Научная статья на тему 'Трансформация системы учета налога на добавленную стоимость в системе российского налогового администрирования'

Трансформация системы учета налога на добавленную стоимость в системе российского налогового администрирования Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
82
16
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЛОГОВАЯ СИСТЕМА / НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ / НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИК / ЭКОНОМИКА / АДМИНИСТРИРОВАНИЕ / КОНТРОЛЬ / УЧЕТ / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО / ДОХОДНАЯ ЧАСТЬ БЮДЖЕТА / TAX SYSTEM / VALUE ADDED TAX / TAXPAYER / ECONOMICS / ADMINISTRATION / CONTROL / ACCOUNTING / LEGISLATION / BUDGET REVENUES

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Скороход Кристина Петровна

В статье представлен анализ актуальных изменений системы администрирования налога на добавленную стоимость со стороны органов власти и управления. Механизм начисления, учета, уплаты и контроля над указанными процессами выступает основным объектом системы налогового администрирования, что способствует созданию прозрачной налоговой среды в секторах экономики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Скороход Кристина Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE VALUE ADDED TAX ACCOUNTING SYSTEM IN THE RUSSIAN TAX ADMINISTRATION SYSTEM

This article presents an analysis of the current changes in the administration system of the value added tax on the part of the authorities and management. The mechanism of accrual, accounting, payment and control of these processes, which ensure the creation of a transparent tax environment in economic sectors.

Текст научной работы на тему «Трансформация системы учета налога на добавленную стоимость в системе российского налогового администрирования»

9. Мартыненко Т.С. Концепции социального неравенства в западной социологии последней трети ХХ - начала XXI века: автореферат ... кандидата социологических наук. М., 2017.

10. Имгрунт С.И. Гражданская идентификация современных россиян в условиях сложившейся системы социального неравенства: автореферат ... доктора философских наук. Ростов н/Д., 2017.

Oleinichenko Nina Yakovlevna, a postgraduate student of chair for philosophy and social studies, Adyghe State University (208, Pervomayskaya St., Maykop, Republic of Adygea, 385000, Russian Federation). E-mail: legenda_91@mail.ru

THE DYNAMICS OF IDEAS ABOUT SOCIAL INEQUALITY IN RUSSIAN SOCIOLOGICAL SCIENCE AT THE BEGINNING OF THE XXI CENTURY: A REVIEW OF DISSERTATION RESEARCHES

Abstract

This article presents a review of dissertation research on such an urgent problem as social inequality. Various aspects of this problem are investigated. It emphasizes the importance of the problem of social inequality for Russian society, which is due to the polarization of its population and the lack of government mechanisms for regulating equitable access to social resources. The greatest importance is given to education as a factor of vertical social mobility. However, according to the author, there is no comprehensive study of the adaptation of students to social inequality, the assessment of the sociocultural sphere of educational organizations, designed to facilitate the successful integration of young people into the social space of Russian community.

Keywords: social inequality, resources, status, stratification, social injustice, adaptation, education, family, social mobility, student's youth, society.

УДК 336.22 DOI: 10.22394/2079-1690-2018-1-4-260-263

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ УЧЕТА НАЛОГА НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ В СИСТЕМЕ РОССИЙСКОГО НАЛОГОВОГО АДМИНИСТРИРОВАНИЯ

Скороход магистрант, Ростовский государственный экономический университет

Кристина (РИНХ) (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Большая Садовая, 69).

Петровна E-mail: Kristina_alekseenko_1994@mail.ru

Аннотация

В статье представлен анализ актуальных изменений системы администрирования налога на добавленную стоимость со стороны органов власти и управления. Механизм начисления, учета, уплаты и контроля над указанными процессами выступает основным объектом системы налогового администрирования, что способствует созданию прозрачной налоговой среды в секторах экономики.

Ключевые слова: налоговая система, налог на добавленную стоимость, налогоплательщик, экономика, администрирование, контроль,учет, законодательство, доходная часть бюджета.

Понятие «налог на добавленную стоимость» (далее - НДС) появился в системе российского налогового администрирования в 1992 году, заменив налог с продаж, который был несовершенен и предполагал уплату в бюджет государства процента не от выручки, а от прибыли, что создавало экономические барьеры в развитии системы предпринимательства в России.

НДС как косвенный налог является одним из основных налоговых источников доходной части федерального бюджета Российской Федерации. Выступая в роли стабильного налога, на долю НДС за последние пять лет приходится около четвертой части доходных поступлений в бюджет страны. За время существования НДС в российской налоговой системе был сформирован определенный порядок его исчисления и уплаты, сложился механизм налогового администрирования [1], базовая информация о котором содержится в статье 21 Налогового Кодекса Российской Федерации [2].

В 1992 году, когда НДС заменил налог с оборота и продаж и превзошел его по своей экономической значимости. Однако в России ставка НДС составляла 28, что не могло устраивать налогоплательщиков. Именно по этой причине предполагалось, что уже в 1994 г. представится возможным снизить ставку налога до 14% [3], но это бы означало развитие одного из двух негативных сценариев социально-экономического развития страны: или уменьшения бюджетных расходов, ухудшив положение малоимущих слоев населения, поскольку снижение ставки НДС повлекло бы резкое сокращение средств, поступающих в бюджет; или финансирования расходов через механизм инфляции. Так развитие НДС

в России шло по линии плавного упрощения методики его исчисления, что привело к установлению основной ставки налога на отметки 18% к 01.01.2004 г.

Налог на добавленную стоимость - федеральный налог, который взимается на всей территории Российской Федерации. Он является обязательным для уплаты всеми участниками торгово-рыночных отношений, рынка, за исключением льготных и особых категорий граждан.

Российская налоговая система существует более 20 лет, и все эти годы она непрерывно изменялась, уточнялся и совершенствовался порядок исчисления отдельных налогов, в том числе и НДС. И налогоплательщики, и контролирующие органы прошли длительный путь, исполняя требования закона при уплате налога на добавленную стоимость, при формировании налоговой базы, составлении и представлении налоговой отчетности, более того, каждый человек, который хотя бы раз в жизни выступал в роли покупателя, является звеном в «экономическом цикле» косвенного налога НДС, что делает актуальным вопрос изучения специфики налога на добавленную стоимость в системе российского налогового администрирования. Более того, своевременная и полная уплата налогоплательщиками НДС способствует полноценному пополнению федерального бюджета и вопрос о качественной и эффективной системе администрирования данного налога приобретает наибольшую значимость.

Отметим, что налоговое администрирование в РФ основывается на фундаментальных познаниях политических, экономических, юридических наук [4], и не предполагает разработку законодательных актов в области налогообложения, а направлена на организацию такой деятельности налоговых органов, которая предполагает полный качественный контроль над своевременностью и полнотой поступления того или иного налога в бюджет.

Нормативно-правовой характер применения данного понятия нашло свое отражение в Приказе МНС России 16.04.2004 № САЭ-3-30/290, где налоговому администрированию придается характер управленческой деятельности налоговых служб по государственному учету налогоплательщиков.

Итак, налоговое администрирование - это деятельность уполномоченных органов управления, в частности Федеральной налоговой службы Российской Федерации, ее территориальных органов, Министерства финансов Российской Федерации, Федеральной таможенной службы Российской Федерации. Деятельность данных органов власти и управления направлена на обеспечение и реализацию контроля над соблюдением налогового законодательства всеми участниками налоговых отношений в целях обеспечения полного и своевременного поступления установленных налогов и сборов в бюджет государства.

Не существует идеального уровня налогообложения, который устраивал бы всех участников этого процесса. Когда мы говорим о процессе оптимизации уровня налоговой нагрузки, то подразумеваем, что налогоплательщики могут оптимизировать только величину налогооблагаемой базы, а величина ставки налогов не может рассматриваться в качестве объекта налоговой оптимизации. Таким образом, функция налоговых органов сводится к выработке грамотного налогового администрирования, к разработке и утверждению критериев оценки степени риска и определения среднеотраслевых значений коэффициента налоговой нагрузки по видам деятельности налогоплательщиков [5].

НДС по своей экономической сущности является одним из самых сложных для понимания, расчета и уплаты налог для каждого элемента предпринимательского дела, потому что обладает высокой ставкой (в настоящий момент налоговая ставка НДС может быть равна 0%, 10% и 18%, а с 2019 года максимальная ставка увеличится до 20%), имеет достаточно сложный механизм отчетности и процедуры получения вычетов и возврата, что влечет наибольшее количество правонарушений.

Налог на добавленную стоимость обладает важнейшей фискальной особенностью, поскольку в отличие от других налогов он не так прямолинейно реагирует на изменение показателей инфляции, колебания цен на энергоносители и сырьё, что подтверждается достаточно стабильной динамикой доли налога в общей структуре доходов федерального бюджета [6], более того, в условиях экономической турбулентности, когда остро ощущается дефицит финансовых ресурсов на всех уровнях бюджетной системы, значение НДС существенно повышается.

За время существования НДС в российской налоговой системе база по налогу на добавленную стоимость претерпела определенные изменения, что было вызвано необходимостью со стороны органов налогового администрирования усилить учет и контроль над исполнением обязательств налогоплательщиков. Сложившаяся ранее система учета и контроля над уплатой НДС не обеспечивала в полной мере экономическую адекватность поступлений в бюджет страны, потому что пробелы в системе налогового администрирования НДС провоцировали применение налогоплательщиками различных схем ухода от обложения. Также ранее, система учета НДС позволяла недобросовестным элементам предпринимательства забирать к зачету из бюджета страны уплаченный НДС по торговым операциям, подтверждая факт купли - продажи товаров и услуг несуществующими счетами-фактур от фиктивных контрагентов. Проверить недобросовестность и доказать подобные экономические нарушения можно было лишь при помощи точечной камеральной проверки со стороны налоговых органов.

Сейчас ситуация кардинально иная: благодаря информационным системам, качественному функционирования единого налогового сервера, а также внедрению информационных технологий в налоговое администрирование, за последние несколько лет российская налоговая служба планомерно снижает давление на добросовестный бизнес, концентрируясь только на зонах максимального риска. В первую очередь это касается внедрения в практику администрирования НДС системы АСК НДС-2, которая впервые начала свою работу в 2013 г.

Данная система в автоматическом режиме способна не только контролировать всю цепочку реализации товаров и услуг, но и факт возникновения добавленной стоимости, её размер и сумму начисленного и возмещаемого налога. Поступившая от налогоплательщиков и налоговых агентов информация сводится в единую базу данных, которая затем автоматически обрабатывается, анализируется и сопоставляется с данными, представленными посредниками и контрагентами.

Ежеквартально анализируется около 1,5 млн. деклараций НДС, что, безусловно, делает прозрачной систему уплаты и вычета налога, а также увеличивает объем поступлений в федеральный бюджет (табл. 1).

Таблица 1

Динамика поступлений НДС в федеральный бюджет за период 2014-2017 гг. (в млрд руб.) [7]

№ Показатель 2014 г. 2015 г. 2016 г. 2017 г.

1. НДС на товары, реализуемые на территории РФ 2 181,4 2 448,3 2 657,4 2 3 069,9

2. НДС на товары, ввозимые в РФ 119,3 141,7 150,8 2 067,2

3. Общая сумма налоговых поступлений в федеральный бюджет РФ 6 152,5 6 814,5 6 834,7 10977,7

4. Доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета 37,39% 38,01% 41,09% 46,8%

Таблица 1 наглядно показывает, как изменилась роль НДС в структуре доходной базы бюджета Российской Федерации. За период с 2013 г. доля НДС в налоговых доходах федерального бюджета увеличилась на 10%, что составляет больше 2,8 млрд. рублей. При этом обратим особое внимание на изменение суммы НДС на товары, ввозимые в РФ: здесь наблюдается резкий скачок экономических показателей.

Внедрение новых информационных технологий в систему налогообложения направлено, с одной стороны, на повышение показателя собираемости налогов, а с другой стороны, на побуждение налогоплательщиков к добровольной уплате текущих налоговых обязательств. Это подтверждается тем фактом, что более 60% юридических лиц и индивидуальных предпринимателей применяют специальные налоговые режимы и заметнее всего чувствует на себе снижение административного давления: в 2018 году проверен всего один налогоплательщик из 4000, что составляет 0,025% [8].

Безусловно, внедрение и использование информационных платформ в налоговом администрировании предполагает изучение готовности бизнеса, государственных и налоговых органов работать в единой информационной системе, понести определенные издержки на установку специализированных программ, уделить время для освоения новых норм и правил, алгоритмов и механизмов работы, что является основой успешного внедрения инструментария нового поколения.

Таким образом, система налогового администрирования НДС идет по верному пути совершенствования. Уже сейчас фиксируются очевидные экономические результаты: механизм начисления, уплаты и учета НДС в бюджет страны, а также контроль над исполнением предписаний нормативно-правовых актов в масштабах страны стал реальным благодаря научно-методологической, информационной и технологической платформе, центральным элементов которой выступает налоговое администрирование.

В процесс трансформации администрирования налоговой системы «нового поколения» интегрированы информационные технологии как драйвер роста эффективности налогового администрирования, благодаря чему сместился акцент воздействия. В конечном итоге зафиксированы повышение собираемости налогов, упрощению механизма взаимодействия между государством и налогоплательщиками [9], с одной стороны, и оптимизация форм налоговой отчетности, с другой стороны.

Литература

1. Щербакова И.Г. Проблемы налогового администрирования НДС и пути их решения // Вестник Удмуртского университета. 2017. Т. 27. Вып. 3. С. 66-72

2. Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая) от 05.08.2000 N 117-ФЗ (ред. от 11.10.2018). Консультатнт плюс. Режим доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_28165/5eec45b5e2f637ffe0599160528cec70be3f ^60/

3. Алимирзоева М.Г., Алиев Б.Х., Маликова К.Р. Налог на добавленную стоимость и его роль в формировании доходов бюджета // Фундаментальные исследования. 2017. № 7. С. 92-96.

4. Климентьева Н.М., Дорожкина Е.Г., Мозгачев М.И. Специфика и сущность налога на добавленную стоимость в системе налогового администрирования России на современном этапе // Вестник Кыргызско-Российского Славянского университета. 2017. № 6. Том 17. С. 33-36.

5. Серкебаева Р.К., Жагыпарова А.О. Налоговая нагрузка как фактор роста дохода государства // Вестник университета Туран. 2017. № 3 (75). С. 94-99.

6. Смирнова Е.В. Совершенствование налогового администрирования ндс в интересах государства и налогоплательщиков // Вестник Астраханского государственного технического университета. Серия: Экономика. 2018. № 1. С. 105-112.

7. Исполнение федерального бюджета и бюджетов бюджетной системы Российской Федерации за 2017 год. Москва. Март 2018. Режим доступа:

https://www.minfin.ru/common/upload/library/2018/03/main/Ipolnenie_federalnogo_budzheta.pdf

8. Электронный ресурс. Режим доступа: https://www.nalog.ru/rn61/news/activities_fts/7938549/

9. Баташев Р.В. Роль информационных технологий в повышении качества администрирования НДС // В сборнике: Фундаментальные и прикладные научные исследования: актуальные вопросы, достижения и инновации сборник статей VIII Международной научно-практической конференции: в 4 частях. Пенза, 2017. С. 66-68.

Skorohod Kristina Petrovna, undergraduate, Rostov state economic university (RINH) (69, Bolshaya Sadovaya St., Rostov-on-Don, 344002, Russian Federation). E-mail: Kristina_alekseenko_1994@mail.ru

TRANSFORMATION OF THE VALUE ADDED TAX ACCOUNTING SYSTEM IN THE RUSSIAN TAX ADMINISTRATION SYSTEM

Abstract

This article presents an analysis of the current changes in the administration system of the value added tax on the part of the authorities and management. The mechanism of accrual, accounting, payment and control of these processes, which ensure the creation of a transparent tax environment in economic sectors. Keywords: tax system, value added tax, taxpayer, economics, administration, control, accounting, legislation, budget revenues.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.