничества, Региональный форум АСЕАН, Форум по сотрудничеству Восточной
Азии и Латинской Америки, Межамериканский банк развития, Организация американских государств. Китай также создал несколько международных организаций, в которых не участвуют Соединённые Штаты. Среди них Саммит стран Восточной Азии, ШОС и Форум китайско-африканского сотрудничества.
К тому же Китай, в отличие от США, ведёт активную работу со своей диаспорой за границей. А в 2008 году в Екатеринбурге прошла первая встреча глав четырех быстроразвиваю-щихся стран: Бразилии, России, Индии и Китая
- БРИК, преобразованной в 2010 году в БРИКС с участием Южно-Африканской республики8.
К настоящему времени политика руководства КНР в отношении зарубежной общины оформилась и приобрела стабильный характер, став важной составной частью стратегии развития Китая. Доля в прямых иностранных инвестициях зарубежных китайцев в экономику КНР составила за период с 1979 по 2010 годы 60%. Её идеологическую платформу, неоднократно озвученную лидерами страны, мы проиллюстрируем выдержками из выступления Председателя КНР, Генерального секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао на 4-й Всемирной дружеской конференции ассоциаций зарубежных китайцев в 2007 году: «Неустанным трудом на протяжении многих поколений в суровых условиях зарубежные китайцы добились выдающихся успехов в целом ряде областей и внесли неоценимый вклад в дело независимости и возрождения китайской нации, в дело реформ, открытости и модернизации Китая, укрепления взаимопонимания и дружбы между китайским народом и народами всего мира»9. На будущее Ху Цзиньтао выразил надежду, что «широкие массы зарубежных китайцев, содействуя развитию и прогрессу стран проживания, одновременно будут развивать замечательные традиции китайской нации, станут активно участвовать в модернизации Китая, способствовать великому делу объединения Китая, распространять достижения китайской цивилизации, продвигать дружеские связи китайского народа с другими народами мира, вносить еще более значительный вклад в дело мира и развития во всем мире»9.
Примечания
1 См.: Внешеполитический процесс в странах Востока / под ред. Д. В. Стрельцова. М., 2011. С. 306.
2 См.: Мишина, С. И.. Пекинский вариант «мягкой силы» // Азия и Африка сегодня. 2011. N° 3. С. 20.
3 См.: Сергеева, А. А. Поиски эффективного использования диаспоры // Азия и Африка сегодня. 2011. № 9. С. 32-35.
4 См.: Ганшин, В. Прочность китайской «мягкой силы» // Проблемы Дальнего Востока. 2009. № 6. С. 38.
5 См.: ШШ>+Ш (Государ-
ственное статистическое бюро КНР). URL : http://www.stats.gov.cn/.
6 См.: Chinese Soft Power and It’s Implications for the United States. Competition and Cooperation in the Developing World (Мягкая сила Китая и
выводы для Соединённых Штатов. Соперничество и сотрудничество в развивающемся мире) // CSIS : Center for Strategic and International Studies (Центр стратегических и международных исследований). URL : http://csis.org.
7 См.: Курланчик, Д. Наступление с улыбкой : как «мягкое влияние» Китая преображает мир. Изд-во Йельского ун-та, 2007. С. 306.
8 См.: Архангельская, А. БРИК становится БРИКС // Азия и Африка сегодня. 2011. № 9.
С. 2.
9 См.:
(Китайский рынок и политика благоприятствования привлекают на родину обучавшихся за рубежом). URL : http://www.chinasite.com.