научный журнал
УДК 338
1 2 Фирсова А. А. , Райхер Р. С.
1 Саратовский национальный исследовательский государственный университет имени Н.Г.
Чернышевского, г. Саратов, Россия 2 Университет Обуды, г. Будапешт, Венгрия
ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ И РЫНКА ТРУДА: ПОКОЛЕНИЕ Y
1 2 Firsova A.A. , Reicher R. Z.
1Saratov State University, Saratov, Russia
2 r
Obuda University, Budapest, Hungary
Transformation of Higher Education and the Labor Market:
Generation Y
Аннотация. Исследования механизмов формирования экономического поведения молодежи в условиях цифровой трансформации экономики и общества являются актуальными и важными исследовательскими задачами в современных условиях в связи с определяющим влиянием ценностных мотивов и установок молодежи в их будущей карьере и обществе. Необходимо изучение новых вызовов на рынке труда и поиска путей взаимодействия всех региональных акторов: работодателей, образовательных учреждений, выпускников поколения Y, государственных органов и профессиональных сообществ на рынке труда в целях обеспечения его эффективного функционирования и устранения дисбалансов.
Ключевые слова: рынок труда, система высшего образования, поколение Y.
Abstract: Studies of the mechanisms of formation of the economic behavior of youth in the digital transformation of the economy and society are relevant and important research tasks in modern conditions in connection with the determining influence of the value motives and attitudes of youth in their future career and society. It is necessary to study new challenges in the labor market and find ways of interaction between all regional actors: employers, educational institutions, graduates of Generation Y, government agencies and professional communities in the labor market in order to ensure its effective functioning and eliminate imbalances.
Keywords: labor market, higher education, generation Y.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РФФИ, проект № 18-01001115 «Разработка методологии и инструментария оценки эффективности функционирования региональной системы высшего образования и моделирование ее сбалансированного развития».
The reported study was supported by Russian Foundation for Basic Research, project № 18-010-01115 "Development of methodology and tools for assessing the effectiveness of regional higher education system and modelling its balanced development".
Введение. Молодежь - одна из самых экономически активных возрастных групп. Исследования механизмов формирования экономического
научный журнал
поведения молодежи в условиях цифровой трансформации экономики и общества являются актуальными и важными исследовательскими задачами в современных условиях в связи с определяющим влиянием ценностных мотивов и установок молодежи в их будущей карьере и жизни.
В этом контексте необходимо изучение феномена экономического поведения молодежи на рынке труда и анализ закономерностей и перспективных тенденций развития социальной и экономической среды в будущем. Одним из возможных подходов к изучению данных вопросов может являться теория поколении, созданная Н. Хоувом и В. Штраусом в 1991 г. [1]. Результатом их исследований стало выделение нескольких типов поколений, принадлежащих к одному архетипу и демонстрирующих схожие ценности, гражданскую позицию и модели поведения, а именно:
- величайшее поколение, родившееся в период с 1900 по 1920 гг.,
- молчаливое поколение, родившееся в период с 1920 по 1940 гг.,
- поколение «беби-бумеров», родившееся в период с 1943 по 1964 гг.,
- поколение Х, родившееся с 1964 по1983 гг.,
- поколение У «миллениума», родившееся с 1983 по 2000 гг.,
- поколение Ъ, родившееся с 2000 по 2020 гг. [2].
Существуют определенные закономерности в отношениях, наборе ценностей и поведении последующих поколений людей, которые циклически следуют друг за другом. Представители одного поколения образуют однородную группу, поддерживая историческими фактами выводы исследователей. Поколения различаются системой ценностей, отношением к жизни, работе, уровнем образования и жизненными приоритетами и сменяются, передавая знания, мировоззренческие ценности и установки друг другу [3].
К 2025 году прогнозируется следующее соотношение поколений, представленное на рисунке 1.
* Бэбн - бумсры
■ Поколение X Поколение Y
■ Поколение Z
Рисунок 1 - Прогнозируемая структура поколений к 2025 г.
Сегодня необходимо изучение феномена поведения, ожиданий и профессиональных стремлений поколений Y и Z, активно использующих цифровые технологии и виртуальное пространство в экономической сфере в
научный журнал
условиях цифровой трансформации общества и экономики для обоснования адаптивных стратегий и подходов в корпоративной практике и государственной политике на рынке труда.
Молодые люди любят быть онлайн. Информационно-коммуникационные технологии играют важную роль в их жизни. Это верно и для русских, и для венгров, и для молодежи из других стран. Жизнь поколения Y была в значительной степени определена существованием технологических устройств и общением через интернет-сайты [4]. Представители поколения Y с детства ежедневно используют информационные ресурсы (TV, Интернет), имеют более раннюю социализацию посредством современных технологий и совершенно другим способом обрабатывают информацию и осуществляют коммуникацию, чем представители предыдущих поколений.
Это новое сетевое поколение обладает отличным от предшествующих поколений уровнем информационной грамотности (information literacy), живет в режиме онлайн, имея доступ к различной информации, активно использует современные информационные и коммуникационные технологии и выработанными с детства навыками владения технологиями в своей жизни для определения потребности в информации, ее поиска и критического оценивания, а также эффективного использования требуемой информации. Они хорошо адаптируются к новому технологическому ландшафту [5].
Представители поколения Y - это современные выпускники образовательных учреждений, они являются активными участниками отношений на рынке труда, их уровень участия в рабочей силе дифференцирован по регионам России (рис. 2 - 3).
безработные, занятые
Рисунок 2 - Участие в рабочей силе выпускников образовательных организаций по федеральным округам Российской Федерации, 2016 [6].
научный журнал
безработные, занятые
Рисунок 3 - Уровень занятости и безработицы выпускников образовательных организаций 2010-2015 гг. выпуска по субъектам Российской Федерации, 2016 [6].
Согласно опросу Deloitte, проведенному в 2017 году, почти половина представителей поколений Y и Ъ недовольны существующим положением в корпоративной сфере и на рынке труда и считают, что нужно стремиться создавать лучшие условия в обществе. По их мнению, компании должны уделять внимание созданию рабочих мест, инновациям, карьерному и жизненному благополучию своих сотрудников, а также положительному влиянию на общество и окружающую среду [7].
научный журнал
В результате исследований Организации экономического сотрудничества и развития и WorldSkills при участии компании Education and Employers, было установлено, что хотя 56% молодых людей с оптимизмом смотрят на помощь информационно-компьютерных технологий в создании новых рабочих мест, имеются серьезные опасения влияния технологий на сферу труда в целом и профессиональные перспективы в частности [8].
Так, 47% опрошенных боятся, что из-за цифровизации у них не будет постоянной работы на полный рабочий день, 43% участников исследования уверены, что им придется много раз проходить переподготовку на протяжении своей карьеры, чтобы быть в курсе всех изменений, причем 56% представителей поколения Y определились, чем они хотят заниматься в перспективе, но отмечают, что существующая система образования не помогает им в достижении цели, и 44% опасаются, что их навыки или знания не будут востребованы в будущем [8].
Это исследование показывает, что, хотя молодые люди позитивно оценивают свою способность найти работу и знают о проблемах, с которыми им придется столкнуться при найме, но они чувствуют себя неготовыми ко всем предстоящим изменениям [8].
Все эти аспекты влияет на их поведение и характеристики поколения Y на рынке труда (рис.4).
Опыт работы
Общий уровень образованности и культуры
Активная жизненная позиция
Готовность развиваться и учиться
Мотивация к работе
0 10 20 30 40 50 60 70 и Ожидания выпускников поколения Y в Ожидания работодателей
Рисунок 4 - Ожидания работодателей vs. ожидания выпускников поколения Y
Процессы постиндустриализации и цифровизации значимо влияют на трансформацию системы высшего образования и рынка труда, отмирание существующих профессий и появление новых профессий, а также на использование образовательных методов с учетом специфики обучения поколения ^
«Профессиональная ориентация» ^^Ss. Электронный
2019, №2 ПШМИ1 научный журнал
Традиционно люди до поколения Y заканчивали школу, устраивались на работу и начинался медленный карьерный рост в сочетании с ростом профессиональной квалификации и овладением профессией.
В современных условиях доступа к информации, скорости информации и смены поколений техники представители поколения Y, не обладая глубокими знаниями и опытом «погружения в профессию», уже имеют практический опыт и легко продвигаются по карьерной лестнице, обладая хорошими коммуникационными навыками, особенно в управленческой среде. И образование представители поколения Y стремятся получать достаточно формальное, но очень практическое. Особенность в том, что они изучают даже не дисциплины, а те аспекты, которые нужны для конкретной работы. Поэтому у многих представителей поколения Y может быть много дипломов и не быть системного образования [9].
Поколение Y находится в Сети более 1б часов в сутки и предпочитает получать информацию в удобное для себя время, предпочитая дистанционные формы подготовки очным, а вебинары - классическим лекциям. Стремление к общности, разрушение жесткой иерархии, неформальный стиль в обучении и уход от аудиторного формата являются основными трендами в обучении поколения Y [9].
Как на эти вызовы ответит система высшего образования России?
В большинстве регионов России имеются структурные диспропорции и некогруэнтность спроса на определенные специальности на рынке труда и выпуск специалистов образовательных учреждений. Эффективное функционирование рынка труда и системы высшего образования позволит решить проблему обеспечения высококвалифицированными кадрами базовых отраслей экономики российских регионов, что является сегодня одной из серьезных проблем и тормозит темпы экономического роста и перехода к более прогрессивным технологическим укладам.
Поэтому возникает необходимость изучения новых вызовов на рынке труда и поиска путей взаимодействия всех региональных акторов: работодателей, образовательных учреждений, выпускников поколения Y, государственных органов и профессиональных сообществ на рынке труда в целях обеспечения его эффективного функционирования и устранения дисбалансов.
Библиографический список
1. Howe, N., Strauss, W. Generations. The history of America's future, 1584 to 2069, New York: William Morrow and Company. 1991.
2. Ожиганова E. M. Теория поколений H. Хоува и В. Штрауса. Возможности практического применения. Бизнес-образование в экономике знаний. 2015. № . С. 94-97.
3. Regina, Z. R. Hungarian Millennials' attitudes on being online. Forum Scientiae Jeconomia. 2018. № 6(1). pp. 5-18.
«Профессиональная ориентация» Электронный
2019, №2 ПШМИ1 научный журнал
4. Reicher R. Z., Kolnhofer-Derecskei А., Szeghegyi A. The X and Y generations' characteristics comparison. Acta Polytechnica Hungarica. 2017. № 14 (8). pp. 107-125
5. Жукова Н.С. Сравнительный анализ уровня информационной грамотности студентов сетевого поколения в России и Германии. Образовательные технологии и общество. 2011. № 2. С. 539-565.
6. Федеральная служба государственной статистики. Трудовые ресурсы URL: https://www.gks.ru/labour_force?print=1(дата обращения: 10.09.2019).
7. Generation disrupted: The 2019 Global Millennial Survey [Глобальный обзор тысячелетия Deloitte-2019]. URL: https://www2.deloitte.com/global/en/pages/about-deloitte/articles/millennialsurvey.html (дата обращения: 10.09.2019).
8. Чемберс Н. Молодежь не чувствует себя готовой к будущему рынка труда. URL: https://www.rbc.ru/trends/education/5df8ee799a79479ed6413192 (дата обращения: 10.09.2019).
9. Как обучаются представители поколений Х, Y, Z. URL: https://moi.edu.ru/poleznyie-stati/kak-obuchayutsya-predstaviteli-pokolenij-x,-y,-z (дата обращения: 10.09.2019).