Миронова Т.Н.
ведущий научный сотрудник Института экономики НАН Беларуси, к.э.н.
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ В КОНТЕКСТЕ РАЗВИТИЯ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА
В современных условиях социальная сфера должна достаточно быстро, прежде всего, экономически, приспосабливаться к динамичному расширению межстрановых контактов, с тем, чтобы не стать заложницей возможных негативных последствий интеграционных процессов.
Социальная сфера Республики Беларусь трансформируется в связи с решением новых интеграционных задач и развитием партнерства с различными международными организациями.
Многовекторность международного сотрудничества, принятая в Беларуси в качестве ориентира внешнеполитической и внешнеэкономической деятельности, в последние годы обусловила участие республики в различных интеграционных объединениях и межстрановых проектах, зачастую имеющих разнонаправленные геополитические цели и задачи.
Так, Беларусь активно участвует в интеграционных процессах на постсоветском пространстве - является государством-членом СНГ, имеет фрагменты политической интеграции в рамках Союзного государства Беларуси и России, участвует в Таможенном Союзе России, Беларуси и Казахстана.
В то же время Беларусь развивает и вектор европейской интеграции - в 2009 году Беларусь стала участником проекта Европейского Союза «Восточное партнерство». Данный интеграционный проект предполагает включение шести стран постсоветского пространства - Украины, Молдовы, Грузии, Азербайджана, Армении и Беларуси в сферу влияния Евросоюза. Основ-
ная цель Восточного партнерства - создать условия для активизации политических взаимоотношений и дальнейшей экономической интеграции между Европейским Союзом и заинтересованных стран-партнеров»1.
Социальные аспекты интеграции не являются явно обозначенными приоритетами большинства интеграционных соглашений, но очевидно, что реализация данных соглашений оказывает или в перспективе окажет существенное влияние на социальную сферу и социальную политику государств-участников. Прежде всего, речь идет о мобильности и свободе передвижения рабочей силы, а также об уровне социальных гарантий.
Так, в рамках Союзного государства Беларуси и России в соответствии с договором о равных правах граждан (1998 г.) гражданам Беларуси и России предоставлены равные права на трудоустройство, оплату труда, режим рабочего времени, охрану и условия труда и другие социально-правовые гарантии на территориях обоих государств. Договор о сотрудничестве в области социального обеспечения (2006 г.) гарантирует равные права гражданам Беларуси и России в области пенсионного обеспечения и социального страхования. Прово-
1 Совместная Декларация Пражского саммита по вопросам Восточного партнерства. - Прага, 2009. http://eeas.europa.eu/eastern/docs/
дится масштабная работа в целях унификации законодательства в социально-трудовой сфере Беларуси и России.
Сотрудничество в рамках Содружества Независимых Государств в социально-трудовой сфере основывается на действующих в рамках СНГ многосторонних договорах и соглашениях. В том числе Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (1994 г.) и Концепции формирования правовых основ и механизмов реализации социального государства в странах Содружества (2007 г.). В настоящее время разработан проект Концепции согласованной социальной и демографической политики государств-участников СНГ (2010 г.). Как указано в данном проекте, Концепция разработана в целях координации реализуемых государствами - участниками СНГ проектов и программ в социальной и демографической сферах, а также для более эффективного использования возможностей интеграции в интересах развития Содружества Независимых Государств.
Сотрудничество в социальной сфере в рамках Таможенного союза России, Казахстана и Беларуси будет основываться на договоренностях, достигнутых в предыдущие годы в рамках Евразийского экономического сообщества (ЕврАзЭС). В 2007 году на уровне глав правительств была принята Концепция согласованной социальной политики государств-членов ЕврАзЭС. В Концепции определены основные направления, механизмы и этапы реализации согласованной политики в области труда и занятости, социального обеспечения и страхования, трудовой миграции, образования и профессиональной подготовки, здравоохранения и культуры. В настоящее время проводится работа по согласованию проекта Соглашения о временной трудовой деятельности граждан государств-членов ЕврАзЭС.
Что касается участия Республики Беларусь в программе Европейского союза - «Восточное партнерство», то заранее был оговорен его ограниченный характер. Так, в Сообщении Европейской Комиссии для Европейского Парламента и Европейского Совета «Восточное партнерство» (2009 г.) отмечалось: «Уровень участия в Восточном партнерстве Республики Беларусь будет зависеть от общего хода раз-
вития отношений между ЕС и этой страной»2. Активизация двустороннего сотрудничества Евросоюза и Беларуси по программе Восточного партнерства будет зависеть от прогресса в выполнении сформулированных ранее 12 пунктов ЕС, относящихся к улучшению ситуации с правами человека в Беларуси, а также от развития отношений с Евросоюзом после выборов Президента Республики Беларусь (2010 г.).
В свою очередь Беларусь обозначила свою заинтересованность в участии в программе Восточного партнерства прежде всего экономическими проектами в области энергетики, транспорта, транзита, управления границами, туризма и др. Однако на первоначальном этапе для Беларуси был предусмотрен самый маленький объем финансирования в рамках данной программы - 30 млн. евро на 2007 -2010 годы.
Несмотря на некоторые ограничения, интеграция в рамках Восточного партнерства может оказать значительное воздействие на экономику Беларуси. При этом должны учитываться и возможные социальные аспекты интеграции.
Мировая практика показывает, что развитие процесса экономической интеграции, приводит к усилению импульсов к формированию общего социального пространства.
В Совместной Декларации Пражского саммита по вопросам Восточного партнерства (2009) отмечается: «.. .Восточное Партнерство будет стремиться поддерживать политические и социально-экономические реформы в странах-партнерах, способствуя их приближению к Европейскому Союзу. ... Восточное Партнерство обеспечит дополнительный импульс для экономического, социального и регионального развития стран-партнеров. Оно будет способствовать ответственному управлению, включая сферу финансов, содействовать региональному развитию и социальной сплоченности, а также поможет уменьшить социально-экономические неравенства в странах-партнерах»3.
2 Сообщение Европейской Комиссии для Европейского Парламента и Европейского Совета «Восточное партнерство». - Брюссель, 2008. http://eeas.europa.eu/eastern/docs/
3 Совместная Декларация Пражского саммита по вопросам Восточного партнерства. - Прага, 2009. http://eeas.europa.eu/eastern/docs/
Учитывая то, что Декларацией предусматривается возможность ассоциированного членства между ЕС и теми странами Восточного партнерства, которые «хотят и могут соответствовать определенным обязательствам», можно предположить, что стандарты ЕС в социальной сфере будут также рассматриваться в качестве социально приемлемого ориентира странами-участницами Восточного партнерства, в том числе Республикой Беларусь.
Несмотря на различия в уровне экономического развития и соответственно качества жизни в странах Евросоюза существуют общие принципы установления минимальных социальных стандартов для всех стран-членов ЕС. Требования к таким стандартам изложены в Европейском Кодексе социального обеспечения и Протоколе к нему, а также в Хартии фундаментальных прав Европейского Союза. В целях обеспечения единого подхода к определению стандартов качества жизни Евросоюз требует от стран-членов ратификации ряда конвенций Международной организации труда, а именно: Конвенции № 102 «О минимальных нормах социального обеспечения» (1952 г.), Конвенция № 131 «Об установлении минимальной заработной платы». Большинством стран-членов ЕС выполнены требования данных документов. Следует отметить, что на настоящий момент Республикой Беларусь эти конвенции не ратифицированы.
Сравнительный анализ показателей уровня и качества жизни стран Европейского Союза и Республики Беларусь позволяет сделать определенные выводы об интеграционном потенциале Беларуси в социальной сфере.
Так, изменение интегрального индекса развития человеческого потенциала (ИРЧП) Беларуси на протяжении последних лет демонстрирует позитивную тенденцию и достаточно точно отражает динамику социально-экономического движения страны. Согласно Докладу ООН о развитии человека, опубликованному в 2010 году, по рейтингу ИРЧП Беларусь занимает 61 место среди 194 стран и входит в группу стран с высоким уровнем развития человеческого потенциала Беларусь опережает все страны СНГ по ИРЧП, в том числе Россию (65 место) и Украину (69 место). Для сравнения, ближайшие соседи Беларуси -
страны Евросоюза Польша и Литва находятся соответственно на 41 и 44 местах.
Благодаря мерам, принимаемым государством в демографической сфере, продолжительность жизни населения в Беларуси увеличивается. В 2010 году ожидаемая продолжительность жизни в Беларуси составила 69,6 лет. Уровень грамотности взрослого населения в Беларуси составляет 99,7%, уровень грамотности молодежи в возрасте от 15 до 24 лет - 99,8%. Коэффициент общего количества обучающихся в начальных учебных заведениях
- 94%. Общий показатель обучающихся в учебных заведениях составляет 90,4%.
По такому показателю, как валовой национальный доход (ВНД) на душу населения (рассчитанный по паритету покупательной способности, в долл. США) Беларусь улучшила свои позиции и находится на 60 месте, при этом, однако, существенно уступая странам Европейского Союза и даже России. В Беларуси данный показатель составил 12926 долл. Например, в Польше - 17803 долл., в Литве -14824долл., в России - 15258 долл., в Украине
- 6535 долл.4.
Такой показатель, как индекс многомерной бедности (ИМБ) в Беларуси составляет 0 (что означает отсутствие депривации по данному показателю), тогда как в России
- 0,005, в Польше - 0,003,- Украине - 0,008. ИМБ - новый показатель, используемый ООН вместо индекса нищеты населения (ИНН). ИМБ
- это составной показатель процентной доли депривации (глубины нищеты), которую будет испытывать средний индивид, если распределить депривацию бедных домохозяйств поровну среди населения. Он имеет три аспекта, отмечаемые ИРЧП - здравоохранение, образование, уровень (условия) жизни, а также включает 10 показателей (питание, детская смертность, годы обучения в школе, число детей, охваченных обучением, активы, пол в доме, электричество, вода, канализация, «грязное» топливо).
Порогом бедности в Беларуси считается бюджет прожиточного минимума (БПМ) или денежный эквивалент стоимости минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности
4 Доклад о развитии человека 2009. / ПРООН. - М.: Изд-во «Весь мир», 2009.
человека и сохранения его здоровья, а также обязательные платежи и взносы.
В 2008-2009 гг. БПМ в среднем на душу населения составлял 87-100 долл. США, в 2010 году - 91,2 долл. США. Малообеспеченными считаются те, кто располагает доходами ниже утвержденного бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в месяц. Удельный вес населения с уровнем среднедушевых располагаемых ресурсов ниже бюджета прожиточного минимума уменьшился до 5,4%, что почти вдвое меньше, чем было в 2005 году (11,1 %). В кризисном 2009 году в Беларуси удалось сохранить покупательную способность заработной платы
Минимальная заработная плата в Беларуси в 2008-2009 гг. колебалась в пределах 90,5 -105,5 долл. США. В 2010 году она составляла 133 долл. США или 100 евро (декабрь 2010 г.). Для сравнения минимальная заработная плата в России составляла 102,4 евро, в Украине -75,3 евро, в Польше -318,85 евро, в Литве - 233 евро (2009 г.).
В декабре 2010 года средняя заработная плата в Беларуси превысила 500 долл. США. Соотношение минимальной и средней зарплаты в 2008-2010 гг. в Беларуси составляло 23-26 %. В России - 24,2 в Украине - 35,4 (2009 г.). В Евросоюзе приемлемым уровнем принято считать соотношение свыше 60 % (до 68 %).
Рост доходов населения страны обеспечил повышение покупательной способности. Так, если в 2005 году на среднедушевой денежный доход в Беларуси можно было купить 45 кг свинины, то в 2009-м - 70 кг, говядины - соответственно 48 и 64 кг, мяса птицы - 55 и 86 кг, рыбы свежей - 66 и 105 кг, молока - 377 и 491 л, яиц - 1 480 шт. и 2 405 шт. На начало 2010 года в собственности граждан республики находилось 2,3 млн. автомобилей. Обеспеченность жителей Беларуси легковыми автомобилями в расчете на 1 тыс. населения в 1,1 раза выше, чем в России, и в 1,7 раза выше, чем в Украине, но пока отстает от показателей Европейского Союза.
В ближайшие годы предусматривается дальнейшее повышение уровня оплаты труда. К 2015 году средняя заработная плата в Беларуси по прогнозу должна достичь 1000 долл. США. Закладываемые высокие темпы роста
реальной заработной платы (в 1,8-1,9 раза) направлены на то, чтобы обеспечить приближение средней зарплаты в 2015 году к уровню сопредельных европейских государств.
Размер средней пенсии в Беларуси составляет 42,4 % от средней заработной платы. Средний уровень данного показателя в ЕС - 50 %. При этом возраст выхода на пенсию в Беларуси один из самых низких - 60 лет для мужчин и 55 для женщин. В Евросоюзе реальный возраст выхода на пенсию в среднем составляет чуть более 60 лет, но в целях обеспечения стабильности пенсионных систем ЕС принята стратегия увеличения продолжительности работы лиц пожилого возраста. Так в Чехии с 2006 года пенсионный возраст увеличен до 62 лет для мужчин и 60 - для женщин, повышение пенсионного возраста планируется в Греции, Франции и Германии и других странах-членах ЕС.
Неравенство доходов не является серьезной проблемой для Республики Беларусь. Децильный коэффициент (соотношение среднемесячных доходов 10% наиболее обеспеченного населения к доходам 10% наименее обеспеченного населения, исчисленный по среднемесячному доходу) в последние годы составляет 5,6 - 5,9 и по экспертной оценке является оптимальным. Для сравнения: в России - 16,8, Украине - 8,7, Польше - 16,5, в Германии, Австрии, Франции 5-7 (2009 г.).
Коэффициент Джини, характеризующий дифференциацию денежных доходов населения, в Беларуси составлял 28,8, тогда как, например, в России - 43,7, в Украине - 27,6, в Польше - 34,9, в Литве - 35,8, (по данным Доклада о развитии человека, 2010). При этом считается, что коэффициент Джини, не превышающий 25, наблюдается в странах с развитой социальной регуляцией трудовых отношений.
В Беларуси сохраняется традиционно низкий официальный уровень безработицы -менее 1%. Вместе с тем уровень безработицы, рассчитанный по методологи МОТ составил, по оценке, 4,8 % (2008 г.)
Уровень обеспеченности ресурсами здравоохранения, культуры, образования в Беларуси достаточно высок. Так, удельный вес расходов на социально-культурные мероприятия (включая здравоохранение, образование, культуру,
спорт, СМИ, социальную политику) в 2009 году составил 23,5 % ВВП по сравнению с 14 % в 2005 году. В абсолютном выражении расходы увеличивались, но доля расходов на социальные отрасли по отношению к ВВП сокращалась: на образование - с 6,2 % в 2005 г. до 5 % в 2009 г., на здравоохранение - соответственно с 4,9 до 3,9 %. Отмечается также тенденция сокращения социальных расходов в расчете на одного человека. Следует отметить, что в 2010 году расходы бюджета на здравоохранение и образование в Беларуси увеличились всего на 7%, на социальную политику - на 15%, но уже в 2011 году запланировано увеличить финансирование социальной политики, образования, здравоохранения в целом на 40 % по равнению с 2010 годом.
В 2000-е гг. значительному реформированию подверглась система социальной защиты населения Беларуси. Была оптимизирована неэффективная система социальных льгот, оставшихся еще с советских времен и получила развитие система государственной адресной социальной помощи действительно нуждающимся гражданам. Если в 2006 году ею было охвачено лишь 4,7% малообеспеченного населения, то в настоящее время - около 40%. Государственную поддержку в виде ежемесячных пособий получают около 30% от их общей численности.
Несмотря на очевидные достижения, наша страна5 не задействовала полностью имеющиеся возможности развития человеческого потенциала. Для устойчивого роста рейтинга Республики Беларусь по ИРЧП и ее вхождения в число первых 50 стран мира необходимо в течение ближайших нескольких лет достичь следующих итоговых социально-экономических результатов: повысить ожидаемую продолжительность жизни при рождении до 73-75 лет, довести производство ВВП по паритету покупательной способности на душу населения до 25-30 тысяч долларов США. Помимо прямых положительных результатов в экономике, здравоохранении, образовании, других сферах это повысит инвестиционную привлекательность и суверенный кредитный рейтинг Беларуси, ее международный авторитет и доверие проводимой государственной политике со стороны граждан страны.
5 Республика Беларусь
В последние годы Республика Беларусь, как и многие страны, столкнулась с системными вызовами в социальной сфере, связанными как с внешними факторами, так и внутренними ограничениями возможностей социального развития. К числу таких системных вызовов относятся:
демографические проблемы, связанные с ухудшением возрастной структуры населения (старение населения);
неустойчивость системы пенсионного обеспечения;
относительно низкий уровень благосостояния;
рост уровня нерегистрируемой и скрытой безработицы;
активизация миграционных процессов.
В докладе, подготовленном для Евроко-миссии: «Беларусь: социальная защита и социальная интеграция» (2009 г.), отмечается ряд аспектов, касающихся проблем в социальной сфере Республики Беларусь. Так, ключевыми для удержания бедности на низком уровне и контроля ситуации с занятостью называются, прежде всего, два фактора: способность белорусской экономики обеспечивать макроэкономическую стабильность (основанную, прежде всего, на стабильности валютного курса) и устойчивый экономический рост. Также значимым является наличие возможностей трудоустройства в соседних странах для тех, кто не может найти работу в Беларуси. Во-вторых, отмечается, что продолжительность и сила влияния мирового финансово-экономического кризиса будет определять возможную степень увеличения безработицы. В случае если государство сможет решить проблему роста безработицы, система социальной защиты должна стать приспособленной к потребностям тех, кто окажется без работы. В-третьих, констатируется, что существуют долгосрочные вызовы, связанные с быстрым старением населения, что вызывает увеличение спроса на медицинские услуги и пенсионное обеспечение6. По оценкам экспертов, повышение пенсионного возраста на пять лет может продлить устойчивость пенсионной системы примерно на два десятилетия.
6 Беларусь: социальная защита и социальная интеграция». Д Расширенное резюме.- Минск: Ин-т приватизации и менеджмента, 2 http://Ec.europa.eu/employment social/spsi
В свете назревшей необходимости решения указанных проблем важнейшей задачей становится реформирование системы социальной защиты населения. На наш взгляд ориентация
на стандарты уровня и качества жизни Евросоюза может стать эффективным инструментом развития человеческого потенциала и социальной модернизации Республики Беларусь.
Список литературы:
1. Совместная Декларация Пражского саммита по вопросам Восточного партнерства. - Прага, 2009. http://eeas.europa.eu/eastern/docs/
2. Сообщение Европейской Комиссии для Европейского Парламента и Европейского Совета «Восточное партнерство». - Брюссель, 2008. http://eeas.europa. eu/eastern/docs/
3. Доклад о развитии человека 2009. / ПРООН. - М.: Изд-во «Весь мир», 2009.
4. «Беларусь: социальная защита и социальная интеграция». Доклад для Европейской Комиссии. Расширенное резюме.- Минск: Ин-т приватизации и менеджмента, 2009. http://Ec.europa.eu/employment_social/spsi
5. Социальная защита и социальная интеграция в Беларуси, Молдове и Украине. Обзорный доклад для Европейской Комиссии. - Вена: Венский Институт международных экономических исследований (The Vienna Institute for International Economic Studies), 2010.
6. Национальный статистический комитет Республики Беларусь. Беларусь в цифрах. Официальная статистика. - http://belstat.gov.by/