Научная статья на тему 'Трансформация роли высшего образования в современной экономике'

Трансформация роли высшего образования в современной экономике Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
130
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
восполнение трудовых ресурсов / востребованные профессии / демографический переход / занятость / конкурентоспособность / крайние поколения / миграция / образование / рынок труда / старение населения / трудовые ресурсы / потенциалные вызовы / экономически активное население. / competitiveness / demanded professions / demographic transition / economically active population / education / employment / extreme generations / labor market / labor resources / migration / population aging / potential challenges / replenishment of labor resources.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Озина Альбина Михайловна, Долинина Елена Андреевна

Конкурентоспособность государства на международной арене и обеспечение национальной безопасности обеспечивается, помимо прочего, вовлечением необходимого количества трудовых ресурсов высокого качества в экономику страны. При этом важно выявлять стратегически важные направления подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Количественная оценка трудовых ресурсов позволяет учитывать и определять направления повышения их эффективности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Transformation of the role of higher education in modern economy

High quality and the necessary amount of labor resources available to the country determine the competitiveness of the state on the international scene and ensure national security. This means that it is necessary to analyze the specific weight of youth in the population, ensure the social and economic involvement of citizens of “extreme generations” in the economy of the country, as well as to identify strategically important areas for training and retraining of professional staff. Quantitative assessment of trends in the state and use of labor resources allows you to take into account and determine the direction of increasing their effectiveness.

Текст научной работы на тему «Трансформация роли высшего образования в современной экономике»

Трансформация роли высшего образования в современной экономике Transformation of the role of higher education in modern economy

Ь Л московский

■p ЭКОНОМИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ

УДК 338

DOI 10.24411/2413-046Х-2019-15003 Озина Альбина Михайловна,

(SPIN-код: 1345-0359), доктор экономичсеких наук, профессор кафедры экономической теории Нижегородского института управления - филиала «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации»

Долинина Елена Андреевна, (SPIN-код: 1150-5704), аспирант Нижегородского института управления - филиала «Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации» Ozina Albina,

(SPIN-код: 1345-0359), Doctor of Economic Sciences, Professor,Professor of Economics Theory Department, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Nizhny Novgorod, (Russia) Dolinina Elena,

(SPIN-code: 1150-5704), Postgraduate Student, Department of Economic Theory, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Nizhny Novgorod, (Russia)

Аннотация. Конкурентоспособность государства на международной арене и обеспечение национальной безопасности обеспечивается, помимо прочего, вовлечением необходимого количества трудовых ресурсов высокого качества в экономику страны. При этом важно выявлять стратегически важные направления подготовки и переподготовки профессиональных кадров. Количественная оценка трудовых ресурсов позволяет учитывать и определять направления повышения их эффективности.

Summary. High quality and the necessary amount of labor resources available to the country determine the competitiveness of the state on the international scene and ensure national security.

This means that it is necessary to analyze the specific weight of youth in the population, ensure the social and economic involvement of citizens of "extreme generations" in the economy of the country, as well as to identify strategically important areas for training and retraining of professional staff. Quantitative assessment of trends in the state and use of labor resources allows you to take into account and determine the direction of increasing their effectiveness. Ключевые слова: восполнение трудовых ресурсов, востребованные профессии, демографический переход, занятость, конкурентоспособность, крайние поколения, миграция, образование, рынок труда, старение населения, трудовые ресурсы, потенциалные вызовы, экономически активное население.

Key words: competitiveness, demanded professions, demographic transition, economically active population, education, employment, extreme generations, labor market, labor resources, migration, population aging, potential challenges, replenishment of labor resources.

Перед современной Россией, которая находится в условиях усиливающейся в последние годы внешнеэкономической и геополитической напряженности, стоит стратегическая задача не только стабилизации социально-экономического положения, но и реализации «прорывных» направлений развития экономики.

Секторальные и индивидуальные экономические санкции, вводимые с 2014 г. и продолжающие расширяться до настоящего времени, существенно повлияли на темпы роста отечественной экономики. При этом одной из ключевых угроз национальной безопасности в области экономики является ее низкая конкурентоспособность. Данное обстоятельство обусловливает необходимость формирования, развития и реализации новых методов хозяйствования, в основе которых лежит опора преимущественно на внутренние ресурсы. Особое значение в этих условиях приобретает качество наполнения рынка труда, способного гибко и оперативно реагировать на динамику экономического развития с учетом социально-экономических ориентиров и реальных перспектив.

Как известно, уровень компетентности специалистов, соответствие профессионально-квалификационной структуры трудовых ресурсов потребностям и вызовам экономики определяют экономический потенциал страны. Ещё в 2009 г. в качестве одного из приоритетов государственной политики было определено повышение эффективности экономики на основе роста производительности труда и обеспечения конкурентоспособности продукции [9].

Термин «трудовые ресурсы» введен в научный оборот академиком С. Г. Струмилиным [5]. Сегодня под «трудовыми ресурсами» принято понимать часть населения, обладающую физическим развитием и интеллектуальными (умственными) способностями,

необходимыми для трудовой деятельности. В трудовые ресурсы входят как занятые, так и потенциальные работники. Объем трудовых ресурсов зависит от верхней и нижней границы законодательно установленного государством трудоспособного возраста. В структуре трудовых ресурсов, как известно, принято выделять две составные части:

• активную (функционирующую), непосредственно принимающую участие в производственном процессе;

• пассивную (потенциальную), подходящую по возрасту, состоянию здоровья и интеллектуальному развитию, но, в силу личных или социальных причин, не работающую.

По оценке Госкомстата России, численность трудовых ресурсов по состоянию на вторую неделю января 2018 г. составляет 75,8 млн. человек [11].

В данном контексте подчернем, что успех экономичсеких преобразований будет определять не столько количественными параметрами и структурой трудовых ресурсов, сколько спросом на качественно новую рабочую силу.

В связи со стремительным развитием информационных и телекоммуникационных технологий (ИТТ) быстро формируются новые модели занятости. Эти модели формируются на всех уровнях - от уровня трудовых ресурсов всего мира до уровня отдельных корпораций. При этом еще в 1990-х годах сложилась специфическая инфраструктура в сфере телекоммуникационных систем, которая предлагает потребителям новые сетевые услуги и, соответственно, приводит к появлению дополнительных рабочих мест. Только вокруг Интернета к концу 1990-х годов возникло примерно 400 тыс. рабочих мест. А за последние 15 лет в Японии, например, развитие информационного сектора привело к созданию 2,5 млн рабочих мест, в странах ЕС — 6 млн. рабочих мест в сфере ИТТ.

Кроме того, в этой сфере быстро растут возможности удаленной, дистанционной работы, которые позволяют квалифицированному специалисту работать из любой точки мира, где есть доступ к сети Интернет, что значительно расширяет уровень личной свободы и, что немаловажно, личной ответственности работника за результат своего труда. Также нельзя не заметить, что развитие ИТТ позволяет шире использовать частичную, временную, краткосрочную формы занятости. Подобные нововведения в процессе организации трудового процесса, еще невозможные два десятка лет назад, позволили за короткий период времени коренным образом пересмотреть модель формирования жизни и поведения современного человека в целом.

В целом, в мире происходит эволюция профессионально-квалификационной структуры рабочей силы. В разных странах мира быстро растет доля работников преимущественно

умственного труда (ученые, инженеры, техники, управленческие кадры, также работники умственного труда трудятся в образовании, здравоохранении, других секторах сферы услуг, например, в телекоммуникации, компьютерных, инжиниринговых, управленческих, кредитно-финансовых, страховых и других профессиональных услугах). Важно, что именно работники умственного труда в значительной степени обеспечивают создание новых технологий, и ноу-хау во всех сферах от производства до управления.

Центральное место во все более технологичной и основывающейся на знаниях экономике занимает высшее образование, которое является основой воспроизводства интеллектуального творческого потенциала рабочей силы, базой для подготовки и переподготовки специалистов нового типа.

Заметим, что проблема обосновывания роли высшего образования в системе экономических отношений давно интересовала отчественных ученых. Так, в конце прошлого столетия многие авторы уделяли боьшое внимание исследованию функций, выполняемых высшим образованием в экономике того периода [3, 6, 7, 9]. В начале 2000-х годов подобных исследований практически не было. По данному поводу Б. Саймон справделиво подметил, что идеи, подчеркивающие важность роли образования, находят поддержку в периоды оживления экономики, в то время как в периоды экономического спада популярны прямо противоположные идеи [4].

События, происходящие в экономической и социальной жизни общества обусловливают необходимость использования комплексного подхода к определению роли, места и значения высшего образования с позиции сегодняшнего дня. Практика показывает, что при рассмотрении роли высшего образваония в современной экономике можно выделить несколько аспектов.

Во-первых, экономический аспект, который связан с формированием социально-профессиональной структуры общества, подготовкой квалифицированных специалистов, способных эффективно трудится в определенной сфере практической деятельности в конкретной экономической обстановке. В современных условиях важнейшим аспектом деятельности системы высшего образования является формирование новой генерации работников, поскольку общий ход экономических преобразований в решающей мере зависит от уровня сформированности необходимых для новой экономики компетенций.

Во-вторых, социальный аспект высшего образования, который базируется на его участии в воспроизведении и развитии социальной структуры общества, связан с анализом и развитием взаимосвязей социального положения специалистов, их социальной мобильностью, исследованием степени соответствия формируемых в образовательных

организациях компетенций характеру и содержанию современного трудового процесса. В свою очередь, социальная структура общества воздействует на систему высшего образования как опосредованно (цели и содержание высшего образования, образовательные технологии, институциональные формы образовательных учреждений и др.), так и непосредственно (потребность в педагогических кадрах, наполняемость учебных групп и т.д.).

В третьих, культурный аспект высшего образования, который основан на его роли в сохранении, генерации и трансляции духовно-культурных ценностей, социальных норм и навыков, т.е. воспроизводстве культуры. Реальный механизм этого воспроизводства находит практическое воплощение в приобретении отдельными людьми (1111С) особой функции, которая позволяет им формировать и реализовывать нравственные нормы и привычки, влиять на поступки и деятельность других людей (обучаемых).

Обобщая изложенное, заключим, что система высшего образования выполняет важную, и вместе с тем особую роль, оказывая непосредственное влияние на всю экономику страны. Но и само высшее образование, в свою очередь, оказывается под сильным воздействием превалирующих экономических отношений, что прежде всего сказывается на состоянии системы финансирования высшего образования.

Анализ мирового опыта покказывает, что в развитых странах затраты на высшее образование стабильно возрастают. Согласно инофрмации о структуре расходов на высшее обпазование в странах-членх ЕС, затраты на одного обучаемого в целом коррелируют с показателями среднедушевого ВВП, хотя прямой зависимости здесь нет: в ряде стран примерно с одинаковым уровнем ВВП на душу населения (Италия и Финляндия), объемы государственного финансиррования высшего образования значительно различаются (Финляндия - 2,05% от ВВП, Италия - 0,78%). Заметим, что вместе с ростом затрат на образование государством принимаются меры, вплоть до реформаторских, по повышению эффективности от каждой вложенной единицы денежных средств.

В начале двухтысячных годов для решения задач инновационного развития страны были определены основные приоритеты модернизации экономики, в числе которых: повышение энергоэффективности и ресурсосбережения, развитие ядерных, космических, медицинских и стратегических информационных технологий [2].

Поскольку для реализации этих задач необходимо наличие высококвалифицированных инженерных кадров, была разработана и Указом Президента утверждена «Президентская программа повышения квалификации инженерных кадров на 2012-2014 гг.» [1]. Результаты реализации данной программы стали основой для дальнейшего развития программ

подобного обучения. Так, в течепие последних двух лет было реализовано 385 программ повышения квалификации, в которых приняли участие 82 образовательные организации [10].

Важным аспектом реализации программ стало расширение направлений и форм взаимодействия организаций образования и предприятий реального сектора экономики. Это позволило актуализировать учебные планы и адаптировать учебные программы под те компетенции и изменения в подготовке, которые действительно востребованы и актуальны на предприятиях на данный момент.

На реализацию задачи повышения качества подготовки кадров специалистов для новой экономики в системе высшего образования направлен Проект Министерства образования и науки Российской Федерации «Опорные вузы», главной целью которого является подготовка конкурентоспособных и востребованных в регионах расположения вуза специалистов. Для решения этой задачи производится отбор проектов программ развития, в том числе за счет создания университетских центров инновационного, технологического и социального развития регионов. Перед вузами ставятся задачи по модернизации образовательной деятельности; модернизации научно-исследовательской и инновационной деятельности, включая развитие инновационной экосистемы университета; развитие кадрового потенциала; модернизация системы управления университетом; модернизация материально-технической базы и социально-культурной инфраструктуры; развитие местных сообществ, городской и региональной среды. Что характерно, одним их важных критериев в отборе опорного вуза является доля выпускников, трудоустроившихся в течение календарного года, следующего за годом выпуска, в субъекте Российской Федерации, на территории которого находится университет. Это вторит общим мировым тенденциям, согласно которым именно развитие науки и высокопрофессиональных кадров способно расширить возможности региональной, а, следовательно, и общегосударственной экономики.

Список литературы

1. Указ Президента РФ от 07.05.2012 N 594 "О Президентской программе повышения квалификации инженерных кадров на 2012 - 2014 годы", [электронный ресурс] - режим доступа URL http://kremlin.ru/acts/bank/35258 (дата обращения 10.04.2019)

2. Березин Л.Я., Гуртов В.А., Матвеев В.А., Сигова С.В. Приоритеты экономического развития субъектов Российской Федерации. - М.: Кучково поле, 2005. - 496 с.

3. Матросов В.Л. Тревоги и надежды высшей школы Олссии // Педагогика - 1995. - №3, С. 3-6

4. Саймон Б. Общество и образование. - М., 1989. -123с.

5. Струмилин С. Г. Наши трудовые ресурсы. М., Изд. Госплана, 1922.

6. Тимофеева В.К.. Системный подход к проблеме совершенствования высшего образования // Высшее образование. - 1994. - «2, с. 116-124

7. Юдин В.К. Роль и место вуа в системе рыночых отношений // Высшее образование. -1994. - №1, с. 96-107

8. Развитие университетов в условиях рыночной экономики / Ред. Е.Н. Жильцов, П.Н. Ломанов. - М.: Изд-во МГУ, 1994. - 103 с.

9. Медведев Д.А. Россия, вперед!, [электронный ресурс] - режим доступа URL: https://www.gazeta.ru/comments/2009/09/10 a 3258568.shtml. (дата обращения: 01.02.2018)

10. Материал с сайта Министерства образования и науки Российской Федерации, Ы^://минобрнауки.рф/т/новости/9500 (Дата опубликования: 03.02.2017. Дата обращения: 10.03.2017)

11. Срочные информации и справки по актуальным вопросам. Федеральная служба государственной статистики - [электронный ресурс] - режим доступа URL: http://www.gks.ru/bgd/free/B04 03/IssWWW.exe/Stg/d03/36.htm(дата обращения 10.04.2019)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.