Трансформация семейных ценностей в современном Китае
А. В. Челнокова-Щейка (Московский государственный лингвистический университет)
В статье рассматриваются проблемы трансформации семейных ценностей у молодежи в больших городах Китая. Автор приводит примеры новых форм семьи и вариантов совместного проживания пар, отмечает факторы формирования этих новшеств и их характерные черты. Ключевые слова: Китай, семья, трансформация, традиционные ценности, брак, вестернизация, новые формы семьи.
В современных китайских и отечественных исследованиях ценностных ориентаций молодежи в КНР все чаще ставится под вопрос господство конфуцианских догматов как основных регуляторов социального поведения. Издавна отношения в китайской семье регулировались концептом сыновьей почтительности — «сяо», когда вся структура семьи строилась на отношениях между детьми и родителями. В настоящий момент в связи с вестернизацией и глобализацией, а также политикой ограничения рождаемости в КНР на первое место в семье вышли отношения «муж — жена». В данной статье будут выделены новые формы семьи и сожительства в крупных китайских городах среди молодых китайцев, свидетельствующие об отходе от традиционных аксиологических доминант, регулирующих отношения в семьях, а также истоки и особенности происходящих явлений.
После осуществления политики реформ и открытости с конца 1978 г. в Китае произошли значительные перемены, затронувшие и экономическую, и социальную, и духовную сферу жизни. Однако, по мнению А. Г. Попова, процесс отторжения традиционных ценностей и трансформации структуры семьи начал происходить еще раньше — в период Китайской республики 1911-1949 гг. (Попов, 2005). Позже, во времена Мао Цзэдуна, вступили в силу законы о свободе выбора супруга, запрете финансовых операций любой степени при заключении брака, полигамии и др., что положило начало официальным переменам в семейной сфере китайских граждан. С этого момента брачный возраст стал увеличиваться. Прежде средний брачный возраст составлял
13-17 лет для девушек и 16-19 лет для юношей. Перед осуществлением политики реформ и открытости брачный возраст возрос, однако в обществе еще по-прежнему крайне серьезно относились к вступлению в брак. Если юноша или девушка по достижении определенного возраста не вступали в брак, они начинали чувствовать давление общества.
В современном Китае продолжается тенденция роста среднего брачного возраста. В настоящий момент он составляет 27 лет для девушек и 29 — для молодых людей. После осуществления политики реформ и открытости у молодежи снизилась зависимость от родителей, от семейного клана. После введения закона о свободе выбора супруга 1950 г. (см.: По-чагина, 2003) вступление в брак стало свободным и добровольным, в отличие от прежних времен, когда это было делом и семейным (желанием продолжить род), и общественным, продиктованным созданием выгодного экономического союза между родами.
В современном Китае очень популярны интернет-опросы. Один из таких опросов, проведенный сайтом www.sojump.com в 2012 г., был посвящен проблемам выбора брачного партнера. На вопрос «Как будет влиять мнение родителей на выбор спутника Вашей жизни?» никто не ответил, что будет делать исключительно так, как скажут родители. Чуть более 36% ответили, что «мнение родителей будет для них приоритетом, однако они не будут слепо подчиняться их советам». Более 53% ответили, что «послушают мнение родителей, однако решение будут принимать сами», и 10% — что «брак — это их личное дело, и мнение родителей они не собираются
брать в расчет» (Вэнцюаньсин, 2012: Электр. ресурс).
В настоящее время в связи с новой социальной ситуацией самая стандартная модель семьи в стране — это «4-2-1», которая состоит из двух пар пожилых дедушек и бабушек, мужа и жены и единственного ребенка. В связи с этим изменилась форма заботы о родителях. Прежде патрилокальная система обязывала сыновей делить между собой обязанности по опеке над пожилыми родителями. В настоящее время супруги все чаще совместно заботятся о двух парах пожилых родителей.
Рост уровня урбанизации в китайских городах, изменение социальной и экономической структуры стали факторами зарождения новых форм жизненного уклада для новых поколений. Современная молодежь вынуждена жить под давлением требований о повышении статуса, улучшения образования. Все это приводит к более позднему вступлению в брак и рождению детей. Статистические данные последних лет показывают рост зарплат: с 2000-2009 гг. средняя ежемесячная зарплата в крупных городах выросла с 781 до 2687 юаней (Чэн Тин, 2011: Электр. ресурс). Однако в связи с перенаселением все больше молодых людей испытывают сильную конкуренцию при трудоустройстве на работу, в среднем каждый год на рынок поступает более 14 млн новых кадров (Реализация..., 2012: Электр. ресурс). По данным 2011 г., 90% выпускников университетов, а это 4 млн 990 тыс. человек, устроились на работу, однако из них 700 тыс. были вынуждены идти на любую работу, в том числе не по специальности, чтобы хоть как-то обеспечить свое существование (Ли Ли, 2012: Электр. ресурс). По официальным данным, в 2011 г. общий уровень безработицы по стране составил 4,1% (Каргопольцев, 2012: Электр. ресурс). Таким образом, молодые люди чувствуют постоянное давление общества из-за большой конкуренции при поступлении на учебу и на работу, в связи с чем ощущают противоречия между новой социальной ситуацией и старыми моральными ценностями, в первую очередь семейными. Изменились не только формы семьи, но и ее содержание, т. е. семейные ценности. В современном китайском
обществе появились новые формы брака и сожительства.
DINK (Doublelncome — noKids, динкы-цзу) — это новая форма семьи, в которой пара, способная экономически и физически иметь детей, осознанно отказывается от этого. По данным газеты «Саньцин Доушибао», 98% таких семей живут в больших городах Китая, и их общее количество составляет около 600 тыс. (Чжу Хунбо, 2011: Электр. ресурс). По мнению таких пар, основой брака являются любовь, секс и общий духовный поиск. Они часто путешествуют, наслаждаются жизнью и мечтают о карьерном росте. Обычно такие пары — это люди с высоким уровнем образования и хорошим доходом. Однако есть и супруги со средним уровнем дохода, которые не хотят ухудшать свое материальное положение рождением ребенка и предпочитают оставаться бездетными, сосредоточить все свои усилия на улучшении профессиональных навыков. Кроме того, «рожденные в 80-е» и «рожденные в 90-е» — это поколения единственных детей в семье, которые испытали на себе чрезмерную любовь и заботу родителей, не были воспитаны ответственными людьми, которым необходимо заботиться о ком-то другом. Для представителей этого поколения появился даже термин — «маленькие императоры» (Челнокова, 2010). Соответственно данная форма брака приобретает все большую популярность в Пекине, Шанхае, Гуанчжоу и многих других крупных городах.
Пробное замужество («шихунь») и совместное проживание («тунцзю») — форма отношений, при которой молодые пары могут проверить свою совместимость. В настоящее время западная культура оказывает активное влияние на формирование ценностей современных китайцев. Так, многие молодые люди считают, что женитьба — кладбище для любви. Одна из лидирующих причин разводов — сексуальная несовместимость супругов. Данная форма семьи, по мнению сторонников подобных отношений, дает возможность «попробовать» брак. К причинам этого явления относят стремление современных молодых людей к свободе, снижение ответственности. Также в данном случае не надо затрачивать большие
суммы на свадьбу, а жениху выполнять традиционное условие — покупать жилье.
Если раньше студенты не имели права вступать в брак, то с 2005 г. они получили на это разрешение по закону, лишь с ограничением по брачному возрасту — 22 года у мужчин и 20 лет у женщин. По статистике, в крупнейших вузах КНР в настоящий момент 33,2% молодежи живут парами, однако общий процент тех, кто уже имел такой опыт, составляет 52,2% (Сунь Сяопин, 2011: Электр. ресурс).
Стоит отметить, что в целом в китайском обществе совместное проживание и гражданские браки не одобряются. Большинство китайского населения по-прежнему очень ценит супружеские отношения. Поэтому для большинства молодых китайцев брачного возраста гражданский брак — это подготовительный этап перед официальным браком и способ окончательно убедиться в своем выборе. Такая форма отношений также не предусматривает рождение ребенка.
Однополая любовь в Китае прежде не была запретной, особенно если это касалось мужчин. Такие отношения назывались «наслаждение надкусанного персика» или «наслаждение отрезанного рукава». Однако традиционный брак был долгом для каждого человека в конфуцианском Китае, поскольку любовь не являлась обязательной в брачных отношениях. После образования КНР гомосексуализм был под строгим запретом и рассматривался как форма сексуального извращения. В последнее время в Китае зафиксирован рост однополых отношений, количество таких пар составляет от пяти до десяти миллионов. Некоторые специалисты утверждают, что эта цифра занижена, и их реальное число — пятьдесят миллионов (Цзэн Янбо, 2007). Многие гомосексуалисты по-прежнему скрывают свою половую ориентацию или даже ведут двойную жизнь, имея нормальную семью и детей. Однако в китайском обществе все больше и больше заметны послабления. Если в начале XXI в. гомосексуализм был вычеркнут из списка психиатрических отклонений, то сейчас уже активно обсуждаются возможности легализации однополых браков.
Однако большинство людей в Китае по-прежнему придерживаются традиций и счита-
ют, что данное явление противоречит природе человека и недопустимо. По результатам опроса, проведенного научным изданием «Сексология в Китае» среди студентов университетов, городские жители относятся к гомосексуализму положительно, однако те, кто вырос в деревне, — крайне отрицательно (Линь Ли-дэн, 2011: Электр. ресурс).
Цзоухуньцзу или «супруги на выходные» — пара, которая живет отдельно в течение рабочей недели, а выходные и праздники проводит вместе, в некоторых случаях пары даже живут в разных городах. Термин взят из названия традиции малой народности Китая — мосо, где господствует матриархат, и мужчина приходит к женщине только после заката и уходит на рассвете. В настоящее время затраты на совместную жизнь крайне высокие, не все готовы к «голому браку» (лохунь), т. е. браку без материальной базы. В связи с этим многие пары хоть и женаты, однако живут по отдельности. Такая форма отношений становится довольно популярной. Например, по результатам интернет-опроса, проведенного одним из сайтов компании «Тэнсент» (разработчика китайского мессенджера «Кьюкью»), 23% опрошенных принимают такую форму отношений, 40% готовы обдумать, если сложится такая ситуация, и 37% не принимают ее (60% городских., 2012: Электр. ресурс). Такая форма брака в большей степени распространена среди «белых воротничков». По мнению этих пар, такой стиль жизни не только ослабляет нагрузку на семейный бюджет, но и дает возможность сохранить чувство и личное пространство, а также индивидуальные ценности.
Тайный брак (иньхуньцзу) — когда супруги официально заключают брак, но не совершают брачных церемоний и скрывают свой статус. Такое отношение к браку характерно в большей степени для женщин — «белых воротничков» 25-35 лет в больших городах. Если раньше брак расценивался как долг, то сейчас люди смотрят на брак с экономической точки зрения. Многие боятся, что это может повлиять на работу или карьеру, что сходно с психологией супругов, не имеющих детей, не желающих быть обремененными оковами обязанностей. Эти данные свиде-
тельствуют о снижении брака как ценности и превалировании работы над брачными отношениями.
Безбрачие или позднее вступление в брак (бухуньцзу) становится все более характерным для городских жителей, в большей степени для «белых воротничков». Женщины меньше стремятся выйти замуж, так как приобрели финансовую независимость, имеют свои автомобили и даже компании. Кроме того, как сообщает «Международное радио Китая» со ссылкой на данные китайских сайтов, 72% мужчин не хотят жениться на женщинах, способных добиться большего, чем они сами. Конечно, существует и ряд других причин, по которым женщины не спешат выходить замуж. Например, у некоторых попросту мало шансов для знакомства с мужчинами. Другие же не хотят упустить возможность карьерного роста из-за рождения ребенка. Третьи любят свободу и предпочитают одиночество (Чжан Вэй, 2011: Электр. ресурс).
Критерии выбора спутника или спутницы также подверглись сильным изменениям. В конфуцианские времена ключевыми позициями были положение в обществе, внешность и такое качество невесты, как послушание, уровень образования у жениха, статус и материальное положение его семьи, рода). С образованием КНР большое значение играли политические воззрения и политическая принадлежность. В настоящее время определяющим фактором стали чувства (любовь). Во всех современных китайских фильмах и сериалах можно услышать крылатую китайскую фразу «Люблю тебя, как мышь любит рис», хотя, несомненно, образование, зарплата, профессия и материальное благосостояния также признаются очень важными.
Отношения внутри среднестатистической китайской семьи характеризуются равноправием и нередко подкреплены брачным контрактом. Желающих заключить брак в большей степени интересует доход будущего супруга, разделение обязанностей по дому, чем рождение ребенка. Однако, в связи с тем что одной из основополагающих ценностей современного брака стали чувства, в Китае увеличивается и количество разводов.
Проблема разводов — это одна из наиболее обсуждаемых и исследуемых тем в современном Китае. Однако подход к рассмотрению этого явления в понимании современных китайцев изменился. В настоящее время оно расценивается не как проблема морали, а как проблема качества брака. Молодые люди предполагают, что супружеские отношения, в которых не хватает чувств, не являются крепкими и обречены на провал, именно поэтому гражданские браки становятся все более популярными.
Таким образом, в результате осуществления политики реформ и открытости, проведения демографической политики, распространения Интернета среди населения, влияния ценностей западной культуры у людей появилась возможность узнать о других формах семейного устройства — все это изменило ситуацию в сфере брачно-семейных отношений, заставив власти также внести коррективы в законы. Трансформации затронули в большей степени лишь молодых людей из городской среды, поколения рожденных в 1980-1990-х годах. Появление и распространение в Китае новых форм брачных отношений показывает, что у молодежи снижается ценность традиционных брачных уз, наблюдается желание снизить свою личную ответственность, развивается стремление к собственной свободе, профессиональному развитию, большое внимание уделяется собственным интересам, вопросам экономической выгоды. Диада «дети — родители» отошла на второй план, отношения в семье стали строиться вокруг структуры «муж — жена». Семья стала личным делом каждого, где при выборе спутника одним из важнейших критериев стали чувства. Современные пары стремятся в отношениях к сохранению свежести чувств, взаимопониманию, откровенности, единству интересов. Немаловажную роль в организации семейных отношений играют сексуальные отношения, а также повышение положения женщины в обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Вэнцюаньсин (2012) (на китайском языке) [Электр. ресурс] // AskForm. Специализирован-
ная платформа для онлайн-опросов, анкетирований и анализов. URL: http://survey.askform.cn/ 137352-260353.а8рх [архивировано в WebCite] (дата обращения: 7.06.2012).
Каргопольцев, И. (2012) В 2011 году уровень безработицы в Китае составил 4,1 процента трудоспособного населения [Электр. ресурс] // ИТАР-ТАСС. URL: http://www.itar-tass.com/ c1V320672.htm1 [архивировано в WebCite] (дата обращения: 19.05.2012).
Ли Ли (2012) Среди выпускников 2011 года 570 тыс. безработных и 700 тыс. работающих не по профессии (на китайском языке) [Электр. ресурс] // Новостной портал «Фэнхуан». URL: http://edu.ifeng.com/news/detai1_2012_06/14/152 88633_0^ш1[архивировано в WebCite] (дата обращения: 21.06.2012).
Линь Лидэн (2011) Отношение студентов университетов к гомосексуалистам (на китайском языке) [Электр. ресурс] // Сексология в Китае. № 5. URL: http://www.zgxkx.org/xingkexue/ qsnxjk/201106/725.htm1[архивировано в WebCite] (дата обращения: 10.06.2012).
Попов, А. Г. (2005) Трансформация традиционной городской семьи в Китае : автореф. дис. ... канд. ист. наук. М.
Почагина, О. В. (2003) Китайская молодежь: отношение к семье и браку // Проблемы Дальнего Востока : научный и общественно-политический журнал. № 6. С. 109-124.
Реализация «Приоритетной стратегии занятости населения» (2012) (на китайском языке) [Электр. ресурс] // Китайский новостной портал «Синьхуа». URL: http://news.xinhuanet.com/for-tune/2012-0l/04/c_1225з0446_2.htm[архивиро-вано в WebCite] (дата обращения: 30.05.2012).
Сунь Сяопин (2011) Анализ проблем гражданских браков и сожительства в современном Китае (на китайском языке) [Электр. ресурс] // Цикань : еженедельник. № 1. URL: http://www. qikan.com.cn/Artic1e/jxdk/jxdk201101/jxdk201101 ^^^^архивировано в WebCite] (дата обращения: 23.04.2012).
Цзэн Янбо (2007) Восемь актуальных проблем молодежи. Шанхай : Изд. Шанхай шэхуикхысю-эйюаньчубаншэ. (На китайском языке).
Челнокова, А. В. (2010) Феномен «маленького императора» и образ идеального сына в Китае // Исторические, философские, политические и юридические науки, культурология и искусствоведение. Вопросы теории и практики. №2. С. 101-103.
Чжан Вэй (2011) Женщины не спешат выходить замуж [Электр. ресурс] // Партнеры : первый в Китае комплексный веб-сайт на русском
языке. URL: http://russian.dbw.cn/system/201l/ 12/21/000439112^^т1[архивировано в WebCite] (дата обращения: 2.01.2012).
Чжу Хунбо (2011) Что за жизнь у семей, где нет детей по собственным убеждениям? (на китайском языке) [Электр. ресурс] // Саньцин Доу-шибао (газета). URL: http://sanqin.com/article-44598-1.html (дата обращения: 3.04.2012).
Чэн Тин (2011) Зарплата возросла вдвое за 5 лет: неужели все еще тяжело? (на китайском языке) [Электр. ресурс] // Деньги: китайское еженедельное издание. URL: http://one. pingan.com/yizhangtong1icai/zixun/98440.shtm1 [архивировано в WebCite] (дата обращения:
1.06.2012).
60% городских жителей могут согласиться на «супружество на выходные» (2012) (на китайском языке) [Электр. ресурс] // Тэнсент. URL: http://lady.qq.com/a/20120613/000011.htm [архивировано в WebCite] (дата обращения:
4.06.2012).
Дата поступления: 19.02.2013 г.
THE TRANSFORMATION OF FAMILY VALUES IN MODERN CHINA A. V. Chelnokova-Siejka (Moscow State Linguistic University)
The article investigates the problems of the transformation of young people’sfamily values in big Chinesecities. The author adducessome examples of the new forms of the family and variants of couples’ cohabitation andhighlightsthe factors of the development of these novelties and their identifying features.
Keywords: China, the family, transformation, traditional values, marriage, westernization, new forms of the family.
BIBLIOGRAPHY (TRANSLITERATION).
Ventsiuan’sin (2012) (na kitaiskom iazyke) [Elektr. resurs] // AskForm. Spetsializirovannaia platforma dlia onlain-oprosov, anketirovanii i anali-zov. URL: http://survey.askform.cn/137352-260353. aspx[arkhivirovano v WebCite] (data obrashche-niia: 7.06.2012).
Kargopol’tsev, I. (2012) V 2011 godu uroven’ bezrabotitsy v Kitae sostavil 4,1 protsenta trudo-sposobnogo naseleniia [Elektr. resurs] // ITAR-TASS. URL: http://www.itar-tass.com/c11/320672. html[arkhivirovano v WebCite] (data obrashche-niia: 19.05.2012).
Li Li (2012) Sredi vypusknikov 2011 goda 570 tys. bezrabotnykh i 700 tys. rabotaiushchikh ne po pro-fessii (na kitaiskom iazyke) [Elektr. resurs] // No-
vostnoi portal «Fenkhuan». URL: http://edu.ifeng. com/news/detail_2012_06/l4/l5288633_0.shtml [arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia:
21.06.2012).
Lin’ Liden (2011) Otnoshenie studentov univer-sitetov k gomoseksualistam (na kitaiskom iazyke) [Elektr. resurs] // Seksologiia v Kitae. № 5. URL: http://www.zgxkx.org/xingkexue/qsnxjk/201106/7 25.html[arkhivirovano v WebCite] (data obra-shcheniia: 10.06.2012).
Popov, A. G. (2005) Transformatsiia traditsion-noi gorodskoi sem’i v Kitae : avtoref. dis. ... kand. ist. nauk. M.
Pochagina, O. V. (2003) Kitaiskaia molodezh’: otnoshenie k sem’e i braku // Problemy Dal’nego Vostoka : nauchnyi i obshchestvenno-politicheskii zhurnal. №6. S. 109-124.
Realizatsiia «Prioritetnoi strategii zaniatosti naseleniia» (2012) (na kitaiskom iazyke) [Elektr. re-surs] // Kitaiskii novostnoi portal «Sin’khua». URL: http://news.xinhuanet.com/fortune/2012-01/04/c_ 122530446_2.htm[arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 30.05.2012).
Sun’ Siaopin (2011) Analiz problem grazhdan-skikh brakov i sozhitel’stva v sovremennom Kitae (na kitaiskom iazyke) [Elektr. resurs] // Tsikan’ : ezhenedel’nik. №1. URL: http://www.qikan.com. cn/Article/jxdk/jxdk201101/jxdk20110118.html[ar khivirovano v WebCite] (data obrashcheniia:
23.04.2012).
Tszen Ianbo (2007) Vosem’ aktual’nykh problem molodezhi. Shankhai : Izd. Shankhai shekhuikkhysi-ueiiuan’chubanshe. (Na kitaiskom iazyke).
Chelnokova, A. V. (2010) Fenomen «malen’kogo imperatora» i obraz ideal’nogo syna v Kitae // Isto-richeskie, filosofskie, politicheskie i iuridicheskie nauki, kul’turologiia i iskusstvovedenie. Voprosy teorii i praktiki. № 2. S. 101-103.
Chzhan Vei (2011) Zhenshchiny ne speshat vykhodit’ zamuzh [Elektr. resurs] // Partnery : per-vyi v Kitae kompleksnyi veb-sait na russkom iazyke. URL: http://russian.dbw.cn/system/2011/12/21/ 000439112.shtml[arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 2.01.2012).
Chzhu Khunbo (2011) Chto za zhizn’ u semei, gde net detei po sobstvennym ubezhdeniiam? (na kitai-skom iazyke) [Elektr. resurs] // San’tsin Doushibao (gazeta). URL: http://sanqin.com/article-44598-1.html (data obrashcheniia: 3.04.2012).
Chen Tin (2011) Zarplata vozrosla vdvoe za 5 let: neuzheli vse eshche tiazhelo? (na kitaiskom iazyke) [Elektr. resurs] // Den’gi: kitaiskoe ezhenedel’noe izdanie. URL: http://one.pingan.com/yizhangton-glicai/zixun/98440.shtml[arkhivirovano v WebCite] (data obrashcheniia: 1.06.2012).
60% gorodskikh zhitelei mogut soglasit’sia na «supruzhestvo na vykhodnye» (2012) (na kitaiskom iazyke) [Elektr. resurs] // Tensent. URL: http:// lady.qq.com/a/20120613/000011.htm [arkhiviro-vano v WebCite] (data obrashcheniia: 4.06.2012).
Научная жизнь
14-16 ноября 2013 г. в Московском гуманитарном университете состоялась Х Международная научная конференция «Высшее образование для XXI века», организованная университетом при поддержке и участии Комитета Государственной Думы ФС РФ по образованию, Комитета Совета Федерации ФС РФ по образованию и науке, Департамента образования города Москвы, Института философии Российской академии наук, Института психологии Российской академии наук, Института социологии Российской академии наук, АНО «Центр образовательных технологий», Национального института бизнеса, Национального союза негосударственных вузов, Союза негосударственных вузов Москвы и Московской области, Международной академии наук (IAS, Инсбрук, Австрия). В конференции приняли участие около 500 деятелей образования и науки из России, Австрии, Азербайджана, Великобритании, Вьетнама, Германии, Китая, Кубы, Польши, США, Украины. Российские участники представляли вузы и научные учреждения Москвы, Белгорода, Дзержинского Московской области, Екатеринбурга, Казани, Коломны, Набережных Челнов, Орла, Оренбурга, Рязани, Санкт-Петербурга, Сыктывкара, Твери, Ульяновска, Ярославля.
В 2014 г. журнал опубликует ряд докладов и материалов этой конференции.