Научная статья на тему 'Трансформация социальных функций средств массовой информации в пространстве Интернета'

Трансформация социальных функций средств массовой информации в пространстве Интернета Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
1748
268
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ИНТЕРНЕТ-ТЕХНОЛОГИИ / СОЦИАЛЬНЫЕ ФУНКЦИИ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ / ТЕЛЕВИДЕНИЕ / ПЕЧАТЬ / ЖУРНАЛИСТИКА / MEDIA / INTERNET TECHNOLOGY / THE SOCIAL FUNCTIONS OF MEDIA / TELEVISION / PRINT JOURNALISM

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Михайлова Олеся Викторовна

Рассматривается влияние интернет-технологий на изменение социальных функций средств массовой информации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF SOCIAL FUNCTIONS OF MASS-MEDIA WITH OCCURRENCE THE INTERNET

The сhange of social functions of mass media with development of Internet are considered.

Текст научной работы на тему «Трансформация социальных функций средств массовой информации в пространстве Интернета»

УДК 316.77:007

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНЫХ ФУНКЦИЙ СРЕДСТВ МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ В ПРОСТРАНСТВЕ ИНТЕРНЕТА

О. В. МИХАЙЛОВА

Статья представлена доктором философских наук, профессором Гараниной О.Д.

Рассматривается влияние интернет-технологий на изменение социальных функций средств массовой информации.

Ключевые слова: средства массовой информации, интернет-технологии, социальные функции средств массовой информации, телевидение, печать, журналистика.

В условиях активно развивающегося информационного общества средства массовой информации (СМИ) получили возможность широко разрабатывать, использовать и внедрять новые мультимедийные информационные продукты. Через Интернет всегда можно узнать самые свежие новости, которые подчас даже не появляются в эфире на радио и телепрограммах. В условиях бурного развития интернет-технологий так называемые традиционные СМИ (печать, телевидение, радио, информационные агентства) качественно меняются и нередко оказываются в состоянии кризиса. Например, в США продолжает снижаться уровень популярности печатных изданий. По состоянию на 30 сентября 2010 года совокупный тираж американских газет уменьшился за год на 5% (в предыдущий отчетный период -с октября 2009 года по март 2010 года - сокращение было на 8,7%) [1].

Причин снижения популярности периодических печатных изданий несколько. Прежде всего им тяжело противостоять интернет-изданиям, которые позволяют читать новости бесплатно. Кроме того, опять же из-за глобальной паутины газеты теряют рекламодателей, которым более выгодно размещать информацию в сети, на популярных интернет-сайтах. Немаловажную роль играет и увеличение стоимости подписки, на которую издатели идут из-за подорожания процесса печати в связи с экономическим кризисом. В таких условиях многие традиционные СМИ вынуждены перенимать опыт своих онлайн-конкурентов и трансформироваться. А с изменением структуры самих СМИ меняется и характер выполнения ими своих функций. Функции СМИ - влияние на аудиторию посредством ее информирования для осуществления различных задач социальной системы. СМИ - один из ключевых современных социальных институтов, который в настоящее время выполняет все больше функций, ранее выполняемых другими социальными институтами (семья, школа, церковь и др.). В последнее время, с появлением Интернет, и в силу общедоступного характера СМИ, они оказывают сильнейшее воздействие на массовое сознание людей.

В России развитие Интернета началось в 1990 году, когда на базе Института атомной энергии им. И.В. Курчатова была основана сеть Релком. Днем рождения русскоязычного сегмента Интернет (Рунет) принято считать 7 апреля 1994 года. В этот день Международным сетевым информационным центром Ш;ег№С был официально зарегистрирован домен ЯИ. Сегодня в РФ число пользователей Интернет растет на 13% в год. Интернетом используются 78% молодежи, тогда как ТВ смотрят 60% [2]. Для молодежи Интернет - это, прежде всего, потребление развлекательного контента, т.е. содержания, выполняющего развлекательную функцию. Интернет вообще во многом становится стихией игры, его интерактивные возможности и вариативность игровых форм во много раз многообразнее традиционных СМИ. Поэтому важно, чтобы СМИ посредством интернет-ресурсов выполняли свою рекреативную (культуроформирующую) функцию, участвовали в приобщении молодого поколения, зашедшего в Интернет за развлечениями, к культурным ценностям, выступали в роли каналов трансляции когнитивной информации (онлайн-трансляции общеобразовательных программ, помогающих молодежи расширить свой кругозор, интернет-ресурсы различных молодежных изданий). В свете этого просто необходимо обязать интернет-ресурсы иметь модераторов (от лат. Moderor - умеряю, сдерживаю), обеспечивающих качество передаваемых сообщений, не допуская появления комментариев, разжигающих межнациональную рознь и пр. Поэтому очевидно, что изменения медиа-среды порождают необходимость изменения законов, регламентирующих работу СМИ.

Интернет очень неоднороден, и читатели интернет-ресурсов СМИ также совершенно разные люди. Есть те, кто заходят на разнообразные страницы обсуждения статей ради развлечения, люди, не имеющие ничего общего с журналистикой, а есть те, которые «сидят» в Интернете, чтобы развиваться духовно и познавать новое. Однако сама по себе техническая оснащенность и интегрированность в интернет-пространство какого-либо СМИ еще не являются гарантией успеха. Ведь если нет идеи, ради которой используют СМИ, то не поможет и современная технология, не удастся заинтересовать аудиторию. Поэтому традиционные СМИ вынуждены осваивать новую информационную среду, использовать новые технологии для привлечения аудитории. С развитием глобальной сети у всех более-менее солидных изданий появляются собственные интернет-версии. Они содержат не только собственно версию традиционного СМИ, но и дополнительную информацию, предлагают дополнительные виды сервиса. Многие сетевые аналоги СМИ имеют форумы, где все желающие пользователи могут высказывать свое отношение к публикациям и вести диалог, как с другими пользователями, так и с автором. Эта интерактивность - принципиальное новшество для СМИ. Средства массовой коммуникации, по определению, призваны связывать людей, служить средствами их общения. СМИ, транслируемые в Интернете, служат средством связи автора сообщения, владельца СМИ с большой массой людей, множество которых так и останутся анонимными или же представятся вымышленными именами. С этим качеством связана и еще одна новая характеристика коммуникативной функции СМИ -виртуализация отношений. Не случайно в сети Интернет так много сведений, происхождение которых не установлено. Примером может служить ситуация, когда в ноябре 2009 года неизвестные лица распространили через Интернет архивный файл, который содержал информацию, похищенную из отделения климатологии (скандал получил название климатгейт). Кто стал источником разглашения информации так и осталось тайной.

С интерактивностью связана и другая важная особенность СМИ в выполнении своей коммуникативной функции, т.е. функции общения. Как отмечали еще ранние исследователи, особенностью коммуникативной функции СМИ является то, что они, прежде всего, знакомят людей с их реальными современниками, а не с их образами, как, например, разные жанры искусства [3, с.66]. Интернет - это среда распространения коммуникаций, зачастую не имеющих государственных границ. То есть появление Интернет делает СМИ трансграничными, создавая глобальное всеобщее пространство общения. На этой основе Интернет гораздо эффективнее, чем традиционные СМИ может выполнять социально-креативную функцию, то есть формировать новые общности с единой информационной базой и общим ценностно-нормативным фундаментом. Также с распространением Интернет читатель может быть не просто получателем информации, а активно участвовать в ее производстве, дальнейшем распространении (перепечатывании) в сети, обсуждении на форуме и пр. Интернет стал своеобразной всеобщей трибуной для общения, обмена мнениями, возникла новая среда для общения.

СМИ способны обеспечивать не только активные связи между различными частями общества, но и связи между властью и обществом. В частности, очень важным является создание в сети механизмов взаимодействия и диалога между властью и обществом. Ведь в современных условиях лишь с помощью информационных технологий возможен конструктивный и открытый диалог между властью, средствами массовой информации и населением. Опыт выхода в Интернет властных структур свидетельствует об их подлинной открытости и обеспечивает оперативное и адресное общение граждан с руководителями страны. Первое интернет-интервью главы российского государства состоялось 6 марта 2001 года, когда в режиме реального времени президент РФ Владимир Путин в ходе часового интервью отвечал на вопросы журналистов интернет-изданий. В последнее время эта практика в нашей стране становится все более распространенной. Интернет можно назвать лучшим инструментом демократии и гражданского общества на современном этапе. Ведь одними из главных особенностей трансляции той или иной информации в сети Интернет является ее общедоступность, невозможность ограничить распространение, перепечатывание информации на множестве других сайтов. Ярким примером последнего времени может служить сайт «Викиликс», который специализируется на публикации секретных документов различного характера без раскрытия их источника. Сайт неоднократно блокировали, но создавался новый адрес в доменной зоне другой страны, помимо всего прочего, у него есть множество сайтов-дублеров, которые клонируют информацию.

Если говорить о следующем шаге развития СМИ в Интернете, то многие эксперты сходятся во мнении, что будущее - в использовании мобильных устройств. Например, в Японии, которая является наиболее технологически развитой страной мира, 83% пользователей выходят в Интернет с мобильных

телефонов, коммуникаторов и планшетов, и только 17% - со стационарных компьютеров и ноутбуков. Мировые СМИ оказались на пороге очередной революции, когда созданный американской компанией «Эппл» планшетный компьютер АйПад (iPad) предоставил потребителям новые возможности для оперативного получения информации. Первые АйПад поступили в продажу в США 3 апреля 2010 года. С 28 мая эти компьютеры стали доступны в ряде стран Евросоюза, а также в Японии и Канаде, с осени 2010 года эта технологическая новинка появилась и в России. Уже летом 2010 года ведущие европейские и американские газеты переходят на платное распространение своих электронных выпусков через АйПад. Так, лондонская газета «Таймс» и крупнейшая газета деловых кругов Франции - «Эко», начали с июня 2010 года посылать свои электронные выпуски владельцам АйПад через прикладную программу, специально созданную для этого компьютера. АйПад позволяет обладателю входить в Интернет через мобильную связь и телекоммуникационные системы вай-фай. Таким образом, планшетный компьютер увеличивает в несколько раз мобильность компьютерной техники, создает принципиально новую ситуацию на мировом информационном рынке. Его обладатели могут получать новости гораздо быстрее и в больших объемах, чем через традиционные средства, включая персональные компьютеры. В результате создаются условия, когда крупные СМИ смогут продавать свою качественную информацию, опережая конкурентов, распространяющих их же статьи через Интернет бесплатно. Новое поколение техники -планшетные компьютеры - полностью меняют положение на рынке, давая возможность ведущим информационным агентствам, печатным изданиям получить плату за свою работу. Такая информационнотехническая революция меняет не только положение на рынке СМИ, но и облегчает средствам массовой информации выполнение коммуникативной функции, предоставляя людям невероятную коммуникативную свободу. Ведь благодаря появлению персональных устройств (смартфоны, планшетные компьютеры), которые стали новым словом не только в технологии, но и в социальной сфере, общение стало невероятно легким и возможным практически в любом месте.

Сейчас по различным оценкам от трети до двух третей человечества имеет доступ к современным видам коммуникаций, в том числе к Интернету. Вследствие этого коммуникативная функция СМИ приобретает невероятную силу. Любое событие, получившее отклик в СМИ, тут же становится объектом обсуждения, но никогда еще события не были столь общественными. Читатели имеют возможность не только прочитать о том или ином событии, но и обсудить его с такими же читателем на другом континенте, а еще и высказать свою точку зрения по этому вопросу на форуме того или иного СМИ или оставляя комментарии к заинтересовавшей статье. Мир превратился в так называемую «мировую деревню», о которой писал еще Маклюэн. А СМИ имеют возможность соединять большие рассредоточенные общности, выполняя свою коммуникативную функцию.

Одним из важнейших условий выполнения коммуникативной функции является доступ к коммуникациям. Но пока такие новшества как АйПад, да и просто Интернет доступны не всем. А в нашей стране, даже имеющие доступ в сеть склонны перечитывать и сопоставлять прочитанные там новости с телевизионными и печатными интерпретациями. Например, 42% московских читателей интернет-версии газеты «Известия» читают также традиционную газету, и только около 1% - наоборот. Да и во многих странах мира в бумажном виде остаются еженедельные издания, имеющие очень сильные позиции и многочисленных верных читателей, которые привыкли получать порцию аналитики и комментариев, подводящих итоги очередной неделе. Радио также по-прежнему остается популярным, имея одно преимущество: слушая программы радио, можно продолжать заниматься своими делами, например, вести автомобиль. Конечно, многие радиостанции присутствуют не только в эфире, но и в сети Интернет, но формат самого вещания не меняется. Что же касается телевидения, то оно также остается популярным, особенного у старшего поколения. Также как и радио, большинство телеканалов имеют интернет-версии, однако онлайновые трансляции на компьютерном мониторе вряд ли способны полностью заменить телевизионные просмотры. При этом, очевидно, что традиционные СМИ активно меняются, так как Интернет составляет серьезную конкуренцию, например, заставляя давать информацию, которая вызывает доверие у пользователей, ведь так или иначе она станет доступна читателям через Интернет-каналы.

Всемирная паутина стала новым каналом, по которому СМИ распространяют свою информацию, передачи и др. Все большее количество людей обращаются к Интернету, чтобы получить информацию, пообщаться или просто развлечься. Следуя за изменениями, происходящими в обществе, в технической сфере, меняются не только сами средства массовой информации, происходят и изменения в реализации ими своих социальных функций. И важно отслеживать эти изменения, следить, чтобы СМИ, выполняя свои социальные функции, помнили об ответственности перед аудиторией.

ЛИТЕРАТУРА

1. В США продолжают сокращаться тиражи газет, уступая место Интернет-изданиям. - ИТАР-ТАСС НОВОСТИ - 2010.

- 25 октября.

2. Пресс-конференция, посвященная открытию Российского Интернет Форума. - ИТАР-ТАСС ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ.

- 2009. - 21 марта.

3. Бурдье П. О телевидении и журналистике. - М.: Логос, 2002.

4. Фомичева И. Д. Социология СМИ. - М.:. АСПЕКТ-ПРЕСС, 2007.

TRANSFORMATION OF SOCIAL FUNCTIONS OF MASS-MEDIA WITH OCCURRENCE THE INTERNET

Mikhailova O.M.

The change of social functions of mass media with development of Internet are considered.

Key words: media, Internet technology, the social functions of media, television, print journalism.

Сведения об авторе

Михайлова Олеся Викторовна, окончила МГУ им. Ломоносова (2006), аспирантка кафедры ГиСПН МГТУ ГА, автор 5 научных работ, область научных интересов - журналистика, социология управления, массовые коммуникации, public relation.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.