Научная статья на тему 'Трансформация содержания труда в информационно-коммуникационной отрасли новой экономики'

Трансформация содержания труда в информационно-коммуникационной отрасли новой экономики Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
224
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Управленец
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ИНФОРМАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННЫЙ РЫНОК / ИТ-СПЕЦИАЛИСТ / ИТ-МЕНЕДЖЕР / МЕНЕДЖЕР ПО ИНФОРМАТИЗАЦИИ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Васильев Кирилл

Динамичное развитие сферы информационно-коммуникационных технологий и связи (ИКТ) обусловливает изменения в содержании труда работников этой сферы и определяет задачи управления человеческими ресурсами данной отрасли российской экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Трансформация содержания труда в информационно-коммуникационной отрасли новой экономики»

ТРАНСФОРМАЦИЯ

СОДЕРЖАНИЯ ТРУДА

в ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАЦИОННОЙ

ОТРАСЛИ НОВОЙ ЭКОНОМИКИ

тых. Однако согласно показателям утвержденной Стратегии объем инвестиций в использование информационных и телекоммуникационных технологий в российской экономике к 2015 г. по сравнению с 2007 г. должен увеличиться не менее чем в 2,5 раза.

Переход от индустриальной экономики к информационной связан с коренными структурными изменениями, которые для наиболее важных аспектов хозяйственных процессов схематично представлены на рисунке и в таблице.

ИТ-специалисты необходимы в любой компании вне зависимости от масштабов и сферы деятельности.

Сетевая структура Иерархическая структура

информационной экономики индустриальной экономики

Особенности организационного построения индустриальной и информационной экономики

Аннотация

Динамичное развитие сферы информационно-коммуникационных технологий и связи (ИКТ) обусловливает изменения в содержании труда работников этой сферы и определяет задачи управления человеческими ресурсами данной отрасли российской экономики.

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) - мощный рычаг обновления и повышения конкурентоспособности национальных производств, развития инновационной деятельности. Для увеличения их вклада в ВВП у России есть как кадровый потенциал, так и весомый научный задел в данной области. При эффективном и грамотном использовании этих возможностей Россия

может добиться серьезного прорыва в информационной сфере.

Безусловно, экономика современной России пока не является информационной - таковой считается экономика, в которой большая часть ВВП обеспечивается деятельностью по производству, обработке, хранению и распространению информации и знаний при участии в этой деятельности более половины заня-

Сравнительная характеристика индустриальной и информационной экономики

Параметры Индустриальная экономика Информационная экономика

Иерархические уровни Много Много

Разделение труда Широкое Незначительное

Положение сотрудников Заменяемость, зависимость, покорность Ангажированность, лояльность, информированность, независимость

Сетевые связи Незначительные Широкие

Рабочие процессы Незначительные Гибкие, ситуативные, организованные на время выполнения проекта

Влияние, власть Зависит от иерархического уровня Зависит от знаний и умений

Возможности сотрудничества Незначительные Широкие

Организационная ориентация На экономику На собственньш интерес, г г предприятия предприятие, коллектив

Важнейшая цель Максимизация выпуска Оптимизация выгоды

Информационные технологии развиваются стремительными темпами, и компании, которые не применяют новые технологии, быстро проигрывают конкурентам. К управленцам постепенно приходит понимание того, что автоматизация предприятий и рабочих мест не только делает бизнес более управляемым, но и упрощает контроль процессов, устраняет изрядную часть проблем, порождаемых человеческим фактором, сокращает расходы. Кроме того, от работы ИТ-специалистов сегодня зависит информационная безопасность предприятия.

В настоящее время самую значительную роль для бизнеса информационные технологии играют прежде всего в сфере телекоммуникаций и в банках, где система должна быть хорошо отлажена и работать непрерывно. Без работающей биллинговой или платежной системы бизнес здесь невозможен. К этой категории компаний относятся также крупные корпорации, работающие в России, со штатом в тысячи человек: автомобилестроительные, нефтегазовые. Всю техническую инфраструктуру в таких компаниях поддерживают именно ИТ-специалисты.

Информационные технологии в России получили меньшее развитие в области логистики, страхования и сетевой торговли. Хотя ИТ-персонал играет ключевую роль для бизнеса в этих сегментах рынка, в России данные компании в большинстве своем только вступают в стадию системного развития.

Еще не так давно ИТ-специалисты считались в компаниях персоналом сугубо техническим, а собирательный образ «айтишника» олицетворял собой неформального вида системный администратор, круглосуточно сидящий за компьютером и желающий одного - как можно меньше общаться с колле-

гами. Нынешние ИТ-специалисты часто представляют собой полную противоположность этому стереотипу, они нацелены на работу в команде, профессиональный рост, и им все чаще нужны коммуникативные и управленческие навыки, традиционно считавшиеся прерогативой управленцев. Руководителям подразделений, менеджерам проектов, постановщикам задач, специалистам help desk1 эти качества абсолютно необходимы, а следовательно, и совместимы с их узкопрофессиональной подготовкой.

Понятие «ИТ-специалист» сегодня намного шире, чем было еще несколько лет назад. В первую очередь управленческие и коммуникативные навыки нужны руководителям ИТ-подразделений, тем, кто, формально работая в сфере ИТ, является в большей степени менеджером и организатором.

Управленческие навыки нужны и тем категориям ИТ-специалистов, которые принимают участие в комплексных высокотехнологичных проектах. В сложных проектах значительно возрастает роль коммуникаций в команде, эффективная ком-

муникация способствует повышению оперативности и качества взаимодействия между представителями заказчика, подрядчика и субподрядчиков различных уровней.

Опыт показывает: если все коммуникации замыкаются на руководителе проекта, то зачастую важная информация либо не доводится до исполнителей, либо передается в искаженном виде, поэтому горизонтальные связи и коммуникативные навыки участников проектной команды на различных уровнях способствуют успешному выполнению целей и задач проекта. Конечно, не все ИТ-сотрудники способны играть роль управленцев, но иметь в компании технических специалистов, которые могут организовать работу команды и взять на себя ответственность за результат, просто необходимо.

Современный бизнес требует от сотрудников предприятий уверенного владения ИТ-технологиями. Это особенно актуально для ИТ-специалистов, основной обязанностью которых является поддержание работоспособности корпоративных информационных

1 Help desk (или Service Desk) - это устоявшееся сочетание, обозначающее информационную систему технической поддержки, решение проблем пользователей с компьютерами, аппаратным и программным обеспечением.

Key words:

систем предприятий. Так как ИТ развиваются чрезвычайно быстро, то данное обстоятельство обусловливает необходимость учитывать сложившиеся тенденции в направлениях подготовки ИТ-специалистов.

В настоящее время ведущими аналитическими фирмами выделяются следующие основные тенденции, характерные для мирового рынка ИТ-обучения.

1 Быстрое распространение технологий дистанционного Web-ориентированного обучения при подготовке/переподготовке корпоративных пользователей (характерно для большинства профессий).

2 Бизнес-навыки играют не менее важную роль в работе ИТ-специалиста, чем его технические навыки. Особенностью современного состояния мирового рынка является тесная интеграция ИТ с остальными аспектами бизнеса. Вследствие этого, от ИТ-менеджеров все чаще требу-

ется наличие навыков управления проектами, руководства персоналом, составления смет, распределения финансов и разработки стратегических бизнес-планов. В связи с этим обстоятельством аналитики рекомендуют предприятиям обеспечить для своих служащих возможность приобретения бизнес-навыков и навыков ИТ-менеджмента. Приобретение бизнес-навыков окажет значительную помощь предприятиям и ИТ-специалистам: будут быстрее выполняться проекты (например, благодаря более оптимальному распределению заданий для сотрудников); упростятся проблемы найма персонала и др.

ЗВ XXI веке граница между специальностями в области ИТ и остальными профессиями будет стираться. ИТ-специалисты должны будут приобретать бизнес-навыки, а служащим других профессий придется становиться более опытными пользователями компьютеров.

4Рынок потребует от ИТ-специалистов непрерывного самообучения (повышая тем самым их привлекательность для потенциальных работодателей). Многие ИТ-специалисты сейчас с трудом успевают адаптироваться к ускорению темпов развития ИТ, которое наблюдается в последние годы. Очевидно, что ИТ-специалисту требуется непрерывное обучение. Однако оно не сводится к простому посещению курсов в процессе развития карьеры ИТ-специалиста. Сбор, обработка, анализ, интерпретация и фильтрация информации должны стать неотъемлемой частью самостоятельной деятельности ИТ-специалиста на рабочем месте. Стиль работы ИТ-специалистов изменится в двух основных направлениях. Во-первых, им придется непрерывно пополнять свои знания по специальности, пользуясь для этого новыми методиками обучения, а во-вторых, сами ИТ-специалисты будут играть важную роль в создании, накоплении и распространении новейших корпоративных учебных ресурсов (например, баз знаний)1.

Прогресс в представлениях о том, чем должен заниматься ИТ-специалист, ИТ-менеджер, руководитель ИТ-подразделения отчетливо заметен в последнее десятилетие. Если в середине 1990-х годов к информационным технологиям относились как к необязательному и обособленному элементу организационной структуры компаний, то примерно к 1998-1999 гг. окончательно сформировалось понятие ИТ-проекта, пришло осознание того, что им необходимо управлять, возник спрос на менеджеров по управлению проектами.

В начале XXI века потребовались управленцы более высокого звена - те, кого сейчас именуют СЮ, или директорами по ИТ.

1 Глинских А. Мировой рынок ИТ-обучения // Режим доступа: http://www.ci.ru/inform20_01/p22-23it.htm

СЮ (англ. Chief Information Officer) - менеджер по информатизации (главный), директор по информационным технологиям (сотрудник корпорации, исполнитель высшего ранга, отвечающий за приобретение и внедрение новых технологий, управление информационными ресурсами).

Наиболее точно данному понятию на русском языке соответствуют «ИТ-директор», «директор департамента информационных технологий», «заместитель генерального директора по ИТ».

До недавнего времени должность CIO считалась знаковой, главным образом, в компаниях по продаже компьютерного и серверного оборудования, программного обеспечения, а также в фирмах, предоставляющих ИТ-услуги. Сегодня спектр компаний, заинтересованных в найме статусного CIO, значительно расширился. Управленцев в сфере ИТ активно привлекают к работе крупные федеральные торговые и производственные организации, финансовые структуры. Собственники регионального бизнеса также задумываются о введении должности ИТ-директора, но в условиях определенного информационного вакуума относительно роли этого специалиста они не всегда могут оценить реальную пользу CIO для бизнеса.

Показательно, что в России термин CIO появился сравнительно недавно. Изначально руководители ИТ-структур назывались начальниками АСУ (или АСУП)1, несколько позже, как отражение изменения статуса, должность стала именоваться «директор по ИТ», и только два-три года назад термин CIO стал общеупотребительным. Изменение терминологии - признак того, что у руководителей компаний и директоров по ИТ возникла потреб-

ность дифференцировать прежних руководителей АСУ и руководителей новой формации. Совершенно очевидно, что эти категории руководителей очень сильно отличаются по требованиям к ним со стороны бизнеса, по набору компетенций и, в конечном итоге, по их роли в организации. К СЮ сегодня предъявляется множество разных требований, в первую очередь не как к специалисту в области информационных технологий, а как к специалисту в области управления.

Сфера ответственности и роль СЮ сегодня стремительно изменяются: от человека, который занимается поддержкой и обслуживанием вычислительных систем, до специалиста, вовлеченного в управление компанией, влияющего на достижение бизнес-целей и использующего информационные технологии для развития компании.

Дискуссия о том, откуда должны появляться «настоящие СЮ», имела под собой почву: ИТ-менеджерам не хватало знаний в области бизнеса, они нередко плохо понимали вопросы, связанные с реализацией бизнес-процессов компании, и были ориентированы на технологии. Чтобы решить проблему, в компаниях к руководству ИТ-структурами пытались привлекать специалистов из бизнес-сфер. Выход из сложившейся ситуации виделся в притоке специалистов с бизнес-образованием в сферу ИТ.

Однако развитие пошло по другому пути. Поток профессиональных управленцев не хлынул в ИТ, зато из недр индустрии стал вырастать класс бизнес-ориентированных специалистов. Люди, которые прежде занимались только информационными технологиями, за последние

3-5 лет изменили мировоззрение и стали СЮ не по должности, а по сути. Это бизнес-ориентированные специалисты, которые не только являются экспертами в области ИТ, но и хорошо разбираются в вопросах управления, экономики, финансов. Как следствие, возникла интересная тенденция: СЮ становятся уникальным кадровым ресурсом для управления предприятием.

Долгое время руководители компаний рассматривали ИТ-отдел исключительно как обслуживающее подразделение, которое лишь чинит компьютеры, меняет картриджи и обеспечивает бесперебойную работу сети. Роль ИТ-директоров также была сильно принижена. Они не входили в совет директоров, не участвовали в формировании стратегии развития компании и даже решения по закупке автоматизированных и информационных систем зачастую принимались без их ведома. Бесправное положение С10 и сегодня все еще можно наблюдать в организациях, деятельность которых в значительной степени зависит от информационных технологий.

Дело в том, что введение должности С10 влечет за собой серьезные трансформации в фирме. С его приходом компания становится в некотором смысле бюрократизированной: жестко регламентируются все бизнес-процессы, компания расписывает буквально каждый свой шаг развития, становится прозрачной. Подобные изменения нередко пугают собственников, именно поэтому они либо вовсе отказываются от введения должности С10, либо намеренно принижают статус данного специалиста. Например, некоторые собственники подчиняют ИТ-директора финансисту, объясняя это тем, что информатизация - дорогостоящий процесс и С10 должен отчитываться за потраченные деньги перед финансовой службой.

1 Автоматизированная система управления (или Автоматизированная система управления предприятием).

Key words:

Упровленец №7-8 (11-12) 2010

Подобная система подчинения абсолютно неприемлема. ИТ-директор, как и все остальные топ-менеджеры, работает на развитие бизнеса. Благодаря его труду сокращаются издержки, увеличивается капитализация компании. С10 должен подчиняться непосредственно собственнику или СЕ01 и производить изменения, заручившись его поддержкой. Только в этом случае все подразделения будут работать слаженно и по тем правилам, которые прописаны в информационной системе, разработанной ИТ-департаментом.

Рынок ИТ-специалистов весьма дефицитный. Подобрать достойного кандидата на должность программиста или системного администратора сравнительно сложно, поскольку весь «цвет» ИТ-направления устремляется на работу в зарубежные компании, предлагающие более высокую заработную плату и привлекательный уровень жизни.

Одним из решений кадровых проблем предприятия в области ИТ является найм фрилансеров.

Компании прибегают к услугам фрилансеров по двум причинам: во-первых, не всем хватает штатных специалистов, во-вторых, услуги фрилансера дешевле. Стоимость работы фрилансера в 3 раза ниже, чем стоимость аналогичного объема работ, выполняемого штатным сотрудником или компанией. Работодатели заинтересованы в сотрудничестве с фрилансером, так как это позволяет постоянные затраты (заработная плата, налоги, административные расходы) перенести в разряд переменных (оплата конкретного объема работы в рамках определенного проекта и бюджета). Кроме того, с точки зрения трудового законодательства,

Фрилансер - человек, выполняющий работу без заключения долговременного договора с работодателем, нанимаемый только для выполнения определенного перечня работ (внештатный работник).

штатный сотрудник более защищен - ему нельзя не платить зарплату. А с фрилансером всегда можно договориться об отсрочке платежа, если у компании возникают финансовые трудности.

Также для небольшого бизнеса крайне важна экономия офисного пространства. Иногда имеет смысл нанимать фрилансеров из других регионов (например, дизайнеров или программистов) общение с которыми может проходить исключительно дистанционно. Такой шаг нередко помогает сэкономить значительные средства. К тому же в более сложных условиях региональных рынков труда искать свободных специалистов обычно легче. Например, можно прибегнуть к рекомендациям деловых партнеров, работающих в регионах.

Вместе с тем работодатели признают существенные риски работы с фрилансерами. Наиболее частыми среди них бывают нарушение сроков, неожиданное прерывание проекта по «личным причинам», желание «выставить счет» за любые мелочи сверх технического задания, отсутствие привычной мотивации к работе, отсутствие элементарной связи с человеком, низкий уровень квалификации2.

С наступлением экономического кризиса количество фрилансеров и аутсорсинговых ИТ-компаний в сегменте рынка технической поддержки достигло небывалых величин. По данным Spbit.su в 2009 г. в период кризиса было уволено 10-20% ИТ-специалистов. Это привело к росту конкуренции в сегменте ИТ-фрилансеров. Тем не менее фрилан-

серы остаются для малого и среднего бизнеса вариантом «скорой помощи». К их услугам прибегают, когда не имеет смысла нанимать на временную работу штатных специалистов, требуется особый креатив либо возникла форс-мажорная ситуация.

Практика показывает, что компании, которые регулярно привлекают на одну и ту же работу разных фрилансеров, скорее всего, избегают ответственности и не желают брать на себя обязательства перед штатными сотрудниками. Это не самый перспективный путь, ведь очевидно, что такие условия работы непривлекательны для профессионалов и рано или поздно компания станет заложником собственной скупости.

В США составлен список самых прибыльных и востребованных профессий, которые будут пользоваться популярностью в течение следующих десяти лет. Как выяснилось, лучше всего в 2016 г. будут жить и работать специалисты в компьютерной отрасли, медицинские работники и финансовые аналитики. Первое место в перечне занимает инженер программного обеспечения, средняя зарплата которого равняется 80,5 тыс. дол. в год. Преимуществом этой профессии является возможность работать дистанционно. Несмотря на то, что такие специалисты сейчас требуются почти во всех сферах экономики, работать в этой отрасли сможет не каждый. Такой специалист должен не только обладать математическими способностями и аналитическим складом ума, но и быть готовым к тому, что работа в крупных компаниях не всегда креативна.3

1 CEO (англ. Chief Executive Officer) - высшее должностное лицо компании (генеральный директор, председатель правления, руководитель).

2 Фрилансеры дешевле штатных сотрудников в три раза // Режим доступа: http://www.ci.ru/index.html

3 Режим доступа: http://job4it.net/news/?p=8079

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.