Научная статья на тему 'ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН'

ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН Текст научной статьи по специальности «Прочие сельскохозяйственные науки»

CC BY
56
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО / ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА / АГРОУСЛУГИ / КЛАСТЕРИЗАЦИЯ

Аннотация научной статьи по прочим сельскохозяйственным наукам, автор научной работы — Айтбаев А.К., Пирлепесова И.П.

В статье рассматривается проводимые аграрные реформы в Республике Узбекистан. А также анализированы вопросы либерализации аграрного сектора, создания кластерной системы, формирования многопрофильных фермерских хозяйств в регионах республики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRANSFORMATION OF AGRICULTURE IN THE REPUBLIC OF UZBEKISTAN

The article deals with ongoing agrarian reforms in the Republic of Uzbekistan. And also the issues of liberalization of the agricultural sector, the creation of a cluster system, the formation of diversified farms in the regions of the republic were analyzed.

Текст научной работы на тему «ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ УЗБЕКИСТАН»

Айтбаев А.К. асситент кафедра «Экономика» Каракалпакский государственный университет

Пирлепесова И.П. асситент кафедра «Экономика» Каракалпакский государственный университет

ТРАНСФОРМАЦИЯ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА В РЕСПУБЛИКЕ

УЗБЕКИСТАН

Аннотация: В статье рассматривается проводимые аграрные реформы в Республике Узбекистан. А также анализированы вопросы либерализации аграрного сектора, создания кластерной системы, формирования многопрофильных фермерских хозяйств в регионах республики.

Ключевые слова: сельское хозяйство, трансформация сельского хозяйства, агроуслуги, кластеризация.

Aitbaev A.K. assistant department of economics Karakalpak State University Pirlepesova I.P. assistant department of economics Karakalpak State University

TRANSFORMATION OF AGRICULTURE IN THE REPUBLIC OF

UZBEKISTAN

Annotation: The article deals with ongoing agrarian reforms in the Republic of Uzbekistan. And also the issues of liberalization of the agricultural sector, the creation of a cluster system, the formation of diversified farms in the regions of the republic were analyzed.

Key words: agriculture, transformation of agriculture, agricultural services, clustering.

Сельское хозяйство является важным сектором экономики Узбекистана, на который приходится примерно 28,5% ВВП. В нем занято около 4,2 миллионов человек, что составляет более 30% от общей занятости в стране. Основными сельскохозяйственными культурами

являются хлопок и зерно, но отмена квот и контроля цен в 2020-2021 годах уже активно способствует диверсификации посевов, поэтапному переходу к выращиванию других культур, фруктов и овощей. Экспорт сельскохозяйственной продукции обеспечил примерно 9,8% внешних доходов Узбекистана в 2019 году.

Узбекистан проводит динамичные реформы и трансформацию экономики. Крупномасштабные реформы также осуществляются в агропродовольственном секторе, что открывает значительные новые возможности для дальнейшего расширения и диверсификации агропродовольственного сектора. Важная роль сельского хозяйства в экономике Узбекистана обуславливает и важную роль сельскохозяйственных реформ в экономических успехах республики. Так, Узбекистан был одной из трех стран региона Европы и Центральной Азии (ЕЦА), которые сохранили положительный экономический рост в 2020 году не смотря на пандемию.

Правительство рассчитывает, что проводимые реформы повысят продуктивность сельского хозяйства за счет внедрения новых технологий, в том числе ресурсосберегающих, и дальнейшего развития переработки и упаковки с целью увеличения стоимости отечественной и экспортной продукции. Планируется развивать текстильный сектор страны, улучшать цепочку создания добавленной стоимости.

По прогнозам, за счет внедрения научных и инновационных идей ежегодно на 6-8% будет увеличиваться объем производства плодов, овощей, картофеля, бобовых и масличных культур, мяса на 16%, молока на 13%, яиц на 27%, рыбы в 2 раза, мёда на 30%. Будет увеличена степень переработки плодов и овощей до 15%, мяса с 9 до 15%, молока с 14 до 18%.

Мировое сельское хозяйство становится все более зависимым от рыночной конъюнктуры, тогда как раньше оно развивалось в основном под действием политики протекционизма. Таким образом, развивающиеся страны получают сейчас возможность воспользоваться преимуществами инвестиций и получить экономические выгоды, учитывая рост спроса на продовольствие в этих странах, потенциал к росту производства и сравнительные преимущества на многих мировых рынках. Соответственно, устойчивое развитие и модернизация сельского хозяйства - ключевой приоритет любой макроэкономической стратегии развития страны, нацеленной на экономический рост и повышение уровня благосостояния населения.

С первых дней независимости в Республике Узбекистан последовательно осуществляется продуманная стратегия развития сельского хозяйства, направленная на обеспечение продовольственной безопасности страны. Основными важными направлениями

государственной политики в сфере сельского хозяйства в период 1991 -2016 годов стали:

- изменение структуры посевных площадей, сокращение почти в 2 раза посевов хлопчатника в пользу зерновых культур. В результате Узбекистан, который ранее импортировал более 80% потребности в зерне, обрел зерновую независимость;

- ликвидация государственных и коллективных сельскохозяйственных предприятий и создание фермерских хозяйств, обеспечивающих рост производительности труда на основе современных агротехнологий;

- диверсификация отраслей аграрного сектора, развитие картофелеводства, виноградарства, пчеловодства, птицеводства и рыбоводства;

- расширение системы льготного кредитования сельскохозяйственного производства;

- создание системы технического обслуживания фермерских и дехканских хозяйств, а также поставки для их нужд необходимых материально-технических ресурсов (ГСМ, химические удобрения, биологические и химические средства защиты растений, семена);

- формирование системы логистики для хранения и транспортировки сельскохозяйственной продукции, а также ее промышленной переработки.

Однако, к концу 2016 года дальнейшее развитие сельского хозяйства было под угрозой, так как прежние источники роста себя исчерпали, и оно натолкнулось на ряд барьеров, таких как монополия на экспорт продукции, регулирование экспортных цен, осуществление закупок сельхозпродукции в рамках госзаказа по несправедливым для сельхозпроизводителей ценам и др. В последние годы проводится определенная работа по направлению реформирования сельского хозяйства страны, в частности по совершенствованию системы государственного управления, широкому внедрению рыночных отношений, укреплению правовых основ взаимоотношений между субъектами, производящими,

перерабатывающими и реализующими сельскохозяйственную продукцию, привлечению в отрасль инвестиций, внедрению ресурсосберегающих технологий, а также обеспечению производителей сельскохозяйственной продукции современной техникой.

Вместе с тем отсутствие долгосрочной стратегии развития сельского хозяйства препятствует эффективному использованию земельных и водных ресурсов, широкому привлечению в отрасль инвестиций, получению производителями высоких доходов и повышению конкурентоспособности продукции.

Мы действуем в рамках 10-летней Стратегии развития сельского хозяйства, разработанной Министерством сельского хозяйства РУ при поддержке ЕС, ВБ, ФАО, а также других международных организаций и

экспертов. В соответствии со "Стратегией развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 гг" приоритетными являются девять направлений.

1. Обеспечение продовольственной безопасности населения. За короткий срок «индекс неполноценного питания» в Узбекистане беспрецедентно снизился с 15% до 2,4%, став одним из лучших результатов в регионе.

2. Улучшение агробизнес среды и создание цепочек добавленной стоимости.

3. Снижение государственного участия в отрасли и повышение инвестиционной привлекательности.

4. Обеспечение рационального использования природных ресурсов и защиты окружающей среды.

5. Развитие современных систем государственного управления.

6. Диверсификация государственных расходов на поддержку сектора.

7. Развитие системы аграрной науки, образования, информационных и консультационных услуг.

8. Развитие сельских территорий.

9. Разработка прозрачной системы отраслевой статистики.

На сегодняшний день уже ведутся работы по развитию сельскохозяйственных знаний, услуг и инноваций на базе новой гибкой современной системы АЫ^ и создаваемых в ее рамках многофункциональных центров во всех регионах республики. В этих экстеншн-центрах сельхозпроизводители уже начинают получать агроуслуги, пользоваться мобильными лабораториями, участвовать в образовательных мероприятиях. А местные и зарубежные производители товаров и услуг для сельского хозяйства получают возможность представить свою продукцию из первых рук, а также консультировать свою целевую аудиторию. В инфраструктуре АЫЗ есть демонстрационно -экспериментальные поля, где можно проводить исследования, тестировать и демонстрировать сельхоз технологии и многое другое. В 2022-2026 годах центры будут созданы во всех областях и крупных районах, предоставляя свыше 100 агроуслуг.

Большое внимание уделяется цифровизации сельского хозяйства, широкому внедрению технологий рационального использования водных и земельных ресурсов в рамках программы «Умное сельское хозяйство», а также на базе предоставления различных льгот, субсидий и кредитов. Например, такая влаголюбивая культура как рис, к 2026 году будет выращиваться на всех повторных полях рассадным методом. С этого года в качестве эксперимента введено дождевальное и капельное орошение этой сельхозкультуры, организована машинная высадка рассады риса.

Большое внимание также уделяется освоению новых и возвращению вышедших из сельхозоборота земель, повышению качества сельхозземель, что достигается в основном за счет внедрения новых технологий -ресурсосберегающих и улучшающих плодородие и продуктивность почвы. В целом, к 2026 году ожидается, что введенные в оборот сельхозземли будут составлять около 900 тыс.гектаров, земли с внедрением водосберегающих технологий - 1,2 млн га, в том числе 445 тыс.га капельного орошения. В 2022-2026 годах будет также увеличена урожайность в хлопководстве и производстве зерновых-колосовых. При этом посевные площади будут сокращаться, но будет увеличиваться их продуктивность.

Большая трансформация происходит в вопросах землепользования -разрабатываются новые механизмы получения земель сельскохозяйственного назначения, правила эксплуатации этих земель. Минимизируется вмешательство местных органов власти в вопросы выделения/изъятия сельхозземель.

С 2017 года в сельском хозяйстве Узбекистана появилось новое направление - кластерная система. Развиваются кластеры самого разного направления: хлопково-текстильные, плодоовощные, семеноводческие, зерновые, мясо-молочные и т. д. Главная цель создания кластеров -формирование единой цепи, объединяющей все процессы производства готовой продукции - от выращивания сырья до его переработки и изготовления конечного продукта. Конечно, стоит отметить, что данная система только налаживается и есть проблемы в отдельных звеньях цепи, но перспективы ее дальнейшего развития позволят наиболее эффективно использовать производственный потенциал сельского хозяйства Узбекистана.

Развитие кластерной и кооперативной системы с современной инфраструктурой и передовыми технологиями - это одно из приоритетных направлений реформ в сельском хозяйстве. Эта система обеспечивает цельную производственную цепочку «от поля до потребителями создает новые возможности для увеличения экспорта. В кластерах уделяется особое внимание повышению доходов производителей за счет высокой урожайности.

В 2018-2020 гг. для создания цепочки добавленной стоимости в кластеры были привлечены инвестиции на сумму 1,4 млрд долларов США. В 2019-2020гг были образованы интенсивные фруктовые сады площадью 10,8 тыс. га и виноградники с площадью 19,7 тыс. га. На 250 тысяч га земель были внедрены водосберегающие технологии и ресурсосберегающее современное оборудование на общую сумму 1,5 трлн. сумов.

На сегодняшний день налажена деятельность 463 агрокластеров по всем направлениям сельского хозяйства (хлопково-текстильное

направление, зерноводство, плодоовощеводство, рисоводство и т. д.). Кластерами охвачено 2,2 млн га сельхозземель. В текущем году будут реализованы 270 инвестиционных проектов по организации глубокой переработке хлопка на общую сумму 25,5 трлн сум, по плодоовощеводству 63 проекта на сумму 589 млрд сум, по зерноводству 122 проекта на сумму -1 трлн 164 млрд сум. В результате будет создано более 59 тыс. новых рабочих мест.

Таким образом, в 2017-2020 годах в сельском хозяйстве Узбекистана были проведены грандиозные реформы, результаты которых уже позволили обеспечить устойчивый рост отрасли и повысить ресурсоэффективность. В перспективе же они послужат наиболее полному задействованию имеющегося потенциала республики в сельскохозяйственном развитии и выведению Узбекистана в число мировых лидеров по производству и экспорту агропродовольственной продукции.

Использованные источники:

1. Указ Президента Республики Узбекистан от 09 октября 2017 г. № УП-5199 «О мерах по коренному совершенствованию системы защиты прав и законных интересов фермерских, дехканских хозяйств и владельцев приусадебных земель, эффективного использования посевных площадей сельского хозяйства»

2. Указ Президента Республики Узбекистан от 23 октября 2019 г. № УП-5853 «Об утверждении Стратегии развития сельского хозяйства Республики Узбекистан на 2020-2030 годы"

3. Аюпов Р.Х., Джуманиязова М.Ю. Цифровая трансформация в сельском хозяйстве Республики Узбекистан// International Journal of Humanities and Natural Sciences, vol.5-4 стр 88

4. Ильина Д. «Либерализация экспорта и расширение поддержки экспортеров плодоовощной продукции в 2017 -2021гг.» Журнал «Экономика: анализы и прогнозы № 1 (12) Январь-март 2021 с. 78-81

5. Ходжаев Ж Агропромышленные реформы Узбекистана: от кластеризации до цифровизации// Экономическое обозрение №8 (260) 2021

6. https://www.cer.uz/ru/post/civil/osnovnye-makroekonomiceskie-pokazateli-respubliki-uzbekistan-za-pervyj-kvartal-2021 -goda

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.