ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ТРАНСФОРМАЦИЯ СОБСТВЕННОСТИ И ФОРМИРОВАНИЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА В РЕСПУБЛИКЕ АБХАЗИЯ
А. Н. БАГБА,
Сухумский открытый институт, преподаватель кафедры «Национальная экономика»;
З. И. ШАЛАШАА
Абхазский государственный университет, кандидат экономических наук, доцент, зав. кафедрой «Государственноеуправление и менеджмент», 384904, Республика Абхазия, г. Сухум, ул. Университетская, 1
Проведен сравнительный анализ социально-экономического состояния и приоритетов развития малого бизнеса в Республике Абхазия. Рассмотрен процесс трансформации собственности и формирования предпринимательства в Республике Абхазия.
Ключевые слова: трансформация; собственность; приватизация; предпринимательство.
Коды классификатора ОБЬ: Р23, Р25.
Проводимые в Республике Абхазия преобразования привели к формированию качественно новой хозяйственной системы. Центр тяжести принятия экономических решений переместился с государственного уровня на уровень частных лиц и предприятий. На место дефицита товаров и услуг пришел дефицит денег, экономика предложения превратилась в экономику спроса. Быстро развивается предпринимательская активность населения.
Вместе с тем переход к экономике рыночного типа сопровождается громадными социальноэкономическими издержками.
Завершение системных преобразований, необходимое для нормальной работы рыночного механизма, прежде всего требует ясного понимания сущности и экономического содержания рыночных структур.
Современные концепции развития рынка отражают борьбу двух направлений. Первое, неолиберальное, связывает развитие экономики с резким уменьшением государственного вмешательства в хозяйственные процессы, рестриктивной бюджетной политикой. В основе концепции лежит идея о самоорганизации рынка когда, несмотря на различия интересов, целей и стремлений участников рынка, в конце концов, устанавливается равновесие между спросом и предложением. Механизмом, способствующим появлению такого равновесия, служит конкуренция. Такие представления доминировали еще в сочинениях А. Смита, Д. Рикардо. Современную теорию рыночного саморегулирования обосновывает школа М. Фридмена.
Второе направление, которое можно назвать неокенсианским, исходит из необходимости сохранения государственных регулирующих функций и разработки новых методов регулирования, адекватных современной ситуации. Среди представителей этого направления могут быть названы Э. Лундберг, Дж. Гелбрейт, В. Леонтьев. Данного подхода сочетания рыночного и государственного регулирования экономики придерживаются многие отечественные ученые-экономисты: Л. Абалкин, Д. Вермель, А. Лившиц, А. Никонов, Н. Радугин и другие.
Развитие рыночных отношений направлено на сбалансированность объема и структуры спроса потребителей и предложения производителей. Производство и потребление через рынок тесно увязываются между собой, оказывают друг на друга взаимное влияние, развиваются и совершенствуются [2]. Выявленные реальные потребности как информация и импульсы передаются по всей взаимосвязанной цепочке воспроизводства, в значительной мере совершенствуя координацию деятельности структурных элементов.
Установление равновесия между спросом и предложением в условиях свободной конкуренции возникает не путем сознательного решения, а спонтанно, вопреки желанию продавцов и покупателей, и имеет относительный, временный характер, так как цена продолжает колебаться вокруг некоторого среднего значения [3]. Регулирование рынка со стороны государства и его управляющих органов направлено на смягчение колебания спроса и предложения, предотвращения кризисов, поддерживание жизненного уровня населения [4].
Рынок, как система отношений товарного обмена, представляет собой совокупность отдельных взаимосвязанных рынков, составной частью которой являются продовольственные
© А. Н. Багба, З. И. Шалашаа, 2009
рынки. Специфической особенностью продовольственных рынков является ориентация их на удовлетворение конечных потребностей населения.
На современном этапе формирование предпринимательства в Республике Абхазия осуществляется путем трансформации государственной собственности, в условиях которой возникают предприятия разных форм собственности, с участием как национального, так и иностранного капитала. Подобное обстоятельство дает основание определить национальную экономику республики как многоукладную экономику. В этих условиях сосуществуют различные способы хозяйствования по мере развития и совершенствования которых складывается смешанная социально-экономическая система.
Трансформация государственной собственности и формирование предпринимательства в Республике Абхазия осуществляется в особых условиях связанных со следующими обстоятельствами:
1) рыночные преобразования в республике начались в практически разрушенном или полуразрушенном состоянии национального хозяйства, вызванной послевоенными факторами;
2) в республике отсутствовали традиции ведения свободного предпринимательства;
3) на начальном этапе (середина 90-х годов) рыночная трансформация осуществлялась стихийно, без наличия продуманной государственной программы реформы собственности и формирования предпринимательской среды;
4) кризисные явления наблюдались во всех отраслях национальной экономики, что выражалось в массовой безработице, разбалансированности потребительского рынка, товарном дефиците, низком платежеспособном спросе населения;
5) отсутствие собственных финансовых ресурсов для осуществления рыночных реформ и модернизации производства на современной технологической основе и т. п.
Важной целью государства в Республике Абхазия в современных условиях является необходимость проведения рыночных преобразований в национальной экономике в ускоренном режиме в целях включения национальных воспроизводственных структур в трансформационные механизмы России. Для успешной реализации данной цели у республики имеются реальные предпосылки, вытекающие из официального признания ее государственного статуса и заключенных между Республикой Абхазия и Российской Федерацией, а также ее субъектами, договоров о сотрудничестве в различных областях социально-экономической сферы.
В условиях трансформационного периода, в котором ныне находится Республика Абхазия, осуществляются институциональные преобразования, направленные на формирование основ рыночной экономики, проводится так называемая «малая приватизация», что означает:
а) продажа (или передача прав собственности на определенных условиях) объектов государственной собственности розничной торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения, недостроенных жилищных зданий и разрушенных в ходе военных действий объектов физическим лицам или группам лиц;
6) преобразование нерентабельных предприятий, колхозов и госхозов в акционерные общества, агрофирмы, крестьянские хозяйства;
в) создание благоприятных условий для развития малого и среднего бизнеса предпринимательства.
В последующем предусматривается проведение реформы социальной сферы, установление минимального размера заработной платы для предприятий всех форм собственности, базирующихся на минимальном потребительском бюджете.
На завершающем этапе экономических реформ намечается проведение приватизации средних и крупных государственных предприятий, повышение темпов экономического роста, прогнозируется активизация деятельности отечественных предпринимателей, должно произойти увеличение доли негосударственной собственности до 80 %, а также активизация иностранных инвестиций в экономику.
Трансформация государственной собственности и формирование предпринимательства в современных условиях Республики Абхазия должны происходить при активном участии государства, ибо они являются основополагающими направлениями институциональных преобразований, обеспечивающими:
• условия для устойчивого экономического роста на базе повышения эффективности хозяйствующих субъектов и их конкурентоспособности на рынках;
• повышение эффективности управления государственной собственностью и осуществление реформ в государственном секторе экономики;
• совершенствование отношений собственности;
• осуществление структурных реформ на предприятиях в целях их адаптации к рыночным условиям хозяйствования;
• становление полноценных рыночных механизмов саморегулирования в сочетании с методами государственного регулирования экономики.
Трансформация государственной собственности в Республике Абхазия способствует созданию необходимых предпосылок для формирования предпринимательства и осущест-
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономичeский вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
влению рыночных преобразований в национальной экономике. Так, например, по данным Управления государственной статистики Республики Абхазия, общая численность предприятий и организаций, то есть юридических лиц всех форм собственности в 2008 году составила 5155 (табл. 1). Из общей численности предприятий и организаций по организационноправовым формам превалируют негосударственные хозяйствующие субъекты: общества с ограниченной ответственностью и акционерные компании закрытого или открытого типа, составляющие 66,8 % (табл. 2).
Таблица 1
Распределение хозяйствующих субъектов Республики Абхазия по формам собственности за 2000-2008 гг.
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008 Темп роста, %*
ВСЕГО 1975 2217 2445 2770 3045 3442 3910 4521 5155 114,0
В том числе: — государственные 798 842 879 931 1001 1071 1104 1129 1141 101,1
— частные 962 1117 1282 1527 1707 1999 2373 2926 3504 119,7
— общественные объединения 215 258 284 312 337 372 433 466 510 109,4
Источник: Абхазия в цифрах. Стат. ежегодник. Сухум, 2009.
* Темп роста подсчитан путем сопоставления данных 2008 года к 2007 году.
Таблица 2
Численность предприятий Абхазии по организационно-правовым формам в 2001-2008 гг.
2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
Кол-во Кол-во Кол-во Кол- Кол-во Кол-во Кол-во %1 Кол-во %
Всего предприятий В том числе: 2217 2445 2770 3045 3442 3910 4521 100 5155 100
госпредприятия акционерные обще- 842 879 931 1001 1071 1104 1129 25,0 1141 22,1
ства общества с ограни- 48 79 89 95 98 102 102 2,2 110 2,1
ченной ответственностью 1069 1203 1438 1612 1863 2224 2775 61,4 3338 64,7
общественные объединения филиалы и пред- 258 284 312 337 355 411 439 9,7 483 9,4
ставительства 25 28 44 48 55 69 76 1,7 83 1,6
Источник: Абхазия в цифрах. Стат. ежегодник. Сухум, 2009. 1 Доля по отношению к общей численности предприятий.
Официальные данные свидетельствуют о росте из года в год доли негосударственного сектора в экономике Абхазии (табл. 3), что подтверждает реформу государственной собственности и формирование предпринимательства.
Особенностью современного развития национальной экономики Абхазии является рост удельного веса торгово-посреднической деятельности, куда перемещается в поисках заработков значительная часть трудовых ресурсов республики, в том числе и высококвалифицированных специалистов. Подобная тенденция чревата для будущего страны значительными негативными последствиями, так как для подготовки новых квалифицированных кадров для вновь формирующихся отраслей реального сектора экономики, куда активно вкладываются в последние годы финансовые средства местных и иностранных инвесторов, уже потребуются значительные финансовые затраты.
В национальной экономике Республики Абхазия в настоящее время прослеживается определенная грань между государственным и негосударственным секторами экономики. Происходит разделение сфер деятельности и ответственности между государством и рынком, при котором в руках государства и государственного сектора остаются практически все основные виды деятельности по производству общественных благ и услуг. Они же обеспечивают равно-
мерный доступ к ним всего населения, создавая тем самым социальную стабильность в обществе, что важно в нынешних социально-экономических и политических условиях республики.
Важно отметить, что без целенаправленной государственной экономической политики, ставящей стратегической целью активную, разностороннюю государственную поддержку всех субъектов предпринимательства в Республике Абхазия, в том числе и негосударственных, нельзя рассчитывать на эффективное функционирование всей национальной экономики. Тем более опыт развития негосударственного предпринимательства в зарубежных странах свидетельствует о том, что в современных условиях оно не может динамично развиваться без соответствующей государственной поддержки и системы мер государственного регулирования.
Таблица 3
Удельный вес в экономических показателях предприятий по формам собственности в Республике Абхазия за 2000-2008 гг., в процентах к итогу
Показатели 2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2007 2008
1. В валовом производстве 81,9 65,8 61,8 57,8 52,2 44,5 49,1 48,5 29,0
промышленной продукции: — государственного сектора 18,1 34,2 38,2 42,2 47,8 55,5 50,9 51,5 71,0
— негосударственного сектора 23,1 18,1 13,4 10,9 8,7 6,6 5,1 3,6 2,2
2. В общем объеме товарооборота: — государственного сектора 76,9 81,9 86,6 89,1 91,3 93,4 94,9 96,4 97,8
— негосударственного сектора 82,7 57,0 53,7 39,4 33,0 35,3 33,3 28,5 24,0
3. В общем объеме услуг: — государственного сектора — негосударственного сектора 17,3 43,0 46,3 60,6 67,0 64,7 66,7 71,5 76,0
4. В общей численности занятых в 91,5 89,8 89,2 89,4 84,6 80,9 79,8 77,9 76,9
экономике: — государственного сектора — негосударственного сектора 8,3 9,7 10,3 9,7 14,6 18,4 19,7 21,5 22,5
Источник: Абхазия в цифрах. Стат. ежегодник. Сухум, 2009.
Современные рыночные отношения представляют собой сложную систему социальноорганизационных и экономических отношений, при которой свобода предпринимательства обеспечивается свободой производителя и потребителя, продавца и покупателя, формированием спроса и предложения, экономической состязательности, установлением одинаковых со стороны государства «правил игры» для всех субъектов предпринимательской деятельности, в том числе и негосударственных. Рыночная экономика наиболее эффективно проявляет свои созидательные функции в условиях свободной конкуренции, как и в свободном предпринимательстве. Однако каждый предприниматель стремится обеспечить себе устойчивое монопольное положение на рынке или на отдельных его сегментах, в котором достигают цели более крупные предприятия. Конкуренция — это предпринимательский тип хозяйствования, ведущий к дифференциации предпринимателей: одни превращаются из мелких в крупные, получающие сверхвысокие доходы благодаря более выгодному положению на рынке, другие постепенно становятся банкротами, а их работники пополняют армию безработных. Подобное положение ведет к усилению дифференциации общества, их разделение на «богатых» и «бедных», что приводит к усилению, социальной напряженности и нестабильности в стране [3].
В целом государственное регулирование предпринимательства представляет собой систему экономического, правового, социального и организационного обеспечения государством негосударственным хозяйствующим субъектам эффективное, устойчивое и динамичное развитие. Основной задачей системы государственного регулирования негосударственного сектора в условиях становления рыночных отношений является создание благоприятной среды для эффективного функционирования предпринимательских структур на всех уровнях национальной экономики. Возрастает роль государства в период формирования негосударственного сектора и в условиях глубоких социально-экономических и политических преобразований. Данное обстоятельство приобретает особую значимость в современных условиях Республики Абхазия, если иметь в виду, что в республике в послевоенный период, в условиях разрушенной и разбалансированной национальной экономики и в неблагоприятной внешней среде происходят процессы формирования рыночных институтов и соответствующей правовой базы.
Государство может эффективно выполнять функции государственного регулирования, когда четко определены основные цели, задачи и принципы подобного регулирования. Основными целями государственного регулирования предпринимательской деятельности должны быть:
❖ поддержание и развитие конкуренции в национальной экономике среди различных организационно-правовых форм предпринимательства;
ТЕRRА EСONOMICUS (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
ТЕ131}А ЕС01\ЮМ!С118 (Экономический вестник Ростовского государственного университета) ^ 2009 Том 7 № 3
❖ создание равных стартовых возможностей для любого инициативного гражданина или группы лиц, желающих начать собственный бизнес;
❖ содействие решению проблем занятости;
❖ поддержка инноваций, влияющих на условия функционирования предпринимательства — осуществление научно-технической политики, обеспечивающей льготы по инвестициям, вкладываемым в НИОКР, а также способствующей созданию инфраструктуры и методов, облегчающих внедрение разработок в практику хозяйствования.
Конкретными мерами государственного воздействия на предпринимательскую деятельность в негосударственном секторе являются льготное кредитование, политика ускоренной амортизации, поставка продукции для государственных нужд (государственный заказ), страхование субъектов предпринимательства, внешнеэкономическая поддержка, информационное обеспечение, подготовка и переподготовка кадров для предпринимательских структур и др.
Льготное кредитование в качестве меры государственного влияния в Республике Абхазия применяется преимущественно по отношению к субъектам малого бизнеса. Кредитование субъектов малого бизнеса осуществляется на льготных условиях с компенсацией соответствующей разницы кредитным учреждениям за счет средств фондов поддержки малого предпринимательства или фонда приватизации.
Таким образом, государство в современных условиях Республики Абхазия является активным субъектом рынка, владея собственностью, используя возможности государственного сектора, участвует в рыночных преобразованиях, способствуя становлению предпринимательства.
ЛИТЕРАТУРА
1. Алехнович С. О. Федеративные отношения и безопасность регионального развития // Право и политика. 2007. № 4. С. 28-36.
2. Гранберг А. Г. Основы региональной экономики. М., 2000.
3. Тэпман Л. Н. Малый бизнес, опыт зарубежных стран. М., 2004.
4. Фатхутдинов Р. Стратегическая конкурентоспособность и экономика России // Общество и экономика. 2003. № 1. С. 33-42.