УДК 347.6 : 618.39 «1920/1936»
Косяк Нелли Анатольевна
студентка факультета истории, социологии и международных отношений Кубанского государственного университета [email protected]
ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕМЕЙНО-БРАЧНЫХ ОТНОШЕНИЙ И ПОЛИТИКА ГОСУДАРСТВА В ОТНОШЕНИИ ИСКУССТВЕННОГО ПРЕРЫВАНИЯ БЕРЕМЕННОСТИ В 1920-1936 ГГ.
Kosyak Nelly Anatolyevna
Student of the History, Social Science and International Relations Department, Kuban State University [email protected]
TRANSFORMATION OF FAMILY AND MARRIAGE RELATIONS AND STATE POLICY CONCERNING INDUCED ABORTION IN 1920-1936
Аннотация:
В статье рассматриваются основные меры советского государства в 1920-1936 гг., направленные на регулирование демографических процессов.
Ключевые слова:
демографическая политика, семейно-брачные отношения, аборты, здравоохранение.
The summary:
The article deals with basic measures the Soviet government took in 1920-1936 in order to control demographic processes.
Keywords:
demographic policy, family and marriage relations, abortions, public health services.
Цель предлагаемых материалов - проследить трансформацию семейно-брачных отношений и политику государства в отношении искусственного прерывания беременности в 1920-1936 гг.
Новые социальные ценности: красные крестины, октябрины и свадьбы без попа становятся распространенным явлением как среди городских слоев, так и в станичной повседневности. И это не удивительно, ведь многие социально-демографические институты отжили свой век. Например, к концу 1920-х гг. заметно сократилось количество церковных браков в Ленинграде: накануне революции обряд венчания сопровождал 90 % всех свадеб, а к концу 1920-х гг. - 50 % [1, с. 270].
Упрощение процедуры развода привело к их бурному количественному росту. В первой половине 1920-х гг. в стране развернулись бурные дискуссии об устройстве семьи и половых отношениях. А. Коллонтай заявляла, что «для классовых задач пролетариата совершенно безразлично, принимает ли любовь формы длительного оформления союза или выражается в виде переходящей связи. Идеология рабочего класса не ставит никаких формальных границ любви» [2, с. 270].
В Краснодаре в 1920 г. на один развод приходилось 29 браков; в 1921 г. - 23; в 1923 г. - 13; в 1924 г. - 10; в 1925 г. - 4 [3, с. 163-171]. Самыми недолговечными оказались союзы, зарегистрированные после упрощения процедуры бракосочетания. Так, например, на браки, заключенные после 1920 г. приходится 78,6 % разводов [4]. Однако заметно снизилось и число браков. Юноши и девушки, как правило, не могли зарегистрировать брак из-за производственных или общественных нагрузок или из-за материальных трудностей, главным образом из-за отсутствия жилья. Лица моложе 24 лет женского пола, вступившие в брак, составляли 62 % в 1917 г., чуть более 50 % в 1922 г. и 46 % в 1926 г. (данные по Петрограду, Ленинграду) [5, с. 271, 275].
Несмотря на стремление власти провести изменение законодательства в интересах женщин, воспользовались им все же мужчины. Большинство женщин в случае разво-
да оказывались практически без средств к существованию, так как занимались домашним хозяйством и уходом за детьми.
Важнейшим направлением демографической политики является абортное законодательство. Разрешать или запрещать искусственное прерывание беременности - по сей день весьма дискуссионный вопрос.
Впервые в мире была легализована операция по искусственному прерыванию беременности в советской России, о чем свидетельствует постановление наркоматов юстиции и здравоохранения от 18 ноября 1920 г. [6, с. 35]. По утверждению А.Г. Вишневского, именно в 1920-е гг. исследователи пришли к выводу, что население СССР постепенно переходило к прямому контролю над рождаемостью [7, с. 206]. Он же пишет, что постановление, разрешающее аборт, было двусмысленным, так как «в то же время объявляло его «злом для коллектива», объясняло «моральными пережитками прошлого и тяжелыми экономическими условиями настоящего» и предсказывало его постепенное исчезновение» [8, с. 199-200].
Несмотря на то что аборты были разрешены с 1920 г., огромное их количество производилось подпольно. Причина - сохранение социетального контроля над рождаемостью, негативная реакция общественного мнения. Аборты в медицинских и правовых документах начала 1920-х гг. ассоциировались с «социальным злом» и социальной аномалией. Советское руководство вообще считало, что в ближайшем будущем женщинам не надо будет прибегать к данным мерам в связи с успехами возрастания социалистического строительства [9, с. 283].
В 1920 г. легальных абортов было проведено 1218, в 1925 г. - уже 2307 (или 50 % рождений) [10]. В крупных городах в 1925 г. на 1000 женщин приходилось 6 операций по прерыванию беременности [11, с. 283].
3 ноября 1924 г. было издано постановление о создании абортных комиссий для выдачи разрешения на бесплатный аборт с установлением порядка очередности для его производства: 1 - безработные-одиночки; 2 - одиночки-работницы, имеющие одного ребенка; 3 - многодетные, занятые на производстве; 4 - все остальные категории застрахованных; 5 - все остальные гражданки [12, с. 37]. А.Б. Генс объясняет данное положение следующим: «Мы предъявили к нашим больницам требование принять на койку большое число женщин для производства абортов, но число коек в них было и остается еще недостаточным, и, кроме того, в 1920-1923 гг. они еще в сильной мере были заняты инфекционными больными, и некоторые из них вообще не функционировали вследствие хозяйственной разрухи» [13, с. 37]. Неудивительно, что женщины, не дождавшись своей очереди, вынуждены были прибегать к подпольному аборту.
Что же побуждало женщину «совершать убийство»? Конечно, в большинстве случаев это была материальная нужда, а если быть конкретнее - отсутствие жилья.
Меняющиеся социально-экономические условия потребовали внесения ряда изменений в брачно-семейное законодательство. 19 ноября 1926 г. постановлением ВЦИК «в целях урегулирования правовых отношений, вытекающих из брака, семьи и опеки на основе нового революционного быта, для обеспечения интересов матери и особенно детей и уравнения супругов в имущественном отношении и в отношении воспитания детей» [14] утвержден и введен в действие с 1 января 1927 г. Кодекс о браке, семье и опеке [15]. С изменениями, связанными с принятием в дальнейшем законодательных актов, этот Кодекс действовал до 1 ноября 1969 г.
Признание юридической силы за фактическими брачными отношениями преследовало цель - защитить интересы женщины, когда брачные отношения не были оформлены в загсе. Для этого были необходимы следующие доказательства: о совместном прожива-
нии фактических супругов, ведении общего хозяйства и выявлении супружеских отношений перед третьими лицами, взаимной материальной поддержке и совместном воспитании детей. Нетрудоспособный нуждающийся супруг мог в течение года с момента расторжения брака претендовать на получение содержания [15].
Также было введено положение об общности имущества, нажитого супругами в процессе совместной жизни «ввиду того, что женщина к этому времени еще не достигла фактического равенства в образовательном, профессиональном отношении, часто занималась ведением домашнего хозяйства, непризнание юридической силы за фактическими брачными отношениями отрицательно сказывалось именно на ее интересах, так как при любом нарушении семейных отношений она не могла претендовать на приобретенное за время совместной жизни имущество, на получение алиментов в случае нетрудоспособности, невозможности получения работы вследствие еще не ликвидированной безработицы и т. п.» [16, с. 28].
Вводился единый брачный возраст для мужчин и женщин - 18 лет. Была упрощена и процедура развода, которая производилась только в загсе. В новом Кодексе отсутствовали правила о признании брака недействительным [17].
Кодекс 1926 г. упорядочил и упростил процедуру установления отцовства. Загс записывал по заявлению матери отцом ребенка лицо, указанное ею, и посылал этому лицу извещение о произведенной записи. Если в течение года извещенный не оспаривал свое отцовство в суде, он терял право опровергать отцовство [17]. Таким образом, наряду с судебным порядком организовывался регистрационный.
В 1926-1930 гг. во всех союзных республиках были приняты новые кодексы или распространено действие кодексов других республик. В основном их положения совпадали с Кодексом РСФСР, но были и некоторые различия, диктовавшиеся национальными, историческими и другими особенностями. Например, в ряде союзных республик для женщин был установлен более низкий брачный возраст, содержался институт признания брака недействительным и др. [18, с. 29].
Депопуляция начала 1930-х гг. мотивировала государство отказаться от легализации искусственного прерывания беременности, разрешенного в ноябре 1920 г. Согласно постановлению ЦИК и СНК от 27 июля 1936 г., запрещая аборт, правительство шло «навстречу многочисленным заявлениям трудящихся женщин».
«Великий» перелом наступил на рубеже 1920-1930-х гг., когда сформировались официальные нормы сексуальной и семейной жизни в советском обществе: моногамный брак, добрачная половая жизнь - аморальна, отклонения гендерной идентичности -осуждались, женщина могла реализовывать свою сексуальность только посредством де-торождений. Таким образом, руководство страны стало ориентироваться на идеал многодетности. В качестве идеала семейной жизни выступал И.В. Сталин [19, с. 275-276].
Сокращения количества абортов можно было добиться путем производства контрацептивов. Однако они по-прежнему считались элементом буржуазного разложения общества. Поэтому с 1930 г. в периодической печати началась мощная антиабортная кампания. В 1926 г. были запрещены аборты впервые забеременевшим женщинам; более того, данные операции стали платными, а цены на них постоянно повышались. В 1931 г. стоимость равнялась 18-20 рублям, в 1933 г. - от 20 до 60, а в 1935 г. - от 25 до 300. Однако с 1935 г. цена зависела от уровня обеспеченности женщины. Если средний заработок одного члена семьи равнялся 80-100 рублям, то за операцию брали 75 рублей. Данное положение заставляло многих женщин прибегать к нелегальным абортам или производить самоаборты, что приводило к ухудшению женского здоровья или к смертельному исходу. Многие женщины, идя на операцию не в первый раз (для жительницы
Ленинграда 30-35 лет норма 6-8 операций), не задумывались о ее последствиях для организма [19, с. 286].
Медики забили тревогу. Например, в Москве на одно рождение приходилось 2,7 аборта (это только в учреждениях Наркомздрава) [20, с. 27]. Меры нужно было принимать незамедлительно. Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июля 1936 г. аборты в стране были запрещены [21], вводилась целая система наказаний за нарушение данного запрета от штрафа до уголовной ответственности [22].
Но те ли меры были предприняты? Запрет не останавливал женщин - они прибегали к «подпольному» аборту, который лишал их способности к деторождению, приводил «не к прерыванию беременности, а к рождению умственно неполноценных детей или хронически больных младенцев» [23, с. 31].
К тому же, как пишет С.В. Захаров, закон 1936 г. «был во многом наивной попыткой тоталитарного государства переломить тенденцию к снижению рождаемости, «подправить» демографическую ситуацию после кризиса, вызванного «коллективизацией». Его эффект в повышении конъюнктурных показателей (числа родившихся, коэффициента суммарной рождаемости) в 1937 г. мы оцениваем не более, чем в 8 %» [24].
Таким образом, перемены, связанные с пропагандой новых социальных ценностей, хоть и быстро воспринимались населением, но зачастую влекли за собой не те результаты, которые преследовало руководство страны. Очевидно, это было время становления и изменения норм семейно-брачной жизни. Происходит укрепление традиционной модели семьи. Посредством законодательства государство контролирует жизнь граждан. Запрет аборта в 1936 г. - показательный пример, что правящим кругам еще долго придется учиться на собственных ошибках.
Ссылки:
1. Лебина Н.Б. Повседневная жизнь советского города: нормы и аномалии, 1920-1930 годы. СПб., 1999.
2. Цит. по: Лебина Н.Б. Указ. соч.
3. Подольская З.П. Брачность города Краснодара в 1925 году // Кубанский научно-медицинский вестник. Т. 9. Краснодар, 1928.
4. Государственный архив Краснодарского края (ГАКК). Ф. Р-1547. Оп. 1. Д. 23. Л. 10.
5. Лебина Н.Б. Указ. соч.
6. Жизнедеятельность семьи: Тенденции и проблемы / отв. ред. А.И. Антонов. М., 1990.
7. Вишневский А.Г. Воспроизводство населения и общество: История, современность, взгляд в будущее. М., 1982.
8. Демографическая модернизация России, 1900-2000 / под ред. А.Г. Вишневского. М., 2006.
9. Лебина Н.Б. Указ. соч.
10. ГАКК. Ф. Р-1547. Оп. 1. Д. 23. Л. 11.
11. Лебина Н.Б. Указ. соч.
12. Жизнедеятельность семьи...
13. Цит. по: Жизнедеятельность семьи...
14. Постановление ВЦИК от 19.11.1926 «О введении в действие Кодекса законов о браке, семье и опеке». [Электронный ресурс]. 11Р1_: 1"|Пр://\№№М.НЬи88г.гиМос_и88г/ ussr_3124.htm (дата обращения: 17.05.2012).
15. «Кодекс законов о браке, семье и опеке». [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ ussr_3124.htm (Дата обращения: 17.05.2012).
16. Советское семейное право / Под ред. В.А. Рясенцева. М., 1982.
17. «Кодекс законов о браке, семье и опеке». 11Р1_: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3124.htm (Дата обращения: 17.05.2012).
18. Советское семейное право...
19. Лебина Н.Б. Указ. соч.
20. Урланис Б.Ц. Рождаемость и продолжительность жизни в СССР. М., 1963.
21. Постановление ЦИК СССР № 65, СНК СССР № 1134 от 27.06.1936 «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». [Электронный ресурс]. 11Р1_: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4081.htm (дата обращения: 22.05.2012).
22. Постановление ВЦИК, СНК РСФСР от 10.05.1937 «Об изменении действующего законодательства РСФСР в связи с Постановлением ЦИК и СНК СССР от 27 июня 1936 года «О запрещении абортов, увеличении материальной помощи роженицам, установлении государственной помощи многосемейным, расширении сети родильных домов, детских яслей и детских садов, усилении уголовного наказания за неплатеж алиментов и о некоторых изменениях в законодательстве о разводах». [Электронный ресурс]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_4106.htm (дата обращения: 23.05.2012).
23. Жиромская В.Б. Демографическая история России в 1930-е гг. Взгляд в неизвестное. М., 2001.
24. Захаров С.В. Рождаемость в России: первый и второй демографический переход. [Электронный ресурс]. URL: http://demoscope.ru/weekly/knigi/konfer/konfer_08.html (дата обращения: 27.12.2011).
References (transliterated):
1. Lebina N.B. Povsednevnaya zhizn' sovetskogo goroda: normy i anomalii, 1920-1930 gody. SPb., 1999.
2. Cit. by: Lebina N.B. Op. cit.
3. Podol'skaya Z.P. Brachnost' goroda Krasnodara v 1925 godu // Kubanskiy nauchno-meditsinskiy vestnik. Vol. 9. Krasnodar, 1928.
4. Gosudarstvenniy arkhiv Krasnodarskogo kraya (GAKK). F. R-1547. Op. 1. D. 23. L. 10.
5. Lebina N.B. Op. cit.
6. Zhiznedeyatel'nost' sem'i: Tendentsii i problemy / ex. ed. A.I. Antonov. M., 1990.
7. Vishnevskiy A.G. Vosproizvodstvo naseleniya i obshchestvo: Istoriya, sovremennost', vzglyad v budushchee. M., 1982.
8. Demograficheskaya modernizatsiya Rossii, 1900-2000 / ed. by A.G. Vishnevskiy. M., 2006.
9. Lebina N.B. Op. cit.
10. GAKK. F. R-1547. Op. 1. D. 23. L. 11.
11. Lebina N.B. Op. cit.
12. Zhiznedeyatel'nost' sem'i...
13. Cit. by: Zhiznedeyatel'nost' sem'i...
14. Postanovlenie VTSIK ot 19.11.1926 «O vvedenii v deystvie Kodeksa zakonov o brake, sem'e i opeke». [Electronic resouce]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ ussr_3124.htm (date of access: 17.05.2012).
15. «Kodeks zakonov o brake, sem'e i opeke». [Electronic resource]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ ussr_3124.htm (Date of access: 17.05.2012).
16. Sovetskoe semeynoe pravo / Pod red. V.A. Ryasentseva. M., 1982.
17. «Kodeks zakonov o brake, sem'e i opeke». URL: http://www.libussr.ru/doc_ussr/ussr_3124.htm (Date of access: 17.05.2012).
18. Sovetskoe semeynoe pravo...
19. Lebina N.B. Ukaz. soch.
20. Urlanis B.TS. Rozhdaemost' i prodolzhitel'nost' zhizni v SSSR. M., 1963.
21. Postanovlenie TSIK SSSR № 65, SNK SSSR № 1134 ot 27.06.1936 «O zapreshchenii abortov, uvelichenii materi-al'noy pomoshchi rozhenitsam, ustanovlenii gosudarstvennoy pomoshchi mnogosemeynym, rasshirenii seti rodil'nykh domov, detskikh yasley i detskikh sadov, usilenii ugolovnogo nakazaniya za neplatezh alimentov i o nekotorykh izmeneniyakh v zakonodatel'stve o razvodakh». [Electronic resource]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ ussr/ussr_4081.htm (date of access: 22.05.2012).
22. Postanovlenie VTSIK, SNK RSFSR ot 10.05.1937 «Ob izmenenii deystvuyushchego zakonodatel'stva RSFSR v svyazi s Postanovleniem TSIK i SNK SSSR ot 27 iyunya 1936 goda «O zapreshchenii abortov, uvelichenii materi-al'noy pomoshchi rozhenitsam, ustanovlenii gosudarstvennoy pomoshchi mnogosemeynym, rasshirenii seti rodil'nykh domov, detskikh yasley i detskikh sadov, usilenii ugolovnogo nakazaniya za neplatezh alimentov i o nekotorykh izmeneniyakh v zakonodatel'stve o razvodakh». [Electronic resource]. URL: http://www.libussr.ru/doc_ ussr/ussr_4106.htm (date of access: 23.05.2012).
23. Zhiromskaya V.B. Demograficheskaya istoriya Rossii v 1930-e gg. Vzglyad v neizvestnoe. M., 2001.
24. Zakharov S.V. Rozhdaemost' v Rossii: perviy i vtoroy demograficheskiy perekhod. [Electronic resource]. URL: http://demoscope.ru/weekly/knigi/konfer/konfer_08.html (date of access: 27.12.2011).