Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ СОБЫТИЙНОЙ ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ СОБЫТИЙНОЙ ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
226
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОБЫТИЙНАЯ ИНДУСТРИЯ / СОБЫТИЕ / ОНЛАЙН МЕРОПРИЯТИЕ / ОНЛАЙН-ПЛАТФОРМА / ЦИФРОВИЗАЦИЯ / КИБЕРСПОРТ / ФЕСТИВАЛИЗАЦИЯ / УПРАВЛЕНИЕ КЛИЕНТСКОЙ БАЗОЙ CRM / КОНЦЕПЦИЯ УСТОЙЧИВОГО РАЗВИТИЯ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Мелехова Анна Сергеевна

В современных экономических реалиях, изменениях структуры рынка вследствие пандемии и распространением COVID-19, многие отрасли (авиасообщение, туризм, событийная индустрия и др.) потерпели существенные изменения и убытки. В наибольшей степени пострадала событийная индустрия. В статье рассмотрены структурные изменения, произошедшие на рынке событийной индустрии, обосновывается положение о том, что организация и проведение онлайн-мероприятий приобретает первостепенное значение для компаний-участников рынка, наряду с синтезом онлайн и оффлайн решений с применением креативных и инновационных подходов. Кроме того автор рассматривает и систематизирует направления, присущие индустрии сегодня и определяющие ее развитие на долгосрочный период с учетом влияния быстроменяющейся рыночной среды, обосновывает необходимость структурной трансформации бизнес-процессов индустрии и поиска новых моделей организации и проведения мероприятий с применением инновационных технологий в условиях цифровизации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF EVENT INDUSTRY WITHIN CHALLENGES OF THE DIGITAL ECONOMY

In modern economic realities, changes in the market structure caused by the pandemic and spread of COVID-19, many industries (air travel, tourism, event industry, etc.) have suffered significant changes and losses. The event industry has been affected most of all. The article discusses the structural changes that have occurred in the event industry, substantiates the provision that the organization and conduct of online events is of paramount importance for companies on the market. The synthesis of online and offline solutions has resulted in the use of creative and innovative approaches. The author also examines and systematizes the directions inherent in the industry today and determining its development for a long term taking into account the influence of the rapidly changing market environment. The article substantiates the need for a structural transformation of the industry's business processes and the search for new models of organizing and holding events by using innovative technologies in the context of digitalization.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ СОБЫТИЙНОЙ ИНДУСТРИИ В УСЛОВИЯХ ВЫЗОВОВ ЦИФРОВОЙ ЭКОНОМИКИ»

УДК: 659.441; ББК: 60.84; ГРНТИ: 19.71; ВАК: 08.00.05

А.С. Мелехова Москва, Россия

Трансформация событийной индустрии в условиях вызовов цифровой

экономики

Аннотация. В современных экономических реалиях, изменениях структуры рынка вследствие пандемии и распространением COVID-19, многие отрасли (авиасообщение, туризм, событийная индустрия и др.) потерпели существенные изменения и убытки. В наибольшей степени пострадала событийная индустрия. В статье рассмотрены структурные изменения, произошедшие на рынке событийной индустрии, обосновывается положение о том, что организация и проведение онлайн-мероприятий приобретает первостепенное значение для компаний-участников рынка, наряду с синтезом онлайн и оффлайн решений с применением креативных и инновационных подходов. Кроме того автор рассматривает и систематизирует направления, присущие индустрии сегодня и определяющие ее развитие на долгосрочный период с учетом влияния быстроменяющейся рыночной среды, обосновывает необходимость структурной трансформации бизнес-процессов индустрии и поиска новых моделей организации и проведения мероприятий с применением инновационных технологий в условиях цифровизации.

Ключевые слова: событийная индустрия, событие, онлайн-мероприятие, онлайн-платформа, цифровизация, киберспорт, фестивализация, управление клиентской базой CRM, концепция устойчивого развития.

Transformation of Event Industry within Challenges of the Digital Economy

Abstract. In modern economic realities, changes in the market structure caused by the pandemic and spread of COVID-19, many industries (air travel, tourism, event industry, etc.) have suffered significant changes and losses. The event industry has been affected most of all. The article discusses the structural changes that have occurred in the event industry, substantiates the provision that the organization and conduct of online events is of paramount importance for companies on the market. The synthesis of online and offline solutions has resulted in the use of creative and innovative approaches. The author also examines and systematizes the directions inherent in the industry today and determining its development for a long term taking into account the influence of the rapidly changing market environment. The article substantiates the need for a structural transformation of the industry's business processes and the search for new models of organizing and holding events by using innovative technologies in the context of digitalization.

Keywords: event industry, event, online event, online platform, digitalization, cybersport, festival, customer relations management, CRM, concept of sustainable development.

Постановка проблемы

Какие концептуальные трансформации определяет развитие событийной индустрии, какие особенности реализуются на практике в условиях глобальной цифровизации экономики и диджитализации социума, а также обусловленными последствиями распространения пандемии коронавируса?

Событийная индустрия - это самостоятельная индустрия, охватывающая весь спектр услуг для проведения разного рода мероприятий. Проводимые в рамках индустрии мероприятия могут быть как деловыми (конференции, конгрессы, форумы инсентив-программы и т. д.), так и

культурно-массовыми (фестивали, светские события, праздники, спортивные мероприятия и т. д.). Событийная индустрия включает в себя выставочную отрасль (компании, организующие выставочно-ярмарочные мероприятия), индустрии встреч (конференционный бизнес, конгре^ная отрасль и организация деловых мероприятий) и отрасль специальных мероприятий (мероприятия, организуемые в личных, PR, досуговых, культурных и организационных целях) [Соу1^19: угрозы и вызовы для событийной индустрии, 2020].

В современных реалиях конференции, конгрессы, форумы, фестивали и другие мероприятия столкнулись с необходимостью отменять или переносить даты проведения вследствие невозможности проведения встреч в привычном формате, либо переносить мероприятие - в онлайн-среду. В 2020 году в 57% игроков российского рынка готовы были провести до 30 мероприятий, 22%- 31 до 99 мероприятий, 21%- более 100 мероприятий - от 100 до 1000 и более, из которых 18% - от 100 до 500 мероприятий и 3% - от 500 и более 1000 событий. Многие мероприятия были отменены, перенесены на более поздние сроки в 2020 и 2021, также компании смогли провести мероприятия в онлайн-формате. Что касается зарубежной практике, то Согласно данным Всемирной ассоциации выставочной индустрии (Ш), на середину марта в мире было уже отменено или перенесено 808 выставочных мероприятий, из них 470 в Европе, ущерб отрасли составил 14,4 млрд евро (16,5 млрд долларов США) [Соу1^19: угрозы и вызовы для событийной индустрии, 2020]. На 2021 год были перенесены такие крупные международные мероприятия, как Олимпиада в Токио, чемпионат Европы по футболу, Евровидение.

Результаты исследования

Вследствие факторов средового влияния, аудитория полностью или частично перешла в онлайн пространство, и именно сейчас, в режиме реального времени онлайн-мероприятия могут выйти на новый уровень, диверсифицируя спектр возможных сегментов и укрепляя свои позиции в

долгосрочной перспективе. Развитие технологий, диджитализация социума меняют вектор индустрии в сторону синтеза продуктов: онлайн и оффлайн пространства. Как таковая «физическая» встреча людей уже не требуется (или невозможна): последние кейсы мировой ивент-индустрии показали, что даже крупные форумы, концерты и фестивали могут быть проведены в digital-среде. Площадкой для проведения мероприятия выступают различные специальные цифровые платформы, которые позволяют проводить выступления перед большим количеством зрителей. Наиболее популярными платформами являются ZOOM, WebEX, mind.com и webinar.ru, slack. Кроме того, для проведения конференций удобно использовать стриминговые платформы, где нет ограничения по количеству зрителей. Онлайн платформы имеют свои преимущества и недостатки.

Преимущества онлайн платформ:

- экономия затрат: организация полноценного мероприятия без аренды конференц-залов, дорогостоящего привлечения спикеров, рекламно-сувенирной полиграфии, кейтеринговых услуг и проч. ;

- полноценная коммуникация: подключение участников через все виды телефонии, интерактивные включения (чаты, опросы, голосования, викторины, поединки);

- аналитика по мероприятию: сбор статистики по мероприятию в режиме реального времени;

- дополнительные технические возможности: синхронный перевод, монтаж видеороликов, нарезка эпизодов, геймификация.

К минусам стоит отнести меньшую привлекательность для спонсоров и партнеров, усложненную коммуникацию зрителей со спикерами, возможные сложности и неполадки технического характера, устранить которые становится значительно сложнее и другие организационные моменты. Значительным минусом является и отсутствие процесса нетворкинга -коммуникации между гостями.

Выбор соответствующей платформы для проведения онлайн-мероприятия обусловлен наличием следующих параметров:

• стоимость платформы;

• лимит количества участников;

• лимит по времени проведения мероприятия;

• размер хранилища;

• возможность демонстрации контента (видео, аудио, презентации и др. документы) участниками;

• возможность демонстрации экрана;

• возможность файлообмена между участниками;

• возможность видео и/или аудио записи мероприятия;

• возможности провести тесты, голосования, опросы;

• служба и чат поддержки;

• необходимость или отсутствие установок дополнительных программ и плагинов;

• наличие модераторов на мероприятии;

• статистика по мероприятию (количество участников, время прослушивания спикеров, количество вовлеченных и др.);

• возможности брендирования (настройка дизайна под корпоративную бренд айдентику);

• интеграция (возможность взаимосвязи с сайтом компании, кадровыми и CRM-системами, PayPal, Google Analytics и др.);

• наличие мобильной версии;

• русскоязычный интерфейс и др.

Сегодня для организации онлайн-мероприятий существует много разноплановых, многофункциональных платформ в формате видеочатов и конференций, но применение техник геймификации способно качественно выделить мероприятие, сделав его запоминающимся и необычным. Примерами в данном случае могут выступать все набирающие популярность онлайн-бары, виртуальные ßD-комнаты с персональным аватаром (Mootup,

Virbela), виртуальные геймификации с интерактивными обьектами (площадка AltSpace VR) и даже непосредственно сами популярные онлайн игры.

Удачным кейсом использования таких платформ может служить Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ), которая провела в MineCraft конференцию по игровым механикам в виртуальной копии своего студенческого кампуса. Преимуществом таких площадок является значительно более раскрепощенная атмосфера, интерактивность, зрелищность, wow-эффект, большая клиентоориентированность, возможности провести онлайн-мероприятие не в линейном формате лекции, добавив креатива и динамизма, переведя нетворкинг участников на более качественный уровень.

Развитие нового перспективного, долгосрочного направления индустрии - онлайн-мероприятия - первостепенная задача, требующая передовых подходов, знаний, компетенций, технологий и методов в привлечении аудитории. Ключевая задача участников рынка сегодня- быть максимально адаптивными. Безусловно, тенденции на рынке ивент-услуг претерпевают ежегодные изменения, современная же мировая ситуация, ограничения вследствие распространения нового вируса Covid-19, радикальным образом повлияли на индустрию, определив новый вектор ее развития. Рассмотрим некоторые направления, присущие индустрии сейчас и определяющие ее развитие на долгосрочный период с учетом влияния пандемии [Островская (ред.), 2020].

1. Цифровизация и инновационные решения (продукты).

Ключевая ценность любого мероприятии - эмоция, именно потребности в эффективной, при этом эмоционально насыщенной, интерактивной деловой коммуникации способствует повсеместному проникновению инновационных технологических продуктов и решений в отрасль. На рынок ивент-услуг все глубже проникает digital: использование технологий дополненной (AR) и виртуальной реальностей (VR), AR-

телепортация (присутствие спикера из любой точки мира на сцене с основным спикером или ведущим), нейронные технологии, цифровое искусство, разнообразные мобильные приложения, игровые платформы и механики, цифровые ассистенты, онлайн-мероприятия и др). Все эти технологии помогают создать уникальный, запоминающийся опыт для участника мероприятия (как онлайн, так и оффлайн). Организация и проведение онлайн-мероприятия требует внедрения интерактивных решений с максимальным погружением пользователя: общий чат для коммуникации всех гостей мероприятия между собой, голосования, викторины, вопросники, контроль присутствия и др. [Мухина, Каткова, Авдонина и др., 2019]. Однако, учитывая специфику рынка, невозможности или сложности проведения отдельно взятых мероприятий именно в онлайн, можно говорить о необходимости интеграции 2 направлений: именно симбиоз офлайн и онлайн - инструментов способен радикально изменить и расширить клиентский опыт в переходе от интерактивных форматов к иммерсивным [Островская (ред.), 2020].

CaseStudy.

Удачным примером интеграции двух форматов может служить решение конференции Siebel Scholars Conference использовать светодиодные браслеты для участников, имитирующие сердцебиение, которые не только следят за расписанием делегатов и уведомляют о встречах, но также могут быть использованы и для создания впечатляющего шоу. Мероприятие открылось фильмом, в котором рассказывалось о вероятных последствиях кибератаки на энергосистему США. Когда на экране появились пустые супермаркеты, а диктор говорил о дефиците питьевой воды и отсутствии медицинской помощи, браслеты переставали светиться. К концу показа только 10% устройств продолжали мигать. Так организаторы привлекли внимание к проблеме обеспечения кибербезопасности [Островская (ред.), 2020].

2. Оптимизация и усовершенствование процессов управления клиентской базой.

Необходимость структурной трансформации бизнес-процессов индустрии обусловлена диджитализацией социума и цифровизации экономики в целом. Одним из компонентов цифровой экономики являются цифровые платформы (от англ. digital platforms), обеспечивающие эффективное взаимодействие совокупности переменных и определяющие модели ведения бизнеса, основанные на цифровых данных. Виды Разработка и внедрение платформ, автоматизирующих бизнес-процессы направлены на получение большей транспарентности бизнеса, сокращение и/или оптимизация расходов, рост производительности, эффективности выполнения процессов обеспечение конкурентных преимуществ и т.д.

Технико-технологические возможности современных CRM-систем (как разновидность цифровой платформы) позволяют анализировать работу всех бизнес-процессов, в том числе эффективности рекламной и маркетинговой деятельности, что приводит к формированию значительно более эффективной коммуникации бренда или компании с клиентами. Эффективность коммуникаций в этом случае зависит от уникальных систематизированных знаний, имеющихся о клиенте. Управление «картой путешествия клиента» на всех этапах жизненного цикла клиента (история его участия или заинтересованности в мероприятиях, контент-предпочтения, активность и уровень вовлеченности в прошлых мероприятиях, вкусовые предпочтения, сфера интересов, истории просмотров, обращений, комментарийной активности и т.д.) позволяет выявить неочевидные целевые группы с максимальной персонализацией предложений, сокращая при этом стоимость рекламного контакта с потребителем [Леденева, Гавриленко, 2019: 69].

Число онлайн-коммуникаций с клиентами сейчас значительно возросло и, принимая решение о выборе и/или оптимизации CRM-системы, предпочтения стоит отдать многофункциональным решениям с широким

спектром возможностей: работа из единого интерфейса, встроенная IP-телефония, коллтрекинг, интеграция с сайтом компании, email и sms-рассылки, онлайн чаты, приложения для работы в режиме мобильного офиса, сквозная аналитика и др.

Современная функциональная CRM-система - адаптированная под потребности и специфику бизнеса интегрированная информационная среда, в которую входят все составляющие бизнес-процессов компании. В качестве примера, иллюстрирующего функциональные разделы, внедрение которых способно обеспечить эффективную коммуникацию с участниками любого мероприятия, рассмотрим систему управления взаимоотношениями с клиентами 1C:CRM.

Функциональные разделы системы управления взаимоотношениями с

клиентами [Функциональные характеристики 1С:СЯЫКОРП, 2020].

Наименование раздела Краткое описание раздела

Управление клиентской базой Возможности сбора данных об реальных и потенциальных участниках мероприятия в единую клиентскую базу компании, подробная характеристика и контактные данные каждого участника, расширенная аналитика, динамика изменения состояния отношений с участниками, отслеживание взаимосвязей между клиентами и выявление неявных закономерностей.

Управление контактами с клиентами Создание карты жизненного цикла участника: истории контактов, регистрация заинтересованности, планирование взаимодействий.

Управление рабочим временем Просмотр запланированных контактов (встреч, совещаний и т.д.), подбор участников встречи с учетом их занятости, резервирование и планирование занятости помещений, регулярное планирование контактов (совещаний, встреч и т.д.)

Управление бизнес-процессами Общий процессный подход во всей функциональности решения: подсистема проектирования, публикации и анализа эффективности бизнес-процессов.

Управление продажами, в том числе Управление потенциалом продаж Управление стадиями и этапами продажи. Контроль и анализ просроченной задолженности. Назначение цен и скидок, механизм автоматической подготовки коммерческих предложений и договоров. Механизм оперативного управления и анализа цикла продаж -"Воронка продаж", создание различных вариантов просмотра «Воронки продаж» и планирование по их выполнению.

Управление маркетингом Управление рекламными и маркетинговыми кампаниями: планирование и бюджетирование, согласование, проведение и анализ эффективности маркетинговых кампаний. Телемаркетинг, персонифицированные электронные (e-mail, SMS) рассылки. Сегментирование клиентов. Автоматический ABC/XYZ-анализ.

Подсистема оповещений Возможность получения оповещений через: напоминания в решении, e-mail, SMS, индивидуальная настройка оповещений для планируемых / просроченных событий в Календаре, новых / просроченных задачах (поручения, другие бизнес-процессы), создание индивидуальных напоминаний (жалобы и т.д.).

Интеграция с другими системами Возможности взаимодействия с другими приложениями и обеспечивает: интеграцию с Microsoft Office и/или OpenOffice, офисной телефонией (CTI) с наиболее популярными АТС: Panasonic KX-TDA/TDE, Avaya IP Office, Cisco

Call Manager/Call Manager Express/UC, IP-АТС «АГАТ UX» IP CallCenter Asterisk; интеграция с SMS и электронной почтой.

Интеграция с корпоративными системами Возможности взаимодействия с другими с приложениями и сервисами: геокарты: Yandex, Google, 2Gis; интеграцию с системами контекстной рекламы: Comagic, Yandex, Google; интеграцию с системами анализа больших данных (BI системы).

Подобный функционал СЯМ-систем необходим для компаний событийной индустрии, позволяя организаторам мероприятий выстраивать долгосрочные взаимоотношения с клиентом.

3. Смена форматов мероприятий.

Среди тенденций для рынка ивент-услуг отмечают преобразование форматов организуемых мероприятий. Агентства все чаще уходят от исключительно развлекательных форматов, а предлагают форматы мероприятий, приносящих пользу для аудитории и предполагающие максимальное вовлечение [Цифровая экономика, 2020]. К тому же в последнее время все чаще преобладает деловой формат мероприятий. Однако чтобы провести конгресс или конференцию свежо, интересно, обеспечить и удержать вовлеченность на высоком уровне, удовлетворить клиентские запросы и ожидания, практики индустрии советуют внедрять элементы фестивализации: викторины, игровые шоу, тематические квесты, экспедиции, поединки, битвы скомканной бумагой и др.

Применение метода фестивализации в онлайн-мероприятиях, используя интерактивные технологии и решения на основе искусственного интеллекта способно обеспечить высокий уровень вовлечения аудитории, зрелищность, персонифицированный подход, длительные пользовательские эмоциональные реакции. Такие предложения достигают эмоционального

восприятия заказчиком и становятся преимуществами агентств представляющих рынок event-услуг.

4. Киберспорт.

Киберспорт - достаточно новое явление, характеризующееся организацией досуга людей разного возраста и социального статуса. Киберспорт является составляющим компонентом событийной индустрии (в части организации специальных мероприятий), а соревнования и фестивали по киберспорту - крупные событийные мероприятия, сравнимые со спортивными соревнованиями.

В широком смысле слова киберспорт- это соревнования в виртуальном пространстве, где соревнуются человек с человеком или команда с командой. Киберспорт спорт — (компьютерный спорт, е-спорт, электронный спорт (англ. cybersport, e-Sport, esport, esports, electronic sport) — вид соревновательной деятельности и специальной практики подготовки к соревнованиям на основе компьютерных и/или видеоигр, где игра предоставляет среду взаимодействия объектов управления, обеспечивая равные условия состязаний человека с человеком или команды с командой. [Солнцев, 2018: 233].

Согласно Азиатской федерации компьютерного спорта, термин esports обозначает использование электронных устройств как платформу для проведения соревновательных активностей [What is eSports, 2018]. Согласно AESF, такими платформами могут быть электронные системы, дроны, роботы, симуляторы, виртуальная и дополненная реальность, а также любые платформы, где человек использует интерфейс человек-компьютер. Кембриджский словарь [Cambridge Dictionary, 2017] определяет киберспорт как деятельность, которая заключается в игре в компьютерные игры против других людей через интернет, обычно с призовыми денежными фондами, и обычно со зрителями, которые следят за ходом турниров через интернет или на специально организованных событиях.

Киберспорт сегодня не просто самостоятельная быстроразвивающаяся индустрия, а в уникальный канал взаимодействия с аудиторией, в наибольшей степени аудиторией молодой.

На сегодняшний день все больше брендов из разных отраслей, в том числе и гигантов индустрии пытаются зайти на территорию киберспорта: "Кагоцел", " Gillette", "Head & Shoulders", "Domino's" и "DoDo", "Toyota", "Почта Банк" и многие другие. «Тинькофф банк» первым из банковской отрасли анонсировал собственный киберспортивный турнир по Dota 2. В большей степени это обусловлено низким порогом входа в индустрию в сочетании со значительным объемом активно вовлеченной аудитории.

В условиях смены формата привычных мероприятий, поиска новых ниш в событийной индустрии в целом, адаптивности к быстроменяющейся внешней среде, киберспорт, базисно ориентированный на онлайн, сейчас находится в более выигрышном положении, чем остальная индустрия. Вследствие пандемии, административных и социальных ограничений, аудитория массово оказалась в вынужденной пространственной изоляции, не потеряв при этом привлекательные и привычные социальные связи (возможности онлайн-коммуникации), начала потреблять огромное количество контента, преимущественно развлекательного и/или образовательного характера. Находясь под воздействием колоссального стрессового информационного шума: новости про пандемию, статистику жертв и мировую экономическую дестабилизацию - аудитории нуждается в переключении внимания, отвлечении и способе социализации: в данном случае, мультиплеернаая видеоигра дает возможно активно и интересно провести время с друзьями. Киберспортивные мероприятия обеспечивают колоссальный уровень интерактивности и вовлечение аудитории, значительно обходя стандартные платформы для проведения мероприятий в зрелищности, количестве аудитории, эмоциональному фону и уровню восприятия.

Учитывая вышеизложенное, можно говорить о перспективности проведения киберспортивных мероприятий и использовании их в качестве ресурса событийной индустрии. Этому способствует значительная привлекательность соревнований по киберспорту: инвестиционная привлекательность, отсутствие значительных вложений в инфраструктуру (строительство стадионов, оборудование площадки для проведения мероприятия и т.д.), большой охват аудитории, акцент на молодую аудиторию, вынужденная потребность диверсификации продукта компаний отрасли.

5. Социальная повестка.

При подготовке мероприятия важно учитывать особенности своей целевой аудитории, речь не только о демографических характеристиках, но и в особенности о социо-психологических и поведенческих характеристиках. Кроме того, следует выделять и понимать перспективные потенциальные целевые группы, основываясь, в том числе, и на теории поколений. Понимая и рассматривая ценности и ориентиры нового поколения, обеспечивающего высокий уровень платежеспособности в обозримом будущем, компании диверсифицируют свои риски с точки зрения потребления контента и соответственно самого продукта. Представителей поколения Y и Z значительно меняют концепцию организации мероприятия сегодня. Поколение так называемых digital natives родилось и росло в век интернета, гаджетов и цифровых технологий, соответственно налаживать контакт с этой группой лучше всего через онлайн-платформы, создавая уникальный развлекательный лаконичный, емкий контент, способный попадать в поле зрение Z-пользователей и соответствовать их интересам и поведенческим характеристикам. Кроме того, вопросы устойчивого развития, эко-повестка играют важное значение для них, а происхождение товаров и репутация их производителя, бренда зачастую определяют их потребительское поведение. Одна из ключевых характеристик «зетов» - высокий уровень эмпатии, сопричастность, небезразличие: их волнуют вопросы социальной

справедливости, защиты окружающей среды, ответственного отношения к природе и ресурсам. Выбор продуктов и услуг в наибольшей степени обусловлен наличием и внедрением таких социоориентированных практик в работе бренда или компании. Понимание специфики такой аудитории определяет не только дизайн (примером может служить популярный биофильный дизайн) помещений, в том числе онлайн-площадок, но и сам формат мероприятий. Использование электронных указателей навигации, сокращение объёмов бумажной продукции, использование перерабатываемых материалов, отказ от использования одноразовой посуды, сотрудничество с благотворительными фондами и многое другое - все это определяет тренд развития отрасли. Организаторами и подрядчиками мероприятий также активно поддерживается внедрение и продвижение таких - практики устойчивого развития в области [Островская (ред.), 2020]:

- экологии (сохранение водных, энергетических, природных ресурсов; управление отходами; система управления поставками и ответственные закупки);

- социальной ответственности (соблюдение прав человека; положительное воздействие на сообщество; защита трудовых прав; уважение к культуре; гарантии безопасности; обеспечение здоровья и благополучия);

- экономики (обеспечение сотрудничества и партнерства; прозрачность деятельности; ответственное управление).

Основные принципы устойчивого развития при проведении мероприятий включают ответственное руководство, инклюзивность, соблюдение этических норм и прозрачность при организации мероприятий.

Выводы

Краткий анализ параметров событийной индустрии и событийной коммуникации позволяет сделать вывод о существенных трансформациях индустрии: изменяется коммуникационная модель, целеполагание и ценности, изменяется технико-технологическая основа, появляются новые базисные субъекты, коммуникация становится гибридной. Необходимость

трансформация событийной индустрии сегодня обусловлена не только социально-экономическими, психологическими, правовыми последствиями распространения пандемии коронавируса, но и эволюционным развитием цифровой экономики, происходящим во всем мире и во всех сферах жизни общества, благодаря инновационному росту и трансформации процессов в результате появления новых технологий. Автором статьи обоснована необходимость структурной трансформации бизнес-процессов индустрии и поиска новых моделей организации и проведения мероприятий.

Организация и проведение онлайн-мероприятия требует внедрения интерактивных решений, симбиоза офлайн и онлайн - инструментов. Именно цифровизация и диджитализация индустрии способны радикально изменить и расширить клиентский опыт в переходе от интерактивных форматов к иммерсивным.

Библиография

Буянова А. В., Козилина В. Киберспорт: История становления, современное состояние и перспективы развития // Социально-политические науки. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kibersport-istoriya-stanovleniya-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya (дата обращения: 09.10.2020).

Искусственный интеллект и бизнес: есть контакт? Исследование ВЦИОМ. №4128. 12.12.2019. [Электронный ресурс] URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10068 Дата обращения: 01.10.2020.

Леденева С. В., Гавриленко Т. Ю. Обзор рынка CRM-систем // International Journal Of Professional Science. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/artide/n/obzor-rynka-crm-sistem (дата обращения: 12.10.2020).

Морозов С. А. Каким будет ущерб от вспышки коронавируса для глобальной экономики // Научный электронный журнал «Меридиан». №8 (42). 2020.

Мухина М. В., Каткова О. В., Мухина Е. С., Авдонина Д. С., Бочкарева Ю. В. Совершенствование технологий еvent - маркетинга // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. 2019. №2 (36).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-tehnologiy-event-marketinga (дата обращения: 12.10.2020).

Описание функциональных характеристик 1C:CRM КОРП. 2020 URL: https://solutions.1c.ru/catalog/crm-corp-20/features

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Солнцев И. В. Экономика киберспорта // Инновации. 2018. №5 (235). URL: https://cyberleninka.rU/article/n/ekonomika-kibersporta (дата обращения: 09.10.2020).

Стуглев А. Событийная отрасль: жизнь после вируса // Congress Time. 2020 №1 (10). URL: http://rnc-

consult.ru/netcat_files/userfiles/CongressTime/CongressTimeMagazineFinal_1_2020.pdf

Covid-19: угрозы и вызовы для событийной индустрии в России. Исследование Россконгресс, март-апрель 2020. Результаты опроса участников рынка. URL: https://roscongress.org/materials/covid-19-ugrozy-i-vyzovy-dlya-sobytiynoy-industrii-v-rossii-rezultaty-oprosa-uchastnikov-rynka/

Устойчивое развитие: от идеи до воплощения. Исследование Congress Time // Congress Time. 2020 №1 (10). URL: http://rnc-

consult.ru/netcat_files/userfiles/CongressTime/CongressTimeMagazineFinal_1_2020.pdf

Хамокова Д. М. Wow-эффект как инструмент влияния на поведение потребителя в сфере event-услуг // Скиф. 2020. №1 (41). URL: https://cyberleninka.m/artide/n/wow-effekt-kak-instrument-vliyaniya-na-povedenie-potrebitelya-v-sfere-event-uslug (дата обращения: 09.10.2020).

Цифровая экономика от теории к практике: как российский бизнес использует искусственный интеллект. [Электронный ресурс] URL:

https://raec.ru/activity/analytics/11002/ Дата обращения: 10.10.2020.

Cambridge Dictionary (2017). e-sports. URL:

http://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/e-sports.

What is esports? [Электронный ресурс] URL: https://www.aesf.com/what-is-eSports

References

Bujanova A. V., Kozilina V. Kibersport: Istorija stanovlenija, sovremennoe sostojanie i perspektivy razvitija // Social'no-politicheskie nauki. 2017. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/kibersport-istoriya-stanovleniya-sovremennoe-sostoyanie-i-perspektivy-razvitiya (Date of acceess: 09.10.2020).

Cambridge Dictionary (2017). E-sports. / URL:

http://dictionary.cambridge.org/dictionary/english/e-sports.

Cifrovaja jekonomika ot teorii k praktike: kak rossijskij biznes ispol'zuet iskusstvennyj intellekt. URL: https://raec.ru/activity/analytics/11002/ (Date of acceess: 10.10.2020).

Covid-19: ugrozy i vyzovy dlja sobytijnoj industrii v Rossii. Issledovanie Rosskongress, mart-aprel' 2020. Rezul'taty oprosa uchastnikov rynka. URL: https://roscongress.org/materials/covid-19-ugrozy-i-vyzovy-dlya-sobytiynoy-industrii-v-rossii-rezultaty-oprosa-uchastnikov-rynka/

Hamokova D. M. Wow-jeffekt kak instrument vlijanija na povedenie potrebitelja v sfere event-uslug // Skif. 2020. №1 (41). URL: https://cyberleninka.ru/article/n7wow-efFekt-kak-instrument-vliyaniya-na-povedenie-potrebitelya-v-sfere-event-uslug (Date of acceess: 09.10.2020).

Iskusstvennyj intellekt i biznes: est' kontakt? Issledovanie VCIOM. №4128. 12.12.2019. [Jelektronnyj resurs] URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=10068 (Date of acceess: 01.10.2020).

Ledeneva S. V., Gavrilenko T. Ju. Obzor rynka CRM-sistem // International Journal Of Professional Science. 2019. №5. URL: https://cyberleninka.ru/article/n/obzor-rynka-crm-sistem (Date of acceess: 12.10.2020).

Morozov S. A. Kakim budet ushherb ot vspyshki koronavirusa dlja global'noj jekonomiki. In: Nauchnyj jelektronnyj zhurnal «Meridian», №8 (42), 2020.

Muhina M. V., Katkova O. V., Muhina E. S., Avdonina D. S., Bochkareva Ju. V. Sovershenstvovanie tehnologij event - marketinga. In: Innovacionnaja ekonomika: perspektivy razvitija i sovershenstvovanija. 2019. №2 (36).

URL: https://cyberleninka.ru/article/n/sovershenstvovanie-tehnologiy-event-marketinga (Date of acceess: 12.10.2020).

Opisanie funkcional'nyh harakteristik 1S:CRM CORP. 2020 URL: https://solutions.1c.ru/catalog/crm-corp-20/features

SolncevI. V.Ekonomika kibersporta // Innovacii. 2018. №5 (235). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/ekonomika-kibersporta (Date of acceess: 09.10.2020).

Stuglev A. Sobytijnaja otrasl': zhizn' posle virusa // Congress Time. 2020 №1 (10). URL: http://rnc-

consult.ru/netcat_files/userfiles/CongressTime/CongressTimeMagazineFinal_1_2020.pdf

Tsifrovaya ekonomika ot teorii k praktike: kak rossiyskiy biznes ispol'zuyet iskusstvennyy intellekt. [Digital economy from theory to practice: how Russian business uses artificial intelligence]. URL: https://raec.ru/activity/analytics/11002/ (Date of acceess: 10.10.2020).

Ustojchivoe razvitie: ot idei do voploshhenija. Issledovanie Congress TimeIn: Congress Time. 2020 №1 (10). URL: http://rnc-

consult.ru/netcat_files/userfiles/CongressTime/CongressTimeMagazineFinal_1_2020.pdf

What is esports? // URL: https://www.aesf.com/what-is-eSports. Сведения об авторе

Мелехова Анна Сергеевна - кандидат экономических наук, доцент кафедры рекламы, связей с общественностью и дизайна РЭУ им. Г.В. Плеханова (г. Москва, Россия). annmeladv@mail.com.

Melekhova Anna S. - Associate professor at the Chair of advertising, public relations and design, Plekhanov Russian University of Economics. annmeladv@mail .com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.