Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛЬНЫМИ ВЛОЖЕНИЯМИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АДРЕСНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ И КОМПЛЕКСНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «СТРОИТЕЛЬСТВО»'

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛЬНЫМИ ВЛОЖЕНИЯМИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АДРЕСНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ И КОМПЛЕКСНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «СТРОИТЕЛЬСТВО» Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФАИП / капитальные вложения / КГП «Строительство» / бюджетные ассигнования / управление бюджетными ресурсами / цифровое управление / цифровые технологии в системе публичного управления / проблемы ФАИП / FAIP / capital investments / State Enterprise «Construction» / budgetary allocations / management of budget resources / digital management / digital technologies in the public administration system problems of FAIP

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — М.С. Серяков, В.Б. Куликов, О.Г. Абрамова

Статья посвящена исследованию современного состояния системы управления капитальными вложениями в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) и комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство» (КГП «Строительство») в условиях цифровизации системы публичного управления России. В работе применяются теоретические методы исследования: библиографическое описание, анализ научной литературы по теме исследования, обобщение и синтез. Приводится характеристика и актуальность задач развития социальной, производственной и специальной инфраструктуры в рамках реализации государственной политики в условиях цифровизации. Описываются цели и задачи, преследуемые государством при реализации КГП «Строительство». Характеризуются общие принципы ФАИП на 2024-2026 гг., отмечаются состав и направления бюджетных ассигнований по ФАИП на 2024 год. На основе анализа научной литературы и открытых данных государственных органов обобщаются существующие проблемы системы управления капитальными вложениями в рамках ФАИП. Делаются выводы о необходимости пересмотра современных подходов к планированию и управлению ФАИП с фокусом на преодоление системных проблем и противоречий.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

ASSESSMENT OF THE CAPITAL INVESTMENT MANAGEMENT SYSTEM WITHIN THE FRAMEWORK OF THE FEDERAL TARGETED INVESTMENT PROGRAM AND THE COMPLEX STATE PROGRAM OF THE RUSSIAN FEDERATION «CONSTRUCTION»

The article is devoted to the study of the current state of the capital investment management system within the framework of the Federal Targeted Investment Program (FAIP) and the comprehensive state program of the Russian Federation «Construction» (CGP «Construction ») in the context of digitalization of the Russian public administration system. The work uses theoretical research methods: bibliographic description, analysis of scientific literature on the research topic, generalization and synthesis. The characteristics and relevance of the tasks of developing social, industrial and special infrastructure within the framework of the implementation of state policy are given. The goals and objectives pursued by the state in the implementation of the State Enterprise «Construction» are described. The general principles of the FAIP for 2024-2026 are characterized, the composition and directions of budgetary allocations for the FAIP for 2024 are noted. Based on an analysis of scientific literature and open data of government agencies, the existing problems of the capital investment management system within the framework of the FAIP are summarized. Conclusions are drawn about the need to revise modern approaches to planning and managing FAIP with a focus on overcoming systemic problems and contradictions.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛЬНЫМИ ВЛОЖЕНИЯМИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АДРЕСНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ И КОМПЛЕКСНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «СТРОИТЕЛЬСТВО»»

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ УПРАВЛЕНИЯ КАПИТАЛЬНЫМИ ВЛОЖЕНИЯМИ В РАМКАХ ФЕДЕРАЛЬНОЙ АДРЕСНОЙ ИНВЕСТИЦИОННОЙ ПРОГРАММЫ И КОМПЛЕКСНОЙ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ «СТРОИТЕЛЬСТВО»

М.С. Серяков, студент

В.Б. Куликов, студент

О.Г. Абрамова, старший преподаватель

Российский экономический университет им. Г.В. Плеханова (Россия, г. Москва)

DOI:10.24412/2411-0450-2024-4-3-58-64

Аннотация. Статья посвящена исследованию современного состояния системы управления капитальными вложениями в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (ФАИП) и комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство» (КГП «Строительство») в условиях цифровизации системы публичного управления России. В работе применяются теоретические методы исследования: библиографическое описание, анализ научной литературы по теме исследования, обобщение и синтез. Приводится характеристика и актуальность задач развития социальной, производственной и специальной инфраструктуры в рамках реализации государственной политики в условиях цифровизации. Описываются цели и задачи, преследуемые государством при реализации КГП «Строительство». Характеризуются общие принципы ФАИП на 2024-2026 гг., отмечаются состав и направления бюджетных ассигнований по ФАИП на 2024 год. На основе анализа научной литературы и открытых данных государственных органов обобщаются существующие проблемы системы управления капитальными вложениями в рамках ФАИП. Делаются выводы о необходимости пересмотра современных подходов к планированию и управлению ФАИП с фокусом на преодоление системных проблем и противоречий.

Ключевые слова: ФАИП, капитальные вложения, КГП «Строительство», бюджетные ассигнования, управление бюджетными ресурсами, цифровое управление, цифровые технологии в системе публичного управления, проблемы ФАИП.

Современная экономика Российской Федерации, подверженная комплексному влиянию беспрецедентных санкционных ограничений, сталкивается с вызовами массовых трансформаций и стимулирования интенсивного экономического роста и развития, сопряженного с реализацией ключевых государственных программ, поддержкой процессов улучшения инфраструктуры и обеспечением инвестиционной активности. Государство как ключевой драйвер и управляющий экономического роста приобретает функцию не только регулятора, но и стимулирующего экономическую активность субъекта, поддерживающего ключевые отрасли и происходящие трансформационные процессы. Одним из соведущих направлений современной государственной активности является

направление управления капитальными вложениями в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы (далее -ФАИП) и комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство» (далее - КГП «Строительство»), главным образом направленных на создание социальной, производственной и специальной инфраструктуры, необходимой для нормального хозяйствования национальной экономики и поддержания темпов экономического роста.

Актуальность исследования вопросов оценки системы управления капитальными вложениями в рамках ФАИП и КГП «Строительство» обуславливается тем, что необходимо определить достаточность и перспективность обозначенных программ и их реализации в реалиях санкционных

ограничений, учитывая сложившуюся практику организации инвестиционных процессов и управления инвестициями на государственном уровне. В соответствии с данной задачей необходимость приобретает комплексный анализ обозначенных программ и направлений их реализации с учетом современного состояния национальной экономики.

Инвестиционная политика Российской Федерации как замечают М.С. Шейхова, С.Г. Сафонова, Е.А. Бруксова и Е.П. Орлова выстраивается с фокусом на решение стратегических задач развития национальной экономики и поддержания темпов её экономического роста, несмотря на влияние санкционных ограничений. Как отмечают авторы, современная государственная политика и принятие ФАИП складывается в ключе поддержания реализации стратегических ориентиров по им-портозамещению и сокращению зависимости российской экономики от внешних воздействий. Авторами отмечается, что особой задачей эффективного развития становится обеспечение привлекательных социально-экономических и инвестиционных условий на уровне регионов, расширение полномочий последних для большей эффективности и привлекательности [8].

Достаточно схожих воззрений по вопросам государственной политики придерживается К.А. Семенов, который, фокусируясь на отрасли строительства, отмечает, что государство занимает функцию активно стимулирующего отраслевые процессы игрока. В частности, в рамках строительства государство стимулирует решение некоторых ключевых для национальной экономики задач, связанных с созданием комплексной социальной и экономической инфраструктуры, повышением доступности жилья, развитием промышленных систем, формированием технологий, позволяющих сокращать вредное воздействие экономики на экологию, развитием инноваций и общим отраслевым повышением эффективности. При этом всем данные направления реализуются с учетом принципов привлечения частных крупнейших партнеров (применение механизма государственно-частного партнерства) и

построения комплексного межведомственного взаимодействия со всеобщей технологизацией, рационализацией, созданием необходимого обеспечения для реализации значимых проектных инициатив в отрасли строительства и их ускоренной сдачей в эксплуатацию [4]. Обозначенные задачи утверждаются согласно Постановлению Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 г. № 1730, направленного на принятие КГП «Строительство», призванной поддерживать ключевые процессы по строительству в стране на ближайшую перспективу, организующую процессы эффективной реализации государственных капитальных вложений [3].

Так, реализация ФАИП и КГП «Строительство» становится одним из элементов стимулирования активности в отрасли строительства для решения обозначенных выше национальных экономических задач, что предполагает формирование финансово-инвестиционного обеспечения реализации КГП посредством бюджетных ассигнований. Как отмечается на портале sroportal, сформированная на 2024-2026 гг. ФАИП подготовлена с учетом поставленных Президентом и Правительством страны целей и задач, фактически призвана решать остро сложившиеся в национальной экономике проблемы и противоречия, стимулировать региональный рост и формировать соответствующую транспортную, коммунальную, электроэнергетическую и иную инфраструктуру под государственным началом [6]. При этом в принимаемой на 2024-2026 гг. ФАИП реализуются аналогичные подходы по включению проектов, связанные с работой над незавершенным строительством, переходящими объектами, а также реализацией прямых поручений со стороны Президента и Правительства Российской Федерации.

Согласно официальным данным, наиболее финансируемым направлением реализации ФАИП в рамках КГП «Строительство» на 2024 год являются «Производственные комплексы», на которые приходится около 46% от общих бюджетных ассигнований, запланированных на 2024 год (в рамках обозначенных в 2024 году 386 мероприятий). При этом наиболее финан-

сируемым в рамках производственных комплексов является направление «Дорожное хозяйство», по которому запланировано 163 мероприятия и выделяется около 58% всех бюджетных ассигнований,

предназначенных для производственных комплексов. Общее распределение финансирования по направлениям (на перспективу 2024-2026 гг.) представлено на рисунке 1.

Рис. 1. Долевое распределение бюджетных ассигнований ФАИП в 2024-2026 гг., тыс.

руб. [7]

На социальный комплекс (460 мероприятий в 2024 году), объединяющий под собой семь направлений, приходится около 33% от всего объема запланированных в 2024 году бюджетных ассигнований, а наиболее значимым направлением стано-

вится здравоохранение, занимающее около 34%; оставшаяся часть (примерно 20%) приходится на специальный комплекс (65 мероприятий) [7]. Общее количество проектов по ФАИП на 2024-2026 гг. представлено на рисунке 2.

Рис. 2. Количество объектов (мероприятий) ФАИП в 2024-2026 гг., ед. [7]

Как можно заметить, на перспективу количество мероприятий сокращается, при этом наблюдается превалирующая роль проектов, входящих в социальный комплекс.

Отметим, что несмотря на перспективность и значение вопросов управления капитальными вложениями в рамках ФАИП

и КГП «Строительство», в современной научной литературе отмечается наличие некоторых проблемных моментов и противоречащих вопросов, которые отчасти способны негативно сказываться на реализации государственной политики развития. Так, А.Б. Золотарева считает, что государственные инвестиции в России при подго-

товке и включении проектов в ФАИП подвергаются влиянию рисков, связанных с невозможностью фактической реализации проектов, которые включаются в перечень получающих бюджетные ассигнования. Автор считает, что ключевые проблемы связаны с тем, что в ФАИП в том числе включаются проекты, по которым фактически отсутствует необходимая проектная документация - подобное затрудняет оценку эффективности реализуемых направлений государственных инвестиций, а также приводит к неэффективной реализации ресурсов бюджета. Помимо обозначенной проблемы, автор выделяет существование и ряда других противоречий, возникающих в контексте реализации бюджетных средств по современным программам:

1. Отсутствие четких представлений о полномочиях и законодательно установленных органов, ответственных за принятие инвестиционных решений с использованием бюджетных ассигнований.

2. Включение единых инвестиционных расходов в различные проекты и программы, которые утверждаются различными органами и в различные сроки, что приводит к возникновению соответствующего комплекса проблем, несостыковок.

3. Невыполнение ФАИП в полном (запланированном) объеме, ввиду включения проектов, по которым отсутствует подготовленная документация, которые впоследствии не реализуются.

4. Постоянный рост стоимости строительства под влиянием широкого числа отступлений от правила жесткой цены по контрактам, что приводит к невозможности реализации проектов или дополнительному финансированию.

С точки зрения преодоления обозначенных проблем А.Б. Золотарева предлагает решения, адресно направленные на каждую из них, связанные с устранением данных проблем, отказом от необоснованных и непрозрачных решений, переходом к более совершенным формам выделения бюджетных ассигнований в соответствии с разрабатываемой документацией и едиными критериями оценки объектов (мероприятий), включаемых в ФАИП [1].

Примечательными видятся также воззрения А.А. Куторовой, которые дополняют обозначенный перечень проблем ФАИП некоторыми противоречиями, возникающими в контексте неэффективности реализации процедур планирования, среди которых:

Во-первых, несоответствующая и недостаточная оценка рисков, связанных с расширением сроков на строительство объектов.

Во-вторых, несоответствующее обоснование планирования ФАИП (отдельных объектов, включаемых в структуру ФАИП).

В-третьих, непрохождение некоторыми проектами технологического и ценового аудита, за чем скрываются собственные риски.

В-четвертых, существование необходимости вносить коррективы в отдельные составляющие и пункты программы.

В-пятых, несвоевременная (нарушенная по срокам) передача информации в соответствующие корпоративные информационные системы [2].

Одним из ключевых направлений решения выявленных проблем является процесс цифровизации управляющих систем публичного управления в России. В сфере управления инвестициями капитальных вложений одним из инструментов модернизации управляющей системы является внедряемая с 2011 года информационная система «Электронный бюджет» [0].

Ключевым принципом внедрения цифровых технологий в систему публичного управления, в том числе в сфере управления инвестициями в капитальные вложения, заявлена прозрачность и открытость информации о деятельности государственных органов и ее результатов для граждан. Исследователями Дмитриевой И.С. и Гончаровой М.В. отмечается, что несмотря на успешность внедрения данной системы в систему управления заявленная открытость о результатах деятельности государственных органов не обеспечивается [0]. При обращении на расходную часть бюджетов в приложении информационной системы «Электронный бюджет» пользователь получает сообщение следующего со-

держания: «Не найдена ссылка на детализирующий мониторинг». То есть открытость и доступность для граждан, заявленная в аннотации к электронному приложению «Электронный бюджет», не обеспечивается.

Кроме управления финансами внедрение цифровых технологий в процессы государственного управления позволяет ускорить и повысить эффективность системы коммуникаций как между различными департаментами (на горизонтальном уровне), так их между представителями государственных органов и гражданским обществом с целью привлечения граждан в процесс принятия управленческих решений на публичном уровне, что особенно важно для сферы государственных капитальных вложений [0].

Исследования авторов показывают, что современная система управления капитальными вложениями нуждается в структурных улучшениях, связанных с не просто преодолением обозначенных проблем, а с разработкой комплексных механизмов, учитывающих тенденцию цифровизации, и подходов к оценке объектов (мероприятий), их включению в ФАИП, обоснованием планирования, согласованием взаимодействия ведомств и т.д. Только за счет реализации системы мероприятий по анализу капитальных вложений государства и обеспечения рационального управления ими возможно реализовывать запланированные в рамках КГП «Строительство» задачи, поддерживать инвестиционно-строительные процессы в стране. Тем не менее, ссылаясь на ранее проводимые нами исследования, не можем назвать реализацию ФАИП и существующие подходы в целом не эффективными, поскольку, несмотря на существование ряда проблем, система позволяет реализовывать необходимые трансформации и подготавливать

Таким образом, результаты проведенного исследования системы управления капитальными вложениями в рамках Федеральной адресной инвестиционной программы и комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство» позволяют подчеркнуть существование некоторых проблемных аспектов принятия ФАИП и реализации КГП «Строительство», связанных с включением некоторых объектов или мероприятий, полнотой и достаточностью, а также качеством процедур планирования и управления данными с помощью цифровых технологий. Учитывая сохранение общих принципов принятия ФАИП на 2024-2026 гг., данные проблемы сохранят свое значение на период реализации ФАИП, что вызывает определенные риски и противоречия, отчасти может негативно сказаться на успешности реализации государственной политики. Выявленные проблемы требуют формирования комплексных механизмов их преодоления, в связи с чем данное направление видится как перспективное в контексте дальнейших исследований.

Тем не менее, несмотря на данные проблемы, в целом отработанная схема реализации ФАИП и КГП «Строительство» позволяет осуществлять управление капитальными вложениями государства, воссоздавать и обновлять необходимую инфраструктуру, значимую в контексте развития, социально-экономического роста России. Учитывая заложенные перспективы усиленного финансирования социального и производственных комплексов в 2024 и последующие годы, можно ожидать дополнительное повышение эффективности ФАИП и КГП «Строительство» с учетом цифровизации рассматриваемой сферы в контексте решения национальных экономических задач в период бурного санкци-онного влияния.

объекты капитального строительства [5].

Библиографический список

1. Золотарева А.Б. Проблемы и пути совершенствования правового регулирования государственных инвестиций в России // Финансовый журнал. - 2023. - №4. - С. 8-26.

2. Куторова А.А. ФАИП: нет неразрешимых проблем // Digital. - 2022. - №3. - С. 1-17.

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 30.09.2022 г. № 1730. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://government.ru/docs/all/143651/ (Дата обращения: 07.04.2024).

4. Семенов К.А. Основные принципы, цели и задачи государственной политики на среднесрочную и долгосрочную перспективы в строительной отрасли // РСЭУ. - 2023. -№2 (61). - С. 21-28.

5. Серяков М.С., Куликов В.Б. Оценка системы управления капитальными вложениями в рамках федеральной адресной инвестиционной программы и комплексной государственной программы Российской Федерации «Строительство» // Интернаука. - 2024. -№11-2 (328). - С. 69-74.

6. Утвердили проект ФАИП на 2024-2026 годы в рамках госпрограммы «Строительство». - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://sroportal.ru/news/federal/utverdili-ргоек!-Га1р-па-2024-2026-§оёу-у-гатках-§08рго§гатту^го^е^^о/ (Дата обращения: 05.04.2024).

7. Федеральная адресная инвестиционная программа по состоянию на 1.04.2024. -[Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://faip.economy.gov.ru/cgi/uis/faip.cgi/G1/faip/2024 (Дата обращения: 08.04.2024).

8. Шейхова М.С., Сафонова С.Г., Бреусова Е.А., Орлова Е.П. Инвестиционная политика: тенденции, особенности и перспективы реализации на современном этапе функционирования экономики России // Московский экономический журнал. - 2022. - №3. - С. 279291.

9. Распоряжение Правительства РФ от 20.07.2011 N 1275-р (ред. от 01.11.2021) «О Концепции создания и развития государственной интегрированной информационной системы управления общественными финансами «Электронный бюджет» // СПС Консультант Плюс. - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_117479/7190b5cfc648ce7e3d29977ad22a АЬ2се81 2f4a/.

10. Дмитриева, И.С. Развитие информационной системы «Электронный бюджет» / И.С. Дмитриева // Проблемы современного социума глазами молодых исследователей -XV: Материалы XV Всероссийской научно-практической конференции, Волгоград, 31 мая 2023 года. - Волгоград: Закрытое акционерное общество «Университетская книга», 2023. - С. 318-321. - ББК ББОЛХ.

11. Егемкулова, Б.А. Современные проблемы управления стоимостью строительства в условиях внедрения цифровых и зеленых технологий / Б.А. Егемкулова, З.Х. Тохтыева, А.А. Абдымаликов // Евразийское Научное Объединение. - 2021. - № 3-3(73). - С. 194196. - ББК УУБАБУ.

ASSESSMENT OF THE CAPITAL INVESTMENT MANAGEMENT SYSTEM WITHIN

THE FRAMEWORK OF THE FEDERAL TARGETED INVESTMENT PROGRAM AND THE COMPLEX STATE PROGRAM OF THE RUSSIAN FEDERATION

«CONSTRUCTION»

M.S. Seryakov, Student

V.B. Kulikov, Student

O.G. Abramova, Senior Lecturer

Plekhanov Russian University of Economics

(Russia, Moscow)

Abstract. The article is devoted to the study of the current state of the capital investment management system within the framework of the Federal Targeted Investment Program (FAIP) and the comprehensive state program of the Russian Federation «Construction» (CGP «Construction») in the context of digitalization of the Russian public administration system. The work uses theoretical research methods: bibliographic description, analysis of scientific literature on the research topic, generalization and synthesis. The characteristics and relevance of the tasks of developing social, industrial and special infrastructure within the framework of the implementation of state policy are given. The goals and objectives pursued by the state in the implementation of the State Enterprise «Construction» are described. The general principles of the FAIP for 2024-2026 are characterized, the composition and directions of budgetary allocations for the FAIP for 2024 are noted. Based on an analysis of scientific literature and open data of government agencies, the existing problems of the capital investment management system within the framework of the FAIP are summarized. Conclusions are drawn about the need to revise modern approaches to planning and managing FAIP with a focus on overcoming systemic problems and contradictions.

Keywords: FAIP, capital investments, State Enterprise «Construction», budgetary allocations, management of budget resources, digital management, digital technologies in the public administration system problems of FAIP.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.