Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ'

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
37
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ / ИНФОРМАТИЗАЦИЯ ШКОЛЫ / ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЩЕСТВО / РЕФОРМИРОВАНИЕ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ / ИНДУСТРИАЛЬНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казова З.М.

Быстро совершенствующиеся, дешевые и надежные цифровые (информационные и коммуникационные) технологии (ЦТ или ИКТ) способствуют глубоким преобразованиям во всех областях экономики и социальной сферы. Эти преобразования часто называют новой технологической (цифровой или четвертой индустриальной) революцией, а связанные с ними изменения - «цифровой трансформацией». В последние годы о цифровой трансформации заговорили и в сфере общего образования. Переход к цифровой экономике повышает требования к результативности общего образования. В данной работе цифровая трансформация общего образования (ЦТО) обсуждается как очередной неизбежный этап обновления школы, который разворачивается уже не одно десятилетие вместе / вслед за внедрением цифровых технологий во все сферы жизни нашего общества. Цифровая трансформация общего образования имеет свои характерные черты и проходит через хорошо различимые этапы. Однако здесь нет единого пути, по которому дружно движутся все школы. В процессе ЦТО каждая образовательная организация развивается по своей, зачастую достаточно экзотической траектории, которая зависит, в том числе, от социальной политики, проводимой в сфере образования в центре и на местах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT AND DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

Rapidly improving, cheap and reliable digital (information and communication) technologies (CT or ICT) they contribute to profound transformations in all areas of the economy and social sphere. These transformations are often referred to as the new technological (digital or fourth industrial) revolution , and the associated changes are referred to as the "digital transformation". In recent years, digital transformation has also been discussed in the field of general education. The transition to the digital economy increases the requirements for the effectiveness of general education. In this paper, the digital transformation of general education (CTE) is discussed as the next inevitable stage of school renewal, which has been unfolding for more than a decade together / following the introduction of digital technologies in all spheres of life of our society. The digital transformation of general education has its own characteristics and goes through clearly discernible stages. However, there is no single path along which all schools move together.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ»

УДК 330

Казова З. М. Kazova Z. M.

ТРАНСФОРМАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ РОССИИ В УСЛОВИЯХ ИННОВАЦИОННОГО РАЗВИТИЯ И ЦИФРОВИЗАЦИИ ЭКОНОМИКИ

TRANSFORMATION OF THE RUSSIAN EDUCATION SYSTEM IN THE CONTEXT OF INNOVATIVE DEVELOPMENT AND DIGITALIZATION OF THE ECONOMY

Быстро совершенствующиеся, дешевые и надежные цифровые (информационные и коммуникационные) технологии (ЦТ или ИКТ) способствуют глубоким преобразованиям во всех областях экономики и социальной сферы. Эти преобразования часто называют новой технологической (цифровой или четвертой индустриальной) революцией, а связанные с ними изменения - «цифровой трансформацией». В последние годы о цифровой трансформации заговорили и в сфере общего образования. Переход к цифровой экономике повышает требования к результативности общего образования.

В данной работе цифровая трансформация общего образования (ЦТО) обсуждается как очередной неизбежный этап обновления школы, который разворачивается уже не одно десятилетие вместе / вслед за внедрением цифровых технологий во все сферы жизни нашего общества. Цифровая трансформация общего образования имеет свои характерные черты и проходит через хорошо различимые этапы. Однако здесь нет единого пути, по которому дружно движутся все школы. В процессе ЦТО каждая образовательная организация развивается по своей, зачастую достаточно экзотической траектории, которая зависит, в том числе, от социальной политики, проводимой в сфере образования в центре и на местах.

Ключевые слова: цифровая трансформация, информатизация школы, информационное общество, реформирование системы образования, индустриальная революция.

Казова Залина Мухамедовна -

к.э.н., доцент кафедры экономики, ФГБОУ ВО Кабардино-Балкарский ГАУ, г. Нальчик Тел.: 8 903 495 37 54 E-mail: zalina.kazova@mail.ru

Rapidly improving, cheap and reliable digital (information and communication) technologies (CT or ICT) they contribute to profound transformations in all areas of the economy and social sphere. These transformations are often referred to as the new technological (digital or fourth industrial) revolution , and the associated changes are referred to as the "digital transformation". In recent years, digital transformation has also been discussed in the field of general education. The transition to the digital economy increases the requirements for the effectiveness of general education.

In this paper, the digital transformation of general education (CTE) is discussed as the next inevitable stage of school renewal, which has been unfolding for more than a decade together / following the introduction of digital technologies in all spheres of life of our society. The digital transformation of general education has its own characteristics and goes through clearly discernible stages. However, there is no single path along which all schools move together.

Key words: digital transformation, school informatization, information society, education system reform, industrial revolution.

Kazova Zalina Muhamedovna -

Candidate of Economic Sciences, Associated Professor of of the Department of Economics, FSBEI HE Kabardino-Balkarian SAU, Nalchik Tel.: 8 903 495 37 54 E-mail: zalina.kazova@mail.ru

Введение. В нашей стране представление об обновлении образования в развивающейся цифровой среде восходит к трем этапам процесса информатизации школы, которые были намечены в Концепции информатизации образования, подготовленной под руководством академика А.П. Ершова более тридцати лет назад. К ним относятся:

1) формирование компьютерной грамотности и оснащение школ компьютерами (компьютеризация);

2) применение ИКТ при изучении различных дисциплин;

3) интеграция ИКТ в учебный процесс.

В настоящее время существует два различных взгляда на связь системы образования и потребностей экономики. Суть первой заключается в том, что профессиональная ориентированность системы образования должна нарастать по мере приближения к постиндустриальному типу [1, 2]. Опыт прошедших десятилетий показывает, что освоение педагогических возможностей цифровой образовательной среды происходит в школах неравномерно. Образовательные организации разными темпами движутся по этому пути, что существенно усложняет периодизацию этого процесса. На практике широко используется деление процесса обновления образования в цифровой среде на этапы, которые отличаются характером решаемых задач обновления общего образования и специфическими изменениями целей, содержания, методов и организационных форм учебной работы. Здесь выделяются четыре этапа: компьютеризация образования, ранняя информатизация образования, зрелая информатизация образования, цифровая трансформация образования [3, 4].

Методология проведения исследования. Исследование основано на принципах диалектической логики и системного подхода. В процессе исследования использовались общенаучные эмпирические методы (наблюдение, сравнение, сбор и изучение данных), анализ и синтез, метод научной абстракции, методы-подходы: комплексный, системный.

Результаты исследования. Общей интенцией (и лозунгом) для всего процесса является повышение результативности работы образовательных организаций, качества обучения и воспитания подрастающего поколения.

Зримым признаком этапа зрелой информатизации образования, по мнению А.Л. Семенова, является предоставление обучаемым и педагогам права и физической возможности широко использовать цифровые инструменты в повседневной учебной работе. Это позволит:

- повысить эффективность работы учащегося, приблизит формы этой работы к деятельности вне школы, позволит каждому учащемуся достичь более высоких результатов, требуемых различными формами аттестации - сегодняшней и тем более завтрашней, учитывающей цифровую трансформацию;

- облегчить и сделать более естественной обратную связь «ученик - учитель», что повысит результативность учебной работы;

- формировать портфели учебных достижений и анализировать отдельные моменты образовательного процесса с помощью цифровой записи хода учебной работы (аудио-видео фиксация, взаимодействие с инструментами компьютерного ввода и вывода -направление взгляда и т. п.);

- объективизировать многокритериальную оценку достижения надпредметных и личностных образовательных результатов;

- упростить/объективировать рефлексию учебной работы, повысить ее осознанность;

- собирать и анализировать информацию о ходе учебной работы для прогнозирования ее результатов и выработки рекомендаций, используя методы искусственного интеллекта и большие данные.

Главными препятствиями на этапе зрелой информатизации образования в нашей стране, по мнению А.Л. Семенова, являются:

1. Ориентация процедур Единого государственного экзамена на традиционные (бумажные) информационные технологии Запрет на использование учащимися в процедурах государственной итоговой аттестации, ВПР цифровых средств тормозит проникновение цифровых технологий в школы, а их разрешение даст мощный импульс для цифровой трансформации. Такое разрешение может быть получено, в частности, в рамках правового эксперимента, действующего в группе регионов РФ и охватывающего там всю экосистему общего и профессионального образования.

2. Неготовность учителей перейти от передачи обучаемым готовой информации к формированию у них требуемых сегодня предметных, надпредметных и личностных компетенций.

Чтобы снять это препятствие, потребуется:

- добиться приоритетного обеспечения учителей, планирующих цифровую трансформацию, цифровыми средствами (включая личные цифровые устройства, широкополосный доступ в Интернет, участие в профессиональных онлайн-сообществах и т. п.);

- создать каждому педагогу условия для непрерывного личного профессионального роста. Учитывать в аттестационных критериях для учителя зафиксированный на цифровой платформе уровень цифровой трансформации работы учащихся;

- помочь учителям стать «мастерами учения», перейти из позиции «источника знаний» в позицию мастера, который делится с обучаемыми опытом и навыками высокорезультативной учебы.

Выводы. Таким образом, непрерывный процесс трансформации российского образования до сих пор осуществляется, находясь в

Литература

1. Пилова Ф.И. Характеристика интеграционного потенциала субъекта региональной экономики // Экономика и предпринимательство. - 2017. - № 8-4 (85). - С. 218-221.

2. Дышекова А.А. Местные бюджеты: современное состояние и перспективы развития // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова. - 2019. - № 1 (23). - С. 75-80.

3. Серова О.А. Цифровая трансформация образования и практическая подготовка студентов // XXI Апрельская международная научная конференция по проблемам развития экономики и общества. - НИУ ВШЭ. -2020.

4. Дышекова А.А. Кластерные методы развития мезоуровневых систем // Инновационная экономика: перспективы развития и совершенствования. - 2014. - № 1(4). - С. 231-233.

5. Пилова Ф.И. Содержание и основные понятия инновационной экономики // Известия Кабардино-Балкарского государственного аграрного университета им. В.М. Кокова. - 2018. - № 1(19). - С. 98-102.

сопровождении структурных изменений на всех уровнях системы. Объявленное «отставание» от Запада, попытки его «сократить», а также процессы глобальной интеграции привели к тому, что все больше и больше международных стандартов включаются в систему российского образования. Безусловно, формирование единых норм образования создает большие перспективы для населения, но, с точки зрения автора, социально-экономические реалии России таковы, что внедрение важных нововведений требует особенно тщательной проработки и учета их специфики. Например, такие меры, как урезание государственного финансирования развития образовательной системы, отсутствие адекватного решения проблемы оплаты труда учителей и преподавателей, сокращение образовательных учреждений и переход на «сырые» для нашей страны образовательные стандарты, для России не являются подходящими для существующей российской действительности и не нацелены на решение стратегических задач устойчивого социально-экономического развития и поступательного развития общества [5-7].

References

1. Pilova F.I. Harakteristika integracionnogo potenciala sub"ekta regional'noj ekonomiki // Ekonomika i predprinimatel'stvo. - 2017. -№ 8-4 (85). - S. 218-221.

2. Dyshekova A.A. Mestnye byudzhety: so-vremennoe sostoyanie i perspektivy razvitiya // Izvestiya Kabardino-Balkarskogo gosudarstven-nogo agrarnogo universiteta im. V.M. Kokova.

- 2019. - № 1 (23). - S. 75-80.

3. Serova O.A. Cifrovaya transformaciya ob-razovaniya i prakticheskaya podgotovka studen-tov // XXI Aprel'skaya mezhdunarodnaya nauchnaya konferenciya po problemam razvi-tiya ekonomiki i obshchestva. - NIU VShE. -2020.

4. Dyshekova A.A. Klasternye metody razvi-tiya mezourovnevyh sistem // Innovacionnaya ekonomika: perspektivy razvitiya i sover-shenstvovaniya. - 2014. - № 1(4). - S. 231-233.

5. Pilova F.I. Soderzhanie i osnovnye po-nyatiya innovacionnoj ekonomiki // Izvestiya Kabardino-Balkarskogo gosudarstvennogo ag-rarnogo universiteta im. V.M. Kokova. - 2018.

- № 1(19). - S. 98-102.

6. Пискунова Е.В., Синицына А.И. Оценка готовности выпускников к профессиональной деятельности как актуальная проблема развития высшего образования // Universum: Вестник Герценовского университета. -2012. - №3. URL: https: // cyberl eninka.ru/ articl e/n/otsenka-gotovnosti-vypusknikov-k-professionalnoy-deyatelnosti-kak-aktualnaya-problema-razvitiya-vysshego-obrazovaniya (дата обращения: 14.05.2021).

7. Синицына Д.Д. Особенности трансформации системы образования в России в современных экономических условиях // Современные научные исследования и инновации. - 2016. - № 12. - [Электронный ресурс]. URL:

https://web.snauka.ru/issues/2016/12/76386 (дата обращения: 23.04.2021).

6. Piskunova E.V., Sinicyna A.I. Ocenka go-tovnosti vypusknikov k professional'noj deya-tel'nosti kak aktual'naya problema razvitiya vys-shego obrazovaniya // Universum: Vestnik Ger-cenovskogo universiteta. - 2012. - №3. URL: https: // cyberl eninka.ru/ article/n/otsenka-gotovnosti-vypusknikov-k-professionalnoy-deyatelnosti-kak-aktualnaya-problema-razvitiya-vysshego-obrazovaniya (data obrash-cheniya: 14.05.2021).

7. Sinicyna D.D. Osobennosti transformacii sistemy obrazovaniya v Rossii v sovremennyh ekonomicheskih usloviyah // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. - 2016. -№ 12. - [Elektronnyj resurs]. URL: https://web.snauka.ru/issues/2016/12/76386 (data obrashcheniya: 23.04.2021).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.